Жизнь в индии плюсы и минусы. Путешествие в Индию: шок – это по-нашему

Текст: Виктория Крундышева

О ЖИЗНИ ИНДИЙСКИХ ЖЕНЩИН мы узнаём либо из болливудской классики вроде «Зиты и Гиты», либо из сводок новостей: пока на экране поют жизнерадостные красотки в ярких сари, в реальном мире женщин серной кислотой и во время операций по стерилизации. Недавно социальные сети облетел , в котором положение женщин сравнивают с коровами - не в пользу первых.

В индийской культуре женщине до сих пор отводят всего две роли: в зависимости от возраста её воспринимают либо как продолжение мужчины (дочь или жену), либо как мать семейства - хранительницу домашнего очага. И в первом, и во втором случае у женщины нет реального голоса, то есть её жизнь полностью зависит от воли мужчины. В последние несколько лет в стране открыто заговорили о домашнем и сексуальном насилии, о и даже о . Мы попросили Викторию Крундышеву, которая пять лет назад переехала в Индию, рассказать об истоках жестоких практик и о том, что с индийскими женщинами происходит сегодня.

Самосожжение и легенда о Сати

Индуистская мифология метафорична и открыта для интерпретаций - в ней немало сильных и самостоятельных женских образов, однако патриархальный уклад допускает лишь одну трактовку мифологических сюжетов. Идеальной женой и ролевой моделью для индийских девушек стала Сати (Савитри) - героиня древнего эпоса «Махабхарата». Главное качество Савитри - её бесконечная любовь к мужу: по легенде, принцесса последовала в загробный мир за любимым после его смерти и благодаря своей хитрости и смекалке победила местного правителя, вызволив и супруга, и себя. Со временем история Савитри трансформировалась: в поздних пересказах мифа на первый план выходит уже не мудрость принцессы, а то, что её верность и поклонение мужу заставили её пойти за ним в загробный мир. Имя «сати» получила жестокая традиция, которая обязывает вдову после смерти мужа взойти на погребальный костёр и заживо сгореть вместе с телом мужа - чтобы встретить с ним загробную жизнь.

Отказ добровольно проститься с жизнью считался бесчестьем. Женщин, которые не хотели гореть вместе с умершим мужем, не уважали и сторонились, а ещё чаще наказывали - то есть всё равно сжигали. Обряд сати, который был распространён по всему субконтиненту - яркая иллюстрация положения женщины в индийском обществе: первые свидетельства этой практики восходят к I веку до нашей эры, а наибольшую популярность она получила в 1800-х годах. Хотя со временем обряды сати проводились всё реже и реже - они сохранялись лишь в далёких деревнях и самых бедных районах Индии, - окончательно традиция была искоренена только после запретительного закона (Prevention of Sati Act) в 1987 году, который был принят после громкого случая самосожжения 18-летней вдовы.

Даури и фемицид

Фемицид (женский инфантицид, или убийство новорождённых девочек) в Индии практиковался веками и продолжает существовать сегодня. Правда, убийства младенцев сходят на нет, так как появилась возможность делать . У появления фемицида много причин: это и общая бедность, и потребность в тяжёлом физическом труде, которым в основном занимаются мужчины, и обязанность родителей невесты платить семье зятя богатое приданое. И хотя, как и сати, фемицид был запрещён ещё во время британского правления, долгое время он оставался одной из главных социальных проблем Индии.

В 1991 году была принята правительственная «Программа по защите детей», а год спустя - «Колыбельная программа», позволяющая анонимно отдавать детей на усыновление. В некоторых штатах семьям с двумя или более дочерьми выплачивают пособия. Несмотря на государственные меры, фемицид существенно повлиял на демографию в стране: сегодня в Индии на 110 родившихся мальчиков приходится 100 девочек. Чтобы прекратить селективные аборты, государство запретило процедуры по определению пола ребёнка - однако в подпольных клиниках это всё равно можно сделать за 3–8 тысяч рупий (примерно та же сумма в рублях). Только за 2016 год двенадцать докторов были отстранены от работы по подозрению в том, что нарушали запрет. В борьбе с фемицидом правительство и некоммерческие организации задействовали социальные сети и маркетинговые кампании, их самый известный слоган - «Save a Girl Child» («Спаси девочку»).

Древний обычай даури - так называется традиция, обязующая семью невесты платить семье жениха - ещё одна иллюстрация того, что женщина в индийском образе считается обузой. Платить можно и деньгами, и «подарками»: недвижимостью, машинами, украшениями и дорогими бытовыми приборами. Даури официально запретили в 1961 году, но отследить выплату приданого трудно, поэтому практика существует до сих пор.

Система даури поддерживает идею, что мужчины более ценны, чем женщины, и обладают врождёнными привилегиями. Она пронизывает всю матримониальную систему Индии - особенно это заметно при поиске невесты, когда к женщине предъявляются абсурдные требования: оценивается образование, таланты, цвет кожи и внешность потенциальной супруги. Лучшей невестой считается та, которая обещает не работать после свадьбы, а заниматься исключительно хозяйством и детьми.


Болливуд и стереотипы

Болливуд безраздельно владеет умами и сердцами индийцев всех возрастов - поэтому гендерные стереотипы, которые он транслирует, заслуживают отдельного внимания. До недавнего времени женские образы в Болливуде были представлены либо героинями, всегда второстепенными по отношению к главному герою, либо участницами так называемых item numbers (музыкальных вставок). Героиня item number - соблазнительная красотка, которая фигурирует в фильме на протяжении одной песни и не добавляет в сюжет ничего нового, а просто радует мужской глаз. Болливудская дихотомия «женщина-ангел» - «женщина-шлюха» сильно повлияла на мировоззрение индийцев: общество приклеивает женщине ярлык «плохой» или «хорошей» в соответствии с киностандартом.

Степень объективации женщин в индийском кино трудно осознать, не понимая текста песен: композиции, сопровождающие item numbers, часто имеют недвусмысленный сексуальный подтекст и откровенно поощряют насилие. «Не важно, скажешь ли да или нет. Ты моя, Киран», - эту строчку из известной песни каждый в Индии знает наизусть. Звучит она из уст культового актёра Шахруха Хана. Рэпера Хани Сингха, чьи треки часто звучат в болливудских блокбастерах, постоянно обвиняют в мизогинии. Своё отношение к женщинам певец не скрывает: он записал целый альбом о сексуальном насилии, который так и называется - «Насильник».

Мужчины напевают эти песни на улице, когда какая-нибудь девушка кажется им привлекательной. Во многом благодаря Болливуду уличные приставания считаются нормой. В популярных комедиях, например, «Отрываясь по полной - 2» («Grand Masti»), главные герои пристают к героине на улице и следуют за ней, пока та не устаёт от внимания и не «сдаётся». Из подобных сцен зрители усваивают, что незаинтересованная или открыто отвергающая ухажёра женщина не знак «стоп», а вызов и признак того, что нужно приставать активнее, «добиваться» девушки.

В последнее время в индийском кино прослеживается обнадёживающий тренд: в фильмах появляется всё больше сильных героинь и женщин-протагонисток (например, в картинах «Королева», «История» («Kahaani») и «Мэри Ком»). Однако массовое кино по-прежнему держится на «тестостероновых» комедиях и блокбастерах, приносящих большой доход.

Нирбая и страна насилия

Переломный момент в обсуждении прав женщин случился в декабре 2012 года, когда вся страна узнала об ужасающем групповом изнасиловании в Дели. Город называют «столицей изнасилований» - именно здесь происходит больше всего жестоких преступлений против женщин.

14 декабря 23-летняя девушка (в прессе её имя не стали разглашать, дав ей псевдоним Нирбая) пошла в кино вместе со своим молодым человеком. После сеанса они сели в автобус, где находились шестеро мужчин, в том числе один несовершеннолетний; они жестоко избили девушку и изнасиловали её, а после оставили на дороге раздетую и истекающую кровью. Молодой человек, попытавшийся защитить Нирбаю, получил удар по голове, но выжил, а его спутница скончалась в больнице через две недели из-за многочисленных повреждений внутренних органов. Преступление получило беспрецедентную огласку и вызвало бурную реакцию и в Индии, и в мире. В Дели и других городах прошли акции протеста, а насильников арестовали и после длительного суда приговорили к смертной казни.

Гибель Нирбаи спровоцировала серьёзную дискуссию о положении женщин в Индии, но проблема по-прежнему не решена. Политики много говорят о том, что было бы неплохо обеспечить безопасность женщин и ужесточить наказания за изнасилования, но преступлений не становится меньше, и многие из них отличаются жестокостью. В столице Индии Дели женщины стараются не выходить на улицу в одиночестве после наступления темноты.

Стоит отметить, что жертвами насилия и дискриминации в первую очередь становятся женщины индийского происхождения, а иностранки, даже если они живут в стране очень долго, чувствуют себя в большей безопасности. Возможно, это связано с тем, что преступления в отношении иностранцев привлекают внимание госслужб и консульств, и полиция относится к ним серьёзнее, чтобы не навлечь международный скандал. Иностранок, особенно из Европы, считают более «распущенными» и - если использовать болливудскую терминологию - более «item», то есть выполняющими декоративно-развлекательную функцию.


Виктимблейминг и западные ценности

После дела Нирбаи и других громких преступлений индийцы стали открыто требовать реакции властей. Но большинство политических и религиозных лидеров не только отказываются брать на себя ответственность за решение проблемы, но подливают масла в огонь, виня во всём жертв насилия и открыто поддерживая патриархальные установки.

Массовые протесты в 2012 году один из крупнейших религиозных лидеров страны Асарам Бапу прокомментировал так: «Жертва виновна не менее насильников. Она должна была не противиться, а взывать к насильникам как братьям и умолять их остановиться. Она не должна была садиться в автобус и идти в кино с молодым человеком». «Женщины не должны шляться по улицам с мужчинами, если не состоят с ними в родстве. Такие случаи - результат влияния западной культуры и стиля в одежде», - заявил лидер правой политической партии «Раштрия сваямсевак сангх» Мохан Бхагуот. Перекладывание вины на «влияние Запада» - характерный приём для политиков, выступающих за «сохранение традиционной индийской культуры». Эта очевидно популистская позиция игнорирует тот факт, что насилию подвергается множество женщин из традиционных семей, не имеющих никакого доступа к западной культуре.

На требования высшей меры наказания для насильников политик Мулаям Сингх Ядав заявил : «Мальчишки ведут себя как мальчишки, разве нужно их за это вешать?» Прогрессивные слои индийского общества ужасаются подобным высказываниям, но большая часть населения попадает под влияние популистов. В массе индийцы по-прежнему считают, что жертва « », а в некоторых случаях насилие может быть оправданно.

Женщины, пережившие насилие, редко обращаются в полицию: из-за коррупции многие дела не доходят до суда, кроме того, с жертвами зачастую плохо обращаются. Полицейские допускают ехидные комментарии и откровенно унижают женщин, известно и о случаях насилия в полицейских участках. Правозащитники считают, что в 9 из 10 случаев изнасилования жертва не сообщает о нём в органы власти, из-за чего преступники чувствуют абсолютную безнаказанность и вседозволенность.

Разговор о равенстве

В Индии до сих пор нет закона, запрещающего домашнее насилие. Женщины ежедневно сталкиваются с домогательствами в общественном транспорте, непристойными комментариями на улице и осуждающими взглядами со стороны пожилых людей, которым не нравится их «слишком современная» или «чересчур открытая» одежда. Однако есть и сдвиги к лучшему: в последние несколько лет о насилии наконец стали говорить, а популярные медиа и знаменитости осознали, как сильно влияют на общество - и теперь открыто призывают уважать женщин.

Всё больше медиа и социальных платформ пишут о равноправии - и впервые за много лет призывают активно бороться с сексизмом и выступать против насилия. На изменения реагирует и Болливуд: сенсацией 2016 года стала картина «Розовый» («Pink») с одним из самых известных и уважаемых актёров страны Амитабхом Баччаном в главной роли. Этот фильм затрагивает проблему виктимблейминга, говорит о принципе согласия и уважении к правам женщины.

Современная Индия только начинает разговор о феминизме. Как и в любой укоренившейся патриархальной системе, идеи равноправия встречают сопротивление. Уже сейчас можно заметить, что девушки-миллениалы более независимы, чем их старшие сёстры и матери, и готовы постоять за себя - но эмансипация явно займёт много лет.

Фотографии: Wikimedia Commons , Reliance Entertainment, Getty Images (1)

62-летняя Ирина Александровна из Магнитогорска недовольно говорит в Индии официанту на хинди: «Будь внимательнее. Ты чего лепёшки наан с сыром принёс непропечённые? Я тебе не туристка!» Официант бледнеет, что-то лепечет и исчезает. «С ними только так, — сурово сообщает Ирина. — Иначе обязательно обманут».

Она рассказывает, что переехала в Индию сразу после института: «25 мне было, на последнем курсе выскочила замуж за Раджа. Он на 10 лет старше, ухаживал красиво, а я девочка была не избалованная вниманием. Любовь вспыхнула такая, страсть — все подруги обзавидовались».

Свадьбу играли в двух странах по очереди — и в СССР, и в Индии. Ирина признаётся, что поначалу была шокирована страной. «Я думала — тут как в кино. Ну, принцессы красивые, храмы, дворцы, слоны, кокосовые пальмы, танцы на каждом углу. А ко мне в первый день змея в спальню заползла — я так визжала, весь дом перебудила. Радж её спокойно ногой раздавил, говорит, ну ничего, случается. Грязи на улицах горы, нищие в струпьях ползают, дожди проливные по 3 месяца кряду... Романтика поубавилась. Хотелось ужасно грудинки копчёной и колбасы докторской, вот прямо снились они, а нигде не купишь. С тараканами устала бороться, ничем их потравить нельзя: они здоровые, с палец. Радж всё смеялся: с нашими тараканами, мол, не воевать надо, а дружить. Но Радж меня любил безумно, и я его любила, а это самое главное».

Пять лет назад муж Ирины Александровны умер, однако в Россию она возвращаться уже не хочет. «Смысла нет никакого. Болтаю на хинди, ношу сари, с подружками местными хожу на базар перец чили для стручковой фасоли в карри покупать. Сериалы индийские смотрю, как добро побеждает зло, а бедные с прекрасными душами лучше отвратительных богатых. Нравится мне тут, в общем».

Фото: / Георгий Зотов

Свекровь и белая лошадь

Точного количества живущих в Индии женщин из РФ мне не назвали, но их примерное число оценивается в несколько десятков тысяч: от 30 000 до 70 000. В основном это наши девушки, вышедшие замуж за индийцев в период большой дружбы СССР и Индии в шестидесятые-восьмидесятые годы XX века, когда множество индийских студентов учились в Советском Союзе, а все советские дамы ломились в кинотеатры на «Танцора диско». Индия казалась мистической и манящей «заграницей». У приехавших после девяностых с экзотикой не особенно складывалось.

«Климат ужасный, жара липкая, — жалуется 28-летняя Виктория из Краснодара, в 2012 году поселившаяся с мужем-тамилом в штате Керала. — Кондиционер всегда держать включённым — счета за электричество придут космические: вот и сиди у вентилятора, который горячий воздух гоняет. Солнце сжигает кожу: думала, стану смуглая всем на зависть, но постоянно под кремом. Делать вообще нечего. В Индии жёнам не принято работать: даже у самых бедных мужей их женщины сидят дома. Я сначала сказала, что хочу туристическим гидом стать, меня свекровь отругала: ты в своём уме? Что соседи про моего сына скажут, если у него жена работать пойдёт? А у свекровей в Индии авторитет покруче, чем в России, им возражать не осмеливаются. Свадьба классная была у нас: праздновали три дня, музыка, танцы, цветов тонны, жених за мной на белой лошади приехал. Главное в браке в Индии — это дети, их рожают много, а я к такому оказалась не готова. Думала: ну после тридцати лет заведём... Начались каждый день скандалы: „Почему ты не хочешь? Назначение женщины в мире — это ребёнок!“ И обязательно ждут, чтоб мальчика родила: „слабый пол“ не в цене. Не редкость такие случаи: если жена узнаёт на УЗИ, что беременна девочкой, — по семейной рекомендации делает аборт. Мы официально не разводились, хотя я обратно вернулась в Краснодар. Прилетаю в Индию только на зиму, тогда здесь хорошо, даже в море купаться можно. Муж вздыхает, разумеется, но не возражает. Любит он меня».

Бог с хвостом и бананом

Главное «пугало» для наших женщин в Индии — животные и насекомые. «Господи, как мне обезьяны надоели! — злится Марина , бывшая жительница Великого Устюга. — Наглые до чёртиков, могут вырвать из уха серёжку, купишь пакетик орехов на улице поесть — прыгнут на плечо, выхватят прямо из рук. Так бы и врезала макаке зонтиком: они же опасные, болезнями всякими заражают. Но нельзя, обезьяна священное животное. Индийцы на них ругаются, могут палкой замахнуться, но чтобы ударить — никогда. Мол, они божественные. Да блин, какой же бог может быть с хвостом и бананом?!»

«Мой постоянный спутник жизни в Индии — дихлофос, — сообщает 35-летняя хабаровчанка Александра, живущая уже 10 лет в Тривандруме. — Муравьи заколебали, пауки, мошки какие-то: укусят, потом месяц будешь чесаться. Комары лихорадку денге и малярию разносят. Сначала не выходила из дома, не обрызгавшись репеллентами, затем махнула рукой... Ну а чего, не все же подряд болеют. Осторожность соблюдать надо, но в панику впадать не следует».

Зато со слонами у всех отношения отличные.

«Мой сосед держит трёх слонов, — говорит Александра. — Забавные, такая махина, а спокойный, словно корова. И, когда слон с погонщиком идёт по городу, он послушно на красный свет останавливается: уже приученный». У многих наших дам не складываются отношения с индийской едой. Ирина Александровна, которой снилась докторская колбаса, поясняет: её покойный муж был вегетарианцем, и ей пришлось себя «переформатировать».

Фото: / Георгий Зотов

«Он когда за мной ухаживал, я внимания не обратила: ну кушает одни салаты, и ладно, кто ж не любит огурцов и помидоров. А после в Индию приехали, оказалось, они в семье и мясо, и курицу не едят. Кошмар какой-то! Потом втянулась, сейчас по доброй воле мясо не употребляю: как-то легче ощущения, спокойнее. Фрукты, овощи, молоко, сыр панир — вот самое оно. Первый год совместной жизни я пыталась приучить мужа к русской еде. Замешаю оливье — не ест, проклятый, даже вегетарианский. А селёдку под шубой не сделаешь, продуктов таких нет. Есть девчонки, какие даже за тридцать лет к индийской еде не привыкли: ездят в магазин при посольстве России в Дели, там наши продукты втридорога: зубами, бедные, скрипят, но покупают».

«Дурак, карму испортил»

«Если нравится быть домохозяйкой, ты живёшь как у Христа за пазухой, — считает 57-летняя Людмила , переехавшая в Индию в 1984 году из Саратова. — Только за домом следи, а тебя подарками заваливают, холят, лелеют, на руках носят. Родила первого ребёнка — свёкр и свекровь золотом задарили, браслеты, кольца, серьги не знала, куда девать. Детей они любят, души в них не чают... Балуют так, что прямо пугаешься. Не пьют: индийцы в большинстве своём алкоголь употребляют редко, это не в их культуре. Придёт кто домой пьяный — совет родственников собирают и ругают: дурак, мол, карму себе испортил. Нравы строгие: если европейскую одежду надеваю, чтоб платье обязательно ниже колена, это не Гоа, где все полуголые ходят. Я индийское сари люблю. Здоровская вещь: размер не имеет значения, купила материю, завернулась и пошла себе. Скучала первое время, конечно, не знала, чем заняться. Всегда торчишь дома, одной если выйти погулять на улицу — не принято, надо обязательно вместе или с сестрой, или с матерью мужа. Раньше полагала, что в Индии целыми толпами на тротуарах танцуют, как в кино. Ох, ошиблась».

Удивительно, что девушки из регионов России, приехав в Индию, говорят на местных диалектах, носят сари, научились готовить сложные индийские блюда и справляться с жарой: хоть им, разумеется, было весьма нелегко. Вот честное слово: мы не ценим наших женщин так, как они на самом деле этого заслуживают.

С тех пор как границы нашего государства открылись для его жителей, одним из популярных решений россиян или граждан бывшего СНГ стало решение поменять страну проживания. В числе других популярных государств рассматривается жизнь в Индии, как простая и комфортная альтернатива.

Мнение соотечественников, уже решившихся на такой поступок, разнятся настолько, что стоит внимательно оценить реальность представлений об этом почти мифическом для нас государстве и объективность происходящего.

Индия успешно стала частью многонационального общемирового пространства.

В реальности, как и века назад, жизнь в Индии строго подчиняется регламенту, называемому «касты».

До сих пор каждый человек в этой стране принадлежит к определенной касте.

Только официально больше ни один индус не обратит внимания на кастовую принадлежность своего коллеги или собеседника. С точки зрения официальных правил, правами наделена даже легендарная каста неприкасаемых. На самом деле ранжирование сохраняется. Оно тем заметнее, чем к более высокой касте принадлежит тот, с кем потребуется общаться.

Индия – это одна из немногих стран, в которой сохранились первозданные свадебные традиции, пришедшие еще из древних времен.

Браки «заключаются» почти всегда только старшими представителями семей. Люди в Индии самостоятельно выбрать своего партнера для дальнейшей семейно жизни не имеют права. Свадебные торжества оплачивает семья невесты. Это одна из причин ожидания рождения сына, а не дочери. Молодые должны принадлежать к общей религии.

Большинство населения настороженно относится к длительному партнерству, тем более к браку с иностранцем. Человек здесь не может и обычно не хочет принадлежать себе, предпочитая семейные и национальные традиции. Это потребуется обязательно учитывать при контактах с местным населением. Показывать негативное отношение к принятым нормам здесь особенно не рекомендуется.

Красота индийских женщин

Индийские женщины очень красивы, но не с точки зрения европейца. Относительной близостью к привычным нам стандартам внешнего вида, ухода за собой отличаются, скорее, индийские актрисы кино. В реальности местная красавица от природы склонна к полноте. Привычки соблюдать ограничения в питании не существует. Большая часть девушек с ранней юности довольно полные. Даже самые стройные из них быстро набирают вес с возрастом.

Здесь непривычны европейские представления о женском возрасте. Словно на нашей родине десятки лет назад, браки заключаются в раннем возрасте. Генетическая склонность к раннему старению превращает былую красавицу уже к сорока годам в умудренную опытом старушку, у которой давно есть внуки.

В Индии предпочитают придерживаться привычных традиционных ярких костюмов, выбирать многочисленные украшения.

Грязь на улицах Индии

Уже легендой стала уникальная грязь на улицах практически любого населенного пункта этого государства. В традиции страны отсутствует практика института профессиональных уборщиков. Услышать размеренные звуки метлы ранним утром на местных улицах невозможно. Причем профессиональная и регулярная уборка не проводится даже в богатых кварталах. В многочисленных районах трущоб этого государства царит настоящая антисанитария. Это важно учитывать даже при обычной туристической поездке.

Хотя в районах, где прокладывают «тропу путешественников», относительную чистоту стараются поддерживать. Но достаточно просто перейти на соседнюю улицу, чтобы опять столкнуться с мусором и грязью.

Исключение, составляет штат Гоа. Где улицы моют и убирают, ремонтируют тротуары и дороги, чтобы создать для туристов нормальные условия для отдыха.

Нищета

Стоит учитывать и присутствие на улицах даже в Дели большого числа нищих. для большей части населения слишком высокие, что толкает к этому большое число жителей, нищета очень распространена.

Важным отличием от привычных в наших городах попрошаек становится вежливое отношение к проходящему мимо человеку, клянчить в Индии не будут. Отдельно стоит обратить внимание на санньяси. Они хорошо заметны по ярким оранжевым одеждам. Это те, кто осознанно выбрал путь отречения от мирской жизни и ее благ. Эти странствующие монахи не просят денег. Им принято подавать еду. В этом государстве встретить санньяси и помочь ему считается благим делом. Большая часть их постоянно проживает в ашрамах.

Ознакомиться с ценником в кафе в Южном Гоа можно в следующем видео.

Несмотря на большое число попрошаек, фактически отсутствует воровство. Мелким воровством у европейцев не увлекаются даже дети. Кражи происходят очень редко, и достаточно минимальных мер бережного отношения к своим вещам.

Все эти факторы, особенно уровень бедности в Индии, стоит учитывать, планируя переехать на постоянное или временное жительство в эту страну. Или даже в ситуации туристической поездки.

Роль религии в жизни

Жители Индии не столь религиозны, как это принято считать. Большинство из них верит в карму и реинкарнацию. Но находится примерно на аналогичном с нами уровне исполнения христианских заповедей.

Зато важно обращать внимание на отсутствие толерантности между представителями разных религий, часто описываемой «дружбы» между представителями различных конфессий. Большинство репатриантов в эту страну отмечают скорее негативное отношение между сторонниками разной веры. Большая часть населения, порядка 80 %, исповедует индуизм. Порядка 13 % жителей исповедует ислам. Действуют католические, протестантские и православные храмы. Настороженно местные жители относятся к тем, кто решает принять индуизм, .

Здесь, несмотря на низкий уровень жизни, с давних пор действует большая . В том числе дети и внуки тех, кто покинул Россию в поисках лучшей жизни в первые эмиграционные волны после Октябрьской революции и годы становления Советской власти. Выделяются жители нашей страны, в разные годы, вопреки обычаям этого государства, создавшие семьи с индусами. Чаще всего за индуса выходит замуж жительница России. Это связано с демографическим перекосом.

Официальная статистика доказывает, что мужчин в возрасте, когда создают семьи, в стране больше, чем женщин. Росту числа таких союзов также способствует жесткий ценз выбора невесты из соотечественниц. Потенциальный муж должен отвечать жестким кастовым и финансовым требованиям. В результате найти супругу за рубежом многим индусам становится проще и выгоднее.

Число потенциальных эмигрантов в Индию заметно сдерживает политика официального Дели.

Власти охотно принимают на временное проживание сторонников духовных практик. Они благожелательно относятся к многолетнему проживанию на своей территории обладателей свободных профессий, зарабатывающих средства на жизнь с помощью удаленной занятости. Такие гости могут даже получить ВМЖ.

Стать гражданином Индии существенно сложнее. К претендентам предъявляется большое количество требований. Кроме того, для эмигранта жизнь в Индии невероятно сложна. Причиной этого становится сразу большое число факторов.

Из видео, представленного ниже, Вы можете узнать как переехать в Индию на ПМЖ из России.

Перегруженность рынка труда

Это государство по численности населения находится на втором месте на планете. При этом большая часть населения относится к молодому возрасту. Трудоспособного возраста в 2020 году достигает более 140 миллионов местных жителей. Пытаться репатрианту пробиться на рынке труда по этой причине довольно сложно. Сегодня даже среди местного населения очень высока.

Это дополнительно усугубляется значительным процентом соискателей, и претендующих на высокооплачиваемые должности. На одно место в международной корпорации претендует более 500 соискателей с должным опытом образования и трудовой деятельности. В теневом секторе экономики в результате занято более 80 % работающих граждан государства. Безработица в Индии невероятно высока.

Индия привлекает нестандартной красотой, открытостью, дружелюбием жителей. Какую сторону жизни ни возьми, везде современность уживается с традиционализмом, что нередко удивляет. Может быть, поэтому жизнь в Индии люди оценивают по-разному.

Индия – страна контрастов

Поражает многонациональность страны, обилие языков и религий. «Пестрота» населения объясняется многовековым смешением народностей из-за миграционных процессов.

Тот, кто живет в Индии давно, не удивляется местному колориту, трущобам рядом с дворцами. Новичкам трудно вначале принять как данность множество коров и собак на городских улицах, хаос на дорогах, грязь, разнообразие запахов, постоянный гул. И то, что уровень жизни индийцев очень разнится. Здесь полно миллионеров, но куда больше нищих.

Непросто ответить на вопрос: «Бедная или богатая страна Индия?». Некоторые источники пишут, что третья часть всех бедных людей живет именно в этом государстве. Причем бедность здесь не считается пороком. «Так на роду написано» – главный закон кармы. Социальное неравенство зашкаливает: между самыми богатыми и самыми бедными непреодолимая пропасть.

Экология

Серьезные экологические проблемы вредят стране и угрожают состоянию мира в целом. Среди главных – вырубка лесов, истощение почв, загрязнение атмосферы и воды. Осадков выпадает много, но вода быстро испаряется, а загрязнение оставшейся делает ее недоступной для большого количества населения. Смог в городах – следствие перенасыщенности транспортом, эксплуатации старых автомобилей, использования некачественного бензина.

На экологическое неблагополучие влияет и то, Индия – страна, где жители не заботятся о чистоте окружающей среды даже на бытовом уровне: мусор выбрасывают прямо за порог жилищ даже в благополучных кварталах.

А вот флоре и фауне человек вреда не наносит – менталитет и верования не те. Много заповедников, реализуются многочисленные проекты по охране лесов, коралловых рифов и т.д.


Однозначно ответить на вопрос, как люди живут в Индии, невозможно.Быт зависит от достатка. Обеспеченные городские жители имеют квартиры или дома, автомобили и даже прислугу. Но гораздо больше семей, едва сводящих концы с концами.

Быт в Индии абсолютно не налажен. Люди безразличны к комфорту и удобствам. В большинстве квартир нет не только горячего водоснабжения, но и туалетов.

Одежда

Самый популярный женский наряд – сари – отрез ткани, окутывающий женщину с головы до ног. Не менее любим шальвар-камиз – узкие в лодыжках брюки и туника. Блестящие многочисленные украшения в большом почете.

Мужчины (особенно в сельской местности) тоже носят хлопковое полотно, сверху – сорочку. Но есть и застегивающиеся на пуговицы пиджаки – шервани, порой по длине напоминающие пальто. Традиционный головной убор – тюрбан, форма которого зависит от местности, веры, интереса.

Учитывая, что Индия – страна консервативная, путешественникам следует одеваться скромно. Лучше всего в свободную, скрывающую фигуру одежду из легких натуральных тканей.

Цены на продукты

Дешевизна несколько скрашивает жизнь простого народа в Индии. 100 рупий на начало апреля 2020 года соответствовали 88 рублям. Сравнивайте. Стоимость на рынках овощей – до 20 рупий, фруктов – от 25 до 100 (мангустины), рыбы – 200-250, лобстеров – 1200. В магазинах курицу можно купить за 100, говядину – за 220, десяток яиц – за 50, молоко – за 40 рупий. Цены на продукты в Индии в 2020 году вызывают удивление.

Особенности индийской кухни

Еда и все, что связано с ее приготовлением, для индусов имеет сакральный смысл, связанный с жизнью семьи.

Национальных особенностей немало. Например, чрезмерная любовь к острым и пряным блюдам. Европейцы к такому не готовы. Неожиданные сочетания продуктов тоже в чести. Жареные бананы в тандеме с огурцами и перцем чили – не самое удивительное соседство на тарелке.

Преобладающая пища - рис, горох, овощи, сыр, лепешки. Из мяса предпочитают баранину, козлятину, птицу. Из-за верований говядину и свинину, как правило, не употребляют. Разнообразны и вкусны десерты с использованием молока, орехов, риса, меда, фруктов, специй.

Путешественникам важно запомнить простые правила:

  • чаще мыть руки;
  • пить только бутилированную воду;
  • с осторожностью пробовать национальные блюда, заказывать их без местных специй;
  • не пренебрегать фенхелем, который найдется в любом заведении общественного питания и поможет избежать проблем с желудком.


Семьи большие, в одном доме живут несколько поколений. Жениться разрешается лишь на представительнице своей касты и вероисповедания, по сговору родителей молодого человека и девушки. Детей обычно много. Разводов практически не бывает. Глава семьи – старший мужчина, он решает все проблемы домочадцев, ему отдают заработанные средства.

Многих интересует, как живут женщины в Индии? Тоже по-разному. У бедных уже в утробе матери девочка становится нежеланной, и от нее пытаются избавиться. Если родилась, могут ненавязчиво поспособствовать уходу в мир иной. Все потому, что девочку надо будет выдавать замуж. А для этого платить своего рода калым. Значит, всю жизнь напрягаться, чтобы скопить нужную сумму. Права голоса у нее не будет, даже когда станет женой. Работать приходится много, если, конечно, она не замужем за очень обеспеченным человеком. Эта нигде не работает, у нее много красивой одежды и украшений, ее не обижают, особенно если рожает сыновей. Но с ней не считаются так же, как с беднячкой.

Насилие и дискриминация касаются в большей степени женщин индийского происхождения, иностранки чувствуют себя свободнее. Русские жены отзываются о стране и своей жизни в ней хорошо или плохо в зависимости от того, удачно ли вышли замуж. Если мужчина самостоятельный и решился жить вне клана, или если семья родителей образованная и не бедная и выбор сына одобрила, то жизнь, можно сказать, удалась. Будут неудобства, связанные с климатом, питанием, коммунальными услугами, но в целом все не сильно отличается от существования среднестатистической российской семьи.

Стоимость жилья

Недвижимость в Индии привлекает инвесторов ценовой доступностью. Жилье приобретают в основном в больших городах и курортных местах, где его можно выгодно сдавать. Покупают и нежилые помещения – для торговли или производства.

Стоимость маленькой квартирки на Гоа – порядка 10 тыс. долларов. Вдали от прибрежной зоны за 60 тыс. долларов можно приобрести просторную квартиру с хорошим ремонтом. В самых больших городах цена 1 кв. м жилья – не менее 950 долларов, а зачастую доходит до 20 тыс.

Можно купить хижину в сельской местности. Только качество жилья невысокое и никаких удобств. К тому же придется все время находиться там, где живут индусы вокруг. Не всем нравится.

Приобретенную недвижимость надо задекларировать и своевременно вносить налог на нее, размер которого каждый штат утверждает самостоятельно.

Где работают


Уровень национальной безработицы зашкаливает. В этой ситуации найти работу иммигранту из России, даже хорошему специалисту, проблематично. Возможности можете оценить в статье «Работа в Индии ».

Нелегальную рабочую силу власти выявляют и выдворяют из страны.

Размеры заработных плат

Средняя зарплата индийцев значительно ниже, чем в других странах. Исходя из дохода на душу населения, в среднем в год работник должен бы получать примерно 2700 долларов. Но треть общего денежного потока достается высокооплачиваемым работникам, которых не более 10%.

Минимальная зарплата для села — 4 тыс. рупий (60 долл.), ее получают больше половины всех работающих. Практически это прожиточный минимум. Среднечасовая может составлять всего 30-60 центов. Больше получают служащие частных компаний (120 долл.), меньше – государственных (75 долл.). Уровень зарплат отличается по отраслям.

Чтобы иммигранту получить рабочую визу, надо найти работу, за которую будут платить свыше 2 тыс. долларов в месяц. Это возможно, если удастся устроиться в иностранную компанию, например, в IT-сфере. Там платят, ориентируясь на европейские значения.

Система обучения в Индии

Уровень общей образованности в стране низкий, много неграмотных людей. Но система образования в 2020 году включает все традиционные этапы: дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и послевузовское.

Образование государственное и негосударственное. Второе предназначено как для детей и подростков, так и для взрослых. 40-летний школьник не редкость.

Детсады – подготовительные группы школ, уже здесь начинается знакомство с английским языком, обязательным для изучения в школе, куда дети приходят с 4 лет. Первые 10 лет учатся бесплатно и по единой программе, потом учащихся делят на тех, кто будет осваивать профессии, и тех, кто продолжит обучение.

Средняя частная школа платная, но доступна среднестатистической семье.


Высшее образование представлено более чем двумястами вузов, в основном ориентированными на европейские стандарты. В зависимости от срока обучения и будущей профессии, студенты получают степени бакалавра, магистра, доктора наук.

Для иностранцев поступление в здешние университеты дает право на оформление ВНЖ. Прилежная учеба ведет к крепким знаниям и гарантирует достойное трудоустройство в стране. Поэтому обучение в Индии популярно среди тех, кто хотел бы задержаться в стране надолго.

Образование в Индии не хуже, чем в Европе, Америке и Китае. Университеты выпускают хорошо подготовленных специалистов. Россияне имеют возможность учиться бесплатно, рассчитывать на общежитие и стипендию. Главное условие – отличное знание английского языка.

Уровень медицины

Бесплатной медицины в Индии нет. Много частных клиник узкой специализации. Их услуги дешевле, чем в государственных медицинских центрах – в большинстве своем отлично оснащенных, с высококвалифицированными врачами, получающими хорошие зарплаты. Их услугами пользуются обеспеченные местные жители и иностранцы. Так называемый медицинский туризм – самый развитый именно здесь. Этому способствует низкая стоимость услуг по сравнению с США и Израилем, например. А также приверженность традиционным методам лечения, изложенным в аюрведе и имеющим немало последователей во всем мире, что и используется в коммерческих целях.

Для большинства местных жителей качественное здравоохранение недоступно. Больницы в отдаленных областях обслуживают пациентов в неприспособленных помещениях, часто без электричества, воды, лекарств. Теоретически помощь бесплатна, на самом деле за прием берут плату, ориентируясь на доход больного.


Роды часто проходят дома, под присмотром повитухи или свекрови роженицы. Если в клинике, то предлагается, как правило, кесарево сечение. О естественных родах надо договариваться дополнительно. Статистика неумолима: материнская и детская смертность в Индии едва ли не самая высокая в мире.

Туристам надо приобрести медицинскую страховку, которая включает базовый вариант страхования и при желании различные опции.

Русские в Индии

Россиян с индийским гражданством и с ПМЖ не больше тысячи, в основном они обосновались в Дели. Но неофициально проживает гораздо больше. Считается, что в Индию русские едут за духовностью, поиском смысла жизни, совершенствованием в йоге. Немало также коммерсантов, но большинство «русских индийцев» – жены местных мужчин. Чтобы понять, как живут русские в Индии, надо пообщаться с ними. Страна экзотическая, природные, бытовые условия специфические и представляют для европейцев серьёзное испытание.

Отношение коренных жителей к русским иммигрантам

Тесное сотрудничество Индии и бывшего СССР повлияло на то, как относятся к русским сегодня. Воспоминания приятные, но они враз омрачаются, когда иммигранты ведут себя неподобающе, не признавая традиций, верований, обычаев местных жителей. Например, ярые индусы и мусульмане плохо относятся к христианам. Отдельные случаи русофобии встречаются. «Русскими» здесь называют всех выходцев из бывшего Советского Союза.

Где живут

Россиян проще встретить в крупных городах и курортных зонах. В Мумбаи жилье самое дорогое, зато город считается безопасным для проживания. И работу найти проще, чем, например, в Дели, где жизнь комфортнее и чуть дешевле, но высока безработица и преступность. Бангалор привлекателен из-за современной инфраструктуры, приемлемых цен на жилье, особенно арендованное. Но популярнее всего штат Гоа, туда в основном и стремятся иммигранты.

Особенности жизни на Гоа


Индия глазами русских – это в большинстве своем «Гоа глазами русских». А курорт есть курорт. Здешние переселенцы довольны жизнью и уезжать отсюда не собираются. Детей отдают в английские школы, потом оплачивают обучение в хороших вузах. Туристический бизнес приносит приличный доход. Обслуживание соотечественников происходит не по местным, а европейским тарифам. Много русских ресторанов и магазинов, там нужна рабочая сила, хозяева предпочитают брать «своих». Кто-то живет на случайные заработки. Знающим английский есть шанс устроиться продавцом или экскурсоводом. Востребованы массажисты, танцоры, аниматоры.

Правда, иностранцы ограничены в правах. Но российское консульство в случае необходимости помогает восстановить справедливость.

Сравнение образа жизни в Индии и России

Плюсы и минусы жизни россиян в древней самобытной стране можно представить в сравнении с Россией.

Россия Индия
Уровень жизнь 37 место в мире 104 место в мире
Культура Требует улучшения Полностью отсутствует, общественный хаос
Доступна большинству населения Большинству населения недоступна
Люди Люди общительны и дружелюбны в массе своей Замкнуты и необщительны с иностранцами
Общество Неравнодушно к происходящему, люди стремятся улучшить положение вещей Безразличие ко всему. Устраивает та жизнь, которая есть.
Общение На русском или любом другом языке Исключительно на английском или хинди
Образование Постоянное стремление учиться новому, совершенствоваться Малообразованность населения, невозможность для основной массы жителей учиться

Индия – страна чрезвычайно интересная, колоритная, привлекательная для туристов. О постоянном жительстве задумываются немногие. Но если сюда тянет духовно, она предоставит возможность для самосовершенствования.

Много говорится о том, насколько плохо живут нищие слои населения в Индии, а вот о жизни богатых людей в этой стране пишут меньше. Однако богатых людей в Индии немало.

Хрусталь и рубины в интерьерах домов: миф или реальность

Когда речь заходит о быте богатых людей, что мы сразу себе представляем? Конечно, инкрустацию разных предметов драгоценными камнями, хрустальные люстры, а также мебель из самых дорогих сортов дерева. И все это непременно блестит, сверкает, пестрит, мерцает и переливается.

Однако такое представление в конечном итоге оказывается не более чем шаблонным видением.

Возьмем дом знаменитого индийского актера по имени Раджиникант. Его интерьер выглядит так:

Он довольно внушительный и масштабный, но по своему наполнению больше похож не на дворец, а, скорее, на дом, в котором проживают обычные зажиточные индусы. Большинству домов индийских знаменитостей присущи следующие черты:

  1. Минимализм. Многие знаменитости в в собственном доме хотят чувствовать себя уютно и комфортно, а не как в стенах Лувра. Поэтому все предметы, которые выбираются для украшения жилья, могут быть довольно дорогими, но выглядят благородно и скромно.
  2. Стиль лофт. Знаменитости также следят за модой и им не безразлично, какие интерьеры и стили входят в тренды. Учитывая тот факт, что стиль лофт начал набирать обороты, многие богатые люди в Индии стали создавать лофт-интерьеры в своих домах.
  3. Все пестрые элементы являются больше экзотикой для , а богатые люди Индии желают видеть в своем доме скорее европейский стиль.

Стеклянный интерьер Раджиниканта выглядит довольно стильно, однако все же жизнь в прозрачном доме, пожалуй, далеко не так уютна, какой она кажется на первый взгляд. Все равно сохраняется ощущение, будто за тобой то и дело норовят проследить СМИ.

Развлечения и дополнительные элементы

Естественно, что в домах богатых людей в Индии имеются не только изящно обставленные комнаты, но и дополнительные элементы для развлечений и хобби, которые по роскоши могут сравниться с императорскими дворцами. Вот здесь уже определенно есть где разгуляться:

Это дом миллиардера по имени Мукеш Амбани, который выстроил собственный особняк, потратив на него миллиард долларов. Он построил дом для себя, своей жены и сыновей. В нем 27 этажей, роскошные гостиные, удобные спальни, а также дополнительные комнаты, например бассейн и бильярдная.

Стоит заметить, что для того, чтобы управляться с таким огромным зданием, Мукешу потребовалось нанять 600 человек. Кроме основных комнат у Мукеша имеется парковка, на которой вполне свободно можно разместить 160 автомобилей, а также огромный тренажерный зал, в котором он сам любит проводить время.

Кроме этого, у Амбани в доме есть целая танцевальная студия и собственный домашний кинотеатр, который способен вместить 50 человек. В доме имеется великолепная обзорная площадка, откуда открывается чудесный вид. На крыше этого небоскреба располагается несколько вертолетных площадок.