Основные среды жизни. Презентация на тему «Презентация Среды жизни и их обитатели Экология тема урока основные среды жизни




почвенная

почвенная

Организм, как среда обитания другого организма

Среды жизни

Среда обитания

Наземно-воздушная

Наземно-воздушная


Водная среда жизни

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются прежде всего физическими свойствами воды: ее плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы.


Физические свойства воды

плотность

Теплопро-водность

Способность растворять газы и соли












Наземно-воздушная среда жизни .

Эта среда отличается другим набором особенностей. Она в целом более сложна и разнообразна, чем водная. В ней много кислорода, много света, более резкие изменения температуры во времени и в пространстве, значительно слабее перепады давления и часто возникает дефицит влаги.










Почва как среда жизни .

Почва представляет собой тонкий слой поверхности суши, переработанный деятельностью живых существ. Твердые частицы пронизаны в почве порами и полостями, заполненными частично водой, а частично воздухом, поэтому почву способны населять и мелкие водные организмы. Объем мелких полостей в почве -очень важная ее характеристика. В рыхлых почвах он может составлять до 70% , а в плотной - около 20%.





Живые организмы как среда жизни.


Примеры и дополнительная информация

В водной среде условия жизни ее обитателей сильно различаются в разных частях водоема. В глубине океанов царит вечный мрак. Здесь огромное давление. В глубоких впадинах оно в тысячу раз больше, чем на поверхности Земли. У дна постоянная низкая температура около -2 °С, низкое содержание кислорода. Живут здесь только микроорганизмы и некоторые животные. В верхних слоях морей и океанов вода пронизана светом, аэрирована, температура ее меняется в течение года, в ней обитают водоросли и идет фотосинтез.







В процессе длительного исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. 1 –вода. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. 2 – наземно-воздушная – на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши – литосферы, они создали 3-ю среду обитания – почву. А сами организмы стали 4-й средой обитания. А сами организмы стали 4-й средой обитания.


Водная среда. Гидросфера – занимает до 71% площади Земли. По объёму запасы воды на исчисляются в пределах 1370 млн.км. куб. Гидросфера – занимает до 71% площади Земли. По объёму запасы воды на исчисляются в пределах 1370 млн.км. куб. Основное количество воды (98%) сосредоточено в морях и океанах, 1,24% - льды полярных областей, 0,45% - пресные воды.



В водной среде обитает около видов животных (7% от общего их количества на Земле) и видов растений (8%). Наиболее разнообразен и богат растительный и животный мир морей и океанов экваториальных и тропических областей.



Характерной чертой водной среды является её подвижность. Движение воды обеспечивает снабжение водных организмов кислородом и питательными веществами, приводит к выравниванию температур во всём водоёме. Движение воды обеспечивает снабжение водных организмов кислородом и питательными веществами, приводит к выравниванию температур во всём водоёме.


Абиотические факторы водной среды. Колебания температур в Мировом океане – от -2С до +36С. В пресных водоёмах – от -0,9С до +25С. Исключения – термальные источники до +95С. Такие термодинамические особенности водной среды, как высокая удельная теплоёмкость, большая теплопроводность и расширение при замерзании создают особо благоприятные условия для жизни.




Плотность и вязкость водной среды – в 800 раз превосходит воздушную. На растениях эти особенности сказываются в том, что у них слабо развита механическая ткань, поэтому им присуща плавучесть и способность находится в воде во взвешенном состоянии. У животных – обтекаемая форма тела, покрыто слизью. У животных – обтекаемая форма тела, покрыто слизью.


Световой режим и прозрачность воды. Световой режим и прозрачность воды. Зависит от сезона, обуславливается также закономерным убыванием света с глубиной, из-за того, что вода поглощает свет, при этом лучи с разной длиной волны поглощаются неодинаково, быстрее всего красные, а сине-зелёные проникают значительно глубже. Зависит от сезона, обуславливается также закономерным убыванием света с глубиной, из-за того, что вода поглощает свет, при этом лучи с разной длиной волны поглощаются неодинаково, быстрее всего красные, а сине-зелёные проникают значительно глубже.


Солёность воды. Это прекрасный растворитель многих минеральных соединений. Солёность воды. Это прекрасный растворитель многих минеральных соединений. Содержание кислорода – обратно пропорционально температуре. С понижением температуры растворимость кислорода и других газов увеличивается. Содержание кислорода – обратно пропорционально температуре. С понижением температуры растворимость кислорода и других газов увеличивается.


Концентрация водородных ионов. Пресноводные бассейны: Концентрация водородных ионов. Пресноводные бассейны: рН 3,7-4,7 – считаются кислыми; рН 3,7-4,7 – считаются кислыми; 6,95 – 7,3 – нейтральными; 6,95 – 7,3 – нейтральными; больше 7,8 – щелочными. больше 7,8 – щелочными. Морская вода более щелочная, рН меньше изменяется, с глубиной уменьшается.


Планктон – свободно парящие. - фитопланктон - фитопланктон - зоопланктон. - зоопланктон. Нектон – активно передвигающиеся. Нектон – активно передвигающиеся. Нейстон – обитатели верхней плёнки. Нейстон – обитатели верхней плёнки. Пелагос –обитатели водной толщи. Пелагос –обитатели водной толщи. Бентос – обитатели дна. Бентос – обитатели дна. Экологические группы гидробионтов.
















Бенталь - дно - литоральная – кромка берега, заливаемая во время приливов. - литоральная – кромка берега, заливаемая во время приливов. - супралиторальная – часть берега выше верхней приливной черты, куда долетают брызги прибоя. - супралиторальная – часть берега выше верхней приливной черты, куда долетают брызги прибоя. - сублиторальная – плавное понижение суши до 200 м. - сублиторальная – плавное понижение суши до 200 м. - батиальная – крутое понижение суши (материковый склон). - батиальная – крутое понижение суши (материковый склон). - абиссальная – плавное понижение дна океанского ложа; глубина обеих зон вместе достигает 3-6 км. - абиссальная – плавное понижение дна океанского ложа; глубина обеих зон вместе достигает 3-6 км. - ультраабиссальная – глубоководные впадины от 6 до 10 км. - ультраабиссальная – глубоководные впадины от 6 до 10 км.


Экологическая пластичность организмов. Водные организмы обладают меньшей экологической пластичностью, чем наземные, т.к. вода – более стабильная среда. Экологическая пластичность служит регулятором расселения организмов, зависит от возраста и фазы развития организма.


Наземно-воздушная среда Организмы окружены воздухом – газообразной оболочкой, характеризующейся низкими влажностью и плотностью, но высоким содержанием кислорода. Свет интенсивнее, температура претерпевает большие колебания, влажность изменяется в зависимости от географического положения, сезона и времени суток. Организмы окружены воздухом – газообразной оболочкой, характеризующейся низкими влажностью и плотностью, но высоким содержанием кислорода. Свет интенсивнее, температура претерпевает большие колебания, влажность изменяется в зависимости от географического положения, сезона и времени суток.




Воздух оказывает прямое и косвенное значение. Прямое – имеет небольшое экологическое значение. Прямое – имеет небольшое экологическое значение. Косвенное – осуществляется через ветры (изменяют влажность, температуру, оказывают механическое действие, вызывает изменение интенсивности транспирации у растений и т. д.) Косвенное – осуществляется через ветры (изменяют влажность, температуру, оказывают механическое действие, вызывает изменение интенсивности транспирации у растений и т. д.)


Атмосферные осадки. Количество осадков, их распределение в течение года, форма, в которой они выпадают влияют на водный режим среды. Осадки изменяют влажность почвы, обеспечивают доступной влагой растения, дают питьевую воду животным. Атмосферные осадки. Количество осадков, их распределение в течение года, форма, в которой они выпадают влияют на водный режим среды. Осадки изменяют влажность почвы, обеспечивают доступной влагой растения, дают питьевую воду животным. Имеет значение сроки выпадения дождей их частота, продолжительность и характер дождей.


Экоклимат и микроклимат Экоклимат – климат больших территорий, приземного слоя воздуха. Экоклимат – климат больших территорий, приземного слоя воздуха. Микроклимат – климат отдельных небольших участков. Микроклимат – климат отдельных небольших участков.










Относительно плотное сложение. Относительно плотное сложение. Пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами. Пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами. Сглажены температурные колебания. Сглажены температурные колебания. Состав почвенного воздуха изменчив с глубиной. Состав почвенного воздуха изменчив с глубиной. Насыщенна живыми организмами. Насыщенна живыми организмами.






Группы эдафона Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве. Это большинство летающих насекомых (саранчовые, жуки, комары- долгоножки, медведки, многие бабочки). Одни в почве проходят фазу личинки, другие – фазу куколки. Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве. Это большинство летающих насекомых (саранчовые, жуки, комары- долгоножки, медведки, многие бабочки). Одни в почве проходят фазу личинки, другие – фазу куколки. Группы эдафона Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища. К ним относятся все млекопитающие, живущие в норах, многие насекомые (таракановые (Blattodea), полужесткокрылые (Hemiptera), некоторые виды жуков). Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища. К ним относятся все млекопитающие, живущие в норах, многие насекомые (таракановые (Blattodea), полужесткокрылые (Hemiptera), некоторые виды жуков).
Обитатели почвы. Микрофауна – мелкие почвенные животные (простейшие, коловратки, тихоходки, нематоды) Микрофауна – мелкие почвенные животные (простейшие, коловратки, тихоходки, нематоды) Мезофауна – более крупные животные, дышащие воздухом (клещи, первичнобескрылые насекомые и т. д.) Мезофауна – более крупные животные, дышащие воздухом (клещи, первичнобескрылые насекомые и т. д.) Макрофауна – крупные почвенные животные (многоножки, дождевые черви и т.д.) Макрофауна – крупные почвенные животные (многоножки, дождевые черви и т.д.) Мегафауна – крупные животные, землеройки. Мегафауна – крупные животные, землеройки.


Живые организмы как среда обитания. Практически нет ни одного вида многоклеточных организмов, не имеющих внутренних обитателей. Чем выше организация хозяев, тем больше степень дифференцированности их тканей и органов, тем более разнообразные условия они могут предоставить своим сожителям.


Экологические преимущества паразитов: обильное снабжение пищей, защищённость от внешних неблагоприятных факторов, нет угрозы высыхания и колебаний температур. Экологические преимущества паразитов: обильное снабжение пищей, защищённость от внешних неблагоприятных факторов, нет угрозы высыхания и колебаний температур. Экологические трудности: ограниченность жизненного пространства, сложности снабжения кислородом, защитные реакции организма хозяина. Экологические трудности: ограниченность жизненного пространства, сложности снабжения кислородом, защитные реакции организма хозяина.


В процессе длительного исторического развития живой материи и формирования всё более современных форм живых существ – организмы, осваивая новые места обитания, распределились на Земле соответственно её минеральным оболочкам и приспособились к существованию в строго определённых условиях. В процессе длительного исторического развития живой материи и формирования всё более современных форм живых существ – организмы, осваивая новые места обитания, распределились на Земле соответственно её минеральным оболочкам и приспособились к существованию в строго определённых условиях.


Водная среда. Общая характеристика. Гидросфера – занимает до 71% площади Земли. По объёму запасы воды на исчисляются в пределах 1370 млн.км куб. Основное количество воды (98%) сосредоточено в морях и океанах, 1,24% - льды полярных областей, 0,45% - пресные воды.


В водной среде обитает около 150000 видов животных (7% от общего их количества на Земле) и 10000 видов растений (8%). В водной среде обитает около 150000 видов животных (7% от общего их количества на Земле) и 10000 видов растений (8%). Наиболее разнообразен и богат растительный и животный мир морей и океанов экваториальных и тропических областей.


Характерной чертой водной среды является её подвижность. Движение воды обеспечивает снабжение водных организмов кислородом и питательными веществами, приводит к выравниванию температур во всём водоёме. Характерной чертой водной среды является её подвижность. Движение воды обеспечивает снабжение водных организмов кислородом и питательными веществами, приводит к выравниванию температур во всём водоёме.


Абиотические факторы водной среды. Колебания температур в Мировом океане – от -2С до +36С. В пресных водоёмах – от -0,9С до +25С. Исключения – термальные источники до +95С Такие термодинамические особенности водной среды, как высокая удельная теплоёмкость, большая теплопроводность и расширение при замерзании создают особо благоприятные условия для жизни.


Поскольку температурный режим водоёмов характеризуется большой стабильностью, организмы, обитающие в них, отличаются относительным постоянством температуры тела и обладают узким диапазоном приспособленности к колебаниям температуры среды. Поскольку температурный режим водоёмов характеризуется большой стабильностью, организмы, обитающие в них, отличаются относительным постоянством температуры тела и обладают узким диапазоном приспособленности к колебаниям температуры среды.


Плотность и вязкость водной среды – в 800 раз превосходит воздушную. На растениях эти особенности сказываются в том, что у них слабо развита механическая ткань, поэтому им присуща плавучесть и способность находится в воде во взвешенном состоянии. У животных – обтекаемая форма тела, покрыто слизью. Плотность и вязкость водной среды – в 800 раз превосходит воздушную. На растениях эти особенности сказываются в том, что у них слабо развита механическая ткань, поэтому им присуща плавучесть и способность находится в воде во взвешенном состоянии. У животных – обтекаемая форма тела, покрыто слизью.


Световой режим и прозрачность воды. Зависит от сезона, обуславливается также закономерным убыванием света с глубиной, из-за того, что вода поглощает свет, при этом лучи с разной длиной волны поглощаются неодинаково, быстрее всего красные, а сине-зелёные проникают значительно глубже. Световой режим и прозрачность воды. Зависит от сезона, обуславливается также закономерным убыванием света с глубиной, из-за того, что вода поглощает свет, при этом лучи с разной длиной волны поглощаются неодинаково, быстрее всего красные, а сине-зелёные проникают значительно глубже.


Солёность воды. Это прекрасный растворитель многих минеральных соединений. Солёность воды. Это прекрасный растворитель многих минеральных соединений. Содержание кислорода – обратно пропорционально температуре. С понижением температуры растворимость кислорода и других газов увеличивается.


Концентрация водородных ионов. Пресноводные бассейны: Концентрация водородных ионов. Пресноводные бассейны: рН 3,7-4,7 – считаются кислыми; 6,95 – 7,3 – нейтральными; больше 7,8 – щелочными. Морская вода более щелочная, рН меньше изменяется, с глубиной уменьшается.


Экологическая пластичность организмов. Водные организмы обладают меньшей экологической пластичностью, чем наземные, т.к. вода – более стабильная среда и абиотические факторы её претерпевают незначительные колебания. Широту экологической пластичности гидробионтов оценивают по отношению не только ко всему комплексу факторов, но и одному из них. Экологическая пластичность служит регулятором расселения организмов, зависит от возраста и фазы развития организма.


Наземно-воздушная среда. Общая характеристика. Организмы окружены воздухом – газообразной оболочкой, характеризующейся низкими влажностью и плотностью, но высоким содержанием кислорода. Свет интенсивнее, температура претерпевает большие колебания, влажность изменяется в зависимости от географического положения, сезона и времени суток.


Экологические факторы. Воздух – характеризуется постоянством состава (кислорода –около21% и углекислого газа – 0,03%). Незначительная плотность не оказывает существенного сопротивления организмам при их передвижении в горизонтальном направлении.


Воздух оказывает прямое и косвенное значение. Прямое – имеет небольшое экологическое значение. Косвенное – осуществляется через ветры (изменяют влажность, температуру, оказывают механическое действие, вызывает изменение интенсивности транспирации у растений и т. д.)


Атмосферные осадки. Количество осадков, их распределение в течение года, форма, в которой они выпадают влияют на водный режим среды. Осадки изменяют влажность почвы, обеспечивают доступной влагой растения, дают питьевую воду животным. Атмосферные осадки. Количество осадков, их распределение в течение года, форма, в которой они выпадают влияют на водный режим среды. Осадки изменяют влажность почвы, обеспечивают доступной влагой растения, дают питьевую воду животным. Имеет значение сроки выпадения дождей их частота, продолжительность и характер дождей.


Географическая зональность. Для наземно-воздушной среды характерна чётко выраженная зональность. При этом сочетание растительного покрова и животного населения соответствует морфологическим подразделениям географической оболочки Земли. Наряду с горизонтальной зональностью чётко выражена вертикальная поясность.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Окружающий мир"

Готовые школьные презентации и доклады по окружающему миру помогут Вам максимально интересно и эффективно изучить все материалы по данному предмету.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Среды жизни организмов.

Цели урока: Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

Многоклеточные

Царство Бактерий Грибов Растений Животных Какие царства организмов вы знаете?

Среда обитания (жизни) – условия, окружающие организм. Среды жизни наземно- воздушная водная почвенная

Характеристика сред Факторы водная почвенная наземно- среды воздушная

Наземно-воздушная

Приспособительные особенности животных Активно передвигаются конечности для передвижения по твердой поверхности, крылья для полёта шерсть перья приспособления для экономного расходования влаги приспособления для опыления растений

Приспособления растений Хорошо развиты органы: корень, стебель, листья и т.д. Приспособления к опылению: яркая окраска цветков, аромат Приспособления к сохранению влаги

Водная среда

Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира

Земноводные

Почвенная среда

Подумайте?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:П. 33, №109 Выводы по уроку: C реда обитания – условия, окружающие организм. Различают наземно– воздушную, водную и почвенную среды обитания. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде

Кто здесь лишний?

Кто здесь лишний?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.

Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...