Первое применение катюши. История создания легендарной «Катюши

Среди легендарного оружия, ставшего символами победы нашей страны в Великой Отечественной войне, особое место занимают гвардейские реактивные минометы, прозванные в народе «Катюша». Характерный силуэт грузовика 40-х годов с...

Среди легендарного оружия, ставшего символами победы нашей страны в Великой Отечественной войне, особое место занимают гвардейские реактивные минометы, прозванные в народе «Катюша». Характерный силуэт грузовика 40-х годов с наклонной конструкцией вместо кузова - такой же символ стойкости, героизма и отваги советских воинов, как, скажем, танк Т-34, штурмовик Ил-2 или пушка ЗиС-3.

И вот что особенно примечательно: все эти легендарные, овеянные славой образцы вооружения были сконструированы совсем незадолго или буквально накануне войны! Т-34 был принят на вооружение в конце декабря 1939 года, первые серийные Ил-2 сошли с конвейера в феврале 1941 года, а пушка ЗиС-3 впервые была представлена руководству СССР и армии через месяц после начала боевых действий, 22 июля 1941 года. Но самое удивительное совпадение случилось в судьбе «Катюши». Ее демонстрация партийному и военному начальству состоялась за полдня до нападения Германии - 21 июня 1941 года…

Залпы «Катюш». 1942 год. Фото: Фотохроника ТАСС

С небес - на землю

По сути, работы над созданием первой в мире реактивной системы залпового огня на самоходном шасси начались в СССР в середине 1930-х годов. Сотруднику выпускающего современные российские РСЗО тульского НПО «Сплав» Сергею Гурову удалось обнаружить в архивах договор № 251618с от 26 января 1935 года между ленинградским Реактивным научно-исследовательским институтом и Автобронетанковым управлением РККА, в котором фигурирует опытный образец ракетной установки на танке БТ-5 с десятью ракетами.


Залп гвардейских минометов. Фото: Анатолий Егоров / РИА Новости

Удивляться тут нечему, ведь советские ракетостроители создали первые боевые реактивные снаряды еще раньше: официальные испытания прошли в конце 20-х - начале 30-х годов. В 1937 году на вооружение был принят реактивный снаряд РС-82 калибра 82 мм, а год спустя - РС-132 калибром 132 мм, причем и тот и другой - в варианте для подкрыльевой установки на самолетах. Еще год спустя, в конце лета 1939-го, РС-82 были впервые применены в боевой обстановке. В ходе боев на Халхин-Голе пять И-16 использовали свои «эрэсы» в бою с японскими истребителями, немало удивив противника новым оружием. А чуть позже, уже во время советско-финской войны, по наземным позициям финнов наносили удары шесть двухмоторных бомбардировщиков СБ, вооруженных уже РС-132.

Естественно, что впечатляющие - а они действительно были впечатляющими, хотя и в немалой степени за счет неожиданности применения новой системы вооружения, а не ее сверхвысокой эффективности, - результаты использования «эрэсов» в авиации заставили советское партийное и военное руководство торопить оборонщиков с созданием наземного варианта. Собственно, у будущей «Катюши» были все шансы успеть на Зимнюю войну: основные проектные работы и испытания провели еще в 1938–1939 годах, но результаты военных не удовлетворили - им требовалось более надежное, подвижное и простое в обращении оружие.

В общих чертах то, что спустя полтора года войдет в солдатский фольклор по обе стороны фронта как «Катюша», было готово к началу 1940 года. Во всяком случае, авторское свидетельство № 3338 на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов» было выдано 19 февраля 1940 года, а в числе авторов значились сотрудники РНИИ (с 1938 года носившего «номерное» название НИИ-3) Андрей Костиков, Иван Гвай и Василий Аборенков.

Эта установка уже серьезно отличалась от первых образцов, вышедших на полигонные испытания в конце 1938 года. Пусковая установка для реактивных снарядов располагалась по продольной оси автомобиля, имела 16 направляющих, на каждую из которых устанавливались по два снаряда. Да и сами снаряды для этой машины были другими: авиационные РС-132 превратились в более длинные и мощные наземные М-13.

Собственно, в таком виде боевая машина с реактивными снарядами и вышла на смотр новых образцов вооружения Красной армии, который проходил 15–17 июня 1941 года на полигоне в подмосковном Софрино. Реактивную артиллерию оставили «на закуску»: две боевые машины демонстрировали стрельбу в последний день, 17 июня, с применением осколочно-фугасных реактивных снарядов. За стрельбами наблюдали нарком обороны маршал Семен Тимошенко, начальник Генштаба генерал армии Георгий Жуков, начальник Главного артиллерийского управления маршал Григорий Кулик и его заместитель генерал Николай Воронов, а также нарком вооружений Дмитрий Устинов, нарком боеприпасов Петр Горемыкин и множество других военных. Можно только догадываться, какие эмоции обуревали их, когда они смотрели на стену огня и фонтаны земли, поднимавшиеся на мишенном поле. Но понятно, что демонстрация произвела сильнейшее впечатление. Через четыре дня, 21 июня 1941 года, всего за несколько часов до начала войны, были подписаны документы о принятии на вооружение и срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 - «боевая машина - 13» (по индексу реактивного снаряда), хотя иногда в документах они фигурировали и с индексом М-13. Этот день и нужно считать днем рождения «Катюши», которая, получается, родилась всего на полсуток раньше начала прославившей ее Великой Отечественной войны.

Первый удар

Производство нового оружия разворачивалось сразу на двух предприятиях: воронежском заводе имени Коминтерна и московском заводе «Компрессор», а основным предприятием по выпуску снарядов М-13 стал столичный завод имени Владимира Ильича. Первое боеготовое подразделение - особая батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Флерова - отправилось на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года.

Командир первой батареи реактивной артиллерии «Катюш», капитан Иван Андреевич Флеров. Фото: РИА Новости

Но вот что примечательно. Первые документы о формировании дивизионов и батарей, вооруженных реактивными минометами, появились еще до знаменитых стрельб под Москвой! Например, директива Генштаба о формировании пяти дивизионов, вооруженных новой техникой, вышла за неделю до начала войны - 15 июня 1941 года. Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы: в действительности формирование первых частей полевой реактивной артиллерии началось 28 июня 1941 года. Именно с этого момента, как определяла директива командующего Московского военного округа, и отводилось трое суток на формирование первой особой батареи под командованием капитана Флерова.

Боевые машины реактивной артиллерии БМ-8, БМ-13 и БМ-31, более известные как «Катюши» – одна из самых удачных разработок советских инженеров в период Великой отечественной войны.
Первые реактивные снаряды в СССР разрабатывались конструкторами Владимиром Артемьевым и Николаем Тихомировым, сотрудниками лаборатории газодинамики. Работа над проектом, в котором предусматривалось использование бездымного желатинового пороха, была начата в 1921 году.
С 1929 по 1939 год проводились испытания первых опытных образцов разных калибров, пуск которых производился из однозарядных наземных и многозарядных воздушных установок. Руководили испытаниями пионеры советской ракетной техники – Б.Петропавловский, Е.Петров, Г.Лангемак, И.Клейменов.

Последние стадии проектирования и отработки снарядов проводились в Реактивном научно-исследовательском институте. Группу специалистов, в которую входили Т.Клейменов, В.Артемьев, Л.Шварц и Ю.Победоносцев, возглавлял Г.Лангемак. В 1938 году эти снаряды были поставлены на вооружение советскими ВВС.

Истребители И-15, И-153, И-16 и штурмовики Ил-2 комплектовались неуправляемыми реактивными снарядами модели РС-82 калибра 82 мм. На бомбардировщики СБ и более поздние модификации Ил-2 монтировались снаряды РС-132 калибра 132 мм. Впервые новое оружие, установленное на И-153 и И-16, было применено во время Халхин-Гольского конфликта 1939 года.

В 1938-1941 годах Реактивный научно-исследовательский институт занимался разработкой многозарядной пусковой установки на шасси грузового автомобиля. Испытания были проведены весной 1941 года. Их результаты были более чем успешные, и в июне, накануне войны, было подписано распоряжение о запуске в серию боевых машин БМ-13, оснащенных пусковыми установками под осколочно-фугасные снаряды М-13 132-мм калибра. 21 июня 1941 г. орудие официально поставили на вооружение артиллерийских войск.

Серийную сборку БМ-13 осуществлял воронежский завод имени Коминтерна. Первые две пусковые установки, смонтированные на шасси ЗИС-6, сошли с конвейера 26 июня 1941 года. Качество сборки тут же оценивалось сотрудниками Главного артиллерийского управления; получив одобрение заказчиков, машины отправились в Москву. Там были проведены полигонные испытания, после чего из двух воронежских образцов и пяти БМ-13, собранных в Реактивном научно-исследовательском институте, была создана первая батарея реактивной артиллерии, командование которой принял капитан Иван Флеров.

Боевое крещение батарея получила 14 июля на Смоленщине, целью ракетного удара был выбран оккупированный противником город Рудня. Через день, 16 июля, БМ-13 обстреливали оршанский железнодорожный узел и переправу на реке Оршице.

К 8 августа 1941 года реактивными установками было укомплектовано 8 полков, в каждом из которых насчитывалось по 36 боевых машин.

Кроме завода им. Коминтерна в Воронеже, выпуск БМ-13 был налажен на столичном предприятии «Компрессор». Реактивные снаряды производились на нескольких фабриках, но главным их производителем стал завод имени Ильича в Москве.

Первоначальная конструкция как снарядов, так и установок неоднократно изменялась и модернизировалась. Выпускался вариант БМ-13-СН, который оснащался спиральными направляющими, обеспечивающими более точную стрельбу, а также модификации БМ-31-12, БМ-8-48 и многие другие. Самой многочисленной стала модель БМ-13Н 1943 года, всего к концу Великой отечественной войны было собрано порядка 1.8 тысяч этих машин.

В 1942 году наладили производство 310 мм снарядов М-31, для пуска которых первоначально использовались наземные системы. Весной 1944 года под эти снаряды была разработана самоходка БМ-31-12, имеющая 12 направляющих.

Устанавливалась она на шасси грузовых автомобилей.

В период с июля 1941 года по декабрь 1944 общее количество выпущенных «Катюш» составило более 30 тысяч единиц, а реактивных снарядов различных калибров – около 12 миллионов. В первых образцах использовалось шасси отечественного производства, таких машин изготовили около шести сотен и все они, кроме нескольких, были уничтожены в ходе боевых действий. После заключения договора по ленд-лизу БМ-13 монтировалась на американских «Студебеккерах».


БМ-13 на американском «Студебеккере»
Реактивные установки БМ-8 и БМ-13 стояли в основном на вооружении гвардейских минометных частей, которые входили в артиллерийский резерв вооруженных сил. Поэтому за «Катюшами» закрепилось неофициально название «гвардейские минометы».

Славу легендарных машин не смогли разделить их талантливые разработчики. Борьба за лидерство в Реактивном научно-исследовательском институте спровоцировала «войну доносов», в результате которой осенью 1937 года НКВД арестовало главного инженера НИИ Г.Лангемака и директора Т.Клейменова. Через два месяца обоих приговорили к расстрелу. Реабилитированы конструкторы были только при Хрущеве. Летом 1991 года Президент Советского Союза М.Горбачев подписал указ о присвоении ряду ученых, участвовавших в разработке «Катюши», посмертных званий Героев Социалистического Труда.

Происхождение названия
Теперь уже сложно сказать наверняка, кто, когда и почему назвал реактивную установку БМ-13 «Катюшей».

Есть несколько основных версий:
Первая – это связь с одноименной песней, которая в предвоенное время была крайне популярна. Во время первого боевого применения «Катюш» в июле 1941 года стрельба производилась по немецкому гарнизону, расположенному в городе Рудня под Смоленском. Огонь велся прямой наводкой с вершины крутого холма, так что версия видится весьма убедительной – у солдат наверняка могла возникнуть ассоциация с песней, ведь там есть строка «на высокий, на берег крутой». Да и жив еще служивший связистом в 20-й армии Андрей Сапронов, который, по его словам, дал прозвище реактивному миномету. 14 июля 1941 года, аккурат после обстрела оккупированной Рудни, сержант Сапронов вместе с красноармейцем Кашириным прибыли на место дислокации батареи. Пораженный мощью БМ-13 Каширин восторженно воскликнул: «Ни чего себе песенка!», на что А.Сапронов невозмутимо ответил: «Катюша!» Потом, передавая в эфир информацию об успешном завершении операции, штабной радист назвал чудо-установку «Катюшей» – с той поры у столь грозного оружия появилось нежное девичье имя.

Другая версия рассматривает происхождения названия от аббревиатуры «КАТ» – якобы полигонщики называли систему «Костиковской автоматической термической» (А.Костиков был руководителем проекта). Однако правдоподобность подобного предположения вызывает большие сомнения, поскольку проект был засекреченным, и вряд ли полигонщики и фронтовики могли обмениваться между собой какими-либо сведениями.

Согласно другому варианту прозвище произошло от индекса «К», которым маркировались системы, собранные на заводе имени Коминтерна. У солдат был обычай давать оригинальные названия оружию. Так, гаубица М-30 ласково называлась «Матушкой», пушка МЛ-20 получила прозвище «Емелька». Кстати, БМ-13 сперва звали весьма уважительно, по имени-отчеству: «Раиса Сергеевна». РС – реактивные снаряды, использовавшиеся в установках.

По четвертой версии первыми именовать реактивные минометы «Катюшами» стали девушки, собиравшие их на заводе «Компрессор» в Москве.

Следующая версия, хоть и может показаться экзотичной, но также имеет право на существование. Снаряды устанавливались на специальных направляющих, называемых скатами. Вес снаряда составлял 42 килограмма, и для установки его на скат требовалось три человека: двое, впрягшись в лямки, затаскивали боеприпас на держатель, а третий подталкивал его сзади, контролируя точность фиксации снаряда в направляющих. Так вот, некоторые источники утверждают, что именно этого последнего бойца называли «Катюшей». Дело в том, что здесь, в отличие от бронетанковых подразделений, не было четкого разделения ролей: закатывать или держать снаряды мог любой из членов расчета.

На первоначальных этапах установки испытывались и эксплуатировались в режиме строгой секретности. Так, командир расчета при запуске снарядов не имел права отдавать общепринятые команды «огонь» и «пли», они были заменены на «играй» или «пой» (пуск производился быстрым вращением рукоятки электрической катушки). Да что и говорить, для любого фронтовика залпы «Катюш» были самой желанной песней.
Существует версия, по которой сначала «Катюшей» назывался бомбардировщик, комплектовавшийся реактивными снарядами, аналогичными ракетам БМ-13. Эти-то боеприпасы и перенесли прозвище с самолета на реактивный миномет.
Фашисты величали установки не иначе, как «Сталинский орган». Действительно, направляющие имели определенное сходство с трубами музыкального инструмента, а рев, издаваемый снарядами при пуске, чем-то напоминал грозное звучание органа.

Во время победоносного шествия нашей армии по Европе широко использовались системы, запускавшие одиночные снаряды М-30 и М-31. Немцы называли эти установки «Русскими фаустпатронами», хотя они использовались не только в качестве средства для уничтожения бронетехники. На дистанции до 200 м снаряд мог пробить стену практически любой толщины, вплоть до бункерных укреплений.




Устройство
БМ-13 отличалась сравнительной простотой. В Конструкцию установки входили рельсовые направляющие и система наведения, состоящая из артиллерийского прицела и поворотно-подъемного устройства. Дополнительная устойчивость при запуске ракет обеспечивалась двумя домкратами, располагающимися в задней части шасси.

Реактивный снаряд имел форму цилиндра, разделенного на три отделения – топливный и боевой отсеки и сопло. Количество направляющих было различным в зависимости от модификации установки – от 14 до 48. Длина снаряда РС-132, использовавшегося в БМ-13, составляла 1.8 м, диаметр – 13.2 см, вес – 42.5 кг. Внутренняя часть ракеты под оперением укреплялась твердой нитроцеллюлозой. Боеголовка весила 22 кг, из которых 4.9 кг приходилось на долю взрывчатки (для сравнения противотанковая граната имела вес около 1.5 кг).

Дальность действия ракет – 8.5 км. В БМ-31 применялись снаряды М-31 калибра 310 мм, имеющие массу около 92.4 кг, почти треть которой (29 кг) составляло взрывчатое вещество. Дальность действия – 13 км. Залп производился в считанные секунды: БМ-13 выпускала все 16 ракет менее чем за 10 секунд, то же время требовалось на запуск БМ-31-12 с 12 направляющими и БМ-8, оснащавшейся 24-48 ракетами.

Заряжение боекомплекта происходило за 5-10 минут для БМ-13 и БМ-8, БМ-31 по причине большей массы снарядов заряжалась несколько дольше – 10-15 минут. Для пуска необходимо было вращать ручку электрокатушки, которая соединялась с аккумуляторами и контактами на скатах – поворачивая ручку, оператор, замыкал контакты и по очереди активировал пусковые системы ракет.

Тактика применения «Катюш» коренным образом отличала их от реактивных систем Nebelwerfer, стоявших на вооружении противника. Если немецкая разработка использовалась для нанесения высокоточных ударов, то советские машины обладали низкой точностью, но покрывали большую площадь. Масса взрывчатого вещества ракет «Катюши» была в два раза меньше, чем у снарядов Nebelwerfer, тем не менее, урон, наносимый живой силе и слабобронированной технике, значительно превосходил немецкий аналог. Взрывчатка детонировала путем срабатывания запалов на противоположных сторонах отсека, после встречи двух детонационных волн давление газа в точке их соприкосновения резко увеличивалось, что придавало осколкам дополнительное ускорения и повышало их температуру до 800 градусов.

Мощность взрыва возрастала и благодаря разрыву топливного отделения, которое раскалялось под действием сгорания пороха – в результате эффективность осколочного поражения вдвое превосходила артиллерийские снаряды того же калибра. Одно время даже ходили слухи, что в ракетах реактивных минометов используется «термитный заряд», испытания которого проходили в 1942 году в Ленинграде. Однако его применение оказалось нецелесообразным, поскольку зажигающее действие и так было достаточным.

Одновременный разрыв нескольких снарядов создавал интерференционный эффект взрывных волн, что также способствовало усилению поражающего воздействия.
Экипаж «Катюши» насчитывал от 5 до 7 человек и состоял из командира расчета, водителя, наводчика и нескольких заряжающих.

Применение
Реактивная артиллерия с самого начала своего существования подчинялась Верховному Главнокомандованию.

Подразделениями РА комплектовались стрелковые дивизии, находящиеся на передовой. «Катюши» обладали исключительной огневой мощью, поэтому их поддержку как в наступательных, так и оборонительных операциях сложно переоценить. Была издана специальная директива, излагающая требования к использованию машины. В ней в частности указывалось, что удары «Катюш» должны быть внезапными и массированными.

За годы войны «Катюши» не раз оказывались в руках противника. Так, на основе трофейной БМ-8-24, захваченной под Ленинградом, была разработана немецкая реактивная система Raketen-Vielfachwerfer.


Во время обороны Москвы на фронте сложилась весьма непростая обстановка, и использование ракетных установок осуществлялось подивизионно. Однако в декабре 1941 года по причине значительного увеличения числа «Катюш» (в каждой из армий, сдерживавших основной удар врага, насчитывалось до 10 дивизионов реактивных минометов, что затрудняло их снабжение и эффективность маневрирования и нанесения ударов) было решено создать двадцать гвардейских минометных полков.

В составе гвардейского минометного полка артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования находилось три дивизиона по три батареи в каждом. Батарея в свою очередь состояла из четырех машин. Огневая эффективность подобных подразделений была огромна – один дивизион, состоящий из 12 БМ-13-16, мог нанести удар, по мощности сравнимый с залпом 12 артиллерийских полков, укомплектованных 48 152 мм гаубицами или 18 артиллерийских бригад, укомплектованных 32 гаубицами того же калибра.

Стоит также брать во внимание эмоциональное воздействие: благодаря практически одновременному пуску снарядов в считанные секунды земля в районе цели в буквальном смысле вставала на дыбы. Ответного удара подразделения реактивной артиллерии с легкостью избегали, так как мобильные «Катюши» быстро меняли место дислокации.

В июле 1942 года неподалеку от села Налючи в боевых условиях был впервые опробован брат «Катюши» – реактивная установка «Андрюша» калибра 300 мм, оснащенная 144 направляющими.

Летом 1942 года Подвижная Механизированная группа Южного фронта в течение нескольких дней сдерживала натиск первой бронетанковой армии противника южнее Ростова. Основу этого подразделения составляли отдельный дивизион и 3 полка реактивной артиллерии.

В августе того же года военный инженер А.Алферов разработал переносную модель системы под снаряды М-8. Фронтовики стали называть новинку «Горной катюшей». Первой использовать это оружие стала 20-я Горнострелковая дивизия, установка прекрасно зарекомендовала себя в боях за Гойтский перевал. В конце зимы 1943 года подразделение «горных катюш», состоящее из двух дивизионов, участвовало в обороне знаменитого плацдарма на Малой земле неподалеку от Новороссийска. В железнодорожном депо Сочи реактивные системы монтировали на дрезины – эти установки применялись для обороны береговой линии города. 8 реактивных минометов было установлено на тральщике «Скумбрия», прикрывавшем десантную операцию на Малой Земле.

Осенью 1943 года во время боев под Брянском благодаря быстрой переброске боевых машин с одного фланга фронта на другой был осуществлен внезапный удар, сломивший оборону противника на участке длиной 250 км. В тот день вражеские укрепления поразили более 6 тысяч советских ракет, выпущенных легендарными «Катюшами».

——
ru.wikipedia.org/wiki/Катюша_(оружие)
ww2total.com/WW2/Weapons/Artillery/Gun-Motor-Carriages/Russian/Katyusha/
4.bp.blogspot.com/_MXu96taKq-Y/S1cyFgKUuXI/AAAAAAAAFoM/JCdyYOyD6ME/s400/1.jpg

Уникальное оружие времен Великой Отечественной войны, в народе прозванное «Катюшей», давно стало легендой, а необычное название, которым окрестили ракетную установку в военные годы, так и закрепилось за ней. Фронтовики рассказывают, что когда начиналась стрельба из грозного оружия, советские граждане часто заводили пластинку с песней «Катюша»…

Оглушительный вой, которым сопровождался полет ракеты, буквально сводил с ума. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, психологически подавлены.

Происхождение названия

Почему страшное фронтовое оружие получило столь ласковое прозвище «Катюша»? И почему именно Катюша?

По этому поводу существует несколько версий.

Первая принадлежит фронтовикам. Мол, перед самой войной была очень популярна песня Матусовского и Блантера о девушке Катюше, и красивое русское имя как-то само собой пристало к новой реактивной установке.

Вторую версию выдвинули военные специалисты. Читая статью в «Правде», они строили догадки, что же за оружие применено под Оршей? Целый залп! Значит, пушка автоматическая и многоствольная. В сообщении указывалось, что в районе поражения все горело. Понятно: снаряды зажигательные — термические. Огненные хвосты?! Это же ракеты. А кто тогда считался их «отцом», специалисты преотлично знали: Андрей Костиков. Полигонщики называли «БМ-13» по-своему: «Костиковские автоматические термические», сокращенно — «КАТ». И среди фронтовиков, приезжавших на полигоны, слово «кат» прижилось быстро. Это слово бойцы увозили на передовую, а уж там оставалось недалеко и до любимой всеми «Катюши».

Другой вариант версии, порожденной спецами, предполагает, что прозвище связано с индексом «К» на корпусе миномета — установки выпускались заводом имени Коминтерна...

Третья версия еще более экзотична и требует особого пояснения. На шасси автомобиля установки «БМ-13» имели направляющие, которые на техническом языке назывались скатами. Сверху и снизу каждого ската устанавливалось по снаряду. В отличие от ствольной артиллерии, где расчёт пушки делится на заряжающего и наводчика, в реактивной артиллерии расчет не имел официальных названий, но со временем разделение солдат, обслуживающих установку по выполняемым функциям, тоже определилось. 42-килограммовый снаряд для установки «М-13» обычно выгружали несколько человек, а затем двое, впрягшись в лямки, подтаскивали снаряды к самой установке, поднимали их на высоту скатов, и третий человек обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы тот точно вошёл в направляющие. Двое солдат держали тяжеленный снаряд, и для них в этот момент сигнал «толкача-катилы-катюши» о том, что снаряд встал-закатился-накатился в направляющие скаты, означал благополучное окончание очень ответственной части работы по снаряжению установки для залпа. Разумеется, все солдаты таскали снаряды и каждый выполнял тяжёлую работу по их поднятию к скатам. Специально выделенного человека, ответственного за установку снаряда в скаты, не было. Но сама работа приводила к тому, что в последний момент кто-то должен был брать на себя роль «катюши» по заталкиванию снаряда на направляющие, принимая ответственность о благополучном завершении операции на себя. Ясно, что были случаи падения снарядов на землю, и тогда его приходилось поднимать с земли и начинать все заново, если «катюша» в чем-то ошибался.

И еще одно. Установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли», «огонь», «залп» и тому подобное. Вместо этого звучали команды: «пой» и «играй». Ну а для пехоты залпы реактивных установок были самой приятной музыкой, означавшей, что сегодня немцам достанется по первое число, а потерь среди своих почти не будет.

Создание «Катюши»

История появления на Руси первых ракет уходит корнями в пятнадцатый век. Широкое распространение получили пиротехнические ракеты в конце 17- начале 18 веков, этот период связан с деятельностью Петра Первого, при котором были созданы первые фейерверочные лаборатории. В 1680 году в Москве было организовано специальное «ракетное заведение» для производства фейерверочных, осветительных и сигнальных ракет.

В 1717 году на вооружение русской армии была принята однофунтовая осветительная ракетная граната, поднимавшаяся на высоту более 1 километра. В 1810 году военное ведомство России поручает Военно-ученому Комитету при Главном артиллерийском управлении заняться вопросами создания боевых ракет для применения их в боевых операциях.

В 1813 году талантливый русский ученый генерал А. Д. Засядко создал несколько типов боевых ракет калибра от 2-х до 4-х дюймов. Созданные другим видным представителем русской артиллерийской школы генералом К. И. Константиновым 2-, 2,5- и 4-х дюймовые ракеты были приняты на вооружение русской армии, и имели более высокую точность стрельбы, лучшую надежность и выдерживали более длительные сроки хранения. Однако в то время боевые ракеты не смогли выдержать конкуренцию с бурно совершенствовавшейся артиллерией из-за ограничений по дальности полета снарядов и их значительного рассеивания при обстреле.

В результате в январе 1886 года Артиллерийский комитет принял решение о прекращении производства в России боевых ракет.

Развитие прогресса в ракетостроении все же остановить было невозможно, и в годы перед первой мировой войной, в России были сделаны попытки создания ракет для поражения аэропланов и аэростатов противника. Бывший вице-директор Путиловского завода И.В. Воловский в апреле 1912 года представил в Военное министерство России в перспективный проект вращающихся ракет нового типа и проект двух «Метательных аппаратов» для пуска ракет с самолета и автомобиля. Несмотря на ряд положительных результатов, полученные в области реактивного вооружения в начале двадцатого века, этот проект не нашел применения. Причиной было то, что уровень научных знаний в области ракетостроения в этот период по-прежнему оставался невысоким. Большинство изобретателей ракет на твердом топливе не были знакомы с теоретическими трудами К.Э. Циолковского и других ученых в области ракетостроения. Но, главным недостатком всех проектов ракет начала двадцатого века было использование в качестве источника энергии низкокалорийного и неоднородного по структуре топлива - черного дымного пороха.

Новое слово в совершенствовании ракетного оружия было сказано в 1915 году, когда преподаватель Михайловской артиллерийской академии полковник И.П.Граве впервые предложил новое твердое топливо - бездымный пироксилиновый порох, обеспечивающий ракете большую грузоподъемность и дальность полета.

Новое живительное дыхание в развитие отечественного ракетостроения пришло в советское время. Понимая важность и значимость реактивной техники для обороноспособности страны, государство создало в 1921 году в Москве специальную ракетную лабораторию для разработки ракет на бездымном порохе. Ее возглавили инженер Н.И. Тихомиров и его сподвижник и единомышленник В.А. Артемьев. 3 марта 1928 года, после множества исследований и экспериментов, испытаний, был произведен первый успешный пуск, сконструированные Н.И.Тихомировым и В.А.Артемьевым, ракеты с зарядом двигателя из крупношашечного бездымного пороха. Созданием этой первой ракеты на бездымном порохе был заложен фундамент для разработки реактивных снарядов гвардейских минометов - для знаменитых «Катюш». Дальность снарядов уже тогда достигала 5-6 километров, но они имели большие отклонения от цели, и проблема обеспечения удовлетворительной кучности стрельбы оказалась наиболее сложной. Было испробовано множество различных вариантов, однако долгое время испытания не давали положительных результатов.

Осенью 1937 года в РНИИ начали претворять в жизнь идею механизированных ракетных установок. В институте создали отдел под руководством И. И. Гвая. В конструкторскую группу вошли А.П.Павленко, А. С. Попов, В.Н. Галковский. Сейчас именно этих ученых считают «отцами» легендарного ракетного миномета «Катюша». Трудно точно выяснить, кому именно пришла в голову идея установить реактивную систему на грузовой автомашине. Одновременно решили использовать в качестве направляющих для реактивных снарядов конструкцию типа «Флейта», которую ранее разработали для авиации.

За неделю коллектив авторов подготовил технический проект установки, включавший двадцать четыре направляющих типа «Флейта». Их предполагалось расположить в два ряда на металлической раме, установленной поперек продольной оси типовой грузовой машины марки ЗИС-5. Наводку реактивной системы по горизонтали намеревались осуществлять с помощью самого грузовика, а вертикальную — специальным ручным механизмом. Летом 1938 года в обстановке строгой секретности изготовили два первых опытных образца реактивной системы залпового огня, смонтированной на автомашинах ЗИС-5. В декабре 1938 года новые типы установки прошли войсковые испытания уже на другом полигоне, где их проверяла Государственная войсковая комиссия. Испытания проходили в тридцатипятиградусный мороз. Все системы сработали отлично, и ракеты поразили расчетные цели. Комиссия высоко оценила новый вид оружия, и декабрь 1938 года можно считать месяцем и годом рождения легендарных «катюш».

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям Советского правительства и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).

Таким образом, была создана высокоманевренная, быстроходная боевая машина, способная вести одиночный, групповой и залповый огонь.

История катюши

История создания катюши берёт своё начало ещё в допетровские времена. На Руси первые ракеты появились в XV веке. К концу XVI века в России хорошо знали устройство, способы изготовления и боевого применения ракет. Об этом убедительно свидетельствует «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», написанный в 1607-1621 годах Онисимом Михайловым. С 1680 года в России существовало уже специальное Ракетное заведение. В XIX веке ракеты, предназначенные для поражения живой силы и материальной части противника, были созданы генерал-майором Александром Дмитриевичем Засядко . Работы по созданию ракет Засядко начал в 1815 году в инициативном порядке на собственные средства. К 1817 году ему удалось на базе осветительной ракеты создать боевую ракету фугасного и зажигательного действия.
В конце августа 1828 года из Петербурга под осажденную турецкую крепость Варну прибыл гвардейский корпус. Вместе с корпусом прибыла и первая русская ракетная рота под командованием подполковника В. М. Внукова. Рота была сформирована по инициативе генерал-майора Засядко. Ракетная рота получила первое боевое крещение под Варной 31 августа 1828 года во время атаки турецкого редута, расположенного у моря южнее Варны. Ядра и бомбы полевых и корабельных орудий, а также разрывы ракет, заставили защитников редута укрыться в норах, сделанных во рву. Поэтому, когда охотники (добровольцы) Симбирского полка бросились на редут, турки не успели занять свои места и оказать атакующим эффективного сопротивления.

5 марта 1850 года командиром Ракетного заведения был назначен полковник Константин Иванович Константинов внебрачный сын великого князя Константина Павловича от связи с актрисой Кларой Анной Лоренс. В период его нахождения на этой должности на вооружение русской армии были приняты 2-, 2,5– и 4-дюймовые ракеты системы Константинова. Вес боевых ракет зависел от типа боевой части и характеризовался следующими данными: 2-дюймовая ракета весила от 2,9 до 5 кг; 2,5-дюймовая - от 6 до 14 кг и 4-дюймовая - от 18,4 до 32 кг.

Дальности стрельбы ракет системы Константинова, созданных им в 1850-1853 годах, были весьма значительны для того времени. Так, 4-дюймовая ракета, снаряженная 10-фунтовыми (4,095 кг) гранатами, имела максимальную дальность стрельбы 4150 м, а 4-дюймовая зажигательная ракета - 4260 м, в то время как четвертьпудовый горный единорог обр. 1838 г. имел максимальную дальность стрельбы всего лишь 1810 метров. Мечтой Константинова было создание воздушной ракетной установки, стреляющей ракетами с воздушного шара. Проведённые опыты доказали большую дальность стрельбы ракетами с привязного аэростата. Однако добиться приемлемой кучности не удалось.
После смерти К. И. Константинова в 1871 году ракетное дело в русской армии пришло в упадок. Боевые ракеты эпизодически и в небольшом количестве применялись в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Более успешно ракеты применялись при покорении Средней Азии в 70-80-х годах XIX века. Решающую роль они сыграли при . В последний раз ракеты Константинова применялись в Туркестане в 90-е годы XIX века. А в 1898 году боевые ракеты были официально сняты с вооружения русской армии.
Новый импульс развитию ракетного оружия был дан во время первой мировой войны: в 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля. В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха.

На первых порах у газодинамической лаборатории, где создавалось ракетное оружие, трудностей и неудач было больше, чем успехов. Однако энтузиасты – инженеры Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, а затем и Г. Э. Лангемак и Б. С. Петропавловский упорно совершенствовали свое «детище», твердо веря в успех дела. Потребовались обширные теоретические разработки и бесчисленные эксперименты, которые в итоге привели к созданию в конце 1927 года 82-мм осколочного реактивного снаряда с пороховым двигателем, а вслед за ним и более мощного, калибром 132 мм. Испытательные стрельбы, проведенные под Ленинградом в марте 1928 года, обнадеживали – дальность составляла уже 5-6 км, хотя рассеивание по-прежнему было большим. Долгие годы его не удавалось значительно снизить: изначальная концепция предполагала снаряд с оперением, не выходящим за его калибр. Ведь направляющей для него служила труба – простая, легкая, удобная для монтажа.
В 1933 году инженер И. Т. Клейменов предложил делать более развитое оперение, более чем в два раза превышающее по своему размаху калибр снаряда. Кучность стрельбы повысилась, увеличилась и дальность полета, но пришлось конструировать новые открытые – в частности, рельсовые – направляющие для снарядов. И снова годы экспериментов, поисков...
К 1938 году основные трудности в создании мобильной реактивной артиллерии были преодолены. Сотрудники московского РНИИ Ю. А. Победоносцев, Ф. Н. Пойда, Л. Э. Шварц и другие разработали 82-мм осколочные, осколочно-фугасные и термитные снаряды (PC) с твердотопливным (пороховым) двигателем, который запускался дистанционным электрозапалом.

В то же время для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили несколько вариантов мобильных многозарядных пусковых установок залпового огня (по площадям). В их создании под руководством А. Г. Костикова принимали участие инженеры В. Н. Галковский, И. И. Гвай, А. П. Павленко, А. С. Попов.
Установка состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов массой по 42,5 кг фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси грузового автомобиля , причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1 (механизированная установка). Это решение было неудачным – при стрельбе машина раскачивалась, что существенно уменьшало кучность боя.

Установка МУ-1, поздний вариант. Расположение направляющих ещё поперечное, но в качестве шасси уже используется ЗиС-6. На такой установке одновременно помещалось 22 снаряда, и она могла вести огонь прямой наводкой. Если бы вовремя догадались добавить выдвижные лапы, то такой вариант установки по боевым качествам превзошёл бы МУ-2, принятую впоследствии на вооружение под индексом БМ-12-16.

Снаряды М-13, содержавшие по 4,9 кг взрывчатого вещества, обеспечивали радиус сплошного поражения осколками 8-10 метров (при установке взрывателя на «О» - осколочное) и действительного поражения 25-30 метров. В грунте средней твердости при установке взрывателя на «3» (замедление) создавалась воронка диаметром 2-2,5 метра и глубиной 0,8-1 метр.
В сентябре 1939 года была создана реактивная система МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. Автомобиль представлял собой грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Длина его при 4980-миллиметровой колёсной базе составляла 6600 миллиметров, а ширина равнялась 2235 мм. На автомобиле был установлен тот же рядный шестицилиндровый с карбюраторный двигатель водяным охлаждением, что устанавливался и на ЗиС-5. Диаметр его цилиндра был равен 101,6 мм, а ход поршня составлял 114,3 мм. Таким образом, его рабочий объём был равен 5560 кубическим сантиметрам, так что указываемый в большинстве источников объем в 5555 куб. см является результатом чьей-то ошибки, растиражированной впоследствии многими серьёзными изданиями. При 2300 об/мин двигатель, имевший 4,6-кратную степень сжатия, развивал неплохую по тем временам 73-сильную мощность, но из-за большой нагрузки максимальная скорость ограничивалась 55 километрами в час.

В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп продолжительностью 8-10 секунд боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. А для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут. Однако при этом установка приобрела другой недостаток– невозможность стрельбы прямой наводкой и, как следствие, большое мёртвое пространство. Тем не менее, наши артиллеристы научились впоследствии его преодолевать и даже стали применять .
25 декабря 1939 года Артиллерийским управлением Красной Армии были одобрены 132-мм реактивный снаряд М-13 и пусковая установка, получившая название БМ-13 . НИИ-З получил заказ на изготовление пяти таких установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Кроме того, артиллерийское управление Военно-Морского флота также заказало одну пусковую установку БМ-13 дня испытания ее в системе береговой обороны. В течение лета и осени 1940 года НИИ-3 изготовил шесть пусковых установок БМ-13. Осенью того же года пусковые установки БМ-13 и партия снарядов М-13 были готовы для испытаний.

1 – коммутатор, 2 – бронещиты кабины, 3 – пакет направляющих, 4 – бензобак, 5 – основание поворотной рамы, 6 – кожух подъемного винта, 7 – подъемная рама, 8 – походная опора, 9 – стопор, 10 – поворотная рама, 11 – снаряд М-13, 12 – стоп-сигнал, 13 – домкраты, 14 – аккумулятор пусковой установки, 15 – рессора буксирного прибора, 16 – кронштейн прицела, 17 – рукоятка подъемного механизма, 18 – рукоятка поворотного механизма, 19 – запасное колесо, 20 – распределительная коробка.

17 июня 1941 года на подмосковном полигоне во время осмотра образцов нового вооружения Красной Армии были произведены залповые пуски из боевых машин БМ-13. Нарком обороны Маршал Советского Союза Тимошенко, нарком вооружения Устинов и начальник Генерального штаба генерал армии Жуков, присутствовавшие на испытаниях, дали высокую оценку новому оружию. К показу были подготовлены два опытных образца боевой машины БМ-13. Одна из них была заряжена осколочно-фугасными реактивными снарядами, а вторая - осветительными реактивными снарядами. Были сделаны залповые пуски осколочно-футасных реактивных снарядов. Все мишени в районе падения снарядов были поражены, горело все, что могло гореть на этом участке артиллерийской трассы. Участники стрельб дали высокую оценку новому ракетному оружию. Тут же на огневой позиции было высказано мнение о необходимости скорейшего принятия на вооружение первой отечественной установки РСЗО.
21 июня 1941 года, буквально за несколько часов до начала войны, после осмотра образцов ракетного оружия Иосиф Виссарионович Сталин принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей. Из-за угрозы надвигавшейся войны это решение было принято, несмотря на то, что пусковая установка БМ-13 еще не прошла войсковых испытаний и не была отработана до стадии, допускающей массовое промышленное изготовление.

Командир первой экспериментальной батареи катюш капитан Флёров. 2 октября батарея Флёрова попала в . Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Флёров сделал всё возможное, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. В ночь на 7 октября 1941 года колонна машин батареи Флёрова попала в засаду у деревни Богатыри Знаменского района Смоленской области. Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

2 июля 1941 года из Москвы на Западный фронт выступила первая в Красной Армии экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана Флерова. 4 июля батарея вошла в состав 20-й армии, войска которой занимали оборону по Днепру в районе города Орши.

В большинстве книг о войне – как научных, так и художественных – днём первого применения «катюши» названа среда, 16 июля 1941 года. В тот день батарея под командованием капитана Флерова нанесла уда по только что занятой противником железнодорожной станции Орша и уничтожила скопившиеся на ней эшелоны.
Однако на самом деле батарея Флёрова была впервые задействована на фронте двумя днями ранее: 14 июля 1941 года было осуществлено три залпа по городу Рудня Смоленской области. Этот городок с населением всего в 9 тысяч человек находится на Витебской возвышенности на реке Малая Березина в 68 км от Смоленска у самой границе России и Белоруссии. В тот день немцы захватили Рудню, и на базарной площади городка скопилось большое количество военной техники. В этот момент на высоком крутом западном берегу Малой Березины и появилась батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова. С неожиданного для противника западного направления она ударила по базарной площади. Едва смолк звук последнего залпа, один из бойцов-артиллеристов по фамилии Каширин во весь голос запел популярную в те годы песню «Катюша», написанную в 1938 году Матвеем Блантером на слова Михаила Исаковского. Через два дня, 16 июля, в 15 часов 15 минут батарея Флёрова нанесла удар по станции Орша, а полтора часа спустя – по немецкой переправе через Оршицу. В тот день к батарее Флёрова был прикомандирован сержант-связист Андрей Сапронов, обеспечивавший связь батареи с командованием. Едва лишь сержант услышал про то, как Катюша выходила на высокий берег, на крутой, он тут же вспомнил, как только что на такой же высокий и крутой берег входили пусковые установки реактивных снарядов, и, докладывая в штаб, 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии о выполни Флёровым боевого задания, связист Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично».

2 августа 1941 года начальник артиллерии Западного фронта генерал-майор И. П. Крамар сообщал: «По заявлениям комсостава стрелковых частей и наблюдениям артиллеристов, внезапность такого массированного огня наносит большие потери противнику и настолько сильно действует морально, что части противника в панике бегут. Там же отмечалось, что противник бежит не только с участков, обстреливаемых новым оружием, но и с соседних, находящихся на расстоянии 1-1,5 км от зоны обстрела.
А вот как рассказывали о катюше враги: «После залпа оргáна Сталина из нашей роты численностью 120 человек, – заявил на допросе немецкий Харт, – в живых осталось 12. Из 12 станковых пулеметов цел остался один, да и тот без лафета, а из пяти тяжелых минометов – ни одного».
Ошеломляющий для противника дебют реактивного оружия побудил нашу промышленность форсировать серийный выпуск нового миномета. Однако для «катюш» поначалу не хватало самоходных шасси – носителей реактивных установок. Попытались восстановить производство ЗИС-6 на Ульяновском автозаводе, куда в октябре 1941 года эвакуировали московский ЗИС, но отсутствие специализированного оборудования для производства червячных мостов не позволило сделать это. В октябре 1941 года на вооружение был принят танк со смонтированной на месте башни установкой БМ-8-24 . Она вооружалась реактивными снарядами РС-82 .
В сентябре 1941 - феврале 1942 года в НИИ-3 была разработана новая модификация 82-мм снаряда М-8, которая имела такую же дальность (около 5000 м), но почти в два раза больше взрывчатого вещества (581 г) по сравнению с авиационным снарядом (375 г).
К концу войны был принят на вооружение 82-мм снаряд М-8 с баллистическим индексом ТС-34 и дальностью стрельбы 5,5 км.
В первых модификациях реактивного снаряда М-8 применяли ракетный заряд, изготовленный из нитроглицеринового пороха баллистического типа марки Н. Заряд состоял из семи цилиндрических шашек с наружным диаметром 24 мм и диаметром канала 6 мм. Длина заряда была 230 мм, а вес 1040 г.
Для увеличения дальности полета снаряда ракетная камера двигателя была увеличена до 290 мм, а специалисты ОТБ завода № 98 после испытания ряда вариантов конструкций заряда отработали заряд из пороха НМ-2, состоявший из пяти шашек с наружным диаметром 26,6 мм, диаметром канала 6 мм и длиной 287 мм. Вес заряда составил 1180 г. С применением этого заряда дальность полета снаряда увеличилась до 5,5 км. Радиус сплошного поражения осколками снаряда М-8 (ТС-34) составлял 3-4 м, а радиус действительного поражения осколками составлял 12-15 метров.

Младшая сестра Катюши – установка БМ-8-24 на шасси танка

Установка БМ-13-16 на шасси гусеничного тягача СТЗ-5.Опытные образцы пусковых установок для снарядов М-13 на шасси СТЗ-5 прошли полигонные испытания в октябре 1941 года и были приняты на вооружение. Их серийное производство было начато на заводе им. Коминтерна в Воронеже. Однако 7 июля 1942 года немцы захватили правобережную часть Воронежа, и сборка установок прекратилась.

Реактивными пусковыми установками оснащались также гусеничные тягачи СТЗ-5, получаемые по ленд-лизу автомобили повышенной проходимости Форд-Мармон, Интернационал Джиемси и Остин. Но наибольшее число «катюш» монтировалось на полноприводные трехосные автомобили. В 1943 году в производство были запущены снаряды М-13 со сварным корпусом, с баллистическим индексом ТС-39. Снаряды имели взрыватель ГВМЗ. В качестве топлива использовался порох НМ-4.
Основной причиной низкой кучности реактивных снарядов типа М-13 (ТС-13) был эксцентриситет тяги реактивного двигателя, то есть смещение вектора тяги от оси ракеты из-за неравномерного горения пороха в шашках. Это явление легко устраняется при вращении ракеты. В этом случае импульс силы тяги будет всегда совпадать с осью ракеты. Вращение, придаваемое оперенной ракете с целью улучшения кучности, называется проворотом. Ракеты с проворотом не следует путать с турбореактивными ракетами. Скорость проворота оперенных ракет составляла несколько десятков, в крайнем случае сотен, оборотов в минуту, что не достаточно для стабилизации снаряда вращением (причем вращение происходит на активном участке полета, пока работает двигатель, а потом прекращается). Угловая скорость турбореактивных снарядов, не имеющих оперения, составляет несколько тысяч оборотов в минуту, чем создается гироскопический эффект и, соответственно, более высокая точность попадания, чем у оперенных снарядов, как невращающихся, так и с проворотом. В обоих типах снарядов вращение происходит за счет истечения пороховых газов основного двигателя через маленькие (несколько миллиметров в диаметре) сопла, направленные под углом к оси снаряда.


Реактивные снаряды с проворотом за счет энергии пороховых газов у нас называли УК - улучшенной кучности, например М-13УК и М-31УК.
Снаряд М-13УК но своему устройству отличался от снаряда М-13 тем, что на переднем центрирующем утолщении имелось 12 тангенциальных отверстий, через которые вытекала часть пороховых газов. Отверстия просверлены так, что пороховые газы, вытекая из них, создавали вращающий момент. Снаряды М-13УК-1 отличались от снарядов М-13УК устройством стабилизаторов. В частности, стабилизаторы М-13УК-1 изготовлялись из стального листа.
С 1944 года на базе Студебекеров стали выпускаться новые, более мощные установки БМ-31-12 с 12 минами М-30 и М-31 калибра 301 мм, весом по 91,5 кг (дальность стрельбы – до 4325 м). Для повышения кучности стрельбы были созданы и освоены поворачивающиеся в полете снаряды М-13УК и М-31УК улучшенной кучности.
Пуск снарядов производился с трубчатых направляющих сотового типа. Время перевода в боевое положение составляло 10 минут. При разрыве 301-мм снаряда, содержавшего 28,5 кг ВВ, образовывалась воронка глубиной 2,5 м и диаметром 7-8 м. Всего за годы войны было произведено 1184 машины БМ-31-12.

БМ-31-12 на шасси Студебекера US-6

Удельный вес реактивной артиллерии на фронтах Великой Отечественной войны постоянно возрастал. Если в ноябре 1941 года было сформировано 45 дивизионов «катюш», то и 1 января 1942 года их насчитывалось уже 87, в октябре 1942 года – 350, а в начале 1945-го – 519. К концу войны в Красной Армии насчитывалось 7 дивизий, 40 отдельных бригад, 105 полков и 40 отдельных дивизионов гвардейских минометов. Ни одна крупная артподготовка не проходила без катюш.

В послевоенное время катюши собирались заменить установкой БМ-14-16 , смонтированной на шасси ГАЗ-63 , но принятая на вооружение в 1952 году установка смогла заменить катюшу лишь частично, и поэтому до самого внедрения в войска установки катюши продолжали выпускаться на шасси автомобиля ЗиС-151, и даже ЗиЛ-131.


БМ-13-16 на шасси ЗиЛ-131

Смотрите также:


Первый в мире мобильник был советский

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Подъельск

«Катюша» - оружие Победы

Исполнитель: Королёв Адриан

Ученик 5 класса

Руководитель: учитель истории

Падалко Валентина Александровна

Подъельск

2013 г.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Первый бой «Катюши»…………………………………………………….......4

2.Создание «Катюши» …………………….………...…………………………4-5

3. Почему называется «Катюша»………………………………………………..5

4. «Катюши» на фронте …….………………………………………………….5-6

Заключение…………………………………………………………………….......7

Источники…………………………..…………………………………………......7

Приложения……………………………………………………………………..8-9

Введение

Актуальность темы:

На разгадку тайны «Катюши» были брошены лучшие немецкие ученые оружейники. Работавшие над захваченными русскими реактивными снарядами немецкие ученые не могли никак понять принципа ужасного огневого воздействия. Им так и не удалось решить «загадку «Катюши» до самого конца войны. Реактивный миномет "Катюша" является ярким символом Победы.

Объект исследования : история реактивного миномета - «Катюши»

Предмет исследования : создание и участие в Великой Отечественной войне реактивных минометов «Катюши».

Цель исследования : узнать о реактивных минометах «Катюшах»

Задачи исследования :

1.Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.

2.Оформить результаты исследования в форме презентации и исследовательской работы.

Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:

Анализ, обобщение;

1.Первый бой «Катюши»

Впервые во время войны "Катюши" вступили в бой 14 июля 1941 года. Батарея капитана Ивана Андреевича Флерова одним залпом уничтожила несколько эшелонов с топливом, боеприпасами и бронетехникой на станции Орша. Станция буквально перестала существовать. В дальнейшем капитан Флеров погиб после того как его часть попала в окружение. Бойцы реактивной батареи подорвали машины и стали прорываться из "котла". Капитан получил тяжелое ранение и скончался. Однако тогда в 1941 году он написал в рапорте: "Сплошное море огня". Этот первый бой показал высокую эффективность нового оружия. «Катюша» на все последующие годы войны стала грозой для врага.

Эффект для находившихся там немецких войск, только что захвативших станцию Орша, оказался просто ошеломительным - им показалось, что накрыл чудовищный смерч, оставлявший после себя смерть и огонь. Хваленные гитлеровские вояки, победным маршем двигавшиеся вглубь советской территории, срывали с себя знаки отличия, бросали оружие и бежали в тыл - подальше от ужасного русского чудо-оружия. В то утро под Оршей немцы потеряли до батальона пехоты.

Почти сразу же фашистское руководство начало охоту за русским чудо-оружием. Гитлер требовал как можно скорее оснастить свою армию подобными «автоматическими многоствольными огнеметными пушками».

Какое новейшее оружие навело ужас на врага?

2.Создание Катюши

Реактивные снаряды для «Катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев. В 1938-1941 годы А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. 25 декабря 1939 г. реактивный снаряд М-13 и пусковая установка, позднее получившая название "Боевая машина 13" (БМ-13) были одобрены Артиллерийским управлением Красной Армии. БМ-13 была принята на вооружение 21 июня 1941 года; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». БМ-13 заряжалась 16 реактивными снарядами калибра 132 мм. Залп выполнялся в течение 15-20 секунд. Дальность стрельбы – 8-8,5 км. Скорость БМ-13 по хорошей дороге достигала 50-60 км/ч. За час одна боевая машина могла сделать 10 залпов и выпустить 160 снарядов. Экипаж состоял из 5 - 7 человек: командир орудия - 1; наводчик - 1; водитель - 1; заряжающий - 2-4.

После осмотра образцов ракетного оружия Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей. За три с лишним года произвели почти 30 тысяч «Катюш» и 12 миллионов реактивных снарядов

3.Почему называется «Катюша»

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Вот одна из них - по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Докладывая в штаб о выполнении Флёровым боевого задания, связист Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично». Значение только что придуманного кодового слова в штабе батальона поняли, и слово это пошло сначала в штаб дивизии, а потом и в штаб армии. Так после первого же боевого применения за установкой БМ-13-16 закрепилось название «Катюша».

Н аиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна).

4.Катюши на фронте

Легендарные "Катюши" во время Великой Отечественной войны участвовали во всех крупных операциях.
Реактивная артиллерия использовалась для усиления стрелковых дивизий, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в бою.

В сентябре 1943 года в полосе целого фронта - 250 километров во время артподготовки было израсходовано 6000 реактивных снарядов.

В конце июля у станицы Мечетинская боевые машины столкнулись с главными силами 1-й немецкой танковой армии генерал-полковника Эвальда Клейста. Разведка донесла, что движется колонна танков и мотопехоты. Когда появились мотоциклисты, за ними машины и танки, батарейными залпами колонна была накрыта на всю глубину, подбитые и дымящиеся машины останавливались, на них, как слепые, налетали танки и сами загорались. Продвижение противника по этой дороге приостановилось. Группа капитана Пузика за два дня боёв уничтожила 15 вражеских танков и 35 автомашин.

Залпы "Катюш" возвестили о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом.

В 1945 году во время наступления советское командование стягивало на один километр фронта в среднем, 15-20 боевых машин реактивной артиллерии. Традиционно "Катюши" завершали артналет: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Зачастую после нескольких залпов "Катюш" пехотинцы входили в опустевший населенный пункт или на вражеские позиции, не встречая никакого сопротивления.

«Катюши» успешно применялись до самого окончания Великой Отечественной войны, заслужив любовь и уважение советских солдат и офицеров и ненависть фашистов. Она стала одним из символов победы.

Заключение.

Выводы.

Таким образом, занимаясь исследовательской работой по данной теме, мы узнали, что во время Великой Отечественной войны применялось самое совершенное оружие – реактивные миномёты - «Катюши»;

Именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша»;

Они стали на всё время войны грозным оружием для врага.

Результаты исследования.

Собранный материал может использоваться на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

Источники.

1.Катюша (оружие) - http://ru.wikipedia.org/

2. Боевые реактивные пусковые установки "Катюши"- http://ria.ru/

3. Катюша - http://opoccuu.com/avto-katusha.htm

Приложение

Владимир Андреевич Артемьев – конструктор БМ-13 (боевая машина 13)

Одна из первых установок «Катюши»

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-8

Реактивные снаряды БМ-8

Командир батареи «Катюш» капитан И.А. Флёров.