Навыки и умения экипажа.

VK 72.01 (K) — немецкий тяжелый танк Х уровня. Проект сверхтяжёлого танка VK 72.01 (K) представляет собой гибрид Lowe, E 100 и VK 45.02 (P) Ausf. B. От «Тапка» он унаследовал заднее расположение башни и крепкое лобовое бронирование, от «Сотки» мощное орудие с высокой альфой, а от «Льва» обтекаемый силуэт башни.

Отличительными особенностями VK 72.01 (K) от обычного VK 72.01 являются:

Усовершенствованное орудие калибра 150 мм позволяет легко пробивать танки противника 10 уровня. Разброс урона составляет 563-938 хит поинтов при выстреле из бронебойного снаряда. Это отличный показатель разового урона по сравнению с одноклассниками.

Заднее расположение башни предполагает танкование обратным ромбом, но здесь есть один маленький нюанс - верхняя часть борта не имеет экранов, а следовательно легко может быть пробита, поэтому выставлять борт надо максимально аккуратно и под большим углом. Можно играть от башни, но опять же, кроме маски орудия брони нет. Уязвимый нижний бронелист надо прятать за окружающими объектами, так как за ним находится трансмиссия. Наиболее приемлемым решением будет игра в стиле ПТ-САУ.

В сердце танка стоит 1200 сильный двигатель, способный разогнать 120 тонную боевую машину до рекордных 43 км/час. Совокупная скорость поворота орудия в сторону противника, с использованием возможностей вращения корпуса и башни составляет 43 градуса в секунду.

Закружить гиганта VK 72.01 (K) в смертельной карусели противнику будет очень не просто.

Преимущества

  • Высокий альфа-урон
  • Мощное лобовое бронирование
  • Крепкая маска орудия
  • Хорошая максимальная скорость
  • Неплохие углы склонения орудия

Данный танк акциооный и получить его можно было только топовым игрокам на ГК а так же на мероприятих дарили Бонус-коды. У Вас есть уникальная возможность приобрести бонус-код на VK 72.01 (K) всего за 1249р. Количество ограничено.

28-02-2017, 01:01

Привет коллекционерам и любителям тяжелой техники, с вами сайт! Друзья, речь у нас сегодня пойдет не о простой машине, а о специальном немецком тяжелом танке десятого уровня – это VK 72.01 (K) гайд .

Данный аппарат, который игроки называют гордо – «Тапколев», является одним из подарочных танков за компанию на Глобальной Карте. VK 72.01 (K) танк имеет так называемый «акционный» статус, что позволяет быстрее прокачивать экипаж на этой машине и пересаживать сюда танкистов без штрафов, но фармить на нем не получится, так как коэффициент получаемых кредитов на нем обычный.

Если сравнивать данный аппарат с чем-то другим, можно сказать, что перед нами некая помесь легендарного и вышедшего в патче 0.9.17.1 нового топового тяжа . На первого наш уникальный VK 72.01 (K) World of Tanks похож орудием, на второго внешним видом и броней, но давайте же рассмотрим машину более детально.

ТТХ VK 72.01 (K)

По уже сложившейся традиции начнем мы с того, что запас прочности у Тапкольва хороший, но не рекордный по меркам одноклассников. Кроме того, базовая дальность обзора в нашем распоряжении стандартная и хорошая – 400 метров.

Основополагающим фактором любого тяжа должна быть выживаемость и в случае VK 72.01 (K) характеристики бронирования могут как удивлять, так и огорчать. Начнем с башни, так как этот элемент танка можно считать крепчайшим. Благодаря различным изгибам, скосам и массивной маске орудия, во лбу вы не найдете приведенки меньше 300 миллиметров, а в большинстве зон этот показать превышает цифру 400, что позволяет танковать очень качественно.

Лоб корпуса является менее защищенной, но все равно довольно прочной частью машины. Тяжелый танк VK 72.01 (K) вынужден прятать свой НЛД, так как местами этот лист брони имеет толщину около 260 миллиметров. В остальном же, особенно если говорить по ВЛД, бронирование с учетом наклонов тут колеблется от 270 до 380 миллиметров.

Что касается бортовой проекции, с этой стороны наш танк тоже крепок, если не пускать противника в борт и доворачивать корпус правильно, выставляя ромб под выгодным углом. Но из-за того, что VK 72.01 (K) танк WoT имеет зауженный спереди силуэт, широкое основание башни выпирает и в месте стыка броня слабая, то есть сюда нас могут пробивать успешно и нужно действовать осторожно.

Как все топовые немецкие тяжеловесы, наш не отличается высокими ходовыми параметрами. Максимальная скорость для тяжа у VK 72.01 (K) World of Tanks нормальная, соотношение лошадиных сил на тонну веса очень низкое, из-за чего страдает динамика, да и с маневренностью есть очевидные проблемы.

Орудие

Ситуация с вооружением в нашем случае не менее интересная, ведь как вы все знаете, у Е 100 пушка очень грозная и она же установлена на этот специальный танк, рассмотрим ее поближе.

Итак, у VK 72.01 (K) орудие имеет очень мощный по меркам тяжелых танков альфастрайк, но в то же время маленькую скорострельность. Однако длительность перезарядки не мешает нам выдавать около 2250 единиц урона в минуту, что можно считать нормой по меркам ТТ-10.

С пробитием у данного орудия есть некоторые проблемы. Имеется в виду, что пробивающей способности бронебойных снарядов VK 72.01 (K) WoT частенько недостаточно, именно поэтому очень комфортно и наиболее эффективно играть на голдовых кумулятивах. Однако это дорого и необязательно, можно обходиться и обычными снарядами.

Как и полагается, за такой мощный разовый урон приходится платить точность. Тут стоит сказать, что тяжелый танк VK 72.01 (K) World of Tanks имеет действительно большой разброс, сводится наша пушка медленно и стабилизация у нее слабая.

Что же касается комфорта стрельбы, помимо точности, у нас есть довольно капризные углы вертикальной наводки. VK 72.01 (K) танк может опустить пушка на 7 градусов вниз, но только с борта или кормы, из-за заднего расположения башни в переднем секторе ствол гнется вниз всего на 5 градусов и это плохо.

Преимущества и недостатки

Разумеется, мы уже поговорили о главных характеристиках танка, затронули тему его вооружения. Однако для того чтобы все встало на свои места и вам было легче ориентироваться, лучше выделить главные преимущества и недостатки VK 72.01 (K) World of Tanks отдельно.
Плюсы:
Крепкое бронирование;
Относительно небольшие габариты (по сравнению с Е 100);
Мощный разовый урон;
Достойный урон в минуту;
Хороший обзор и запас прочности.
Минусы:
Плохая подвижность;
Слабое пробитие бронебойных снарядов;
Есть ощутимые проблемы с точностью;
Привередливые углы вертикальной наводки;
Уязвимые места у основания башни в бортах.

Оборудование для VK 72.01 (K)

Преимущество понимания сильных и слабых сторон танка прежде всего состоит в том, что вам будет проще укомплектовать боевую машину дополнительными модулями. Таким образом, для достижения максимально комфортной игры на танк VK 72.01 (K) оборудование лучше ставить в таком виде:
1. – чем чаще вы будете реализовывать свой мощный альфастрайк, тем больше противников сможете отправить в ангар, ну или поучаствовать в этом.
2. – при проблемах с точностью данный вариант как нельзя лучше вписывается в комплектацию, польза от него существенная.
3. – этот модуль даст возможность добраться до максимального обзора и помимо этого положительно повлияет на огневую мощь и точность.

Но как бы хорошо все ни выглядело, есть у приведенной выше сборки несколько альтернатив, которые кому-то могут понравиться больше. Если вы все равно испытываете много проблем с точностью, последний модуль можно заменить на . А для тех, кому всего хватает, но важная выживаемость, на немецкий тяжелый танк VK 72.01 (K) WoT можно поставить , опять-таки вместо третьего пункта.

Обучение экипажа

Теперь очень важно подумать о том, какие умения лучше выбрать для нашего замечательного экипажа из пяти человек, причем продумать последовательность прокачки лучше сразу, дабы потом не допускать ошибок. Впрочем, ничего решительно нового тут нет, так что для VK 72.01 (K) перки изучаются в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для VK 72.01 (K)

На любом танке в нашей любимой игре выйти в бой без расходников равносильно самоубийству или ужасно пассивной игре. В случае тяжелой техники это правило имеет еще больший вес, так что хотя бы , , возить с собой надо. Однако для тех, у кого нет проблем с серебром, есть более надежная альтернатива – ставьте на VK 72.01 (K) снаряжение из , , . Кроме того, сейчас наш немец не горит в лоб, а значит и возить можно.

Тактика игры на VK 72.01 (K)

Все вы должны хорошо понимать, что в наших руках настоящий тяжелый танк, способный принимать тонны урона, долго сдерживать врага, а в удачный момент идти в атаку и продавливать фланги. Но в то же время «Тапколев» сильно ограничен в подвижности, а это значит, что для VK 72.01 (K) тактика ведения боя заключается в том, что это машина одного направления, выбрав которое придется идти до конца.

Приехав в выбранное заранее заветное место, где по вам не сможет накидывать артиллерия и будет хорошее место для занятия позиции, приступаем к главному. Танковать тяжелый танк VK 72.01 (K) должен только лбом, всего лишь слегка довернув корпус, что увеличить приведенные значения броня. Разумеется, просто стоять на одном месте нет смысла, усложняйте врагу процесс выцеливания, слегка пританцовывайте и двигайтесь.

Еще более разумным решением будет не стоять все время под огнем. VK 72.01 (K) танк вот имеет отличный альфастрайк и длительную перезарядку. Таким образом, гораздо эффективнее будет выкатываться лбом на врага, сбивать с него около 700 единиц прочности и откатываться назад, исключая шанс пробития по нам.

В остальном нужно учиться действовать по ситуации, всегда следить за мини-картой, не забывать об артиллерии и не пускать врага к себе в борта или корму. VK 72.01 (K) World of Tanks – это действительно сильная машина с большим потенциалом, ваша задача состоит в том, что его реализовать.

Кроме того, для тех кто не знает VK 72.01 (K) как получить , напомню, выдается данный агрегат за бои на Глобальной Карте, а уж стоит ли брать именно его, решать вам.

(Quelle: http://forum.worldof...1935-vk-7201-k/)

"Папколев, тапколев, королевский лева" является специальным. Он никогда не будет продаваться в премиум магазине, так же его нельзя прокачать. Танк не обладает повышенной доходностью как премиум танки. У него нет повышенного коэффициента обучения экипажа. Другими словами - фармит, получает опыт точно так же как и Е100. Единственное отличие - возможность посадить без штрафа экипаж с других немецких ТТ.

Moi skrin, 1 Boj. Smotrim Potenzialku.

KAK vam TANK?


Доходность
Как Вы уже поняли, 72.01 не является премиум танком. Обладая самым слабым орудием (в плане пробития) вынуждает возить достаточный запас голдовых снарядов. Однако, если всё таки не стрелять только голдой и при этом стараться находится на первой линии атаки, папколев будет играть в небольшой плюс (требуется наличие ПА)

Spoiler

Но к сожалению, в большинстве боёв вам придётся тащить за тех героев которые играют для "удовольствия". Поэтому готовьтесь к тому, что ваш счёт будет постепенно худеть.

Узнать более подробно как и за что дают кредиты вы можете во втором сообщении.


X . Боевое применение

Начну с того что танк новый. И конечно по началу большинство красных точек на карте будет испытывать проблемы с пробитием Вашего папкольва. Где-то к февралю 14го, сторонники теории заговора начнут постить "Понерфили в тихую, Разработчики Вы ****" и т.п. Конечно, кто хоть чуть-чуть могут в здравый смысл будут скептически и с улыбкой относится к этим заявлениям. Ни один танк не может быть имбой. И папколев не исключение. Поэтому, лучше с самого начала выстраивать свою игру исходя из сильных качеств танка, чтобы потом, с появлением опыта, всё делать на автомате.

Очевидно, что сильной стороной этого танка является совокупность двух характеристик - неплохое бронирование бортов и заднее расположение башни. Значит, в большинстве случаев наилучшей тактикой будет игра обратным ромбом (бортом) от какого либо препятствия - дом, камень, возвышенность. Прячем лоб корпуса, слегка поворачиваем в сторону и чутка отъезжаем назад. Выстрел и нажимая W снова упираемся в препятствие пряча свой танк. Но это в идеале, а в бою следует учитывать:

  • делать всё нужно очень быстро (борт хоть и является сильной стороной этого танка, имеет массу дыр, при выцеливании которых пробить его не составляет труда)
  • если противник уже ожидает (свёлся) от вас подобного манёвра - имеет смысл не выкатывать под выстрел, а тупо дёрнуться назад и вперёд. Возможно такой манёвр позволит развести противника на выстрел, что позволит без труда реализовать свой.
  • одно дело играть обратным ромбой против танков 8- 9 уровня и совсем другое против топовых СТ и ПТ. Мытый, благодаря свое высоте и точности орудия успеет выстрелить раньше и отъехать. ПТ способны удивить вашу броню там, где она ну никак не должна удивляться.

Старайтесь по возможности выбирать такую позицию, куда Вам не будет крутить арта. Согласитесь, обидно танчить не получая урон против 2-3 топовых ПТ и получать от однокнопочной. По возможности не катайтесь в одиночку. Долгое КД не простит этого вам.

Если нет возможности танковать бортом, а противник стремительно приблежается имеет смысл встать в клинч. Особенно против советских ТТ - им будет очень сложно пробить вас даже голдой. Но учтите, что встав в клинч вы закроете своим корпусом противника, т.е. союзные танки стоящие рядом или за вами не смогут вам помочь. Поэтому прибегайте к данному маневру с умом.

Но реальность рандома такова, что иногда вам будут попадаться скилованные игроки. И даже те машины, которые вы считали откровенными ведрами, под управлением нормальных ребят будут вызывать у вас удивление. Посему, немного пройдемся по некоторым из них:
  • Из советской техники, наибольшую опасность для вас представляют топовые ПТ и ИС7. Об.263 - сильное бронирование рубки и ВЛД позволяет спокойно пережить ваши кумы. С ростом расстояния Вы проигрываете больше чем она. Слабые места НЛД / маска орудия (в лобовой проекции). Вообще не рекомендую вам играть в ПВП с этой машиной. Об. 268 имеет уязвимые места на крыше, отлично пробивается справа от орудия, в НЛД и щеки лба (в те части, которые ближе к борту). Однако имея в своём распоряжении читерские кумы с 450мм среднего пробоя сама способна огорчить вас в любой проекции. ИС7 - мой любимый танк. Имбовая башня имеет уязвимую точку только на расстоянии меньше 30 метров. Если этот танк спрячет корпус то лучше не играть с ним в перестрелку. Клинч или уходить в сейв. Крайне редко (для кумов с 330мм пробития) может пробиваться в основание башни рядом с орудием. ИС4 отлично пробивается в кепку башни, 62А в маску.
  • Почти вся американская техника, страдает из-за наличия дроида на крыше башни (ну фанаты звёздных войн как никак). Наибольшую опасность представляет ПТ Е3. Дроид очень бронирован, поэтому будет пробиватся крайне редко (голдой, ББ стрелять бессмысленно). Вообще при виде этой ПТ всегда переключайтесь на голду. Стреляйте в НЛД и крутите. Е4 пробивается гораздо легче - дроид/щеки башни.
  • Техника страны восходящего солнца вообще не должна вызывать у вас сложности. Башня топового СТ рикошетна/хорошо бронированна только для ББ. Стреляя в ствол, вы всегда будете её пробивать и ломать орудие.
  • Французы представляют опасность только когда вы один. Тупо кинут барабан и убегут. Любят ставить на гуслю если вам вдруг вздумается выехать из-за угла на картонный 50Б. Как только тапколев стоит под прикрытием, трутся за камушком и пишут в чат союзникам: "Давите, чё встали клоуны"
  • Китайская техника очень много унаследовала от русской. Встречается довольно редко, особенно топовый ТТ. 113 имеет отличный ВЛД, а вот башня легко пробивается в лючки на крыше.
  • Из немецкой техники для вас наибольшую опасность представляет Е100 и топовые ПТ. Е100 в отличии от тапкольва имеет образцовое бронирование сочетающие в себе отличные углы наклона толстых бронелистов и экранов. Как только он отвернёт башню Вы не пробьете её. Лупить кумулятивами в борт не стоит - механика игры такова, что только чудом пробьёте. ББ стреляйте в НЛД и борт (если ромбом то можно через первый каток). Щеки башни пробиваются голдой только если она смотрит на вас.Топовые ПТ делятся на не картонную япе100 и просто бумажную вафлю. Первая имеет отличное бронирование рубки, хотя пробивается (не постоянно) в щеки. Так же на крыше есть башенка (справа) - её вы пробиваете. Вторая (вафля) представляет опасность только из-за 6 снарядов в барабане. Может пожертвовать частью своих ХП ради того чтобы забрать любой танк. Но не представляет опасности если вы стоите за углом и не один. Очень сильно удивляется когда ей кидают фугасами в башню. Но помните что её ствол является самым точным и быстро сводящимся в игре. Поэтому может на полном ходу воткнуть весь барабан с уроном.
  • Ну и наконец техника туманного альбиона - самая неудобная ФВ183. С точки зрения брони её рассматривать бессмысленно, так как она отлично пробивается в башню, но вот голдовые фугасы способны отбить у вас всякое желание играть на 10ках.
  • Будет небольшое видео обстрела

XI . Как бороться с этим танком (VK 72.01)

Наверное будет не честно писать гайд для ограниченной категории пользователей (30 000 человек). Поэтому будем действовать не стандартно и поможем тем кто не имеет этой машины у себя в ангаре. Ребят, не расстраивайтесь. Танк вовсе не имба как может показаться. Да экслюзив, но на этом все его достоинства и заканчиваются. Вдобавок, ещё далеко не факт, что этот танк больше никогда не будет "разыгрываться" на ГК - примечание автора . Та что мужайтесь и надейтесь на лучшее. Ну а пока, поговорим о том, как, куда и при каких обстоятельствах пробивать этот танк.

На данной машине покататься удалось малой части игроков, и всё потому что требовалось приложить немало усилий, чтоб заработать этот танк в боях на глобальной карте. Однако несмотря на то, что ВК уже довольно давно в игре, у многих игроков, как играющих на нем, так и встречающих его в случайных боях, он вызывает неоднозначные впечатления.

Общие сведения.

Наследуя традиции немецкого танкостроения, VK 72.01 (K) полностью оправдывает класс тяжелых танков. Толщина ВЛД 200 мм, а приведенная получается почти 310 мм. Что не может не радовать. Лоб башни так же хорошо бронирован. Те же 200 мм плюс закругленная форма и массивная маска орудия, напоминающая львиную (это несовпадение). Так же танк имеет хорошую подвижность, так как снабжен двигателем на 1200 л/с и обладает максимальной скоростью в 43 км/ч, что тоже отличный показатель среди одноклассников. Последняя, но не менее важная деталь — это орудие, которое смело можно прировнять к пушке Е-100. За исключением некоторых, практически несущественных деталей, которые наверное и упоминать не стоит.

Подробнее основные характеристики:

Бронирование:

Корпус: лоб- 200 мм, борта - 160 мм, карма - 120 мм.

Башня: лоб - 200 мм, боковая сторона - 160 мм, задняя часть башни - 120 мм.

Разовый средний урон - 750 единиц.

Бронепробиваемость - 235 мм.

Скорострельность - 2,73 выстрела в минуту.

Оборудованием увеличим общую боевую мощь машины, а именно:

Орудийный досылатель - это первое, что мы устанавливаем. Скорострельность у нашего орудия очень маленькое, а пробитие совсем не имбовое.

Стабилизатор — жизненно необходим, так как перезарядка долгая, и в реальном бою часто придётся стрелять в неполном сведении, а это черевато.

Улучшенная вентиляция - еще немного уменьшим время перезарядки и сведения, заодно и улучшим все остальные характеристики танка, что тоже приятно.

Снаряжение можно установить стандартное:

Ремкомплект.

Аптечка.

Огнетушитель (однако, учитывая, что танк горит не так часто, разумнее будет возить с собой дополнительный ремкомплект, так как критуются модули довольно часто, особенно боеукладка).

Экипаж.

В первую очередь берем командиру 6-е чувство, и всему экипажу ремонт, после этого добавляем живучести модулям (боеукладке и двигателю) и прокачиваем скиллы повышающие точность нашего орудия.

В итоге получаем:

Командир: 6-е чувство, ремонт.

Механик-водитель: ремонт, чистота и порядок.

Наводчик: ремонт, плавный поворот башни.

Заряжающий: ремонт, бесконтактная боеукладка.

3-м умением изучить всем «Боевое братство», а дальше на свое усмотрение. Единственное можно 4-м покачать плавный ход мехводу, остальное по желанию.

Слабые стороны VK 72.01 (K).

Одним из минусов танка можно отметить малую комфортность орудия. Не смотря на хорошие показатели разового урона, оно не может похвастаться хорошей бронепробиваемостью, что вызовет некоторые трудности при столкновении с многими одноклассниками. Так же есть много недочетов и в бронировании. Хоть танк казалось бы и хорошо защищен спереди. Приведенная толщина ВЛД 310 мм, что не может не поражать, однако довольно большая НЛД пробивается 10ми уровнями без каких-либо проблем, а шов соединяющий эти две части корпуса могут пробить даже многие 8-е уровни, так как находится он под прямым углом.

Обратный ромб так же затруднителен, так как в задней части танка, область под башенным погоном обладает совершенно не рациональными углами наклона и уверенно принимает снаряды противника с уроном.

Сильные стороны VK 72.01 (K).

Отличное бронирование в фронтальной плоскости, в сочетании с хорошей подвижностью. Очень крепкая машина, которая рождена для прорывов и продавливания направлений. Так же этому способствует мощное орудие, которое по разовому урону соперничает с некоторыми ПТ-САУ.

Тактика боя на VK 72.01 (K).

Учитывая все плюсы и минусы, мы должны бояться открытых карт и карать в городской местности. Каждый бой вы должны начинать еще при загрузке карты. Осмотритесь вокруг, желательно выбирать узкие направления, чтоб у врага не было возможности обойти нас с фланга. Но выбирайте с умом и один раз, так как вернуться у вас возможности не будет. Если между вами и танками противника есть дистанция хотя бы в 300 метров, то вполне возможно, что фланг можно держать даже самостоятельно, главное следить за положением и открытостью нижнего броне листа. Само собой, и про артиллерию забывать не стоит.