Как открыть свой квест в реальности: составляем бизнес-план. Открываем собственный квест – успешный бизнес план

Вокруг Pokemon Go доказал, что механика видеоигр отлично приживается в реальности. Еще раньше в этом убедились создатели квестов (от англ. quest - поиск). Изначально так назывался жанр консольных игр, в которых нужно было выбраться из виртуальной комнаты, решая головоломки.

Перенести этот нехитрый сюжет в осязаемый мир догадался японец Такао Като. В 2007 году он придумал Real Escape Game, участники которой должны были искать подсказки и всячески шевелить мозгами, чтобы успеть выбраться из запертой комнаты за 60 минут (удавалось далеко не всем). Квесты стали невероятно популярны в Японии, Китае, Тайване и Сингапуре. Через несколько лет приятель Като Казуя Ивата запустил франшизу Real Escape Game в США.

В 2011 году этот новый вид развлечений покорил Европу. Пионером стала венгерская компания Parapark, вслед за ней появилось еще несколько компаний. Благодаря им Будапешт стал европейской столицей квестов - многие специально приезжали туда ради этих игр.

Первопроходцем российского рынка квестов стала компания «Клаустрофобия». Предприниматели Богдан Кравцов, Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров открыли первую московскую площадку в 2013 году. На первых порах у них было два квеста - «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». За ними последовал аналогичный проект «Лаборатория 33», а дальше ниша выстрелила и начала расти как на дрожжах.

Сначала создатели квестов ограничивались очевидными сценариями вроде побега из тюрьмы и ограбления банка. Потом возрастающая конкуренция заставила их экспериментировать и включаться в гонку вооружений по техническому оснащению комнат (датчики, контроллеры и прочие атрибуты ).

Какие бывают квесты

По формату квесты делятся на несколько видов:

  • «Выйти из комнаты» - классический квест, в котором команда до пяти человек должна выбраться из комнаты за час;
  • Перформанс - квесты с участием актеров, которые приближаются к театральной постановке;
  • Экшн-квесты - спортивные игры с акцентом не на головоломки, а на ловкость и скорость реакции;
  • Городские квесты - игры на открытом воздухе - обычно это авто-, вело- или фотоквесты;
  • Ролевые квесты - игры, в которых каждый участник получает роль и цели своего персонажа (обычно проводятся в кафе);
  • Корпоративные квесты - игры для сотрудников, часто проводятся на территории заказчика.
Больше всего россиянам полюбились страшные квесты по фильмам и играм (например, «Пила», Fallout). В каникулы весьма популярны квесты для детей. Есть более мелкие категории вроде 18+ и квестов с виртуальной и дополненной реальностью.

Когда квестов на российском рынке стало действительно много, появились специальные агрегаторы. Эти площадки собирают отзывы и составляют рейтинги. Они помогают пользователям выбрать подходящий квест, а организаторам игр - привлечь дополнительную аудиторию. Хотя с этим согласны не все. Например, PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров считает, что агрегаторы не играют существенной роли в привлечении клиентов - их посещаемость относительно невелика.

Раздел с квестами есть на сайте «Яндекс.Афиши». В мае компания «Афиша» купила 50% агрегатора квестов All Escape Games и запустила маркетплейс с возможностью бронировать билеты. Недавно агрегатор культурных событий KudaGo запустил похожую площадку в партнерстве с компанией «Мир квестов».

Как устроен рынок квестов в России

За два с половиной года новорожденный рынок квестов вырос в разы и эволюционировал, пережил резкий бум и резкий спад , гибель сотен слабых игроков и многочисленные поглощения - словом, созрел. По разным оценкам, сейчас в этой сфере насчитывается от 500 до 950 компаний различного масштаба - от крупных франшиз до владельцев одного квест-рума. Квесты сейчас присутствуют во всех российских городах с населением больше 300 тысяч человек, прикидывает руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев.

Крупнейшие игроки - «Клаустрофобия», «Выход», Lost, Cityquest, «Квеструм», «Ловушка», True exit, «Выйти из комнаты», Quest Quest, iLocked, «Взаперти», «Серьезные игры» и другие.

Даже наступивший кризис не стал серьезной помехой развитию квестов - как это всегда бывает с развлечениями, в тяжелые времена люди еще больше хотят получить заряд ярких эмоций и отвлечься от суровой действительности. Правда, рынок сильно поредел - выжили сильнейшие. «Квесты открываются и закрываются в России каждый день, - говорит руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. - Об этом можно судить по количеству объявлений о продаже квестов на Avito. Мы ожидаем, что в этом году закроется около 30% компаний».

«Экономический спад отсеял низкокачественные квесты с неинтересной сюжетной линией и оставил на рынке исключительно качественные, - констатирует руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. - Причем новые проекты могут успешно развиваться без франшиз, потому что новизна и увлекательность сценария оказались важнее популярности бренда».

Кто ходит на квесты

Аудитория квестов не ограничивается геймерами. Основная масса игроков - люди с достатком выше среднего от 18 до 35 лет. Сейчас число попробовавших квесты растет благодаря детским квестам и подарочным сертификатам, отмечает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров.

«Публика разношерстная, - констатирует гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб. - Тут и школьники, которые уговаривают родителей и учителей сопроводить их в страшилку, и офисные трудяги, отправляющиеся в бой в рубашках и костюмах. Бабушки приводят внуков, молодые родители играют с детьми в слингах». По его словам, даже в миллионниках об этом виде досуга знает только половина целевой аудитории, не говоря уже о провинции - рынку пока есть куда расти.

Сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов полагает, что на данный момент квесты попробовала всего пара миллионов россиян. А вообще играть в них могут все, кто способен дойти до кинотеатра.

Как построить бизнес на квестах

За два года квесты стали популярным видом бизнеса по франшизе. Эту модель развития заложила «Клаустрофобия», которая до сих пор остается самой известной франшизной сетью квест-румов. Региональные предприниматели полюбили квесты за возможность быстро заработать без значительных вложений, но сейчас условия изменились. Сначала главной трудностью было то, что обыватели попросту не знали о квестах. Потом низкий порог входа привел к перенасыщенности рынка, особенно в миллионниках.

Поэтому участникам рынка приходится демпинговать и лезть из кожи вон, чтобы обойти конкурентов по качеству игр и эффективности маркетинга. Для этого нужны большие бюджеты и широкая линейка квестов, считает сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов. А компании с одной-двумя играми смогут работать только в городах, где квестов нет совсем.

Эксперты Венчурного фонда Промсвязьбанка (специализируется на инвестициях в реальный сектор) советуют запускать новые квесты в крупных региональных центрах, где много потенциальных клиентов (платежеспособная молодежь и бизнес-сегмент). Также перспективны города с растущей экономикой, где жители удовлетворили базовые потребности и интересуются необычными развлечениями. Но такие окна возможностей имеют свойство быстро закрываться.

«Когда конкуренция и технологичность квестов были низкими, можно было открыть несколько комнат в пределах миллиона рублей, - вспоминает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. - А сейчас для того, чтобы хорошенько подогреть публику, построить и раскрутить хороший квест-рум, необходимо минимум 2,5-3 млн руб. Есть способ значительно сократить издержки - купить франшизу у сильных игроков. Это позволит сэкономить на разработке сайта, создании сценариев и маркетинге, а главное - не наступить на грабли, на которые много раз наступали до вас».

Чтобы не сбавлять темпов роста, крупные игроки выходят на новые рынки - например, «Выход» и «Квест Хаус» открывают филиалы в Европе и СНГ. Многие осваивают новые ниши - детские и корпоративные квесты, в которых конкуренция еще не так высока. «Особенно хороши перспективы в не самых популярных форматах - автоквесты, городские квесты и тимбилдинги в офисах, - советует руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев. - Не менее интересен рынок мобильных квестов, связанных с геолокацией».

Мегаполисы перенасыщены квестами, поэтому новым франчайзи остается покорять провинцию. Сейчас квест-румы открываются в небольших городах вроде Коврова и Альметьевска (с населением около 150 тысяч человек). Конечно, в глубинке свои сложности. Аудитория там более консервативная - придется попотеть с маркетингом, чтобы донести до неискушенных потребителей всю прелесть нового развлечения. А когда публика распробует и захочет еще, локальному игроку с двумя-тремя играми будет больше нечего им предложить и они поедут за впечатлениями в более крупный город.

Поэтому предпринимателям из провинции подойдут адаптируемые и технически простые форматы - например, выездные игры для праздников. Другие собеседники Rusbase не советуют открывать квест-румы в городах менее 300 тысяч человек и ролевые квесты - в городах менее 500 тысяч человек. Согласны эксперты в одном: запускаться без франшизы сейчас неразумно.

«Одиночным проектам на рынке нет места, - убежден руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. - Существующие организаторы квестов объединяются, чтобы оптимизировать административные издержки и бюджет на рекламу».


В этом году на порядок меньше заявок на франшизы в крупных городах, отмечает представитель портала о франчайзинге «Бибосс» Елена Пономарева. По ее словам, сегодня пользуются спросом недорогие франшизы квест-комнат с инвестициями от 150 тысяч рублей, которые можно запустить в регионах.

«Франшизы квестов перспективны в неосвоенных регионах, где опыт крупных игроков поможет избежать ошибок и быстро окупить инвестиции, - говорит руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. - Конкуренты не дремлют, поэтому важно быстро выводить квесты на рынок (примерно за три месяца). Франшиза позволяет упростить этот процесс, но отсутствие увлекательного сценария может свести на нет все усилия».

Кроме инвестиций, для старта бизнеса на квестах придется найти достойные кадры. Иногда это становится проблемой. Для проектирования и строительства квест-румов вам понадобятся хорошие инженеры, декораторы, электрики и программисты. После запуска успех проекта зависит от ответственных операторов квестов, толковых маркетологов и харизматичных актеров (для перформансов). Как правило, их приходится выращивать самим.

Еще одна проблема рынка - дискредитация формата квестов неопытными игроками. «Есть компании с хорошим маркетинговым отделом, но с плохим продуктом, - сетует PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. - Они привлекают много клиентов, которые разочаровываются в квестах и теряют желание возвращаться к этому формату развлечений». «Часто это творческие люди, которые на эмоциях запускают свой первый бизнес», - объясняет слабость новичков гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб.

Тем не менее, квесты могут приносить высокий доход. Для этого нужны качественный продукт, грамотный маркетинг и платежеспособная аудитория. Поэтому начинающим лучше опереться на опыт франчайзера. Чтобы выбрать франшизу, эксперты советуют смотреть на:

  • стоимость франшизы,
  • размер ежемесячных отчислений,
  • качество квестов и их сценариев,
  • присутствие в вашем городе,
  • наличие сопровождения и технической поддержки.

Крупнейшие франшизы совпадают с топом российских игроков, но экономический вес франчайзера не гарантирует самых выгодных условий.

Будущее квестов в России

Из прогнозов причастных к этой индустрии можно сделать три главных вывода. Во-первых, ключевые игроки продолжат расти и поглощать мелких, которым все сложнее привлекать аудиторию и конкурировать с чужим разнообразием.

Во-вторых, предложение крупных сетей будет расширяться за счет новых форматов квестов - лабиринты, битвы на танках, квесты со стрельбой, бегство от зомби и т.д. Различные жанры будут подогревать спрос друг на друга, удерживая подсевших игроков и охватывая новых.

В-третьих, вырастет качество квестов - аудитория становится все более привередливой, да и технический прогресс не стоит на месте. Организаторы игр будут осваивать технологии , возводить все более масштабные декорации. В общем, самое интересное впереди.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Целевая аудитория прежняя – молодые люди от 20 до 30 лет со средним уровнем дохода или корпоративные клиенты.

Анализ рынка и конкуренции

Квест-румы в реальности однозначно являются нескучным видом бизнеса, кстати, стремительно растущим в настоящее время. Правда, для организации такого досуга придется хорошо потратиться – снять помещение, подобрать антураж, обеспечить наличие спецэффектов (последнее является залогом успеха любого, даже слабоватого сценария).

Старт любой предпринимательской деятельности предполагает разработку бизнес-плана, начинаться который должен с составления текущей полной картины на существующем рынке.

В составе сводной информации следует описать следующие сведения:

  • привлекательность различных сюжетов для квестов исходя из их посещаемости;
  • количество забронированных квестов за определенный промежуток времени (день, месяц) в нескольких компаниях (не менее 5 шт.);
  • главные тенденции рынка;
  • загруженность имеющихся конкурентов;
  • примерную величину выручки среди компаний, в отношении которых проводился анализ;
  • процентную величину загруженности каждой комнаты.

Кроме того, следует составить список:

  • сайтов подобных организаций;
  • квестов (открытые и планируемые);
  • групп в социальных сетях на данную тематику с указанием их численного состава;
  • организаций подобного характера, которые выставлены на продажу, и их стоимость.

Подробную информацию об открытии подобного вида деятельности вы можете найти на следующем видео:

Производственный план

Существенными преимуществами квест-комнаты являются следующие моменты: отсутствует необходимость поиска помещения огромной площади и установки дорогих декораций. Увлекательность и острота сюжета – вот залог успеха.

Оптимальная величина площади — не менее 40 кв. м . При этом нужно обратить внимание на недорогие помещения, иначе ежемесячный арендный платеж съест основную часть прибыли. Например, это могут быть небольшие торговые центры или спальные районы. Хорошая транспортная доступность (автобусные остановки, трамвайные пути, станции метро и т. д.) – это еще один существенный плюс, так как основная часть посетителей — молодежь, которая зачастую не обладает личными автомобилями.

После этого следует переходить к реализации следующего этапа – проведению ремонта и оформлению необходимого дизайна в соответствии со сценарием. Кроме того, нужно оснастить помещение различными средствами, которые создают комфортную обстановку для клиентов. Например, холл можно оборудовать мягким диваном, кулером и различными сладостями. На первый взгляд кажется, что это мелочи, но именно из них будет складываться общее представление о компании.

В основе любого квеста лежит сценарий . Часто процесс его создания передают команде специалистов (режиссер, сценарист, редактор и т. д.). Чтобы задание было интересным, в его основе должна лежать какая-то тайна или загадка, причем развязку нужно придумать не только логичную, но и не совсем очевидную. Самый лучший вариант – это несколько вариантов сюжета, ориентированных на возраст, интересы аудитории, их опыт в подобных играх и т. д.

Прежде чем отправить сюжет в массы, его следует тщательно проверить и протестировать, затем исправить выявленные недочеты, добавить или убрать дополнительных персонажей и сюжетные линии.

Открытие рума предполагает существенные вложения в хороший ремонт и обстановку. Самое главное – создание эффектного антуража, следовательно, помещение должно быть оборудовано в едином стиле в соответствии с задачами сценария, также необходимо наличие звуковых и визуальных спецэффектов, которые сделают происходящее реалистичным.

Финансовый план

Данный раздел документа предполагает описание первоначальных и ежемесячных затрат, которые необходимы для организации проекта:

  • Открытие подобного бизнеса требует единовременных стартовых затрат в размере 1 млн. руб. , необходимых для проведения ремонта и закупки оборудования.
  • Размер ежемесячных затрат равняется примерно 60-120 тыс. руб. – это заработная плата сотрудников, аренда помещения, налоги и прочие расходы.
  • Примерно раз в квартал нужно проводить обновление сценариев и антуража, для чего необходимо около 300-350 тыс. руб.
  • В общем, годовые затраты составят около 3 млн. руб .

При этом ежемесячная выручка раскрученной квест-комнаты (на раскрутку необходимо не менее 3 месяцев) составляет от 400 тыс. до 1 млн. рублей . Таким образом, можно сделать вывод, что проект окупится в среднем через 1 год .

Организационный план

Простейший способ официальной регистрации бизнеса – , так как это быстро, дешево и удобно. Вид деятельности, который необходимо указать при этом: «Прочие услуги в области развлечений и отдыха». После этого нужно позаботиться о том, чтобы помещение соответствовало требованиям таких контролирующих органов, как: СЭС, пожарная инспекция и Роспотребнадзор. Данный вид деятельности не лицензируется.

Подготовку и порядок запуска подобного бизнеса можно представить при помощи следующей таблицы:

№ п/п Наименование этапа Срок реализации
1 Разработка бизнес-плана Январь 2016 года
2 Официальная регистрация Февраль 2016 года
3 Аренда помещения в подходящем районе Февраль 2016 года
4 Его ремонт и оформление Март 2016 года
5 Разработка квеста Март-апрель 2016 года
6 Рекламная кампания Апрель-май 2016 года
7 Начало деятельности Май 2016 года

Маркетинговый план и реклама

Большинство потенциальных клиентов ищут квестмейкеров посредством сети интернет, поэтому наличие оптимизированного сайта с указанием доступных квестов, расписания и цен – как раз то, что нужно. Кроме этого, можно подключить социальные сети, контекстную рекламу, а также баннеры на форуме регионального характера или на городском портале.

Не менее важную роль играет так называемое «сарафанное радио», общий уровень развития подобных проектов в городе и наличие хорошей репутации у вашего прямого конкурента – если клиенту понравился квест, организованный другой компанией, то велика вероятность его обращения и к вам.

Раскрутка такой предпринимательской деятельности предполагает определенные расходы – около 40 тыс. руб. ежемесячно.

Существует несколько основных вариантов размещения рекламы:

  • Наружная реклама – баннеры, билборды, видео-стойки и т. д. Все это сможет значительно повысить узнаваемость и популярность проекта.
  • Интернет – социальные сети, специализированные форумы, контекстная реклама.
  • Флаеры и листовки . Их следует раздавать рядом с местами большого скопления потенциальных клиентов – ВУЗы, крупные торговые центры, молодежные парки и т. д.
  • Акции и благотворительные мероприятия – постоянного клиента очень порадует накопительная дисконтная карта, а за победу в конкурсе сценариев к будущему квесту можно организовать бесплатную игру.
  • Телевидение, создание ролика и его последующая публикация в интернете.

Анализ рисков

Риски преследуют любую предпринимательскую деятельность, поэтому при составлении бизнес-плана обязательно должны быть проанализированы основные из них. Так, подобный проект могут подстерегать как основные виды рисков:

  • износ оборудования и декораций;
  • возникновение чрезвычайной ситуации;
  • неустойчивый спрос.

Так и свойственные именно этому виду деятельности:

  • сильная зависимость от репутации (например, 5 лет хорошей работы вмиг забудутся, если один из посетителей потеряется или получит какую-либо травму – спад спроса на услугу гарантирован);
  • непрофессионально составленный сценарий (скучный, неинтересный).

Так или иначе, самым главным является риск, связанный с сохранностью клиентов. Каждый человек индивидуален, следовательно, даже в самом безопасном месте может быть получена травма.

Чтобы пресечь на корню возможные претензии, следует обеспечить проведение вводного инструктажа по технике безопасности, по окончании которого каждый участник расписывается в журнале. Еще лучше будет запастись письменным отказом каждого клиента от предъявления каких-либо претензий в будущем.

После выхода квестовых игр за пределы интернета количество их поклонников растет в геометрической прогрессии. Некоторое снижение деловой активности и общие кризисные явления экономики не влияют на спрос, более того, в трудные времена экстремальные и интеллектуальные игры всегда занимали пик своей популярности.

Организация квестовых комнат и проведение игр – перспективное и быстро развивающее направление ивент-бизнеса, которое успело «покорить сердца» миллионов игроков во всем мире и принести большую прибыль своим организаторам.

Что такое квест комната

Квестовые игры являются достаточно новым форматом для жителей России. Квест-комната – это закрытое помещение, из которого команде участников в среднем из 2-4 человек предстоит выйти за определенный отрезок времени, решая головоломки, опираясь на подсказки, которые спрятаны в этой комнате.

Квест-комнаты оснащены тематическими декорациями, соответствующей атрибутикой и реалистической бутафорией. Все окружение дает возможность оказаться в «другом мире», погрузиться в прохождение игры.

Дорогостоящие профессионально оборудованные комнаты имеют датчики анализа поведения игроков, спецэффекты. Любая мелочь может предать реалистичность игровой обстановке.

Тематика квестов может быть разной, как правило, это:

  • сюжеты фильмов;
  • компьютерные стратегии;
  • художественная литература.

Часто квест комнаты устроены по индивидуально составленному проекту. Каждый такой вариант находит своих поклонников, так как не имеет жестких ограничений.

Как организован бизнес на квестах

Потенциальными клиентами являются молодые люди возрастом 16-35 лет со средним и высоким уровнем дохода, которые ищут новые развлечения и предпочитают активный отдых. Также часто участниками квеста становятся корпоративные клиенты.

Стоимость часа такой игры варьируется в пределах от 1 до 4 тыс. руб., зависит от ценовой политики компании, времени и дня недели (вечером в выходные – дороже всего).

Большую перспективу эксперты прогнозируют данному бизнесу в регионах – где о подобных играх уже все слышали, но сыграть не приходилось. Несмотря на высокую конкуренцию в некоторых городах, даже мелкие фирмы, предлагая узкий спектр игровых услуг, имеют достаточное количество клиентов и неплохой доход.

В этой нише конкуренты скорее помогают друг другу, ведь пройдя один квест, всегда захочется найти еще что-то новое.

Основные условия

Для организации бизнеса на квестах необходимо определиться с форматом – будет ли это индивидуальный проект или работа по известной и показавшей успех франшизе. Затем нужно решить задачи:

  • подбор помещения;
  • разработка сценария;
  • оформление квест-комнаты;
  • сбор разрешительной документации;
  • маркетинговые мероприятия.

Квест-комната должна находиться в черте города, иметь аутентичный ремонт и соответствовать выбранной концепции.

Ключевой фактор такой игры – сценарий. В крупных компаниях, специализирующих на квестах, в штате работает опытная команда из сценаристов и режиссеров. Новичкам можно самостоятельно разработать план или купить подобный сценарий у более опытных представителей игрового рынка.

Значительные затраты пойдут на оборудование квест-комнаты, ремонтные работы и создание специфической обстановки. Главное – атмосфера, которая должна соответствовать выбранному стилю, декорациям, теме и задачам сценария.

Из персонала на этапе раскрутки достаточно самого организатора и 1-2 помощников, желательно с опытом работы в ивент-агентстве. Оплачивать их услуги можно почасово.

Ориентировочные инвестиции

Минимальная стоимость проекта начинается от 100 тыс. руб. Но чем интереснее, ярче обустроена квест-комната, тем больше капиталовложений потребуется. Ориентировочный верхний порог инвестиций для российского рынка составляет 2,5 млн. руб.

Основные постоянные затраты будут направлены на аренду помещения. Деньги на атрибутику и декорации могут быть минимальными, но если вовлечь различные спецэффекты, которые увеличат популярность заведения, стоимость открытия проекта увеличится. За игроками желательно вести наблюдение, для этого нужно приобрести соответствующее оборудование.

Цену за час квеста устанавливает организатор. На старте не рекомендуется требовать большую цену – 1,5-2 тыс. будет достаточно для быстрой окупаемости проекта и привлечения постоянных клиентов.

Несмотря на высокий порог вхождения, рентабельность данного бизнеса достаточно высока. Как правило, окупить стартовые вложения можно уже за полгода.

Как это работает

Идея квестов достаточно новая для нашей страны, не надоевшая, интригующая. Поэтому вероятность, что доход увеличится в несколько раз уже через год-два достаточно высока. Главное – начать действовать вовремя.

После организации проекта задача организатора – заниматься продвижением, формируя базу клиентов. Участники в телефонном или онлайн режиме бронируют время и оплачивают игру.

Развлечения - одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Мировая индустрия развлечений аккумулирует миллиарды долларов и является значимой частью экономики большинства стран. О том, как войти в эту нишу и взять свой «лакомый» кусочек этого пирога, мы поговорим с экспертом - , предпринимателем, основателем квест-проекта « ».

С чего начать?

Итак, с чего начать? Вообще, учитывая нынешнюю экономическую обстановку и высококонкурентность среды, открывать квест самостоятельно и с нуля, по мнению эксперта - очень рискованная затея. Лучше всего приобрести франшизу крупной, зарекомендовавшей себя сети и уже развиваться, избегая множества рисков, сопряжённых со спецификой бизнес-ниши (в один квест один человек приходит один раз). В каждом крупном городе уже есть серьёзные игроки, которые контролируют локально рынок. Сфера высококонкурентна, но основными конкурентами являются не столько другие компании-квесты, сколько иные представители сферы досуга и развлечений: кинотеатры, аттракционы, аквапарки, различные секции, клубы и прочее. Успех определяется возможностью выдерживать конкуренцию именно на этом уровне.

Личный опыт

В нашем случае работает эффект синергии. У нас сейчас в Казани сеть составляет 27 квестов, и если человек посетил один из квестов и остался доволен, то он обязательно посетит остальные квесты сети.

Основная целевая аудитория - молодые люди от 20 до 35 с доходом средним и выше, которые предпочитают активные виды отдыха.

Объем инвестиций

По мнению эксперта, многое зависит от того, насколько развит рынок квестов в отдельно взятом городе. Под развитостью подразумевается степень «насмотренности» горожан, это определяет уровень их взыскательности: чем больше видел зритель, тем сложнее его удивить.

Первый наш квест, который мы открывали два с половиной года назад, обошёлся нам в 150 тыс. рублей.

Сейчас у многих, кто открывается в большом городе, бюджет может доходить до 3 млн рублей. Такая разница объясняется тем, что простые и дешёвые методы достижения «вау-эффекта» за это время уже были использованы «первопроходцами», и «новички» вынуждены прибегать к более дорогостоящим решениям. Каждый последующий шаг на этом пути дорожает! Для сравнения, в Нью-Йорке открытие квеста стоит ориентировочно 30 тыс. долларов (приблизительно 2 млн рублей). По расчётам, в Москве на запуск необходимо не менее 7-8 млн рублей.

Что касается вопроса первоначальных затрат, то в случае франчайзи первым крупным вложением является приобретение франшизы (в том числе сценарий). Вторую половину расходов будут составлять:

  • элементы антуража и бутафория;
  • аренда помещения;
  • ремонт;
  • техническое оснащение: аудио-, видеоустройства и прочее.

Как найти финансирование? Поскольку у нас это не первое бизнес-направление, мы выработали следующую схему: перед стартом каждого нового проекта, мы определяем смету и общие денежные потоки, а потом идём в банк и берём в кредит необходимую сумму. Поскольку есть убеждённость, что каждый проект должен окупать себя сам. Нужно отметить, что такой подход очень рискован, если нет необходимого опыта и понимания того, как выходить из ситуации невозможности возврата кредита.

Пошаговая инструкция

По мнению эксперта, если есть желание вложиться в квест, то самым правильным решением будет найти команду людей, которые уже занимались открытием квестов или работают с крупной франшизой. Такая бизнес-схема является наиболее стабильной и устойчивой. В России есть 6-7 команд, которые пребывают в состоянии готовности выехать за границу и открываться там, если будут инвестиции.

Какой необходим персонал? На этапе строительства понадобятся специалисты-техники и электронщики. После запуска главным сотрудником и, что называется, лицом компании становится «хранитель ключей». Встречать и провожать гостей, проводить инструкцию, а также делать финальное фото - их основная задача. Контингент работников данной должности представлен, как правило, студентами и молодыми людьми. Главный привлекающий фактор для них - увлекательность и далекие карьерные перспективы.

Ребята, которые два года назад были у нас «хранителями» - открывали и закрывали двери - сейчас уже ездят по всему миру, занимаясь продажами, и по всей России, инспектируя филиалы.

Особенностью данного бизнес-направления является то, что ни скидки, ни какие-либо бонусы не будут побуждать клиента приходить в квест, если сценарий и его воплощение не будут его привлекать.

Человек либо приходит к тебе, либо не приходит. Не придет на плохой квест, даже если он будет бесплатным, и с легкостью отдаст хорошую сумму за хороший квест. Так устроена индустрия развлечений: все плохо, что не развлекает.

В связи с этим классический маркетинг может не дать должные результаты, если качество продукта не будет соответствовать должному уровню запросов. Главным конкурентным преимуществом квеста является его зрелищность.

Личный опыт

Мы организовывали своего рода квесты по городу. В этом случае участник не находится в помещении, а перемещается на автомобиле по городу, выполняя задания, предусмотренные сценарием квеста. Такие мероприятия выполняют функцию хорошего продвижения.

Как и в любых иных направлениях индустрии развлечений, местоположению необходимо уделить должное внимание. Рекомендуется открываться ближе к центру города или в местах высокой активности и доступности, но подальше от развлекательных заведений.

Ещё одним явным преимуществом данной ниши, по мнению эксперта, является простота выбора помещения. Существует два подхода в подборе помещения и организации пространства:

  1. поиск помещения исходя из запросов сценария;
  2. адаптация сценария под условия помещения.

В целом требования, предъявляемые к помещению в данной сфере, не отличаются строгостью. В большинстве случаев необходимо лишь согласование с пожарной инспекцией и Роспотребнадзором. Для простоты решения задачи можно обратиться к компаниям, занимающимся получением разрешений.

Документы

Занимательным фактом является то, что в современном общероссийском классификаторе экономической деятельности понятие «квесты» отсутствует, и подобная деятельность относится к категории «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений». Лицензия не требуется. Удобнее, по мнению экспертов, открыть и регистрировать ООО, с упрощенным видом налогообложения «доходы», 6% налоговая ставка, так как издержки в этом бизнесе невысокие.

Интересный факт - в Германии есть требование согласовывать открытие любой организации с местным сообществом.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

В Европе и США ситуация с квестами иная: сроки окупаемости в целом там больше, но это опять же в пользу стабильности и устойчивости рынка. Наши квесты демонстрируют хорошие показатели общей рентабельности.

Нужно отметить высокую сезонность сферы. Большая активность наблюдается осенью и весной, в холодное время. Летом, как правило, люди в качестве отдыха отдают предпочтение вылазку на природу.

Александр Капцов

Время на чтение: 15 минут

А А

Основное преимущество бизнес-деятельности, связанной с квест проектами, в высоком уровне рентабельности и хороших перспективах для дальнейшего развития. Целевой аудиторией являются люди до 35 лет, предпочитающие отдыхать активно и нестандартно. И таких найдется немало! Как открыть собственный квест? Что необходимо учесть в бизнес-плане для успешной деятельности? Рассмотрим все нюансы организации квеста.

Анализа квест-бизнеса – оценка возможностей

Приступая к организации квестов необходимо учесть влияние различных факторов:

  • Внешних – неподдающихся изменению. Их можно рассматривать как угрозу, которую обходят, или как возможность, которую следует немедленно реализовать:
Возможности Угрозы
Рынок с низкой конкуренцией Постоянный контроль спроса на тот или иной вид сценария для своевременной замены «отжившего» проекта
Новые идеи привлекают потребителей Иногда трудно определить предпочтения клиентов
Относительно невысокие затраты на старте Спрос проявляется скачкообразно, он зависим от праздничных дат, выходных дней, сезонов, начала учебной сессии, а также ее завершения и так далее
Свободный полет творческой мысли, можно разрабатывать абсолютно новые замыслы, почти отсутствуют ограничения Возможно, на государственном уровне будут введены нормы, применительно к этому бизнесу
Свободное вхождение на рынок Уровень покупательской способности определяет спрос на квесты
Привлекательный показатель рентабельности Проведение потенциально опасных квестов требует обеспечения мер безопасности для клиентов
  • Внутренних – зависящих от организационного подхода, то есть от самого бизнесмена. Здесь имеются свои нюансы:

Последовательность действий при воплощении квест-проекта состоит из трех основных шагов:

  • Правильного подбора помещения.
  • Разработки сценария.
  • Безошибочно подобранных и расставленных декораций.

Потребителей привлекает увлекательный сюжет и качественная реализация задуманной идеи.

Организация квестов на законных основаниях – необходимые документы

Пакет документов в рассматриваемом бизнесе не самый большой:

  1. будет вполне достаточно для легальной работы.
  2. Выбор упрощенной системы налогообложения значительно облегчит отношения с налоговыми органами.
  3. Обязательно наличие договора с арендодателем.
  4. Можно избежать покупки кассового аппарата, если предприниматель откроет счет в банке, то есть оплата за услуги будет приниматься по безналу.

Не стоит забывать об инструктаже по безопасности, который завершается подписями игроков. Оформление такого документа означает, что клиенты предупреждены о возможных факторах риска. В этом варианте вся ответственность перекладывается на участников квеста, хотя рекомендуется избегать рискованных элементов в игре.

Выбор формата квеста определяет местоположение помещения

Будущему бизнесмену важно выбрать формат квеста и только после этого искать подходящее помещение либо обходиться без него:

Вид квеста Где проводится Концепция Примечание
Поиск выхода – игрокам нужно выйти за пределы комнаты, решив ряд задач Арендуемые комнаты в анти-кафе и так далее. Можно договориться о взаимовыгодных условиях, чтоб избавиться от затрат на аренду площадей Требуется соответствующее оборудование для проведения интеллектуальных конкурсов и погружения в альтернативную реальность Желательно найти место с большой проходимостью людей
Городской квест В любом районе города или другого населенного пункта Игра с распределением ролей в духе детективной истории либо с разгадыванием тайны, поиском злодея и тому подобным сценарием. В качестве антуража заброшенные здания, улочки городских окраин, свалки Большая зависимость от погодных условий
Детский квест Арендуемые помещения в торговых центрах и других зданиях в районах с хорошей проходимостью людей Вариант семейного развлечения или компаний сверстников Предполагаемый возраст участников 6-7 лет и более
Квест с выездом на природу Подойдет любая местность, удовлетворяющая условиям игры Проводится без специального оборудования при участии 2-4 человек. Нужны лишь костюмы и увлекательный сюжет Отличается повышенными требованиями к технике безопасности

Таким образом, работа квест-комнаты невозможна без достойного помещения с подобающим ремонтом. Важно также учесть хорошую транспортную доступность. Организация ролевых игр, как правило, осуществляется в анти-кафе, куда приходит большое количество людей. Это своеобразный вариант игротек. Зато городским, поисковым, выездным квестам (например, на свадебное празднество или корпоративное мероприятие) помещение не требуется.

Сценарий для квеста – правила его создания

Для начала выбирается тема. В данном вопросе опираются на интересы целевой аудитории. Детям до 7 семи лет интересны приключения сказочных героев. Игроков старшего возраста притягивает пиратская тематика, после 20-ти любят распутывать детективные загадки и так далее. Важно изучить спрос. Какими компьютерными играми увлекается молодежь? Что актуально перенести в реальность? Уникальный сценарий – один из важнейших элементов для привлечения клиентов.

Игровой механизм допустимо менять, однако есть неизменные компоненты:

  • Ограничение пространственных границ.
  • Наличие правил.
  • Обозначение точки начала квест-игры.
  • Критерии, определяющие победителя.

Квест-сценарии по структуре похожи на классическую драму, состоящую из нескольких этапов:

  1. Раскачка предполагает легкие задания, позволяющие человеку свободно войти в игровой режим. Ощущение победителя на старте неповторимы.
  2. Завязка характеризуется усложнением заданий. Здесь у игроков, как правило, начинаются активные действия с выбором стратегии. Главное подбирать задачи, выполнение которых осуществляет команда.
  3. Далее следует усложнение заданий, нарастание темпа и кульминационный момент с «вау-эффектом».
  4. Финал прописывается четко без недосказанности. Желательно организовать событие, обозначающее завершение квеста.

Обычная продолжительность игры в помещении не более часа. Это обусловлено плотностью событий и полным погружением в игровую реальность. Конечно, для квестов на открытом воздухе отводится больше времени.

Разработка квестов – техническая сторона вопроса

Созданный сценарий и выбранное помещение – это основа успешного бизнеса, требующая детальной проработки.

На базе сценария необходимо:

  • Придумать план игры – карту с обозначением мест (событий), позволяющих игроку не заблудиться в игровом действии. Для квестов на природе (в городе) необходимы знаки, отличающие игровые объекты.
  • Разработать инженерию – технические приспособления с новинками электроники, делающие процесс прохождения этапов игры по-настоящему захватывающим.
  • Изготовить бутафорию.
  • Продумать схему электропроводки.
  • Выбрать аудио треки – музыкальное сопровождение.

Вышеуказанный перечень является целым комплексом работы, который обычно доверяют профессионалам. Специалисты выполняют проект технической части и создают необходимые устройства, учитывая локацию конкретного квеста.

Какие выгоды у квестов по франшизе?

Бизнес-деятельность по организации квестов имеет два варианта развития:

  1. Самостоятельная разработка всего проекта , иногда с привлечением специалистов по техническим вопросам.
  2. Покупка франшизы с последующей выплатой роялти.

Первый способ более затратный не только в финансовом аспекте, затрачивается изрядное количество времени на анализ рынка, выбор тематики, разработку и прочие нюансы. Хотя предприниматель не ограничен творческими рамками.

Второй – легко и быстро воплощается в жизнь:

Затраты на услуги «сарафанного радио» вообще нулевые. Однако здесь важнейшая роль отводиться качеству продукта. Если он понравится одному человеку, он непременно поделится полученными впечатлениями с десятью-двадцатью друзьями.

Численность штата сотрудников может варьироваться.

В целом функции распределяются следующим образом:

  1. Сценарист и редактор необходимы для регулярного обновления предлагаемого списка квестов. Обычно они привлекаются к работе по мере надобности, то есть трудятся как внештатные сотрудники. Цена одного сценария в пределах 15 000-20 000 рублей.
  2. Администратор (1-2 человека, работающие посменно). В его компетенции встреча клиентов, объяснение правил, прием звонков и оформление заявок. Зарплата администратора 45 000-50 000 рублей.
  3. Маркетолог продвигает проект – занимается организацией рекламных кампаний, общается с рекламщиками, проводит конкурсы в соцсетях и так далее. Его зарплата от 40 000 рублей.

Тестировщиков, декораторов, мастеров по специальным эффектам и прочих приглашают на договорной основе.

Цена открытия бизнеса по проведению квестов: уровень расходов и доходов

Данные для расчета дохода от квест-рума, находящегося в арендуемом помещении на территории торгового центра:

  • Всего запускается 4 квеста, длительность каждого 1 час.
  • Общее количество рабочих часов за месяц – 288 (24 дня по 12 часов).
  • Игровой час стоит 1550 рублей.
  • Загруженность комнат равна 50%.