Земельный налог: сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу. Авансовые платежи по земельному налогу Авансовый платеж за по земельному налогу

Нюансы фискальных платежей за землю устанавливаются не только федеральным законодательством, но и нормами местных органов власти. Рассмотрим, чем определяется сама возможность авансов по земельному налогу, сроки уплаты их в бюджеты различных городов и сельских поселений, а также особенности их исчисления.

Чем устанавливается «авансовая» обязанность

В главе 31 НК РФ определяет для законотворцев муниципальных образований право не только установить налог на землю на территории города или сельского поселения, но и сформировать регламент по его исчислению и уплате. Поэтому, чтобы выяснить, обязана ли организация перечислять авансовые платежи по земельному налогу, бухгалтер должен обратиться к решениям городских советов и земских собраний.

Существенная информация по каждому из таких решений (номер, дата принятия, название принявшего органа и т.д.) размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам.

Положения НК РФ определяют зависимость между установлением для землевладельцев отчетных периодов и обязательной уплатой авансов. Если представительные органы муниципалитетов установили квартальные отчетные периоды, организации - владельцы земли обязаны уплатить три квартальных авансовых платежа. Исключения из этого порядка закрепляются в решениях местных законотворцев.

В этих же нормативных актах фиксируются сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу, и они существенно различаются даже в различных районах одного региона.

Общий порядок расчета авансов по земельному налогу

НК РФ определено, что сумма каждого авансового платежа равна четвертой части годовой суммы налога. Величина же всего годового налогового обязательства рассчитывается как произведение налоговой ставки на величину стоимости земельного участка, зафиксированную в кадастре недвижимости на начало налогового периода.

Например, кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 740 112 руб., ставка – 1,5 %. Каждый из трех авансовых платежей составит одну четверть от годовой суммы налога, а именно:

¼ * (1 740 112 руб. * 1,5 %) = 6 525 руб.

Установление фискальной ставки – еще одна прерогатива муниципальных законодателей. Поэтому для определения ее величины бухгалтеру также следует обратиться к решениям городских советов и земских собраний тех территорий, на которых расположены земельные участки организации.

Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу в неполном году

В этом случае сумма фискального аванса рассчитывается с применением специального коэффициента. Равен он отношению количества полных месяцев владения к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Полным месяцем считается месяц, в котором:

  • покупка земельного участка произошла до 15-го числа;
  • реализация земельного участка произошла после 15-го числа.
  • Например, земельный участок был приобретен 18 февраля. Коэффициент будет равен 1/3, т.к. февраль не считается полным месяцем. Сумма авансового платежа за первый квартал будет равна четверти годового налога на землю, умноженной на 1/3. Сумма авансового платежа за второй и третий кварталы будет рассчитана без применения коэффициента.

    Если участок был реализован 18 февраля, коэффициент будет равен 2/3, т.к. февраль считается полным месяцем. Сумма авансового платежа за первый квартал будет равна четверти годового налога на землю, умноженной на 2/3. Суммы авансовых платежей за второй и третий квартал будут равны 0, т.к. участок продан в первом квартале.

    Уточним, что несвоевременная уплата авансовых платежей по земельному налогу не является налоговым правонарушением. Поэтому контролерами в такой ситуации будут начислены пени, но не штрафы.

    Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей

    Налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога и авансовые платежи по нему самостоятельно. Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как произведение кадастровой стоимости и налоговой процентной ставки (п. п. 1, 2 ст. 396 НК РФ). Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II, III кварталов текущего налогового периода как 1/4 произведения соответствующей налоговой процентной ставки и кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 ст. 396 НК РФ).

    Заметим, что представительный орган муниципального образования и органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).

    Пример 1. Учреждение является собственником земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога и обязано исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 3 млн руб. Необходимо рассчитать сумму налога за 2009 г. и сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2009 г.

    Учреждению следует уплатить за I квартал, полугодие и девять месяцев авансовые платежи в размере 7500 руб. (3 000 000 руб. x 1% x 1/4). По истечении календарного года сумма налога составит 7500 руб. ((3 000 000 руб. x 1%) — (7500 руб. x 3 кв.)).

    В случае если учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, для расчета налога применяют коэффициент использования земельного участка. Коэффициент рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности учреждения, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Если право собственности возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, то за целый месяц принимают месяц возникновения прав, а если после 15-го числа, то за целый месяц принимают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК РФ).

    Пример 2. Учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 14.04.2009. Ставка земельного налога определена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость участка на 01.01.2009 составила 2 млн руб. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за III квартал 2009 г.

    Коэффициент владения земельным участком равен 0,7 ((6 / 9) мес.). Сумма авансового платежа за III квартал 2009 г. составит 5250 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% x 1/4 x 0,7).

    Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу

    Из этого материала вы узнаете, как правильно сделать расчет авансового платежа по земельному налогу, который нужно ежеквартально отчислять в местный бюджет компаниям – владельцам соответствующих земельных участков.

    Общая формула

    Земельный налог имеет местный характер, поэтому ряд правил по нему устанавливают муниципальные власти, а также на своей территории Москва, Питер и Севастополь. Однако, как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу, регламентирует Налоговый кодекс РФ. А именно – его пункт 6 статьи 396. Правила в отношении расчёта авансовых платежей по налогу на землю в 2017 году не поменялись.

    Так, налоговый расчет авансовых платежей по земельному налогу делают по итогам каждого из первых трёх кварталов текущего года. А затем на основе общей суммы перечисленных авансов по налогу на землю в течение года, считают общий итоговый платёж.

    Из указанной нормы НК РФ можно вывести общую формулу. Для каждого квартала она будет одинакова:

    Сразу уточним, что в расчёт берут процентную долю стоимости земли согласно кадастру по состоянию на 1 января года. То есть – налогового периода.

    Неполный квартал

    В это случае смотрят, когда зарегистрирована собственность на землю:

  • до 15-го числа включительно – берут за полный месяц;
  • после 15-го числа – месяц в расчёт не берут.
  • А также когда организация де-юре перестала владеть участком:

  • до 15-го числа включительно – месяц в расчёт не берут;
  • после 15-го числа – берут за полный месяц.
  • Отметим, что аналогичный подход нужно применять в случае расчета суммы авансового платежа по налогу за землю при наличии льготы в течение квартала. То есть исчисляют аванс с учетом коэффициента.

    ПРИМЕР

    ООО «Гуру» владеет двумя участками земли в г. Москве (см. таблицу ниже на основе ст. 2 Закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

    Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу

    Отправить на почту

    Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу необходимо знать всем собственникам земельных участков. Правильность начисления земельного налога и своевременность его оплаты позволят собственнику избежать споров с налоговиками и штрафных санкций.

    Законодательство о земельном налоге

    Земельный кодекс, принятый законом от 25.10.01 № 136-ФЗ, предусматривает использование земли на платной основе. Им же устанавливается разграничение земель по их назначению, праву собственности и другим параметрам. Плата за использование земли подразумевает оплату земельного налога.

    Впервые земельный налог был введен законом от 29.11.04 г. № 141-ФЗ. Этот закон ввел в НК РФ главу 31, посвященную земельному налогу, который относят к местным - муниципальные или городские власти принимают правовые документы по введению этого налога на своей территории. При этом они базируются на положениях Налогового кодекса, определяя ставки налога и сроки его уплаты. При определении льгот для плательщиков налога они исходят из местной специфики.

    Земельный налог должны оплачивать организации и ИП, а также обычные граждане. Основными требованиями при возникновении необходимости уплаты являются:

    • расположение земель на территории, где введен налог;
    • земли находятся в собственности, в бессрочном пользовании или пожизненном владении плательщика налога;
    • основания для приобретения земли предусмотрены законодательством РФ.
    • Кто является плательщиками земельного налога, узнайте здесь.

      Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу?

      Земельные участки становятся объектом налогообложения при выполнении вышеупомянутых требований. Не облагают налогом земли, указанные в ст. 389 НК РФ. Налоговым периодом является календарный год. Организации производят расчет налога самостоятельно, для физических лиц и ИП (начиная с налога за 2015 год) расчет и предоставление уведомления для оплаты осуществляет ИФНС.

      Земельный налог за год рассчитывается по формуле:

      НБ - налогооблагаемая база, равная кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января отчетного года;

      Платить ли налог на землю, если кадастровая стоимость участка не установлена, узнайте из нашей статьи .

      Ст - ставка налога, утверждаемая муниципалитетами в местном законодательстве.

      Показатель Ст не может превышать пределы, установленные Налоговым кодексом:

    1. 0,3% для земель:
    2. 1,5% для остальных категорий земель.
    • сельского хозяйства,
    • жилищного строительства,
    • дачных поселений и садоводства,
    • оборонительных нужд РФ.
    • Авансовый платеж равен ¼ от исчисленной за год суммы налога.

      От налогообложения освобождены организации, перечисленные в ст. 395 НК РФ, и представители коренных народов Севера.

      Об освобождении от уплаты земельного налога подробнее см. в статье «Кто освобождается от уплаты земельного налога?» .

      В зависимости от того, находится ли участок земли в совместной или долевой собственности, определяют и налог. Для совместной собственности кадастровая стоимость участка делится поровну между всеми собственниками, для долевой - пропорционально долям.

      Пример расчета налога на землю см. здесь.

      Срок уплаты авансов для организаций

      Для организаций предусмотрена выплата авансовых платежей по налогу ежеквартально (п. 2 ст. 393 НК РФ). Это положение должно быть подтверждено в принятом на муниципальном уровне законе. Сроки оплаты авансов оговариваются в нем же. Но муниципальные власти могут и не вводить уплату авансовых платежей (п. 3 ст. 393 НК РФ).

      Для выяснения подробностей по срокам и характеру оплаты налога и авансовых платежей нужно руководствоваться законодательными актами по месту нахождения земельного участка. На территории Москвы, например, для уплаты авансовых платежей установлен срок, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

      Подробности см. здесь.

      При несвоевременной оплате авансовых платежей начисляется только пеня. Штрафы начисляют лишь при несвоевременной оплате налога по окончании года. По авансовым платежам штрафы не начисляют.

      Окончательный срок оплаты налога тоже устанавливают местные власти. При этом он не может быть установлен ранее крайнего срока сдачи декларации, т. е. ранее 1 февраля следующего за отчетным года. Оплату налога организации осуществляют в ИФНС, в ведении которой находится этот участок земли.

      Образец платежного поручения на уплату земельного налога можно скачать в нашем материале .

      Авансы для ИП и физических лиц

      Для ИП и физических лиц предусмотрена оплата земельного налога после получения соответствующей квитанции (уведомления) от ИФНС. Для них авансовые платежи отсутствуют.

      Для ИП обязанность оплаты земельного налога существует независимо от того, какой вид налогообложения он использует. Уплатить налог физлицам и ИП за 2016 год нужно в 2017-м до 1 декабря. В случае переоценки кадастровой стоимости участка налогоплательщик может обратиться в ИФНС с заявлением о пересмотре величины земельного налога.

      Физические лица определенных категорий (ст. 391 НК РФ) имеют льготу в размере 10 000 руб., которая уменьшает налоговую базу.

      Величину налога к уплате можно рассчитать на сайте ФНС. Подробности см. в материале «Физики» могут рассчитать земельный налог на сайте ФНС» .

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2015 года физические лица обязаны сообщать ИФНС о появившихся у них объектах налогообложения (недвижимость, автомобиль, земельный участок).

      Форму сообщения можно скачать здесь.

      Порядок оплаты авансов

      В тех муниципальных образованиях, где приняты законы об авансовых платежах по земельному налогу, определены и сроки их выплаты организациями. Авансовые платежи по налогу рассчитывают по окончании каждого квартала.. В конце налогового периода определяют оставшуюся неуплаченной величину налога и производят оплату. До окончания года установить, переплачен ли налог, организация не может.

      При смене владельца земельного участка приобретение права на него наступает в момент перерегистрации на нового владельца. Это право появляется только при внесении записи в Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Уплата земельного налога зависит от даты перехода права собственности: если до 15-го числа, то налог платит покупатель, если после 15-го числа, то оплату налога осуществляет продавец.

      Налогоплательщики должны получать сведения о пересмотре кадастровой стоимости земли от территориального органа Росреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

      Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на землю для организаций устанавливают органы местного самоуправления. Налог оплачивается вне зависимости от применяемой системы налогообложения.

      ИП и физлица перечисляют налог до 1 декабря года, следующего за отчетным. Авансовые платежи для данных категорий налогоплательщиков не предусмотрены. Расчет налога осуществляет ФНС.

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      Как правильно рассчитать земельный налог?

      Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по Налоговому кодекса РФ (НК РФ) признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Организации исчисляют сумму налога и авансовые платежи по земельному налогу самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ). Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как произведение кадастровой стоимости и ставки налога (п. 1 ст. 396 НК РФ).

      Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). Фиксированная сумма авансового платежа рассчитывается в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

      При расчете используем формулу:

      Н = КС x Ст x Кф , где

      КС – кадастровая стоимость;

      Ст – ставка налога;

      Кф – коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

      Практическая энциклопедия бухгалтера

      Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

      www.buhgalteria.ru

      • Декларация соответствия 44-ФЗ Приветствую вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней небольшой статье речь пойдет о декларации соответствия участника закупки требованиям 44-ФЗ. Поскольку в мою службу […]
      • Законная и договорная неустойка это По основаниям возникновения неустойка делится на законную (нормативную) и договорную (добровольную). Законная неустойка Гражданский кодекс РФ к законной неустойке относит […]
      • Получить лицензию на охотничье, травматическое и гладкоствольное оружие в Самаре Для того, чтобы Получить лицензию на охотничье, травматическое и гладкоствольное оружие в Самаре вам потребуется: 1. Паспорт и […]

    Какие действуют сроки уплаты авансовых платежей земельного налога в 2017 году? Об этом пойдет речь в нашем обзоре, а также основных нюансах оплаты этих авансов.

    До какого числа

    По закону земельный налог отнесён к местным обязательным платежам. В связи с этим сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу зависят от решения местных властей на соответствующей территории.

    Так, на основании п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ конкретный срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу, а также итоговой суммы самого налога за год, для юридических лиц определяет документ нормативного характера, изданный:

    • представительным органом муниципального образования;
    • представительным органом власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

    Таким образом, в каждом регионе России свой порядок, до какого числа авансовый платеж земельного налога должен поступить в казну.

    Местным законом фирма может быть освобождена от внесения в течение года авансовых платежей по земельному налогу.

    Выяснить точные сроки авансового платежа по земельному налогу можно в местной инспекции ФНС России. Либо – не сходя с рабочего места воспользоваться специальным сервисом на официальном сайте Налоговой службы.

    https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/

    Например, делая запрос по городу Москве о сроке перечисления авансовых платежей по земельному налогу, получаем такую картинку:

    Из правого столбца следует, что авансовый платеж земельного налога за 1 квартал 2017 года надо было перечислить не позже 02 мая 2017 года. И далее по аналогии:

    • авансовый платеж земельного налога за 2 квартал 2017 года – до 31 июля включительно;
    • за третий квартал – не позже 31 октября;
    • налог за весь 2017 год в Москве надо успеть оплатить до 01 февраля 2018 года (ст. 3 Закона г. Москвы «О земельном налоге»).

    КБК

    Правильный КБК авансового платежа по земельному налогу в 2017 году зависит от вида муниципальной территории, где расположен участок земли, принадлежащий организации – плательщику налога. Актуальные значения приведены ниже в таблице.

    КБК по авансовым платежам земельного налога
    Вид территории Значение КБК
    Москва, Санкт-Петербург, Севастополь 182 1 06 06031 03 1000 110
    Городской округ без внутреннего деления 182 1 06 06032 04 1000 110
    Городской округ с внутренним делением 182 1 06 06032 11 1000 110
    Район внутри города 182 1 06 06032 12 1000 110
    Межселенная территория 182 1 06 06033 05 1000 110
    Сельское поселение 182 1 06 06033 10 1000 110
    Городское поселение 182 1 06 06033 13 1000 110

    Как рассчитать

    Правила в отношении авансовых платежей по налогу на землю в 2017 году не поменялись.

    Пункт 6 статьи 396 НК РФ регламентирует расчет авансового платежа по земельному налогу за каждых из первых трёх кварталов года. Из этой нормы можно вывести общую формулу для каждого квартала:

    АВАНС = СТОИМОСТЬ УЧАСТКА ПО КАДАСТРУ × СТАВКА НАЛОГА × 1/4
    • до 15-го числа включительно – берут за полный месяц;
    • после 15-го числа – месяц в расчёт не берут.

    А также когда организация де-юре перестала владеть участком:

    • до 15-го числа включительно – месяц в расчёт не берут;
    • после 15-го числа – берут за полный месяц.

    Авансовые платежи по земельному налогу в 2019 году для юридических лиц устанавливаются областными органами власти в каждом уголке страны. Муниципалитеты устанавливают не только их величину, но и сроки внесения платежей. В каждом регионе они могут отличаться.

    Налоговый кодекс закрепляет за муниципалитетами районов права устанавливать налог на землю, а также определять конкретный регламент, регулирующий его уплату и исчисление. Бухгалтер на предприятии должен найти решение городского совета в регионе расположения юридического лица и выяснить, должен ли он платить деньги, и в каком размере. Решение муниципалитетов обязательно должно быть задокументировано и официально принято, только тогда появляется необходимость его исполнения.

    На информационном портале ФНС РФ, в отделе под названием «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», можно узнать интересующие сведения. Например, найти номера и даты принятия документов в каждом регионе. Также там будет обозначаться орган, который принял документ.

    Налоговый кодекс устанавливает связь между периодами и обязательной оплатой авансовых взносов. Когда муниципалитет установил квартальные отчетные периоды, то собственники участков должны оплатить три квартальных перевода. Более точная информация может быть закреплена в решении местного органа. Размер авансового взноса по земельному налогу для юридического лица различен от того, который установлен для физических лиц.

    КБК – код бюджетной классификации, он имеет прямое отношение к территориальному расположению участка, в отношении которого необходимо произвести оплату. В 2019 году КБК таких взносов не изменялся.

    Плательщики обязаны правильно указывать КБК, чтобы денежные средства поступали в бюджет определенной территории вовремя. Код бюджетной классификации для различных типов поселений, регионов и городских округов разный.

    Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу на владение и пользование землей необходимо узнать, посетив налоговую службу в регионе нахождения участка.

    В Налоговом кодексе России определен промежуток времени, в который обязательно нужно представить декларацию по взносам на землю. Этим днем является 1 февраля календарного года, следующего сразу за отчетным.

    Исходя из этого, сроки по уплате денег по земельному налогу для юридических лиц не могут быть установлены раньше 01.02.2018, сроки по уплате авансовых платежей по земельному налогу за 2019 год могут быть определены во время отчетного года. Опираясь на установленный, на федеральном уровне порядок, муниципалитеты районов определяют сроки сдачи документации по уплате.

    Например, если фирмы имеют участки в г. Москва, то они обязаны уплачивать авансовые взносы не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом. Промежутки для перевода денежных средств:

    • за 1 квартал 2019 года – 2 мая (из-за праздников и выходных);
    • за 2 квартал 2019 года – 31 июля и т.д.

    Местные власти вправе устанавливать время оплаты предоплаты на каждой территории.

    Этим занимаются законодательные власти в таких городах:

    • Севастополь;
    • Москва;
    • Питер.

    Размеры обязательных взносов, как и срок уплаты, определяются решениями местных органов власти регионов на территории России. Они не имеют права выходить за рамки того предела, который установлен на федеральном уровне, то есть превысить границу верхнего предела величины суммы на земельный налог, нельзя.

    Для решения определения величины на земельный налог, в каждом регионе должны быть взяты те величины, которые обозначены в Налоговом Кодексе РФ. Так, например:

    • земли, которые отнесены к сельскому хозяйству (на них присутствуют здания жилого назначения, а также подсобное хозяйство) – ставка составляет 0,3% от кадастровой цены;
    • земли, используемые для не сельскохозяйственной цели – ставка 1,5 от величины кадастровой стоимости.

    Ранее земельный налог, его величина, рассчитывалась из балансовой денежной стоимости участка, то с 1 января 2019 года, опираться следует на кадастровую стоимость. Это новшество применяется только к 29 регионам в России, а не во всей стране. На каких именно территориях оно было введено, можно узнать, обратившись в соответствующую службу или посмотреть информацию на сайте.

    Важно! Земельный налог в каждом уголке страны зависит от целевого предназначения земли. Для юридических лиц, в зависимости от того, как они используют территорию участка, будет определена сумма взноса и предоплаты.

    За опоздание внесения авансовых платежей по земельному налогу в 2019 году для юридических лиц, а также за несоблюдение оплаты до 1 февраля следующего за отчетным периодом года, устанавливается штраф.

    Льготы

    Государство предоставляет льготы на земельный налог для юридических и физических лиц. В кодексе установлен ряд юридических организаций, которые могут получить льготы при начислении обязательного денежного взноса. Среди них.

    • в отношении налога, начисленного за год, раньше 1 февраля года, следующего за отчетным (ст. 397 НК РФ).

    Последний срок перечисления налога (авансового платежа) может выпасть на нерабочий день. В таком случае перечислите налог (авансовый платеж) на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

    Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

    Пени рассчитают так:

    Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения на перечисление задолженности (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной(п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

    Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

    Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

    • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
    • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

    В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

    Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

    Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

    Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

    Внимание: если неуплата налога выявлена по результатам проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) или к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

    Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла вследствие умышленного занижения налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия), то штраф возрастет до 40 процентов.

    Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

    Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

    Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

    В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

    • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
    • если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
    • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

    Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

    При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

    Куда платить налог

    Земельный налог и авансовые платежи по нему платите по местонахождению земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

    Ситуация: куда платить земельный налог, если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований?

    Налог нужно платить в бюджеты разных муниципальных образований по местонахождению каждой части земельного участка.

    По общему правилу земельный налог и авансовые платежи по нему нужно перечислять в бюджет по местонахождению участка (п. 3 ст. 397 НК РФ). Поэтому, если участок находится на территории нескольких муниципальных образований, земельный налог по каждой части участка перечислите в бюджет того муниципального образования, на территории которого он расположен.

    Оформление платежного поручения

    Платежные поручения на перечисление земельного налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

    Пример расчета земельного налога для уплаты в бюджет

    ЗАО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве. Ему принадлежит на праве собственности земельный участок, находящийся в г. Нижнем Новгороде.

    По местонахождению участка организация зарегистрирована в налоговой инспекции как плательщик земельного налога. Ей присвоен КПП - 526201001. Кадастровый номер земельного участка - 11:43:137522:0008, его кадастровая стоимость, доведенная до организации, - 3 660 000 руб.

    Ставка земельного налога, установленная в г. Нижнем Новгороде в отношении данной категории земли, составляет 1,25 процента. Срок уплаты земельного налога - не позднее 20 февраля 2014 года. Уплата авансовых платежей по земельному налогу в г. Нижнем Новгороде не предусмотрена.

    Бухгалтер рассчитал земельный налог за 2013 год так:
    3 660 000 руб. × 1,25% = 45 750 руб.

    5 февраля 2014 года бухгалтер перечислил по реквизитам налоговой инспекции сумму рассчитанного налога (45 750 руб.).

    Уплата налога при ликвидации организации

    Если организация ликвидируется, обязанность по уплате земельного налога исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации.

    Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

    • задолженность людям, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;
    • задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

    Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

    Уплата налога при реорганизации

    При реорганизации перечислить земельный налог должна организация, возникшая в результате:

    • слияния (п. 4 ст. 50 НК РФ);
    • преобразования (п. 9 ст. 50 НК РФ);
    • присоединения к себе реорганизованной организации (п. 5 ст. 50 НК РФ);
    • реорганизации в форме разделения (п. 6 ст. 50 НК РФ).

    В последнем случае сумму земельного налога должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

    Налоговым периодом по земельному налогу для реорганизованной организации признается период с начала года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Поэтому рассчитанная по завершающей декларации сумма признается не авансовым платежом, а налогом. Так как при реорганизации сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ), правопреемник должен перечислить земельный налог в срок, установленный местным законодательством (п. 1 ст. 397 НК РФ).

    Отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок, перешедший к правопреемнику, не освобождает его от исполнения обязанности по уплате земельного налога. Права и обязанности реорганизованной организации переходят к правопреемнику либо на основании передаточного акта, либо на основании разделительного баланса. Поскольку такой порядок предусмотрен непосредственно статьей 58 Гражданского кодекса РФ, правопреемник становится плательщиком земельного налога с момента принятия земельного участка к учету. Даже если его право на участок еще не зарегистрировано. Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 и письмом Минфина России от 23 марта 2012 г. № 03-05-05-02/66.

    Земельный налог относится к местным налогам и регулируется главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.

    В Красноярске земельный налог введен Решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32.

    Налогоплательщики

    Налогоплательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, владеющие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения:

    На праве собственности,

    На праве постоянного (бессрочного) пользования,

    На праве пожизненного наследуемого дарения.

    Объекты налогообложения

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

    Перечень земельных участков, которые не являются объектами налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 НК РФ. Это – земельные участки, ограниченные в обороте или изъятые из оборота, а также земли лесного фонда.

    Налоговый и отчетные периоды

    Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

    Отчетными периодами являются 1-й квартал, 2-й квартал, 3-й квартал.

    Местные органы власти в своих нормативных правовых актах могут не устанавливать отчетный период.

    В Красноярске отчетные периоды установлены.

    Налоговая база

    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

    Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка и равна кадастровой стоимости этого участка, сформированной на начало налогового периода (на 1 января календарного года).

    Если земельный участок образован в течение налогового периода, то его кадастровая стоимость определяется на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

    Если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию пропорционально «муниципальной»доле земельного участка. Для исчисления налоговой базы надо кадастровую стоимость всего участка умножить на соответствующую долю муниципального образования.

    Если двое и более лиц владеют земельным участком на праве общей собственности, то налоговая база исчисляется каждым налогоплательщиком отдельно. Особенности определения налоговой базы для таких случаев установлены статьей 392 НК РФ.

    Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. При этом на предпринимателей это правило распространяется только в отношении земель, используемых ими в предпринимательской деятельности.

    Налоговая база может быть уменьшена на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей налогоплательщиками, перечисленными в пункте 5 ст. 391 НК РФ.

    Налоговые ставки

    Налоговые ставки устанавливаются местными органами власти. Предельные размеры этих ставок, выше которых «местные» ставки быть не могут, установлены пунктом 1 ст. 394 НК РФ.

    Органы власти на местах вправе устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель, а также разрешенного использования земельного участка.

    В Красноярске ставка земельного налога:

    1) составляет 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

    Занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

    Отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

    Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;

    Занятых гаражами и автостоянками;

    2) составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

    Налоговые льготы

    Организации и физические лица, которым предоставлены льготы по земельному налогу, перечислены в статье 395 НК РФ. Этот перечень действует на всей территории РФ.

    Местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 387 НК РФ).

    В Красноярске освобождаются от налогообложения:

    Органы государственной власти Красноярского края и городского самоуправления в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;

    Учреждения здравоохранения, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города и Фонда обязательного медицинского страхования;

    Учреждения образования, спорта, культуры и социальной защиты, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города.

    Расчет авансовых платежей и налога

    Земельный налог (ЗН) по каждому земельному участку за налоговый период исчисляют как произведение налоговой базы (НБ) на ставку налога (СН), установленную в конкретном муниципальном образовании, где находится земельный участок (или его часть), с учетом поправочного коэффициента (К):

    ЗН = НБ х СН х К

    Поправочный коэффициент (К) определяется как отношение числа полных месяцев ( N ), в течение которых налогоплательщик владел земельным участком в течение календарного года, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12 месяцев):

    К = N /12

    Если возникновение (прекращение) прав налогоплательщика на земельный участок произошло до 15-го числа месяца, то за полный принимается месяц возникновения прав. После 15-го числа – месяц прекращения указанных прав.

    Сумма авансового платежа за i -тый квартал (А i ) рассчитывается как четвертая часть произведения налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (СН) с учетом поправочного коэффициента (К i ) на фактический срок владения участком:

    А i = ¼ х НБ х СН х К i

    Квартальный поправочный коэффициент рассчитывают как отношение полных месяцев ( N кв ), в течение которых налогоплательщик владел участком в отчетном периоде (квартале), к числу месяцев отчетного периода (3 месяца):

    К i = N кв / 3

    Сумма налога (ЗН уп), подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), определяется за минусом начисленных в течение года авансов:

    ЗН уп = ЗН – А 1кв – А 2кв – А 3кв

    Особенности исчисления налога и авансов по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) предусмотрены пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ. Если налогоплательщик приобрел (получил) земельный участок под жилищную застройку, то первые три года он рассчитывает налог с повышающим коэффициентом 2. Если построенный и введенный в эксплуатацию объект будет зарегистрирован до истечения 3-летнего срока, то сумма налога в размере однократной ставки подлежит зачету или возврату. Если строительство будет продолжаться после истечения 3-летнего периода, то налог рассчитывается с повышающим коэффициентом 4 вплоть до даты государственной регистрации объекта недвижимости.

    Платежи и отчетность

    Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями по земельному налогу представлены в таблице.

    Какие налоги надо платить

    Сроки уплаты налогов

    Налоговая отчетность

    вид налога

    вид платежа

    вид отчета

    дата представления

    форма и порядок заполнения

    Земельный налог

    аванс за квартал

    Налоговая отчетность не предоставляется

    налог

    Налоговая декларация по земельному налогу