Оборотни мифы и легенды. Легенды об оборотнях: миф или реальность

Легенды об оборотнях существуют во многих культурах, упоминания о них были найдены в древнейших трактатах самых разных стран и цивилизаций.



История


В основном легенды об оборотнях возникали в тех странах, где водились волки. И не просто водились, а представляли реальную угрозу для жителей.


Первые упоминания были найдены в древнегреческой мифологии. Аркадский царь Ликаон подал Зевсу, насмехаясь над ним, блюдо из собственного сына. За что бог прогневался на тирана и превратил его в волка.




В скандинавской мифологии волки вызывали скорее восхищение и почтение. Недаром верховный бог Один всегда был в сопровождении двух волков – Джерри и Фрекки. Больше всего упоминаний об оборотнях было в европейских странах, в частности – во Франции, Англии и Германии.


Большинство легенд берет свои корни со времен Инквизиции. В те времена любого, кто был уличен в колдовстве, подвергали казни. То же самое касалось и подозреваемых в оборотничестве. Люди подвергались очень жестоким пыткам и готовы были сознаться в чем угодно, оговорив не только себя, но своих близких.




Процесс превращения в оборотня


Существует три возможных причины превращения в оборотня – наследственность, укус другого оборотня и проклятие мага или бога.


Если проклятие оборотня было получено генетически (от одного или двух родителей, или от более дальних родственников – бабушек и дедушек), то до определенного момента оно может не проявляться.


В некоторых случая – всю жизнь, передавшись только собственным детям. Проявление происходит в основном в каких-то пиковых ситуациях – особого эмоционального состояния, солнечного затмения, парада планет или при угрозе жизни.




Укус же имеет несколько иную природу. Проклятие начинает действовать практически сразу, причиняя сильные мучения и весьма заметную трансформацию. К тому же проявляются такие черты характера, как агрессивность и жестокость.


Симптомами может стать чрезмерная чувствительность к яркому свету и громким звукам, необъяснимое беспокойство. Со временем оборотень с приобретенными способностями учится их контролировать и симптомы уже не столь очевидны, но агрессия и жестокость сохраняются навсегда, может быть чуть в приглушенной форме.


Ставшими оборотнями в результате колдовства могут быть сами маги и боги, наложившие на себя заклятие. В этом случае подобное колдовство не причиняет никаких беспокойств или страданий, и может быть контролируемо. В частности, скандинавский бог Локи мог принимать облик волка по своему желанию.




В обратной ситуации проклятие накладывается на кого-то, ставшего неугодным колдуну или богу. И обычно такая трансформация либо вообще не снимается до конца жизни, либо для ее преодоления потребуется очень много усилий и весьма сложные условия.


В медицине существует термин «ликантропия». В психиатрии его употребляют к людям, уверенным в том, что они являются каким-либо животным: волком, лисицей, кошкой, птицей и любым другим.

Мировая история хранит множество преданий и легенд о людях-оборотнях, обладающих уникальной способностью перевоплощения в животных. Что в народном творчестве правда, а что - плод воображения? Существуют ли подобные особи, или это чья-то разыгравшаяся фантазия? Давайте попробуем разобраться.

Первые сообщения о людях в зверином обличье относятся к античным временам. Как правило, преображение людей в «братьев наших меньших» происходило при полной луне. Иногда для этого применялись крем или мазь, обладающие уникальными свойствами. Их нужно было втирать в кожный покров. Нередко процесс трансформации совершался безо всякого использования колдовских средств, как только на небе появлялась .

Те, кто принимает звериный облик

Редкие люди обладали уникальной врожденной способностью принимать звериный облик самостоятельно. Чаще вервольфами и волкодлаками люди становились после укуса подобных существ. Вновь обращенные обладали невероятной силой, были крайне злы и коварны. Они представляли собой сочетание человеческого разума с животным проворством, когтями и клыками.

В средневековых трактатах встречаются описания оборотней, какими их видела инквизиция. Обвинить в превращении в дикое животное можно было практически любого человека при наличии у него кустистых бровей, которые срослись на переносице, повышенного волосяного покрова на теле, нестандартных зубов, острых на кончиках ушей.

Даже если у человека не наблюдалось вышеперечисленных недостатков, то ему всегда можно было предъявить обвинение в том, что он утолял жажду из родника, облюбованного волками. В те времена считалось, что для обращения в зверя этого вполне достаточно.

В существование человека-зверя верило абсолютное большинство жителей Европейского континента. На подозрительных людей устраивались облавы. После поимки их пытали, судили и обычно сжигали на костре. Если какому-либо зверю случалось загрызть домашнее животное или человека, так крестьяне сразу находили «волкодлака» или «вервольфа» из числа своих сограждан. Обычно жертвой становился человек, который выделялся нестандартным образом мышления или обликом.

За сто лет во Франции нашли, осудили и казнили около 30-ти тысяч человек. Сколько из них было «вервольфов», одному Богу известно. И другие страны старались от Франции не отставать. В Германии 17-го века в подобном грехе обвинили сразу несколько десятков человек. Их обезглавили по приговору суда, а останки сожгли.

Существовала легенда, что для превращения в волкодлака человек-оборотень должен был вывернуть наизнанку свою кожу. , отличавшиеся редкостным «гуманизмом», нередко пытались найти волчью шерсть под кожей своих жертв. Что закономерно, после таких «экспериментов» никто не выживал.

Свидетельства прошлого

Трансформация человека в оборотня описана в средневековых трактатах следующим образом:

«Первое время такое существо ощущает некоторый озноб и жажду. Затем появляется необычайная головная боль, удлиняются и отекают руки, огрубевает кожный покров, все тело покрывается испариной. Существо начинает рычать или реветь, одежда на нем трещит и рвется, кожный покров темнеет и зарастает шерстью. Монстр испытывает ненависть и лютую жажду крови».

Существуют свидетельства, что в некоторых случаях оборотня удавалось убить простым ружьем. Правда, есть одна оговорка - пули применялись освященные в церкви или серебряные. Для выявления оборотня достаточно было нанести ему ранение в район конечности в тот момент, когда он существовал в зверином обличье. Впоследствии нужно было всего лишь найти человека с раненной рукой или ногой.

Волчья лапа - рука жены?

Эта история произошло во Французской провинции Овернь, в конце 16-го века. К знатному господину по имени Санрош заехал в гости известный на всю округу охотник Фероль. Он пригласил своего друга на охоту, но Санрош был занят и вынужден отказаться от любезного предложения.

Санрош принял ожидающего его адвоката, отобедал и пошел встречать своего товарища с охоты. Он нашел Фероля в плачевном состоянии. Все тело охотника было в крови, а одежда его была разорвана в клочья. Израненный мужчина рассказал, что в лесной глуши на него набросился огромный свирепый волк - попасть в него из мушкета было не возможно, точно зверь был заговоренный. Пришлось защищаться от этого монстра внушительного размера ножом. В какой-то момент Фероль изловчился и одним ударом отсек зверю переднюю конечность. Тот взвыл и словно растворился в воздухе.

По окончании рассказа охотник хотел продемонстрировать знакомому боевой трофей, он распахнул свою сумку и изумился. Там, где должна была лежать звериная конечность, находилась отрубленная человеческая кисть. На одном из пальцев виднелся именной перстень.

Теперь Санрошу пришлось удивиться - он без труда узнал перстень, который в прошлом подарил своей жене. Санрош бросился домой, где в спальне на кровати нашел свою жену, всю залитую кровью. Ее рука была отрублена почти по локоть. Прошло немного времени, и женщина призналась, что она - оборотень. Ее муж долго боролся с собой, но затем все-таки выдал несчастную властям. После непродолжительного следствия и суда женщина-волк была сожжена.

Как появилась вера в оборотней

Интересно, почему вера в оборотней была особенно сильна в давно ушедшие времена? Как удалось выяснить ученым-антропологам, это убеждение было присуще практически всем народностям нашей планеты. Только хищник, в которого превращался оборотень, был у каждого народа свой. Например, в Индии это был король джунглей - тигр, а в европейской части суши - волк.

По какой же причине возникали подобные предания? Когда-то в Европе волк являлся тотемным животным, шкуры этих зверей носили на себе многие люди. Геродот писал о племенах, населявших территорию современной Белоруссии и Литвы, что жители тех краев - колдуны. По мнению историка, они каждый год на короткое время обращаются в волков, а потом снова становятся людьми.

Есть ученые, считающие, что появлению мифов о вервольвах способствовало такое заболевание, как гипертрихоз. У людей, страдающих этим недугом, наблюдается повышенное оволосение. Некоторые больные прибивались к различным циркам, а большинства из них был единственный путь - смерть через сожжение. Многие родители, если у них рождался ребенок больной гипертрихозом, относили несчастного в лес и бросали там. Так появлялись европейские Маугли.

Но есть еще одно уникальное расстройство психики - ликантропия. Страдающие этим тяжелым недугом люди уверены в том, что они животные. Они могут мнить себя кем угодно: лисами, собаками, волками. Больные ликантропией передвигаются на четвереньках, могут рычать и лаять, проявлять агрессию.

Кратко о статье: Человек человеку волк Мифы и легенды разных - порой даже полностью изолированных друг от друга - народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей. Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней - то есть людей, способных принимать облик зверя (реже - неодушевленного предмета), например - тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка)...

Человек человеку волк

Люди-волки: правда и вымысел

“Иные тела дьявол подменяет, и, пока они отсутствуют или спрятаны где-нибудь в тайном месте, сам овладевает телом спящего волка, образовываясь из воздуха, и, окутав его, производит те действия, которые, как полагают люди, совершаются отсутствующей зловредной ведьмой, которая выглядит спящей”.

Франческо-Мария Гваццо. “Compendium Maleficarum” (1626 г.)

Мифы и легенды разных - порой даже полностью изолированных друг от друга - народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей.

Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней - то есть людей, способных принимать облик зверя (реже - неодушевленного предмета), например - тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка). Однако в наше время слово “оборотень” чаще всего ассоциируется с одним-единственным монстром из европейской сказочной традиции, растиражированным по бескрайнему пространству мировой культуры при помощи трех “К” - кинопленки Кодак, воздушной Кукурузы и едкой Кока-колы, лишившейся своего важнейшего ингредиента - кокаина - в 1903 году. Данная статья посвящена именно этому чудовищу - человеку-волку.

Занимательная волкология

Народная молва обычно отождествляет оборотней с животными, обладающими некими позитивными качествами (благородство, сила, хитрость) или внушающими суеверный страх. Здесь можно вспомнить многообразие японских оборотней: енотовидные собаки (тануки), лисы (кицунэ), кошки (нэко), собаки (ину), обезьяны (сару), журавли (цуру), крысы (нэдзуми), пауки (кумо), карпы (кой) и прочие животные, почитаемые за свои выдающиеся способности. Редкие исключения из этого правила составляют случаи принудительного наложения на человека какого-либо дискриминирующего заклинания, обращающего его в уродливое существо (хорошим примером из русских сказок является царевна-лягушка) или предмет (библейский соляной столб, в который превратилась жена Лота во время бегства из горящего Содома).

Среди множества других зверей одним из самых древних соседей человека является волк - canis lupus (волк обыкновенный), обитающий в Европе, Азии и Северной Америке. Считается, что от этого хищника произошли наши лучшие друзья - собаки. Он внушал людям восхищение своими великолепными охотничьими качествами. Его боялись за свирепость и решительность, с которой он нападал на противника. Именно поэтому образ волка послужил морфологической основой для создания многочисленных европейских легенд про оборотня - ликантропа.

В Мексике жить - по-волчьи выть

Несколько десятков лет назад наука полностью отвергала возможность существования ликантропов. Однако взгляды современной медицины существенно изменились - она признает факт существования оборотней, понимая под таковыми не только людей, страдающих экзотическими расстройствами психики, но и задокументированные феномены чисто физического свойства.

В Гуадаладжаре (Мексика) расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся проблемами ликантропии. Доктор Льюис Фигуера уже много лет изучает мексиканскую семью Ацивов, состоящую из 32 человек. Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Поверхность их тела, включая лицо, ладони и стопы, покрыта густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

По предположениям доктора Фигуеры, данная болезнь вызвана генетической мутацией, передающейся по наследству (Ацивы уже много лет заключают только внутриродовые браки) через X-хромосомы родителей. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в средние века, но до последнего времени никак себя не проявляла.

Сейчас Ацивы живут в горном городке Закатекас (известном нам по 6-й книге Карлоса Кастанеды “Дар орла”, где рассказывается о способности шаманов, называемых в народе “нагуалес”, превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля) на севере Мексики. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, отказываясь поддерживать с “проклятым семейством” какие-либо связи.

Врачи из центра биомедицинских исследований не могут вылечить эту болезнь, названную ими “синдром ликантропии”. Но рано или поздно они смогут изолировать ген ликантропии и подарить будущим потомкам Ацивов полноценную жизнь.

Возможно, что изучение “настоящей” (научно доказанной) ликантропии поможет пролить свет на истинную природу мифов о людях-волках - ведь все рассказы про оборотней, дошедшие до наших дней, вполне могут быть основаны на реальных случаях проявления некоей редкой болезни - психической или генетической.

Ликантрапия

Термин “ликантропия” имеет греческое происхождение: ”lycoi” - “волк” и “anthropos” - “человек”. Сегодня он официально используется в психиатрии для обозначения формы умопомешательства, при котором человек воображает себя волком. Следует отметить, что этот недуг наиболее громко заявил о себе в XIX столетии, когда счет больных пошел на сотни. В средние века подобным людям очень не везло - ведь считалось, что способностью к превращениям в животных обладают только ведьмы и колдуны, использующие для этого черную магию. Когда аутодафе вышло из моды, ликантропическая тематика переместилась из сферы религиозных заблуждений в бескрайнее литературное пространство, где образ “оборотня” быстро оброс множеством дополнительных признаков, сформировавших окончательный облик мифического “человека-волка”. В конечном итоге средневековая криптозоология не только обобщила огромный массив несистематизированного фольклора, но и создала основу для дальнейшего развития формальной зоологии.

Многоликая ликантропия

Мифы разных народов наделяют ликантропов довольно схожим набором экстраординарных свойств. Некоторые считают, что оборотни могут “перекидываться” волком по своему желанию, ничем не отличаясь в этом смысле от других вымышленных существ, способных к трансформации (так, Брэм Стокер впервые описал графа Дракулу, превращавшегося в летучую мышь, волка или туман). Другие полагают, что ликантропы меняют свою форму под воздействием внешних факторов (волчий вой, наступление полнолуния, принятие каких-либо снадобий и т.п.), которые являются обязательным условием для превращения в зверя либо существенно облегчают его.

В подавляющем большинстве известных нам историй про волков-оборотней фигурируют лишь монстры мужского пола (из последних примеров - фильм “Другой мир”/ “Underworld”). Здесь нет ничего удивительного, ведь женщина является совершенно неподходящим кандидатом для переноса основных качеств волка на человека. Исключения редки (можно вспомнить такие фильмы, как “Псы-воины” или “Американский оборотень в Париже”).

Хорошо известна способность оборотней к регенерации. Люди-волки не подвержены старению или болезням. Их раны заживают прямо на глазах. Таким образом, ликантропы обладают физическим бессмертием, которое, однако, не является абсолютным. Их можно убить, нанеся серьезные повреждения сердцу или мозгу. Здесь подойдет любой способ причинения смерти, связанный с прекращением функционирования данных органов (отсечение головы, тяжелое ранение в грудь, а также утопление, удушение и другие действия, вызывающие кислородное голодание мозга). Во многих поверьях ликантропы боятся серебра (серебряного оружия), реже - обсидиана, причиняющего им незаживающие раны. Это - еще одна общая слабость, приписываемая как оборотням, так и вампирам.

Примечательна также и скорость трансформации человека в волка. Мифы разных народов проявляют в этом вопросе редкостную солидарность - процесс превращения занимает очень короткое время, исчисляемое в пределах от нескольких секунд до одной минуты, и может протекать довольно болезненно.

Оборотень из славянского эпоса - волколак (volcja dlaka - волчья шерсть, растущая на теле человека и свидетельствующая о том, что он - ликантроп) менял свою форму путем перепрыгивания через нож, воткнутый в землю (по другим поверьям, перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись "против солнца"). Предполагается, что термин “вурдалак” (кровожадный мертвец) произошел путем искажения слова “волколак”.

Довольно интересен способ превращения австралийского оборотня ирринджи (irrinja). Будучи в человеческом облике, он приходит к людям незадолго до песчаной бури. Когда начинает дуть сильный ветер, ирринджа ложится на землю, и его быстро засыпает песок. По окончании бури раздается песня птицы- мясника - песчаный холм, похоронивший ирринджу, начинает рассыпаться, и оттуда появляется огромный волк, нападающий на ближайшее поселение.

И он же - в Париже (1997).

Сила есть - ума не надо

Ранее считалось, что ликантроп с физической точки зрения абсолютно равноценен обычному волку. По современным представлениям оборотень отличается от волка в первую очередь своей сверхъестественной силой, превосходящей человеческую минимум в несколько раз. Он необычайно вынослив, хитер, обладает великолепным зрением, нюхом и способностью видеть в полной темноте.

Некогда люди полагали, что оборотень, принявший животную форму, ничем не отличается от обычного крупного волка. Однако с течением времени появились и другие мнения на этот счет - например, о том, что превращение в волка бывает неполным. На промежуточной стадии ликантроп выглядит как сильно деформированный человек (огромного роста и крепкого телосложения), обладающий некоторыми волчьими чертами - густая шерсть, вытянутая морда, острые зубы, когти, обратный сгиб коленных суставов, приземистая походка. Предполагается, что в таком состоянии он передвигается на двух ногах и может выполнять довольно сложные действия при помощи рук, пальцы которых сохраняют свою прежнюю гибкость. Известны многочисленные свидетельства древних историков и первооткрывателей (Геродот, Плиний, Христофор Колумб, Марко Поло), писавших о неких “песьеголовцах” - таинственных людях с головами собак или волков, обитающих на краю света.

Считается, что большинство оборотней, принявших облик волка, теряют человеческий разум и превращаются в обычных диких зверей. Однако допускается возможность сохранения за териоморфным (therion - зверь, чудовище; morphe - форма) ликантропом некоторых мыслительных способностей, позволяющих ему избегать ловушек, осознанно пользоваться простейшими приспособлениями (открывать двери, нажимать на кнопки и т.п.), узнавать своих жертв в лицо и совершать другие несложные действия, направленные на удовлетворение хищнических инстинктов. Следует заметить, что потеря разума после трансформации приписывается лишь “плохим” оборотням - то есть только тем, которые служат силам зла (убивают людей, похищают скот), испытывая непреодолимую жажду крови. В то же время, образ “хорошего” ликантропа, бескорыстно помогающего людям, имеет полное право на существование (русская сказка про Ивана-царевича и Серого волка, португальские сказки про грустного волка Бруксу).

Пробуждение зверя

Есть три возможности стать ликантропом - при помощи магии (или проклятья), от укуса другого оборотня или в силу рождения (наследственная передача ликантропии).

Магическое превращение в волка чаще всего происходит по воле самого колдуна (ведьмы, шамана), налагающего на себя (реже - на других) заклинание трансформации. Такое обращение является временным (например, скандинавский бог Локи и колдуны-лимиккины из племени американских индейцев навахо умели превращаться в любое животное, накидывая на себя его шкуру) и не передается по наследству.

Схожим по сути, но противоположным по направленности умысла является приобретение облика волка в результате проклятья: кары богов или чар злых волшебников. Оно является постоянным или, как минимум, труднопреодолимым и, в отличие от магического превращения, существенно ухудшает условия жизни ликантропа. Самым известным примером такого способа обращения является греческий миф о проклятье Ликаония (досл. - “страна волков”, упоминаемая в книге Деяний апостолов: 14,6). Согласно ему, Ликаон - сын Пелзага, царя аккадского - предложил Зевсу кушанья из человеческого мяса, за что был превращен в волка. По преданию, Ликаон стал родоначальником жителей Ликаонии - древней области в Малой Азии. Финские легенды гласят, что ребенок, проклятый при рождении ведьмой, превращается в волка - vironsusi (общий угро-финский и восточно-славянский мотив).

Ликантропия, переданная человеку через укус оборотня или в результате рождения от оборотня, является наследственной и неизлечимой. Однако здесь следует отметить, что паранормальные свойства, полученные ребенком от родителей (чаще всего это касается случая, когда оборотнем является лишь один из них), проявляются далеко не сразу. Ликантропия может спать внутри такого человека долгие годы и проявиться в самый неожиданный момент (во время солнечного затмения, парада планет, смертельной опасности или при иных необычных обстоятельствах).

Другие способы обращения менее известны и, скорее всего, являются компиляцией из фольклора различных народов. Например: рождение в канун Рождества (Европа), употребление в пищу волчьего мяса (вариант - съедение мозга волка), ношение одежды из шкуры волка (норвежское поверье про берсерка - досл. “человек в шкуре”), утоление жажды водой из волчьего следа (или водоема, из которого пила волчья стая), рождение седьмым по счету ребенком в семье (Мексика), погружение в сон на ступеньках своего дома ночью в пятницу (Италия).

Каковы внешние признаки ликантропии и как можно распознать дикого монстра в простом на вид человеке? Следует помнить, что обращение никогда не проходит бесследно - оборотень становится необычайно агрессивным и даже жестоким. Для него характерны внезапные вспышки ярости, болезненное восприятие резких звуков, бессонница, прожорливость, необъяснимое беспокойство, подозрительность и другие варианты неестественного поведения.

Не следует забывать о том, что ликантроп способен в той или иной степени контролировать проявление этих симптомов, поэтому их следует рассматривать только как косвенные признаки человека-волка. Они также не применимы к “хорошим оборотням”, поведение которых практически лишено признаков агрессии и может лишь отражать некоторые нейтральные “человеческие” свойства волка, описываемые в сказочной литературе: гордость, нелюдимость, свободолюбие и т.п. (с определенными оговорками в части разновидности оборотней можно вспомнить тему нашего номера - знаменитый цикл С. Лукьяненко “Ночной дозор”, “Дневной дозор” и “Сумеречный дозор”).

Следует также упомянуть про ярко выраженный коллективизм ликантропов, весьма наглядно описанный в рассказе В. Пелевина “Проблема верволка в средней полосе”. Он полностью копирует социальную жизнь волков, отличаясь от нее лишь некоторыми мистическими особенностями взаимоотношений внутри “стаи”. Являясь сильными индивидуалистами, оборотни, тем не менее, остро нуждаются в общении с себе подобными. Таким образом, каждый ликантроп рано или поздно пытается влиться в стаю или создать ее сам. Последнее происходит следующим образом: люди, укушенные оборотнем, превращаются в так называемых “бета-волков”, имеющих магическую кровную связь с тем, кто дал им обращение, - альфа-волком. Тот становится вожаком стаи и не может напрямую повредить своим сородичам (все раны, нанесенные бета-волку альфа-волком, сразу же появляются у последнего - таким образом, убив бета-волка, альфа-волк убьет и самого себя). В то же время бета-волк может избавиться от ликантропии, убив альфа-волка. Люди, превратившиеся в оборотней после укуса бета-волка, приобретают все ту же кровь альфа-волка и вливаются в стаю на правах обычных бета-волков. Они ничем не связаны с бета-волком, давшим им становление, и могут (как и другие бета-волки) убивать сородичей без всякого ущерба для собственного здоровья.

Игрушечные волки

На сегодняшний день люди-волки широко используются в качестве персонажей популярных книг, фильмов и игр (компьютерных, настольных и ролевых).

Самая известная в мире ролевая игра, “Подземелья и драконы” (Dungeons & Dragons), в своих ранних редакциях описывала ликантропа (wolfwere) как второстепенного монстра, принимающего форму человека или волка по своему собственному желанию, но, в отличие от обычного оборотня, не способного передать заразу ликантропии через укус. По замыслу разработчиков игры, оборотень должен был сидеть в засаде и поджидать случайных путников. Завидев их, он либо превращался в волка (правила допускали и частичную трансформацию) и нападал на свои жертвы, либо - если силы были неравны - использовал свою специальную способность “Песню летаргии”, вводя противников в некое подобие транса. Кроме того, оборотень мог напроситься к человеку, эльфу или иному гуманоидному сказочному существу в попутчики, приняв форму лица противоположного пола - красивого и внушающего доверие. Естественно, ничем хорошим такое путешествие закончиться не могло.

Самая последняя, “трех-с-половинная” редакция D&D, использует гораздо более совершенный и проработанный образ ликантропа (lycanthrope), в целом соответствующий вышеописанным мифологическим стандартам (к сожалению, под термином “ликантроп” там понимается человек, способный принимать облик не только волка, но и любого другого хищника - от крысы до тигра). Каждый игровой персонаж теперь может стать оборотнем, заразившись ликантропией от укуса этого чудовища. Можно также играть за прирожденного оборотня, однако в этом случае избавиться от данного проклятья, увы, невозможно (правила говорят, что если съесть веточку белладонны в течение часа после укуса ликантропа либо как можно скорее обратиться за помощью к священнику или магу, то шансы на выздоровление будут довольно высоки).

Еще одной культовой ролевой игрой, целиком посвященной жизни ликантропов, является "Werewolf the Apocalypse" (“Оборотень: Апокалипсис”) - продукт из линейки игр компании White Wolf Games, посвященных обратной стороне нашей повседневной жизни - удивительному и пугающему Миру Тьмы (World of Darkness). Его обитатели живут среди нас, тщательно скрывая факт своего существования - вампиры, призраки, феи, мумии, демоны и, конечно же, оборотни, называющие себя “гару” (заимствование французского термина “оборотень” - loup-garou). Рожденные матерью-Землей Гаей (Gaia), эти бесстрашные воины ведут тысячелетнюю войну с одной из трех великих сил Вселенной - с Червем (Wyrm), представляющим силы разрушения и хаоса. Они защищают от Червя своего покровителя - Природу (Wyld). Третья великая сила - Творец (Weaver), воплощение науки и прогресса, является нейтральной в этом древнем конфликте, однако Червь уже давно научился использовать его технические достижения в своих собственных целях.

Оборотни делятся на 13 племен (tribes), представители которых отличаются друг от друга по своим мистическим способностям. Все гару могут общаться с духами и выходить в Умбру (Umbra) - астрал, открывающий истинную суть каждой вещи.

Природа уже почти проиграла эту битву. Ядерные испытания, мировые войны, озоновые дыры, обмеление морей, вымирание животных - явные признаки того, что Апокалипсис неизбежен. Гару - последние защитники Гаи - прекрасно понимают, что обречены на поражение. Единственное, что они могут сделать - это умереть в безнадежном бою, сохранив свою гордость и честь.

К сожалению, White Wolf Games объявила о прекращении дальнейших работ над основными линейками продуктов по Миру Тьмы. Однако хочется верить, что эти книги (игровые пособия и художественная литература по Миру Тьмы) все же будут переведены на русский язык и появятся в продаже, заняв почетное место в развивающейся индустрии отечественных ролевых игр.

Верую, ибо абсурдно

Образ ликантропа - ровесник каменного топора и шаманского бубна, объединяющий в себе страх человека перед природой, наивный анимализм первобытных племен и патриархальный уклад развивающегося человеческого общества. Оборотень появился в народном фольклоре задолго до многих других сказочных существ - вампиров, гарпий, пегасов, демонов, василисков, гномов, джиннов, минотавров, ангелов, бегемотов, единорогов, эльфов, драконов - словом, тех невероятных обитателей наших фантазий и грез, которых мы знаем с детства. Но даже несмотря на то, что недавнее открытие генетического “синдрома ликантропии” окончательно разрушило мистическое очарование древних легенд, нам до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете луны. Ведь мечта - дыхание нашего разума, а человек не может жить без воздуха.

Некоторые случаи ликантрапии в XIX веке

1824 - Антуан Легер помещен в психиатрическую лечебницу за то, что убил 12-летнюю девочку, выпил ее кровь и съел ее сердце.

1828 - в Париже в возрасте 40 лет умер Виктор из Авейрона - первый из признанных наукой “диких” людей, найденных в лесу и ведущих животный образ жизни без каких-либо проявлений человеческого разума.

1849 - сержант Франсуа Бертран разрывал могилы, поедал плоть трупов и вступал с покойниками в половую связь. Аналогичная практика была якобы характерна для лимиккинов (см. выше - “ходящих в коже”) навахо - некрофилов, совокупляющихся с мертвыми женщинами и поедающих их после окончания полового акта.

1886 - “Оборотень Лондона” Генри Блот разрыл две могилы и обгрыз мягкие ткани трупов, после чего впал в гипнотический транс и был пойман полицией.

Легенды об оборотнях, людях, превращающихся в диких животных, распространены во многих странах. В Европе считается, что оборотни превращаются в волков. Поэтому там легенды об оборотнях были особенно популярны в странах, где волки представляли реальную опасность для жителей. Особенное распространение они получили в Норвегии, где способность оборачиваться волком закрепилась за бесстрашными воинами-бесеркерами, идущими в бой без доспехов.

ОПАЯННЫЙ СКАЛЬД

Исландский скальд Уракия Сноррисон принадлежал к известному роду, предками которого были, по поверью, волки-оборотни. Сам Уракия отличался диким, свирепым нравом и чудовищной страстью к кровопролитию. Люди и его считали оборотнем, поскольку Уракия словно призрак неожиданно появлялся там, где его не ожидали застать, и наносил серьёзный вред врагам.

В июле 1242 года предатель выдал его местонахождение, и армия ярла Гицура напала на попавшее в окружение маленькое войско Уракии. Сноррисон, подобно древним бесеркерам, с двумя секирами ворвался в самую гущу врагов и перебил бесчисленное количество воинов прежде, чем на него набросили сеть и, повалив на землю, забросали тупыми копьями. Полуживого пленника доставили в Норвегию и предали мучительной казни. Ему переломали руки и ноги, потом долго секли хлыстами так, что кожа начала сходить с тела, после чего перебили хребет и повесили. Уракия во время этих страшных пыток не издал ни стона.

Особенно популярны в Европе легенды-страшилки о каком-нибудь членовредительстве оборотней. Например, во Франции известна история о жене охотника, оказавшейся оборотнем. Этот охотник встретил в лесу огромного волка, которому в схватке отрубил лапу. Возвратившись домой, он обнаружил, что волчья лапа в его сумке превратилась в женскую руку. А на одном из пальцев этой руки красовалось кольцо , которое он подарил своей жене. Взбежав по лестнице, охотник застал супругу в спальне, истекающую кровью из обрубка руки.

В той же Франции рассказывают и о некоем бретонском рыцаре, жившем в XII веке, который периодически на три дня превращался в волка. Жена раскрыла его секрет и подговорила любовника спрятать одежду мужа, когда он в очередной раз обернётся зверем. Король во время охоты поймал рыцаря в обличье волка, но тот ещё умудрился откусить нос неверной жене.

ЖЕРТВЫ ЛИКАНТРОПИИ

Во Франции любили не только рассказывать об оборотнях, но и ловить их. Говорят, что в этой стране за 110 лет (с 1520 по 1630 гг.) было казнено аж 30 тысяч человек, признанных вервольфами. Несколько судебных процессов по обвинению в ликантропии (оборотничестве) получили широкую известность.

В 1573 году вся Северная Франция была напугана рассказами об оборотнях, которые в обличье волка нападают на детей и жестоко убивают их. Этим разговорам давали пищу растерзанные детские трупы, которые обнаруживали в разных местах.

9 ноября несколько крестьян спасли маленькую девочку, которая была покусана волком. При приближении крестьян волк скрылся в темноте, но им показалось, что они узнали в нём отшельника Жиля Гарнье, который жил в хижине возле Арманжа. Вскоре Гарнье был схвачен по подозрению в ликантропии и подвергнут допросу с применением пытки. Он признался в нескольких убийствах детей, а также в том, что продал душу дьяволу за возможность перевоплощаться в волка. На основании этих признаний Гарнье был заживо, без милости предварительного удушения, сожжён в Доле 18 января 1574 года.

Но Гарнье отнюдь не стал последним французским оборотнем. В 1598 году солдат и несколько крестьян обнаружили в кустах полуобнажённого Жака Руле. Его руки были в крови, а под ногтями застряли клочки человеческого мяса. Вскоре рядом нашли изуродованный труп 15-летнего юноши по имени Корье. Руле признался, что убил его, превратившись в волка благодаря некой волшебной мази, полученной от родителей. Суд присяжных приговорил Руле к смерти.

В том же году, 14 декабря, парламент Парижа приговорил портного из Шалона к смерти за ликантропию. Он обвинялся в том, что убивал детей, заманивая их к себе в лавку или подстерегая в лесу, а затем поедал их мясо. В его лавке якобы была найдена целая бочка костей. На суде были вскрыты такие ужасающие подробности злодеяний портного, что судьи распорядились сжечь все судебные документы.

В 1603 году в деревне на юго-западе Франции несколько девушек пасли овец. И там их напугал непонятно откуда взявшийся и странно выглядевший 14-летний мальчик. Он заявил, что он «серый волк, зубами щёлк» и что сейчас он будет девчонок кушать. Но тут одна из них вступила с ним в разговор. И мальчик поведал ей следующее: «Мужчина дал мне накидку из волчьей шкуры. Он обёртывает меня ею, и каждую пятницу, воскресенье и понедельник и примерно на час в сумерки во все другие дни я становлюсь волком. Я загрызал собак и выпивал их кровь. Но маленькие девочки имеют более приятный вкус, их плоть нежна и сладка, а кровь обильна и тепла».

Девчонки донесли о странном мальчике куда следует. А тут ещё стало известно об убийстве нескольких детей в Гаскони. Мальчика Жана Гренье передали верховному судье в Кутра. В суде Гренье подтвердил, что благодаря волчьей шкуре и волшебной мази превращался в волка и убивал девочек. Однако отец Гренье убеждал суд, что его сынок – всем известный дурачок и враль, хваставшийся, что переспал со всеми женщинами в их деревне. Сначала суд приговорил Гренье к сожжению, но потом, сжалившись над ним и решив, что тот по малолетству стал лёгкой добычей дьявола и ещё не совсем потерян для общества, переменил своё решение. 6 сентября 1603 года Жан Гренье был приговорён к пожизненному заключению в местном монастыре.

ОБОРОТНИ РАЗНЫХ СТРАН

В годы Северной войны в Швеции развелось особенно много волков. Местные шведские колдуны сразу сказали: это возвращаются шведские солдаты, убитые в России и в Польше. Им не верили, пока кто-то не подстрелил волка, который буквально не давал проходу симпатичной вдовушке. Едва та выйдет из дома, как, откуда ни возьмись, появляется странный волк и идёт за ней, не предпринимая попыток напасть. Когда этого волка освежевали, то под шкурой у него обнаружили вышитую рубашку (рубашки поло с коротким рукавом в Москве). Увидев её, вдовушка грохнулась в обморок. Оказалось, эту рубашку она самолично вышивала для мужа, отправлявшегося с королём Карлом XII на войну в Московию.

В России оборотни тоже водились. В 1625 году был пойман некий разбойник по имени Яков, который обвинялся в том, что он оборачивался волком и в таком виде нападал на купеческие обозы и грабил их. Ввиду особой важности дела, арестованного Якова отправили из Верхотурья в Москву. Не приходится сомневаться, что за свои злодеяния Яков в столице ответил головой, но вот в его превращения верится с трудом. Всё же грабить сподручнее в человеческом обличье, нежели в волчьем.

А истории об оборотнях рассказывают в лесных районах до сих пор. Например, говорят, что в XX веке в Пудожском районе Карелии проживал некий гражданин – Фёдор Иванович Дутов, который имел репутацию колдуна и был оборотнем. Жил он да поживал, пока как-то ночью в лесу в волчьем обличье в капкан не попал. Когда люди утром увидели его бредущего по воду с перевязанной окровавленной рукой, то он для всей деревни стал врагом. Люди уже настраивались ему в избу «красного петуха пустить», да только в одну из ночей Фёдор Иванович бесследно пропал. Зато теперь в полночь при полной луне из леса раздаётся ужасный волчий вой, наводящий страх на всю деревню.

В Азии и Африке оборотни превращаются не в волков, а в других животных. В Китае считается, что оборотни превращаются в лис. В Нигерии – в гиен.

В первой половине XX века Заир натерпелся от леопардовых людей. Только в 1920 году в суде города Бома были приговорены к смертной казни 11 оборотней, которые, превращаясь в леопардов, убили и съели 13 человек.

На Берегу Слоновой Кости власти долгое время не могли совладать с культом людей-леопардов. Местные колдуны превращали людей в оборотней в ходе сложной процедуры. Обращаемым предписывалось не только ходить в леопардовых шкурах с когтями, но и для получения сверхъестественных способностей убить кого-нибудь из близких родственников, чаще всего детей.

В 1960 году Гарольд Янг, владелец зоопарка в городе Чиангмай в Таиланде, охотился в горах Лаху, где остановился на ночлег в маленькой деревеньке. Ночью его разбудил крик из соседней хижины. Прибежав туда, Янг в лунном свете увидел тао, вцепившегося зубами в шею женщины. Гарольд выстрелил в зверя, но тот скрылся в джунглях, оставив за собой кровавый след. Утром Янг с местными жителями пошли по этому следу и вскоре наткнулись на мужчину, который истёк кровью от стреляной раны в груди.

18.09.11 Легенды об оборотнях в том или ином виде встречаются по всему земному шару. И не только легенды: археологи часто находят доисторические наскальные рисунки, изображающие людей со звериными лапами, с птичьими крыльями и клювами или же с головами кошек, собак, волков, львов… Вряд ли наскальные рисунки изображали жертв какой-то странной мутации.

Скорее всего, это мифические существа, боги разного калибра, вовсе необязательно зловредные. Они символизировали силу слияния с природой. Но по мере того, как человек стал отдаляться от природы все больше и больше, возник страх быть полностью захваченным дикими силами и потерять контроль. Быть может, именно так оборотни и стали страшными.В Индии есть легенды об оборотнях-тиграх, в Африке – об аниото, людях-леопардах. В кельтской мифологии встречаются рассказы о шелки – людях-тюленях¸ довольно незлобивых и порой выбирающих себе пару среди простых жителей прибрежных деревень. В Японии живут широко, там целых три вида оборотней: тануки (барсуки) – они приносят счастье, кицунэ – лисы, могут приносить как радость (особенно если превращаются в красавиц и соблазняют мужчин), так и горе (если начинают чинить козни – и такое бывает). Третий вид японских оборотней – бакэнэко, кошка, обладающая магическими способностями.

В Европе оборотень – это прежде всего существо, превращающееся в волка, или в тварь, на волка похожую. Иногда таких созданий называют ликантропами. Это название произошло от имени древнегреческого царя Ликаона. Он якобы предложил Зевсу, верховному богу Олимпа, отведать блюдо из человечины, при этом не сказав о происхождении мяса ни слова. Но Зевс на то и был богом, что слов ему было не нужно – он мгновенно раскрыл обман и превратил царя в волка.

В Германии оборотень называется вервольф, в Испании – hombre lobo, то есть "человек-волк”, а в Армении – мардагайл (причем это чаще всего это могла быть наказанная небом женщина, насильно превращенная в волчицу и вынужденная прожить в этом облике семь лет). На Руси оборотней именовали волколаками, а после Пушкина – вурдалаками. Он в своей поэме, описывающей волколака, ошибся и поименовал того вурдалаком – так и пошло. Вот она, сила гения – вроде бы и ошибка, а как прижилась! Слово "вурдалак” стало более употребительным, чем "волколак”.

Оборотни в славянских легендах встречаются часто. Что и говорить, когда, согласно мифу, оборотень даже успел посидеть на киевском престоле. Речь идет о полоцком князе Всеславе. Жил он в XI веке и тогда же в ходе междоусобных войн взошел на трон правителя Киевской Руси. Его имя упоминается в "Слове о полку Игореве”. Там же мы находим преданье, будто по ночам князь превращался в волка.

Это – легенды. А в летописях про Всеслава говорится любопытное: будто на своем исконном престоле в городе Полоцке он просидел 57 лет – это аномально долгий период правления, особенно учитывая период междоусобных войн между русскими князьями. Считается, что Всеслав мог стать прототипом былинного героя по имени Волхв Всеславович – это богатырь и по совместительству чародей, который мог превращаться не только в волка, но и в рыбу или птицу.

Правда, есть и версия, что легенда о Волхве Всеславовиче намного старше XI века. Тогда с прототипом получается неувязка. Но то, что богатырь тоже описывается как оборотень, нет никаких сомнений. Былина говорит: "Стал Волх расти-матереть, научался Волх многим премудростям: щукой-рыбою ходить Волху по синим морям, серым волком рыскать по темным лесам, гнедым туром – золотые рога рыскать по полю, ясным соколом летать под облаком…”.

Интересно, что нет никаких мифов о том, будто былинный Волхв Всеславович и уж тем более исторически существовавший князь Всеслав были опасны для людей, превращаясь в животных. На двуногих собратьев они не охотились и вообще сохраняли человеческий разум в зверином обличье. Такую способность к самоконтролю обычно приписывают колдунам. И князь Всеслав, и богатырь Волхв Всеславович имели прочную чародейскую репутацию, и умение превращаться в животных было всего лишь одной из их магических способностей.

В славянских мифах можно часто встретить сведения о том, что оборотничество – это не проклятие, а, наоборот, тайный дар, которым владели волхвы, то есть люди, умеющие волховать, колдовать. Оборотни могли превращаться в зверей по своему желанию – перекинувшись через воткнутый в землю нож, перекувырнувшись через себя, через лесной пень или через железный обод от бочки. Вариантов множество. Но при этом колдуны сохраняли здравый рассудок, человечины не искали, а занимались своими делами. Например, сокращали время на дорогу через лес или выведывали планы врагов, или охотились, или просто использовали звериное тело, чтобы быть неузнанными.

Так или иначе, есть целая группа легенд, в которых упоминаются оборотни, но оборотни эти не являются отрицательными персонажами. Тот же богатырь Волхв Всеславович – один из былинных защитников Киевской Руси от врагов. Правда, воевал он, положим, не очень честно. Мог превратиться в горностая, пробраться в чужой лагерь и устроить там диверсию, перегрызя тетиву у луков. Или мог свое войско превратить в муравьев, чтобы те проникли в осажденный город, а за стенами вернуть им истинное обличье и начать бой. Но так или иначе этот богатырь – герой, а никак не враг.

Правда, образ этого героя, очевидно, языческий, дохристианский. После крещения на Руси волхвов перестали жаловать, и это немедленно отразилось в мифотворчестве. На сцене появляется злой колдун, который может превратить в волка другого человека просто ради жестокой потехи или из мести.

Есть народные поверья, будто колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашептывают при этом волшебные слова. Или же колдун может подсунуть под порог избы пояс, скрученный из мочала. Кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: "Господи помилуй”.

Ходили легенды, будто колдун может превратить в волков сразу несколько десятков человек, например, собравшихся играть свадьбу. Будто бы сам вид людского счастья магу настолько ненавистен, что он готов на самое злое колдовство. Это поверье, надо полагать, имело под собой совершенно конкретное корни. Свадьба – обычай, окруженный массой примет, лишь бы не сглазить. Зная это, на свадьбу могли являться люди, воображавшие себя колдунами, и требовать откупа, в противном случае угрожая навести на молодых сглаз или даже превратить их в диких зверей.

Считалось, что оборотни, павшие жертвами колдовства, существа несчастные, но неопасные – рассудок по-прежнему при них. Но были волколаки и агрессивные – те, кто умерли без причастия и после смерти вынуждены служить дьяволу в шкуре волка. Такие могли нападать на людей. Версия о том, будто ликантропия передается через укус (она часто встречается в современных романах и фильмах фэнтэзи), в славянском мире популярностью как-то не пользовалась. Видимо, это порождение западного фольклора. Он гласит, что человек, получивший укус ликантропа, в следующее полнолуние превратится в оборотня сам, будет бегать в обличие чудовища не помня себя и может даже загрызть собственных родных.

Исследователи фольклора говорят, что сказки об оборотнях возникли неспроста, и неспроста именно волк выбран их центральным персонажем. В христианской традиции волка часто сравнивали с дьяволом, существом, который охотится за агнцами божьими. Метафора о коварных силах зла, стремящихся погубить душу, стала читаться буквально, и появились страшилки об оборотнях. Также волк мог олицетворят собой темные, неподвластные силы природы и силы животного начала в человеке, которые могут взять верх и натворить немало бед.

С другой стороны, у легенд об оборотнях были и реальные предпосылки. Например, существует психиатрическое заболевание, когда человек начинает себя считать каким-либо животным, тем же волком. А есть врожденный генетический недуг под названием "гипертрихоз”. Его характеризует обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. В Средние века люди с такими отклонениями могли попасть в беду из-за обвинений в дьявольской сущности.

Впрочем, для этого вовсе необязательно было иметь такой явственный дефект. Известно, что только во Франции в период между 1520 и 1630 годами инквизицией были "выявлены” более 30 тысяч оборотней, и большинство из них были казнены. Случай врожденного гипертрихоза мог быть у одного-двух обвиняемых из всех – все-таки это очень редкое заболевание. И если люди, никак на оборотней непохожие, погибали на кострах, то страшно представить, какой опасности подвергались те, чья внешность из-за заболевания делалась столь приметной.

Впоследствии эта приметная внешность превратилась в профессию. Например, известна история Федора Евтихеева, так называемого мальчика с песьей головой. Он во второй половине XIX века выступал в шоу знаменитого американского антрепренера Барнума. Заболевание Евтихеева было наследственным – им страдал и его отец. Это случай исторический. А полное задокументированное описание гипертрихоза было сделано не так уж и давно – около 30 лет назад.

В Мексике в Гуадаладжаре расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся этой проблемой. Доктора пытаются помочь клану Асиево (в нем более 30 человек). Поверхности их тел, включая лица, ладони и стопы, покрыты густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

Местные жители на Асиево смотрят с подозрением и враждебностью, поэтому члены клана были вынуждены заключать внутриродственные браки, и это усугубляло положение. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, передавалась от поколения к поколению через Х-хромосомы, но не проявляла себя.

Врачи признают, что помочь семье Асиево не в силах – болезнь неизлечима. Но они надеются, что смогут со временем изолировать ген, приведший к мутации, и будущие представители рода Асиево избавятся от ликантропической внешности.