Логопедия смягчение согласных звуков. Методы и приемы логопедической работы при нарушениях твердости и мягкости согласных

В произношении согласных, имеющих твердую (мягкую) пару, наблюдаются дефекты смягчения.

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар.

Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта :

а/ полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.);

б/ излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябака идёть дямой);

в/ нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.


Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать:

1). Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;

2). Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.

Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ , Д к ДЬ , Н к НЬ . Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т , то есть слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.

Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

1 этап : Закрепление правильного произношения звука Ы и различение его с И.

2 этап : Закрепление слогов на базе сохранных согласных звуков КЫ-ВЫ-ПЫ-БЫ, различение этих слогов на слух.

3 этап : Четкое произношение слов с твердыми согласными звуками (утрировано): БА – БЫ, КА – ТЫ, …

4 этап : Включение слов в предложения.

Устранение недостатков смягчения согласных звуков

М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями

Нередко дети не умеют произносить мягкие согласные (дада - дядя, лублу - люблю, кон - конь). Это происходит потому, что средняя часть спинки языка недостаточно приподнимается к нёбу, иногда из-за плохого развития фонематического слуха, иногда же из-за тугоухости.
Бывает, наоборот, что при твердых согласных средняя часть спинки языка слишком приподнята - получается смягченность звука (бябики - яблоки, тахань - стакан, маляток, дяй).
Проверка различения детьми твердых и мягких согласных на слух и тренировка в этом проводятся по известной уже методике развития фонематического слуха. Используется следующий речевой материал: жарь - жар, шарь - шар, ряд - рад, бил - был, выл - вил, Мила - мыло, Сеня - сено, редко - редька, горка - горько, банка - банька, галка - галька.
Для овладения мягким произношением согласных звуков можно использовать такие игры с речью, как:
1. «Репка» (тянут, потянут...).
2. Считалки, вроде такой:
Тетя Роня,
Дядя Ваня,
Тетя Соня,
Няня Маня, выходи,
Игру нашу заводи!
3. Стишки «Капель».
Воспитатель. В солнышке весь день!
Дети. Тинь-тень! тинь-тень!
Воспитатель. Оттепель весь день!
Дети. Тинь-тень! тинь-тень!
Затем дети заучивают стишок полностью.
4. Загадки.
В избе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе, -
Видит пламя народ,
А тушить не идет! (Печка.)
5. Вопросы.
Сеня, Саня, Валя, Вадик валялись в душистом сене. Когда это было? (Летом.)
Чтобы дети произносили звуки твердо, с ними проводятся игры с речью, разучиваются стишки, в которых имеются соответствующие твердые и мягкие («парные») звуки.
Примерные тексты:
1. «Дятел». Дети имитируют движение головы дятла и произносят вместе с воспитателем: «Дятел долбит клювом дуб, приговаривает: тук да тук, тук да тук, тук-тук-тук... червячков вылавливает. Так им и надо - портить дерево нельзя!»
2. «Подарки». «Дядя дал Наде красный платок (цветок), а тете дал синий платок (цветок)».
Рекомендуется разучивать стишки, особенно в форме инсценировки, диалога, ответов на вопросы.

3. Диалог.
- Куда идете, детушки?
- По ягоды, бабушка.
- Где же ягоды, детушки?
- Над землицей, бабушка.
- Уж не клюква ли, детушки?
- Нет, повыше, бабушка.
- Не калина ли, детушки?
- Угадала, бабушка.

4. Диалог.
- Куда, Семен, едешь?
- Сено косить.
- На что тебе сено?
- Коров кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- На что тебе молоко?
- Вас, детки, поить.

5. Вопросы.
Как корова мычит? - Му-му... Как кошка мяукает? - Мяу-мяу... Как часы ходят? - Тик-так. . . Как молоток стучит? - Тук-тук. .. Как собачку зовут? - Тю-тю....

6. Стишки.
Воробушек - воробей,
Ты не бойся, не робей!
Прыгай с веточки сюда,
Дам я вкусного зерна,
Дам я крошек со стола.

Индивидуальные приемы

1. Для смягчения звуков проводится специальная гимнастика языка. При открытом рте язык прижимают кончиком к нижним резцам, а среднюю часть его то загибают почти до соприкосновения с нёбом, то опускают плоско на дно рта. По усвоении этого ребенок при выгорбленном языке произносит: ть, оть, ать, атя, оте ; затем: тетя, отец, ноготь, дядя, мать, одеть.
Полученное таким способом поднятие средней части спинки языка используется для смягчения и других согласных звуков.
2. Воспитатель предлагает ребенку произносить та-та-та , а сам в это время нажимает пальцем или шпателем на кончик языка - получается тя-тя-тя .
При смягченном произношении твердых звуков гимнастикой языка (вверх - вниз) приучают ребенка во время произнесения удерживать середину языка внизу (нажимают на нее шпателем).

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

В произношении согласных, имеющих твердую (мягкую) пару, наблюдаются дефекты смягчения.

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар.

Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта :

а/ полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня - дада Ванна, пять - пат, мясо - масо и т. п.);

б/ излишнее смягчение (Собака идет домой - Сябака идёть дямой);

в/ нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать:

1). Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;

2). Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.

Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ, Д к ДЬ, Н к НЬ. Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, то есть слоги АТЬ, ТЯ.По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.

Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

1 этап : Закрепление правильного произношения звука Ы и различение его с И.

2 этап : Закрепление слогов на базе сохранных согласных звуков КЫ-ВЫ-ПЫ-БЫ,различение этих слогов на слух.

3 этап : Четкое произношение слов с твердыми согласными звуками (утрировано): БА - БЫ, КА - ТЫ, …

4 этап : Включение слов в предложения.

5 этап : Учим ребенка четко произносить звук И, вводим символ мягкости.

6 этап : Даем различение на слух звуков Ы, И.

7 этап : Закрепляем четкое произношение слогов, включающих звук И и сохранный согласный звук (ПИ-ВИ-МИ).

8 этап : Даем различение слогов на слух ПИ-ВИ-БИ и ПЫ-ВЫ-БЫ.

9 этап : Даем слова с мягкими звуками предложения с этими словами.

10 этап : Дифференцировки мягких и твердых звуков. Даются слоговые упражнения с усложнением: ПЫ-ПИ-ПЫ, ПИ-ПЫ-ПИ, ПЫП-ПИП, ПА-ПЯ, ПА-ПА-ПЯ с разным ударением и интонацией. Упражнения с мячом.

План

1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости со­
гласных звуков.

Методические указания и дополнительный материал

При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

Большинство согласных звуков русского языка имеет пар­ные мягкие звуки ([п] - [п"], [р] - [р"] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от на­пряжения и подъема средней части языка к нёбу.

Факторами, предрасполагающими к возникновению дефек­тов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:

Неправильная форма твердого нёба, когда оно оказыва­
ется слишком узким и высоким;

Слабость мышц языка;

Несформированность фонематических процессов;

Снижение физического слуха.

Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения со­гласных звуков:

а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твер­
дыми звуками (масо - «мясо», пат - «пять» и т.д.);

б) смягчение твердых согласных, замена их парными мяг­
кими («дом» - дем, «заяц» - зяяць, «тарелка» - тярелка
и т.д.);

в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с
правильным произношением твердых и мягких согласных на­
блюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Если первые два варианта по своей структуре относятся к фо-нетико-фонематическим дефектам, то третий вариант являет-


ся фонематическим, так как изолированно и твердые, и мяг­кие парные звуки артикулируются правильно.

Подготовительные упражнения для постановки мягких зву­ков -выгибание средней части спинки языка и ее опускание.

Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков.

Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонема­ми {па - пя, ма - мя, фа - фя, ana - апя, ама - амя, афа - афя и т.д.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па - пя, ana - апя, an - апь, та - тя, ата - атя, am - атъ, ма - мя, ама - амя и др. В случае успешного воспроизведения ре­бенком мягких согласных звуков целесообразно сразу исполь­зовать слова с мягкими согласными.

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают:

Длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

При наличии смягчения несколько раз повторить тот
же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в резуль­
тате чего может получиться отчетливое [п"], с некото­
рым придыханием;

Перейти к звукосочетанию апи, которое следует про­
износить вначале громко, затем шепотом и, наконец,
так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а
второй шепотом и кратко. Так можно получить соче­
тание апъ;

Закрепив полученный мягкий звук [п] - [п"], можно
переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со­
гласную фонему от гласной ([п"] - [а]), а потом сли­
вая их;

Затем вводить слоги и слова с другими гласными.


В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следователь­но, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позво­ляет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"], [н] к [н"].

та (тя, тя, тя).

Аналогичным путем из слога am получают слог ать.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков прин­цип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает про­изношением других мягких звуков, которое целесообразно ста­вить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"], , [л"].

(Pay ФА., Pay Ф.Ф.


Дополнительные вопросы





ните, как и почему.



нения.



дования?



чения согласных звуков.



В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следователь­но, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позво­ляет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"] ; [н] к [н"].

Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за ниж­ними резцами (прижимая передний край языка), можно авто­матически получить звук [т"] в изолированном виде ([т"], [т"], [т"]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достига­ется тем, что механическое удерживание языка внизу приво­дит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т"] представляет собой не что иное, как вы­полнение первого этапа механической постановки [т"] от [т].

После того как в результате упражнений с помощью шпате­ля, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и про­должать упражнения на основе самостоятельного воспроизве­дения звука [т"] в слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д"] от [д], [н"] от [н].

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков прин­цип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает про­изношением других мягких звуков, которое целесообразно ста­вить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"],

Что касается звуков [к"], [г"], [х"], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич»,

Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произноше­нию. - М., 1958).


«гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.

После автоматизации мягких звуков на материале слов, сло­гов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соот­ветствующими твердыми звуками.

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в за­менах твердых согласных парными мягкими звуками, устра­няются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мяг­кими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

Дополнительные вопросы

1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву­
ков от характеристики их мягких пар.

2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со­
гласных звуков вы знаете; приведите примеры.

3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения
согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в пе­
риод обучения в школе? Если вы считаете, что будут, то объяс­
ните, как и почему.

4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас­
ных звуков обследовать строение и функции артикуляционно­
го аппарата? Если нужно, то назовите соответствующие упраж­
нения.

5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения
согласных звуков обследовать состояние физического и фоне­
матического слуха? Какие упражнения вы подберете для обсле­
дования?

6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения
согласных звуков и исходя из этого сформулируйте основные
направления их коррекции. Осветите особенности подготови­
тельного этапа при коррекции недостатков твердости и смяг­
чения согласных звуков.

7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг­
кости согласных построены на подражании (с опорой на зри­
тельный, слуховой, кинестетический анализаторы)?

8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
мягкости согласных, построенные на использовании механи­
ческой помощи? В чем они заключаются?



Карточка 11.1.

Не имеют мягкой пары звуки:

Карточка 11.2.

Не имеют твердой пары звуки:

Карточка 11.3.

Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твер­дости и смягчения согласных зву­ков, являются:

Карточка 11.4.

Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков опреде­ляется.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ: Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков - выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков: По подражанию: необходимо объяснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па - пя, апа - апя, ап - апь, та - тя, ата - атя, ат - атъ, ма - мя, ама - амя и др. В случае успешного воспроизведения ре¬бенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными. Дополнительные приемы, ребенку предлагают: -длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; -при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п"], с некоторым придыханием; -перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь; -закрепив полученный мягкий звук [п] - [п"], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п"] - [а]), а потом сливая их; -затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м"], [ф"], [в"]. МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПОСТАНОВКИ: -В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н]. Эти звуки произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"], [н] к [н"]. -Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т"] в изолированном виде ([т"], [т"], [т"]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Аналогичным путем из слога ат получают слог атъ. Такой способ постановки [т"] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т"] от [т]. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д"] от [д], [н"] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"], [р"], [л"]. Что касается звуков [к"], [г"], [х"], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда. После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). Использованы фрагменты презентации на тему: " Методическая разработка по логопедии