Формирование советской политической системы. Политическая система советского общества

Решение вопроса национальных республик при создании СССР

В 20-е гг. решаются проблемы национально-государственного устройства страны. В соответствии с Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа на контролируемых большевиками территориях бывшей Российской империи утвердился принцип федеративного устройства. Возник ряд национальных государственных образований, взаимоотношения между которыми оформлялись путем специальных договоров и соглашений. Эти договоры и соглашения предусматривали частичное объединение органов управления, совместные мероприятия в сфере хозяйственной деятельности, обороны, дипломатии. Однако они не предусматривали полного подчинения высших и центральных органов Советской республики единому центру.

Наиболее крупным национально-государственным образованием была РСФСР. В состав РСФСР к 1922 г. входило 8 автономных республик, 11 автономных областей и трудовых коммун (немцев Поволжья и Карельская). Помимо РСФСР к этому времени существовали также Украинская, Белорусская, Закавказская (включающая в себя Азербайджан, Армению и Грузию), а также Бухарская и Хорезмская республики.

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, в работе которого приняли участие делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Делегаты съезда рассмотрели и утвердили Декларацию об образовании Союза ССР и Союзный договор. Советский Союз формально учреждался как федерация суверенных советских республик с открытым доступом в нее всех желающих и с сохранением права выхода из нее. Однако механизм выхода из федерации не предусматривался.

В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, финансов, путей сообщения, связи. Все остальные вопросы внутренней политики оставались в ведении союзных республик. Высшим органом власти в стране объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, а в перерыве между его созывами - ЦИК СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Положение Декларации и Договор об образовании СССР были закреплены принятием II Всесоюзным съездом Советов I Конституции СССР в январе 1924 г.

Установление единоличной власти Сталина

Решение вопросов национально-государственного устройства являлось важным элементом формирования советской политической системы. В 30-е гг. окончательно оформилась та политическая система управления советским обществом, которая была тесно связана с функционированием государственной партии, обладавшей полномочиями верховной власти в стране.

Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 г. осуществлять власть в центре и на местах, стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно освоить технику государственного управления и заменить Советы.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии.

В первую очередь к концу 20-х гг. в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 г. 1200 тыс. человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка, втянутая в борьбу за власть, была ослаблена, а затем и вовсе уничтожена.

Следующим важным шагом на пути превращения большевистской партии в государственную и утверждения административно-командной системы управления в стране явился XVII съезд ВКП (б). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.

Прежде всего съезд ввел новую структуру партийных комитетов. Взамен «функционалки», как пренебрежительно был назван принцип организации парткомовских отделов, создавались теперь «целостные производственно-отраслевые отделы». Возникали, таким образом, параллельные отделы парткомов, наряду с отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и др. при исполкомах Советов. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы.

Существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенной еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б). Руководитель Комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Одновременно была преобразована Комиссия инспекции при СНК Союза ССР в намечаемую съездом партии и утверждаемую ЦИК и СНК Союза ССР Комиссию советского контроля при СНК Союза ССР. Руководитель и этой Комиссии назначался из числа заместителей председателя СНК Союза ССР. Таким образом, съезд учредил «зоны вне критики», деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека.

Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное место занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), дополнило и закрепило еще одно решение съезда. В уставе, принятом на этом съезде, принцип демократического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением меньшинства большинству и безусловной обязательностью для всех коммунистов принимаемых решений. Если первые два пункта можно признать декларативными, то два последних действительно строго и неукоснительно выполнялись. Все коммунисты соблюдали партийную дисциплину, которая в первую очередь выражалась в подчинении любого меньшинства любому большинству, а также были обязаны выполнять решения всех вышестоящих партийных органов.

Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического централизма была возведена съездом в закон, распространяющий свое действие не только на партийную, но и на другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в одном строго заданном направлении - только сверху вниз и, следовательно, не могла быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.

Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В этом же году происходит численное увеличение милиции, которая переходит в подчинение Объединенного Главного политического управления (ОГПУ) на уровне Союза, выходя тем самым из республиканского подчинения. В декабре 1932 г. в стране введена особая паспортная система. Все сельское население страны, за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов. Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопросы о месте своего проживания.

В июне 1934 г. ОГПУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренних дел. При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали события на XVII съезде партии, вошедшем в ее историю неофициально как «съезд расстрелянных». Действительно, из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98.

Главной причиной репрессий, организованных Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном секретаре ЦК ВКП (б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, приведшие к многочисленным жертвам. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия «вождю всех времен и народов». Более того, они предложили пост Генерального секретаря С.М. Кирову, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934 г. он был убит.

В день убийства Кирова по телефонному распоряжению Сталина в экстренном порядке было принято постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дел, срок действия был ограничен 10 сутками, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. По существу, это постановление можно квалифицировать как постановление о массовом терроре.

Машина репрессий набирала ход. В марте 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц - Указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. Миллионы людей, подавляющее большинство которых не являлись виновными, оказались за проволокой и стенами ГУЛАГа. Невинные жертвы призывали к сопротивлению, с которым набравшая силу власть расправлялась немедленно.

Сопротивление продолжалось и «наверху». Каждый, кто произносил слово протеста, знал, что обречен, и тем не менее люди шли на это. В высшем эшелоне политического руководства в 1930 г. образовалась группа во главе с Председателем Совнаркома РСФСР, кандидатом в члены Политбюро С.И. Сырцовым и секретарем Закавказского крайкома партии В.В. Ломинадзе. Группа советских и партийных работников выступила против некомпетентности и бюрократизма партийно-советского аппарата. Вопрос о Сырцове и Ломинадзе рассматривался на специальном заседании Совнаркома.

Партийные и советские работники краев и областей РСФСР весной и летом 1930 г. подняли вопрос о создании РКП (б), перенесении столицы России в Ленинград. Расправа с участниками этой группы проходила с грубым нарушением Устава партии и советских законов.

Особое место в антисталинском сопротивлении занимала группа во главе с М.Н. Рютиным. Он выступал в роли идеолога и организатора «Союза марксистов-ленинцев» (1932 г.), подготовил основной программный документ этой организации «Сталин и кризис пролетарской диктатуры», а также манифест-обращение «Ко всем членам ВКП(б)». Впервые авторитетные руководители обращались с апелляцией на действия Сталина ко всем членам партии. Рютин указывал, что кризис в стране - это результат не отдельных ошибок, а общей политики. Лозунг «ликвидация кулачества как класса» - авантюристический, опирающийся на фальшивую основу. Целые районы находятся в условиях перманентной войны. Рютин и его последователи утверждали, что Политбюро в результате программных изменений превратилось в банду политиканов. Они предупреждали, что борьба будет длительной и потребует много жертв, но иного пути нет, и прямо призывали к свержению Сталина. Расправа с членами «Союза» была скорой и вершилась в обстановке особой секретности. Находясь в заключении, Рютин теоретической деятельности не прекращал.

Впервые в «деле Рютина» была предпринята попытка соединения стихийного сопротивления с теоретическим обоснованием его. Не случайно, видимо, к этому делу были подключены Г.Е. Зиновьев и Л.В. Каменев. По прямому указанию Сталина они были исключены из партии и осуждены во внесудебном порядке.

В 30-е гг. раскрыто еще несколько групп, участники которых выступали против единовластия Сталина. Наиболее известны группа А.П. Смирнова, Н.В. Толмачева, Н.В. Эйсмонта - трех наркомов; группа Крылова - активного участника социалистической революции и гражданской войны, заместителя начальника сектора пропаганды Наркомсвязи. Ее главной задачей было «свержение строя и замена его Российской демократической республикой с выборным президентом по образцу Франции и Америки».

После убийства С.М. Кирова сопротивление значительно ослабло, хотя и не прекратилось, несмотря на террор.

На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) выступили член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каминский, которые потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. Они были тут же арестованы.

С апелляцией на действия Сталина к мировому общественному мнению выступили «невозвращенцы» - В.Г. Кривицкий, И. Рейсс, дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин. В стране их представили как отщепенцев, дискредитирующих СССР накануне нападения на него фашистской Германии.

Среди тех, кто открыто и без боязни выступал против Сталина, был академик И.П. Павлов. В своих письмах в Совнарком он писал о том, что «мы живем в режиме террора и нажима», что «все происходящее в стране -- гигантский эксперимент» и т. п. И это действительно было так: к этому времени в стране установился режим произвола и репрессий, тоталитарно-командная система набирала силу...

Таким образом, Советская власть, провозгласив своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути вершила высшую социальную несправедливость, террор и беззаконие. В ее основе, как считает академик РАН В.Н. Кудрявцев, лежали следующие положения:

подмена социализации основных средств производства их огосударствлением;

деспотизм и произвол «вождя», хотя и опиравшегося на партийный и государственный аппарат, но фактически стоявшего над партией и аппаратом;

административно-командные методы принудительной (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного террора;

неспособность к самокоррекции, тем более к внутренним реформам из-за отсутствия как экономических, так и политических (демократических) регуляторов общественной жизни;

закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни;

идеологический конформизм и послушание масс, деспотизм в науке и культуре.

Важнейшим фактором общественно-политической жизни советского общества 30-х гг. стало принятие в декабре 1936 г. Конституции СССР. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались такие права и свободы граждан, как неприкосновенность личности, тайна переписки и др. Но Конституция не имела механизма реализации и оставалась документом-декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью 30-х гг.

Отношение народа к власти в начале 19 века

Было бы неверным сводить весь социально-политический и экономический механизм 20-30-х гг. к одним лишь репрессиям, арестам, судам, расстрелам и т.д. Дело в том, что репрессии - не универсальный способ решения всех проблем. Они имеют свои пределы, так как их эффективность постепенно снижается. Репрессии могут несколько сократить преступность, улучшить дисциплину, но наладить производство, ускорить темпы его развития, тем более обеспечить хотя бы сносное их качество, они не могут.

Между тем, как видно из приведенных выше данных, наша страна добилась ощутимых результатов в экономическом и культурном развитии. В стране поддерживался трудовой энтузиазм у значительной части людей; у них был довольно оптимистический жизненный тонус; они находились в состоянии повышенной мобилизационной готовности, что имело немаловажное значение в условиях надвигавшейся войны. Значит, действовали какие-то другие причины.

Важнейшими факторами, объяснявшими, почему советские люди сумели перенести столько страданий, лишений, невзгод и сохранить при этом стойкость духа и достойно, не согнувшись, встретить врага в начавшейся в 1941 г. Великой Отечественной войне, были следующие.

Для большинства граждан страны сложившийся в 30-е гг. государственный строй был легитимным, так как он был закреплен в конституции их выбором. Во всяком случае формально в этом плане была соблюдена демократия. Психологически они были уверены в прочности государства, которое признано во всем мире, пользуется авторитетом, одерживает победы в спорте, искусстве и т. д. Образ жизни - считали справедливым, хотя и была невероятная бедность и тьма недостатков.

Идея тернистого пути к светлому будущему вдохновляла многих людей. Пропаганда, лозунги того времени воспринимались однозначно: ради светлого будущего своих детей, ради Отечества да и всего человечества можно не жалеть не только своего труда, но и своей жизни. Показательно в этом плане последнее письмо Н.И. Бухарина. В.В. Маяковский выразил настроение своего времени словами о том, что общим памятником для всех станет «построенный в боях социализм».

Также не следует сбрасывать со счетов социальные завоевания 30-х гг.: бесплатное образование, медицинское обслуживание, практически бесплатное жилье и др. К концу второй пятилетки по сравнению с 1933 г. явно были сдвиги к улучшению материального благосостояния. Низкий уровень жизни объяснялся без труда: создание современной индустрии требовало больших затрат. Революция произошла в отсталой стране, приходится отбивать натиск империалистов и т. д.

У большинства населения одобрение вызывали массовые выдвижения во всех звеньях государственного, партийного и хозяйственного руководства. Во всех этих сферах была значительной прослойка представителей трудовых слоев. У простых людей появилась реальная возможность «выйти в люди»: стать крупным военачальником, советским и партийным работником, ученым и т. д. Власть, хорошо понимая и улавливая эти настроения, время от времени устраивала чистки начальства. Рядовые работники, «винтики», люди труда, стахановцы, ударники в официальной пропаганде ценились очень высоко; создавался культ человека труда.

В 30-е гг. отсутствовала явная безработица. Таким образом, большинство народа поддержало партийно-государственное руководство. Хотя оставалось много недовольных и враждебно настроенных к существующему строю людей.

Подробное решение параграф § 17 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?

Потому что в СССР установился режим единоличной власти И.В. Сталина

Какую роль играла коммунистическая партия в советской политической системе 1930-х гг.?

Коммунистическая партия стала основной политической силой в в советской политической системе 1930-х гг. Такой режим называется однопартийная диктатура.

1. Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.?

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища

4. Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия.

Убийство С.М. Кирова

Борьба за власть. Сталин стремился избавиться от потенциальных и бывших конкурентов

Уничтожение потенциальной «пятой колонны» - тех на кому советское руководство не могло доверять в условиях международного кризиса

Ликвидация командного состава Красной Армии, который не был лично преданным Сталину.

5. Назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС)

Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ)

Сеть массовых организаций охватывала все слои советского общества и объединяла представителей различных профессий

1. Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина?

В первом документе Рютин обвиняет Сталина за те методы, которыми он добился единовластия в партии и в стране. Второй документ показывает создание культа личности Сталина.

2. На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.

Рютин прав, т.к. Сталин укреплял свою власть при помощи террора и устранения несогласных и конкурентов. Второй документ, возвеличивая Сталина, приписывает ему все мыслимые и немыслимые заслуги и в частности то, что Сталин был основоположником коммунизма, хотя теория была разработана Марксом и Энгельсом и переложена на российский реалии Лениным.

1. Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.

Сталинский социализм – политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и правящей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем над всеми сторонами жизни общества

2. Какие права, провозглашённые в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан?

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Многие нормы Конституции оказались формальными. Под контролем партии проходили выборы заранее подобранных кандидатур в Советы всех уровней на безальтернативной основе. Любой гражданин мог быть арестован без санкции суда и прокуратуры

3. Раскройте понятие «культ личности» на исторических примерах.

Культ личности - возвеличивание отдельной личности, как правило, государственного деятеля). Например это возвеличивание Сталина, как это показано на примере второго документа на стр. 147.

5. В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. по сравнению с 1918-1920 гг., 1921 - 1928 гг.?

Особенностями политической системы 1930-х стало формирование единоличной диктатуры Сталина в противовес коллективным формам 1920-х гг. Также особенностью является размах репрессий, с помощью которых контролировалась элита и все общество.

6. В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин - это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и методы осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. Подготовьте сообщение по данной теме.

Да правомерно, хотя Сталин во многом отошел от ленинских принципов построения социалистического государства. В частности Ленин подразумевал отмирание государства на пути движения к социализму и склонялся к преимуществу коллективного руководства, в то время как Сталин провозгласил идею отмирания государства через его усиление, благодаря чему смог сформировать централизованную систему единоличного управления страной. Но при этом идейно-теоретическое основы построения государства оставались одинаковыми – идеи коммунизма, хотя методы его построения опять же разнились. Сталин предполагал форсированные методы, в то время как Ленин после перехода к НЭПу согласился, что процесс трансформации должен быть более плавным и постепенным без резких скачков.

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём заключалась противоречивость национальной политики в СССР в 1920-1930-е гг.?

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Проведение индустриализации в основном в восточных регионах, где были запасы природных ископаемых;

Появление новых союзных, автономных республик и округов: к 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР;

Проведение жесткой централизованной политики;

Русификация всех республик (преподавание в школах, вузах на русском языке);

Реализация плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

2. Раскройте региональную и национальную специфику индустриализации в СССР.

Индустриализацию национальных районов не только строительство предприятий промышленности, но и процесс освоения природных богатств, создания национальных квалифицированных кадров инженерно-технических работников и рабочих.

В республиках, кроме РСФСР и УССР, был очень низок процент рабочего класса и инженерно-технического состава. Поэтому в формировании квалифицированных кадров в союзных республиках важная роль принадлежала работникам центральных промышленных регионов.

Если в масштабе СССР обеспечивалось преимущественное развитие тяжёлой промышленности, то в отдельных республиках преобладали отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Так обстояло дело в начальный период индустриализации в республиках Средней Азии, Закавказья.

Новые отрасли хозяйства в республиках создавались с учётом потребностей всей страны, если для этого имелись сырьевые ресурсы. Так, в Белорусской ССР возникли машиностроительная, химическая, топливная (торфяная), швейная, трикотажная и другие отрасли промышленности.

3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР в 1930-ые годы.

В 1930-е гг. в СССР появились новые союзные и автономные республики. Возникают Казахская и Киргизская ССР, упраздняется Закавказская федерация, а Грузия, Армения и Азербайджан вошли в СССР на правах союзных республик. Были созданы Еврейская автономная область, 8 национальных округов и 14 национальных районов на Крайнем Севере. Всего во второй половине 1930-х гг. в СССР входило 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных округов, 9 национальных округов. В 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.

По Конституции 1936 г. за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.

Утверждение в обществе административно-командной системы управления и режима личной власти И.В. Сталина оказывало влияние на национальную политику. Под видом федерации в СССР утверждается жёсткое централизованное унитарное государство. Ни одна советская республика не обладала правом принимать любые решения без согласования с Центром. Право свободного выхода из СССР носило формальный характер. В Конституции не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

4. Как реализовывался план ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию»?

Централизация всех сторон общественной жизни требовала большего единства национальных республик. Произошёл определённый поворот и в национальной политике. Уже в 1930-1931 гг. на Украине и в Белоруссии были репрессированы представители национальной интеллигенции по делу о так называемых контрреволюционных националистических организациях «Союз освобождения Украины» и «Союз освобождения Белоруссии». Они необоснованно обвинялись в создании независимого национального государства. К 1933 г. речь велась уже о разоблачении сторонников «националистического» уклона во всех союзных республиках. Н.А. Скрыпник, старый член большевистской партии, член Политбюро ЦК КП(б)У и нарком просвещения, в 1928 г. утвердил новое украинское правописание. В 1933 г. его обвиняют в том, что он стремился «оторвать украинский язык от русского» и продать его «польскому, немецкому и другим западным языкам». Череда разоблачений «национал-уклонизма» прошла и по Белоруссии. Здесь одновременно боролись с местными белорусскими, еврейскими и польскими националистами внутри КП(б) Белоруссии.

На XVII съезде партии в 1934 г. И.В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.

7 августа 1929 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР». Ставилась задача унификации новых латинизированных алфавитов. Так начался переход на новый алфавит всех тюркоязычных народов СССР. С 1923 по 1939 г. на латиницу было переведено более 50 языков (всего в 1939 г. в СССР письменность имели 72 народа).

С 1932-1933 гг. кампания по латинизации пошла на убыль. Первым документом новой буквенной реформы стало постановление Президиума ЦИК СССР от 1 июня 1935 г. о переводе на кириллицу языков народов Севера. В печати появились многочисленные письма-обращения рабочих и колхозников о том, что латиница им не подходит. Отмечалось, что с ростом культурного уровня народов СССР латинизированный алфавит перестал удовлетворять потребности развития языков. Он не обеспечивал условий к сближению с культурой великого русского народа.

Таким образом, многие языки прошли через двойную реформу алфавита. В 1939 г. большинство языков народов СССР перевели на кириллицу.

В массовом порядке закрывались национальные газеты, русифицировалось начальное образование. В декабре 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) признало вредным существование особых национальных школ (финские, эстонские, латышские, немецкие, греческие и др.). Наркоматам просвещения национальных республик было рекомендовано реорганизовать указанные школы в школы обычного типа. 13 марта 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях.

Увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке. На русский язык было в основном переведено преподавание в высшей школе. Вместе с тем в средних и высших учебных заведениях сохранялось преподавание на языках народов СССР, что в значительной мере способствовало формированию национальных элит.

Фактическое признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.

В национальной политике руководство СССР в 1930-е гг. приступило к реализации плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

5. Назовите особенности политики «коренизации», проводимой в 1930-ые годы.

Советская политика «коренизации», проводимая в 1920-е гг., была направлена на исправление дореволюционного курса на русификацию. Она формировала уважение к советской власти и укрепляла новую власть в национальных регионах. Вместе с тем такая политика способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик, что не соответствовало общему курсу развития союзного государства.

Цели национальной политики, проводимой в СССР в 1930-е гг.:

Создание единой общности – русский народ

Единение народов для проведения индустриализации

Преодоление отставания национальных окраин

Подготовка национальных кадров для индустрии

2. Почему руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике?

Руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике потому, что признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.

3. Приведите факты, доказывающие свёртывание курса на развитие национальных культур в СССР в 1920-х гг.

На XVII съезде партии в 1934 г. И. В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.

Немцы, финны, корейцы беспочвенно обвинялись в антисоветской деятельности и шпионаже. В Белоруссии и Украине признавалось нецелесообразным сохранять национальные районы, сельсоветы. Десятки тысяч финнов, поляков, немцев депортировали из приграничных районов Ленинградской области, Украины. Больше всех пострадали от депортаций корейцы. В сентябре 1937 г. более 170 тыс. человек из них были переселены с Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан.

4. Опишите достижения в сфере национального образования в СССР в 1930-е гг. Используйте краеведческий материал.

В 1920-1930-х гг. советское руководство стремилось быстрыми темпами осуществить преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе повысить образовательный уровень населения, ввести всеобщее начальное обучение. Это было вызвано потребностями модернизации экономики страны для преодоления тяжелых последствий Первой Мировой и гражданской войн, стремлением догнать развитые европейские страны, в том числе и по уровню образования. Главную роль в решении этой задачи играл учитель.

Государственная политика в отношении учительства включала в себя следующие основные задачи:

1. повысить общеобразовательный и профессиональный уровень педагогов;

2. улучшить материально-правовое положение школьных работников;

3. «перевоспитать» дореволюционную учительскую интеллигенцию в духе советских идей, воспитать новых педагогов, полностью поддерживающих политику большевистского руководства.

На качество работы учителей оказывал влияние их общеобразовательный уровень, который в начале 1920-х гг. оставался низким. Благодаря деятельности различного рода учебных заведений к 1929 г. в Уральской области количество учителей удалось увеличить более чем на треть, однако высшее образование было только у 4,2% школьных работников, низшее и среднее незаконченное - у 30%, что накануне введения всеобщего начального обучения было явно недостаточным. Это было следствием неудовлетворительного финансирования курсов повышения квалификации учителей, перевода финансирования специальных педагогических учебных заведений на местный уровень. В то же время задача введения всеобщего начального обучения требовала расширения профессиональной подготовки преподавателей общеобразовательных школ, увеличения сети педагогических учебных заведений.

Партийно-советскому руководству стало ясно, что без чрезвычайных мер невозможно быстрыми темпами подготовить достаточное количество учителей для введения всеобуча. Поэтому в 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, значительно усиливается роль административно-командных и насильственных методов в пополнении учительских рядов.

Под административным давлением в трудовых коллективах и общественных организациях стали проводиться мобилизации «добровольцев» на педагогическую работу, использовались и другие методы привлечения общественности к учительскому труду. Местные руководители, ощущавшие острую нехватку в преподавательских кадрах, искали решение этой проблемы при помощи новых, по большей части надуманных форм. В начале 1930-х гг. такими формами стали месячники «борьбы за кадры» и бригады по вербовке студентов в педтехникумы и педвузы.

Проводившиеся мероприятия позволили увеличить количество учителей в школах, но одновременно привели к значительному понижению образовательного уровня педагогов. Вследствие этого необходимость педагогической подготовки большинства выдвиженцев выходила на первый план.

Самой распространённой формой подготовки учителей в первой половине 1930-х гг. были краткосрочные педагогические курсы. Это объяснялось тем, что такая система позволила в короткие сроки подготовить большое количество школьных работников с наименьшими финансовыми затратами для государства. Педагогические курсы создавались при пединститутах и педтехникумах. По сравнению с педагогическими курсами 1920-х гг. продолжительность обучения планировалось увеличить с 1,5 месяцев до одного года. Но в 1930/31 уч. г. в связи с острой нехваткой учителей, вызванной потребностями ускоренного введения всеобуча, проводились трёхмесячные и даже двухмесячные курсы. Изменился и принцип комплектования курсов. Если в 1920-х гг. на курсы посылались, как правило, по желанию педагоги, проявлявшие активный интерес к школе и общественной жизни, то в 1930-е гг. на курсы мобилизовывались с предприятий в основном члены ВЛКСМ и профсоюзных организаций. Большее место в учебных планах отводилось общественно-политической подготовке учительства в духе советской идеологии.

В 1930-х гг. пополнение учительских кадров начальных и неполных средних школ начало осуществляться и за счёт выпускников специальных педагогических учебных заведений - педагогических техникумов (с 1937 г. они стали называться училищами) и вузов. Однако, несмотря на расширившуюся сеть этих учебных заведений, вплоть до конца 1930-х гг. решить кадровую проблему неполных средних и средних школ не удалось. В сельской местности на Урале из-за отсутствия учителей не велись такие предметы как история, иностранные языки, география, математика, русский язык и другие предметы, даже в выпускных классах.

Значительную часть требуемого количества учителей планировалось подготовить на педагогических курсах: 30% учителей начальной школы и 20% преподавателей неполной средней и средней школ Свердловской области. На краткосрочных курсах Челябинский облоно планировал подготовить около 50% учителей необходимых для ликвидации дефицита педагогических кадров. Заменить в полной мере стационарной подготовки краткосрочные курсы не могли, а выпуски из педтехникумов и педвузов были незначительными. Поэтому в условиях резкого увеличения количества преподавателей школ Урала уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки даже к началу 1940-х гг. оставался низким. Хотя необходимо отметить, что выпуски учителей из средних и высших специальных педагогических учебных заведений, начавшиеся во второй половине 1930-х гг., сыграли определённую роль в повышении общеобразовательной подготовки уральских учителей.

Существенные изменения в 1920-1930-х гг. произошли в материально-правовом положении учительства. С одной стороны, новая экономическая политика в первой половине 1920-х гг. позволила улучшить материальное положение советских людей, в том числе и учителей. С другой стороны, задача по повышению жизненного уровня учителей, ставившаяся партийными органами, не была решена в этот период. Рост цен на основные продукты питания опережал рост заработной платы. Размер оплаты труда учителей школ I ступени (в то время начальные школы) так и не достиг уровня заработной платы рабочих крупной промышленности. Выплата заработной платы систематически задерживалась на срок от одного до нескольких месяцев и более, что также сказывалось на социальной защищённости этой категории граждан государства. Материальные трудности усугублялись жилищным кризисом, который в равной степени затрагивал как городское, так и сельское учительство Урала. Тяжёлые условия жизни, отсутствие необходимого количества учреждений здравоохранения, общественного питания, приводило к росту заболеваемости среди педагогов. Невнимательное отношение к ним со стороны властных органов, вмешательство в дело образования некомпетентных чиновников приводило к тому, что права учителей нарушались довольно часто. Типичными для 1920-х гг. были случаи перевода учителей в течении учебного года из школы одного района в школу другого и увольнение с работы без объявления причин.

В начале 1930-х гг. уровень жизни педагогов по сравнению с предшествующим периодом, значительно снизился, что отражало изменения социально-экономической обстановки в отношении всех слоев населения советского государства. Попытки партийно-советских органов директивным порядком решить эту проблему результатов не принесли. Об улучшении положения можно говорить только со второй половины 1930-х гг. По сравнению с концом 1920-х гг., средняя заработная плата учителей начальных школ увеличилась в пять раз, учителей средних школ - в 3,7 раза. Однако в некоторых районах Свердловской и Челябинской областей продолжались задержки с выплатой зарплаты вплоть до конца 1930-х гг.

Пагубное воздействие на состояние учительского корпуса оказали репрессии 1937 - 1938 гг. К расстрелу и длительным срокам заключения внесудебными органами были приговорены как руководители народного образования, так и простые учителя.

Изменения в общественно-политической жизни страны в 1920-х гг., связанные с переходом к новой экономической политике, ознаменовали новый этап во взаимоотношениях между советской властью и учительством. С этого момента начинают проводиться широкие кампании по политической переподготовке учительства, одной из задач которых было «перевоспитание» дореволюционной учительской интеллигенции в духе марксистско-ленинской идеологии, привлечь учителей к пропаганде социалистической идеологии в обществе. Уральское учительство в этот период принимало участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, кампаниях по перевыборам в советы, распространении государственных займов, книг идеологического содержания и т.д. Отличительной чертой этой «общественной нагрузки» было отсутствие в большинстве случаев какой-либо оплаты и принудительный ее характер.

В 1920-х гг. происходит становление новой советской школы. Начался коренной пересмотр подходов к содержанию и методам образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах.

Эти радикальные преобразования неоднозначно оценивались в учительской среде. Большей части уральских учителей, особенно с дореволюционным стажем работы, отказ от предметного метода изучения основ наук, домашних заданий, экзаменов, классной системы, т.е. методов обучения свойственных дореволюционной школе не был понятен. Поэтому новые учебные программы медленно прививались в педагогической практике. И дело здесь, на наш взгляд, во все не в консерватизме «старого» учительства, а в том, что эти революционные преобразования школьной системы вели к ухудшению навыков письма, счета и чтения. Во многом благодаря этой «консервативной» части просвещенцев в 1920-е гг. на Урале удалось сохранить традиционные подходы в обучении детей. Влиянием дореволюционного учительства на взгляды молодых учителей, наряду с другими причинами, на наш взгляд, можно объяснить и невысокий процент учителей-членов ВКП(б), низкую посещаемость учителями кружков и курсов политического просвещения.

В 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, усиливается административно-командное давление на педагогов. Спускаемое сверху планирование, административный нажим на работников органов народного образования и учителей с требованием любой ценой осуществить стопроцентный охват обучением. Ощущение своего бесправия и страх перед чиновниками заставлял идти на фальсификацию итогов работы по всеобучу.

Подчинение профессиональной деятельности учителей интересам бюрократической системы, политизация и идеологизация учительского труда негативно влияло на такую составляющую воспитательной работы, как нравственное воспитание. Это, в свою очередь, приводило к рецидивам детского хулиганства, половой распущенности, примеры которых можно было наблюдать как в городской, так и сельской местности. Учителей, основной своей задачей считавших обучение и воспитание детей, а не участие в различных идеологических акциях партийно-советские чиновники обвиняли во внедрении «враждебных методов преподавания в советской школе». В основном это были преподаватели, много лет отдавшие народному просвещению.

Вместе с тем, на наш взгляд, противопоставлять «старое» и «новое» учительство не вполне правомерно. Скорее всего, большая часть дореволюционной учительской интеллигенции ко второй половине 1930-х гг. приняла новые правила игры, установленные государством. Тем более, что идея введения всеобщего обучения активно поддерживалась в дореволюционных педагогических кругах. Большую роль, на наш взгляд, сыграли и мотивы морального порядка, связанные с особенностями социальной психологии российской интеллигенции, к которым можно отнести глубоко укоренившуюся традицию и идею служения народу, патриотизм, преданность своему делу, своей профессии, осознание необходимости своего труда для общего блага. Рычагами, которые позволили партийно-советским органам ускорить этот процесс, было сочетание «мягких» и «жестких» мер командно-административного воздействия на старую учительскую интеллигенцию. Основную роль в этом процессе, на наш взгляд, сыграла, с одной стороны, работа аттестационных комиссий, которые удаляли из учебных заведений людей с враждебной с их точки зрения антисоветской идеологией, с другой стороны присвоение учительских званий людям лояльным власти, повышало престиж учительской профессии, а вместе с тем и гарантировало рост материального благосостояния.

В начале 1930-х гг. произошел отказ от педагогических экспериментов 1920-х гг. Содержание школьных программ и учебные планы были переработаны в системе единомыслия, единообразия, установки на «усреднение и выравнивание» личности. Отказ от исследовательских методов обучения, распространенных в 1920-е гг. привел к преобладанию методов получения готовых знаний. Одновременное присутствие в школьной системе образования общегуманистического содержания и прагматических политических задач привело к формированию крайне идеологизированного сознания учащихся. «Классовый подход» к людям, событиям, явлениям оправдывал пренебрежение к человеческой жизни.

Вполне объективным процессом представляется нам установление единых типов общеобразовательной школы - начальной, неполной средней и средней. Эта преемственность позволила создать благоприятные условия подготовки кадров для советской промышленности.

Формирование чувства государственного патриотизма становится одной из приоритетных задач в школьной воспитательной работе во второй половине 1930-х гг. На наш взгляд в идее советского патриотизма можно наблюдать преемственность с русским дореволюционным патриотизмом. Прослеживается ярко выраженная тенденция военизации школьного образования, как накануне Первой Мировой войны так и Великой Отечественной войны.

В 1920 - 1930-х гг. произошли серьезные изменения в жизни уральского учительства. Во многом, благодаря целенаправленной государственной политике, к концу 1930-х гг. удалось повысить жизненный уровень учителей, решить проблему всеобщего начального обучения, развить сеть специальных педагогических заведений. Вместе с тем, политика партийно-советского руководства направленная на политизацию образования привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертами которого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм, агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности. Созданная командно-административная система делала зависимыми школьных работников от партийно-советских чиновников различного ранга, сковывала творческую инициативу педагогов. Не удалось «революционным» путем в кратчайшие сроки кардинально поднять образовательный уровень учителей.

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет "Об учреждении Совета народных комиссаров", как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.

В ходе выборов большевики получили лишь 40% мест в Учредительном собрании. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.

Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 года оно было распущено.

В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой российском Конституции.

Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей.

Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК).

Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа включил полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.

Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.



После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.

С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик.

Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Федерации Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.

Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы единственным высшим законодательным органом - Верховным Советом; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.

Роль ВЦИК в новой структуре государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержащие важнейшие нормативные предписания, а также за ним закреплялось право толкования законов РСФСР. При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избираемый из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.

В Конституции РСФСР 1978 года появилась норма, устанавливающая, что проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях, а также появился перечень субъектов законодательной инициативы в Верховном Совете, а также то, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом, но и народным голосованием (референдумом).

В России с октября 1917 по 1989 гг. сложилась не имеющая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров (до марта 1946 года - Совет Народных Комиссаров).

Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1990 года, что нашло свое отражение в организации государственной власти реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. с последующими дополнениями и изменениями. Процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 года осуществлялся непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы,

В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип "полновластия Советов", несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма невозможно. В силу отмеченных причин рассматриваемая Конституция РФ в редакции 1992 года носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти как элементы прежней концепции "полновластия Советов", так и элементы парламентаризма.

Система органов государственной власти, по Конституции РФ, основана на принципе разделения властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Однако в нарушение этого основополагающего принципа высшим органом государственной власти объявлялся Съезд народных депутатов Российской Федерации. Тем самым съезд был поставлен над системой государственных органов, основанной на принципе разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий. Более того, съезд наделялся правом принимать к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, нарушив тем самым принцип разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали (между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением).

Для осуществления значительного объема законодательных полномочий помимо съезда предусматривался еще один орган: Верховный Совет, который именовался как орган съезда народных депутатов, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Формула статьи, закрепляющей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть чисто законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух, а то и трех ветвей власти.

В соответствии с Конституцией Верховный Совет формировался не избирателями, а съездом народных депутатов из его состава. Хотя элементы репрезентативности в подборе членов Верховного Совета всё же присутствовали и даже использовался нетрадиционный для нашей страны принцип их ротации, в данном случае можно говорить о попытке партийно-государственной бюрократии воспроизвести традиционную для нашей страны двуединую систему законодательных органов: съезд Советов - ВЦИК, Верховный Совет - Президиум, съезд народных депутатов - Верховный Совет.

Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно.

Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. Хотя формальных различий в юридической силе законы, принятые съездом или Верховным Советом, не имели, процедура их подписания была различной. В частности, законы, принятые съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето. На законы, принятые Верховным Советом, президент в установленный 14-дневный срок мог наложить отлагательное вето, которое преодолевалось обычным большинством голосов депутатов каждой из палат. На практике депутаты в большинстве случаев соглашались с замечаниями президента и вносили в текст законов необходимые изменения.

По Конституции РФ в редакции 1992 года съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти, обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика.

На основании решения референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента. В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом РФ был избран Б.Н.Ельцин.

Получалось, что в стране действуют два представительных (в широком смысле этого слова) органа власти, права которым в равной мере делегированы избирателями. Это соответствует конструкции президентской республики. Однако ни президентская, ни парламентская формы правления не предусматривают наличия двух законодательных органов государственной власти. Такую конструкцию породила только республика советского типа.

Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.

Смешанные формы правления, как показывает практика, не бывают устойчивыми, и кризис этой формы правления в России исторически был вполне закономерен, о чем свидетельствуют события октября 1993 года, которые были инициированы президентским указом "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В результате была прервана деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и в корне изменена система органов власти страны.

Идея о том, что социалистическая демократия - это управление всего народа, была реализована в нашей стране через механизм Советов. Но те формы и институты, через которые народ оказался поголовно вовлеченным в процесс управления, привели не к отмиранию государства (по марксистскому учению), а к его усилению и отчуждению от народа.

Великое завоевание революции - советская форма организации власти - столкнулась с серьезными трудностями при выполнении возложенных на него задач по выработке законов и контролю за деятельностью исполнительных органов. Первоначальная, рожденная творчеством масс идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах имела очень большое значение, давая возможность представителям народа из "низов" высказывать свои суждения по тем или иным жизненно важным вопросам. Представители всех слоев общества олицетворяли общую волю народа, через выражение которой новая власть узаконивала свои первые, кардинальные для нового строя решения. На начальном этапе становления политической системы Советы выглядели в определенном смысле как органы прямой демократии, где представители всех классов через наказы избирателей выявляли волю народа. Однако как в теории, так и на практике не отказались от представительной формы организации высших органов власти. Представительство это было необходимо для обеспечения "технического" формирования общей волн, а вовсе не для установления представительной демократии, при которой представители различных интересов гражданского общества избираются в органы власти и профессионально занимаются своим делом. На практике из-за того, что принцип прямой демократии был реализован в сочетании с принципом формально-представительной демократии, законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.

В итоге не получилось ни прямой демократии, т.е. действительной возможности непосредственно участвовать в формировании общей воли и ее реализации при принятии законодательных решений, ни нормальной системы представительной демократии, т.к. представитель оказался, в сущности, лишенным самостоятельности. В сложившейся политической системе он стал выступать всего лишь в роли посредника, который через наказы на том или ином уровне власти передает волю своих избирателей. Поэтому в политической системе для подобного представителя - делегата не нашлось самостоятельного места. Поэтому законодательная власть не превратилась в сферу профессиональной деятельности. В наших условиях законодательные органы превратились в своеобразные "референдумы депутатов", а реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных. В таких условиях выразителем интересов и воли всех выступало государство.

Обращает на себя внимание и следующая особенность становления политической системы советского общества. В 20-е годы, когда партия держала курс на оживление Советов, расширение демократии, партийное руководство осуществлялось через членов партии, работавших в тех или иных учреждениях, через коммунистические фракции Советов, общественных организаций. Партийные органы постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного командования Советами, профсоюзами, комсомолом, органами государственного управления. Политически главное здесь состояло в господстве Коммунистической партии, что нашло свое закрепление в Конституции СССР. Конституция определяла Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, как ядро его политической системы. Практика командования и фактической подмены государственных органов дополнялись практикой сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций. Сращивание общественных организаций с партийно-государственным управленческим аппаратом вело к их бюрократизации, снижало творческий потенциал и самодеятельное начало. Все это привело к тому, что советская политическая система потеряла гибкость, способность адекватно реагировать на развивающиеся общественные процессы.

Поэтому во второй половине 50-х - начале 60-х годов руководством страны была предпринята попытка демократизации институциональных элементов политической системы, в частности, повышения роли Советов, ликвидации чрезмерной централизации управления, активизации общественных организаций. Однако эти меры не носили комплексного характера, но вовлекали в должной мере массы и дело политической реформы.

После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, освободившего от руководства партией Н.С.Хрущева, когда к руководству партией и страной пришли новые силы во главе с Л.И.Брежневым, процесс бюрократизации политических структур вновь усилился, хотя внешне этот процесс прикрывался парадными фразами о развитии демократии. На деле же росло отчуждение людей от политики, от власти, усиливалось противоречие между застывшей, бюрократической политической системой и социально-политическим развитием общества. Установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.

Во второй половине 80-х годов обстановка начала принципиально меняться. Начало переменам во всех сферах общественной жизни положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС.

Вначале процесс, именуемый перестройкой, задумывался как всеобщее упорядочение, совершенствование, ускорение, обновление на базе минимального сдвига политического курса вправо и такого же умеренного сдвига от авторитарно-тоталитарного к авторитарно-либеральному режиму. Однако и эта весьма умеренная программа, казавшаяся очень смелой и потому названной революционной, на деле не осуществилась. Номенклатура делегировала власть и право персональных перестановок лидеру-реформатору, обязав его провести модернизацию политической системы, не меняя ее основополагающих структур и сохраняя основные прерогативы аппарата. Так продолжалось три года перестройки. Но с весны 1988 года этот процесс вырвался из-под контроля, началось во многом его стихийное развитие. Выражением кризиса официальных структур власти стал бурный процесс формирования самодеятельных общественных организаций. Там, где они получили массовую поддержку (например, народные фронты и прибалтийских и других республиках), эти организации стали полноценными участниками политических процессов.

Результаты выборов народных депутатов СССР в 1989 году, когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе и что грядут существенные политические перемены. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. Август 1991 года привел к прекращению деятельности КПСС в стране. Восстановленная впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации стала лишь одной из действующих политических партий.

После распада Советского Союза в декабре 1991 года начинается новый период истории российского государства в качестве самостоятельного, независимого, с установлением принципа разделения властей.

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет "Об учреждении Совета народных комиссаров", как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.
В ходе выборов большевики получили лишь 40% мест в Учредительном собрании. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.
Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 года оно было распущено.
В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой российском Конституции.
Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей.
Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК).
Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа включил полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.
Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.
После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.
С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик.
Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Федерации Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.
Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы единственным высшим законодательным органом - Верховным Советом; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.
Роль ВЦИК в новой структуре государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержащие важнейшие нормативные предписания, а также за ним закреплялось право толкования законов РСФСР. При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избираемый из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.
В Конституции РСФСР 1978 года появилась норма, устанавливающая, что проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях, а также появился перечень субъектов законодательной инициативы в Верховном Совете, а также то, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом, но и народным голосованием (референдумом).
В России с октября 1917 по 1989 гг. сложилась не имеющая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров (до марта 1946 года - Совет Народных Комиссаров).
Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1990 года, что нашло свое отражение в организации государственной власти реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. с последующими дополнениями и изменениями. Процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 года осуществлялся непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы,
В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип "полновластия Советов", несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма невозможно. В силу отмеченных причин рассматриваемая Конституция РФ в редакции 1992 года носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти как элементы прежней концепции "полновластия Советов", так и элементы парламентаризма.
Система органов государственной власти, по Конституции РФ, основана на принципе разделения властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Однако в нарушение этого основополагающего принципа высшим органом государственной власти объявлялся Съезд народных депутатов Российской Федерации. Тем самым съезд был поставлен над системой государственных органов, основанной на принципе разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий. Более того, съезд наделялся правом принимать к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, нарушив тем самым принцип разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали (между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением).
Для осуществления значительного объема законодательных полномочий помимо съезда предусматривался еще один орган: Верховный Совет, который именовался как орган съезда народных депутатов, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Формула статьи, закрепляющей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть чисто законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух, а то и трех ветвей власти.
В соответствии с Конституцией Верховный Совет формировался не избирателями, а съездом народных депутатов из его состава. Хотя элементы репрезентативности в подборе членов Верховного Совета всё же присутствовали и даже использовался нетрадиционный для нашей страны принцип их ротации, в данном случае можно говорить о попытке партийно-государственной бюрократии воспроизвести традиционную для нашей страны двуединую систему законодательных органов: съезд Советов - ВЦИК, Верховный Совет - Президиум, съезд народных депутатов - Верховный Совет.
Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно.
Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. Хотя формальных различий в юридической силе законы, принятые съездом или Верховным Советом, не имели, процедура их подписания была различной. В частности, законы, принятые съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето. На законы, принятые Верховным Советом, президент в установленный 14-дневный срок мог наложить отлагательное вето, которое преодолевалось обычным большинством голосов депутатов каждой из палат. На практике депутаты в большинстве случаев соглашались с замечаниями президента и вносили в текст законов необходимые изменения.
По Конституции РФ в редакции 1992 года съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти, обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика.
На основании решения референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента. В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом РФ был избран Б.Н.Ельцин.
Получалось, что в стране действуют два представительных (в широком смысле этого слова) органа власти, права которым в равной мере делегированы избирателями. Это соответствует конструкции президентской республики. Однако ни президентская, ни парламентская формы правления не предусматривают наличия двух законодательных органов государственной власти. Такую конструкцию породила только республика советского типа.
Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.
Смешанные формы правления, как показывает практика, не бывают устойчивыми, и кризис этой формы правления в России исторически был вполне закономерен, о чем свидетельствуют события октября 1993 года, которые были инициированы президентским указом "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В результате была прервана деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и в корне изменена система органов власти страны.
Идея о том, что социалистическая демократия - это управление всего народа, была реализована в нашей стране через механизм Советов. Но те формы и институты, через которые народ оказался поголовно вовлеченным в процесс управления, привели не к отмиранию государства (по марксистскому учению), а к его усилению и отчуждению от народа.
Великое завоевание революции - советская форма организации власти - столкнулась с серьезными трудностями при выполнении возложенных на него задач по выработке законов и контролю за деятельностью исполнительных органов. Первоначальная, рожденная творчеством масс идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах имела очень большое значение, давая возможность представителям народа из "низов" высказывать свои суждения по тем или иным жизненно важным вопросам. Представители всех слоев общества олицетворяли общую волю народа, через выражение которой новая власть узаконивала свои первые, кардинальные для нового строя решения. На начальном этапе становления политической системы Советы выглядели в определенном смысле как органы прямой демократии, где представители всех классов через наказы избирателей выявляли волю народа. Однако как в теории, так и на практике не отказались от представительной формы организации высших органов власти. Представительство это было необходимо для обеспечения "технического" формирования общей волн, а вовсе не для установления представительной демократии, при которой представители различных интересов гражданского общества избираются в органы власти и профессионально занимаются своим делом. На практике из-за того, что принцип прямой демократии был реализован в сочетании с принципом формально-представительной демократии, законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.
В итоге не получилось ни прямой демократии, т.е. действительной возможности непосредственно участвовать в формировании общей воли и ее реализации при принятии законодательных решений, ни нормальной системы представительной демократии, т.к. представитель оказался, в сущности, лишенным самостоятельности. В сложившейся политической системе он стал выступать всего лишь в роли посредника, который через наказы на том или ином уровне власти передает волю своих избирателей. Поэтому в политической системе для подобного представителя - делегата не нашлось самостоятельного места. Поэтому законодательная власть не превратилась в сферу профессиональной деятельности. В наших условиях законодательные органы превратились в своеобразные "референдумы депутатов", а реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных. В таких условиях выразителем интересов и воли всех выступало государство.
Обращает на себя внимание и следующая особенность становления политической системы советского общества. В 20-е годы, когда партия держала курс на оживление Советов, расширение демократии, партийное руководство осуществлялось через членов партии, работавших в тех или иных учреждениях, через коммунистические фракции Советов, общественных организаций. Партийные органы постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного командования Советами, профсоюзами, комсомолом, органами государственного управления. Политически главное здесь состояло в господстве Коммунистической партии, что нашло свое закрепление в Конституции СССР. Конституция определяла Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, как ядро его политической системы. Практика командования и фактической подмены государственных органов дополнялись практикой сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций. Сращивание общественных организаций с партийно-государственным управленческим аппаратом вело к их бюрократизации, снижало творческий потенциал и самодеятельное начало. Все это привело к тому, что советская политическая система потеряла гибкость, способность адекватно реагировать на развивающиеся общественные процессы.
Поэтому во второй половине 50-х - начале 60-х годов руководством страны была предпринята попытка демократизации институциональных элементов политической системы, в частности, повышения роли Советов, ликвидации чрезмерной централизации управления, активизации общественных организаций. Однако эти меры не носили комплексного характера, но вовлекали в должной мере массы и дело политической реформы.
После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, освободившего от руководства партией Н.С.Хрущева, когда к руководству партией и страной пришли новые силы во главе с Л.И.Брежневым, процесс бюрократизации политических структур вновь усилился, хотя внешне этот процесс прикрывался парадными фразами о развитии демократии. На деле же росло отчуждение людей от политики, от власти, усиливалось противоречие между застывшей, бюрократической политической системой и социально-политическим развитием общества. Установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.
Во второй половине 80-х годов обстановка начала принципиально меняться. Начало переменам во всех сферах общественной жизни положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС.
Вначале процесс, именуемый перестройкой, задумывался как всеобщее упорядочение, совершенствование, ускорение, обновление на базе минимального сдвига политического курса вправо и такого же умеренного сдвига от авторитарно-тоталитарного к авторитарно-либеральному режиму. Однако и эта весьма умеренная программа, казавшаяся очень смелой и потому названной революционной, на деле не осуществилась. Номенклатура делегировала власть и право персональных перестановок лидеру-реформатору, обязав его провести модернизацию политической системы, не меняя ее основополагающих структур и сохраняя основные прерогативы аппарата. Так продолжалось три года перестройки. Но с весны 1988 года этот процесс вырвался из-под контроля, началось во многом его стихийное развитие. Выражением кризиса официальных структур власти стал бурный процесс формирования самодеятельных общественных организаций. Там, где они получили массовую поддержку (например, народные фронты и прибалтийских и других республиках), эти организации стали полноценными участниками политических процессов.
Результаты выборов народных депутатов СССР в 1989 году, когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе и что грядут существенные политические перемены. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. Август 1991 года привел к прекращению деятельности КПСС в стране. Восстановленная впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации стала лишь одной из действующих политических партий.
После распада Советского Союза в декабре 1991 года начинается новый период истории российского государства в качестве самостоятельного, независимого, с установлением принципа разделения властей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, сущность особенности, виды политической системы. Субъекты политической системы: понятие, особенности взаимодействия. Функции и структура политических партий и движений. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Смена политического курса. Верхние эшелоны власти. Конституция СССР 1977 г. Гедеократия в СССР. Ростки "антисистемы". СССР в социалистическом мире. Программы мира 70-х гг.: цели, этапы, тупики. Рост бюрократического аппарата.

    реферат , добавлен 05.06.2003

    Обоснование политической партии. Политическая социализация граждан. Партия как субъект политического процесса и институт общества. Институционализация политических партий. Партийные системы. 3арождeние и развитие многопартийной системы в России.

    реферат , добавлен 24.03.2009

    Жизнь в СССР: географическое положение и особенности, районы СССР и жизнь в них. Национально-государственное устройство. Федеративное устройство. Причины, подтолкнувшие СССР к распаду. Страны бывшего Советского Союза после распада.

    реферат , добавлен 10.09.2007

    Сущность и характеристика партии как субъекта политического процесса. Классификация политических партий и партийных систем. Функции политических партий в зависимости от уровня экономической, социальной, культурной и политической зрелости общества.

    реферат , добавлен 04.07.2010

    Политическая реклама как орудие борьбы за голоса избирателей, инструмент политической конкуренции. Средства и методы политической рекламы, особенности политической культуры. Избирательные кампании политических партий, общественных движений, кандидатов.

    реферат , добавлен 16.01.2010

    Предметная локализация политической культуры. Содержательный, личностный и деятельностный компоненты политических знаний студентов. Закономерности политического развития. Политические идеалы студентов, их отношения к лидерам различных партий и движений.

    статья , добавлен 21.02.2012

    История происхождения и структура политических партий. Современные реформы избирательной системы Российской Федерации. Изменение условий регистрации партий после реформы Д.А. Медведева. Многомерный характер политической системы, ее особенности и динамизм.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2014