Почему ветер дует с моря на сушу? Объяснение для детей. Почему дует ветер Из за чего образуется сильный ветер

Элементарные вопросы чаще всего загоняют в тупик. Вроде бы понимаешь и знаешь, откуда берется ветер, но как это правильно сформулировать и красиво выразить мысль? А если спрашивает ребенок, ситуация значительно усложняется. Ведь у него еще толком не представлений об окружающем мире и познаний в области физики.

Откуда появляется ветер?

Чтобы объяснить что-то кому-то другому следует самому разобраться в вопросе. Хотя бы в упрощенном варианте:

  • Воздух на нашей планете прогревается не равномерно.
  • Разная температура может быть вызвана особенностями рельефа и изменчивой погодой.
  • С курса физики можно вспомнить, что более легкий нагретый воздух устремляется вверх.
  • Природа пустоты не потерпит, она нуждается в срочном замещении.
  • На место «ушедшего вверх» теплого воздуха приходят холодные массы из менее прогретого региона.
  • Холодный воздух движется горизонтально, вдоль земли.

Вот и выходит, что если перемещения теплого воздуха вверх мы не ощущаем, то поток холодного воздуха над землей не заметить сложно.

Конечно же, все немого сложнее, свою роль играют зону повышенного и пониженного давления , на формирование ветра и воздушных масс влияет даже солнечный ветер. Но если вдаваться в такие подробности, самостоятельно ничего понять не получится. А ведь еще кому-то «простым языком » это объяснить надо.

Что ответить ребенку на вопрос о ветре?

Конечно же, можно пойти по простому пути и использовать какую-то замену реальному описанию:

  • Так дышит земля и море, им ведь тоже надо дышать.
  • Ветер от того появляется, что Бог начинает сердито дышать.
  • Это так деревья листьями шелестят и воздух гоняют, чтобы общаться.

Но все это даже близко не отображает реальное положение дел, а местами даже подменяет причину и следствие.

Наверное, самое оптимальное объяснение: «Холодный воздух приходит в гости к теплому воздуху, оттого и дует ».

В это легко поверить, это не имеет никакого религиозного подтекста, если ребенок запомнит, то подрастя, он поймет, что родители действительно знали, как правильно и пытались ему объяснить в меру его развития.

Можно показать на элементарном примере - открыть дверь в подъезд и показать, что оттуда «тянет» холодный воздух. После объяснить, что в квартире тепло, а на лестничной площадке холодно. Оттого и образуется ветер и сквозняк, что холодный воздух идет туда, где теплее.

Любознательный малыш может поинтересоваться, куда же девается теплый воздух? Здесь уже или будьте честными до конца и пытайтесь объяснить, что он поднимается выше, или придумайте какую-то убедительную отговорку. Мол, остается там же, но замерзает из-за такого соседа.

Ветер - друг и враг человечества

На жизнь человека ветер влияет самым разным способом:

Положительное влияние

Негативное воздействие

Технология ветряных мельниц на протяжении столетий обеспечивала производство муки.

Ураганы на протяжении тысячелетий забрал множество жизней, люди гибнут от стихии даже в наше время.

Современные ветряки дают достаточно электроэнергии.

Сильный ветер может «выдувать» землю, снижая ее плодородность.

В жаркую погоду прохладный ветерок спасает от перегрева.

Сквозняк и плохая погода - одна из самых распространенных причин простуды.

Влияет на перемещение туч и выпадение осадков.

На море ветер может вызвать волнения целых пластов воды.

Человек во многом смог «приручить» первобытную стихию и научился использовать многие природные явления себе на благо. Но нет никаких эффективных способов и даже теоретических наработок, которые позволили бы победить ветер. Он всегда дует куда хочет. Даже , в этом плане, оказалась куда податливее, но может, уже через пару десятилетий, мы увидим первые воздушные плотины.

Осталось только понять, в чем будет смысл таких сооружений. Можно привести в качестве аргумента защиту от ураганов , но такой вариант грубого воздействия на атмосферу может привести к еще более плачевным последствиям.

Как объяснить ребенку, что такое ветер?

Кстати, малышу даже сложно объяснить, что такое ветер и откуда он берется. Лучше двигаться поэтапно, начиная с наиболее простого:

  1. Ветер - движущийся воздух.
  2. Воздух движется, потому что он по-разному нагрет и всегда стремится туда, где теплее.
  3. Он может шелестеть листьями и даже гнуть деревья, потому что у него есть вес.
  4. Если кто-то идет и у него есть вес, во время движения он будет перемещать все, на что наталкивается.
  5. У воздуха слишком маленький вес, но его очень много и передвигается он сразу в большом количестве.
  6. Мы просто не видим этого, поэтому сложно поверить, что все дело в массе.

Из-за надуманных объяснений у детей может сформироваться представление, что ветер это какое-то одушевленное существо , жестокое или справедливое, наделенное своей волей.

Все это может пугать ребенка или закладывать шаткий фундамент для получения новых знаний в дальнейшем. Именно поэтому лучше научить малыша читать лет в 5-6 и купить ему пару энциклопедий, которые будут способны дать ответ на большую часть вопросов. Но это еще не гарантирует родителям хоть минуту покоя.

На самом деле, лучше ценить тот непродолжительный отрезок, когда ребенок постоянно спрашивает «почему?» , ведь он пройдет и никогда больше не повторится. И возможности побыть для ребенка всезнающим мудрецом, способным ответить на любой вопрос, может больше и не представиться.

Как образовывается ветер?

  1. Формирование ветра происходит за счет движения огромных воздушных масс.
  2. Перемещение пластов воздуха объясняется разным уровнем прогрева атмосферы, перемещением по градиенту давления и влиянием солнечного ветра.
  3. Холодный, ощущаемый нами воздух в виде ветра всегда перемещается как можно ближе к земле.
  4. Чаще всего сильный ветер возле водоема, потому что над водой воздух всегда холоднее.
  5. Грунт и даже асфальт нагреваются быстрее, чем вода. Это связано с химическими и физическими особенностями. Поэтому с моря и речки постоянно веет прохладой.

Опасен ветер в некоторых северных и приморских регионах. В той же тундре на пути холодного воздуха нет никаких естественных преград, поэтому он может развивать колоссальные скорости.

Те, кто живут недалеко от моря, знают, что такое штормовое предупреждение и прекрасно понимают, что в такую погоду на улице лучше не показываться.

Постарайтесь не запутаться в попытке объяснить ребенку, откуда берется ветер. Ведь доверие детей очень легко потерять, малыш может разубедиться во всесильности своих родителей.

Видео об источнике ветров

Надежда Васильева

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Почему дует ветер?» для подготовительной группы

Цель:

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Задачи:

Образовательная область «Познание»:

Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.

Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления (технология «ТРИЗ»)

Познакомить с понятиями «бриз», «буря», «ураган»

Развивать познавательный интерес.

Образовательная область «Коммуникация»:

Развивать объяснительную, рассудительную сторону речи

Образовательная область «Безопасность»

Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, острыми предметами.

Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.

Образовательная область «Социализация»

Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.

Образовательная область «Художественное творчество»

Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Упражнять в рисовании линии в виде спирали.

Материалы:

Электрическая плитка, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук, картинки – подсказки (самолет, парусник, ягоды, лыжи, листик, солнце, одуванчик, воздушные шары, рисунок «Движение воздушных масс», картинки с изображением ветра разной силы, надписи к ним («ураган», «буря», «бриз», схема изготовления «змейки», подносы на каждого ребенка (в каждом: лист бумаги квадратной формы, трафарет круга (крышка, ножницы, цветные карандаши, иголка с ниткой, готовые заготовки змеек, знак «Осторожно пользоваться», колокольчик, песочные часы.

Ход НОД.

Ребята, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми…мы можем увидеть в разные времена года…это: снег, дождь, радуга)

Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Какие слова или фразы вам помогли отгадать загадку?

Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем:

А хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»

Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то серый.

(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления («ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:

Картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);

Картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

Картинка «лыжи» (поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

И аналогично разбираются другие ситуации.

Вывод: видите, оказывается иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

Характер у ветра бывает разный. Какой?

Показываем картинки, знакомим с названиями :

опасный ветер – ураган , он вырывает деревья с корнем и сносит дома;

сильный ветер - буря , ломает ветки у деревьев;

слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра.

Физкультминутка «Ветер».

А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуем чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.

Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками); если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно); если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно). (Варианты придумывают дети.) Договорились.

Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.

Молодцы. А теперь давайте подумаем, как мы «делали» наш ветер? (Вдыхали что…воздух, а потом… выдували его из себя. Мы «делали» ветер.)

А в природе… кто вдыхает, кто выдыхает?

Вот чтобы узнать, откуда ветер берется в природе нам и понадобится мой прибор.

Что это? (Электрическая плитка)

Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться»)

А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка.

Приступаем к разгадке «тайны»…А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? …происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электричеством). Я беру вот такую помощницу –

змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Я предлагаю вам сделать свою змейку и повторить мой эксперимент.

А змейку вам поможет сделать схема – подсказка.

На приготовленных подносиках лежит все, что вам нужно.

Вы обведете тарелочки на квадратиках бумаги, чтобы получился круг (смотрите на схему, дальше нарисуете змейку и вырежете ее по линии, в середине змейки с помощью иголки сделаете ниточку, за которую удобно будет держать ее над плиткой.

Следите, пожалуйста, за порядком на столе. Все должно находиться на подносике, особенно следите за иголкой: она должна быть воткнута в подносик, её нельзя бросать, не уколите пальцы.

(Детям, у которых не получается нарисовать змейку, даются нарисованные заготовки или готовые змейки).

По мере выполнения работы дети подходят к плитке и экспериментируют. Меняясь, дети садятся за стол, раскрашивают свои змейки. По звоночку колокольчика все садятся на места.

Итог

Ребята, что мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

Молодцы ребята. Спасибо вам за работу. Дома вы можете продолжить эксперимент: попробуйте подержать змейку над батареей, над лампочкой, посмотреть, как она будет себя вести. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.


Общая циркуляция атмосферы – система воздушных течений на земном шаре, которая способствует переносу тепла и влаги из одних районов в другие. Воздух перемещается из областей высокого давления в области низкого . Области высокого и низкого давления формируются в результате неравномерного нагревания земной поверхности. Под влиянием вращения Земли потоки воздуха отклоняются в Северном полушарии вправо, в Южном – влево.

В экваториальных широтах благодаря высоким температурам постоянно существует пояс низкого давления со слабыми ветрами. Нагретый воздух поднимается вверх и растекается на высоте к северу и югу. При высоких температурах и восходящем движении воздуха, при большой влажности образуется большая облачность. Здесь выпадает большое количество осадков.

Примерно между 25 и 30° с. и ю. ш. воздух опускается к поверхности Земли, где вследствие этого формируются пояса высокого давления . Около Земли этот воздух направляется в сторону экватора (где низкое давление), отклоняясь в Северном полушарии вправо, в Южном – влево. Так образуются пассаты . В центральной части поясов высокого давления зона затишья: ветры слабые. Благодаря нисходящим токам воздуха происходит иссушение и прогревание воздуха. Жаркие и сухие районы Земли расположены в этих поясах.

В умеренных широтах с центрами около 60° с. и ю. ш. давление низкое . Воздух поднимается вверх и устремляется затем в полярные районы. В умеренных широтах преобладает западный перенос воздуха (действует отклоняющая сила вращения Земли).

Полярные широты отличаются низкими температурами воздуха и высоким давлением. Пришедший из умеренных широт воздух опускается к Земле и снова направляется в умеренные широты с северо-восточными (в Северном полушарии) и юго-восточными (в Южном полушарии) ветрами. Осадков мало.

Ветры

Ветер - горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности. Он возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и его движение направлено от областей с более высоким давлением к областям, где давление ниже. Причина возникновения ветра - разница в давлении между территориями, а причина разницы - неоднородность в нагреве. Направление ветра определяется той частью горизонта, откуда он дует (северный ветер дует с севера на юг). На направление ветров действует отклоняющая сила вращения Земли.

Ветры разнообразны по происхождению, характеру, значению . Общая циркуляция ветров, обусловленная разностью атмосферного давления, включает: муссоны, зональные переносы, циклоны, антициклоны . Местная циркуляция атмосферы выражается в бризах.

Виды ветров.

К местным ветрам относят бризы, горно-долинные, фены, бора, сирокко, самум и т.д. В экваториальном поясе преобладает низкое давление, в субтропическом - повышенное, поэтому ветры дуют к экватору. Под воздействием силы Кориолиса они отклоняются в северном полушарии вправо и имеют северо-восточное направление, в южном - влево и становятся юго-восточными.

Фён - теплый, сухой и порывистый ветер с гор. Он дует, когда по одну сторону хребта давление ниже, чем по другую. Бора - сильный, холодный, порывистый ветер, образующийся в том случае, если холодный воздух переваливает через невысокие хребты к теплому морю.

Пассаты – постоянные ветры в тропических областях Северного и Южного полушарий, дующие из поясов высокого давления (25-35° с. и ю. ш.) к экватору (в пояс пониженного давления). Под влиянием вращения Земли вокруг своей оси пассаты отклоняются от своего первоначального направления. Северном полушарии они дуют с северо-востока на юго-запад, в Южном – с юго-востока на северо-запад. Пассаты характеризуются большой устойчивостью направления и скорости движения.

В умеренных широтах обоих полушарий господствуют западные переносы (западные ветры ). Западные ветры умеренного пояса - преобладающие ветры, дующие в умеренном поясе примерно между 35 и 65 градусами северной и южной широты. Эти ветры дуют преимущественно с запада на восток, точнее с юго-запада в Северном полушарии и с северо-запада в Южном полушарии.

Днем суша нагревается быстрее моря, воздух над ней теплее, чем над водой. Над землей образуется область пониженного давления, над водой - повышенного, и ветер дует с моря на сушу. Это дневной бриз . Ночью суша остывает быстрее моря, над которым формируется область пониженного давления, и ветер дует в обратную сторону - ночной бриз .

Аналогичен механизм образования муссонов - сезонных ветров, меняющих свое направление дважды в год: летом они дуют на сушу, зимой - на море. Зимой воздух над сушей холоднее, над океаном – теплее. Следовательно, давление выше над материком, ниже – над океаном. Поэтому зимой воздух перемещается с материка (области более высокого давления) на океан (над которым давление ниже). В теплое время года – наоборот: муссоны дуют с океана на материк. Поэтому в областях распространения муссонов осадки выпадают, как правило, летом. Вследствие вращения Земли вокруг своей оси муссоны отклоняются в Северном полушарии вправо, а в Южном – влево от своего первоначального направления.

Особые системы ветров.

В следствие неравномерного нагревания земной поверхности и отклоняющей силы вращения Земли образуются огромные (до нескольких тысяч километров в диаметре) атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Циклон - атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре. Антициклон - атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.

Циклон восходящий вихрь в атмосфере с замкнутой областью пониженного давления, в которой ветры дуют от периферии к центру (в Северном полушарии против часовой стрелки, в Южном – по часовой). Средняя скорость движения циклона 35-50 км/ч, а иногда до 100 км/ч. В циклоне воздух поднимается вверх, что влияет на погоду. С возникновением циклона погода достаточно резко изменяется: усиливаются ветры, быстро конденсируются водяные пары, порождая мощную облачность, выпадают осадки.

Антициклон – нисходящий атмосферный вихрь с замкнутой областью повышенного давления, в которой ветры дуют от центра к периферии (в Северном полушарии – по ходу часовой стрелки, в Южном – против). Скорость движения антициклонов 30-40 км/ч, но они могут долго задерживаться на одном месте, особенно на материках. В антициклоне воздух опускается вниз, становясь более сухим при прогревании, т. к. заключенные в нем пары удаляются от насыщения. Это, как правило, исключает образование облаков в центральной части антициклона. Поэтому при антициклоне погода ясная, солнечная, без осадков. Зимой – морозная, летом – жаркая.

Шкала скорости ветра (шкала Бофорта)

Баллы

Бофорта

Скорость ветра, м/с Характеристика

ветра

Видимое действие ветра

0 0-0,2 Штиль Дым поднимается вертикально, листья на деревьях неподвижны
1 0,3-1,5 Тихий ветер Легкое движение воздуха, дым слегка отклоняется
2 1,6-3,3 Легкий ветер Движение воздуха чувствуется лицом, листья шеле­стят
3 3,4-5,4 Слабый ветер Колышутся листья и тонкие ветки на деревьях
4 5,5-7,9 Умеренный ветер Вершины деревьев гнутся, шевелятся небольшие сучья, поднимается пыль
5 8-10,7 Свежий ветер Колеблются сучья и тонкие стволы деревьев
6 10,8-13,8 Сильный ветер Качаются толстые сучья, гудят телефонные про­вода
7 13,9-17,1 Крепкий ветер Раскачиваются стволы деревьев, гнутся большие сучья, идти против ветра становится тяжело
8 17,2-20,7 Очень крепкий ветер Раскачиваются большие деревья, ломаются неболь­шие сучья, очень тяжело ходить
9 20,8-24,4 Шторм Небольшие повреждения зданий, ломаются тол­стые сучья деревьев
10 24,5-28,4 Сильный шторм Деревья ломаются или вырываются с корнем, большие повреждения зданий
11 28,5-32,6 Жестокий шторм Большие разрушения
12 32,7-36,9 Ураган Опустошительные разрушения

Конспект урока «Ветер. Системы ветров «. Следующая тема:

Подобно некоторым другим планетам Солнечной системы Земля окружена слоем газов. Этот слой называется атмосферой. Земная атмосфера состоит в основном из азота и кислорода.

Отдельные молекулы газов постоянно с высокой скоростью перемещаются в различных направлениях. Все вместе они прочно привязаны к Земле, силой ее гравитации.

Что такое ветер?

Ветер - это совместное перемещение в одном на правлении больших масс молекул атмосферных газов. Ручеек таких движущихся синхронно молекул может свистеть, обдувая высокое здание, и срывать с прохожих шляпы, но если молекул целая река, да еще шириной в несколько километров, то такой ветер может облететь вокруг всей планеты.

В закрытом помещении, где воздух едва движется, можно даже забыть о его существовании. Но если выставить руку за окно движущегося автомобиля, то становится ясно, что воздух существует, и хотя он невидим, но оказывает ощутимое давление. Действительно, мы постоянно испытываем на себе давление воздуха, который кажется эфемерным и невесомым. Но на самом деле вся атмосфера Земли весит ни много ни мало 5 квадриллионов тонн.

Интересный факт: ветер дует потому, что давление воздуха различно в разных участках атмосферы.


Ветры случаются от того, что атмосферное давление в разных участках атмосферы несколько различается. Почему разница в давлении вызывает ветер? Представьте себе плотину. Высота уровня воды с одной ее стороны 6 метров, с другой - 3. Если открыть шлюзы плотины, то вода быстро потечет в ту сторону, где уровень воды 3 метра, и будет течь, пока уровни воды не сравняются. Нечто подобное происходит и с воздухом.

Бывает, выглянешь за окно, а там деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть лёгким и тёплым, а может быть сильным и холодным. А во многих сказках его даже называет могучим. Откуда же в нём столько силы? Почему дует ветер?

Наверняка вы не раз чувствовали, как дует ветер. Огромные потоки воздуха передвигаются с места на место вокруг нашей планеты. А что такое воздух? Это смесь газов, частички которых свободно летают в пространстве. В воздухе нет никаких стенок или границ. Однако где-то он теплее, где-то прохладнее, где-то частичек больше, где-то меньше - но он стремится стать везде одинаковым. И это движение воздуха, его стремление перемешаться - и есть ветер.

Подойди к двери (например, ведущей на застеклённый балкон) и попробуй определить, куда дует ветер вверху дверного проёма (выше) и около пола (ниже). Для этого можно поставить две свечи, внизу и вверху, и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится? Вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это тёплый воздух. Он легче и, поднимаясь, выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и занимает освободившееся от теплого воздуха место. Именно так получается и ветер в природе.

Солнечные лучи в течение дня пронизывают воздушную оболочку Земли. Часть из них достигает поверхности - они нагревают почву, камни и скалы, воду морей и океанов. А те отдают это тепло окружающему воздуху, и воздушная оболочка, окутывающая нашу планету - атмосфера - нагревается. Именно из-за солнца ветра на нашей планете не могут утихнуть.

Но в течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем море. Воздух, находящийся над землёй, поднимается вверх, а холодный ветер с моря занимает его место. Ночью наоборот - земля остывает, вода же остается тёплой. Тёплый воздух, находящийся над водой, поднимается вверх, и бриз уже дует с берега, занимая его.

То же самое происходит и в огромных масштабах на поверхности всей планеты. На Земле самым тёплым местом является экватор. Поэтому в этой полосе тёплый воздух постоянно поднимается вверх. Он направляется в сторону полюсов, на Север и Юг. Затем, на определенных широтах, он опускается вниз и продолжает своё движение, но уже в двух направлениях - к полюсам и обратно к экватору.

Ещё одна сила, действующая на поток воздуха - это вращение Земли. Из-за него все ветры в Северном полушарии сдвигаются вправо, в Южном полушарии - влево.

Если бы солнце, земля и океаны оставили воздух в покое, то через некоторое время он всюду стал бы одинаковой температуры и влажности, а ветры затихли бы навсегда.

Знаете ли вы, что…

Самое ветреное место в мире - это порт Мартин. Находится он в Антарктиде. Здесь расположен так называемый полюс ветров. В течение года в Антарктиде бывает 340 бурных дней со средней скоростью ветра около 20 метров в секунду.

История человека тесно связана с ветром : именно он приводил в движение парусные корабли, лопасти мельниц, которые преобразовывали его энергию в механическую.

Самый быстрый ветер рождается внутри воронки торнадо. Его скорость достигает 480 километров в час .