Конспект НОД по экологическому воспитанию «Прогулка по лесу. Конспект занятия - экскурсии в старшей группе детского сада

Представлен конспект занятия для старшей группы.Закрепить имеющиеся у детей знания о лесе и его обитателях: диких животных и зимующих и перелетных птицах; учить детей называть признаки весны, происходящие в природе изменения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии «Прогулка в лес» в старшей группе.

Цель: закрепить имеющиеся у детей знания о лесе и его обитателях: диких животных и зимующих и перелетных птицах; учить детей называть признаки весны, происходящие в природе изменения; закрепить знания детьми правил поведения в природе, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; активизировать речь детей, расширять словарный запас, развивать кругозор детей, логическое мышление, воспитывать любознательность.

Оборудование: иллюстрации с изображением леса, куста сирени, рыси, дятла; с изображением зимующих и перелетных птиц; карточки «Собери дерево» (по типу пазлов, из частей - целое); 2спила, плоды ели, сосны, дуба, клена и ясеня; кора березы и липы; грамзаписи «Голоса птиц», голоса рыси и дятла, видеофильм о буром медведе.

Предварительная работа: чтение рассказов В.Бианки из книги «Синичкин календарь»; наблюдение за птицами в природе, беседы, загадки о птицах, проект «Животные нашего леса», заучивание «Птицы в лесу», рисование и лепка диких животных, проведение дидактических игр «Деревья», «Птицы», «Животные».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться погулять в лес. Я подскажу вам, что надо взять с собою в лес. Мы возьмем наши глазки (зачем?) – чтобы увидеть и полюбоваться красотой природы, мы возьмем наши ушки (зачем?) – чтобы услышать голоса природы, мы возьмем наши ручки (зачем?) – чтоб помогать природе, и нашу улыбку (зачем?) – чтобы было весело в пути. Согласны? Тогда беритесь за руки и отправляемся («змейкой»):

По тропинке мы шагаем – воспитатель

Раз, два, три, четыре, пять! – дети

В лес весенний на полянку – воспитатель

Собрались мы погулять – дети

Ну-ка, встанем на носочки, - воспитатель

Чтоб опушку увидать – дети

Вон виднеется тропинка – воспитатель

Можно быстро добежать – дети

Подходим к доске с иллюстрацией леса, встаем полукругом (на доске обратной стороной иллюстрации рыси и дятла). Посмотрите, где это мы с вами находимся? (в лесу). В каком лесу? (В тихом, очень красивом, хвойном, лиственном, поющем, шумном, сказочном, волшебном). Какие красивые слова вы сказали о лесе. А кто главные жители леса? Чего в лесу много? (деревьев). Верно! Назовите, какие вы знаете деревья? Из каких частей состоит дерево? Дидактическая игра «Собери дерево» (карточки), добавляю иллюстрацию - куст. А это что? (куст). Как называется? (сирень). Чем отличается дерево от куста? (У дерева один ствол, а у куста много стволов). А здесь что-то стоит. Это кузовок, а в нем что-то лежит. Ребята, а ведь это лес приготовил для вас задания. Давайте посмотрим:

1. Что это у меня? (спилы деревьев). Можно ли по ним узнать, сколько дереву лет? (да) Как? (посчитать кольца, сколько колец столько дереву лет). Посчитай Алина и Даня.

2.Вот 2 шишки, с каких они деревьев? (длинная, чешуйки прижаты – с ели, а поменьше и круглая – с сосны).

3.Узнайте с какого дерева кора? (с березы – кора белого цвета с черными пятнами). А это, с какого дерева? Потрогайте ее, она гладкая или шероховатая? Какого она цвета? Это кора с самого большого дерева на нашем участке, как оно называется? (липа).

4.Это плоды, сравните их и узнайте с каких они деревьев? (это с ясеня – плод называется крылатка, а это - с клена). По-научному плод называется двукрылаткой. Как вы думаете почему? Из скольких частей состоит плод? (из двух) и на что похожа каждая часть? (на крыло).

5.Как называется этот плод? (желудь). С какого он дерева? (с дуба). Сейчас мы с вами будем выращивать дуб. Разделимся на три группы. Первая группа будет работать с карточками. Вторая группа будет собирать из частей целое, а третья группа по типу пазлов. Приступаем. Проверяем, как справились. А теперь, ребята, давайте посидим под деревьями (на стулья, рядом елочки) и вдохнем чистого воздуха. А кто еще в лесу живет? (звери, птицы, насекомые). Назовите зверей, которые живут в лесу? А сейчас лес нам одного из них покажет, мы издали за ним понаблюдаем. (Включается грамзапись о буром медведе). Видно он чувствует, что мы где-то рядом, давайте не будем его беспокоить. А лучше поиграем в веселую игру «Кто живет в родном лесу (я называю животных, а вы выбираете только тех, кто живет в наших лесах, если живут – хлопайте в ладоши, если нет – топайте):

Белка = мышка = жираф = кашалот =

Заяц = кабан = крокодил = бегемот =

Волки = верблюды = моржи и тюлени =

Медведь = слоны = обезьяны = олени =

Воспитатель: Молодцы! А лес – то наш волшебный, здесь каждый о себе сам рассказывает (переворачиваю картинку рысь, сразу же включается грамзапись, на которой записан небольшой рассказ): «Здравствуйте, ребята! Не надо меня бояться, я ваш новый лесной друг – Рысь. Расскажу немного о себе: от своих кошачьих родственников я отличаюсь тем, что лапы у меня короткие, а на ушах – кисточки. Я очень ловкая и на земле и на деревьях. Да и плаваю я отлично. Я – хищница, охочусь обычно на зайцев, но иногда нападаю на лосей и кабанов. Добычу подстерегаю в засаде. Зимой меня спасает густая шерсть, широкие лохматые лапы помогают мне передвигаться по снегу. Живу я в лесной чащобе, людей здесь почти не бывает. На земле нас рысей осталось не так уж и много. Нас надо беречь!»

Воспитатель: Спасибо, тебе Рысь за рассказ. А сейчас я вам загадаю загадку:

«Вдруг в лесу раздался стук,

Это кто-то долбит сук,

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит» (дятел).

(Переворачиваю картинку и снова включается грамзапись с рассказом о дятле): «Конечно это я. Меня вы услышите сразу. Целый день стучу я клювом, насекомых из – под коры добываю. У меня длинный тонкий язык с зазубриной на конце. Им я из любой трещинки достану личинку или жучка. Посмотрите, какие у меня коготки цепкие, острые. Они помогают мне по самому гладкому стволу, как по лесенке бегать. Клюв у меня очень крепкий. Им я сам достаю разных насекомых, жуков, личинок. А зимой я срываю сосновую шишку, нахожу дерево с расщелиной, воткну туда шишку, усядусь на стволе, хвостом упрусь и начинаю шишку долбить. Такая расщелина – где я шишку долблю, называется «дятлова кузница». Ну, мне пора! Тук – тук».

Воспитатель: Спасибо, дятел. Ребята, а давайте повторим дробь дятла (пальчиковая гимнастика):

«Дятел на суку сидит,

Клювом дерево долбит.

День долбит, два долбит,

Клювом в небо угодит» (стучат пальцы вместе – врозь).

Воспитатель: Мы с вами так громко стучали, что разбудили весь лес (включается грамзапись «Голоса птиц»). Чьи голоса раздаются в лесу? Каких птиц вы узнали по голосу? (ворона, кукушка). Можно ли услышать ее сейчас в природе? (нет). Почему? (еще не возвратились перелетные птицы). А что птицы умеют делать? (петь, чирикать, жить, кормиться, щебетать, куковать, гнезда вить, лес лечить, перелетать с ветки на ветку, летать в небе). А вы знаете, что перед полетом птицы разминаются.

Физкультминутка «Птицы в лесу».

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложим назад (дети на места).

Воспитатель: А как называются птицы, которые с нами зимовали? (зимующие) Назовите их. А как называются птицы, которые улетели от нас в теплые края? (перелетные) Назовите их. Какие птицы улетели от нас самыми первыми? (стрижи и ласточки) Почему? (питаются насекомыми, а их не стало) Какие улетели чуть позже? (грачи, дрозды, кукушки). Почему? (они кроме насекомых могут питаться ягодами, плодами, зернами). А какие улетели от нас самыми последними? (утки, гуси, лебеди). Когда? (когда замерзли водоемы). А какое сейчас время года? (весна). А какие-то птицы к нам уже прилетели? (да, грачи). Давайте убедим перелетных птиц, что они могут возвращаться в наши края. Называем признаки весны по серии сюжетных картин . Хороший рассказ получился. Я думаю, что вы убедили птиц. Давайте сделаем им друзей, которые будут их встречать.

Конструирование птиц (квадратик из материала, в него комок ваты, перетянуть резинкой, наклеить из бумаги глаза, клюв и крылья).

Воспитатель: Вот сколько птиц к нам прилетело. Скажите, для птицы дерево – это…..(столовая, пища, дом, место укрытия от врагов, место для

постройки гнезда). Для жука дерево – это…..(жилище, место, где откладывает личинки, место, где находит пищу). Для человека дерево – это……..(пища, место, где можно укрыться от жары, место, где можно отдохнуть).

Воспитатель: А вы, ребята, отдыхали в лесу с родителями? (да) А мусор после себя оставляли? А куда вы его убирали? А как надо вести себя в лесу, чтобы он оставался чистым и красивым? А как вы думаете, в лесу есть мусор?

Дидактическая игра «Очистим лес от мусора» (елки, пеньки, целлофановый пакет, фантик, бумага, пластиковая бутылка, стаканчик, опавшие листья, сухая трава, веточки, соломинка). Дети убирают мусор в пакет, остаются листья, сухая трава и веточки.

Воспитатель: А это мусор? (нет) Куда все это денется, кому все это будет нужно? (веточки, травка – птицам для постройки гнезда, опавшие листья со временем съедят дождевые черви). В природе все так взаимосвязано, что лишнего ничего нет. Вот мы с вами очистили лес от мусора, помогли ему, а лес поможет людям. Ученые установили, что многие лесные деревья укрепляют иммунитет, снимают усталость. Вот мы с вами по лесу прогулялись, свежим воздухом надышались, пора и возвращаться. Но теперь надо с лесом проститься, положим, руку на дерево, чувствуете, как деревья отдают нам силу, энергию, а мы им наши добрые пожелания:

«Добрый лес, могучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем!»

Давайте скажем: «Спасибо, лес!» Песня «Лесной марш» (беремся за руки, нам пора возвращаться в детский сад).


Занятие в старшей группе по безопасности в природе.

Воспитатель: Седина А.А.

«Прогула в весенний лес»

Программное содержание: Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила безопасности в лесу. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Материал: Иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», сказка «Маша и медведь», картинки о пожаре, грибы.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Работа с родителями: Чтение детям русской народной сказки «Три медведя».

Ход занятия:

Орг. момент: «Всем говорю я «Здравствуйте!»

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем вы и я!»

Воспитатель: Ребята, Сегодня пришло письмо от Незнайки «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. На улице наступила весна, стало тепло и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знай-ка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?

Воспитатель: Ребята поможем Незнайке?

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности?

Как вы думаете, что это за опасность?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасностью №1 в лесу можно заблудиться.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу?

Дети. «Маша и медведь», «Три медведя».

Воспитатель. А теперь сядьте удобнее, сейчас я дам иллюстрации к этим сказкам, а вы расскажите, чем закончились сказки. (Дети делятся на две подгруппы).

- Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?

Дети: Не ходить в лес одним, а с взрослыми.

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.

Воспитатель: ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а все равно заблудилась. Почему?

Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.

Воспитатель: Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?

Дети: Надо держаться вместе.

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 2. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.

Когда вы заблудились в темном лесу

И встретите злую сову,

Вы крикните, только громче, "АУ!"

И вам отзовется "АУ!"

Воспитатель предлагает детям попробовать позвать друг друга.

Физминутка.

Воспитатель: Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, что нужно делать? Посмотрите может вам помогут картинки и предметы.(Дети выбирают нужную картинку и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Правильно! если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят. Присядь, внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие по близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче - ты идешь правильно. Самое главное знай - тебя найдут!

Воспитатель предлагает детям игру с кружками (зеленый - можно, красный - нельзя) «Можно - Нельзя». Дети становятся в круг.

Предлагаемые детям ситуации:

- Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.

- Ходить с подружками и друзьями

- Ездить с родителями в лес.

- Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку

- Все время находиться вместе с родителями.

Какая еще опасность подстерегает нас в лесу?

Дети: Лесные пожары.

В-ль: Как вы думает, от чего может возникнуть пожар?

В: Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички.

Но причиной пожара может стать и такая линза (показываю).

Она может собрать солнечные лучи в одну точку и стать поводом для пожара. Такой линзой пользуются дети постарше, которые ходят в школу. Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки. Огонь становится все больше и больше. Запомните, дети, с такой линзой играть нельзя. Небольшое пламя приводит к большим лесным пожаром, а тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели. Используя специальную технику, самолеты, вертолеты.

Ребята, хотите послушать, что случилось однажды в лесу?

В жаркий день одна семья отдыхала в лесу, а сын Миша играл с линзой. Папа позвал его играть в мяч! Наигравшись, семья отправилась домой, а Миша в спешке забыл свою линзу. Солнечные лучи собрались в одну точку у линзы, и от их тепла стала тлеть высохшая трава. Как вы думаете, что случилось потом?

Ребята помните пословицу

В одном коробке сто пожаров’’. Почему так говорится?

Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Ребята давайте подумаем и вспомним, какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды - пожара:

1. Костер разводят только с взрослыми.

2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.

3. Не оставляй рядом с костром свою одежду.

4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.

5. Уходя надо убедиться, что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя.

6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.

7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.

Дети, кто знает, что это за знак? почему красный цвет? (Цвет опасности)

Здесь на полянке много различных насекомых. Давайте снова разобьемся на две команды, кто с кем был.

Одна группа - отбирает насекомых, которые опасны для человека, другая – которые не опасны для человека. И расскажите, почему выбрали именно этих насекомых.

Какие правила нужно знать!

1. На прогулку в лес следует одевать длинные брюки, свитер с длинным рукавом.

2.Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от комаров.

3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.

4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать руками, нужно перейти в другое место.

5. Не мешать муравьям, они тебя не укусят.

Отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы!

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть.

Ой, смотрите, сколько грибов в лесу!

Давайте вспомним, какие грибы мы соберем, а какие оставим и не возьмем с собой.

Дети собирают съедобные грибы. Затем проверяем.

А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему?

Давайте ещё раз вспомним, какие опасности нас ожидают в лесу, и сделаем для Незнайки плакат “Опасности в лесу”.

На столе картинки, нужно выбрать и наклеить на плакат все опасности.

Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.

Я думаю, он теперь с удовольствием пойдет в лес, и будет соблюдать все правила безопасности.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Название: Конспект НОД «Прогулка в летнем лесу
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, театрализованные занятия, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Гномик»
Месторасположение: г. Костомукша, Республика Карелия

Интегрированное занятие в старшей группе «Прогулка в летнем лесу».

Программное содержание:

— Формировать у детей элементарные представления о насекомых,
познакомить с циклом развития бабочки.
— Продолжать учить разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции.

Развивать умения расшифровывать (декодировать) и кодировать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково — символическим обозначениям.

Закрепить сгибы оригами, умение выполнять знакомые сгибы по словесному указанию.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Развивать умение работать в паре.

— Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Материал:

Наборы логических блоков по одному на стол.

Два обруча разного цвета.

Карточки схемы.

Картинки с изображением насекомых.

Распечатанные картинки «От гусеницы к бабочке».

— Пружинка для показа,как устроен хоботок бабаочки.

Маленькая гусеница из бумаги.

Два бумажных цветка желтый и белый.

Квадратики цветной бумаги 12 х 12 на каждого ребенка.

Ход НОД:

Ребята,какое сейчас время года? (весна).

Какая погода? (прохладно, пасмурно, дождик).

А хотелось бы….(что бы стало тепло, наступило лето…).

Я вам предлагаю побывать сегодня волшебниками и попасть в лето! Прогуляться по летнему лесу! Согласны?(да!).

Тогда, нам надо закрыть глаза, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в летнем лесу окажись!»

(дети поворачиваются вокруг себя)

Вот мы и на лесной полянке! Какая красота вокруг! Расскажите, что вы увидели иуслышали в летнем лесу? (зеленые деревья, трава, цветы, ягоды,птицы поют, летают бабочки, стрекозы, гудят комары, ползают муравьи …).

Как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, комара, муравья? (насекомые).

Каких насекомых вы еще знаете? (пчела, шмель, жуки, кузнечик ит.д.).

Ребята, откуда пошло название – насекомые? (у насекомых на брюшке есть полоски, насечки, от слова насекать и пошло название –насекомые).

Насекомые приносят вред или пользу? (высказывания детей, определяем, что есть и полезные и вредные, индивидуальные ответы детей, какие насекомые приносят пользу и какую или вред и какой).

Молодцы,много знаете о насекомых. давайте поиграем в игру « Добавь слово » .

Я буду называть вам слово, а вы будете отвечать, к какому насекомому оно относится.

Жужжит- жук

Звенит – комар

Жалит – оса

Собирает мед – пчела

Прыгает — кузнечик

Плетет паутину – паук

Трудится – муравей

Летает большеглазая – стрекоза

Порхает – бабочка

Мне кажется, что бабочки самые красивые насекомые! А кто-нибудь знает, откуда они появились? (высказывания детей).

Давайте мы пойдем вон на ту полянку отдохнем, и я вам раскрою эту тайну!

На магнитной доске распечатанные картинки «От гусеницы к бабочке».

Чтобы все запомнить, выучим пальчиковую гимнастику.

«Гусеница».

Свив на ветке этот дом (вращают руками)

Дремлет гусеница в нем (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо (идут пальчиками обоих рук навстречу друг другу)

Март, апрель, капель,весна (хлопки на каждое слово)

Просыпайся соня — сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнцем (сжимаем,разжимаем пальцы рук)

Гусенице не до сна (грозим пальчиком)

Стала бабочкой она! (перекрещиваем ладошки, зацепляем большие

пальцы, «машем»крылышками)

Ну, не будем мешать бабочкам, пусть порхают, пойдем на другую полянку!

Ребята прислушайтесь…тихо…странно…. Ой, мне кто- то в рукав заполз!

(вытаскиваю маленькую гусеницу) Кто это? (гусеница).

Гусеница хочет мне что то сказать….Оказывается на этой полянке побывала Хмурая колдунья, всех насекомых заколдовала, а цветы разбросала по всему лесу! Нужна помощь! Давайте соберем все цветы и рассадим по полянкам.

-Работаем с Блоками Дьеныша.

Дети собирают в разных местах группы цветные блоки.

Цветы будем рассаживать так:

На красной полянке(красный обруч) – все красные!

На синей полянке(синий обруч) – все большие!

Остальные, которые любят тень оставим в лесу(за обручами).

(Дети выполняют задание, анализируем, проверяем правильность выполнения, исправляем ошибки,если есть.)

Молодцы! Справились на отлично! Осталось расколдовать насекомых!

(дети садятся за столы, работают в парах с цветными блоками и карточками насекомых)

У меня записаны магические тайные знаки, их надо расшифровать и найти магические фигуры, тогда колдовство разрушится!

Выставляю карточки – схемы:

1.синий,круг,большой, тонкий.

2.не синий, не красный, квадрат, большой толстый.

3.красный, треугольник, не маленький, не толстый.

Мы отлично справились! Слышите, над полянкой снова зажужжали насекомые!

Запорхали бабочки! (включаю аудиозапись жужжания насекомых).

Наша гусеничка говорит, что мы настоящие волшебники! У нее есть одно очень заветное желание…(ответы детей). Да, она хочет поскорее стать бабочкой! Поможем?! (да!)

-Выполняем оригами «Бабочка».

(незаметно убрать гусеницу).

Какие замечательные бабочки получились! Ой, а куда делась наша гусеница?!

(Она превратилась в бабочку!) Все вместе отпускаем бабочек!

К сожалению, наша прогулка подошла к концу и пора возвращаться домой, но на память нам останутся эти замечательные бабочки!

— Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, говорим волшебные слова: «Вокруг себя повернись в нашей группе окажись!»

Вот мы и дома! А понравилось ли вам сегодня путешествовать, мы сейчас узнаем!

Если вам путешествие понравилось и было интересно , посадите своих бабочек на желтый цветок! А если почему то вам было скучно, не интересно — тогда на белый цветок.

Итоговое занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР III уровня

по теме: прогулка в весенний лес

Тема : «Прогулка в весенний лес»

( итоговое занятие в старшей логопедической группе с ОНР III уровня )

Цель : систематизация знаний детей по лексическим темам «Весна» , «Деревья» , «Перелётные птицы» , «Дикие животные» .

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Изменение существительных по падежам; образование существительных мн. ч. род. п. ;

Образование прилагательных от сущ. ; притяж. прилагательных, сложных прилагательных.

- Закрепление образования падежных окончаний.

Корекционно- развивающие:

Развитие логического мышления, воображения;

Корекционно -воспитательные:

Воспитания продолжительности выдоха;

Воспитания чувства коллективизма.

Оборудование : музыкальная композиция П.И. Чайкоского «Весна », предметные картинки по темам, макет жилищ животных, макет деревьев, мяч, презентация.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Дети, чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим друг другу свои улыбки.

2. Прогулка в лес. (под музыку)

Я приглашаю вас на прогулку в весенний лес. Чтобы попасть в весенний лес, надо наполниться силой.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Мы подуем высоко,

(Дети поднимают руки вверх, встают на носки и дуют) .

Мы подуем низко,

(Вытягивают руки перед собой, приседают и дуют) .

Мы подуем далеко,

(Держат руки перед собой, наклоняются вперёд, дуют) .

Мы подуем близко.

(Кладут руки на грудь и дуют на них) .

Наполнились силой?

Но прежде чем мы отправимся в лес, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу? (кричать, громко разговаривать, рушить гнезда птиц, рвать цветы, жечь костер, бросать мусор).

Ребята закройте глаза. 1,2,3 -вокруг себя повернись

И на лесной полянке очутись.

Вот мы и на лесной полянке.

Сейчас сядем и немножко поговорим. (Беседа проводится на ковре)

Ребята какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы? А какой сейчас месяц идёт?

Закончите предложение словом «весна» :

Мы ждали (что?) (весну) . Долго не было (чего?) (весны) . Мы рады (чему?) (весне) . Мы сняли тёплую одежду (когда?) (весной) . Мы любим (что?) (весну) .

Ребята, давайте с вами встанем и отправимся дальше по тропинке. Посмотрите вокруг, вы видите сколько много растет деревьев в лесу.

(дети сидят за столами)

Игра: «Таня заблудилась» (презентация)

Посмотрите, вы узнали кто к нам пришел на занятие? Правильно, это девочка Таня. Таня заблудилась в лесу. Скажите, где стоит Таня?

(Таня стоит под березой)(под березой, около дуба, за елью, на сосне и т.д.)

Игра: «Назови ласково»

Ребята, Таня совсем не умеет называть слова ласково. Давайте ее научим этому.

Дерево-деревце

Куст-кустик

Гриб-грибочек

Заяц-зайчик

Лиса-лисичка

Цветок-цветочек

Сосна - сосенка

Дуб-дубок

Трава -травушкка (травка)

Шишка- шишечка

Ягода-ягодка

3.Пальчиковая гимнастика

А теперь Таня предлагает вам поиграть с пальчиками.

Как снега растают (руки ладонями вниз разводим в стороны),
Птицы прилетают (ребенок машет руками как крыльями).
Гнезда вьют из веток (соединяет руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты «гнездо»)
Для птенцов, для деток (пальцы переплетены, сгибают - разгибают пальцы).

4. Беседа о птицах.

Игра: «разрезные картинки»

Пока мы с вами играли, к нам прилетели птицы. Но чтобы узнать какие птицы к нам прилетели их нужно собрать их из частей.

Справились с заданием, молодцы. Теперь каждый из вас назовет птицу, которая у него получилась. Как одним словом назвать всех этих птиц? (перелетные). Почему мы их так называем? (потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно).

5.Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише -

Чтоб он нас не услышал.

Игра: «Найди домик» (возле доски)

Ребята пригрело солнышко, снег растаял и вода попала в медвежью берлогу. А давайте с вами вспомним как называются жилища диких животных. Где живет заяц? Волк? Ежик, белка? (работа с карточками- необходимо прикрепить диких животных в их жилище).

Сейчас каждый из вас возьмет животное и поселит его в свое жилище.

Молодцы.

Игра: «Сложи слова» (с мячом)

Лесные жители предлагают с ними поиграть в игру: «Сложи слова»

У зайца длинные уши. Заяц какой? (длинноухий)

У белки рыжий хвост. Белка какая? (рыжехвостая)

У ежа короткие лапы. Он какой?(коротколапый)

У медведя короткий хвост. Он какой? (короткохвостый)

У лисы длинный хвост…. она длиннохвостая.

У медведя толстые пятки. Он какой? (толстопятый)

У волка длинный хвост. Он какой? (длиннохвостый)

У зайца косые глаза. Он какой? (косоглазый)

(Дети садятся за столы)

Игра: «Назови семью» (презентация)

Назовите всю волчью семью? (маму, папу, детёнышей) . (медвежью семью, заячью, лисью, беличью)

Волк, волчица, волчата.

Медведь, медведица, медвежата и т.д.

Игра: «Найди по силуэту»

Животные в лесу играли в прятки и спрятались от вас. Посмотрите у каждого на столе лежит карточка, закрасьте то животное, которое вы найдете.

Давайте назовем какие животные спрятались?

Я увидел ежа, медведя и т.д.

6. Подведение итогов . (под музыку)

Вот и подходит к концу наша прогулка по весеннему лесу. Что вам понравилось? Пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки. 1,2,3 в группу возвратись .

Вот мы и оказались в нашем детском саду.

Вы все молодцы! Я вами очень довольна.

Светлана Видлога
Конспект НОД «Прогулка в лес» (старшая группа)

Конспект НОД «Прогулка в лес »

Старшая группа

Воспитатель МКДОУ «Детский сад№6» г Лиски Воронежская область

Тема : Рассказывание по картине «Прогулка в лес »

Цель : Совершенствовать умение рассказывать по картине.

Задачи : 1 Расширять запас слов, обозначающих действия и признаки; продолжать использовать в речи синонимы; раскрыть смысловое понятие «лес» . Вести в словарь детей слова; хвойный, лиственный, смешанный.

2 Учить детей составлять предложения из двух и трех слов.

3 Воспитывать бережное отношение к лесу; закрепит впечатления о лесе в рисовании.

Предварительная работа : Чтение произведений о лесе, деревьях, загадок, физкультминутка.

Дети сидят полукругом,а затем за столами.

1 часть. Стук дверь. Входит Красная шапочка.

Воспитатель. Кто к нам пришел?

Дети. Красная шапочка.

Воспитатель. А что она принесла в корзинке?

Красная шапочка загадывает загадки.

И родители и дети

Носят модные береты. (Грибы.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета (Желудь.)

Растут –зеленеют,

Упадут-пожелтеют,

Полежат-почернеют (Листья.)

Красная шапочка. Я нашла все это в лесу и хочу послушать что вы знаете о лесе

Воспитатель А что такое лес,дети?

Дети. Лес- это место где растет много деревьев и кустарников .

Воспитатель. А какие деревья вы знаете (ответы детей.) А какие кустарники вы знаете (ответы детей) Поясняю : если в лесу растут одни сосны и ели-это хвойный лес. А если будут расти деревья с листьями (дуб,береза, клен,то такой лес будет называться лиственным. (повторяют хором и индивидуально) .Если же в лесу будут расти и те и другие деревья,то этот лес называется смешанным (повторяют хором и индивидуально) .

2 часть Воспитатель. Сейчас мы побываем в таком смешанном лесу. Посмотрите на эту картинку и скажите. Какой это лес изобразил художник на картине,как вы думаете? (смешанный.) Почему? О чем эта картина (О том ка дети гуляют в лесу.)

Как вы думаете, какой день изобразил художник на картине и как вы это узнали (Теплый потому что дети одеты легко. Солнечный, видны тени под деревьями. Ясный-небо голубое, чистое.)

Значит,про день,который изобразил художник на картине, можно сказать, что он летний, теплый,ясный, солнечный. Что дети делали в лесу (Собирали ягоды,грибы, цветы.) Кого видели они в лесу (Зайца,белку.)

Послушайте я вам сейчас расскажу про этих детей (показывает на переднем плане группу детей ) Они гуляли в лесу, собирали грибы. разговаривали. Вдруг из-за куста выскочил заяц. Саша и Таня очень удивились и уронили корзинку с грибами. Грибы рассыпались, а дети все смотрели на зайца. Заяц тоже испугался детей. Перепрыгнув через ручеек, он бросился бежать. Кто хочет рассказать про этих детей?

Воспитатель предлагает план :

1) Что делали дети в лесу?

2) Кого увидели они?

3) Что сделал заяц?

Один-два ребенка рассказывают по плану (В ходе рассказов воспитатель оказывает помощь подсказывает слово, задает наводящий вопрос; затем дается оценка рассказа.)

Воспитатель. А кто хочет рассказать вот про этих детей (Показывает другую группу детей на другой картинке.)

Воспитатель предлагает план :

1) Кто это?

2) Что делают?

Рассказывают два-три ребенка сне плохими навыками рассказывании. (оценка каждого ребенка.)

Воспитатель. Что же можно рассказать про этих детей? (Показывает другую группу детей .)

План 1)что они делают?

3) Кого увидел мальчик?

2) Что делает белка?

Рассказ по плану двух-трех детей

К оценке рассказов можно привлечь детей.

Воспитатель. Теперь я вам расскажу про лес и детей,что нарисовано на этой картине,а вы послушайте «:Стоял летний теплый день. Дети пошли гулять в лес. собирать грибы, ягоды. В лесу росли высокие деревья. Вдруг Саша, Таня. Лена и Коля на поляне увидели зайца. Они очень испугались и удивились. Но заяц тоже их испугался и убежал. А Таня с Катей собирали цветы. Света и Сережа собрали полные корзинки земляники. Дима увидел белку. Белка сушила грибы на зиму и насторожилась. когда увидела ребят. Дима закричал : «Смотрите белочка!» Всю дорогу домой дети вспоминали свою прогулку в лес »

3 часть. Красная шапочка приглашает детей на полянку : «Мы сейчас с вами пойдем в лес на полянку там растет много цветов как на лугу»

Физкультминутка. На лугу растут цветы

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

4часть. Красная шапочка. В моей корзинке все то что есть в лесу вы сейчас будете мне загадывать загадки а я попробую их отгадать.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это. (гриб)

Не похожи на иголки,

А упали тоже с ёлки. (шишки)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

У нее одежки колки : Все иголки, да иголки.

Звери шутят : "Дядя еж на нее слегка похож"(елка) .

5часть Красная шапочка. Вы хорошие и интересные загадывали загадки молодцы. А теперь давайте поиграем. Я буду давать вам здание, а вы внимательно посмотрите на картинку и вы выполнит его. Итак, вам нужно составить предложение из двух слов, например Заяц бежал (Дети составляют предложения из двух слов) А теперь из трех например «Дети испугались зайца» (Дети составляют) Молодцы!

6 часть Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в лес давайте скажем Красной шапочке досвидание и вернемся назад в детский сад. (Дети прощаются с Красной шапочкой)

7Подведение итога Воспитатель. Сегодня мы с вами побывали в лесу, какие три вида леса вы узнали с занятия?

Как можно быстро составить рассказ?

Было ли вам интересно путешествие в лес?

Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все навеки!

Ребята, на столе лежат карандаши и бумага давайте мы сейчас присядем и каждый из вас нарисует один из трех видов леса этими и рисунками мы закрепим наше занятие «Путешествие в лес»

Публикации по теме:

Образовательная область: ПР Распознающее наблюдение, познавательный рассказ «Такие разные насекомые». Работа с детским определителем насекомых.

Образовательные области ПР, РР,СКР,ХЭР,ФР Наблюдение, познавательный рассказ «Одуванчик в мае». Предложить детям осмотреться на участке.

Конспект НОД «Моя семья» (старшая группа) Задачи. Уточнять и расширять знания детей о семье, её составе, о родственных отношениях, о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.

Конспект НОД по пожарной безопасности «День радости» (старшая группа) Тема: «День радости» Цель: в игровой форме закрепить с детьми элементарные правила безопасности в доме. Задачи: Углублять и систематизировать.