Природные зоны евразии. Природные зоны материка евразия Природные зоны по 40 параллели в евразии

Расположение природных зон. В расположении природных зон Евразии, как и на других материках, проявляется закон широтной зональности.

  1. В чем состоит эта закономерность?
  2. Используя карту, перечислите природные зоны Евразии с севера на юг по 80° в. д. и подтвердите названную закономерность.

На севере материка природные зоны тянутся сплошной полосой, а южнее тайги они сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. Чтобы убедиться в этом, продолжим анализ карты. На ней видно, что на западе и востоке материка расположены зоны широколиственных лесов, а внутри материка появляются зоны лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Такое расположение объясняется уменьшением количества осадков от окраин материка к внутренним частям.

В целом природные зоны Евразии более разнообразны, чем на других материках земного шара.

Природные зоны арктического и субарктического поясов. Арктические пустыни, тундры и лесотундры в Евразии не заходят так далеко на юг, как в Северной Америке. В природе этих зон на обоих материках много общего. И это не случайно. Ведь зоны расположены на северной окраине материков, где продолжителен период низких температур, многолетняя мерзлота, обширные болота. К тому же в прошлом эти материки были единым целым.

Природа арктических пустынь и тундры пока еще мало изменена хозяйственной деятельностью человека. Однако заметно сократилась численность некоторых животных, например белого медведя. Запрет на отстрел позволил сохранить этого уникального зверя.

Рис. 98. Тундра

Природные зоны умеренного пояса

  1. Пользуясь картой, назовите природные зоны, расположенные в умеренном климатическом поясе.
  2. Покажите на карте лесные зоны. Сравните их по площади и расположению с лесными зонами Северной Америки. Какой вывод можно сделать?

Лесные зоны. В Евразии они занимают обширные территории. Наибольшая по площади - тайга. В умеренном климатическом поясе лето гораздо теплее и продолжительнее, чем в тундре и лесотундре, благодаря чему появляется древесная растительность.

Почвы в зоне тайги подзолистые. (Как они образуются?) На них растут устойчивые к холоду хвойные деревья - сосна и ель, а к востоку от Уральских гор - пихта, сибирская сосна, а также лиственница - единственное хвойное дерево, сбрасывающее свою хвою на зиму.

Зона смешанных и широколиственных лесов расположена лишь на западе и востоке материка. (Чем это объяснить?) Широколиственные деревья более теплолюбивы, в тайге их нет. Почвы по сравнению с подзолами более плодородны.

Наиболее типичны для европейских широколиственных лесов дуб и бук. Буковые леса растут во влажном и теплом климате. На Восточно-Европейской равнине осадков становится меньше, разница между летними и зимними температурами заметнее, поэтому буковые леса уступают место дубовым. Смешанные и особенно широколиственные леса сильно вырублены. Первичные, не измененные человеком леса сохранились лишь в тайге на востоке нашей страны и в горах.

Рис.99. Смешанный лес

Животный мир лучше сохранился в тайге. Здесь живут волки, медведи, лоси, белки, приспособленные к жизни в лесу. В смешанных и широколиственных лесах многие животные стали редкими и находятся под охраной человека. Занесены в Красную книгу зубр, уссурийский тигр.

Лесостепи и степи. (Найдите на карте зоны лесостепи и степи.) Черноземные почвы степей знамениты своим плодородием. Поэтому лесостепи и степи почти полностью распаханы. Естественная растительность осталась только в заповедниках и местах, неудобных для распашки. Соотношение тепла и влаги в них благоприятно для возделывания различных культурных растений - зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника. В степях, а иногда и в лесостепях бывают засухи, следовательно, необходимо орошение.

Степные животные, главным образом грызуны, питаются травами. Многие обитатели степей из-за отсутствия природных укрытий живут в норах - степной хорек, суслики, различные мыши. Полупустыни и пустыни умеренного пояса. (Сравните по площади эти зоны в Евразии и в Северной Америке.) Сухое и жаркое лето в зоне полупустынь и пустынь сказывается на почвах, растительности и животном мире. Условия для жизни растений очень суровы: сухость воздуха, сильная жара, холодные, порой со снежными метелями зимы. Лишь весной пустыня оживает. Особенно беден растительный покров в жарких и сухих пустынях. Поражают своей безжизненностью голые сыпучие пески пустыни Такла-Макан. В почвах полупустынь и пустынь много солей, и в этих условиях могут расти лишь некоторые растения, например солянки.

В полупустынях и пустынях преобладают грызуны и копытные. В Центральной Азии встречаются двугорбый верблюд, дикие ослы - куланы. Эти редкие животные занесены в Красную книгу и охраняются законом.

  1. В чем проявляется закон природной зональности на территории Евразии?
  2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако черноземные почвы гораздо плодороднее подзолистых. Чем это объяснить?
  3. Какие природные зоны умеренного пояса наиболее освоены человеком? Что способствовало их освоению?

Описание практической работы

«Сравнение природных зон по 40-й параллели

на материках Евразия и Северная Америка»

Согласно составленной рабочей программы практическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка» проводится на уроке при изучении темы «Природные зоны Евразии».

Цель урока: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.

Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.

Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты» и почему

Оборудование: Физическая карта мира, карта « Природные зоны», атласы, учебник географии 7 класс.

Способы познавательной деятельности учащихся: сравнительный, анализ, обобщение.

В ходе выполнения практической работы учитель проводит актуализацию знаний, где закрепляет понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».

Расширяет знания учащихся по теме «Природные зоны», устанавливая причинно-следственные связи расположения природных зон на материке.

На следующем этапе педагог объясняет этапы выполнения практической работы, обращая внимание на использование детьми различных источников дополнительной информации: тематические атласы, справочники.

Затем учащиеся переходят к выполнению практической части, заполняя предложенную учителем таблицу, и записывают выводы.

При проведении всех описанных этапов работы учащиеся без затруднений ее выполняют. Эта практическая работа нравится учащимся тем. что проводя сравнение по карте, сразу видны отличия в расположении природных зон. Предложенная учителем таблица заполняется быстро и без ошибок. В выводе отражается умение семиклассников проводить анализ и синтез полученных результатов.

Практическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка»

Цель: определить черты сходства и отличия в расположении природных зон по 40-й параллели материков Евразия и Северная Америка

Задачи:

Обучающие: закрепить понятие «природные зоны», разнообразие природных зон по 40 параллели материков Евразия и Северная Америка и факторы, влияющие на их географическое положение

Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, развития умение сравнивать полученные данные и делать соответствующие выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность при работе с картами

1.Актуализация знаний:

Дайте определение понятию «природная зона». Как чаще всего они расположены? Что такое «широтная зональность»? Каковы главные причины ее возникновения? В чем проявляется закон «высотной поясности»? Почему на материке Евразия природные зоны располагаются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

2.Работа по атласу и демонстрационной карте «Природные зоны мира»

Покажите на карте 40-ю параллель северного полушария. Какие материки она пересекает? Назовите и покажите природные зоны, расположенные на этой параллели на материке Северная Америка? Покажите и назовите природные зоны, расположенные на 40-й параллели на материке Евразия? Что интересного заметили в расположении природных зон на этих материках? Какие природные зоны повторяются на двух материках? Почему? В чем отличие?

3. Выполнение практической части:

1 заполните таблицу, пользуясь атласом:

2.Запишите вывод, указав причины, влияющие на различие природных зон двух материков по 40-й параллели.

4. Планируемый результат выполнения работы учащимися:

Учащиеся заполняют таблицу. Затем пишут вывод с указанием факторов. влияющих на различия в расположении природных зон по 40- параллели.

Практическая работа №1. «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка»

Цель: определить черты сходства и отличия в расположении природных зон по 40-й параллели материков Евразия и Северная Америка

Задачи:

Обучающие: закрепить понятие «природные зоны», разнообразие природных зон по 40параллели материков Евразия и Северная Америка и факторы, влияющие на их географическое положение

Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, развития умение сравнивать полученные данные и делать соответствующие выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность при работе с картами

1.Актуализация знаний:

Дайте определение понятию «природная зона». Как чаще всего они расположены? Что такое «широтная зональность»? Каковы главные причины ее возникновения? В чем проявляется закон «высотной поясности»? Почему на материке Евразия природные зоны располагаются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

2.Работа по атласу и демонстрационной карте «Природные зоны мира»

Покажите на карте 40-ю параллель северного полушария. Какие материки она пересекает? Назовите и покажите природные зоны, расположенные на этой параллели на материке Северная Америка? Покажите и назовите природные зоны, расположенные на 40-й параллели на материке Евразия? Что интересного заметили в расположении природных зон на этих материках? Какие природные зоны повторяются на двух материках? Почему? В чем отличие?

3. Выполнение практической части:

1заполните таблицу, пользуясь атласом:

2.Запишите вывод, указав причины, влияющие на различие природных зон двух материков по 40-й параллели.

4. Планируемый результат выполнения работы учащимися:

Учащиесязаполняют таблицу. Затем пишут вывод с указанием факторов. влияющих на различия в расположении природных зон по 40- параллели.

Описание практической работы

на материках Евразия и Северная Америка»

Согласно составленной рабочей программыпрактическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка» проводится на уроке при изучении темы «Природные зоны Евразии».

Цель урока: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.

Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи междуразличными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.

Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты» и почему

Оборудование: Физическая карта мира, карта « Природные зоны», атласы, учебник географии 7 класс.

Способы познавательной деятельности учащихся: сравнительный, анализ, обобщение.

В ходе выполнения практической работы учитель проводит актуализацию знаний, где закрепляет понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».

Расширяет знания учащихся по теме «Природные зоны», устанавливая причинно-следственные связи расположения природных зон на материке.

На следующем этапе педагог объясняет этапы выполнения практической работы, обращая внимание на использование детьми различных источников дополнительной информации: тематические атласы, справочники.

Затем учащиеся переходят к выполнению практической части, заполняя предложенную учителем таблицу, и записывают выводы.

При проведении всех описанных этапов работы учащиеся без затруднений ее выполняют. Эта практическая работа нравится учащимся тем. что проводя сравнение по карте, сразу видны отличия в расположении природных зон. Предложенная учителем таблица заполняется быстро и без ошибок. В выводе отражается умение семиклассников проводить анализ и синтез полученных результатов.

Анализ

практической работы

«Сравнение природных зон по 40-й параллели

на материках Евразия и Северная Америка».

Природная зона: полярные пустыни

Территория: Крайний Север Евразии

Климатический пояс: арктический

Почва: покрыта ледниками

Растения: почти нет, изредка мхи и лишайники, болотная осока

Животные: белые медведи, лемминги, летом птичьи базары, редко белый песец, арктическая рыба, тюлени и моржи.

Природная зона: тундра и лесотундра

Территория: Крайний Север Евразии

Климатический пояс: субАрктика

Почва: вечная мерзлота

Растения: осока, прочие травы, мхи, кустарники. К югу карликовые деревья, например, арктическая береза.

Животные: много рыбы, полярная крячка, белая сова, северный олень, лемминг, песец, тюлень, морж, северные куропатки, волки.

Природная зона: тайга (хвойные леса)

Территория: север Европы, Дальний Восток, Сибирь

Климатический пояс: умеренный

Почва: вечная мерзлота

Растения: ели, сосны, кедры, лиственница, пихта

Животные: бурый медведь, волк, заяц-русак, кабарга олень, лось, соболь, выдра, бобр, белка горностай, косуля, крот, курица, множество птиц (кедровка, клест, синица) и так далее. Много пушных зверей.

Природная зона: умеренные смешанные леса (в том числе муссонные)

Территория: Среднеевропейская равнина, участки на Дальнем Востоке, Западная Сибирь, север Европы.

Климатический пояс: умеренный

Почва: лесная бурая и подзолистая

Растения: ель, сосна, пихта, клен, дуб, ясень, ива, болотная осока, береза, яблоня, вяз, липа

Животные: бурый медведь, волк, заяц-русак, лиса, белка, дикий кабан, пятнистый олень, косуля, разнообразные птицы (соловей, глухарь, фазан, трясогузка, грач, сокол, иволга, жаворонок, чибис, тетерев, воробей, ворона, сорока, куропатка, перепел и другие)

Природная зона: степи и лесостепи

Территория: южная часть Восточно-Европейской (Русской) равнины, Монголия, Южное Приуралье, Казахстан, Китай

Климатический пояс: умеренный

Почва: чернозем (самая плодородная)

Растения: ковыль, сон-трава, камыш степной, типчак, полынь, овес, овсец, дикие яблони, ивы, липы и тополя группами, и так далее

Животные: степной волк, заяц-русак, степной орел, дрофа, ястреб, байбаки, суслики, лунь степной, сова, сайгаки, сайги, тушканчики.

Природная зона: полупустыни и пустыни

Территория: Каракум, Гоби, Регистан, Кызылкум, Аравийская пустыня, Такла-Макан и другие пустыни в Юго-западной Азии и Центральной Азии

Климатический пояс: засушливый

Почва: сухая песчаная, глинистая или каменистая. Часто засолена

Растения: редкие - верблюжья колючка, тамариск, акация колючая, саксаул, полынь, карагач, хлопок, солянка. Деревья только на оазисах.

Животные: кобра ядовитая и прочие змеи, тушканчик, жираф, песчаные мыши, сайгак, сайга, байбак, суслик, ящерицы

Природная зона: области высотной поясности (горы)

Территория: Гималаи, Памир, Тян-Шань, Альпы, Карпаты, Кавказ, Крымские горы, Апеннины, Пиренеи, Саяны, Урал, Сихотэ-Алинь

Климатический пояс: любой из перечисленных в данной таблице

Почва: каменистая горная

Растения: от безлесных каменистых пустынь на самом верху горных цепей, где растут только отдельные мхи и лишайники, растительность увеличивается по мере возвращения к подножию гор. После пустынь следуют травянистые альпийские луга, затем возможен лесной пояс либо пустынно-степной.

Животные: в зависимости от горной системы - горный баран, муфлон, горный козел, дикая свинья, овцебык, гималайский черный медведь, антилопа, як, кабарга, серна, дикая коза, снежный барс (ирбис), дикая лощадь На хребте Сихотэ-Алинь на Дальнем Востоке России - утка-мандаринка, уссурийский тигр, леопард (большие кошачьи находятся под угрозой вымирания)

Природная зона: субтропические, тропические влажные (в том числе муссонные) леса

Территория: Дальний Восток, Средиземноморье, Индия, Юго-Восточная Азия, Китай

Климатический пояс: тропики и субтропики

Почва: чернозем, желтозем, краснозем

Растения: мандарины, апельсины, лимоны, пальмы, саговники, кипарис, бегонии, прочие высокие

травы, орхидеи, лианы

Животные: на Дальнем Востоке – уссурийский тигр, утка-мандаринка, леопард. В целом волки, обезьяны, слоны, орлы, попугаи, тукан, хамелеон, множество разнообразных бабочек, мыши летучие

Природная зона: влажные экваториальные леса (джунгли)

Территория: юг Индии, Юго-Восточная Азия

Климатический пояс: субэкваториальный и экваториальный

Почва: краснозем

Растения: мангровые заросли, различные пальмы, плауны, кокосы, папайя, лианы, банан, орхидеи, влажные мхи

Животные: бенгальский тигр, крокодил, варан, слоны, обезьяны, носорог, бегемот, белки, летяги, попугаи, летучая рыба, термиты, множество разнообразных ящериц, насекомых и бабочек.