Не стоит медного гроша значение. Томск, который гроша медного не стоит

Рафаэль гроша медного не стоит.

В своём романе "Отцы и дети" Тургенев вывел на сцену перед читателями несколько интересных образов. Самыми запоминающимися из них являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно между ними завязывается и раскрывается вечный спор между отцами и детьми. Но самое главное, что автор романа показывает перед нами не столько противников по возрасту, сколько противников по взглядам на жизнь. И, прежде всего, её эстетическую сторону.
Именно Базаров заявляет, что творчество Рафаэля ничего не стоит, так как не служит какой-то жизненно важной цели. Для героя непонятна ценность искусства. Он уверен, что если картина не закрывает дырку на стене, то от неё нет никакой пользы, никакого проку.
И хотя многие взгляды Базарова я поддерживаю, это его мнение по поводу искусства вообще мне не понятно. Если следовать его словам, то необходимо опровергнуть и музыку, всю музыку Но ведь если бы не было музыки, то с течением времени тишина была бы просто невыносимой!
Поэтому мне самому было интересно посмотреть на творчество того, кого Базаров ни во что не ставит.
Я узнал, что Рафаэль писал множество икон. И в основном он изображал Марию и младенца - Иисуса Христа. Самой известной картиной из этого, если можно так сказать, цикла является "Сикстинская Мадонна". Говорят, что название это произведение получило от того, что Мадонна изображена с шестью пальцами на одной из рук. А на латинском языке секста обозначает число "шесть".
Но мне хотелось бы рассмотреть другую картину - "Мадонну Конестабиле". Когда Рафаэль писал её, ему было около семнадцати лет. Поэтому в ней нет еще ни классической красоты, ни того блеска живописного исполнения, которым отличались более поздние произведения мастера. Художнику было почти столько же лет, сколько мне сейчас Это интересный факт.
Эрмитажная картина (а именно там она висит в настоящее время) не отличается также, как говорят критики, тем особым построением композиции, которая заставила многие поколения художников изучать произведения Рафаэля как недостижимые примеры.
Но вряд ли следует касаться подобных вопросов. Да и не моё это дело, разбирать картину как искусствовед. Я этого не умею. Но одно могу сказать точно, что Базаров тоже не имел соответствующего образования, чтобы профессионально заявлять о том, что Рафаэль никому не нужен, и его картины тоже. Так что, это - дело вкуса.
И всё же в этой, как говорят, несовершенной и скромной "Мадонне Конестабиле" есть другие качества, которые делают ее по-своему замечательной. И мне лично эта картина понравилась, потому что она очень простая, без претензий на что-либо. И в тоже время очень красивая.
По моему мнению, основная ее особенность - наполняющая всю картину лёгкая грусть. Она присутствует в образе Мадонны, совсем молоденькой и наивной девушки, и в простом, неброском пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной.
Природа играет роль фона для центрального образа. Фона, на котором так отчётливо видны персонажи. В картине царит весна, светлой зеленью покрыты невысокие пологие, уходящие вдаль холмы. На стройных тонких деревьях только начинают распускаться листья.
Основная черта облика Мадонны - задумчивость, и в то же время у меня такое ощущение, что ей всё ясно. Ее фигура поставлена строго в центре произведения. Ребенок у неё на руках, Мадонна на него смотрит. Этим достигается необычайная гармоничность картины "Мадонна Конестабиле".
Картина нарисована специально для небольшого формата. Ее даже трудно представить себе более значительного размера. По своему характеру она напоминает книжную иллюстрацию. И это ещё одно её качество, которое мне нравится. Вся картина сразу перед глазами, всё видно. Она легко запоминается, и за автора не нужно ничего додумывать.
Также картина не квадратная или прямоугольная, как обычно, а круглая. Она прекрасно вписывается в эту форму и вся выдержана в мягких линиях: склоненная голова в покрывале, фигурка младенца.
Мне очень понравилась картина итальянского художника Рафаэля "Мадонна Конестабиле". И мне совершенно непонятно, как Базаров мог протестовать против этого художника в частности и против искусства в целом?! Разве можно не понимать и не видеть красоты творчества? Жизнь героя, в таком случае, была просто бедна и неинтересна. Не удивительно, что автор убивает его в конце романа.
Творчество художников, музыкантов, писателей достойно быть понятым и продолженным. Нельзя просто так отмахиваться от того, что человек может сделать своими собственными руками!

Прав ли был Базаров, когда утверждал, что "Рафаэль гроша медного не стоит"?.

"По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит" - утверждает Базаров, герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Он нигилист, а потому отвергает все, что может быть авторитетным. Но, быть может, он прав? Кто такой Рафаэль, что он вообще сделал такого, чтобы войти в историю живописи? Или мы преклоняемся перед его творчеством по традиции, заведенной предками, а его работы на сегодняшний день не актуальны? Чего же стоит Рафаэль и его творчество?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться непосредственно к творчеству художника.
Рафаэль - один из величайших творцов эпохи Возрождения. Он был очень разносторонним человеком: и архитектором, и монументалистом, и мастером портрета, и мастером декора. Нельзя не вспомнить такие его великолепные творения, как Сикстинская капелла в Ватикане, фреска "Афинская школа" - свидетельство торжества в искусстве Ренессанса гуманистических начал и их глубоких связей и искусством Античности. Эта фреска, наиболее известная, является составной частью тетралогии, изображенной на стенах комнаты, где скреплялись печатью папские указы. Темы этих фресок обращены к духовной деятельности человека: фреска "Диспут" олицетворяет богословие, "афинская школа" - философию, "Парнас" - поэзию, "Мудрость, Умеренность и Сила" - правосудие.
Много прекрасных работ у Рафаэля, но и по сей день его знают как создателя дивных Мадонн. Каждый из нас, подчас не подозревая даже, что это работа Рафаэля, знает "в лицо" самое раннее и самое позднее произведение этого цикла - "Мадонну Коннестабиле" и "Сикстинскую Мадонну".
"Мадонна Коннестабиле" Рафаэль написал в юности. От этой картины словно веет свежестью, чистотой, целомудрием. Ее никак нельзя назвать незрелой - до того тщательно она выписана. Это рисунок, вполне достойный гениального художника. Картина очень мала по размерам и живопись очень тонка, почти миниатюрна. Композиция вписана в круг, а точнее говоря, в полусферу, так как пейзаж за спиной Мадонны написан по всем правилам, установленным природой - он располагается как бы на сферической повуправляет двумя дельфинами, очень свирепыми на вид. Во фреске явственно просматривается радостная красота образов и ощущение ликующего счастья. Эти эмоции мастерски передаются плавными ругими линиями обнаженных фигур. Картина наполнена звучным колоритом, в котором светло-золотистые тона нагих тел оттеняются чистой синевой тела и морской гладью.
Следующую работу, на которой мне хотелось бы остановить свой взгляд, называют "Афинской школой". Это одно из величайших произведений Рафаэля. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Эту фреску начали называть "Афинской школой" спустя много лет после написания. Она изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в 4 веке до нашей эры. Эта грандиозная работа всего вчетверо превышает человеческий рост, но кажется намного больше.
В центре картины изображены Платон и Аристотель. Суть их учений Рафаэль передал с помощью жестов. Рука Платона указывает на небо, а рука Аристотеля - на землю. Учение Платона более абстрактно, а учение Аристотеля скорее конкретно. Слева от Платона - Сократ, беседующий со слушателями. Прямо на ступенях, словно нищий на лестнице храма, расположился основатель школы циников Диоген. Внизу, на первом плане, две группы фигур. Слева мы видим склонившегося на колено с книгой в руках Пифагора с учениками. Справа - Архимед в окружении учеников. Он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. По лицам учеников мы можем прочитать, насколько они понимают своего учителя. У самого края фрески Рафаэль изобразил самого себя, а за своей спиной портрет своего учителя. Также на первом плане изображен Гераклит Эфесский, сидящий в глубокой задумчивости. Фигура Аристотеля и Платона является центром фрески благодаря значительности их образов. В осанке и походке героев чувствуется поистине царственное величие, а на их лицах мы ощущаем печать великой мысли. Архитектура "Афинской школы" - это гимн человеческому труду и творчеству.
Мне хотелось бы закончить свой обзор величайшей картиной Рафаэля - "Сикстинской мадонной". Это одна из самых прекрасных картин, посвященных теме материнства. На этой картине перед нами предстает, словно видение, ступающая по облакам Мадонна с младенцем на руках. Внизу, по обе стороны Мадонны, изображены святые Сикст и Варвара. У самого края картины нарисованы ангелы. Они вносят в картину нотку озорства и непринужденности. Основной образ картины - это образ Мадонны. Она предстает перед нами как обычный земной человек. В ее взгляде есть оттенок тревоги, словно она предчувствует трагическую участь сына. В то же время, мы видим, что эта женщина готова принести его в жертву. Да и сам младенец будто предчувствует свою судьбу: он изображен не по-детски серьезным и задумчивым.
Подробно рассмотрев картины Рафаэля, я вновь задал себе вопрос, прав ли был Базаров? Велик и непогрешим Рафаэль или "гроша медного не стоит"? Размышляя над этим вопросом, я прихожу к выводу, что этот итальянский художник был, безусловно, очень талантлив и оставил замечательные произведения искусства. Его работами вдохновлялись художники последующих веков. Основная заслуга Рафаэля заключается в том, что он заложил основу для следующих художественных открытий. И все-таки в конце своей работы мне бы хотелось вернуться к словам Базарова. Говоря о Рафаэле, он говорил обо всем искусстве в целом. Мне кажется, что здесь он был не прав. Я уверен, что искусство необходимо для развития человеческого общества и каждого человека в отдельности.

Значение фразеологизма «гроша ломаного не стоит»

Выражение «гроша ломаного не стоит», как впрочем, и выражение «гроша медного не стоит», что одно и то же, имеют несколько значений, а ситуаций, при которых они произносятся ещё больше.

Например, так характеризуется отсутствие какой-либо ценности какого-то предмета, проделанной работы, качеств человека, да и вообще чего угодно.

«- Да что уж об этом толковать-то, — продолжал Пугачёв негромким, задумчивым голосом. — Вы сами ведаете, в каком несчастном виде обрели меня; вся одежонка-то моя гроша ломаного не стоила — бродяга и бродяга!».

В.Я.Шишков (1873-1945 гг.), «Емельян Пугачёв», 1942 г.

«Как работник этот молодой и сильный человек не стоил и гроша медного . Рядом с силой в его крепких <…> мышцах разливалась тяжёлая, непобедимая лень».

А.П.Чехов (1860-1904 гг.), «Агафья», 1886 г.

«Она вдруг воскликнула: — Что произошло с человечеством, если классическая красота Светланы Ищенко гроша медного не стоит ! В моде простушки или дурнушки».

В.В.Липатов (1927-1979 гг.), «Повесть без названия, сюжета и конца», 1978 г.

Еще так можно сказать даже про человека, к которому в меру разных причин относятся настолько безразлично, что он ничего не стоит.

Также эта фраза произносится в виде сравнения.

«Впрочем, всё это ломаного гроша не стоило в сравнении с удивительными космическими апрельскими новостями!».

С.А.Баруздин (1926-1991 гг.), «Повторение пройденного», 1964 г.

Еще такой фразой выражают свое отношение к чему-то или к кому-то, не заслуживающего никакого внимания, настолько незначительному и несущественному, что вообще ничего не стоит, тем самым подчеркивая свое пренебрежение.

Стоит добавить, что в старые времена выражения «гроша ломаного не стоит» и «гроша медного не стоит» использовали для заострения внимания на социальном положении человека в обществе, подчеркивая его нищенское сосуществование.

Происхождение слова «грош» и история его появления на Руси

Происхождение выражения «гроша ломаного не стоит», как впрочем, и многих других фразеологизмов и поговорок, где присутствует слово «грош», связано, конечно же, с названием этой мелкой разменной монеты.

Грош впервые появился в конце 12-го века в Северной Италии и назывался grossus denarius «большой денарий», то есть большая монета. Спустя почти век в 1266 году был отчеканен первый грош во Франции, а 1300 году и в Чехии. С этого момента грош начал свое шествие практически по всей Европе и постепенно стал основной средней разменной монетой во многих странах. В современное время грош сохранился лишь в Польше.

В России грош никогда не чеканился за исключением одного случая, о котором расскажу позже. Грош или грошевик появился на Руси во времена правления Алексея Михайловича в 1654 году во время проведения неудачной денежной реформы.

Дело в том, что серебряная монета достоинством в 2 копейки была эквивалента медному иноземному грошу. Когда же в ходе реформы начали чеканить монеты номиналом в 2 копейки, но из меди, то новоиспеченная монета получила обиходное название — грошевик. Кстати выпуск необеспеченных серебром грошевиков привело к обесцениванию денег, значительному росту инфляции и, как следствие, повышению цен. Возрастающее народное недовольство, в конце концов, переросло в так называемый Медный бунт, по окончании которого примерно через год чеканку медных грошевиков на длительное время прекратили. А название осталось, которое и закрепилось за двухкопеечными монетами.

Кстати, во времена правления Петра I и Екатерины I в, соответственно, в 1724 и 1727 годах были выпущены серии пробных монет достоинством в 2 копейки. Особенность этого выпуска заключалась в том, что на монете в номинале вместо привычных 2-х копеек именовался «грошъ».

Следующие изменения с грошем произошли в 1839 году в связи с очередной денежной реформой, в ходе которой новая монета достоинством в 2 копейки стали соответствовать 7 старым, за что ее прозвали «семишник». А старая монета в 2 копейки или грошевик совсем обесценился и стал соответствовать полкопейке.

В 1917 году грош перестал существовать в силу известных всем серьёзных существенных перемен в государстве, прошедших в этом году.

Происхождение фразеологизма «гроша ломаного не стоит»

Как мы выяснили грош издавна на Руси одной из самых мелких разменных, как правило, медных, реже железных, монет достоинством изначально в 2 копейки, а затем с 1839 года и вовсе полкопейки, что еще более обесценило его. Это и позволило «грошу» стать символом безденежья, нищеты и чего-то очень мелкого, несущественного и минимального.

Зачем же его еще и «ломать»? Конечно не зачем. Ведь «ломаным грошем» называли гнутую или мятую монету. Дело в том, что кроме прямого значения слово «ломать» имело значение - «сгибать и мять». Отсюда и название «ломаный грош». Кстати, стершуюся из-за длительного использования монету называли «слепой».

А так как отношение к «грошу» как деньгам было и так, мягко говоря, пренебрежительное, то к «ломаному грошу», то есть испорченной монете, отношение … можно сказать, что его вообще не было, его как бы не существовало. То есть относились как к чему-то не заслуживающему внимания, который ни к чему не годен и никому не нужен.

Собственно это и послужило появлению выражения «гроша ломаного (медного) не стоит», да еще множеству поговорок, пословиц и других фразеологизмов со словом «грош».

Значения фразеологизмов со словом «грош»

Несмотря на то, что гроши вышли из денежного обращения около века назад, но за время хождения этой монеты в России появилось множество пословиц и фразеологических оборотов со словом «грош», имеющихся в словаре известного русского языковеда Владимира Ивановича Даля, которые актуальны и по сей день и употребляются до сих пор.

Например, пословицы, где слово «грош» имеет смысл «деньги» в целом:

«За свой грош везде хорош».

«Была бы в сусеке рожь, будет и в кармане грош».

«За него грош дать — недодать, а два дать - передать» — так говорят о пустом, не к чему не способному, человеке.

«Гроша не стоит, а глядит рублем» — а так говорят о высокомерном человеке, явно переоценивающем свои возможности. Существует и много других не менее интересных и выразительных пословиц:

«У людей грош скачет, а у нас и рубль плачет».

«И слова не скажи, только грош покажи».

«За мой же грош, да я же не хорош».

Фразеологизмов со словом «грош», которые довольно часто используются как в литературе, так и в разговорной речи, тоже довольно много:

«Денег ни гроша», «гроша нет за душой» , «перебиваться с гроша на копейку» — так говорят о крайне бедном человеке.

«Пропал ни за грош» — так говорят о человеке, который умер или погиб из-за какой-то ерунды, по глупости; понапрасну, ни за что.

«В грош не ставить» — так говорят о человеке, которого не уважают и не замечают, с кем даже не считаются.

«Грош ему (ей) цена» — так говорят о предмете, вещи, проделанной работе, качестве или действии человека, которые для Вас ничего не значат.

"Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная…" - таким запомнился Томск Чехову в 1890 году

Сейчас Томск для кого то город студентов, для кого то город нефтянников, здесь много зелени, старых деревянных домов, новостроек и босой Чехов на набережной. Томск находится в железнодорожном и автомобильном тупике, выше города только нефть и радиация.


2. В 1604 года в Москву ко двору Бориса Годунова приехало посольство во главе с князем эуштинских татар Тояном с просьбой о принятии их под власть Русского царства и о возведении на реке Томи острога для защиты эуштинцев от нападений воинственных соседей — енисейских кыргызов и калмыков. Уже через несколько месяцев на Воскресенской горе была возведена новая русская крепость.
Спустя 352 года, в 1966 году на горе был установлен памятный камень с надписью "На этом месте в 1604 году был основан город Томск". Камень установили, а местные археологи до сих пор продолжают спорить о точном местонахождении места, в котором дейсвтительно началось строительство Томска. Верить камню на горе или нет, каждый решает сам:)

3. Сам камень к Томску имеет отношения мало. Этот кусок железняка привезли в город ученые политехнического института для проведения опытов с Курской магнитной аномалии. После окончания опытов камень выкидывать не стали, а сделали его символом города. Так и стоит он здесь уже полвека

4. На Воскресенской горе кроме камня расположен музей истории города и смотровая площадка

5. А еще на главной горе города есть рожь, в нее нельзя заходить. И топтать рожь тоже нельзя

6. В XVIII веке границы российского государства отодвинулись далеко на юг и восток и Томск потерял своё оборонительное значение. Начиная с середины XVIII века и вплоть до советских времён Томск становится местом ссылки, здесь у города много общего с кузбасским Мариинском, который чуть моложе Томска.
Да и вообще у Томска и Мариинска много общего, через оба города проходил Московско-Сибирский тракт, черезоба города проходили тысячи ссыльных, оба города сохранили деревянную архитектуру конца позапрошого-начала прошлого веков.
И как бы ни было странно, маленький Мариинск смог намного лучше сохранить целую улицу такой архитектуры, в столичном Томске единичные красивые деревянные дома уже затерялись среди новостроек...
Ссылка на репортаж про Мариинск: Город-музей Мариинск

7. Симпатичные томские домики, за которыми следят

8. За некоторыми домиками не следят

9. А за некоторыми и нет нужды уже следить...

10. Деревянный старый Томск хорош

11. Современный город скоро совсем вытеснит историю, маленький деревянный домик справа уже никто и не замечает...

12. Томичи прочитали пост про самый прекрасный дворик в городе Балтийск и решили не отставать:)

13. Еще один пример сохранившейся красоты на главной улице города

14. Томск называют городом студентов, и это действительно так, каждое лето тысячи выпускников с ближайших регионов едут поступать в томские вузы. Большинство едет просто потому, что едут все, или за компанию с друзьями, так и наполняется город студентами
Даже летом в городе популярны услуги написания рефератов, курсовых и дипломных. Все конторы работают официально и имеют свои офисы:)

15. Молодежи в городе много

16. Возле роддома есть такой памятник, каждый увидит в нем разное

17. Томские компании ввели санкции против российских футболистов

18. Мария Томска. Одно из самых красивых зданий города раньше именовалось торговым домом «Евграф Кухтерин и сыновья», а его владельцы были одними из богатейших купцов. Во второй половине XIX века оборот перевозимых Кухтериными грузов достигал 20% от всех перевозимых по Сибирскому тракту грузов, на Кухтерина работало 3 тысячи извозчиков.

19. Удивительно интересная история про сотрудника томского ГАИ. Николай Платонович Путинцев пришел в милицию в 1954 году, а последние 23 года службы работал постовым на перекрестке проспекта Ленина и переулка Нахановича в самом центре города. Сотрудник стал настоящей городской легендой, говорят, его знал каждый водитель и каждый называл дядей Колей
Дядя Коля ушел на пенсию в 1994 году, после смерти в 2012 году на бывшем рабочем месте был открыт памятник легендарному милиционеру

20. Еще одно знаменитое здание Томска. Пассаж купца Второва был открыт в 1905 году, на первом этаже разместили большой универсальный магазин, а на втором и третьем самую модную гостиницу города. За время своего существования магазин трижды менял название: «Товары для дома» были переименованы в центральный универмаг, а тот уже в свою очередь в «1000 мелочей». Последнее название и сейчас красуется на фасаде здания, но внутри уже несколько лет все пустует и здание просто разрушается

21. Фонтан новый, большой и красивый

22. Томск назван именем кузбасской реки Томь. Центральная набережная в Томске выглядит весьма уныло

24. Но томичи не унывают:)

25. Здеь же, в начале набережной стоит один из самых узнаваемых символов Томска, бронзовый Антон Павлович Чехов. Это при том, что Чехову город во время его визита в 1890 году совсем не понравился: - "Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная… на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её о зад… Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь…"
Томичи в свою очередь написали на постаменте следующее: Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку»

26. Ну и какой же город без Ленина на центральной площади?

27. Примерно так и выглядит Томск:)

Оригинал взят у