Может ли быть гром зимой. Почему зимой не бывает грозы, с чем это связано? Почему происходят грозы

Прежде, чем выяснить, бывает ли гроза зимой, следует определить, что же такое вообще представляет собой это природное явление, что его вызывает и без чего оно невозможно в принципе.

Причины возникновения грозы

Для образования грозового фронта необходимы три основные составляющие: влага, перепад давления, вследствие чего образуется грозовое облако, и мощная энергия. Основным источником энергии является небесное светило солнце, которое освобождает энергию при сгущении пара. В силу того, что в зимний период наблюдается недостаток солнечного света и тепла, подобная энергия не может вырабатываться в достаточной степени.

Следующим компонентом является влага, но вследствие поступления ледяного воздуха, атмосферные осадки наблюдаются в виде снега. При приходе весны температура воздуха становится выше, и в воздухе образуется значительное количество влаги, достаточной для образования грозы. Вообще, чем больше ее в воздухе, тем большей силой обладает электрический разряд молнии.

Снежная гроза на территории России

Существует такое понятие, как снежная, или снеговая гроза, но явление это крайне редкое и происходит в основном на берегах больших незамерзающих водоемов: морей и озер. В России снежные грозы чаще всего бывают в Мурманске, приблизительно раз в год. Впрочем, это атмосферное явление, хоть и редко, можно наблюдать на территории европейской части России. Так, например, они были зафиксированы в Москве в первом зимнем месяце в 2006 году, причем два раза и один раз 19 Января 2019 года.

Здравствуйте!
Ваше мнение является неточным, поскольку зимние грозы бывают, причём даже иногда несколько раз в зиму, а это уже достаточная регулярность явления, а не редкость, и они регистрируются метеорологами.

Дело в том, что летом гроза бывает чаще, так как она возникает в случаях двух разных типов процессов, создающих мощные грозовые облака. Один из этих процессов, при котором формируются грозовые облака - наиболее часто встречающийся и наблюдающийся только летом - это так называемая "внутримассовая конвекция", когда за счёт прогрева подстилающей поверхности Солнечными лучами перегретые воздушные массы устремляются вверх (конвективные "ячейки") за счёт сил плавучести.

Поднимаясь вверх в конвективной ячейке, воздух расширяется и поэтому охлаждается, идёт бурный процесс конденсации, а выше 0 град.С - процесс сублимации, что приводит к возникновению и накоплению зарядов в облаке и соответственно, к разрядам молнии, жидким ливневым осадкам, и даже к граду, а также сильной турбулентности воздуха на высотах и у Земли и к шквалистым усиления ветра в зоне грозового облака. Но кроме указанной "внутримассовой конвекции" ещё и существует процесс вынужденной, так называемой "динамической" конвекции, когда проходит холодный атмосферный фронт, то холодный воздух быстро "подтекает" под тёплый снизу и вытесняет его вверх, и это может происходить как летом, так и зимой.

При фронтальном процессе вторжения холодного воздуха также возникают мощные кучево-дождевые и грозовые облака, дающие ливни, грозы и даже град. Но летом фронтальный процесс происходит на более высоком фоне температуры, в связи с чем в тёплое время года фронтальные грозовые облака дают обычные жидкие ливневые осадки и даже град, в то время как а в холодное время года прохождение мощного холодного фронта, вместе с видимой и слышимой грозой, наблюдается выпадение мощных ливневых снежных "зарядов", когда крупный снег "валит хлопьями", иногда вместе с сильными порывами ветра. Так что "зимняя гроза" обычное явление природы, и ни такое уж редкое!

Все явления природы, вызываемые конвекцией (ливневые осадки, молнии, град, снежные заряды, турбулентность в атмосфере, вызывающая болтанку самолётов, шквалистые ветры у Земли при грозе) представляют чрезвычайную опасность для работы авиации, в связи с чем как на аэродромном радиолокаторе "кругового обзора", так и на экране "путевого локатора" самолёта специально заведена частота, на которой хорошо видны грозо-градовые облака, что позволяет воздушным судам успешно обходить эти облака для сохранения безопасного полёта.
Всего Вам доброго.

Всем нам с детства известна знаменитая фраза про «грозу в начале мая». Да и в другие времена года мы тоже нередко сталкиваемся с этим природным явлением. Однако с наступлением зимы мы забываем о грозах, переключая своё внимание на снег и метели. Некоторые из нас даже и не подозревают, что в это холодное время данное природное явление тоже может удивить нас своим появлением. Однако это является скорее аномалией, чем закономерностью. Так почему же зимой природа не радует любителей гроз? На этот вопрос мы ответим в данной статье.

Как появляется гроза?

Для того, чтобы понять, почему в зимнее время года мы не сталкиваемся с грозами, необходимо разобраться в самом механизме образования данного природного явления.

Итак, для того чтобы в небе образовался грозовой фронт, необходимо несколько составляющих:

  1. Влага , которая содержится в воздухе. Когда воздух в тёплое время года поднимается вверх, происходит его охлаждение. Благодаря этому влага, находящаяся в воздухе, превращается в совсем маленькие капельки и преобразуется в облако.
  2. Потоки воздуха . Для того, чтобы облако из обыкновенного кучевого превратилось в настоящую грозовую тучу, необходимы восходящие потоки тёплого воздуха, которые исходят от нагретой земли. Данные потоки увлекают за собой более лёгкие и быстрые мелкие капли влаги, которые на своём пути сталкиваются к крупными, опускающимися вниз. Во время этих столкновений происходит электризация, и частички влаги получают свои заряды: мелкие - положительный, а крупные - отрицательный.
  3. Перепад давления . Это именно тот элемент, который заставляет ту самую влагу проливаться на землю в виде дождя. Перепад возникает из-за того, что мелкие капли, несущие в себе положительный разряд, собираются в верхней части облака. А более крупные, заряд которых отрицательный, движутся к низу. Таким образом облако оказывается центром образования электрической энергии. Далее отрицательный заряд из тучи направляется в землю, а это значит, что происходит такое явление, как молния.

Таким образом, для того, чтобы началась гроза, и на землю пролился дождь, необходим влажных и хорошо разогретый воздух. Именно летом чаще всего все необходимые компоненты собираются вместе, и мы можем наблюдать за непогодой.

Почему зимой нет грозы, грома и молнии?

Внимательно изучив весь процесс образования грозового фронта, мы сможем легко ответить на этот вопрос. Дожди, гром и молнии зимой - явление крайне редкое, практически невозможное, так как ни один из перечисленных выше факторов не соответствует данному времени года.

  • В зимнее время воздух сложно назвать влажным, так как холода препятствуют образованию излишка воды в атмосфере. Любая избыточная влага в воздухе благодаря низким температурам мгновенно замораживается и выпадает на землю осадками в виде снега;
  • Перепады давления и температуры тоже не происходят так же часто, как в тёплое время года, ведь отсутствует движение потоков холодного и тёплого воздуха;
  • Одним из основных факторов, из-за которых капли влаги в атмосфере электризуются, что приводит к образованию грозы, — это энергия. А основным источником энергии является, конечно же, солнечный свет, которого недостаточно в зимнее время.

Итак, самый главной причиной того, что зимой не бывает гроз, молний и грома является недостаток солнечного тепла. Именно из-за этого воздух становится холодным, что препятствует образованию лишней влаги в атмосфере.

Кроме того, в это время года земля значительно остывает, соответственно, тёплые воздушные потоки не поднимаются вверх и не происходит перепада давления.

Бывает ли гроза зимой?

Несмотря на то, что, как уже было сказано, образование грозового фронта в холодное время года практически невозможно, метеорологии известны множества исключений из этого правила. Эти исключения чаще всего можно наблюдать на южных территориях, находящихся недалеко от больших водных массивов.

Воздушные потоки и циклоны нередко могут приносить со стороны бассейнов океанов и морей мощные воздушные массы, полные влаги. В таком случае образование грозы просто неизбежно. Однако данное явление нельзя наблюдать очень часто.

Кроме того, нередко в таких краях можно найти и горные образования, что тоже сильно влияет на поведение воздушных масс. Когда тёплые и влажный воздух, принесённый с моря, сталкивается с горным массивов, он преодолевает его, стремительно охлаждаясь. Эти условия лучше всего подходят для конденсации, и во время её образования появляются облака.

Однако они не всегда становятся грозовыми, иногда застывая наверху. В этом случае мы можем наблюдать привычный красивый пейзаж: горная вершина, утопающая в пенистых белых облаках.

Снежная гроза

Ещё одним примером появления грома и молний во время зимы является образование снежной или снеговой грозы.

Снежная гроза - очень редкое метеорологическое явление, наблюдать которое - настоящее везения с точки зрения науки. Однако обычным людям подобная непогода приносит скорее неудобство.

Главное отличие снеговой грозы от любой другой заключается в том, что столкнуться с ней можно только в зимнее время года. Кроме того, во время этого явления вместо ливневого дождя начинается сильный снег, сопровождаемый раскатами грома, молниями и сильными порывами ветра, несущими ледяную крошку.

К счастью, такую пургу и метель можно встретить довольно редко, поэтому больших проблем эта непогода не приносит.

Особенное место

Несмотря на все аномалии, на всей планете грозы закономерно появляются чаще летом, чем зимой. Однако есть одно особенное мест на Земле, которое не подчиняется этому правилу.

На территории северо-западного побережья Японского моря зимой грозовой фронт можно встретить гораздо чаще, чем летом. Это связано с тем, что в холодное время года здесь происходит столкновение двух противоположных воздушных масс: сухой и холодной, приносимой из Восточной Сибири, и влажной и тёплой, которая идёт со стороны Цусимского пролива. В результате их столкновения образуются тяжёлые низкие облака, сильно вытянутые по горизонтали, которые позже превращаются в грозовые.

Молнии здесь тоже имеют свои особенности. Они образуются гораздо ниже и несут в более мощный заряд, в раз превосходящий тот, который заключён в обычных молниях. Количество молний здесь также превосходит среднестатистическое, однако, к счастью, по большей части они не доходят до земли и ударяют в море.

Таким образом, обычные грозы зимой - явление достаточно редкое. Чтобы произошло образование грозы в холодное время года, необходим целый ряд факторов, которые обычно не так просто соединить вместе в данный период. Однако существуют и некоторые исключения, которые, к счастью, случаются довольно редко.

Видео: возможно ли появление гроз в зимнее время?

В данном ролике Дмитрий Побединский расскажет, почему с точки зрения физики зимой не могут образовываться грозовые тучи:

Когда в ноябре 1942 года замкнулось кольцо окружения вокруг 6-й полевой немецкой армии, Гитлер немедленно издал указ, в котором требовал «остановить наступление противника и вернуть утерянные с начала наступления противника позиции» .

Он ставил эту задачу перед новообразованной группой армий «Дон» и ее командующим Э. Манштейном, совершенно не осознавая опасности положения немецких войск в районе Сталинграда.

А. Гитлер обсуждает план боевых действий с генерал-фельдмаршалом Э. фон Манштейном Автор фото: Вальтер Френц

Последняя надежда

Эрих фон Манштейн был видной фигурой в военном деле своего времени. Именно он в 1940 году предложить нанести удар по Франции через горы Арденны, и в результате этой блестяще проведенной операции получил Рыцарский крест Железного креста.

В мае 1942 года войска под его командованием захватили крепость Севастополь. Когда Манштейна направили под Сталинград, он уже снискал себе славу лучшего стратега Третьего Рейха.

Но и его полководческие умения не смогли сотворить чуда в декабре 1942 года – им противостояли непреодолимые обстоятельства: суровая русская зима с трескучими морозами и метелями, малые силы, отданные в его распоряжение, и… неспособность Паулюса нарушить приказ фюрера.


Генерал пехоты Эрих фон Манштейн на крымском фронте в своем штабном автомобиле, 1942 год. Автор фото: Кирше (Kirsche)

Вопрос о необходимости прорыва кольца вокруг блокированной 6-й армии витал в воздухе, начиная с 20-х чисел ноября. Паулюс слал в Ставку запрос за запросом с просьбой разрешить начать прорыв.

В Генштабе вермахта не утихали споры – Гитлер не желал оставлять Сталинград, ведь для прорыва требовалось покинуть практически захваченный город. Для него это был вопрос престижа, и фюрер тянул время, откладывая неприятное решение.

В конце концов, 1 декабря план операции «Зимняя гроза» был утвержден. По кольцу окружения предполагалось нанести два деблокирующих удара – в районе станицы Нижне-Чирская под Калачом и с юго-запада в районе Котельниково.

12 декабря группа армий Манштейна должна была перейти в наступление и проломить оборону советских войск, пробив «коридор» для вывода армии Паулюса.

Хотя «вывод» в данном случае не подразумевал полной эвакуации – приказа покинуть захваченный город никто так и не отдал. Мобильные части 6-й армии должны были выдвинуться вперед и соединиться с частями Манштейна. Через образовавшийся же коридор собирались немедленно пустить колонну грузовиков со снабжением – позади передовых частей Манштейна ждали своего часа тягачи с 3000 т. груза – горючим, боеприпасами и продовольствием для 6-й армии.

Ход операции «Винтергевиттер». Источник: Википедия

«Манштейн идет!» - ситуация внутри котла

Довольно скоро новости о готовящемся наступлении дошли до окруженных под Сталинградом немцев. В рядах 6-й полевой армии воцарилось радостное возбуждение: фюрер выручит нас!

Как писал Иоахим Видер, служивший в 6-й армии офицером для особых поручений, в своей книге воспоминаний «Катастрофа на Волге»:

«С быстротой молнии распространился, словно единый пароль, клич: «Манштейн идет!» .

Окруженные воспряли духом – ведь спасение казалось таким близким. Особую радость вызывало и то, что освобождать их будет сам фельдмаршал Манштейн, этот крупный военачальник, обладающий незаурядным талантом полководца.

Штабной полевой телефон накалился от звонков с передовой – командиры требовали ободряющих сведений о приближении «спасителей», чтобы поднять боевой дух своих солдат. Ведь урезанная ежедневная пайка и строгий лимит на расходование боеприпасов сильно подкосили их оптимизм.

«Все мы надеялись на приближение великого часа избавления, и каждый, естественно, связывал с этим и свои личные заветные желания и мечтал о собственных маленьких радостях. Для меня это, прежде всего, были надежды на получение рождественской почты и посылок из дома, чудесных посылок, битком набитых всякой всячиной. Родные уже сообщали, что выслали их мне, и, конечно же, они давно ждали меня где-то за пределами «котла». – вспоминал Видер.


Немецкий солдат у грузовых контейнеров, подготовленных для снабжения немецких частей в Сталинграде. 1942-1943 гг.

Танковые части Гота быстро продвигались в районе Котельникова – с начала наступления 12 декабря, к слову, неожиданного для Красной армии, к 19 декабря они уже углубились внутрь советской обороны на 100 километров.

Уже слышали окруженные немцы залпы родной артиллерии на западном участке своего «котла». Лишь 50 километров отделяли их от «спасителей».

«Держитесь! Идем на выручку!» – скупой текст радиограммы Гота с быстротой молнии облетел передовые части западной части «котла».

Все с нетерпением ждали приказа выдвигаться навстречу, чтобы прорвать кольцо окружения изнутри. Нужно было лишь сократить расстояние до 30 километров – именно на столько хватало горючего у окруженной армии, чтобы совершить марш-бросок. Тыловые службы лихорадочно готовились к приему большого количества автоколонн с грузом – тысяч тонн продовольствия и другого имущества.

Но сигнал о наступлении все не приходил. С ужасом наблюдали окруженные, как противник снимает с их участка одну за другой танковые части и тяжелое вооружение и перебрасывает на запад и на юг, навстречу группировке Манштейна:

«Сообщения, поступавшие с внешнего фронта окружения вызывали у нас серьезное беспокойство: русские снимали свои соединения не только с участка нашего корпуса, но и с других участков. Создавалось впечатление, что русские уже не уделяют свое основное внимание окруженной армии. Судя по всему, они не склонны были переоценивать наши силы и возможности и вообще уже не принимали нас всерьез». – писал Видер.


Артиллеристы - гвардейцы осматривают захваченные немецкие 150-мм шестиствольные реактивные минометы «Небельверфер» 41 (15 cm Nebelwerfer 41) на Сталинградском фронте.

Провал операции

И вскоре до находящихся в котле дошла страшная весть – наступление Эриха фон Манштейна захлебнулось. Оставалась ещё надежда на снабжение по «воздушному мосту» с Тацинского и Морозовского аэродромов беспрерывно летали транспортные самолеты с грузами для котла.

Но вскоре и там появились советские танки. На немецких транспортных узлах воцарилась страшная неразбериха – тыловые службы охватила паника, полыхали, как чудовищные фейерверки, склады с боеприпасами, самолеты, пытавшиеся взлететь, сталкивались в воздухе.


Рейд на станицуТацинская корпуса генерала Баданова. Декабрь 1942 года

А советские танкисты давили и повреждали транспортные самолеты вермахта, взрывали интендантские склады и уничтожали все, что попадалось на пути.

На рождество никто из 6-й армии так и не дождался подарков и почты из дома. 25 декабря группировка Манштейна отошла на позиции, на которых находилась до начала операции, потеряв практически всю технику и более 40 тыс. человек. Последняя возможность спасти окруженную армию была безвозвратно упущена.