Загадка Клео -де Мерод: сладострастная танцовщица либо оговоренная «открыточная мадонна»? Клеопатра диана де мерод - звезда прекрасной эпохи Клео де Мерод: личная жизнь и предприимчивость.

...Сначала - была старая-старая фотография-открытка в старинном альбоме моей самарской приятельницы Лидии Васильевны. Как все пожилые люди, Л.В. очень любила вспоминать свою молодость - а вспомнить ей было чего (и как-нибудь я решусь об этом написать - в память о яркой женщине, красавице, несмотря на преклонный возраст, гордой и доброжелательной одновременно). Мои редкие,но многочасовые набеги в её дом на окраине старой Самары превращались в настоящий праздник для меня - я листала старинные книги, смотрела пожелтевшие от времени фотографии и вся превращалась в слух. Хозяйка дОма потчевала меня вкуснейшей домашней выпечкой с восхитительно приготовленным чаем, налитым в старинный фарфор, - и, рассказывая, смотрела на меня из-под густых тёмных бровей блестящими, молодыми чёрными глазами - эти же глаза, как бы повторяясь в зеркале времени, смотрели на меня и с большого живописного портрета в тяжелой раме над её головой - там Лидия Васильевна была изображена в полном расцвете своей смуглой красоты; величавую осанку и роскошные плечи подчеркивали пышные меха широкого золотисто-коричневого палантина...но я отвлеклась.
- Мне очень нравится Ваша причёска,Наташа. Такую носила моя мама, и во времена её молодости эта причёска называлась "Клео де Мерод", - сказала мне как-то Л.В.
Действительно, в этот день для 1980-го года я выглядела необычно - я заплела свои длиннющие тёмно-каштановые волосы на ночь в мелкие косы, а утром уложила волнистые пряди на прямой пробор и на уши, зашпилив тяжёлый пучок на затылке. Результат понравился мне самой; полукружья волос на ушах облагородили не совсем правильный овал моего лица и придали ему что-то даже изысканное. Изысканно-изящным было и произнесенное Л.В. название причёски. А моя старшая приятельница уже доставала из большого альбома старую фотографию-открытку. От красоты изображённой на ней молодой женщины с - да! - похожей на мою причёской просто захватывало дух. Внизу старинной открытки была надпись - "Cléo de Mérode"...

...Сейчас, разглядывая многочисленные фотографии и портреты восхитительной Клео, я не могу точно вспомнить, какой была ТА открытка в альбоме Л.В. - по-моему, всё же вот такой... ... - или вот такой:

-но не в этом суть. Но что-то в этом лице, во взгляде огромных глаз, в пленительной грустной полуулыбке просто как магнитом тянуло узнать, - кто она такая, эта самая Клео де Мерод?..

"Природа, в колдовском смешав сосуде
Блеск золота, рубинов, снега, роз,
Ваш образ создала, что в мир привнес
Красоты, о каких не знали люди."
Камоэнс


... Итак, знаменитая красавица, талантливая танцовщица и звезда Belle Epoque родилась 27 сентября 1875 года в знатной, но обедневшей бельгийской (точнее, голландской) дворянской семье ван Меродов. Принадлежность к аристократии не помешала её отцу, Карлу Фрейхерру фон Мероду, стать профессиональным художником, а дочери - танцовщицей.

Уже в самом начале учёбы в Парижской национальной балетной школе юная Клеопатра-Диана обратила на себя внимание любителей балета (и не только балета) своим необыкновенным изяществом, пластичностью, воздушной грацией и безупречной красотой - но не холодной красивостью мраморной богини, а трогательной прелестью сказочного эльфа, которая в сочетании с классическими, античными чертами лица и линиями тела давала ощущение полного совершенства.

В одиннадцать лет (после трёхгодичного обучения) она начала профессиональную карьеру балерины,


а в тринадцать лет её избрали для выступления в "Choryhée" - одном из самых престижных балетных спектаклей в Париже. Именно для этого спектакля она и придумала описанную выше и простую, как всё гениальное, необычайно к ней идущую причёску(носила распущенные волосы или делала бандо (незавитые и ненапомаженные волосы связывала на затылке в пучок и закалывала), ставшую, как бы сказали сейчас, её брэндом.

Правда, в то время очень сильно муссировались слухи о том, что находчивая красавица специально придумала такую причёску, чтобы скрыть некий дефект одного из её ушек. Но разного рода слухи и обвинения преследовали Клео де Мерод - как любую яркую личность - всю её очень долгую, почти столетнюю жизнь.

Тем не менее пресловутая прическа, отразившись на тысячах фотооткрыток, вошла в обиход хорошеньких женщин всего мира. Впервые в истории мода стала единой и обошла весь мир. Не только все знатные женщины Европы стали делать себе бандо. Когда в конце XIX века в Москве открылся первый универмаг - «Мюр и Мерелиз» (сегодняшний ЦУМ) - все кассирши были в прическах а ля Клео де Мерод.

...А слухи и сплетни о красавице росли как снежный ком - ВМЕСТЕ С ЕЁ НЕСЛЫХАННОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ. В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать, роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии. Он не был ни меломаном, ни балетоманом - но очень любил хорошеньких актрис.

Красота Клео, её баснословно тонкая талия, роскошные волосы и огромные глаза потрясли старого ловеласа - ничего подобного до этого он не видал. Их личное знакомство началось с гигантского букета роз, которые Леопольд подарил балерине.


В своих позднейших мемуарах Клео признает только этот факт, а сам роман с королём полностью отвергает - но весёлые французы и бельгийцы уже называют короля(который, кстати, был на 38 лет старше Клео)"Клеопольдом" и приписывают ему и красавице всяческие личные безумства.



Хотя королю и льстило эти слухи, Клео очень сильно протестовала против них и даже предпринимала законные попытки восстановить своё доброе имя.К сожалению, её репутация была испорчена, так как король Леопольд был известен своими неразборчивыми связями.
...Король вел сверхсекретные переговоры с Францией по вопросу общих колониальных интересов в Африке против Великобритании. Он был безоговорочно восхищен красотой балерины, вот и придумал визиты к ней как причину для его путешествий в Париж. В ноябре 1902 года русские газеты даже писали, что "по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод".Но до отречения дело все-таки не дошло, зато Франция кое-что выиграла от королевской страсти. Когла монарх задумал сделать для ее страны какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро. И в 1900 году была открыта линия Парижского метрополитена, построенная на средства бельгийского короля.Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Предполагаемый "роман" Леопольда с Клео задевал её так сильно, что Клео даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз. Но...как же это может быть - такая красавица, танцовщица, "звезда" - и с безупречной репутацией?! и без скандального романа?! Естественно, падкие до сплетен обыватели предпочли поверить слухам и "жёлтой прессе"...
...А Клео между тем покоряла всё новые и новые страны. Выступала в Гамбурге, Берлине, Петербурге, Будапеште, Нью-Йорке.

На Парижской Всемирной выставке 1900 показала «камбоджийские танцы».


Фотопортреты танцовщицы в огромном количестве разлетались по миру - сама того не зная, Клео де Мерод стала одной из первых великих фотомоделей, объектом для подражания многих женщин, идеальной мечтой многих мужчин.

Но её личная жизнь была глубоко скрыта от публики, что порождало домыслы - один нелепее другого. Она НИКОГДА не позировала обнажённой - хотя её писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его сын Поль, почтовые открытки с её изображениями были чрезвычайно популярны в конце XIX — начале ХХ вв.

Тем не менее скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера «Танцовщица», для которой позировала Клео: хотя она настаивала, что портретной в этой обнажённой скульптуре из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Гоген). Клео плакала, протестовала, даже судилась, но доказать ничего не могла.


Картина Карлоса Васкеса "Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года"

При этом она продолжала танцевать, а в 1896 году журнал «Иллюстрасьон» избрал её царицей красоты из 130 современных красавиц.

Но её главной страстью был Танец - и красавица покоряет мир всё новыми и новыми композициями. Её гастрольным поездкам несть числа. Настоящий фурор она произвела и в России.


В 1915 году, в возрасте 42 лет, Клеопатра возвращается в Париж. Она получает много предложений танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалась самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже. Униженная, возмущенная, она немедленно покидает Париж, перебирается на свою родину в Биарриц, чтобы уже больше никогда не вернуться в Париж.

Но она все же продолжает танцевать. Клео де Мерод участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой Мировой войны, желая поднять боевой дух тех, кто защищал страну.



В 1926 году Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме "Frauen der Leidenschaft". В Вене ее красота привлекла внимание великого художника эпохи модерн Густава Климта, их отношения позднее стали сюжетом фильма Рауля Руиса "Климт" (2006 год, в главных ролях Джон Малкович и Саффрон Берроуз):


В середине XX века знаменитая писательница Симона де Бовуар опубликовала свою книгу «Второй пол», в которой многих дам полусвета, Клео в том числе, назвала гетерами. Клео подала в суд на писательницу за оскорбление личности и выиграла процесс. Ведь она никогда не спала с мужчинами из-за денег, а только по любви.
Она оставалась в Биаррице до самой смерти в 1966 году. Клео прожида долгую, насыщенную жизнь, оставив после себя Мемуары (Le Ballet de ma vie. Paris: Pierre Horay, 1955 (переизд. 1985)).

Клео де Мерод (фр. Cléo de Mérode, полное имя Клеопатра Диана де Мерод, англ. Cléopatra Diane de Mérode; 1873 — 1966) — французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.


Одна из величайших парижских красавиц, представительница истинного австрийского дворянства, Клеопатра Диана де Mерод родилась в Париже в 1873 году.

Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909), жил в Mёдлинге (возле Вены) и был известным живописцем-пейзажистом. Будучи живописцем, он был отпрыском знаменитой бельгийской аристократической семьи де Мерод.

В восьмилетнем возрасте Клео начала обучение в школе танцев и в одиннадцать лет уже танцевала профессионально.
Она была очень маленькой, и из-за её маленьких размеров и больших способностей к балету в 13 лет её избрали для выступления в "Choryhée" - одном из самых престижных балетных спектаклей в Париже.

Клео де Мерод была всегда естественна и элегантна, в обществе всегда появлялась в бледных декадентских туалетах без излишеств.

Потрясающая красавица, Клео первая совершила революцию в женской моде. В то время светские дамы в обязательном порядке завивали свои волосы в локоны. Выйти в свет простоволосой считалось верхом вульгарности и неприличия.

Клео упростила свою прическу: носила распущенные волосы или делала бандо (незавитые и ненапомаженные волосы связывала на затылке в пучок и закалывала).

В результате,она ввела в моду новую причёску: -гладкую,на прямой пробор,совсем закрывавшую уши. Клео вошла с ней в историю - прическу назвали её именем. Впервые в истории мода стала единой и обошла весь мир. Не только все женщины Европы стали делать себе бандо. Женские головки всего мира отдали дань этой модной прическе "ля Клео де Мерод".

В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать, роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии. Она потрясла его воображение. Леопольд не любил музыку, но ходил на балеты и в оперу главным образом для того, чтобы знакомиться за кулисами с актрисами...

Клео была на 38 лет моложе Леопольда, считалась одной из первых красавиц Франции и стала одной из первых в истории всемирно известных фотомоделей, «открыточной мадонной», чьи изображения продавались повсюду от России до Австралии.: ее фотографии в экзотических нарядах украшали открытки и страницы журналов.

Было известно, что он восхищен балериной Клео де Mерод, вот он и придумал свои визиты к ней как причину для его путешествий в Париж. Вскоре король лично явился к ней с огромным букетом роз.

Весть о бурном романе короля с Клео очень быстро облетела Париж, и язвительные парижане не замедлили окрестить бельгийского короля Клеопольдом. Хотя королю и льстило это имя, Клео очень сильно протестовала против него и даже предпринимала законные попытки восстановить своё доброе имя.К сожалению, её репутация была испорчена, так как король Леопольд был известен своими неразборчивыми связями.

В ноябре 1902 года русские газеты даже писали, что "по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод".

До отречения дело не дошло, зато говорили, что Париж кое-что выиграл от королевской страсти. Когда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро. И в 1900 году была открыта линия парижского метрополитена, построенная на деньги бельгийского монарха.

Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Предполагаемый "роман" Леопольда с Клео задевал её так сильно, что Клео даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз. Однако, сплетни о ней как о королевской фаворитке прилипли к ее имени на всю оставшуюся ее жизнь и даже после смерти...

В расстроенных чувствах, она покинула Париж, но продолжала выступать в Гамбурге, Берлине, Санкт-Петербурге, Будапеште и Нью-Йорке. Она была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнером - мужчиной в русском балете.

Наконец, в 1915 году, в возрасте 42 лет, Клео де Mерод возвратилась в Париж. Она получила много предложений танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалось самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже.В возмущении она немедленно покинула Париж, перебралась на свою родину - в Биарриц и уже никогда больше не возвращалась в Париж.

Но она продолжала танцевать. Она участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой мировой войны, желая поднять дух тех, кто защищал ее страну. Она оставалась в Биаррице до самой смерти в 1966 году.

Хотя Клео де Мерод никогда не могла избавиться от сплетен о своём прошлом, она и сегодня остается одной из самых красивых и талантливых женщин того времени.И она НИКОГДА не снималась обнаженной.

Cleo De Merode Au Salon by Carlos Vasquez y Obeda (1869-1944)

Мультфильм: Monster High
Имя: Клео де Нил (Cleo de Nile)
Возраст: примерно 5842 года плюс минус несколько лет
Родители: Мумии
Любимый цвет: Золотой
Любимая еда: Виноград
Меня раздражает: Когда кто то меня не слушается
Любимый предмет: Геометрия
Нелюбимый предмет: История. Это слишком скучно для меня, я знала лично всех действующих лиц в свое время
Любимое занятие: Командовать
Причудливый недостаток: Боязнь темноты
Питомец: Моя милая кобра Хассиэт (Хиссет). Ее шипение намного хуже ее укуса
Лучший друг навсегда: Гулия - она моя подруга, помощница и доверенное лицо

Клео является главой команды по Страхлидингу (Группы поддержки Монстр Хай)и ее определенно можно назвать самой популярной девочкой в школе.

Клео королевских кровей и ждет чтобы все вели себя с ней соответственно. Обычно она высокомерная, эгоистичная и властная, но доказывает что умеет дружить и проявляет отзывчивость и доброту.
Клео активно использует дружбу Гулии. С одной стороны, Гулия ее помощник, в с другой Клео очень ценит свою подругу, помогает ей, но просит обычно никому об этом не рассказывать. Клео часто вступает в конфликты с другими монстряшками, особенно часто с Клодин и Торалей.
Однако, если им нужно преследовать общую цель, то она объединит усилие и со своими соперницами. В команде она всегда главная, ведь Клео прирожденный лидер.
Например, в первых сериях Клео активно соперничает с Клодин, потом они разрешают конфликты, а во втором сезоне она сближается с ней и остальными девочками.

У Клео де Нил длинные черные волосы с коричневыми и золотыми прядями. У нее идеальная кожа цвета кофе с молоком, на ногах и руках для красоты перевязаны бинты для мумифицирования. Но они нужны не только для красоты, бинты нужны Клео чтобы не рассыпаться в пыль. Цвет глаз Клео де Нил - голубой.
Клео всегда наносит на глаза черную подводку в египетском стиле, и помаду с глубокими цветами (оттенков золотого, красного и пурпурного).
Еще одна отличительная черта Клео - драгоценная мушка под правым глазом.

Она живет с отцом Рамсесом (Рамзезом) де Нилом и старшей сестрой Неферой де Нил, о ее маме нигде не упоминалось. Хотя как-то в одной серии упоминали и показывали бабушку.

Питомец: ее любимица это подарок Дьюса - змея Хиссет. В дневнике упоминаются также ее 7 кошек: Чисиси, Бастет, Акинс, Эбони, Уфа, Уса и Миумиу.

Клео встречалась с Клодом Вульфом но бросила его (отсюда плохие отношения с Клодин Вульф, а потом начала встречаться с Дьюсом. В отличии от случая с Клодом, Клео де Нил по-настоящему любит Дьюса и не притворяется ради славы.
Также Клео ненавидит Торалей. Она считает что Торалей заняла ее место и считает это несправедливым.

Интересные факты:
Клео умеет заклинать змей, но отказывается применять это умение для управления Дьюсом;
У Клео по меньшей мере 10000 слуг;
Помимо темноты Клео еще боится пауков;
Они с Дьюсом отмечают свой романтическую годовщину 1 Ноября.
Автор статьи.

Клео де Мерод
,1901

Художники и скульпторы начала ХХ века боготворили Клеопатру, а фотографы сделали из балерины еще и первую профессиональную модель. Фотографии Клео де Мерод в 1900-е годы можно было встретить в каждом европейском городе.

Благодаря расцвету нового искусства ее романтический образ называют «открыточной Мадонной».

Аристократка-танцовщица

Клеопатра родилась в Париже в 1875 году. Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод(1853−1909), к слову, был известным живописцем-пейзажистом. В семь лет мама отдала девочку в балетную школу при парижской Опере, затем последовали выступления уже на сцене Grand Opera. Злые языки поговаривали, что своей блестящей карьере Клео обязана вовсе не хореографическим данным, а лишь своей дивной красоте. Утверждать ничего не можем, - известно лишь, что карьерой Клео занималась её матушка, волевая женщина.


Портрет Клео де Мерод
Альфредо Мюллер, 1903

В 23 года Клео занялась сольной карьерой. Она выступала на сценах Королевских театров Франции, собирала аншлаги в Фоли-Бержер, гастролировала в Европе и Америке. Пик ее популярности пришелся на 1900−1910-е, но даже после официального ухода со сцены в 1924 году танцовщица иногда выступала по специальным приглашениям антрепренеров в возрасте 50 лет, что для балерины большая редкость.


На фото Клео де Мерод

На Всемирной выставке в Париже 1900 года Клео покорила публику экзотическими камбоджийскими танцами.


Клео де Мерод исполняет камбоджийский танец на Международной Выставке в Париже 1900 года

Красота Клео притягивала известнейших художников и скульпторов ХХ века. Достоверно известно, что Клео позировала Эдгару Дега, вот только отыскать её стройную фигурку среди её подруг на картинах нелегко.


Танцовщицы отдыхают
Эдгар Дега, 1885

Сюзерен у ног прекрасной балерины

Красота Клеопатры свела с ума короля Бельгии Леопольда ІІ. Впервые он увидел балерину на сцене в Бордо и не пропускал ни одного ее выступления. 61-летний монарх, старше Клео на 38 лет, как мальчишка, влюбился в красавицу.

Им приписывали бурный роман, хотя сама танцовщица всю жизнь уверяла, что между ними ничего не было, – лишь один роскошный букет роз, преподнесенный ей после выступления.

Несмотря на все попытки Клео защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Парижане прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а в прессе появлялись все новые и новые карикатуры, соревнующиеся в остроте и не всегда пристойности.


«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе,сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане,открывающими шампанское в „Максиме“, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена», - писала в воспоминаниях Клео де Мерод.


Карикатура на Леопольда ІІ и Клео де Мерод

Русские газеты писали не только о намерениях монарха «жениться по любви», но даже о грядущем отречении Леопольда II от престола. Впрочем, в кулуарах поговаривали, что его частые визиты в Париж, - лишь прикрытие тайных политически переговоров.

Но изо всех слухов наиболее ценным для нас является… метро! Мол,король решил сделать Франции ценный подарок, и именно Клео посоветовала финансировать постройку метрополитена. Действительно,в 1900 году таковой был открыт, причем построенный на деньги бельгийского монарха.

Заложница красоты

В 1896 году газета L’Eclat объявила конкурс красоты, победительницу выбирали читатели. Среди 130 претенденток, обогнав Сару Бернар, первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра.

На Осеннем Салоне этого года имя Клео де Мерод было также у всех на устах. Скульптор Александр Фальгьер представил свою работу «Танцовщица», для которой позировала Клео. Скульптор изобразил балерину обнаженной. Тщетно Клео убеждала, что в этой скульптуре только ее лицо, публика больше не желала верить в непорочность танцовщицы, припоминая ей роман с бельгийским королем.


А.Фальгьер «Танцовщица», 1896, Париж, Музей Орсэ

В открытом письме, опубликованном в Figaro, бельгийский символист Жорж Роденбах вступился за прекрасную Клео. Он упрекал Фальгьера в том, что тот «лишил поэтичности» её образ, представив её обнаженной, и теперь «кажется, что все ею обладают»! Письмо произвело прямо противоположный эффект и вызвало насмешки в прессе.

Сплетни всю жизнь преследовали эту женщину. В 1952 году, когда вышла книга Симоны де Бовуар «Второй пол», в которой Клео названа «дамой полусвета», чаша терпения Клео переполнилась. Она обратилась в суд, чтобы защитить свое доброе имя, и выиграла дело. В 1955 году балерина опубликовала свои мемуары «Балет - моя жизнь».


Клео де Мерод
Мануэль Бенедито, 1910

Клеопатра стала музой многих европейских скульпторов. Ее удивительная красота вдохновила на создание не одного шедевра.


Мариано Бенлёр «Клео де Мерод», 1910

Скрываясь от шлейфа скандальной славы, балерина оставила Париж и выступала на сценах Гамбурга, Берлина, Будапешта и Нью-Йорка. Приезжала и Санкт-Петербург, причем в русском балете именно француженка Клео де Мерод была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнёром-мужчиной.

Первая фотомодель

Развитие фотографии сделало образ Клео популярным во всем мире. Самые известные фотостудии Парижа - Поля и Феликса Надар, Леопольда-Эмиля Рейтлингера, - экспериментировали с образом Клео. Она появляется на почтовых открытках как модная светская дама, пленительная танцовщица, и даже в молитвенной позе, так идущей ее ангельскому облику. Клео охотно позировала для модных журналов, прославившись как одна из первых профессиональных фотомоделей.

В мемуарах красавица вспоминает о том, что в гастрольных поездках ее узнавали на улице,тут же покупали в киосках открытки с ее изображением и мчались за звездой брать автограф. Назойливое внимание заставляло Клео частенько оставаться в номере гостиницы.

«Невозможный» гардероб от иконы стиля

Кроме всего прочего, Клео была неисправимой модницей. Ее умопомрачительные наряды сегодня можно увидеть во Дворце Гальера - Парижском музее моды.

В 2012 году музей издал трехтомный каталог, рассказывающий о 200-летней истории моды. На обложке одной из книг красуется роскошная блуза Клео де Мерод.

А еще Клео придумала новую прическу. Вы заметили на всех фотографиях, картинах и скульптурах,как уложены ее волосы? Разделенные на прямой пробор, опущенные на уши, они собраны в низкий узел. Так укладывали волосы не только все европейские модницы в начале ХХ в., но и героини произведений Моэма и Фитцджеральда.

Прическу так и называли - «Клео де Мерод». Злые языки даже придумали байку: мол, танцовщица была вынуждена прикрывать уши, ибо у нее… не было половины одного из них!

Клео де Мерод ушла из жизни в 1966 году в возрасте 91 года. На ее могиле в Париже установлена скульптура. Автор работы - маркиз, испанский дипломат, работавший в Посольстве в Париже, скульптор-любитель Луис де Перинат.

Могила Клео де Мерод на кладбище Пер-Лашез в Париже

Луис был единственным известным возлюбленным Клео, которая скрывала свою личную жизнь.

Они встречалась в 1906-1919 гг. В 1909 году Луис создал портрет своей возлюбленной.

Даже спустя много лет после смерти многих выдающихся деятелей культуры часто вспоминают и в наше время. Талант - это то, что не пропадает с годами, а память живет вечно. Клео де Мерод - невероятно популярная танцовщица, которая в свое время сводила с ума весь Париж. О непростой судьбе этой хрупкой девушки с невероятным мужским характером мы и расскажем в данной статье.

Краткая биография танцовщицы: рождение и учеба

Родилась непревзойденная Клеопатра Диана де Меро, более известная как Клео, в сентябре 1875 года в Париже. Отцом девочки был австрийский художник-пейзажист Карл Фрайхерр де Мерод, происхождение которого связано со знатным голландским родом. Как и остальные дети, наша героиня мечтала стать знаменитой. Она часто напевала мелодии из любимых песен и фильмов, под которые делала своеобразные па.

Увидев увлечение дочери, родители решили определить ее в балетную школу, действующую при парижской И если в восемь лет Клео де Мерод выполняла лишь несложные движения, то к одиннадцати годам она уже могла похвастаться неким профессионализмом и даже начать собственную карьеру.

Плюс ко всему огромную роль в ее судьбе сыграли физиологические особенности девушки. По словам многих почитателей таланта балерины, она была очень миниатюрной и худощавой.

Первые успехи в карьере юного дарования

Несмотря на свою внешность, которая сильно отличалась от местных пышнотелых красоток, Клео де Мерод (фото девушки можно увидеть ниже) все же нашла своего зрителя. С самого начала обучения в балетной школе девчушка маленького роста притягивала взоры поклонников и преподавателей. По мнению очевидцев, танцовщица поразила всех своей пластичностью, легкостью и изяществом. Она скорее напоминала сказочного эльфа, нежели человека, поэтому во время ее выступления все взгляды были прикованы только к ней.

Когда Клео исполнилось тринадцать лет, ее пригласили для выступления в один из самых престижных спектаклей, когда-либо проходивших в столице Франции. Роль в постановке Choryhee стала для танцовщицы знаковой. Сразу после нее девушку заметили и о ней заговорили.

Безупречная прическа бандо

Как и многие начинающие балерины, Клео при подготовке к выступлению в Choryhee не пользовалась услугами визажистов и гримеров. Весь макияж она делала сама. Своей прическе Клео де Мерод уделила особое внимание.

Поскольку у девушки были очень длинные волосы, она их собрала в хвост, а затем закрутила на затылке, немного ослабив локоны впереди. Получилось своеобразное бандо с прямым пробором и легкими волнами спереди, полностью закрывающими уши.

К слову сказать, эта прическа, как модно сейчас говорить, стала для танцовщицы брендовой. По ней ее узнавали. А еще позже в сленге многих парикмахеров появилось выражение «бандо в стиле Клео де Мерод».

Выступления, слава и международное признание

Настоящий фурор балерина произвела, приняв участие во Всемирной парижской выставке 1900, где она показала невероятные «камбоджийские танцы». Позднее красавица выступала в известном во Франции кабаре и варьете под названием «Фоли-Бержер». Дальше отправилась на гастроли в Берлин, Будапешт, Гамбург, была в Петербурге и Нью-Йорке.

Знакомство с королем Бельгии Леопольдом II

Когда Клео исполнилось 23 года, ее пригласили в театр оперы и балета, находящийся в Бордо. На тот момент девушка уже обладала популярностью. Однако роль Фрины имела в ее судьбе определенное значение. Во время выступления танцовщица привлекла внимание короля Бельгии Леопольда II. Примечательно, что старый ловелас не любил громкую музыку и театр, но ценил женскую красоту и утонченность. Он и посещал оперу, дабы после концерта или балета знакомиться с симпатичными актрисами.

По словам очевидцев, Клео де Мерод (рост ее значительно отличал от других крупных и высоких девушек) сразу же понравилась королю. Ради нее он неоднократно придумывал повод, дабы приехать в Париж. К примеру, среди причин, по которым монарх приезжал во Францию, была определенная договоренность с местным правительством относительно колониальных интересов в Африке. В одной из подобных поездок Леопольд II лично прибыл к Клео, подарив ей огромный букет цветов.

Бурный роман, сплетни и выгода Клео

С того самого момента, как король приехал в дом танцовщицы, по Парижу поползли сплетни об их бурном романе. Причем французы не только посмеивались над новым увлечением монарха, но и даже изображали его на карикатурах. Ко всему прочему ему дали смешное прозвище «Клеопольд». И хотя самому наследнику бельгийского престола и льстило такое внимание, Клео де Мерод (биография этой замечательной танцовщицы связана с большим количеством сплетен и злоключений), наоборот, огорчалась и всячески отрицала свою связь с королем.

Позднее по Парижу прокатилась новая волна сплетен, связанная с возможным отречением монарха от своего трона и предстоящей женитьбой на пресловутой балерине. Однако слухи эти так и не подтвердились, хотя долгое время и не утихали.

Клео де Мерод: личная жизнь и предприимчивость

Поскольку репутация танцовщицы окончательно была испорчена (преимущественно из-за того, что бельгийский король и сам имел славу похотливого мужчины с неразборчивыми связями), она решила продумать дальнейший план своих действий. Однажды злые языки настолько надоели девушке, что она даже подала в суд, дабы подтвердить свою непричастность к любвеобильному монарху. Однако доказать обратное ей так и не удалось.

Тогда Клео решила пойти другим путем. Она долго думала и, наконец, сообразила, что мимолетное увлечение Леопольда II может положительным образом отразиться на ее стране. В частности, когда король решил преподнести ценный подарок Франции, именно его любимая балерина подсказала ему, на что потратить деньги. Согласно ее задумке, в 1900 году благодаря Клео в Париже появилось первое метро.

Вот только из-за этого подарка люди снова заговорили о ее романе с бельгийским монархом. Эта слава, как утверждают источники, преследовала Клео де Мерод в старости, не говоря уже о более молодых годах. Окончательно разочаровавшись в людях, танцовщица вынуждена была покинуть родной Париж.

Карьера фотомодели и роль музы

После отъезда из Парижа известная балерина отправилась в международное турне. В этот момент она не просто танцевала, но и опять-таки покоряла мужские сердца. Неожиданно для себя Клео стала любимой музой для многих художников и фотографов. Например, девушка позировала для итальянского портретиста Джованни Болдини, была натурщицей для

Ее образ использовал и знаменитый пиарщик Анри де Тулуз-Лотрек, создававший рекламные плакаты для постановки «Мулен Руж». А скульптура балерины, отлитая из воска, некогда красовалась на Монмартре в музее Гревен. Помимо этого, де Мерод была моделью для скандального скульптора Александра Фальгьера, создавшего обнаженную «Танцовщицу». Еще позже девушку заметили фотографы Леопольд Ройтлингер и Поль Надар, делающие изображения для открыток. Так лицо и тело балерины стали изображаться на почтовых карточках.

Послевоенные годы и дальнейшая карьера Клео

После начала Первой мировой войны девушка на время оставила свою танцевальную карьеру. Вместо этого она ездила на фронт с балетными номерами и таким образом подбадривала бойцов в нелегкое для них время. После войны она вернулась на сцену, хотя теперь ее выступления стали крайне редкими. В какой-то момент времени она поняла, что просто обязана оставить после себя какой-то след для потомков, поэтому в скором времени написала мемуары под названием «Балет моей жизни».

В начале 1966 года де Мерод скоропостижно скончалась. Ее тело похоронили недалеко от матери на кладбище Пер-Лашез. А через несколько лет могила знаменитой танцовщицы была украшена огромной статуей, сделанной скульптором и испанским дипломатом Луисом де Перинато.