Шестой вселенский собор и ересь монофелитов. Монофизитство, монофизиты Значение борьбы преп

(единоестественники - от μόνη и φύσις - христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом (Ευτιχιής), поддержанная адександрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском (четвертом вселенском) соборе (451 г.). Сущность М. состоит в утверждении, что Христос хотя рожден из двух природ, или естеств, но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. М. определилось исторически как противоположная крайность другому, незадолго перед тем осужденному воззрению - несторианству (см.), которое стремилось к полнейшему обособлению или разграничению двух самостоятельных природ в Христе, допуская между ними только внешнее или относительное соединение (ένωσις σχετική) или обитание (ενοίκησις) одного естества в другом, - чем нарушалось личное или ипостасное единство Богочеловека. Отстаивая истину этого единства против Нестория, главный защитник православия в этом споре, св. Кирилл Александрийский, допустил в своей полемике неосторожное выражение: "единая природа Бога-Слова, воплощенная" (μία φύσις του Θεοΰ Λόγου σεσαρκωμέη), что было разъяснено в православном смысле самим Кириллом, но после его смерти (444 г.) фанатическими его сторонниками перетолковывалось в смысле исключительного единства Божественной природы, несовместимого (по воплощении) с сохранением действительной человечности. Когда такой взгляд, укоренившийся в Египте, стал проповедоваться и в Константинополе малоученым, но популярным среди монахов и при дворе архимандритом Евтихием, местный патриарший собор осудил это учение как ересь и низложил его упорного поборника (448), о чем патриарх, св. Флавиан, сообщил Римскому Папе, св. Льву Вел., а Евтихий после безуспешной жалобы в Рим нашел себе опору в императоре Феодосии II (через влиятельного евнуха Хрисафия) и в преемнике Кирилла на александрийском патриаршестве - Диоскоре. Созванный императором в Ефесе собор епископов (так называемый разбойнический, 449) осудил Флавиана и оправдал Евтихия (см. Диоскор). Папский легат, диакон Иларий, заявил формальный протест и бежал в Рим, где Папа немедленно объявил Диоскора отлученным от церкви, а все сделанное в Ефесе - недействительным. Диоскор, вернувшись в Александрию, анафематствовал, в свою очередь, Папу Льва. Смерть имп. Феодосия II (450) дала делу новый оборот. Императрица Пульхерия и соправитель ее Маркиан выступили решительно против М. и александрийских притязаний. Сторонник Диоскора Анатолий, поставленный им в патриархи на место Флавиана, поспешил изменить своему покровителю и вслед за императором обратился к Папе Льву с просьбой о восстановлении церковного порядка. Созванный в Халкидоне вселенский собор осудил М., низложил Диоскора, принял догматическое послание Папы как выражение православной истины и в согласии с ним составил определение (ορος), по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси. Решения Халкидонского собора (451) не были приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине, и М. доселе отстаивает свою догматическую и церковную самостоятельность в этих странах. В настоящее время общее число монофизитов определяют около 5 мил. чел., в том числе иаковитов (сирийск. монофизитов) 600000, армяно-григориан 2800000, коптов около 300000 и эфиопов (абиссинцев) более 2 милл.

Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял в Палестине народное восстание в пользу осужденной ереси, Иерусалим был взят и разграблен мятежниками; по восстановлении порядка императорскими войсками Феодосий бежал на Синай, откуда продолжал действовать в пользу М. В Александрии также произошел мятеж, при чем отряд воинов был заперт и сожжен восставшей чернью в бывшем храме Сераписа. Поставленный на место Диоскора православный патриарх Протерий был изгнан народом. Восстановленный военной силой, он был через несколько лет, среди нового мятежа, убит в церкви (457 г.), и на его место поставлен народом глава противохалкидонской партии Тимофей Элур (Кот). Под впечатлением этих событий имп. Лев I сделал запрос всем епископам и главным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халкидонского собора и не возможно ли соглашение с монофизитами (460 г.). Огромное большинство голосов (около 1600) высказалось за православный догмат; Тимофей Элур был низложен и замещен умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиалом. Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик (γναφεύς) завладел патриаршим престолом, выставил как девиз истинной веры выражение "Бог был распят" (θεός εσταυρώθη) и прибавил к трисвятому гимну (Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный) слова: "распятый за нас" (ό σταυρωθείς δι ημας). Сторонником М. оказался имп. Василиск (474-76), заставивший 500 епископов подписать окружное послание (εγκύκλιον), в котором отвергался Халкидонский собор. Василиск был низложен Зеноном, который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между православием и М. С этой целью был им издан в 482 г. объединительный указ - генотикон (см.). Следствием этой затеи был 35-летний разрыв церковного общения с Западом и усилившиеся смуты на Востоке. В Египте после смерти обоих Тимофеев, несколько раз вытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения установились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православным Иоанном Талайя, и, сверх того, явилась партия крайних монофизитов, отказавшихся принять генотикон Зенона и отделившихся от своего иерархического главы, Петра Монга, вследствие чего они прозывались акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика (488 г.) вождем М. выступили иерапольский епископ Филоксен, или Ксенайя, который терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов (между прочим, православный антиохийский патриарх был замучен до смерти в своем кафедральном храме), а затем Север, патриарх Антиохийский (с 513 г.), самый значительный ум среди М. вообще. Между тем в самом Константинополе происходили постоянные смуты вследствие того, что императорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов; при имп. Анастасии дело дошло до открытого восстания народа в защиту патриарха Македония, которого император принуждал к соглашению с ересью. Ввиду всего этого византийское правительство решило переменить политику и возвратиться к признанию халкидонского догмата и к примирению с его главным поборником. Переговоры с Папою Ормиздой, начатые при имп. Анастасии, успешно закончились при его преемнике Юстине I в 519 г. Давнишнее требование Рима исключить из поминальника константинопольской церкви имя патриарха Акакия, впервые утвердившего генотикон, было наконец исполнено, непреложный авторитет Халкидонского собора торжественно восстановлен, и монофизитские иерархи на Востоке с Севером во главе объявлены низложенными. Они нашли убежище в Египте, где М. скоро распалось на две главные секты. Севериане (иначе феодосиане), более умеренные, настаивая на единой природе Христа, допускали в ней различие свойств божеских и человеческих и признавали, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей, тленной; противники называли их поэтому тленнопоклонниками (φθαρτολάτραι). Юлианисты (иначе гайяниты), последователи галикарнасского епископа Юлиана (также бежавшего в Египет в 519 г.), утверждали, что тело Христова нетленно с самого воплощения и что несогласные с этим явления Его земной жизни были только видимостью; поэтому противники называли их нетленнопризрачниками (αφθαρτοδοκηται), или фантазиастами. Эта секта распадалась, далее, на ктиститов , утверждавших, что тело Христово хотя и нетленно, однако создано, и актиститов , с большей последовательностью заключавших, что оно, будучи нетленно, должно быть признано и несозданным. Из дальнейших монофизитских партий ниобиты (от Стефана Ниобея) учили, что природа Христа, как безусловно единая, не имеет в себе никаких свойств или качеств, в которых выражалось бы различие божества от человечества, а тетрафеиты (четверобожники), последователи патриарха александрийского Дамиана (конец VI в.), утверждали в связи с христологическим вопросом, что общая лицам Пресв. Троицы единая божественная сущность имеет самостоятельную действительность. Об отношении имп. Юстиниана к М. см. Три главы, Юстиниан. В VII в. монофизитская идея дает новую отрасль в монофелитстве (см.). О дальнейшей внешней истории М. см. Иаковиты, Армянская церковь, Копты, Эфиопская церковь. Главный источник для первоначальной истории М. - акты соборов (изд. Mansi, тт. VII-IX). Кроме общих руководств по истории догматов (отдел о М. в классическом соч. Harnack"a испорчен крайне враждебным отношением к халкидонскому догмату), ср. Gieseler, "Commentatio qua Monophys. opin. illustrantur" (II partt., Геттинген, 1835); А. Лебедев, "Из истории вселенских соборов"; прот. А. М. Иванцов-Платонов, "Религиозные движения на Востоке в IV и V вв."; Amédée Thierry, "Nestorius et Eutychès." (русский перев. Л. И. Поливанова).

  • - христиан, учение, возникшее в Византии в V в. Основатель - константинопольский архимандрит Евтихий, который утверждал, что Христос имеет одну природу - божественную, а не две - божественную и человеческую...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - еретики, последователи Евтихия, признающие в Иисусе Христе одно Божеское естество и отвергающие в Нем человеческую природу...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой...

    Энциклопедия Кольера

  • - сторонники религ.-политич. учения, созданного в Византии в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием...

    Советская историческая энциклопедия

  • - так называются сирские монофизиты, во главе которых в VI в. стоял Иаков Цанцала, прозванный Эль-Барадей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - поддержанная адександрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском соборе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - монофизи́тство ср....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - монофиз"...
  • - монофиз"иты, -ов, ед. ч. -з"...

    Русский орфографический словарь

  • - монофизи́тство одно из течений в христианстве, возникшее в 5 в., признававшее наличие у христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о христе-человеке ср. монофелитство)...
  • - Еретики V ст., признававшие в Иисусе Христе одно только Божеское естество...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Монофизитство, монофизиты" в книгах

Глава VII Император Феодосии II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдош. Августин о граде Божием. Ефесский собор. Монофизиты

Из книги История Византийской империи. Том 1 автора Успенский Федор Иванович

Несториане и монофизиты. V век

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Несториане и монофизиты. V век В 428 году византийский император Феодосий II избрал константинопольским патриархом Нестория. Выходец из Германии, Несторий несколько лет провел в монастыре недалеко от Антиохии. Там он принял священнический сан и выдвинулся как теоретик

Глава VII Император Феодосий II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдокия. Августин о граде божием. Ефесский собор. Монофизиты

Из книги История Византийской империи. Становление автора Успенский Федор Иванович

Глава VII Император Феодосий II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдокия. Августин о граде божием. Ефесский собор. Монофизиты После падения Западной империи носителем императорского титула оставался малолетний Феодосий II, стоявший во главе Византийской империи почти всю

Монофизитство

автора

Монофизитство востока после Халкидона

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Монофизитство востока после Халкидона Суждения Халкидонского собора были обставлены гарантиями свободы мнения; даны были сроки для споров и размышлений. Хотя руководство светской власти было твердое, но когда возникло сомнение насчет некоторых выражений послания папы

Монофизитство

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Монофизитство Когда разгорелась новая дискуссия, Диоскор использовал объединенную мощь Рима, Константинополя и Антиохии для поддержки константинопольского монаха Евтихия, который разрабатывал антинесторианские взгляды Кирилла и учил, что Христос после воплощения

Монофизитство

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

ХАЛКИДОНИТЫ И МОНОФИЗИТЫ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

ХАЛКИДОНИТЫ И МОНОФИЗИТЫ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА Обстоятельства великого раскола в Восточной церкви, связанного с Халкидонским собором, как правило, известны лучше, чем всевозможные усилия, которые впоследствии предпринимали византийские императоры и Византийская

3. Монофизиты в долине Нила

автора Беляев Леонид Андреевич

Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский)

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) Знаменитое вероопределение, выработанное Халкидонским собором, оказалось несмотря на его сбалансированность неполным и на поверку никого не удовлетворило вполне, создав

3. Монофизиты в долине Нила

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

3. Монофизиты в долине Нила «Ступени с поверхности вели в крипту. Я заглянул сквозь щель у порога закрытой двери. Вдоль стены, отделявшей часть крипты от прохода под апсидой, виднелись останки, покрытые толстенным слоем песка. Следовательно, они непотревожены! Позвали

1. Монофизиты

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

1. Монофизиты Хотя в большинстве своем монофизиты были готовы анафематствовать Евтихия за преданность идее о том, что человечность Христа была «смешана» с Его Божественностью, они стойко держались богословия и терминологии Кирилла Александрийского. Точно так, как

Монофизиты

Из книги 50 знаменитых сект автора Карнацевич Владислав Леонидович

Монофизиты Сторонники христианского учения, возникшего в Византии в V веке как реакция на несторианство, они утверждали, что у Христа одна природа, в которой божественное начало поглощает человеческое. Осуждены на Халкидонском соборе в 451 г.Споры между церковными

Монофизитство.

Из книги Жизнь и учение Льва Великого автора

Монофизитство. Для борьбы с «несторианами» - антиохийцам надо было создать свое, «православное» учение. Это учение, выдававшее себя за подлинное учение св. Кирилла, настаивало на том, что две природы - Божеская и человеческая - существовали лишь д о их соединения во

Монофизитство, или Евтихианство

Из книги Справочник по ересям, сектам и расколам автора Булгаков Сергей Васильевич

Монофизитство, или Евтихианство Монофизитство обязано своим происхождением Евтихию, архимандриту Константинопольскому, который, в противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа Божества и человечества, учил, что человеческое естество в Иисусе

Эдикт о трех главах» вызвал большие споры. Особенно протестовал Запад, видевший в этом документе покушение на Халкидонский Собор, на учение папы св. Льва Великого.

После нескольких лет спора Юстиниан решил созвать новый Вселенский Собор. Этот Собор – V Вселенский – состоялся в 553 г. в Константинополе и поэтому иногда называется Вторым Константинопольским. В своих посланиях Юстиниан во всех подробностях заранее опре­делил программу занятий Собора и недвусмыс­ленно дал знать, к каким выводам он должен придти, так что Собор действовал в соот­ветствии с волей императора. Председатель­ствовали на нем по очереди восточные патри­архи.

Если Халкидонский Собор в свое время обнаружил наибольшую благосклонность к папским притязаниям на первенство в Церкви, то о V Вселенском Соборе нужно сказать, что это самый антипапский Собор в ряду всех се­ми. Это единственный Собор, во время которо­го римский папа присутствовал в городе, где он происходил. Однако явиться на Собор папа не пожелал. Римскую кафедру в то время воз­главлял Вигилий. За несколько лет до того он был назначен папой по приказу Юстиниана и сам по себе готов был действовать в духе цер­ковной политики императора. Вместе с тем, вынужденный считаться с мощной оппозицией западного епископата, он пребывал в постоян­ных колебаниях. За короткое время Вигилий четырежды письменно высказался по поводу одного и того же стоявшего на Соборе вопроса, причем всякое новое его высказывание проти­воречило предыдущему, и в некоторых случа­ях папа так прямо и говорил, что прежде ошибался. Эта история с противоре­чивыми высказываниями папы Вигилия по догматическим вопросам, наносит очень се­рьезный удар по учению о папской непогре­шимости в делах веры. Папа Вигилий, отказавшись явиться на Собор, навлек на себя его отлучение. Собор прервал с ним общение, хотя отцы и заявили, что, порывая с папой Вигилием, они сохраня­ют все же общение с апостольским Римским престолом. Через 6 месяцев Вигилий сдался – написал покаянное письмо патриарху Евтихию и присоединился к решениям Собора.

Главным догматическим деянием V Все­ленского Собора было осуждение трех глав: т. е. осуждение личности и учения Феодора Мопсуэстийского, а также неправославных момен­тов учения Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Свое учение Собор выразил в несколь­ких анафематизмах, причем осудил не только несторианство и несторианскую тенденцию, но также и монофизитство. Собор анафематствует не только крайнее моно­физитство какого-нибудь архимандрита Евтихия, но также и умеренное монофизитство – постольку, поскольку оно противится Халки­донскому вероопределению.


Собор не внес, по сравнению с двумя предыдущими, ничего существенно нового, но зато гармонизировал учение этих двух Собо­ров, и потому христология V Вселенского Со­бора – это христология, так сказать, вполне уравновешенная, где Халкидонское вероопределение понимается в свете учения св. Кирил­ла и согласуется с ним.

В одном из анафематизмов V Вселенского Собора упоминается Ориген. На самом деле осуждение Оригена произошло не на V Вселенском Соборе 553 года, но на поместном Константинопольском Соборе 543 года против монахов-оригенистов (последователей оригениста аввы Евагрия) деяния которого позднее были присоединены механи­чески к деяниям V Вселенского Собора.

В 543 г. Ориген был осуж­ден в 15 анафемах. В частности, было осуждено учение о предсуществовании душ (в том числе идея, что человеческая душа Христа существо­вала до воплощения и что лишь Его тело произошло от Богородицы). Были осуждены и другие аспекты оригенистской эсхатологии – напри­мер, учение об апокатастасисе, т. е. восстановлении и спасении всей твари – неодушевленных предметов, ангелов, демонов, звезд и людей, как тождественных друг другу сферических духов, объединенных с сущ­ностью Божества (см. лекции стр. 43).

Царствование Ираклия (611-641) совпало с вели­чайшими военными опасностями: с севера им­перии угрожали славяне, которые после паде­ния императора Маврикия почти беспрепят­ственно захватили всю Грецию, а с востока вторга­лись персы. В начале царствования Ираклия им удалось отторгнуть от империи обширные области – Сирию, Палестину, Египет, Армению. Захват таких церковных центров, как Александрия и Антиохия тоже имел большое значение.

Многие монофизиты искренне приветство­вали завоевателей, полагая, что им будет лег­че при язычниках-персах, чем под властью православной Константинопольской империи. В это время еретические общины до­вольно четко отождествились с отдельными нациями. Монофизитскими были коптская, западно-сирийская и армянская общины.

Но императору Ираклию, который опи­рался на новую организацию своей империи, удалось наголову разбить персов. Он проник в самое сердце Персии, одержал там решающие победы и этим обеспечил возвращение всех территорий, когда-либо захваченных персами у Рима, а, кроме того, обеспечил себе кон­троль над самой Персидской державой. На­стоящим триумфом Ираклия был его въезд в Иерусалим, куда он вернул Древо Креста Гос­подня. После разгрома персов вновь со всей остротой встала проблема взаимоотношений с монофизитами, во мно­жестве населявшими только что возвращенные восточные провинции, и деятельно сочувство­вавшими персидскому завоеванию.

Сам император Ираклий хотел устранить­ся от активного вмешательства в этот труд­нейший вопрос. Помощником императора был константинопольский патриарх Сергий, который не обладал настоящим богословским умом и не понял подлинного смысла формулы, предложенной им в качестве базы для объединения. По формуле Сергия, т.к. две природы Христа соединяются в ипостасном единстве и т.к. это означает единство одного активного субъекта, можно говорить лишь об одной богочеловеческой энергии, или действии. Так родился «моноэнергизм».

Патриарх Сергий увлекся учением о единой энергии, едином действии Богочеловека Христа. Это учение еще до него около 600 г. начали разрабатывать в Египте – опять-таки, как попытку компромисса между православи­ем и монофизитством. Сторонники этого нового учения ссылались на один текст св. Дионисия Ареопагита, хотя они тут же этот текст и фальсифицировали.

Выдвинув новое учение, патриарх Сергий сразу завязал переговоры. Эти переговоры вроде бы имели успех. Он встретил себе союзника в лице александрийского патриарха Кира. Кир тоже решил, что учение о едином действии – хорошая основа для объединения православных и монофизитов, ибо не отметает прямо Халкидонского догмата, но, так ска­зать, смягчает его указанием на экзистенци­альное, как сказали бы теперь, единство во Христе обеих природ.

Новое догматическое учение сразу же встретило противодействие в лице св. Софрония Иерусалимского «так как это доктрины Аполлинария» (отрицалась полнота человечества Христа). Константинопольская кафедра не мог решать догматические вопросы, совершенно игнорируя мнение Рима, и, вполне естествен­но, что патриарх Сергий, трудившийся над новым догматом о единой энергии, должен был вступить в переговоры с папой. На пап­ском престоле в то время был Гонорий. Он в целом одобрил мысли своего константинопольского собрата, но относительно деталей внес некото­рые новые предложения, а именно – не рас­суждать о единой или двух энергиях, а сосре­доточиться на выработке учения о единой воле во Христе. С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм. Таким образом, именно Гонорий оказался формальным и фактическим провоз­гласителем новой ереси, которая известна под названием монофелитства («монос» – один, «фелима» – воля). Монофелитство – единоволие, учение о единой воле во Христе. Как счи­тал папа, именно это учение могло стать при­емлемым для обеих сторон компромиссным ве­роисповеданием. С одной стороны, не проис­ходит отречения от Халкидонского догмата, с другой – в угоду монофизитам провозглашает­ся учение о единой воле во Христе, т.е. о единой Богочеловеческой воле.

Но, признавая в Господе два естества, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два самостоятельных естества – Божеское и человеческое – должны иметь каждое и самостоятельное действование, т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Противоположная же мысль, признание при двух естествах одной воли, есть само в себе противоречие: отдельное и самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли.

Должно быть что-нибудь одно: или в Иисусе Христе одно естество и одна воля, или два естества и две воли. Монофизиты, предлагавшие учение о единой воле, только дальше развивали свое еретическое учение; православные же, если бы приняли это учение, впали в противоречие сами с собой, признав монофизитское учение правильным.

Патриархом Сергием новое учение было переформулировано. Оно в принципе не изменилось, но получило иное выражение. Император Ираклий упорно желал остаться в стороне от вероисповедных баталий, но в кон­це концов патриарх Сергий принудил его под­писать указ, утверждавший новое учение о единой воле во Христе и запрещавший споры об энергиях, т. е. отменявший то учение, ко­торое сам Сергий провозглашал прежде. Этот указ был издан в 638 г. и получил название «Экфесис» , т. е. буквально – «изложение веры». События разворачи­вались бурно. Примерно в это же время иерусалимским патриархом становится св. Софроний, который свое известительное послание другим патриархам и церковным предстоятелям (такие послания каждый раз, по тради­ции, посылались после интронизации нового патриарха), сделал настоящим исповеданием веры, где опровергается новая монофелитская ересь и утверждается православное учение о двух действиях – Божественном и челове­ческом, и двух волях – Божественной и чело­веческой во Христе. Впоследствии это послание св. Софрония – «окружное послание», как оно называется, вошло в деяния VI Вселен­ского Собора.

Взаимная борьба Византии и Персии ослабили обе страны и открыли путь к исламскому завоеванию. Арабские вторжения полностью уничтожили всякую ценность моноэнергизма и монофелизма для дела объединения: все монофизитские восточные общины оказались под исламским игом, и вопрос о примирении православных с монофизитами утратил всякую актуальность.

Вероучения о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом , поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в году.

Учение

Монофизитство учит, что Христос хотя рожден из двух природ (естеств), но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его Божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. Отвергая возможность смешения двух природ, монофизиты трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе Божественным. Таким образом, пострадал за человечество, по учению монофизитов, не Богочеловек (как утверждает православное учение), а Бог.

В противоположность монофизитской ереси православное вероучение о том что Христос есть совершенный Бог и совершенный человек называется диофизитством - учением о двойственности природы Христа. На Халкидонском Соборе было составлено определение (ορος), по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси.

Под влиянием этих событий император Лев I сделал в году запрос всем епископам и главным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халкидонского Собора и не возможно ли соглашение с монофизитами. Огромное большинство голосов - около 1600 - высказалось за православный догмат и император низложил Тимофея Элура, заместив его умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиолом . Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик завладел патриаршим престолом , выставил как девиз истинной веры выражение «Бог был распят» (θεός εσταυρώθη) и прибавил к Трисвятому слова: "распятый за нас" (ό σταυρωθείς δι ημας). Сторонником монофизитства оказался следующий император Василиск (474 – 476), заставивший 500 епископов подписать окружное послание (εγκύκλιον), в котором отвергался Халкидонский Собор.

Василиск был низложен императором Зиноном , который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между Православием и монофизитством. С этой целью был им издан в году объединительный указ – генотикон . Его следствием был 35-летний разрыв церковного общения Востока с Западом и усиление смуты на Востоке. В Египте после смерти обоих Тимофеев, несколько раз вытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения установились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православным Иоанном Талайя , и, сверх того, явилась партия крайних монофизитов, отказавшихся принять генотикон Зинона и отделившихся от своего иерархического главы, Петра Монга, вследствие чего они назывались акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика в году вождем монофизитства выступили Иерапольский епископ Филоксен, или Ксенайя , который терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов (при этом православный Антиохийский патриарх был замучен до смерти в своем кафедральном храме), а затем Севир , патриарх Антиохийский (с 512/513), самый значительный ум среди монофизитов. В самом Константинополе происходили постоянные смуты вследствие того, что императорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов; при императоре Анастасии I дело дошло до открытого восстания народа в защиту патриарха Македония , которого император принуждал к соглашению с ересью.

Маргинализация монофизитства

Ввиду всего этого византийское правительство решило переменить политику и возвратиться к признанию халкидонского догмата и к примирению с его главным поборником. Переговоры с папой Ормиздом , начатые при императоре Анастасии, успешно закончились при его преемнике Юстине I в году. Давнее требование Рима исключить из поминальника Константинопольской Церкви имя патриарха Акакия , впервые утвердившего генотикон, было исполнено, непреложный авторитет Халкидонского Собора торжественно восстановлен, и монофизитские иерархи на Востоке с Севиром во главе объявлены низложенными. Они нашли убежище в Египте, где монофизитство скоро распалось на две главные секты: севириан и юлианистов, которые в свою очередь подверглись дальнейшему дроблению.

В веке монофизитское учение распространилось в Нубии и Аравии . В этот период чисто богословские споры отступили на второй план, в то же время обнажилась политическая сторона движения монофизитов – стремление восточных провинций отделиться от Византийской империи.

МОНОФЕЛИТСТВО И МОНОЭНЕРГИЗМ, течения в христианстве; согласно монофелитской доктрине, в Христе пребывает одна единая богочеловеческая воля, согласно моноэнергизму – одна единая богочеловеческая энергия. Возникли в Византийской империи в первой половине 7 в.

В результате христологической борьбы 5–6 вв. христианство раскололось на два лагеря: диофизитов, сторонников догмата о двух природах – божественной и человеческой – у Христа (Халкидонский символ веры), и монофизитов, настаивавших на наличии у Христа только одной – божественной – природы. В середине 6 в. монофизиты отделились от официальной церкви, в которой восторжествовали диофизиты (православные), и образовали самостоятельную общину. Наиболее сильные позиции они имели на востоке Империи – в Египте (копты), Сирии и Армении (яковиты). См . МОНОФИЗИТСТВО.

К началу 7 в. в православных кругах усилилась тенденция к восстановлению единства христианской церкви на основе теологического компромисса с монофизитами. Эта тенденция была активно поддержана византийской императорской властью, которая в условиях обострившегося противостояния с Сасанидским Ираном нуждалась в лояльности промонофизитски настроенных восточных провинций.

В конце 610-х группа православных иерархов во главе с константинопольским патриархом Сергием (610–638) и епископами Феодором Фаранским и Киром Фасидским выдвинула доктрину моноэнергизма, соединив диофизитскую формулу «две природы Слова воплощенного» с промонофизитской формулой «одно лицо и одна энергия». Ее приняли византийский император Ираклий (610–641) и глава яковитской церкви патриарх Афанасий; она имела успех в сирийских и египетских монофизитских кругах. Однако против моноэнергизма выступили радикальные диофизиты, вдохновителем которых стал монах Софроний, избранный в 634 патриархом Иерусалима. Вспыхнувшие ожесточенные споры в церкви заставили патриарха Сергия, опасавшегося нового раскола, отказаться в своем послании 633 (Псефос ) от продолжения моноэнергистской дискуссии и попытаться перевести проблему в иную плоскость: с подачи римского папы Гонория (625–638) он сформулировал доктрину одной воли у воплощенного Слова (монофелитство). В 638 Ираклий своим указом (Эктесис ) официально утвердил ее как часть символа веры.

В 633–642 арабы завоевали византийские провинции Сирию, Палестину и Египет; основная масса монофизитов осталась на захваченных территориях, и поиск догматического компромисса утратил для императорской власти свою актуальность. Однако монофелитство не исчезло – в течение нескольких десятилетий его подпитывало соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за первенство в христианском мире.

Начиная с Иоанна IV (640–642), папство перестало поддерживать монофелитов и вступило в союз с православной антимонофелитской оппозицией во главе с Максимом Исповедником, оплотом которой стала Карфагенская церковь. Папство апеллировало к строгому пониманию диофизитской христологии и заявляло, что признание одной воли у Христа равнозначно отказу от догмата «двух природ». В 646 римский папа Феодор I (642–649) разорвал общение с Константинопольской церковью и объявил патриарха Павла II (641–653), сторонника монофелитов, низложенным. Павел и новый византийский император Констант II (641–668) сделали попытку остановить спор; императорский эдикт 648 (Типос ) запретил обсуждение вопроса о волях Христа. Однако папство в лице непримиримого Мартина I (649–654), стремясь утвердить себя как высшего судью по вопросам веры, добилось на поместном Латеранском соборе 649 в Риме открытого осуждения Эктесиса и Типоса и подвергло анафеме всех вождей монофелитов – как покойных, так и здравствующих. В ответ Констант II подверг репрессиям Мартина I и Максима Исповедника и заставил нового римского папу Виталиана (657–672) восстановить общение с Константинополем. Тем не менее после смерти Виталиана в 672 отношения Римской и Константинопольских церквей вновь прервались. Однако ухудшение внешнеполитического положения Византии (агрессия славян и арабов) вынудили императорскую власть пойти на уступки папству: император Константин IV (668–685) созвал в Константинополе Шестой вселенский собор (680–681), который осудил моноэнергизм и монофелитство и утвердил доктрину о двух энергиях и двух волях в Христе.

Радикальные монофелиты создали независимую маронитскую церковь (по имени антиохийского патриарха монофелита Иоанна Марона). В 1182 марониты вступили в унию с римско-католической церковью. Маронитские общины существуют и поныне, в основном в Ливане, Сирии и Ираке.

Иван Кривушин