Пороша анализ. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А

Акцентологический уровень

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике . Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.

Фонетический уровень

Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под с каз ку с на, / С ловно белою кос ынкой / Подвязалас я с ос на».

В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Пона гнулась, как ста рушка , / Оперла ся на клюку».

Лексический уровень

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Синтаксический уровень

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Лексико-синтаксический уровень

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Идейный уровень

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

Павел Николаевич Малофеев

У каждого поэта имеются стихи, которые относят к пейзажным лирическим произведениям. Особенно это относится к русским поэтам. Все они отметились стихами длинными и стихами короткими, талантливыми и — не очень… Но преобладающая эмоция у каждого такого произведения — восхищение, на грани восторга, вызванная красотой природы средней полосы. Поле, туманный луг, бескрайний простор степи и, конечно, лес. Лес двух сезонов, наиболее любимых русской поэзией: осенний и зимний. Пушкин и Некрасов , Фет и Тютчев и, конечно, выходец из толщи народной — Есенин , все отметились стихами о русской природе. Однако в связи с этим возникает весьма любопытный момент.

Самым важным показателем, эстетическим индикатором, можно сказать, различающим вышеперечисленных поэтов является то, как они воспринимают природную красоту зимнего или осеннего леса. Кто-то просто испытывает восхищение и громко декларирует это, как, например, Пушкин. А для кого-то картина прекрасного — лишь повод к философско-эстетическим аллегориям. Совсем другое дело Сергей Есенин ! После прочтения его стихов, относящихся к пейзажной лирике, возникает щемящее чувство грусти и душевного очищения. Они напрочь лишены вычурности поэтов бомонда, движения и действия героев и персонажей (если они имеются)этих стихов просты и прямодушны. Начните вслушиваться в стихотворение (например, «Пороша» , написанное в 1914 году) и оно пленит вас с первых же строк:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, придающем строкам особую распевность. Рифма в «Пороше» — перекрёстная.

Слова становятся осязаемы и, смешно звучит, обоняемы. Явственно слышен звон подков о ледок на дороге, запах сена в дровнях, крепкий, но не отталкивающий запах конского пота. Кроме хриплых криков ворон ветерок доносит и аромат сена из стога у дороги. Тихо… Картина спящего леса, убаюканного «невидимкой», настолько сказочна, что пробуждает воображение, дорисовыващее сосну — старушку в «белой косынке» ,что «понагнулася», «оперлася на клюку» (просторечия, используемые Есениным ).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Кстати, всё 2-е четверостишие являет собой пример идеальной аллитерации, с её преобладанием согласных (С)

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Помимо сочных зрительных образов пленяет и очень выразительная тоника стихотворения: звоны, вороний грай и пулемётная трель дятла.

От стихотворения Есенина «Пороша» исходит мощная волна магнетизма, присущая именно русской ментальности. Неизбывный, затаившийся глубоко под спудом зов дороги. Когда пустившись в путь русский человек испытывает необъяснимый, какой-то исконно-посконный опьяняющий восторг перед дорогой. Оттого последние строки:

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль

словно взлёт после разбега, неспешно начавшегося в самом начале великолепного стихотворения Сергея Есенина. Здесь всё — и простор, раздвигающий пределы бытия и сознания. Здесь же и бесконечная дорога-идея фикс русского сознания. Дорога, укрываемая словно белой пушистой шалью порошей снега.

Растворение в окружающей природе, ощущение себя частицей этой природы свойственно натурам только утончённым. А кто может достичь высочайшей степени утончённости? Ну, конечно же только поэт и, скорее всего — русский поэт, каковым и является Сергей Есенин, ещё раз доказавший свою гениальность в стихотворении «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

Литературный анализ текста

Стихотворение С.А. Есенина «Пороша»


Выполнила: Пастухова Н.О.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.


Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь. Простору много.

Сыплет снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества - тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения.

1. Звуковой уровень текста


1 Метр и ритм


Проанализируем соотношение метра и ритма в первой строфе стихотворения.

(1) Еду. Тихо. Слышны звоны

(2) Под копытом на снегу.

(3) Словно серые вороны

(4) Раскричались на лугу.

Составим схему чередования ударных и безударных слогов в строфе:

(1)- U - U - U - U

(2)- U - U - U -

(3)- U - U U U - U

(4)- U U U - U -

Определим метр и размер. Подсчитаем количество безударных слогов между ударными. Число колеблется: в первых двух строках - один слог, в третьей и четвертой - то три слога, то один. Значит, перед нами двусложный метр. Для наглядности сразу же разберем схему на двусложные стопы:

(1)- U | - U | - U | - U |

(2)- U | - U | - U | -

(3)- U | - U | U U | - U |

(4)- U | U U | - U | -

Нетрудно увидеть, что сильные места падают на нечетные слоги, следовательно, это хорей. Подсчитав количество сильных мест в строке, можно с точностью сказать, что это четырехстопный хорей. Но лишь строки (1) и (2) реализуют «идеальную схему: на всех сильных местах находятся ударные слоги. В строке (2) последний безударный слог кажется лишним, хотя вся остальная схема точно соответствует метру, такой же «лишний» конечный слог есть в строке (4). В строке (3) третья стопа не имеет ударений, в строке (4) не имеет ударений вторая стопа. Третья и вторая стопа, не имеющая ударений - это пиррихии.


2 Семантический анализ метра и ритма


Как мы уже выяснили выше, данное стихотворение написано четырехстопным хореем, но в «идеальной схеме» присутствуют стопы, не имеющие ударений. Исходя из этого, мы можем задаться вопросом, случайно ли, что автор делает акцент именно на этих словах? Чтобы это выяснить, давайте найдем эти слова:

(3) Словно серые вороны - U - UUU - U

(4) Раскричались на лугу. - UUU - U -

(1) Заколдован невидимкой - UUU - UUU

(3) Словно белою косынкой - U - UUU - U

(4) Повязалася сосна - UUUUU - U

(1) Принагнулась, как старушка - UUU - U - U

(2) Оперлася на клюку - UUU - U -

(3) Бесконечная дорога - UUU - UU

(4) Убегает лентой вдаль - UUU - U -

Обозначив пиррихии, мы можем условно разделить их на две группы: 1) имена прилагательные и 2) глаголы. Рассмотрим каждую группу отдельно.

Первая группа имен прилагательных: серые (вороны), белою (косынкой), бесконечная. Первые два прилагательных относятся к цветовому признаку, она противопоставлены друг другу - серый и белый. Но главная их особенность в том, что они являются метафорам: снег под копытами лошадей звучит как крик серых ворон, который резко, четко, ярко запечатлевается в памяти лирического героя; белая косынка сосны, напротив, рождает в памяти воспоминания о белой пуховой косынке, на который похож выпавший снег на ветках сосны. Третье прилагательное бесконечная (дорога) гиперболизировано в представлении лирического героя: перед ним - простор, свобода, неизведанное и впереди бесконечная дорога будущего, которое так же прекрасно как то, что его окружает в зимнем лесу. Автор выделяет эти прилагательные для того, чтобы ярко, живо, ассоциативно показать нам изображаемую природную зарисовку.

Вторая группа глаголов: раскричались, заколдован, повязалася, принагнулась, опрелася, убегает. Все эти глаголы обозначают действие неживых предметов. Большинство из них относится к такому тропу, как олицетворение. Но тот, кто наблюдает описываемые в стихотворении предметы, наделяет их живыми человеческими признаками, и, соответственно, действиями. Они оживают перед нами, и цель автора - показать предметы в их развитии, движении, росте, чтобы картина живо представилась читателю.

Таким образом, мы можем сказать о том, что использование автором пиррихия не случайно. Акцент именно на имена прилагательные и глаголы позволяет представить себе описываемый пейзаж не только в красках, но и в движении.


3 Фонетический уровень текста


В данном стихотворении четко прослеживается ассонанс - звук [о] в следующих словах: звоны, словно, вороны, заколдован, долбит, простору, много, дорога. Все, что видит лирический герой, описывается плавно, последовательно благодаря этому звуку. Так же часто повторяется звук [а] в словах: тихо, копытом, на, словно, вороны, раскричались, заколдован, невидимкой, сказку, сна, белою, косынкой повязалася сосна, принагнулась, как старушка, оперлася на, а под самою макушкой, скачет, простору много, шаль, бесконечная, убегает лентой вдаль. Все эти слова, наоборот, ускоряют процесс затянутого описания. Картины, предстающие перед лирическим героем, сменяют друг за другом, и именно этот звук помогает усилить движение изображаемого.

В стихотворении так же присутствует аллитерация - звуки [л, м, н] в следующих словах: слышны, звон, копытом на снегу, словно вороны раскричались на лугу, заколдован, невидимкой, дремлет лес, сна, белою косынкой повязалася, принагнулась, оперлася на клюку, самою макушкой, долбит дятел, конь, много, сыплет снег, стелет шаль, бесконечная, лентой вдаль. Благодаря этому создается прекраснейшая выразительная мелодия звучащего стиха. Так же часто встречаются звуки [з, р, д] в словах: еду, звоны, серые вороны раскричались, заколдован невидимкой, дремлет, повязалася, долбит дятел, дорога, вдаль. Эти слова в большей степени передают звуковую составляющую описываемой картины - здесь и хруст снега под копытами лошади, и звуки обитателей леса. Лирический герой своим присутствием нарушает тишину заколдованного леса и сам становится участником описываемых событий.

Проанализировав фонетический уровень текста, мы можем сказать о том, что, благодаря фонетической наполненности определенных строчек стихотворения, картина, описываемая лирическим героем, предстает живее, необычнее, начинаешь слышать звуки леса, врываясь в дремлющую сказку.



Данное стихотворение состоит из 4 строф. Каждая из строф представляется перекрестной рифмой (абаб):


Еду. Тихо. Слышны звоны (а)

Под копытом на снегу. (б)

Словно серые вороны (а)

Раскричались на лугу. (б)


Стихотворение написано мужской (снегу, лугу, сна, сосна, клюку, суку, шаль, вдаль) рифмой и женской (звоны, вороны, невидимкой, косынкой, старушка, макушкой, много, дорога) рифмой. По звуковому составу рифма в стихотворении точная:


Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.


В третьей строфе присутствует приблизительная рифма:


Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Таким образом, анализируя рифму, мы можем сказать, что язык автора настолько богат, что ему не составило трудов подобрать нужную рифму и с точностью передать изображение описываемого пейзажа.

2. Лексический уровень текста


1 Словарь лирического стихотворения


Доминирующие части речи.

В стихотворении преобладают следующие части речи:

Имя существительное (22 слова): звоны, копытом, снегу, вороны, лугу, невидимкой, лес, сказку, сна, косынкой, сосна, старушка, клюку, макушкой, дятел, суку, конь, простору, снег, шаль, дорога, лентой.

Имя прилагательное (3 слова): серые, белою, бесконечная.

Глагол (13 слов): еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Наречие (4 слова): тихо, словно, много, вдаль.

Местоимение (1 слово): мною.

Рассмотрев доминирующие части речи, можно сделать вывод о том, что лирический герой конкретно не говорит о себе и о своих чувствах. Он с помощью большого количества имен существительных говорит о предметах, которые встречает на своем пути, но, описывая их, не прибегает к использованию имен прилагательных, а употребляет глаголы, которые помогают воссоздать в сознании читателя образ природы.

Тематические (семантические) поля.

В словаре стихотворения выделяются следующие тематические поля:

Существительные: звоны, (на) снегу, лес, сказка сна, сосна - старушка, дятел на суку, конь, простор, снег, шаль, дорога.

Для словаря выбраны не все имена существительные, а лишь те, которые более полно отражают картину. Благодаря перечисленным словам можно воспроизвести увиденное в определенной последовательности.

Глаголы: еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Глаголы, представленные в словаре, идут последовательно, описывая не только действия лирического героя, но и действия неодушевленных предметов (сосны, снега), которые благодаря точным глаголам оживают в сознании читателя.

Прилагательные: серые, белою, бесконечная.

Поэт в своем стихотворении использует небольшое количество имен прилагательных, но при прочтении произведения это незаметно, картина при помощи изобразительно-выразительных средств предстает ярко и полно. Поэтому говорить о небольшом количестве прилагательных, как о недостатке, не имеет оснований.

Наречия: тихо, словно - 2, много, вдаль.

Особое внимание хотелось бы обратить на наречия, которые не только говорят о состоянии природы (тихо), но и помогают использовать такой троп, как сравнение (словно), и, наконец, последние два наречия отображают завершенность и в то же время неопределенность пути.

Тематические (семантические) поля стихотворения помогают проследить внутреннее состояние лирического героя, психологическую точку зрения субъекта, внешнее воздействие предметов на наблюдателя.

3. Семантика грамматических категорий


Обратимся к глагольной грамматической модели стихотворения. Как мы уже говорили выше, в произведении присутствуют 13 глаголов. Глаголы, стоящие в настоящем времени: еду, слышны, заколдован, дремлет, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает. Именно эти глаголы изображают то, что происходит с лирическим героем и вокруг него в спящем лесу. Мы видим, что это не воспоминания, не мечты наблюдателя о предстоящей картине в будущем, а реальное описание ситуации.

Остальные 4 глагола употреблены в прошедшем времени. Глагол раскричались метафоричен, он является сравнением хруста снега под копытами лошади. Глаголы, относящиеся к сосне - повязалася, принагнулась, оперлася, стоят именно в этом времени, так как наблюдатель зимнего леса не видел, как произошли эти изменения с деревом.

4. Композиционно - речевое единство текста


Стихотворение «Пороша» состоит из 4 строф, объединенных определенной тематикой - образа природы. Но каждая строфа имеет свою микро тему, попробуем разобраться с каждой из них:

строфа: в первой строфе перед нами предстает лирический герой, он не называет себя (об этом можно судить по отсутствию личных местоимений), но описывает свои действия - он едет верхом. Тут же предстает образ природа со своей необычайной тишиной, в которой даже слышен хруст снега;

строфа: лирический герой становится наблюдателем заколдованного леса, который, как ему кажется, дремлет; тут же мы видим сосну, покрытую снегом. Лирический герой настолько наблюдателен и романтичен, что сравнивает снег с косынкой на ветках сосны.

строфа: перед нами все тот же образ старушки, подразумевающий одинокое дерево, которому фантазией наблюдателя присвоена клюка. Тишину леса нарушает лишь стук дятла, но он не резок - он один из составляющих этой красоты.

строфа: эта строфа передает уже не красоту дремлющего леса, а внутреннее состояние героя - перед ним простор, а значит свобода, неизведанная, бесконечная дорога, и, судя по настроению, можно сказать, что будущее впереди такое же светлое и загадочное, как зимний лес.

5. Изобразительно-выразительные средства

стихотворение есенин пороша текст

В данном стихотворении употреблены следующие тропы:

Олицетворение: вороны раскричались, дремлет лес, повязалася сосна, принагнулась сосна, оперлася на клюку, дорога убегает.

Сравнение: звоны…словно серые вороны, словно белою косынкой повязалася сосна, сосна… как старушка.

Метафора: заколдован невидимкой, под сказку сна, на клюку, стелет шаль, дорога убегает лентой.

Поэт использует в данном стихотворении эти приемы для того, чтобы читатель смог воспроизвести в своем воображении наглядный облик описываемой природы, тем самым повлиять на чувственно-эмоциональное восприятие.

Стихотворение С.А. Есенина «Пороша» относится к теме природы и родины. Оно наполнено любовью ко всему, что окружает поэта: бесконечные дороги, раскинувшиеся просторы, необычные деревьями, лесные жители. Все это у Есенина оживает. Он наделяет предметы необыкновенными свойствами и признаками, подбирает такое описание, которое в представлении обывателя загадочно, но в то же время реалистично. Именно эта особенность повествования Сергея Есенина дает понять, насколько это ему все дорого и небезразлично.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Пороша» Есенина С.А.

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина.

Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет . Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…» , «Поет зима - аукает», «Ты меня не любишь, не жалеешь…». Не стало исключением и довольно известное стихотворение « », написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина. Уже в первой строчке названо главное действие героя и лаконично описана окружающая обстановка:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша - это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет - черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна» . Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна«понагнулась, как старушка, оперлася на клюку» , как будто повязавшись белою косынкой. Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различнымихудожественными средствами . Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась» , «повязалася» ,«оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае - союзы словно и будто, а во втором - форму творительного падежа.

Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.

Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения. Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги , пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

«Пороша» Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства . Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.