Метеорологические наблюдения школьников. Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды Вопросы к дневнику наблюдений

Цель: провести наблюдение за погодой и зафиксировать результаты этих наблюдений.

Оборудование и материалы: барометр, термометр, флюгер, учебник.

Задачи: в течение месяца измерять температуру воздуха, атмосферное давление, определять силу и направление ветра, вести наблюдения за облачностью, осадками, особыми явлениями в атмосфере и зафиксировать результаты этих измерений и наблюдений в дневнике погоды.

Ход работы:

Проведите наблюдение за погодой в течение одного месяца, ежедневно выполняя измерения и фиксируя их в дневнике погоды.

♦ С помощью термометра измеряйте температуру воздуха в тени. Проводите измерения три раза в сутки, каждый день в одно и то же время. Результаты измерений записывайте в соответствующую графу дневника погоды.

♦ С помощью барометра измеряйте атмосферное давление. Проводите измерения один раз в сутки. Заносите данные измерений в дневник погоды.

♦ С помощью флюгера определяйте направление ветра. Силу ветра определяйте, используя рисунок 6.16 учебника. Данные о направлении и силе ветра фиксируйте в дневнике погоды.

♦ Наблюдения за облачностью, видом облаков, осадками и другими погодными явлениями проводите методом визуального (зрительного) наблюдения. Фиксируйте их в дневнике погоды ежедневно условными знаками, указанными в учебнике.

Gismeteo. ru, яндекс-погода, приложение AccuWeather и др.

♦ По данным дополнительных ресурсов заполните колонку «температура в 4 часа», указывая в ней ночную температуру воздуха.

Задание выполняется самостоятельно. Ниже приводятся практические рекомендации для выполнения работы и примерный «Дневник погоды». Для заполнения дневника проще всего воспользоваться онлайн-ресурсами, указанными выше, где отмечены почасовые изменения погоды. Если вы заполняете дневник сразу за предыдущий месяц, то воспользуйтесь метеорологическими данными за месяц, если выполняете работу в текущем режиме, то вносите данные ежедневно. Среднесуточная температура высчитывается сложением значений температур с последующим делением на количество измерений (в нашем случае на 4).
Дневник погоды составлен на основании наблюдений за погодой в г. Астрахань.

Дневник погоды

Число
месяц
Температура Атмосферное давление Направление и сила ветра Облачность и виды осадков Виды осадков и погодные явления
Время среднесуточная
4 ч 8 ч 12 ч 20 ч
26/10 9 7 14 10 10 768 ю-3,7 ясн -
27/10 9 11 14 12 11,5 765 ю-2,9 обл -
28/10 10 8 13 12 10,75 764 з-1,6 обл -
29/10 7 10 13 11 10,25 765 ю-1,9 обл -
30/10 10 8 14 14 11,5 769 з-1,3 обл -

Почему необходимо вести дневник?

Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. Тема «погода» выделяется как одна из основных на уроке окружающий мир. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме.

Зачем нужно вести дневник наблюдений?

Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.

Как подготовить дневник?

Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на шесть равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.

Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?

1. Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания.

2. Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом.

3. Отметить в дневнике наличие осадков. Если осадков нет, поставить прочерк.

4. Записать направление ветра.

Какие условные знаки использовать в дневнике?

Условные знаки являются общепринятыми в школьном обучении географии и природоведении. Направление ветра указывать буквой, например, для северного ветра в соответствующую графу записывать С, для южного – Ю. Температуру воздуха указывать со знаком, например, +17 0 С или – 17 0 С.

Условные знаки в дневнике наблюдений

Ясно Снег Метель
облачно Иней È Радуга
Пасмурно Туман Град
Дождь Гроза

Все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица может быть начерчена карандашом. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте или готового дневника наблюдений. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.

Нормы оценок

«Отлично» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, нет расхождений с реальными данными погоды, подведен итог за месяц.

«Хорошо» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке; нет явных расхождений с реальными данными погоды. Допускаются отдельные пропуски (1-2 дня) в заполнении погоды. Или: - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, но не подведен итог за месяц.

«Удовлетворительно» - «Дневник наблюдений за погодой» ведётся с нарушениями правил, имеются грубые фактические ошибки в описании погоды, погода отмечалась не ежедневно, не подведён итог за месяц. Работа выполнена неопрятно.

«Неудовлетворительно» - «Дневник наблюдений» практически не ведется; отсутствует погода более чем за 7 дней месяца; имеются грубые фактические ошибки в описании погоды; работа выполнена неаккуратно, ручкой с фиолетовой или синей пастой, таблица начерчена без линейки; итог месяца не подведён; тетрадь имеет неряшливый вид.


Месяц______________________год___________________

Число Облачность Температура Ветер Осадки Явления
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Итоги наблюдений за месяц

В этом дневнике ты будешь записывать свои наблюдения за природой. Для этого тебе надо знать условные обозначения, с помощью которых можно записывать эти наблюдения.
В течение года наблюдай за погодой. Используя условные знаки, записывай результаты наблюдений в таблицы.

Сентябрь

Во время наблюдений с 11 по 17 сентября было 2 пасмурных дня, 4 облачных дня и 1 ясный день. Осадки в виде дождя наблюдались в течении двух дней. Температура воздуха была от +16°С до +26°С. Это намного выше средних значений температуры воздуха в сентябре (+12,5°С — среднее значение за последние 10 лет). Можно сделать вывод, что эта неделя сентября в Москве была довольно пасмурной, но очень теплой.

Октябрь

Во время наблюдений с 16 по 22 октября было 4 пасмурных дня, 2 облачных дня и 1 ясный день. Осадки в виде дождя наблюдались в течении одного дня. Температура воздуха была от +2°С до +14°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в октябре +5,7°С. Получается, что 5 дней были теплее нормы, а два дня холоднее. Вывод: октябрь в этом году достаточно теплый и сухой, но пасмурный.

Ноябрь

Во время наблюдений с 20 по 26 ноября было 6 пасмурных дня, 1 облачный день и не было ни одного ясного дня. Осадки в виде снега наблюдались в течении трех дней. Температура воздуха была от -5°С до +2°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в ноябре +1°С. Получается, что 6 дней были значительно холоднее нормы, а один день теплее. Вывод: ноябрь в этом году был очень холодный и пасмурный .

Декабрь

Во время наблюдений с 18 по 24 декабря все 7 дней были пасмурными. Осадки в виде снега наблюдались в течении двух дней. Температура воздуха была от -3°С до +1°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в декабре -3,5°С. То есть все 7 дней были намного теплее нормы. Вывод: этот декабрь был намного теплее обычного и очень пасмурный.

Январь

Во время наблюдений с 15 по 21 января было 5 пасмурных и 2 облачных дня. Осадки в виде снега наблюдались в течении 4 дней. Температура воздуха была от -8°С до -2°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в январе -8°С. Это значит, что 3 дня температура соответствовала климатической норме, а 4 дня — была немного выше средних значений. Вывод: в январе погода была немного теплее обычного, но в целом январь был достаточно обычным для Москвы.

Февраль

Во время наблюдений с 12 по 18 февраля было 3 пасмурных, 2 облачных дня и 2 ясных дня. Осадки в виде снега наблюдались в течении 2 дней. Температура воздуха была от -7°С до -3°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в феврале -5,2°С. Можно сказать, что температура незначительно отличалась от средних значений: 3 была чуть ниже нормы и 4 дня немного выше. Вывод: в феврале погода полностью соответствовала климатической норме Москвы.

Март

Во время наблюдений с 19 по 25 марта было 3 пасмурных и 4 ясных дня. Осадков не наблюдалось совсем. Температура воздуха была от 0°С до +6°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в марте -0,3°С. Это значит, что температура воздуха в эту неделю марта была значительно выше нормы все семь дней. Вывод: март в Москве был очень теплым и абсолютно без осадков.

Апрель

Во время наблюдений с 16 по 22 марта было 4 пасмурных, 1 облачный день и 2 ясных дня. Осадков не наблюдалось совсем. Температура воздуха была от +2°С до +20°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в апреле +7°С, то есть 6 из 7 дней были значительно теплее климатической нормы. Вывод: в апреле погода была значительно теплее средних значений температуры воздуха, полученных за последние 10 лет наблюдений.

Май

Во время наблюдений с 14 по 20 марта было 4 пасмурных и 3 облачный день. Осадков в виде дождя наблюдались в течении двух дней. Температура воздуха была от +8°С до +22°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в апреле +14,3°С. Значит 3 дня температура воздуха была ниже нормы и 4 дня — выше нормы. Вывод: май в Москве примерно соответствовал средним значениям многолетних наблюдений.

Проанализируй погоду каждой недели месяца и сделай вывод. Запиши его.

Если посмотреть на полученные результаты, то можно увидеть что:
— сентябрь — теплее климатической нормы;
— октябрь — теплее климатической нормы;
— ноябрь — холоднее климатической нормы;
— декабрь — теплее климатической нормы;
— январь — теплее климатической нормы;
— февраль — в рамках климатической нормы;
— март — теплее климатической нормы;
— апрель — теплее климатической нормы;
— май — в рамках климатической нормы.

Вывод: из 9 месяцев учебного года 6 месяцев были теплее климатической нормы, 1 месяц холоднее и 2 месяца соответствовали средним показателям.
На первый взгляд, можно было бы сказать, что погода в этом году была намного теплее обычного, но для достоверного вывода необходимо оценить данные наблюдений за каждый день оцениваемого периода, поскольку на основе данные всего за одну неделю из каждого месяца достоверные выводы делать нельзя.

Комментарий: точные данные о погоде в нужном населенном пункте на любую дату можно найти в Интернете. Например, на сайте https://www.gismeteo.ru/diary/4368/2018/4/ или на других подобных сайтах. Средние значения температуры можно посмотреть, например, в Википедии на страничке вашего города или села.

Вопросы к дневнику наблюдений

1. Поздно вечером рассмотри звёздное небо. Найди созвездие Малой Медведицы, а в нём - Полярную звезду. С её помощью определи стороны горизонта.

2. Найди в атласе физическую и политическую карты. Сравни их. Найди сходства и различия.

Сходства:
— на обеих типах карт показаны различные географические объекты: материки, океаны, моря, реки, острова, заливы, проливы, полуострова и т.д.;
— карты обоих типов нарисованы в масштабе, по ним всегда можно определить размеры объектов и расстояние, например между городами;
— оба типа карт могут показывать либо весь мир (мировая карта), либо отдельные материки или континенты (например, карта Европы или карта Азии), либо определённые район поверхности планеты (например, карта Скандинавского полуострова).

Отличия:
— эти типы карт делаются для разных целей: физическая карта показывает природные ландшафты: горы, низменности, возвышенности, плато, морские впадины и т.д., а политическая карта показывает территорию государств и их границы, столицы, главные города, главные пути сообщения и т.д.;
— для этих типов карт приняты разные нормы цветового обозначения: на физической карте цвета показывают высоту поверхности над уровнем моря или глубину морского дна (от светло-зеленого цвета до тёмно-коричневого высота и от светло-голубого до тёмно-синего глубина), а на политической карте разными контрастными цветами показаны отдельные государства;
политические карты могут достаточно часто изменяться (например, при изменении границ какого-либо государства или объединении государств), а физические карты более постоянны, поскольку новые острова и горы появляются очень редко.

3. Научись показывать географические объекты на настенной карте.

Выполни задание самостоятельно

4. Найди в дополнительной литературе, как обозначаются числа от 21 до 100 в римской нумерации. Покажи на уроке, как записываются эти числа.

Число 21 записывается XXI.
Число 100 записывается С.

5. Выбери объект Всемирного наследия. Подготовь о нём презентацию.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников

Санкт-Петербург — один из самых красивых городов России. В нём удивительным образом сочетаются памятники Петровской эпохи, советские архитектурные шедевры и современные здания и кварталы.
В памятники всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург был включён в 1990 году. Это был уникальный случай, когда объектом наследия стал практически целый город, а не отдельные здания или архитектурный ансамбль, но Петербург этого заслуживает!
Зимний дворец и Дворцовая площадь, Невский проспект и Казанский собор, здания Академии художеств и Двенадцати коллегий, Медный всадник и Исаакиевский собор, Конюшенные улицы, Новая Голландия, Адмиралтейство и Биржа — перечислять всемирноизвестные памятники Санкт-Петербурга можно очень долго. А ведь вокруг города тоже много сокровищ культуры: Екатерининский дворец, Александрия, Ораниенбаум, Петергоф, Павловск и многие многие другие дворцовые комплексы, парки и природные зоны.
Невероятно, но помимо исторических объектов и уникальных природных уголков Петербурга ЮНЕСКО включило в список наследия и малоизвестные достопримечательности: древнерусскую Ореховскую крепость на Ладоге, Сестрорецкий оружейный завод, Линдуловскую рощу и некоторые другие
.

6. Расскажи с помощью физической карты о крупных месторождениях полезных ископаемых России.

На карте можно увидеть, что Россия богата самыми разнообразными полезными ископаемыми. Самые большие запасы находятся:
— нефть (большой черный треугольник) — на Сахалине, в Западной Сибири, на севере и на юге Уральских гор, в Поволжье, на северо-западном побережье Каспийского моря;
природный газ (большой белый треугольник) — в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье, в Ставропольском крае;
каменный уголь (черный квадрат) — на Дальнем востоке, на Камчатке, в Восточной Сибири, на Алтае, на севере Уральских гор, в Мурманске, на Дону;
— золото (наполовину закрашенный круг) — в Восточной Сибири, на юге Урала;
— алмазы (зелёная звездочка) — в Восточной Сибири.

7. Отправься с родителями на прогулку в ближайший парк, лес. Определи, какие деревья встречаются чаще. К какому типу относятся леса твоей местности?

Когда мы ходили с родителями за грибами в лес, я видела самые разные деревья, там были сосны, ели, дубы, берёзы и осины. Встречались нам заросли кустарников и ягод. Иногда мы выходили на солнечные зелёные поляны, а иногда попадали в сумрачные заросли. Папа назвал этот лес смешанным, потому что в нем росли и хвойные и лиственные деревья. Такие леса очень характерны для местности, в которой я живу.

8. Выбери заповедник любой природной зоны. Подготовь о нём презентацию.

Жигулёвский заповедник

Жигулёвский заповедник расположен на берегах великой реки Волга в самом сердце Самарской области. Место это называется Самарская Лука, поскольку Волга широкой петлёй (излучиной, лукой, как говорили раньше) огибает древние Жигулевские горы. Это невероятно красивое место, в большинстве своем сохранившееся в первозданном виде.
Внутри Самарской Луки, ограниченной почти со всех сторон водами Волги, сохранились уникальные растения и животные. Например, здесь до сих пор растут растения-представители ледникового периода: толокнянка обыкновенная и майник двулистный, а также другие растения из древних эпох: шаровница крапчатая, шаровница крапчатая, терескен серый и другие. Также в заповеднике сохранились настоящие русские леса: дубовые и березовые рощи, сосновые боры, ольшаники и ельники.
В лесах обитает несколько сотен видов животных: лоси, косули, кабаны, волки, рыси, барсуки, горностаи, ласки, лесные хорьки, лисы и многие другие. Их численность внимательно отслеживают и стараются создать условия для более комфортного обитания на территории заповедника. Например, удалось увеличить поголовье лосей, зайцев и горностаев.
В речных низинах и на многочисленных островках гнездится более 150 видов птиц: филины, сычи, глухари, тетерева, дятлы, синицы, трясогузки, камышовки, лазоревки, кукушки, пищухи, рябчики, а также орланы-белохвосты, лебеди-шипуны, серые цапли, речные крачки, золотистые щурки и многие многие другие.

9. Запиши, какие виды рельефа ты наблюдал в своей местности.

Я живу в средней полосе России и здесь наблюдается по большей части равнинный рельеф. Так наш город находится в долине реки и окружен небольшими холмами. Когда мы с родителями едем на дачу, то иногда гуляем по окрестным лугам и лесам. Там встречаются небольшие овраги, впадины и маленькие бугры, которые даже нельзя назвать холмами. В оврагах иногда протекают мелкие речушки, а во впадинах образуются болота. А холмы мне часто хочется назвать горами, они у нас достаточно большие, достигают 300 метров. Но после того, как я съездил на юг и увидел Кавказские горы, то я понял, что наши холмы — это конечно не горы, до гор им ещё «расти и расти».

10. Занимаются ли в твоей местности растениеводством и животноводством? Если да, то вспомни, какие культурные растения и каких животных выращивают. Почему именно эти виды выращивают и разводят? Какие природные особенности позволяют людям заниматься этими видами деятельности?

На территории моего края много полей, рек, озер и заливных лугов. Это очень благоприятная местность для развития сельского хозяйства. На полях выращивается кукуруза, пшеница, рожь, гречиха и ячмень, а ещё подсолнечник, картофель, капуста, морковь, сельдерей, клубника и много других овощей и ягод. В некоторых сёлах есть большие фруктовые сады, в которых растут яблоки, груши и вишни.
Что касается животноводства, то у нас есть очень хорошие птицеводческие хозяйства, несколько свиноферм и ферм крупного рогатого скота, выращивающих коров на мясо и молоко. Страусиная ферма, расположенная недалеко от нашего города, построена скорее для развлечения туристов, чем для сельскохозяйственной деятельности, но некоторое количество яиц, мяса и перьев производиться и на ней.

Нам хотелось бы познакомить читателей с фрагментами книги А.Г. Озерова, которая представляет собой методическое пособие. В книге собран и систематизирован материал по организации разовых или комплексных экологических исследований для школьников.
Предложенная методика может быть использована классными руководителями в походах, экспедициях, однодневных поездках на природу и т.п. Для знакомства с книгой мы выбрали материал, посвященный наблюдениям за погодой.

Метеорологические наблюдения школьников

По книге:
Озеров А.Г.
Исследовательская деятельность учащихся в природе: Учебно-методическое издание. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 216 с.

И сследовательские экспедиции и походы с исследовательским уклоном представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм турист­ско-краеведческой деятельности (спортивные походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что экспедиция позволяет наиболее полно реализовать на практике знания, полученные учениками в течение года. Не просто отдых и развлечения, но предстоящая работа, изучение нового, неизвестного, а возможно – и личные открытия делают для ребят экспедицию особенно привлекательной и интересной.
Чтобы участники экспедиции получили удовлетворение от своего труда, в экспедиции должны быть поставлены, осознаны и реализованы конкретные исследовательские задачи в условиях конкретного региона. То есть экспедиция – это определенная мини-модель организации исследовательской деятельности.
При постановке проблемы перед учениками следует особое внимание уделять ее актуальности для данного возраста вообще и конкретного человека в частности. Всегда можно найти «точку опоры», т.е. мотивацию исследовательской деятельности в личном интересе. Толчок к исследованию должен идти «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов.
Как показывает анализ проектов летнего отдыха и занятости учеников, тематика экспедиционных исследований в настоящее время охватывает такие области, как экология, геология, гидрология, геоботаника, биогеохимия, гидробиология, орнитология (и другие области зоологии), история, этнография, фольклор, археология и другие.

Метеорологические наблюдения

Наблюдать за погодой, другими изменениями в природе школьники учатся еще в начальной школе на уроках естествознания. При изучении курса географии обязательные для всех учащихся наблюдения проводятся в течение одного месяца любого времени года, а также во время изучения темы «Атмосфера». Поэтому такие наблюдения доступны уже самым юным туристам. Умение проводить наблюдения за погодой и делать простейшие предсказания имеет, кроме всего прочего, большое практическое значение для всех туристов, а не только для юных туристов-экологов.
Можно сразу акцентировать внимание учеников на том, что все данные, полученные при наблюдении за погодой во время походов, могут быть собраны в кабинете географии и использованы при изучении климата и погоды своей местности в теме «Атмосфера». Они также могут оказаться полезными при изучении особенностей различных регионов России в курсе «Физическая география» и темы «Абиотические факторы среды» в курсе «Экология».
При подготовке к выполнению данной работы целесообразно повторить с учащимися тот учебный материал, который они изучали в курсах «Природоведение» и «Физическая география», а именно – местные признаки предсказания погоды, типичные признаки погоды своей местности по временам года.

Проведение наблюдений за состоянием погоды

Для выполнения данного комплекса работ необходимы следующие приборы и инструменты: термометры, барометр (рис. 1), дождемер (рис. 2), компас и флюгер. Флюгер может быть заменен вымпелом. Термометр желательно иметь спиртовой, в металлическом футляре.

Рис. 1. Барометр Рис. 2. Дождемер

Истинная температура воздуха – это только температура в тени. При проведении замеров необходимо следить за тем, чтобы термометр не нагревался. Если во время движения группы это невозможно, то можно воспользоваться давно известным приспособлением – шнурком, привязанным к верхнему концу термометра. Термометр, как пращу, раскручивают над головой, держа за другой конец шнурка. Затем быстро снимают показания термометра, пока он еще не нагрелся.
Измерение количества выпавших осадков трудно провести в походе, когда надо все время двигаться по маршруту, а вот в полевом лагере это довольно доступный вид исследований. Отсутствие настоящего дождемера можно восполнить ведром с точно рассчитанной принимаемой поверхностью. Для этого измеряется внутренний диаметр ведра и высчитывается площадь принимаемой поверхности:

Ведро устанавливают под открытым небом на невысокой подставке и два раза в день проводят замеры накопившейся воды. Для этого используют мерный цилиндр. Разделив объем измеренной воды V на площадь принимаемой поверхности ведра S, получаем величину Н – высоту слоя выпавшего дождя:

Скорость ветра проще всего определять по шкале Бофорта, т.е. наблюдая за действием ветра на окружающие предметы. Точнее скорость ветра можно измерить специальным прибором – анемометром. (см. табл. 1.)

Табл. 1

Шкала Бофорта для определения скорости ветра

Сила ветра
в баллах

Скорость
ветра, м/сек

Действие ветра

0 – штиль

Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны

1 – тихий

Дым поднимается наклонно, листья неподвижны

2 – легкий

Дуновение ветра чувствуется лицом, листья шевелятся

3 – слабый

Ветер колышет листья, тонкие ветки, флаги. На поверхности стоячих водоемов появляется рябь

4 – меренный

Ветер колеблет большие ветки с листьями, наклоняет верхушки деревьев, поднимает с земли пыль

5 – свежий

Ветер раскачивает тонкие стволы деревьев, свистит в ушах, на поверхности воды образует волны

6 – сильный

На гребнях стоячих вод образуются барашки. Гудят телеграфные столбы. Ветер раскачивает большие голые сучья деревьев, свистит около домов

7 – крепкий

Ветер раскачивает стволы деревьев без листьев, затрудняет ходьбу против ветра

8 – шторм

Ветер колеблет большие деревья, ломает сучья и тонкие стволы деревьев, сильно затрудняет движение пешехода

9 – ураган

Ломает большие голые сучья и стволы деревьев, сдвигает с места легкие предметы, сносит крыши

Измерять количество облаков надо с открытого места с хорошим обзором. Облачность определяется на глаз по 10-балльной системе. Безоблачное небо – 0 баллов, небо полностью покрыто облаками – 10 баллов. Таким образом, 1 балл в этой системе равен примерно 10% общей поверхности неба. Для прогноза погоды по местным признакам важно отмечать форму облаков.
1-е семейство – облака верхнего яруса: перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые. Эти облака всегда тонкие, прозрачные, вуалеподобные или в виде тончайших полос и перьев, почти не дают тени и осадков. Сквозь них просвечивает голубое небо, а вокруг солнца или луны часто виден светящийся круг – гало.
2-е семейство – облака среднего яруса: высококучевые и высокослоистые. Солнце через них просвечивает слабо. Вокруг солнца и луны эти облака образуют венцы – цветные узкие кольца, снаружи – красные, внутри – желтые. От этих облаков часто вниз идут нитевидные «хвосты» – полосы падения осадков, которые испаряются, не достигая поверхности земли.
3-е семейство – облака нижнего яруса: слоисто-кучевые, слоистые и слоисто-дождевые. Эти облака образуют сплошную серую массу в виде гряд, волнистого покрова или однородной пелены, солнечный диск через них не просвечивает. Слоисто-кучевые облака, похожие на крупные гряды, разделены просветами или имеют вид сплошного волнистого покрова. Осадки из них обычно не выпадают. Слоистые облака (однородный серый слой) дают осадков мало, в виде мелкой мороси. Слоисто-дождевые облака – темная бесформенная масса, понизу которой проносятся темные и мрачные облачные клочья, дают обложные осадки.
4-е семейство – облака вертикального развития, бывают при ясной погоде и не имеют связи с фронтами. Своим происхождением эти облака обязаны дневным конвекционным потокам воздуха. Образуются при нагревании земной поверхности в однородной воздушной массе. Кучевые облака имеют вид холмов с горизонтальным основанием и куполообразной вершиной. Цвет иногда синеватый. Даже при сильном развитии дают слабые осадки. Кучево-дождевые облака темно-серые или синие. У их основания видны полосы падения осадков. Вершины поднимаются в виде огромных горообразных масс. Из этих облаков выпадают ливни.

Выяснение взаимозависимости между климатическими факторами

При подготовке к проведению данной работы внимание учеников сосредоточивают на приемах наблюдения за погодой. Повторяются приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, высоты солнца над горизонтом. Предварительно необходимо напомнить ученикам, как проводить наблюдения за погодой, записывать наблюдения, какие использовать условные знаки (см. табл. 2).
Предлагаемая форма даст возможность ученикам, используя конкретные данные своих наблюдений, сделать вывод о зависимости, существующей между изменениями суточной температуры, давлением, ветром, осадками и т.п.

Табл. 2

Табл. 3

Объекты и показатели, выбранные для наблюдения

Месяц года и число

Место наблюдения

Сентябрь

Высота солнца над горизонтом

Температура воздуха

Состояние растительности

Состояние ближайшего водоема

Выводы о причинах сезонных изменений в природе

Наблюдения за сезонными изменениями состояниярастительности и водоемов

Для формирования у учеников младших классов устойчивого представления о зависимости сезонных изменений в средних и высоких широтах от высоты солнца над горизонтом можно совместить простейшие климатические и фенологические наблюдения (состояние растительности, водоемов, поведение животных) с наблюдениями высоты солнца над горизонтом. В зависимости от подготовки ученики могут сделать эту работу под руководством педагога или самостоятельно.
Эта практическая работа достаточно объемна по своему содержанию и не подходит в качестве задания для единичного похода, но ее можно реализовывать в серии походов. Для анализа полученных результатов рекомендуем использовать табл. 3.
По данным изменения высоты солнца над горизонтом ученики под руководством учителя могут построить график, наглядно показывающий изменение высоты солнца за год. При изучении темы «Атмосфера» данный график можно использовать в комплексе с графиком годового изменения температур. Сопоставление этих графиков позволит ученикам самим сделать правильный вывод о зависимости температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом.
Для большей точности и упрощения построения графиков высоту солнца над горизонтом можно рассчитать только для дней солнцестояния и равноденствия. Учитель может проверить правильность измерения в эти дни высоты солнца по такой формуле: Н = (90 – f) ± 23,5, где Н – высота солнца над горизонтом, а f – широта местности.
Для юных экологов – учащихся 8-го класса и старше – данную работу можно видоизменить, введя, например, наблюдения за поведением животных, так как для них эти темы будут более актуальны. Соответственно, в итоге следует сравнить, например, по дням температуру воздуха и поведение птиц или изменения в облике растений и т.п.

Предсказание погоды

Целью данной исследовательской работы должно стать формирование умений прогнозировать погоду путем анализа произведенных метеорологических, фенологических и этологических наблюдений (см. табл. 4).

Табл. 4

Табл. 5

Метеорологическоеявление

Предшествовавшие наблюдения

За какое время
до явления

Метеорологические

Состояние растений

Поведение животных

2–3 суток

Поскольку в данной таблице будет фиксироваться состояние живых организмов и климатических факторов среды одновременно, то для составления прогноза будет необходимо ее переработать, выделив одной строкой климатическое явление и наблюдения, предшествовавшие ему за 1–2 часа, за половину суток, за сутки, за 2–3 суток (см. табл. 5).
В приведенной таблице предлагается проанализировать наблюдения, проведенные за указанные в графах промежутки времени. Данные промежутки можно скорректировать применительно к своим наблюдениям. По опыту знаем, что туристов особенно волнует наступление ненастной, дождливой погоды, а также признаки улучшения погоды.

Признаки наступления дождливой погоды
Давление воздуха понижается.
Днем и ночью температура почти одинаковая; в поле и в лесу, в низинах и на холмах одинаково тепло.
В той части неба, откуда дует ветер, появляются перистые облака, вытянутые узкими полосками с загнутыми и «размазанными» концами – первые предвестники приближающегося циклона. Чем быстрее движутся эти облака, тем быстрее наступит ненастье: если они быстро приближаются к вам, то дождь пойдет через 8–12 часов, если они движутся медленно, то ненастье наступит лишь через 1–2 дня.
Облачность постепенно усиливается, дождевые облака затягивают сплошной пеленой все небо.
На ясном небе вокруг солнца или луны появляется большой белый круг.
Ветер к вечеру усиливается, становится порывистым.
Вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску, солнце садится в тучу.
Роса не оседает; если появляется туман, то он образует сплошную высокую завесу, а не низкую пелену и не исчезает после восхода солнца.
Дым из труб (и от костра) в безветренную погоду низко стелется над землей.
Ласточки и стрижи низко летают над землей.
Птицы «купаются» в пыли.
Лягушки прыгают в жаркий полдень в лесу, а под вечер – по дорогам.
Собаки катаются по земле.
Кошки вылизывают шкуру и прячут мордочку.
Кислица, клевер, одуванчик, фиалка душистая, цикорий и др. закрывают свои цветки.
Сильно пахнут цветы акации, жимолости, донника. Около них наблюдается много насекомых.
Муравьи прячутся в муравейнике.

Признаки сохранения дождливой погоды
Давление почти не меняется.
Ветер слабый или штиль.
Облачность сплошная, без прояснений.
От падающих капель дождя на лужах образуются пузыри.
Летающие насекомые прячутся в кронах деревьев и кустарников, под листьями травянистых растений.
Куры не прячутся от дождя.

Признаки наступления хорошей погоды
Атмосферное давление повышается.
Вечером выпадает роса и остается до утра.
Днем жарко, а ночью холодно.
Во время дождя – сильный, порывистый ветер.
Ветер усиливается днем и стихает к ночи.
Исчезают серые рваные облака, в сплошной пелене появляются разрывы с голубым небом.
Солнце садится в безоблачном небе.
Ветви ели подняты вверх.
Ласточки и стрижи летают высоко.
Радуга возникает в первой половине дня.
Ночь ясная со звездами.
Пауки ткут паутину.

Признаки сохранения хорошей погоды
Атмосферное давление относительно высокое и остается без изменений или медленно возрастает.
В течение суток температура воздуха резко меняется: днем жарко, ночью прохладно.
Вечером и ночью в лесу заметно теплее, чем на открытом месте, а в низине заметно прохладнее.
Ветер слабый, усиливается днем и стихает к ночи.
Вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком. Зеленоватая заря предвещает продолжительную сухую погоду.
После захода солнца в низинах, над прудом, рекой, болотом появляется туман.
Выпадает обильная роса, остающаяся до утра.
Дым поднимается вертикально.
Листья папоротника-орляка закручены вниз, ветви ели и можжевельника подняты вверх.
Ласточки и стрижи летают высоко над землей.
Пауки активны, строят новую паутину.
Можно было бы привести еще не одну примету, но мы думаем, юные исследователи сделают это сами, используя свои наблюдения.

Метеорологические наблюдения и их анализ

В результате этой работы у учеников формируются умения обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, составлять графики температуры, диаграммы облачности и осадков, розу ветров, давать описание погоды за день, месяц.
Данная работа значительна по своему объему и для самостоятельного выполнения учениками 6–7-х классов достаточно сложна, поэтому проводится под руководством педагога. Для учеников 8–10-х классов данная работа не составит большого труда, поэтому группа, состоящая из старшеклассников, может справиться без помощи руководителя.
Перед началом выполнения практической работы целесообразно еще раз обратить внимание учеников на различие понятий «погода» и «климат». Рассмотрим методику проведения этой работы, используя данные, полученные при наблюдении за состоянием погоды в районе Москвы.

Составление графика изменения температур (за день, неделю, месяц)
Эту работу можно начать с составления графика изменения средних температур в течение суток (рис. 3). Для этого используют данные, которые ученики определяют по термометрам. График изменения суточной температуры позволит ребятам сделать вывод о зависимости между высотой солнца над горизонтом и температурой. График может быть достаточно наглядным, если рядом с температурой в утренние полуденные и вечерние часы отмечать и положение солнца над горизонтом. Показатели, характеризующие отрицательные температуры, целесообразно отмечать синим цветом, а положительные – красным.

Построение графика изменения температур воздуха за неделю (месяц) формирует у учеников представление о том, что, несмотря на одинаковое положение солнца над горизонтом в определенные часы различных дней недели, температура этих дней иногда существенно различается из-за влияния направления движения ветра, облачности на температуру и на состояние погоды в целом.
Можно предложить ученикам построить график изменения температур в течение года, взяв за основу средние температуры отдельных месяцев всех сезонов года. Сопоставление графиков позволит ученикам самостоятельно сделать вывод о прямой зависимости между высотой солнца над горизонтом и средней температурой, объяснить наличие температурной разницы по сезонам года, влияние и роль температуры на развитие растительного и животного мира.

Переменная облачность

Итого дней

Построение розы ветров и диаграммы облачности
Для построения розы ветров данные наблюдений за любой месяц года анализируют и обобщают в форме таблицы (табл. 7), где отмечают направление ветра и количество дней, в течение которых ветер имел указанное направление. Затем на основе этих данных ученики вместе с педагогом строят розу ветров (см. рис. 4).
Построение розы ветров и диаграммы облачности позволит учащимся сделать правильный вывод о зависимости облачности от направления ветра, объяснить причины этой зависимости.


Рис. 4. Роза ветров и диаграмма облачности

Описание погоды за день, месяц ученикам предлагается дать по следующему плану.
1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.
3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.
4. Облачность, распределение облачности по дням.
5. Направление и сила ветра. Роза ветров.
6. Атмосферное давление. Изменение давления.
7. Необычные атмосферные явления.
8. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
9. Влияние погоды на состояние растений и поведение животных.

Валентина Коробкова

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение . Ежедневно на прогулке мы с детьми наблюдаем за погодой , или предлагаем самостоятельно понаблюдать и в конце рассказать о ней : Какая сегодня погода ? Что про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера (другой день недели? Учим детей замечать изменения в погоде и планировать , чем они будут заниматься в зависимости от погоды . После прогулки дежурные отмечают погоду на календаре группы и в «Дневнике наблюдений за погодой » . У нас дневник оформлен в форме таблицы на каждый месяц года. В клетке дня недели ребенок рисует значок, соответствующий погодным явлениям (образы солнца, дождя, снега, др.)

Заполнив дневник за двенадцать месяцев, мы с детьми проследили изменения погоды по сезонам и в течение прошедшего года.













На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать , логически мыслить. Ребятам нравится вести » и мы будем продолжать эту работу.

Публикации по теме:

В октябре, начав заниматься со своими малышами, я поняла, насколько трудно даются им беседы о погоде, и решила организовать для них простой.

Дневник коммуникативного поведения педагога с воспитанниками, родителями, коллегами Будь надеждой для детей! Дари себя детям! Будь осторожен! Не ошибись! Не.

Дневник учебно-исследовательской практики - краткое описание Дата Содержание деятельности Анализ 7 сентября 2015г. Понедельник Составление плана практики План практики включает в себя знакомство с.

Здравствуйте,уважаемые коллеги. Продолжаем наш летний дневник. Эту неделю мы решили посвятить насекомым. Начали мы со всеми любимой "Мухи-цокотухи".

Мы продолжаем нашу летопись. Спасибо за голоса и добрые слова!Температура воздуха+35,поэтому эту неделю посвящаем воде и всему,что с ней.

Наступило лето!Но,к сожалению,оно очень короткое в наших краях. Решили мы запечатлеть каждый день в летнем дневнике. В нем мы будем описывать.