Технологическая карта по русскому. Технологическая карта по русскому языку

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Пиотровская Марина Алексеевна

Класс: 3

УМК: Школа 2100

Предмет: Русский язык

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

Тип урока: Повторение, углубление и обобщение изученного

Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок в разделе «Слово. Части речи и члены предложения». Что мы уже знаем об имени существительном (Раздел 4, урок 74)

Цель: Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знать роль имен существительных в речи,постоянные и непостоянные признаки имен существительных, выполнять морфологический разбор имени существительного, умения отличать существительное от местоимения,находить в тексте

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

1.Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

3. формирование умения слушать и слышать собеседника;

4.развитие умения определять правила работы в парах, в группах;

5.формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Ход урока

**Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Мотивация к учебной деятельности

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Фронтальная

Сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательным и активными. Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? Чего вы ждете от этого урока? Пусть наш урок пройдет под девизом «Грамоте учиться –всегда пригодиться»

Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.

Отвечают на вопросы.

С хорошим настроением, чтобы все получилось.

Ждем чего-то полезного для нас.(Умеют оформлять свои мысли в устной форме, умеют слушать и понимать речь других-коммуникативные УУД. Регулятивные УУД:

Осуществляют самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать.)

Настрой на учебную деятельность

Дети выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание.

Актуализация знаний.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Создать ситуацию успеха.

Фронтальная

индивидуальная

Игра

Откройте тетрадь.

Что надо записать?

Языковая разминка. Запишите слова под диктовку.

    Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма-буква согласного – синим

Какое слово вы подчеркнули два раза?

В каком слове есть другая орфограмма-буква? Проверьте по образцу. Оцените свою работу.

2. – Обозначьте все орфограммы.

3. – Разберите по составу слово

    Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

Тогда предлагаю вам сыграть в игру.

Я буду называть слова. Если существительное, то вы говорите

Что объединяет все эти слова? Что вы любите делать больше всего?

«да», если другая часть речи «нет».

Запись даты, «Классная работа». Записывают слова в тетрадях и по «цепочке» выходят к доске, записывая по одному слову: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха .

Тростник .

Егерь

Самостоятельно в тетрадях подчеркивают орфограммы.

Выполняют разбор слова.

(На основе анализа объектов делают выводы, о бобщают и классифицируют по признакам.-познавательные УУД; коммуникативные-оформляют свои мысли в устной форме)

Называют общий признак слов. Проверка с образцом на слайде презентации.

Оценка работы.

Имена существительные.

Играть.

Дети проверяют и оценивают результ, выбирают соответствующий смайлик.

Дети отвечают «да», «нет».

Различают и обозначают орфограммы.

Разбирают слово по составу, называют части слова.

Определяют количество букв и звуков.

Активация знаний о существительном как части речи.

Проверка по шаблону

Проверка по шаблону

Самооценка учащихся по листу самооценки.

Проверка по шаблону

3 .

Формулирование проблемы.

Фронтальная

Работа в группах

Прочитайте название нового большого раздела.

Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

Используется мотивирующий приём.

Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.

Какой буквы не хватает? Какова её роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи.

Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план повторения.

Давайте составим план урока.

Что мы сейчас с вами делали?

с. 97 Чтение раздела

Перечисляют части речи и члены предложения.

На основе анализа объектов делать выводы.

Существительное

ь. Называют роль ь.

Имя существительное.

Дети вместе с учителем составляют план.

Формулировали тему урока. Составляли план.

Знают части речи, умеют выделять члены предложения

Сформулирована цель, проблема урока

Развитие умений.

Работа в группах, индивидуальная

Вспоминаем то, что знаем.

О какой особенности имён существительных свидетельствует упражнение 101?

Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи .

Задание для группы .

Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и почему?

2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).

Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

Выполнению предшествует коллективная беседа:

Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?

Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

Как изменяются имена существительные? (По числам.)

Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это …

Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.) Первый пример ( избушке ) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.

одуш. неодуш.

охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.

Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.

внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.

Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.

окно – ср.р., ед.ч.

крыша – ж.р., ед.ч.

труба – ж.р., ед.ч.

кирпичи – м.р., мн.ч.

забор – м.р., ед.ч.

ворота – мн.ч.

сарай – м.р., ед.ч.

Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Постоянные и непостоянные признаки имён существительных .

3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.)

Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.

Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Член предложения .

4. Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Последовательность выполнения.

1) Расстановка запятых в учебнике.

2) Списывание последнего предложения.

3) Запись однокоренных слов.

Вывод : Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

4) Разбор имён существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Морфологический разбор имени существительного .

Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

5.

Итог урока.

По какому плану мы повторяли имя существительное?

Запишите ключевые слова на основе этого плана.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Называют план.

Перечисляют ключевые слова к уроку.

Ответы детей.

Выбор смайлика.

Домашнее задание

Упр. 105 (устно).

2. Упр. 53 («Дидактический материал»).

Гринь Марина Викторовна
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Краткое описание работы: познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному; углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.

Торопова Елена Валериевна
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№1"
Краткое описание работы: Технологическая карта помогает учителю актуализировать и восстановить знания о правописании согласных в корне слова, отработать умения подбирать проверочное слово, правильно писать согласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.

Евлахова Светлана Владимировна
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Краткое описание работы: Занятие проводилось в рамках внеурочной деятельности по русскому языку после изучения темы "Лексика". Была выбрана форма занятия, отличная от урочной. Это викторина, к которой учащиеся готовились заранее: выпустили газету "Из истории фразеологизмов", распределились на две команды, выбрали капитанов, придумали девиз, эмблему команды, оформили выставку своих творческих работ и отобрали различные лексические словари. В жюри были приглашены родители учащихся, коллеги. Конспект занятия соответствует ФГОС

Камбулова Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии №7 БМР РТ

Тема урока: «Орфоэпия»

Цель урока: знакомство с термином “орфоэпия”, формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

    стремление к речевому эталону;

    бережное отношение к родному языку;

    совершенствование различных видов речевой деятельности;

    владение разными видами решения поставленных задач;

    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,

связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к

фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,

услышанному, увиденному.

Метапредметные:

Регулятивные:

    осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;

    оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

    совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

    выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные:

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    свободное восприятие текста.

Коммуникативные:

    слушать и понимать речь учителя и одноклассников;

    уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации;

    планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

    владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами русского языка;

    владение монологической речью.

Предметные:

Образовательные:

    развить умение формулировать определение понятий;

    формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения) ;

    развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

    развитие критического мышления;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к родному языку;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и

сотрудничества;

    взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Средства обучения: ПК, выставка словарей, рисунки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация и пробное учебное действие

(4 минуты)

На доске написано стихотворение.

Жил на свете человек

Золотые руки.

Много видел он в свой век

И муки, и муки.

Вот однажды на поляне

Замок встретил он большой,

Но беда одна – селяне

Унесли замок с собой.

Чем закрыть дворец, не знает,

Может, гвоздики забить,

Только вот цветы мешают:

Как гвоздики не сгубить?

К нему прикреплены 6 рисунков. Почему? Ведь слова одинаково пишутся?

(Каждое слово имеет своё лексическое значение. Хотя и пишутся они одинаково, но произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: мук а (сыпучий продукт), м у ка (страдания), з а мок (здание), зам о к (приспособление для запирания двери), гв о здики (железные стержни) – гвозд и ки (цветы).

Рассматривают рисунки, подбирают к ним слова, отвечают на вопросы.

Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Выявление места и причины затруднения в проблемном учебном действии

(1минута)

Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

Откройте тетради, запишите число. Классная работа .

Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?

(Правильную постановку ударения изучает орфоэпия).

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

(«Орфо» - правильный, «эпос» - речь. Правильная речь).

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

аучиться правильно ставить ударение).

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Формулируют цель урока.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа:

Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения

(4 минуты)

Откройте учебник. Прочитайте материал на с. 143-144. Что нового вы узнали? Что вызвало у вас затруднение? Приведите примеры.

(Мы узнали, что, помимо орфографических и пунктуационных правил, есть ещё специальные нормы, которые называются орфоэпическими. Они учат нас, как правильно произносить слова).

Давайте прочитаем в учебнике, что такое орфоэпия.

По ходу знакомства с новым материалом мы составим кластер. Это слово обозначает «кисть», «гроздь». В наш кластер должны войти те сведения, которые мы получили на разных этапах нашего урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: Словарь в учебнике “Произноси правильно”, Школьный орфографический словарь, Орфоэпический словарь.

Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

(Слова в словаре расположены по алфавиту. Каждое слово имеет словарную статью, в которой содержится информация о слове).

Что мы с вами уже узнали? Составление кластера.

ОРФОЭПИЯ

ударения слов

Ударение зависит от

лексического значения слова

Осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов; развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям .

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(10 минут)

Задание 1. Я загадаю вам загадки, отгадать которые поможет вам правильная постановка ударения:

1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(В слове « и рис» ударение ставится на первый слог. Это название цветка. А в слове «ир и с» – на второй, и обозначает оно конфету).

2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.

( А тлас – это географическая карта, ударение в этом слове ставится на первый слог. А в слове «атл а с» ударение на втором слоге, это материал, из которого что-нибудь шьют).

Какой вывод мы можем сделать?

(От ударения зависит лексическое значение слова).

А теперь отгадаем загадки и поставим правильное ударение в словах.

Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…

(Алфавит. Ударение ставится на третий слог).

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…

(Фарфор. Ударение ставится на второй слог).

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…

(Каталог. Ударение ставится на третий слог).

Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов.

Задание 2

Вечный – скучно

Сердечный - пустячный

Почта – чтобы

Фанера – кашне

Тема – теннис

Мечта – яичница

Что - свитер

Сделаем вывод.

( Не все слова пишутся так, как произносятся).

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ

Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

Учащиеся о тгадывают загадки, проговаривают слова, ставя в них правильное ударение и объясняя различия в лексическом значении.

Работают со словами, записывают в тетрадь и проговаривают.

(Задание выполняется в парах)

Задание выполняется индивидуально, затем проговаривается устно.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

УДД: личностные, коммуникативные.

6. Физминутка

(2 минуты)

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Физкультминутка

Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий.

Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(8 минут)

Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова.

Задание 3 Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Дорогой, замок, кружки, ирис, гвоздики, полки, хлопок

(С каждым словом можно составить два словосочетания. Например: дорог о й друг – лесной дор о гой;воздушный з а мок – большой зам о к;синие кр у жки – желтые кружк и ;

красивый и рис – вкусный ир и с;маленькие гв о здики - красные гвозд и ки;деревянные п о лки – военные полк и ;белый хл о пок – громкий хлоп о к)

В чем мы убедились, выполнив это задание?

(Важно правильно поставить ударение в слове, так как от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант .

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Молодцы!

Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала; самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

8. Включение в систему знаний и повторение

(10 минут)

    А теперь весёлый урок Радионяни.

(Кто с правилами дружит, тот твёрдо убеждён,

Фарф о р нам очень нужен, а ф а рфор не нужён.

Нельзя сказать алф а вит, а можно алфав и т.

Кто говорит алф а вит, неверно говорит.

Не говори кат а лог, а только катал о г.

А тв о рог? Можно тв о рог, а можно и твор о г.

А если в магаз и н вдруг портф е ли завезли,

То не ходи в маг а зин, не купишь портфел и .

Когда мы на машине летим во весь опор,

То нас везёт не ш о фер, а нас везёт шоф ё р.

Шоф ё р, он любит дело, профессию свою,

А с ш о фером мы сразу влетим в аварию.

И пусть теперь не будет секретом для ребят,

Что в парке не стат у и, а ст а туи стоят.

А если вы в театр придёте, например,

То вас не пустят в п а ртер,

Пожалуйте в парт е р.

Ты, школьник, с удареньем внимательнее будь

И наши наставленья, мы просим, не забудь.

А будешь несерьёзно их ставить кое-как,

Рано или поздно ты попадёшь впросак).

Запишите слово, в котором возможна двоякая постановка ударения.

(Это слово «творог». В нём можно поставить ударение как на первый, так и на второй слог).

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ

Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

В некоторых словах воз-

можна двоякая постановка

ударения

    Закрепление изученного материала.

Задание 4

Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (Это слово «а[тэ]лье». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Это слово «фо[нэ]тика». Звук [н] в нём произносится твёрдо).

3. Широкая асфальтированная дорога. (Это слово «шос[сэ]». Звук [с] в нём произносится твёрдо).

4. Знак препинания. (Это слово «ти[рэ]». Звук [р] в нём произносится твёрдо).

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Это слово «айс[б`э]рг». Звук [ б`] в нём произносится мягко).

6. Высшее достижение мастерства. (Это слово «и[д`э]ал». Звук [ д`] в нём произносится мягко).

7. Нижние места для зрителей в театре. (Это слово «пар[тэ]р». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

8. Спортивная игра с мячиком. (Это слово «[тэ]ннис». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

9. Название научного понятия. (Это слово «[т`э]рмин». Звук [ т`] в нём произносится мягко).

10. Шарф, шейный платок. (Это слово «каш[нэ]». Звук [н] в нём произносится твёрдо).

11. Гостиница. (Это слово «о[тэ]ль». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

Эталон: чтобы правильно произнести слово, нужно обратить внимание на его лексическое значение, затем проверить, есть ли в нём сочетание букв, произносящихся не так, как пишутся. Исходя из этого, ставим ударение и выбираем правильное произношение.

Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?

(Мы учились правильно произносить слова. В случае затруднения мы можем обратиться к Орфоэпическому словарю).

А теперь запишем в тетрадь метаграммы. Кто скажет, что это такое?

(Метаграмма - это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены

одной буквы другой, получается новое слово).

    Когда меня ты открываешь,
    Обычно воду наливаешь.
    Но н на б смени скорей -
    И обитатель я морей.
    (Получились слова «кран – краб»).

    С буквой щ - на самом деле
    Я на службе у Емели.
    м поставь на это место:
    Без меня не будет теста.

( Получились слова «щ ука – мука»).

    Не найдёшь ли ты такого
    Удивительного слова:
    Если буква в нём меняется,
    Птица в рыбу превращается.
    (Получились слова «фазан – сазан»).

    С з - нужна в бильярде я,
    С ж я - след после дождя,
    С п - я видеть помогаю,
    С н - путь ночью освещаю.
    (Получились слова «луза - лужа - лупа – луна»).

2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).

Столяр сделал книжные полки.
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.

(В словах «п о лки» и « полк и », «м о ю» и «мо ю » ударение создаёт новые слова, а в паре « о кна – окн а » меняется лишь форма слова).

3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.

На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант . Мечта каждого – иметь персональный компьютер . Детектив исследовал место происшествия.

Чтобы не ошибиться в постановке ударения, можно использовать весёлые подсказки. (Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(КвартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квартАл.

Что за странный носорог
Ел и твОрог, и творОГ.

Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.(наклоны)
У меня в ушах звенит,
опять звонИт.

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ

Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

В некоторых словах воз-

можна двоякая постановка

ударения

Чтобы не ошибиться в Для правильного

постановке ударения, можно произношения можно

использовать весёлые под- использовать словарь

сказки

СЦЕНКА.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

- Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

Что же случилось от перестановки ударения?

(Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история).

Работают в рабочих листах.

Проверяют.

Делают вывод.

Пишут под

диктовку, проверяют на слайдах по эталону.

Ответы учащиеся могут проверить по эталону, расположенному на слайде.

Проверяем по эталону.

Заранее подготовлена группой учащихся.

Применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

9. Рефлексия

(3 минуты)

Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока?

(Целью нашего урока было научиться правильно ставить ударение и произносить слова).

Достигли мы этой цели?

(Мы научились правильному произношению слов, теперь мы знаем, что от постановки ударения может меняться смысл слова, поэтому цели нашего урока мы достигли).

Какой алгоритм работы мы составили, чтобы правильно ставить ударение?

(Чтобы правильно поставить ударение в слове, нужно сначала посмотреть на его смысл в предложении или словосочетании. Если возникли затруднения, за помощью можно обратиться к Орфоэпическому словарю).

В листке самооценки поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то напротив этапа урока поставьте знак вопроса.

А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.

На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме.

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу.

Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся.

Формирование умений точно и полно выражать свои мысли.

УДД: коммуникативные

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 минут)

1 уровень. Расставить ударение в словах. Проверить себя по Орфоэпическому словарю в случае возникновения затруднения. (Каталог, квартал, обеспечение, звонит, торты, пуловер, щавель, жалюзи, углубленный, ходатайство, красивее, творог, баловать, свекла).

2 уровень. Записать слова в транскрипции, обозначив их произношение. (Скворечник, яичница, партер, свитер, фонетика, тире, депо, легче, мягкий, булочная, нечто, чтобы).

3 уровень. Составить предложения со словами в зависимости от ударения в них. (Атлас, белки, клубы, орган, стрелки, паром, пили, уже, уха).

4 уровень. Составить сказку со словами, которые прозвучали сегодня на нашем уроке.

Учащиеся записывыают задание в дневники, выражают свои эмоции по поводу урока.

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно–познавательной деятельности, применение методов информационного поиска.

УДД: познавательные.

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

УМ К: «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской. Учебный предмет: русский язык

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Цель: формирование умений учащихся на основе пунктограммы №5 (постановка знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом) Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах;
  2. Формировать умения применять пунктограмму на письме;

3) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию. Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.
  • уметь находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания. Личностные:
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию (Познавательные УУД) Основные понятия: однородные члены, обобщающее слово при однородных членах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания

Формирование УУД

1.Организационный момент.(2 мин)

Цель: активизировать учащихся, проверить готовность учащихся к уроку, поставить цели урока.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: определение цели учебной деятельности, умение слушать. Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные УУД: извлечение нужной информации.

2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Цель: выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативов учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо!) Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Психологически настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение к деятельности; смыслообразование. Познавательные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 минут)

Организовать индивидуальную работу.

Оценивают одноклассника, комментируют его действия.

1.Орфографическая разминка. На доске записаны слова с пропущенными буквами. Один

Познавательные: осознанное и произвольное речевые высказывания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Используемые технологии: сотрудничества, информационные.

Цель: актуализировать

учащийся у доски вставляет

Регулятивные: фиксирование

мыслительные операции,

пропущенные буквы, объясняя

индивидуальных затруднений в

повторить сведения об

орфограммы.

пробном учебном действии

орфограммах.

1)3ап..тая, дв..еточие,

Коммуникативные: выражение

в..скл..цательный знак.

своих мыслей с достаточной

2) Существительное,

полнотой и точностью,

числительное, пр..л,.гательное.

аргументирование своего

Обобщите, пожалуйста,

мнения

одним словом слова в каждой

строке.

Цель: актуализировать

Организовать фронтальную

Решение лингвистической

2.Лингвистическая задача

Познавательные: анализ

мыслительные операции;

работу с классом в форме

задачи, ответы на вопросы

«Убери лишнее»: дополнение,

объектов с целью выявления

повторить сведения о

опроса.

учителя.

местоимение, определение,

признаков.

местоимении, второстепенных

обстоятельство.

Коммуникативные УУД: умение

членах предложения,

Лишнее - местоимение,

слушать собеседника,

однородных членах

потому что это часть речи, а

формулировать собственное

предложения

остальные слова - члены

мнение, аргументировать свое

предложения.

мнение, учет разных мнений.

Что такое местоимение?

Регулятивные УУД: умение

Что такое дополнение?

планировать свое действие в

Что такое определение?

соответствие с поставленной

Что такое обстоятельство?

задачей.

Составьте предложение со

всеми словами.

Чем осложнено предложение,

которое вы составили?

Что такое однородные члены?

Каким словосочетанием

можно обобщить однородные

члены?

4. Сообщение нового

Объясняет новый материал с

Участвуют в обсуждении и

1. Объяснение учителя.

Личностные:

материала. (10 минут)

использованием

составлении схем, дают

Обобщающие слова - это

смыслообразование

Цель: формирование умения

интерактивной доски.

характеристику, делают

одно более общее

Познавательные:

находить обобщающие слова

выводы.

наименование всем

использование знаково-

при однородных членах и

однородным членам.

символических средств,

ставить знаки препинания,

Запишем предложение: В

установление причинно-

умения работать со схемами;

предложении местоимение

следственных связей

может выполнять

Коммуникативные:

синтаксическую роль любого

аргументирование своего

второстепенного члена:

мнения и позиции в

дополнения, определения,

коммуникации, выражение

обстоятельства.

- Составим схему: 0:0,0,0

- А теперь перенесем обобщающее слово и поставим его после однородных членов. Перестройте предложение. (В предложении местоимение может выполнять синтаксическую роль дополнения, определения, обстоятельства - любого второстепенного члена). Сделайте вывод.

- А можно перестроить схему так: 0:0,0,0-...

- Сконструируйте предложение по данной схеме. (Синтаксическую роль любого второстепенного члена: дополнения, определения, обстоятельства - может выполнять местоимение в предложении). Сделайте вывод.

- Подтвердим свои выводы чтением правила в учебнике (стр. 146)

своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5. Первичное закрепление материала с комментированием во внешней речи (15 мин.) Цель: применение нового знания в типовых заданиях;

Организует учебную деятельность, консультирует по мере необходимости, контролирует выполнение задания.

Учащиеся выполняют задание устно.

1. На ИД выведены слова, к которым учащиеся устно должны подобрать слово или словосочетание с более широким значением -обобщающее слово.

1) запятая, тире, двоеточие
(знаки препинания)

2) М.Ю.Лермонтов,
А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев (поэты)
На ИД выведены обобщающие
слова, к которым учащиеся
должны устно подобрать по
нескольку слов с более узким
значением.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

1) части речи

2) писатели

Цель: формирование навыка

Диктует предложение,

Один учащийся работает у

2. На доске записываем

Познавательные:

правильной постановки знаков

контролирует выполнение

доски, остальные в тетрадях.

предложения, объясняем

использование знаково-

препинания.

задания.

пунктуацию них, составляем

символических средств.

схемы:

Коммуникативные: выражение

1)Обращаться с языком кое-как

своих мыслей с достаточной

Значит и мыслить кое-как:

полнотой и точностью,

приблизительно, неточно,

аргументирование своего

неверно. (А.Толстой}

мнения.

2)Постоянное обращение к

Регулятивные: выполнение

словарям,справочникам,

пробного задания.

наблюдение за живой речью

людей - все это способствует

развитию и обострению

«языкового чутья».

3) Многие композиторы:

Чайковский, Римский-

Корсаков, Даргомыжский,

Рахманинов - создавали оперы

по произведениям

А.С.Пушкина.

Цель: формирование навыка

Контролирует выполнение

Учащиеся читают материал

3. Чтение учебника (стр. 148),

Познавательные: извлечение

извлекать необходимую

задания.

учебника, выполняют устно

работа над интонационными

необходимой информации из

информацию из текста.

упражнение.

особенностями предложений с

текста.

обобщающим словом,

Коммуникативные: выражение

выполнение устно упр. 217.

своих мыслей с достаточной

Цель: научить видеть и

Организует учебную

Учащиеся читают записанные

4.Работа над устранением

полнотой и точностью.

исправлять грамматические

деятельность, контролирует

предложения с

грамматических ошибок.

ошибки, связанные с

выполнение задания.

грамматическими ошибками,

На доске записаны

Познавательные: осознанное и

неправильным употреблением

редактируют их и записывают

предложения с

произвольное речевые

обобщающих слов.

исправленный вариант,

грамматическими ошибками.

высказывания,использование

составляя схемы предложений.

Задание: устно исправить

знаково-символических

грамматические ошибки,

средств, умение

записать предложения в

самостоятельно делать

исправленном виде, составить

выводы, находить решения,

схемы. (Необходимо

обосновывать выводы.

/читывать, что все однородные

Коммуникативные: построение

члены должны стоять в том же

погической цепи рассуждений

тадеже, в котором стоит

4 доказательств, выражение

обобщающее слово).

;воих мыслей с достаточной

!.)Жизнь крестьян изображена г

юлнотой и точностью, умение

в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

2) Справедливость, благородство, простота -редкими душевными качествами наделяет Л.Н.Толстой Кутузова.

анализировать и исправлять предложения.

б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.(8 минут)

Цель: интериоризировать учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку теста по эталону. Создает ситуацию успеха для учащихся, допустивших ошибки.

Выполняют тест, фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +), оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Контрольное тестирование.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7. Рефлексия (3 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности; подвести итог проделанной на уроке работе.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Отвечают на предложенные учителем вопросы,соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия.

- Давайте повторим, что такое обобщающее слово при однородных членах и какие знаки препинания ставятся при них?

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативные: Умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, адекватное понимание успешности или неуспешности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью, планирование успешного сотрудничества. Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности.

Приложение 1. Флипчарты, использованные на уроке.

Приложение 2. Тест Тест1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:

  1. Повсюду 3) Всё
  2. Лошадь 4) Ничто

2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

  1. Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
  2. Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
  3. Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
  4. Бычков и Сергей Корнеенко победители соревнования.

3. Найдите ошибку в постановке знаков препинания:

  1. В корзине была дичь: два тетерева и утка.
  2. Мастеровые, старики с палками, бабы - всё слилось в одну массу.
  3. Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.
  4. Всё это - звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.

4. Неверно выделено обобщающее слово:

  1. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на ветке.
  2. Тонкий нос, смелые брови, щеки - все черты ее лица выражали страсть.
  3. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
  4. Дети, старики, женщины - всё смешалось в людском потоке.

5. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:

See это 1 цвета, блесни, звуки и запахи 2 давило на глаза, наполняло сердце мутью унылой боязни.

  1. 1 - тире, 2 - двоеточие 3) 1-двоеточие, 2 - запятая
  2. 1 - тире, 2 -тире 4) 1 - двоеточие, 2-тире

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Я считаю своим долгом предостеречь вас от ошибок и ложных увлечений.
  2. В этом романе подробно рассказывается о двух персонажах: Илья Обломов и Андрей Штольц.
  3. Важной предпосылкой для выполнения этих работ является наличие квалифицированных кадров.
  4. Сочетание знаковых впечатлений со зрительными вообще характерно для репинского восприятия вещей.