Смерть человека во время сна по сунне. Исламский сонник: толкование снов

В состоянии сна проходит немалая часть человеческой жизни. Сон - это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что неподвластно нашему разуму. Однажды, заснув от неимоверной усталости и пробудившись утром ото сна с опозданием на утреннюю молитву-намаз , пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к сподвижникам: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) забрал ваши души, когда пожелал, и вернул их, когда пожелал . Билал, вставай, призови людей на молитву [прочитай громко азан, пусть все проснутся]» .

В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь из вас видел сегодня ночью сон?» Некоторые ученые говорили, что вещий, правдивый сон - это творение Господа в сознании человека.

Однако есть люди, уделяющие «жизни во сне» слишком много внимания. Ниже попробую представить границы рациональности, понять, что есть семя в этой области жизни, а что - шелуха.

Начнем с того, что все сотворенное Создателем, - это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество как вокруг, так и внутри нас. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно, и наиболее важные, ценные. Среди них есть и сон:

«И из числа Его знамений - ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию] и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою] » (см. ).

Чем является сон в Коране?

Это знамение, указывающее на существование Бога, как уже было упомянуто, а также одна из форм проявления Его милости:

«Он [Господь миров] тот, Кто сделал для вас ночь одеждой [подобной чему-то накрывающему, во что-то вас одевающему], сон - отдыхом, а день - воскрешением (оживлением). [Ночь переводит вас в иное состояние, сон частично умерщвляет, давая телу возможность отдохнуть и восстановиться, а новый день возвращает к жизни, к новому дыханию, будто обновляет осознание и восприятие вещей, давая возможность по-новому взглянуть на окружающее]» () .

Сон был источником откровений для пророков и посланников Божьих (см., например, Св. Коран, ). А после завершения миссии последнего Пророка - стал источником воодушевления, порой тем, через что может поступить предупреждение или устрашение. Сон - это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось Божественное наказание (см. Св. Коран, и ).

Что говорил о снах пророк Мухаммад?

Ученые комментировали: «Под словосочетанием «благой сон», возможно, подразумевается радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом «человек», а если согласно тексту хадиса - «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». С этим согласны все мусульманские ученые .

Кто может видеть вещий, предположительно правдивый сон?

«Самые правдивые сны будут у тех верующих, кто наиболее правдив в своих словах» . Проникновение в сердце, сознание и душу набожного, религиозно-практикующего человека наиболее сложно для Сатаны, поэтому вероятность увидеть вещий сон у очень правдивых из них велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе Божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена .

Какой сон явно правдив?

«Кто увидит меня во сне, тот истинно увидел меня. Поистине, Сатана не может принять мой облик», - произносилось устами пророка Мухаммада . Некоторые ученые считали, что «хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует этому». Имам аль-Газали дал иное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать как «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога и однозначно не от Сатаны .

Сны и Конец Света

«Ближе к Концу Света сны верующих будут все более и более правдивыми» .

В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон?

«Наиболее правдивые сны - во время зари (на рассвете)» . Джа‘фар ас-Садык говорил: «Сон, увиденный в промежутке между второй и третьей молитвами (дневной послеобеденный сон), наиболее легок в толковании». ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. Возможность увидеть правдивый сон в эти периоды суток одинакова. Также нет разницы между снами мужчин и снами женщин» .

Как воспринимать, как определять качество сна?

Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола . Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» . Услышав хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания» .

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: (1) речь души (то есть впечатления человека, результат его размышлений, переживаний); (2) устрашение Сатаны и привнесение им печали, скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, растерянности, печали); (3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа» . Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность .

Некоторые толкования снов от пророка Мухаммада

- «Если Дьявол играет кем-либо из вас, когда тот спит [то есть если, проснувшись, человек вспоминает, что видел глупые, странные или страшные сны], то пусть [пробудившись, выбросит увиденное из головы, проигнорирует это, забудет об этом и] никому не рассказывает!» Эти слова пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал бедуину, пришедшему к нему и рассказавшему о том, что во сне он видел, как лишился головы и последовал за отрубленной головою. Услышав этот сон, Пророк засмеялся ;

Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Подобно любому спящему, я видел сон, будто мы собрались с вами в доме ‘Утбы и нам принесли хорошие финики . Я растолковал это как предвестие значительного блага (превосходства) для нас в жизни мирской и в жизни вечной, и религия наша обладает полнотой (завершенностью) [практикуя ее, мы чувствуем сладость веры]» ;

Некая женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка, умершего незадолго до этого, забил источник. Она спросила посланника Всевышнего, и он ответил: «Это его дела (которые будут приносить ему пользу и после смерти) [будут зачисляться на его личный счет в вечности, пока не перестанут быть полезными для других людей]» ;

Пророка однажды спросили о Вараке , родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до распространения вести о тебе как о Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая одежда» .

К тому, как растолковывать сон, нужно относиться внимательнее. Пророк Мухаммад предупреждал: «Сон верующего - это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном (подвешенном) состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенный, увязываемый с реальностью смысл]. Когда же заговорят, тогда и упадет он [на землю в том виде, который ему придадут, что запустит механизм его претворения в жизнь с Божественного на то благословения]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [сны], кроме как тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать [только и лишь в лучшую сторону ]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также сказал: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], прежде чем опустить ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону ]» .

В хадисах также упоминается о значительной греховности лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, чего он на самом деле не видел .

Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего сон - это больше отдых, нежели источник получения информации о будущих событиях. Почти все, что видит человек во сне на протяжении жизни, - это результат его размышлений, переживаний, впечатлений или сатанинские нашептывания, устрашения. То, что от Бога, не похоже на путаницу событий: когда мы проснемся, увиденное будет перед нами как солнце в безоблачный день.

Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от действительности этой жизни .

Ответы на вопросы о сне

Можно ли толковать сны?

Канонически это позволительно и допустимо (машру‘) .

Как растолковываются сны?

То, что я лично для себя подчеркнул, анализируя богословские материалы по этому поводу, можно сформулировать так: единой системы толкования снов нет. Есть критерии в определении сна - от Творца он, от Сатаны или результат повседневных забот и тревог. Если сон предположительно вызван последними двумя причинами, на него не нужно обращать какого-либо внимания, следует сразу о нем забыть. Если же первой, следует обратить внимание и почерпнуть что-то полезное для жизни. Наилучшим толкователем в таком случае будет сам увидевший, так как наиболее вероятно, что Божественное назидание дается ему на языке его ассоциаций и образов (как позитивных, так и негативных), жизненных правил, принципов и с учетом обстоятельств и времени, в которых он живет. Если человек не может найти ключ к разгадке, то он может обратиться к набожным, грамотным людям.

Если кто-то увидел в вещем сне самого пророка Мухаммада, как это можно трактовать?

Если человек увидел во сне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым. Мы знаем из достоверных хадисов, приведенных ранее, что Сатана не может принять облик пророка Мухаммада. «А как человек может определить, кого именно он видел?» - спросите вы. Если верующий увидит во сне последнего посланника Господа, то он не будет сомневаться, что увидел именно его. Проснувшись, он без единого сомнения будет уверен в этом.

Многие богословы сказали: «Если человек увидел пророка Мухаммада во здравии и обрадованным, то это говорит о крепкой вере и набожности увидевшего, о том, что у него все хорошо. А когда - суровым, сердитым или хворающим, с какими-то недостатками, то это указывает на слабость веры увидевшего такой сон, наличие в его сути серьезных недостатков. Образ Пророка во сне - это как полное света зеркало. Спящий видит в нем истинное положение дел своей сути, собственные недостатки, погрешности».

Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа его последователей, как комментировали богословы. В риваяте сказано: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть ясно, правдоподобно .

Мне снятся очень яркие и разнообразные сны, в значительной степени поглощающие мое сознание и не отпускающие на протяжении дня. В последнем моем сне я увидел мать пророка ‘Исы (Иисуса). Она подошла ко мне, протянула руки и сказала: «Повторяй за мной», и я вместе с ней произнес шахаду (свидетельство Единобожия).

Видеть сны - это хорошо, но учтите, что порой люди живут снами наяву, возможно, из-за каких-то неприятностей или кажущихся непреодолимыми трудностей, которые они не пытаются (боясь или сомневаясь) окончательно решить, разрешить. Не советую вам зацикливаться на снах. Сны остаются всего лишь снами. Если и есть от них польза с точки зрения мусульманских ценностей, то это - помощь в трудную минуту и импульс к действию. Пусть они вас и окрыляют для реализации новых земных побед, воодушевляют на самодисциплину, труд и кропотливую работу. Вы обязаны жить наяву, включаться в жизненный процесс интеллектуального, физического и духовного каждодневного развития, которое помогало бы вам сохранять хорошую форму и наполняло бы энергией для реализации ваших жизненных целей и задач. Надеюсь, они у вас есть.

Когда жизнь наяву станет преобладать в вашем мозгу, когда вы начнете видеть плоды своих усилий и стараний, радоваться им и благодарить Всевышнего, тогда, полагаю, и мир ваших снов преобразится.

Мне снятся по ночам кошмары. Я вижу ужасные картины, как будто я умираю в тяжелых условиях, рядом близкие мне люди, мои родные. Пытаюсь проснуться и уйти от этого ужаса, но, как открою глаза, все мое тело трясет, я в холодном поту. Это очень сильно действует на мою психику. Бывает и морально, и физически устаю от этого. Что делать, когда происходят такие вещи? Отчего это? Магомед.

Следует перестать смотреть телевизор и заходить в Интернет, то есть просматривать все то, что засоряет ваш мозг и устрашает его. Полагаю, что у вас в голове скопилось много мусора, страшных ассоциаций и образов, а потому так просто и быстро все это не вычистить. Постарайтесь найти книгу Дэниела Дж. Амена «Измени свой мозг - изменится и тело!» и вычитайте из нее хотя бы 5 рекомендаций, касающихся вашего вопроса. После строго следуйте им на протяжении хотя бы 6 месяцев. Это должно касаться и вашего питания, и вашей подвижности, и вообще вашего образа жизни.

Начните практиковать рекомендации из следующего хадиса. Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» .

Также рекомендую сдать кровь на максимально развернутый анализ ее состояния и наличия в ней необходимых веществ и элементов. В моей практике общения с людьми был случай, когда человек несколько лет мучился от кошмаров, просыпаясь посреди ночи в поту. Где он только не обследовался. Но лишь попав в одну из иностранных клиник и сдав развернутый анализ крови, он узнал, что один из органов не выделяет достаточного количества вещества, жизненно необходимого для организма. Он начал принимать его в форме пищевой добавки, и все прошло.

Уже был не рассвет и не заря, а восход самого солнца, в период которого молитва-намаз не совершается.

Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего - это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего - это полное прекращение связи души с телом. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244, 245.

Хадис от Абу Катады; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 193, хадис № 595; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 84–86, хадис № 595 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2205, хадис № 7047; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 542, хадис № 7047; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 934, хадис № 23–(2275); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 662, хадис № 2299, «хасан сахих».

«Большинству из нас необходимы 7–8 часов сна (в сутки. - Ш. А. ). Во время сна восстанавливается мозг. Сон дает мозгу возможность устранить неполадки и «заняться хозяйством» - пополнить запас белков и усилить синапсы. Для этого мозг должен отключиться, чтобы нейроны не «путались под ногами». Пониженная температура мозга и замедленная скорость обмена веществ, которые сопровождают глубокий сон, помогают ферментам более успешно ремонтировать и восстанавливать клетки. <…> Недобрав сна в одну ночь, некоторые люди не чувствуют особого дискомфорта. Но после одной-двух недель недосыпания страдают все, потому что эффект накапливается. Одна неделя недостаточного сна эквивалентна 24 часам непрерывного бодрствования. Две недели - 48 часам». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. СПб.: Амфора, 2008. С. 265, 266, 272.

«Правильно дозированный послеобеденный сон помогает улучшить настроение и поднять активность. Последние исследования говорят, что достаточно 15–20 минут в промежутке между 13.00 и 14.30, чтобы прогнать усталость, повысить производительность и «подзарядить батарейки». Более долгий сон, например длящийся три четверти часа или час, может потребовать еще минут двадцать, чтобы стряхнуть инерцию сна. Короткий послеобеденный сон - естественный ответ на биологическую потребность в отдыхе. Организм человека запрограммирован на сиесту». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. С. 135–137.

Также см., например: Св. Коран, 78:9–11.

Именно пророчество - так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам сообщалось о сокровенном, сокрытом, неведомом, ожидающем людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались Божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих.

Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Богу людей через сон.

Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2188, хадис № 6990; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 464, хадис № 6990; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 2. С. 519, хадис № 4606.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2277, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2186, хадис № 6983; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 448, хадис № 6983; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, хадис № 6983.

В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то, напротив, - мужчины не подразумеваются. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 20. С. 8, 24; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, пояснение к хадису № 6983; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2913, хадис № 4608.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 449; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 2/839.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2191, хадис № 6994; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 473, хадис № 6994; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 931, хадис № 10–(2266); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 658, хадис № 2281, «хасан сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 479, в пояснении к хадису № 6994.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 3.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 71, хадис № 1083, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2279.

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 213.

Некоторые ученые оговаривали следующий критерий: «Мысль, идея, сон, которые от Бога, - устойчивы и ясны. То же, что от Сатаны, - неустойчиво, сопровождается путаницей и несвязностью образов».

Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадисы № 4/841, 5/842 и пояснение к ним.

В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершит два ракяата дополнительной молитвы-намаза. Предполагаю, это на тот случай, когда человек увидел во сне что-то очень страшное и ему сложно после этого уснуть. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 661, хадис № 2296.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, в пояснении к хадису № 5747; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1.

См.: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2918, 2919, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 1/838.

Хадис от Джабира; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 12–(2268); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 27, хадис № 12–(2268) и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 844, «сахих».

В хадисе упоминается хороший сорт мединских фиников.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 933, хадис № 18–(2270); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 30, 31, хадис № 18–(2270) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2922, хадис № 4617 и пояснение к нему.

Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2197, хадис № 7018; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 507, 508, хадис № 7018; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2924, хадис № 4620.

Варака ибн Навфаль был набожным и религиозно грамотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада являлся христианином, читал Библию на иврите и занимался переводом ее на арабский язык. Он один из первых, кто узнал о начале Божественных откровений и подтвердил их истинность.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 660, хадис № 2293.

В данном риваяте (в одном из двух, на которые ссылаюсь) говорится «одна сороковая», но в основной части достоверных риваятов (как и во втором из двух) говорится именно об «одной сорок шестой». Подробный хадисоведческий разбор риваятов с упоминанием вариантов этого числа см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 450–456.

Хадис от аль-‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 659, хадис № 2283, 2284.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1091, хадис № 3509; там же. Т. 4. С. 2203, хадис № 7042; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 574, хадис № 844 и пояснение к нему.

Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 575.

См.: Св. Коран, 12:100, 101.

Хадис от Абу Хурайры. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 11–(2266); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 26, хадис № 11–(2266) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадис № 7; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2190, хадис № 6993.

Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.

Сон – это особое состояние организма, которое характеризуется сниженной реакцией на внешние раздражители, а также специфичной мозговой деятельностью.

Сон может быть трех видов:

1) Добрый благоприятный сон означает что Аллах шлет человеку благую радостную весть.

2) Плохой, беспокойный сон присылает человеку шайтан, эти сны наполнены всегда чем-нибудь нехорошим. И он означает, что Аллах за что-то порицает человека. Такие сны приходят к человеку, который засыпает с недобрыми мыслями.

3) Сны, в которых повторяются события, происходящие наяву.

Сны которые не входят ни в один из вышеперечисленных пунктов называют спутанными, бессмысленными., их нереально понять и тем более растолковать.

Если приснился хороший, добрый, благоприятный сон, то сонник ибн сирин рекомендует выполнить 4 вещи:

1) Благодарить и восхвалять Аллаха за благую весть.

2) Жить и ожидать хорошего.

3) Рассказать сон близкому человеку, который желает ему добра.

4) Растолковать его точно и хорошо. Ведь, как сон растолкован то и сбывается.

Если же, приснился недобрый сон, нужно обязательно выполнить 7 вещей, чтоб не разгневать Аллаха.

1) Молить Всевышнего о помощи и прощении.

2) Просить Аллаха защитить от шайтана, три раза.

3) Поплевать через левое плече трижды.

4) Изменить положение, в котором человек отдыхает по ночам.

5) Совершить Намаз.

6) Молчать о своем сне и никому не рассказывать его.

7) Никогда не растолковывать его для себя.

Толкование снов Ибн Сирина, алфавитный указатель

Абрикос – болезнь, срывать абрикос с дерева – утраты, покупать – постоянные финансовые трудности;

Аист – к празднику, торжеству.

Ад – совершение непоправимой ошибки, грех перед Аллахом. Пылать в аду – возможно кто-то собьет с истинного пути.

Азбука – развитие кругозора, успех.

– опасный конкурент в рабочей сфере, либо соперник в любви. Если акула кусает спящего – враг нанесет удар.

Амбар – процветание в материальном плане, изобилие.

Ананас – плотские удовольствия, успех в делах.

Аптека – заболеть в реальной жизни. Если спящему человеку снится, что он работает в аптеке – возможно в жизни он потратит очень большую сумму на лечение.

Астролог – огромные неприятности, предательство.

Арестант – спящий человек опасается ареста в реальной жизни. Сновидца могут оклеветать.

Баран – покупать барана во сне – разбогатеть, прославиться. Барана приносят в жертву – избавиться от долгов, выздоровление. Если баран нападает, бодается – к публичным оскорблениям.

Бархат – к дальнему увлекательному путешествию.

Болезнь – необходимо в жизни тщательнее следить за здоровьем, вести здоровый образ жизни.

Беременность – если мужчина видит в сне свою беременную жену это благоприятный знак, возможно и пополнение семейства в реальности. Видеть себя беременной – материальные блага.

Бесплодие – сложность в достижении целей. Большое количество препятствий, испытания посланные Аллахом для спящего.

Верблюд – к печали, переживаниям и скорби. Участвовать в сражении верхом на верблюде, конфликтовать в реальной жизни с близким человеком. Убить животное – отстраниться от дел. Упасть – жалкая жизнь. Если сновидец болен в тот момент, когда снится сон с верблюдом – скорее всего он скоро умрет.

Веревка – символ веры. Держаться изо всех сил за веревку – близость к Всевышнему, духовный рост. Если веревка завязана на шее означает, что спящий мелочен.

Ветер – холодный и мерзкий к беспокойству без причины, душевным метаниям. Порывистый ветер к беде огромных масштабов. Спокойный, ласкающий – к приятностям.

Весы – если во сне Аллах взвешивает плохие и хорошие поступки спящего и чаща с хорошими перевешивает это к счастью, если же наоборот, то скорее всего спящий не уверен в своей вере и отстраняется от Аллаха. Взвешивать во сне монеты – жить в бесчестье.

Вода – чистая к радостям в жизни, грязная к разочарованию. Пить воду из источника – душевный покой, прилив сил и энергии. Пить черную воду к слепоте. Видеть много воды кругом предвещает богатый урожай.

Вино – пить вино во сне – разбогатеть нечестно, делать вино – служить во благо народу в реальности.

Война – к смуте, или страшным болезням и эпидемиям.

Волк – увидеть во сне волка, который вошел в ваше жилище – к потере имущества.

Волосы – сон в котором сновидец расчесывается предвещает избавление от печалей и забот. Если девушке снится, что она поседела это к предательствам и измене мужа. Стричь волосы к большим расходам, банкротству.

Волшебство – совершать волшебство во сне предвещает распад семьи, в котором будет вина сновидца. Увидеть магию – вас окружают предатели и обманщики.

Воробей – ловить птицу к успеху в бизнесе.

Вор – предупреждение о беде. Это знак от шайтана. Если вор выносит украденные вещи из дома – в этом доме кто-то умрет очень скоро. Если же вор ушел ни с чем это хороший знак.

Ворон – олицетворение жестокого человека. Поймать птицу во сне – получать доходы в жизни нечестным путем. Если ворон сидит на доме спящего – совершение поступка, о котором сновидец будет жалеть всю оставшуюся жизнь.

Вши – избавляться от них – разрешение проблем. Кусают к публичным унижениям и оскорблениям.

Гадюка – больших размеров к ссорам с домочадцами. Убить змею к примирению.

Гарем – сновидец прелюбодействует в реальной жизни.

Газель – для мужчины ехать на таком транспорте предвещает скорую женитьбу, для девушки – непристойность в поведении.

Гвоздь – у сновидца есть могущественный покровитель.

Герой – победа над врагами.

– у сновидца романтическое настроение, спящий глубоко верующий человек.

Глаза – мутные глаза означают ложь, возможность сбиться с истинного пути. Потерять глаз – несчастье и болезнь близкого. Зеленые глаза предвещают греховное падение. Голубые или синие глаза – новое интересное знакомство, увлечение.

Гора – оказаться на самой вершине предвещает спящему карьерный рост.

Грех – грешить во сне, значит быть должником в реальности.

Грибы – у спящего множество нераскрытых талантов и способностей. Кушать сырые грибы – вкушать прелести жизни.

Гусь – пасти гусей во сне – знакомство с благополучной богатой семьей, которая сыграет важную роль в жизни спящего. Если гусь купается, возможно скорое рождение ребенка в семье.

Гусеница – недоброжелатели повсюду, под масками друзей.

Двери – открыты, возможность найти новый способ дохода. Закрытые – к финансовым потерям. Входить в двери – сновидец наконец сам сможет управлять собственной жизнью.

Дворец – торжество, праздник, веселое мероприятие.

Девушка – если девушка небесной красоты это добрый знак. Печальна и в лохмотьях – недобрые вести. В непристойной одежде к непристойной встрече, свиданию, кратковременным удовольствиям. Без одежды – неудачи на работе. Девственница – к везению во всех начинаниях.

Дед – отличное здоровье, долголетие.

– серебряные монеты предвещают скандалы и ссоры в семье и на работе. Получать деньги к конфликтам.

Дерево – пальма предвещает приятные события. Собирать фрукты с деревьев – любимый человек одарит спящего. Деревья все в цветах – невероятная удача. Спилить дерево к утратам. Если сновидиц видит себя, сидящим под деревом, которое растет в раю это предвещает безмерное наслаждение в реальной жизни.

Дети – жизнь в богатстве и процветании.

Дождь – теплый предвещает благополучие. Проливной к открытию новых возможностей, получение новых знаний.

Дом – строить дом во сне, безбедное существование и спящего и его родных. Маленький домик – убытки, огромный дом к прибыли. Большой – к получению денежной прибыли и совершению долгожданных покупок. Разрушать дом – быть на стороне зла. Зайти в незнакомый дом и видеть чужих людей в нем, сновидец в скором времени узнает о чужих тайнах либо посвятит в свои секреты малознакомых ему людей.

Дракон – опасный враг где-то рядом. Видеть себя в воплощении дракона символ долголетия.

Евфрат – если сновидиц пьет воду из этой реки это к благоденствию.

Еврей – получение наследства от далеких родственников.

Еда – кушать из позолоченной посуды к несчастью. Если сновидец употребляет пищу правой рукой из обычной тарелки – человек следует Сунне. Если левой – искушение соблазнами. Если во сне незнакомец приглашает к трапезе, спящего ждет утомительное и изнуряющее путешествие. Употреблять в пищу сырое мясо к испорченной репутации. Если еда во сне невкусная это предвещает бедность.

Ёж – произойдет встреча с неприятным мужчиной.

Езда (верхом либо за рулем) – признание. Неуверенное вождение – идти на поводу у своих слабостей.

Железо – к власти и признанию. Ковать железо – к войне.

Жемчуг – продавать жемчуг во сне – сновидец с пренебрежением относится к вере и религии. Бросать жемчуг в воду – сновидец скоро станет известным человеком. Найти жемчуг на морском дне – зарабатывать в реальной жизни деньги будет также тяжко.

Женитьба – если в роли невесты красивая девушка это знак того, что Аллах благосклонен к спящему. В роли невесты распутная дама это к прелюбодеянию. Жениться на больной девушке – сновидца ждет неблагодарная работа.

Женщина – если находится слишком близко к сновидцу – вмешательство в жизнь, плохое влияние. Много женщин в окружении – слишком много в реальной жизни соблазнов. Темная, смуглая женщина к счастью. С бледной кожей к беде.

Забор – если сновидец во сне опирается на забор – в реальной жизни он нуждается в поддержке и внимании.

Закат – изменения в лучшую сторону, как в сердечных делах, так и в работе.

Закят (налог в пользу бедным) – прибыль.

Землетрясение – символ фобий человека.

Зеркало – если мужчина видит себя в зеркале в то время когда его жена беременна – это знак того, что у них родится мальчик и будет полной копией отца. Когда беременная женщина видит себя в зеркале то у нее будет дочь похожая на нее и характером и внешне. Для не беременных женщин к предательству любимого.

Золото – символизирует расслабленное умиротворенное состояние. Построить здание из золота к пожарам.

Зубы – выпадение зубов – спящий человек переживет всех своих членов семьи, долголетие. Если выпал резец – к смерти близкого родственника. Видеть зубы в серебре к убыткам, разорению. Золотые – в окружении спящего есть очень талантливые люди. Белые зубы символ достатка.

Игла – сломать при использовании к неосуществленным мечтам. Вдевать нитку в иглу и не попадать к реализации планов.

Игра – символ обмана. Игры в азартные игры предвещают ссоры с близкими и неудачи.

– молитва в этом месте предвещает получение наследства. Уезжать из Иерусалима – к длительной дороге в реальности.

Икота – болезни, неврозы.

Кастрюля – приготовление пищи к нежданным деньгам, прибыли.

Кит – символ беды, тревоги, беспокойства.

Конь – здоровое животное к славе, больное к бедам. Видеть смерть животного – сновидец скоро умрет. Скакать на белом коне – исполнение желаний. Летающий, крылатый конь к уважению на этом и на том свете.

Кормление грудью – если больной женщине снится как она кормит ребенка грудью, то в скором времени она скоро выздоровеет.

Крыса – символизирует ущерб от злого человека.

Купание (ритуальное) – спящий раскается в грехах. Окунаться в ледяную прорубь к заботам и хлопотам. В холодное время купаться в теплой воде – исцеление от болезни.

Ласточка – символ высокого положения в обществе.

Лиса – интриги, сплетни.

Ложка – справедливый правитель, действия которого направлены лишь на благо обществу.

Лягушка – госслужба у людей с высоким положением в обществе.

Молитва – сунна к очищению души сновидца. Молиться по собственному желанию к беззаботной жизни. Совершать обязательную молитву к безрезультатной работе. Спрятаться и молиться – к совершению злых поступков. Не найти место для молитвы – крушение надежд.

Молоко – новые знания.

Мука – пшеничная – символ бережливости в человеке. Кукурузная к удаче. Замешивать тесто – поездка к родственникам.

Мул – спящего ждет неприятный разговор с мужчиной.

Ноги – если снится, что ноги разной длинны, то сновидца ждет дальнее неприятное путешествие. Хромать к одиночеству.

Овца – символ здоровья.

Осел – недруги будут разоблачены.

Очищение – символ милосердия к окружающим.

Отруби – беды, страдания, тяжелая судьба.

Пальцы – ощущать боль в пальцах – несчастья, беды с детьми спящего. Если такой сон приснился женщине без детей это символ греха. Мужчина теряет безымянный палец на правой руке к рождению сына, средний палец – смерть известного человека. Если у сновидца нет четырех пальцев – мужчина возьмет в жены четырех арабок, но они в скором времени умрут. Отрубать кому-то палец – вредить этому человеку в реальности. Отсутствует палец на ноге – к убыткам.

Плащ – величие сновидца.

Подземелье – риск.

– нет возможности попасть в рай – спящий не совершит хадж. Двери рая захлопнулись – к смерти родителей. Входить во врата рая к смерти. Если сновидцу приказали войти во врата, но он этого не сделал – в реальной жизни он скоро откажется от своей веры.

Рис – приятные заботы и жизнь в богатстве. Употреблять в пищу сырой рис к болезни.

Рот – запах изо своего рта к тщеславию. Запах из рта собеседника к оскорблениям и клевете. Целый род еды – беспокойство, стресс. Выплюнуть еду – избежать беды. Волос попал в рот вместе с едой – трудности в реальной жизни.

Рыба – жареная рыба символизирует нужные знакомства. Покупка свежей рыбы к удаче, согласно Корану. Селедка – прибыль.

Сад – находиться в райском саду – Аллахом спящему будет дарована духовная чистота.

Сахар – Знакомство с приятной и симпатичной женщиной.

Свинья – огромная и жирная – предвещает победу над врагами.

Смерть – если спящий умер, а потом воскрес это предвещает совершение преступления, в котором человек сразу же раскается. Видеть во сне мертвеца – сожаления о прошлом.

Собака – лай собаки к угрызениям совести.

Соль – недовольство своим положением дел.

Стол – убранный к утратам, накрытый к прибыли. Сидеть одному за большим столом к лидерству. Лежать на столе – сновидец зол и жаден.

Тигр – алчный человек мужского пола.

Торговец – очень неприятная беседа.

Узел – греховность против родных.

Уксус – символ прибыли денежной. Наливать уксус в стакан к резкому ухудшению здоровья. Пить уксус – расторгнуть дружбу.

Уродство – у спящего отсутствует целомудрие. Уродливое лицо к болезни.

Уши – если старый мужчина отрезает уши спящему, его ждет расплата за поступки. Если спящий отрезает уши незнакомцу – символ предательства.

Уголь – опасность.

Улей – гармония во всем.

– к переменам погоды. Есть – прибыль. Отделять финики от косточек – рождение мальчика. Взвешивать – к материальному благополучию. Собирать финики с пальмы – женитьба на прекрасной религиозной, скромной женщине. Срывать незрелые фрукты – непрошеные наставления.

Фурункулы – на теле спящего – материальное благополучие. Много фурункулов – богатство.

Хлеб – черный – к достатку. Ячменный – человек посвятит свою жизнь Всевышнему. Твердый хлеб символ неблагоприятного периода. Употреблять в пищу белый хлеб – достаток. Видеть плесень – бесчувственность человека в реальной жизни из-за безбедного существования.

Ходьба – жизнь сновидца по законам Всевышнего. Ходить по рынку – финансовая прибыль. Босиком ходить – символ религиозности.

Царапина – ущерб семье или самому спящему. Исцарапанный лоб – признак неожиданной смерти.

Чесотка – заботы.

Чума – война, разруха.

Язык – опух – спящий сначала говорит, потом думает. Отрезанный язык – клевета в адрес спящего. Если приснится нищий без языка подаяние человеку, который этого не заслуживает. Если спящий чувствует что его язык прилип к небу, то секреты спящего станут достоянием общественности.

Список использованной литературы:

  • Фрейд З. Толкование сновидений. - М.: Современные проблемы, 1913г.
  • Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов. Пер. с англ. - Ангарск: АО «Формат», 1994г.
  • Экзегетика снов: Европейские хроники сновидений. - М.: Эксмо, 2002г.

Мусульманский сонник является одним из самых древних, он существует уже не первый век и за это время поведал тайные значения снов миллиардам людей. Многие исследователи сходятся во мнении, что сонник был написан в Персии и Месопотамии. При этом они считают, что в период создания сонника мусульмане переживали пик развития своей культуры.

Главной особенностью данного толкователя считается тот факт, что символы рассматриваются в нем по Корану и Сунне – главным книгам мусульманского вероучения. Многие трактовки при этом носят прямолинейный характер – образам приписываются значения, с которыми они обычно ассоциируются в жизни. Например, орел трактуется как символ власти и силы сновидца, а заяц – трусости. При этом в толкованиях можно встретить много описаний ценностей и традиций мусульманского народа.

В исламе считают, что к истинно верующим мусульманам практически всегда приходят . Трактовать их нет надобности. А вот для людей, которые еще не достигли этого уровня, и были написаны толкователи.

История написания

В настоящее время многие люди, исповедующие иные религии, не обращаются к Мусульманскому соннику за раскрытием значения своих снов – они считают, что данный источник им не походит. Однако это большое заблуждение. При написании книги мусульмане, конечно, в основном опирались на толкование снов по священному Корану, однако также они учитывали и научное знание.

Также всем известно, что восточная культура во многом повлияла на обычаи всего мира, в том числе и на русский менталитет. Происходило это потому, что в то время как иные империи только начинали формировать свою культуру, в мусульманстве уже существовала развитая система ценностей и традиций. На эти достижения и опирались многие страны, стараясь подражать ведущей культуре того времени.

  • Как к учебнику истории, знакомящему с культурой мусульман.
  • Как к обычному соннику, раскрывающему значения ваших грез.
  • Как к научным статьям, отражающим законы мироздания и человеческой психологии.

Важно отметить, что расположение символов в соннике изначально не соответствовало классическому алфавиту. Мусульмане располагали значения в зависимости от степени их важности и делили на конкретные разделы. Однако в нынешнем варианте мы видим это издание в привычной и удобной для современного человека форме – Мусульманский сонник от А до Я.

Типы снов

В современном мире существует несколько вариантов мусульманских сонников. В книжных магазинах или на просторах Интернета вы можете встретить как маленькие брошюры, так и огромные книги толкований сновидений. Однако для того чтобы узнать точное значение грез, мало прочесть информацию в соннике – важно определить и тип сна.

Настоящий мусульманин знает, что существует четыре типа снов: хорошие, плохие, сны-переживания и путаные сны. Определить разновидность грез достаточно просто – для этого необходимо вспомнить их основные признаки.

Хорошие сны приходят от Аллаха и считаются пророчествами. Вам может сниться светлое будущее, ваши успехи или успехи членов вашей семьи, счастливые и улыбчивые друзья. Для того чтобы грезы у сновидца сбылись, после пробуждения необходимо поблагодарить Всевышнего и рассказать о своих грезах человеку, который вас любит и заботится о вашем благополучии.

Путаные грезы – это видения, имеющие бессвязное содержание. В данных снах нет абсолютно никакого смысла. Приходят они к человеку чаще всего в моменты усталости или переломного периода в жизни. Мусульманский сонник рекомендует никак не толковать подобные грезы, а лучше посвятить время отдыху.

Наутро первая задача человека – понять тип сна и предпринять определенные действия для того, чтобы предсказания сбылись или нет. Далее, для получения более точного значения, необходимо перейти к раскрытию конкретных символов. Для этого можно приобрести печатный вариант сонника либо найти толкование бесплатно онлайн. Автор: Екатерина Липатова

Его чтение во сне- это признак почета радости от Аллаха и победы.

И кто из больных увидит, что читает что-нибудь из Корана, того Всевышний исцелит.

Чтение Корана на распев- признак многочисленности добрых дел и высоты степени (даржа) в загробной жизни.

Кто увидит, что рвет Коран на клочья, тот неверующий в Аллаха и не признающий Его человек.

И если он увидит, что натворил в Коране то, что ему никогда не понравилось бы наяву, то это признак разрушения его веры и нрава.

И кто увидит во сне с собой Коран, тот приобретет власть и знания, а если тот, кто увидел Коран, будет болен, то он избавится от своего недуга.

Увидеть во сне чтецов Корана, собравшихся в каком-либо месте, означает, что в этом месте собираются государственные мужи из числа султанов, торговцев и алимов.

Если человек читает во сне аяты из Священного Корана, повествующие о радости и милости, то он заслужил милость и защиту Всевышнего.

Если же в читаемых во сне аятах содержатся строки о наказании, каре за грехи и предупреждении, то этот сон означает, что человек в жизни грешит; ему следует покаятся и больше не грешить.

Человек, читающий во сне Коран очень красиво и выразительно, преуспеет в будущем во всем, за что не возьмется.

Кто увидит себя читающим Коран написанный некрасивым и неразборчивым почерком, скоро покается в своих грехах.

В Коране говорится: "Когда читаешь ты Коран, мы скрытую завесу ставим между тобой и теми, кто не верит в будущую жизнь".(СУРА-ИСРАЪ,45).

Ставить во сне Коран себя под голову, значит, совершать в жизни неправильные поступки.

Пророк Мухаммад, с.а.с, сказал: "Не подкладывайте Коран себе под голову".

Взять Коран правой рукой-к добру; возвратить Коран кому-то- сильно пожалеть о чем-то.

Кто увидит, что на его рубашке написаны строки из Корана, тот очень религиозный человек. Но если они выведены на его левой руке, то он может совершить нехороший поступок.

Видеть неверующего, держащего в руках Коран или какую нибудь другую арабскую книгу,- к неудаче.

Человек, держащий во сне в руках Коран и не читающий его, вскоре получит наследство.

Толкование снов из Исламского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Послание Бога

Символы веры (церковь, библия, мечеть, коран и т.д) снятся отчаявшемуся человеку, который потерял терпение и смирение в решении своей проблемы, вопроса. Небольшое отступление от вашего сна: Бог один, Аллах и т.д Это свет, яркий свет, золотое сияние как вы написали, цвет как у солнца только не слепит, поэтому противопоставление во сне было образным, чтобы вы поняли проблему (причину) своего нетерпения, и двинулись в правильном пути, раз вы пишите что ходили в 4 церкви, в разных городах, значит что то вас сподвигло к этому, по сну очень сложно понять это причина в вашей вере (неверии) или Вы запутались в жизненном пути и т.д. Надеюсь Вы что-то извлекли полезное из мной написанного. Практически никому не пишу этого, Вам напишу, если будет нужна помощь в вашей ситуации, можете написать мне посредством личных сообщений, чтобы понять что с вами, и куда вам двигаться дальше. Удачи и терпения!!!

Толкование снов из Сонника Дома Солнца

Исламский сонник по Корану и Сунне - предмет неоднозначный, вызывающий множество споров. Однако, многие мусульмане и те, кто далёк от этой религии, верят в толкование ночных видений именно по этим книгам. Поговорим подробнее, о том, что из себя представляют исламские сонники, что в них особенного, и стоит ли доверять описанным в них трактовкам снов.

Описание сонника по Корану и Сунне

Мусульмане считают: лишь у тех людей сны вещие, кто следует религиозным постулатам, живёт праведно и не нарушает законы Корана. Поэтому и толковать сны по исламскому соннику могут только верные.

В религии мусульман снам отведено очень важное место. Считается, что сон - это наблюдения души, знаки, посланные человеку самим Аллахом. Но если у одних сны явные и значение их ясно, то другим приходится разгадывать туманные намёки при помощи толкователей и сонников.

Считается, что стать настоящим толкователем снов невозможно, только лишь читая книги. Такую способность человеку может даровать только Аллах. Она достаётся глубоко религиозным, практически святым мусульманам, которые не грешат. Поэтому исламский сонник по Корану и Сунне считается среди мусульман скорее развлекательным чтивом, нежели серьёзной книгой, способной объяснить значения снов.

Хотя самые общие трактовки распространённых снов принято считать вполне достоверными.

Исламский сонник по Корану и Сунне гласит: сны, в зависимости от их содержания, делятся на три вида.

  1. Благоприятные сны . Предвещают скорую радость, посылаются самим Аллахом. Праведны, чаще сбываются.
  2. Плохие сны . Такие видения посылает не Аллах, а шайтан - по-нашему дьявол, воплощение всего дурного, вселенское зло. Высшее удовольствие для шайтана - поиздеваться над невинным человеком, вселить в него ужас, страх, причинить неприятности, мотивировать согрешить. Именно это и делает шайтан посредством сновидений, которые он может посылать людям. К этой категории относятся ночные кошмары, эротические сны, абсурдные. Чтобы плохие сны не снились, необходимо читать молитву перед сном, обращаясь к Аллаху. Также нужно совершать омовение, укладываться в постель с чистым телом, на голодный желудок и с ясными мыслями.
  3. Повторение уже случившихся событий во сне . Такое ночное дежавю никак не растолковывается в соннике. Считается, что это пустые сны, которые и трактовать никак не стоит.

Исламский сонник по Корану и Сунне содержит не только толкования различных снов. Он же определяет правила поведения человека, увидевшего тот или иной сон.

  • если вы увидели благоприятный, хороший сон , то: обратитесь к Аллаху с благодарностью, ждите приятных событий, радуйтесь, расскажите близким о своей любви к ним, растолкуйте сон так, как бы вы хотели, чтобы он сбылся;
  • если вы увидели неприятный, плохой сон : обратитесь к Аллаху с просьбой защитить вас от шайтана (трижды), поплюйте влево три раза, поменяйте позу (сидите - встаньте, перевернитесь), совершите намаз, молчите об этом сне и не пытайтесь его растолковать.

Разумеется, такие рекомендации подходят скорее мусульманам: христианин или атеист не станет совершать намаз или возносить молитвы Аллаху. Но важно понять сам принцип: толкуй хороший сон так, как тебе хочется, о плохом быстрее забывай. Примерно также мыслят сторонники теории, что свои запросы нужно посылать во Вселенную, и тогда всё сбудется.

5 особенностей мусульманского сонника

Исламский сонник кардинально отличается от большинства других. У него есть свои уникальные особенности.

  1. Нет чёткого толкования снов . Их значение определяет сам толкователь, опираясь на принципы Корана и Сунны, описанные в священных книгах образы.
  2. Считается, что положил начало толкованию снов пророк Мухамед . Он описывал свои ночные видения и строил предположения об их значении.
  3. Считается, что значение сна тесно связано с ним самим и окружающим его миром . Не допускается многозначность одного и того же видения.
  4. Нет привычной упорядоченности . Если в обычных сонниках есть алфавитный порядок, то в мусульманском сны описываются в соответствии с их значимостью для мусульманской веры.
  5. Значение снов по Корану и Сунне может кардинально отличаться от трактовки тех же самых видений в европейских сонниках.

Относиться серьёзно к соннику по Корану и Сунне стоит лишь мусульманам. Для представителей других религий и атеистов эта книга покажется слишком замудрённой, религиозной, нетрадиционной.