5 лишайник представляет собой симбиоз. Взаимоотношения микобионтов и фотобионтов в составе лишайников

Тест по биологии Группа лишайники для учащихся 7 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 3 частей (часть А, часть Б и часть В). В части А - 3 вопроса, в части Б - 3 вопроса, в части В — 2 вопроса.

Задания А — базового уровня сложности
Задания Б — повышенного уровня сложности
Задания В — высокого уровня сложности

1 вариант

А1. Лишайник представляет собой

1) растение
2) колонию бактерий
3) плесневый гриб
4) симбиоз двух организмов

А2. Тело лишайника состоит из

1) слоевища
2) органов
3) одной клетки
4) видоизмененных побегов

А3. В составе лишайника водоросль играет роль

1) автотрофа
2) гетеротрофа
3) хищника
4) жертвы

Б1.

А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.
Б. Лишайник по способу питания является автогетеро­трофным организмом.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников

1) накипные
2) травянистые
3) деревянистые
4) кустарничковые
5) листоватые
6) кустистые

Б3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и компонентом его слоевища.

А. Осуществляют фотосинтез
Б. Поглощают готовые органиче­ские вещества
В. Образуют органические веще­ства на свету
Г. Всасывают воду и минераль­ные соли из почвы

Компонент слоевища

1. Клетки водоросли
2. Гифы гриба

В1.

Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, ко­торыми обозначены слова из словарика.

Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и … (А). Водоросли получают органиче­ские вещества в процессе, который называется … (Б). Грибы снабжают весь организм водой и … (В). Такой тип взаимоотно­шений называется … (Г).

Словарик:
1. Симбиоз.
2. Гриб.
3. Корневое питание.
4. Ми­неральные вещества.

2 вариант

А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует

1) микоризу
2) лишайник
3) мицелий плесени
4) плодовое тело гриба

А2. В составе лишайника гриб играет роль

1) автотрофа
2) гетеротрофа
3) хищника
4) жертвы

А3. Клетки водоросли в теле лишайника

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Лишайник — это целостный живой организм, компо­ненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются

1) частями слоевища
2) спорами
3) семенами
4) побегами
5) половым путем
6) почкованием

Б3. У становите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания.

Процессы жизнедеятельности лишайников

А. Клетки водоросли образуют уг­леводы
Б. В хлоропластах протекает про­цесс фотосинтеза
В. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью

Способ питания

1. Автотрофный
2. Гетеротрофный

В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько эле­ментов).

Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.

К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (А). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (В) и состоит из … (В). Питание гриба происходит в результате … (Г).

Словарик:
1. Плодовое тело.
2. Всасывания питательных веществ.
3. Ножки и шляпки.
4. Мухомор. ­

Ответы на тест по биологии Группа лишайники
1 вариант
А1. 4
А2. 1
А3. 1
Б1. 2
Б2. 156
Б3. 1212
В1. Легкость вегетативного размножения. 2. Способны переживать длительное высушивание. 3. Перенос ветром частей слоевища на большие расстояния.
В2. 2341
2 вариант
А1. 2
А2. 2
А3. 1
Б1. 3
Б2. 125
Б3. 1122
В1. 1. Водоросли в теле лишайника используют солнеч­ную энергию для образования органических веществ. 2. Нити грибницы разлагают органические вещества до минеральных со­лей. 3. Формируют почвенный слой.
В2. 4132

06.03.2015 19:07

Олимпиада по биологии для 9 класса предназначена для школьного этапа Всероссийской олимпиады, и позволяет повторить изученный ранее материал. На выполнение отводится 45 минут. Предназначена как для средних так и для сильных обучающихся. Олимпиада включает три задания.Первое - с выбором одного правильного ответа, второе - из двенадцати утверждений выбрать только правильные утверждения. К третьему заданию необходимо подобрать термины к соотетстующим определениям.

Просмотр содержимого документа
«олимпиада биология 9 класс»

г.МЕЖДУРЕЧЕНСК 121
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

20015/16 учебный год 9 класс.

Часть 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный .

1. Неправильно и НЕКОРРЕКТНО следующее утверждение: «Лишайник - симбиоз

а - гриба и цианобактерии» б - автотрофа и гетеротрофа»

в - прокариота и гетеротрофа» г - гриба и водоросли»

2. . Найдите аналогию: Железо: Анемия = Йод: ?

а - микседема б - бронзовая болезнь в - диабет г - базедова болезнь

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке эукариот зашифрована в молекулах:

а – АТФ; б – ДНК; в – Белков; г - РНК

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. В листе молекулы воды проходят восходящий путь:

а – устьице – мезофилл – ксилема; б – ксилема – мезофилл – устьице; в – флоэма- ксилема - мезофилл; г – флоэма – мезофилл - устьице.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Парные примитивные «конечности» (параподии) впервые появились у

а - ресничных червей б - ракообразных

в - многощетинковых червей г - малощетинковых червей

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в- АТФ; г – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые; в – Земноводные; г – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Какая по­сле­до­ва­тель­ность из пред­ло­жен­ных пра­виль­но от­ра­жа­ет схему клас­си­фи­ка­ции рас­те­ний?

а - вид → род → се­мей­ство → класс → отдел

б - вид → отдел → класс → род → се­мей­ство

в - вид → се­мей­ство → род → класс → отдел

г - вид → класс → отдел → род → се­мей­ство

15 . О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой; б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы; г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология.

21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному.

22. Кровь НЕ вы­пол­ня­ет функ­цию пе­ре­но­са газов у

а - ось­ми­но­га б - реч­но­го рака в - кам­чат­ско­го краба г - лимонницы

23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов; г- Синтез белков.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых

состоит из гифов, - это:

а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники.

27. Ука­жи­те при­мер услов­но­го тор­мо­же­ния.

а - не­воль­ник забыл род­ной язык б - спортс­мен после со­рев­но­ва­ний идёт спать

в - в ответ на удар боксёр ата­ку­ет со­пер­ни­к г - при виде яб­ло­ка вы­де­ля­ет­ся слюна

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Центры жажды, голода находятся в:

а - продолговатом мозге б - промежуточном мозга

в - среднем мозге г - мозжечке

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны; г- Ферменты.

31. Корнеплод – это:

а - Утолщенный придаточный корень

б - Утолщенный стебель в основании главного побега

в - Утолщенный главный корень

г - Утолщенный стебель в основании главного побега и утолщенное основание главного корня

32. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

33 .Впервые применил термин "Клетка":

а) Антони ван Левенгук;

в) Р.Броун;

г) М.Шлейден

34 .Формула цветка представителей семейства Лилейные:

а) Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) ; в) Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 ;

б) О 2)+2 Т 3 П 1 ; г) О 3+3 Т 3+3 П (3).

35. Полость тела аскариды:

а) отсутствует; в) вторичная;

б) первичная; г) смешанная.

36. О единстве органического мира свидетельствует:

а) связь организмов со средой;

б) приспособленность организмов к среде обитания;

в) сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы;

г) взаимосвязь клеток в организме.

37. Органы выделения ланцетника представлены:

а) мальпигиевыми сосудами; в) нефридиями;

б) почками; г) протонефридиями.

38. Корой головного мозга контролируется:

а) чтение книги; в) реакция на ожог;

б) кашель; г) моргание

39. При пониженной кислотности желудка может быть нарушено расщепление:

а) белков; в) углеводов;

б) жиров; г) нуклеиновых кислот.

40. Неполное закрытие трехстворчатого (трикуспидального) клапана приведёт к обратному забросу крови в:

а) правое предсердие; в) аорту;

б) левое предсердие; г) лёгочную вену.

Часть II . Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Характерные особенности двудольного растения:

I . Хорошо сформированная кора;

II . Наличие камбия;

III . Проводящие пучки закрытого типа;

IV . Наличие сложных листьев.

а) I, II, III; в) I, II, IV;

б) II, IV; г) III, IV.

2. Видоизменение листьев – усики у:

I . Винограда.

II . Гороха.

III . Чечевицы.

IV . Вики.

а) I, II; б) II, III, IV; в) I, III, IV; г) II, III.

3. Плод- костянку имеют:

I . Персик;

II . Виноград;

III . Грецкий орех;

IV . Мандарин;

V . Барбарис.

a) I, II, IV,V; б) I, III, V; в) II, III, V; г) II, IV, V

4. Особенностью строения зубов млекопитающих является

I . дифференциация зубов на резцы, клыки и коренные.

II . смена молочных зубов постоянными.

III . все зубы одинаковые остроконечные.

IV . срастание с челюстями.

а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) I, II.

5. Основой теплокровности птиц стало

I . Трехкамерное сердце.

II . Полное разделение артериального и венозного кровотоков.

III . Две дуги аорты.

IV . Интенсивное сокращение сердца.

а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) II, IV.

6.Для земноводных характерны следующие признаки:

I . Имеется только легочное дыхание,

II . Наличие мочевого пузыря;

III . Продуктом выделения является мочевая кислота;

IV . Для взрослых особей характерна линька;

V . Отсутствие грудной клетки.

а) II, V; б) I, III, V; в) II, IV, V; г) III, V, I, II

7. Кожа обладает следующими функциями:

I. защитной;

II. выделительной;

III. чувствительной;

IV. дыхательной;

V. терморегуляционной.

а) I, III, IV; б) II, IV,V; в) I, IV; г) I, II, III, V.

8. Функции мозжечка:

I. осуществляет контроль дыхания, деятельности сердца, тонуса сосудов;

II. безусловнорефлекторная координация движений;

III. сохранение равновесия и позы тела;

IV. здесь находятся центры зрения, слуха, терморегуляции;

V. регуляция мышечного тонуса.

а) II, IV,V; б) II, III, V; в) IV, V; г) II, V.

9. Развитие рахита у детей сопровождается следующими симптомами:

I. поражение кожи;

II. искривление ног;

III. малокровие;

IV. уплощение груди;

V. большая голова.

а) I, V; б) I, II, IV; в) II, V; г) II, IV,V.

I. В цикле развития преобладает спорофит.

II. Хорошо размножаются вегетативным способом.

III. Эндосперм гаплоидный.

IV. Эндосперм диплоидный.

V. Деревья, кустарники и травянистые растения.

а) II, IV; б) I, III; в) I, II; г) IV, V

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.

    Абиотические факторы – это факторы неживой природы.

    Позвоночник человека включает 35-36 позвонков.

    Гаструла – это однослойный зародыш.

    Серое вещество спинного мозга имеет вид мухи.

    У бактерий наследственный аппарат нуклеоид.

    Вирусы имеют капсид.

    Стрептококки имеют вид виноградной грозди.

    Багрянки – это бурые водоросли.

    Дождевого червя относят к полихетам.

    Луковица и клубень – это аналогичные органы.

    Кость в толщину растет за счет клеток хряща.

    При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 0 С.

    Пластический обмен идет с выделением энергии.

    Дивергенцией называется расхождение признаков в процессе эволюции.

    Кончик языка более чувствителен к сладкому.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

2. Установите соответствие между типами соцветий (А – Д) и растениями (1 – 5) для которых они характерны.

А. Корзинка 1. Лук

Б. Сложный колос 2. Ландыш

В. Зонтик 3. Пшеница

Г. Метёлка 4. Овёс

Д. Кисть 5. Ромашка

3. Соотнесите принадлежность животных:

1 – португальский кораблик, 2 – дрейссена, 3 – диффлюгия, 4 – трубач, 5 – эхинококк

применительно к типам: А – Плоские черви, Б – Инфузории, В – Кишечнополостные,

Г – Саркомастигофоры, Д – Моллюски.

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________

Школа __________________________

Класс __________________________

Шифр __________________________

Матрица ответов
на задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2015-16 уч. год. 9 класс

Задание 1. 40 баллов

Задание 2. 10 баллов

Задание 3. 15 баллов

Задание 4. (7,5 баллов)

1.(мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)\

Функции

Соединение

2.(мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

Соединение

Тип животного

Название животного

Ответы:

Задание 1. 40 баллов

1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – в; 9 – а;

10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – б; 30 – в; 31 – г; 32 – а; 33 – б; 34 - г; 35 - б; 36 -в; 37 -в; 38 - а; 39 -а; 40 -а;

Задание 2. 10 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)

Задание 3. (15 баллов)

Задание 4. (7,5 баллов)

1. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

Соединение

2. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

Соединение

3. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Тип животного

Название животного

МАХ ВСЕГО: 72,5 балла

Ответы к школьным учебникам

Лишайники представляют собой симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли.

2. На какие группы по внешнему строению делятся слоевища лишайников?

Различают три основных типа слоевищ лишайников: накипной (корковый), листоватый и кустистый, между которыми встречаются переходные формы.

3, В чем особенности строения слоевища кустистых лишайников?

Это наиболее сложно организованное слоевище. Оно имеет форму столбиков или лент, обычно разветвленных и срастающихся с субстратом только основанием. Вертикальный рост слоевища позволяет ему лучше использовать солнечный свет для фотосинтеза.

4. Что такое симбиоз?

Симбиоз - форма отношений организмов различных видов, при которой один из партнеров или оба организма извлекают из взаимодействия пользу. При этом ни один из партнеров не испытывает ущерба.

5. Какие организмы составляют лишайник?

Лишайник - симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

Гриб не относится избирательно к определенному типу водоросли, однако не каждая водоросль может существовать с данным грибом. Водоросли, встречающиеся в лишайниках, иногда могут существовать самостоятельно, а гриб, как правило, только в лишайнике.

6. Каковы функции гриба и водоросли в организме лишайника?

Водоросль поставляет органические вещества (углеводы), получаемые ею за счет фотосинтеза.

Гриб поглощает и задерживает воду, обеспечивая водоросль водой и растворенными в ней минеральными солями (гриб имеет присоски, проникающие в клетки водоросли).

7. Как размножаются лишайники?

В основном лишайники размножаются вегетативно - частями слоевища. Причем гриб может размножаться и спорами, а водоросли только делением клеток. Могут образовываться особые группы клеток, состоящие из водоросли и гриба, с помощью которых лишайник размножается. При этом часть таллома лишайника под давлением размножающихся внутри клеток разрывается и рассеивается ветром.

8. Где обитают лишайники?

Встречаются во всех биогеографических зонах, особенно в умеренных и холодных областях, а также в горах. Лишайнику, как целому организму, присущи новые биологические качества, не свойственные его компонентам вне симбиоза, в частности устойчивость к засухе, низкой температуре и незначительному содержанию в воздухе углекислого газа. Благодаря этому лишайники обитают не только на почве, деревьях, но и там, где не могут жить ни водоросли, ни грибы, а именно на голых скалах в каменистой тундре и т. д.

На обрабатываемых землях лишайники не встречаются из-за своего очень медленного роста, который объясняется медленным наполнением органических веществ.

Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха не выносят дыма, копоти и особенно промышленных газов (сернистого и др.)* Поэтому они не растут в местностях с такими загрязнениями и могут считаться индикаторами экологического благополучия территории.

9. Расскажите о роли лишайников в природе.

Как автогетеротрофные компоненты биогеоценозов, лишайники аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений. Лишайники первыми появляются на горных породах; разрушают их (химическое выветривание), выделяя органические кислоты. Лишайники богаты химическими веществами, из которых около трехсот присущи только им (лишайниковые кислоты).

В тундре и на скалах лишайники - основные продуценты биомассы.

10. Как человек использует лишайники?

Из лишайников получают патоку, спирт и другие вещества, для синтеза которых можно использовать крахмал, так как в лишайниках его содержится много.

Из некоторых видов лишайников получают лакмус (индикатор кислотности растворов) и красители для шерсти.

Олений мох (ягель) и исландский мох используются как корм для северных оленей.

Лобария и эверния являются источником выделения фиксаторов запаха (ризе- ноид - спиртовой экстракт лишайника, который добавляют в духи) и ароматических веществ.

Многие виды рода Уснея используют в качестве биоиндикаторов загрязнения окружающей среды - они погибают при повышении концентрации вредных веществ в воздухе.

В геологии лишайники используют для датировки образования геологических структур (морен, горных обвалов) - возраст талломов может превышать тысячи лет.

ГРУППА ЛИШАЙНИКИ

ВАРИАНТ 1

А1. Лишайник представляет собой

1) растение

2) колонию бактерий

3) плесневый гриб

4) симбиоз двух организмов

А2. Тело лишайника состоит из

1) слоевища

2) органов

3) одной клетки

4) видоизмененных побегов

АЗ. В составе лишайника водоросль играет роль

1) автотрофа

2) гетеротрофа

3) хищника

Б1.

А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.

Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников

1) накипные

2) травянистые

3) деревянистые

4) кустарничковые

5) листоватые

6) кустистые

БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности кустистого лишайника и компонентом его слоевища.

А. Осуществляют фотосинтез

Б. Поглощают готовые органические вещества

В. Образуют органические вещества на свету

Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы

КОМПОНЕНТ СЛОЕВИЩА

1) Клетки водоросли

2) Грифы гриба

В1.

Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин.

Лишайники способны переносить длительное высушивание. Лишайники размножаются в основном вегетативно, их тело очень хрупкое и легко ломается, из отломаных кусочков вырастают новые тела, причем маленькие частички легко переносятся ветром и птицами на дальние расстояния (также размножаются спорами). Лишайники способны переносить очень низкие температуры.

В2.

Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и... (А). Водоросли получают органические вещества в процессе, который называется... (Б). Грибы снабжают весь организм водой и... (В). Такой тип взаимоотношений называется... (Г).

Словарик: 1. Симбиоз. 2. Гриб. 3. Корневое питание. 4. Минеральные вещества.

Ответ: А-2, Б-3, В-4, Г-1.

ВАРИАНТ 2

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех пред воженных.

А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует

1) микоризу

2) лишайник

3) мицелий плесени

4) плодовое тело гриба

А2. В составе лишайника гриб играет роль

1) автотрофа

2) гетеротрофа

3) хищника

АЗ. Клетки водоросли в теле лишайника

1) производят органические вещества

3) поглощают готовые органические вещества

4) разрушают нити грибницы

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Лишайник - это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.

Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются

1) частями слоевища

2) спорами

3) семенами

4) побегами

5) половым путем

6) почкованием

БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания.

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИШАЙНИКОВ

А. Клетки водоросли образуют углеводы

Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза

В. Поглощают готовые молекулы органических веществ

Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью

СПОСОБ ПИТАНИЯ

1) Автотрофный

2) Гетеротрофный

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов).

Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений. 

Подготавливают почву для других организмов, являются кормом для животных(ягель), являются индикатором чистоты воздуха.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.

К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, ... (А). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует... (Б) и состоит из... (В). Питание гриба происходит в результате... (Г).

Словарик: 1. Плодовое тело. 2. Всасывания питательных веществ. 3. Ножки и шляпки. 4. Мухомор.

Ответ: А-4, Б-1, В-3, Г-1 .

Лишайники - очень интересная и своеобразная группа организмов, в теле которых сочетаются два компонента: автотрофный фикобионт (водоросль) и гетеротрофный микобионт (гриб), образующий единый симбиотический организм, отличающийся не только внешним и внутренним строением, биохимическими процессами, местообитанием, а, следовательно, и качественно, от свободно живущих грибов и водорослей.

Микобионты лишайников относят в основном к сумчатым грибам, и лишь у некоторых тропических и субтропических видов, гриб принадлежит к базидиомицетам. Фикобионты относят к зеленым, а у меньшинства - к сине-зеленым водорослям.

Некоторые ученые предполагают, что в ряде лишайников есть и третий компонент – бактерии, но их присутствие не является обязательным.

Химический состав лишайников

В состав лишайников входят многие элементы и вещества. Все они подразделяются на первичные и вторичные.

К первичным относятся те вещества, которые непосредственно принимают участие в клеточном обмене веществ; из них построено тело лишайников.

К вторичным относятся конечные продукты обмена веществ, располагающиеся обычно на стенках гиф. Многие из этих лишайниковых веществ (лишайниковые кислоты) встречаются только у лишайников.

Первичные вещества представлены в основном углеводами, пектиновыми веществами, которые, впитывая воду, набухают и осклизняются, встречаются многие ферменты, аминокислоты, витамины . Часто в гифах обнаруживается хитин, а также лишайниковый крахмал – лихенин.

Фотосинтезирующие пигменты хлорофиллы А и В содержатся в фикобионте лишайника в меньшем количестве, чем у высших растений. В последнее время в некоторых видах обнаружены каротины и ксантофиллы.

Вторичные лишайниковые вещества представляют большую группу органических соединений, относящихся к разным биохимическим группам. Сейчас их известно уже около 250, и каждый год химики обнаруживают еще 3-4 новых. Из этого числа примерно 75 являются специфическими лишайниковыми веществами, т. е. встречаются только в лишайниках, другие встречаются в других организмах, особенно в грибах.

Что касается способа происхождения лишайниковых веществ, то об этом известно очень мало. Ясно одно – углеводы, которые образует водоросль в процессе фотосинтеза, превращаются в лишайниковые кислоты микобионтом, т. е. компонентом-грибом. Сам по себе гриб, выделенный из слоевища лишайника, почти никогда специфического лишайникового вещества не образует. Существует теория, что вторичные вещества защищают лишайники от поедания животными из-за горького вкуса, а также защищают от бактерий. Многие исследователи считают лишайниковые вещества резервом дополнительного питания, они подавляют рост грибов и мхов (частых конкурентов лишайников) и снижают всхожесть семян цветковых растений, являясь одним из видов «оружия» в суровой борьбе за существование. Лишайниковые вещества играют определенную роль при процессе заселения лишайниками свободных субстратов (поверхность скал, древесины), разрушая твердые минеральные, являясь зачинателями почвообразовательного процесса.

Лишайниковые вещества имеют большое значение в систематике лишайников: определенные виды, группы видов содержат определенные вещества, которые можно определить химическими методами. Таким образом, лишайниковые вещества могут выполнять различные функции, но необходимо приложить еще много усилий, чтобы окончательно раскрыть их биологическую роль.

Размножение лишайников

У лишайников имеется три типа размножения – вегетативное, половое, бесполое. Размножается либо сам лишайник либо микобионт. Размножаются эти растения, рассеивая споры, образующиеся половым и бесполым путем, которые развиваются в особых вместилищах – плодовых телах , имеющих разнообразную форму: кувшина с отверстием вверху, открытых дисков или куполов, а то и бородавчатых выступов. Купола обычно имеют красную, кофейную или коричневую окраску, что придает им еще большее изящество. Они с успехом размножаются и вегетативно, «отпочковывая» от себя бугорки и различные выросты или разбрасывая вокруг порошкообразную массу. Основную роль играет вегетативное размножение, основанное на способности лишайника восстанавливаться из отдельных его участков. – кусочками слоевища или при помощи особых органов вегетативного размножения – соредий и изидий . Соредии – микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водоросли, оплетенных гифами гриба.

Рис. 1 .

Они образуют слоевище под верхним коровым слоем в зоне водорослей. При этом клетки водоросли делятся на дочерние, а гифы гриба интенсивно ветвятся, оплетая клетки водоросли. Когда соредий становится слишком много, они давят на верхний коровый слой, он разрывается, и соредии выходят на поверхность слоевища, где образуют скопления определенной формы – сораль .(рис1). Они могут переносится ветром и легко образуют новое слоевища лишайника . Изидии – выросты верхней поверхности слоевища разнообразной формы, внутри которой располагаются клетки водоросли и гифы гриба.(рис2). Снаружи они покрыты верхним коровым слоем. При механическом отрыве дают начало новым слоевищам, но самопроизвольного отрыва слоевища никогда не бывает.

Половой процесс у лишайников изучен недостаточно, хотя в общих чертах он аналогичен половому процессу свободно живущих грибов.

font-size:13.5pt;color:black">Рис 2.

Растут лишайники очень медленно, увеличиваясь за год на 1- 8 мм. Зато среди них есть настоящие долгожители, видавшие, что было на Земле 3000 лет тому назад. Медленный рост лишайников используют даже для определения возраста горных пород (этот метод получил название лихенометрии). Таким образом, ученые установили, что знаменитым идолам с острова Пасхи не более 600 лет.