Презентация на тему пояса африки. Личностно-ориентированный урок-презентация "климат африки"

Класс: 7

Презентация к уроку






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Модель взаимодействия учителя и учеником на уроке представляет собой активное обучение, центрированное на ученика и выполнение задания. Роль учителя- консультант, эксперт, направляющий деятельность. Опорный конспект строится по готовой схеме учителя, но учитель не дает все сразу в готовом виде, а постепенно логически подводит к каждой части материала. Ученикам предлагается самим находить решения вопросов, используя картографический материал.

Цель: ознакомить учащихся с климатом Африки.

Задачи:

  • научить принципам построения опорного конспекта. Научить давать характеристику климата в различных климатических поясах, используя опорный конспект;
  • формировать умение работать с климатическими картами, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Предполагаемый учебный результат.

  • Умение отметить информацию на контуре континента, используя условные обозначения.
  • Умение искать климатические показатели на картах и давать характеристику климата.
  • Делать выводы о влиянии климатообразующих факторов на климат.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку, карта Африки, атласс, кодоскоп, материал для кодоскопа (климатограммы – Приложение 1 ), цветные карандаши, контур континента из картона.

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы работы. Словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, кодоскопный материал), практические (работа с картой, построение опорного конспекта на контуре континента).

ХОД УРОКА

1. Актуализация темы

Дидактический прием – постановка проблемной ситуации, проблемный вопрос.

Учитель. Мы продолжаем с вами изучение Африканского континента. Меня как-то спросили, действительно ли Африка самый жаркий континент на планете? И нужно ли брать с собой теплую одежду, собираясь в путешествие по Африке?
Вот это и предстоит нам с вами выяснить. Слайд 1 – тема урока.

2. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня вы попробуете конспект не записать в тетради, а нарисовать. Будем с вами строить опорный конспект, где информацию отметим в виде условных обозначений.

Слайд 2 (шаги построения опорного конспекта появляются на одном слайде при нажатии Enter или стрелки вниз)

(Enter) Обвести контур континента в тетради, правильно ориентируя его.
(Enter) Обозначить экватор, северный и южный тропики

Вопрос. Как географическое положение влияет на климат?

Предполагаемый ответ. От месторасположения зависит какие климатические пояса располагаются на территории

По карте климатических поясов ребята определяют какие из них находятся в Африке.
(Enter) Используя карту обозначить границы климатических поясов.
(Enter) Расскрасить, подписать названия в легенде.

Вопрос. Есть ли в этом списке хоть один холодный пояс?

Предполагаемый ответ. Нет

Вопрос. Какие климатические пояса являются главными, какие переходными?

Предполагаемый ответ. Главные: тропический, экваториальный. Переходные: субтропический, субэкваториальный.

Учитель. Попробуем дать характеристику климатических поясов. Начнем с экваториального.

Предполагаемый ответ. Экваториальный влажный, теплый.

Дети в 7 классе часто затрудняются по памяти назвать характеристики климата.

Учитель. В атлассе есть специальные карты. Которые вам помогут без затруднений назвать климатические показатели поясов. Учитель показывает принципы чтения климатических карт.

Предполагаемый результат. Умение считывать средние и максимальные показатели климата (температура и осадки).

(Enter) На контуре в экваториальном поясе условными обозначениями указываем влажность и температуру.

По такому же принципу заполняется тропический пояс. После ответов учеников, нажимая клавишу v или Enter появляются ответы.

Учитель . На физической карте Африки найдите и назовите пустыни.

Предполагаемый результат. Ребята называют пустыни (Сахара, Ливийская, Нубийская, Калахари, Намиб)

Учитель. Мы описали главные климатические пояса. А как изменяется климат в переходных поясах?

Предполагаемый результат. Ребята называют принципы изменения климата по сезонам в переходных поясах.

Учитель. На нашем опорном конспекте изменение воздушных масс мы отметим крупными стрелками красного цвета для лета, синего – для зимы.
(Enter) обозначение в легенде
(Enter) нанесение стрелок на контур

Предполагаемый результат. Ученики наносят условные обозначения и комментируют (в субэкваториальном поясе летом воздушные массы дуют со стороны экваториального пояса, поэтому лето будет теплым и влажным; зимой воздушные массы дуют со стороны тропического пояса, поэтому зима будет жаркой и сухой. Таким же образом заполняют и комментируют климат субтропического пояса)

Учитель. Мы уже рассмотрели и описали некоторые климатообразующие факторы: географическую широту и циркуляцию воздушных масс. Какие еще факторы могут влиять на климат?

Предполагаемый ответ. Течения, рельеф, удаленность от моря.

Учитель. На физической карте континента найдите и назовите океанические течения, омывающие Африку.

Предполагаемый ответ. Гвинейское и Мозамбикское – теплое, Бенгельское холодное.

(Enter) нанести течения на контур.

Вопрос. Как влияют течения на климат?

Предполагаемый ответ. Теплое – повышает температуру воздуха на несколько градусов и способствует образованию осадков; холодное – понижает температуру, не способствует образованию влажности.

Учитель. Используя климатические карты докажите эти суждения.

Предполагаемый результат. Ребята называют климатические показатели в местах, где протекают течения, сравнивают их с другими ближайшими местами, где не протекают течения, доказывают этим влияния течений. В случае холодного Бенгельского течения, необходимо упомянуть образование пустыни Намиб.

Учитель. Обращает внимание на показатели осадков в северном и южном тропическом поясе Африки.

Вопрос. Как вы думаете, почему в северном тропическом поясе так сухо и много пустынь, а в южном гораздо влажнее?

Предполагаемый ответ. Северная часть больше и центральные районы больше удалены от океана.

Учитель. Из перечисленных факторов, которые влияют на климат, мы не рассмотрели только рельеф.

Вопрос. Вспомните, где в Африке есть горы, где равнины. Используя климатические карты опишите как они влияют на климат?

Предполагаемый результат. Ребята просматривают климатические карты в районах гор и равнин. Сравнивают показатели.

Предполагаемый ответ. Эфиопское нагорье препятствует прохождению влажных воздушных масс с Индийского океана, равнинная территория в районе Конго способствует свободному прохождению влажных воздушных масс с Атлантического океана.

Учитель. Подумайте, как изменяется климат в горах?

Предполагаемый ответ . С высотой становится холоднее, на вершинах может быть снег.

Учитель. Вы сами смогли ответить на вопрос, нужна ли в Африке теплая одежда?

3. Закрепление материала. Использование полученных знаний и умений

Учитель начинает рассказ о климате по опорному конспекту. Побуждает продолжить учеников.

Предполагаемый результат. Ученики рассказывают части темы, используя конспект и направляющие вопросы учителя.

Учитель. Предлагает вспомнить как графически отображаются показатели климата. Ученикам предлагаются разные климатограммы (Приложение 1 )

Просмотр небольшого отрывка из фильма о климате Африки.

Видео предназначено для расширение кругозора и развития познавательнго интереса учеников, а также для закрепления материала.

4. Заключение

Результаты урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание (рассказ по опорному конспекту)

В презентации использованы отрывки из фильма серии BBC „Wild Africa. Deserts”. Режиссер – Fergal Keane.

Цели и задачи:

    углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки;

    вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки - основными и переходными, их особенностями и признаками;

    охарактеризовать климатические пояса и области Африки;

    продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами;

    воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.

Оборудование : Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?

Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком,

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь-ка найти при чтении,

Что вы подвергаете сомнению?

Вот и сбылась ты, мечта моя!

Ликует команда: Ура! Земля!

Мы в Африке. Тихий прощай, океан,

Помог воплотить мне блестящий план;

На волнах прибоя доставил корвет.

Большей земли на всем свете нет.

Сентябрьской весной оживает природа.

Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта ,
Пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.

Наверное, тигр с ней затеял игру.

Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.

Прошу караван, но дают только пару.

В Сахаре нас ждет и покой, и уют,

Может быть, сока березы дадут.

Ну, а пока я ловлю в Танганьике

Щук и китов. Но пока невеликих.

Африка очень понравилась мне,

О чем сообщаю в этом письме.

– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)

На доске надпись:

Африка – самый жаркий материк Земли.

– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.

III. Актуализация знаний

– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Географическая широта

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря

Чем выше, тем …

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов

Осадки выпадают на наветренных склонах

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения

Если у берега проходит теплое течение, то

Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

IV. Изучение нового материала

– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку. Сейчас будем работать на контурной карте и докажем все наши предположения и утверждения.

Работа с контурной картой. – Выделить экватор, северный и южный тропик.
– Указать пояса давления.
– Обозначить постоянные ветры.
– Подписать типы воздушных масс.

Выводы:

    получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);

    самая высокая температура на земле +58 о в Триполи;

    в зимние месяцы температура не опускается ниже +10 о;

    много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;

    большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;

    приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.

V. Закрепление и применение знаний и умений. Описание погоды в климатических поясах, используя схему.

Э (ЭВ весь год, поэтому погода весь год …);
СЭ (летом – ЭВ, поэтому лето…, зимой ТВ, поэтому…);
Т (ТВ весь год, поэтому погода весь год …);
СТ (летом – ТВ, поэтому лето…, зимой УВ, поэтому…).

Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.

– На уроке мы впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работаем по учебнику стр. 127.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:

    Средняя температура января.

    Средняя температура июля.

    Годовое количество осадков.

    Режим выпадения осадков.

    Господствующие ветры в январе, июле.

    Климатический пояс и область:

    • № 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный; № 3 – тропический.

VI. Подведение итогов урока. На доске аргументы, подтверждающие правильность утверждения “Африка – самый жаркий материк”.

VII. Домашнее задание Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану (выдать каждому).

    Опережающее задание:

    • 1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;

      2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки.

VIII. Проверка уровня усвоения материала. Выполнение теста и самопроверка. Тесты и задания для проверки. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.

А) экваториальный

№ 3,

Б) субэкваториальный

№ 1,

В) тропический

№ 2,

Г) субтропический

№ 4,

А ) 3, 5, 10; Б) 1, 8, 12; В) 2, 6, 9, 11; Г) 4, 7.

Урок "Климат Африки" 7 класс Цель: Сформировать представление об особенностях климата Африки. Задачи: 1.Изучить размещение климатических поясов на материке; 2.Изучить примеры влияния морских течений, рельефа и господствующих ветров на формирование климата отдельных частей материка. Развивать познавательный интерес и географическое мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, составлять картосхему. Воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов. Тип урока: комбинированный Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. Технологии: элементы технологии развивающего обучения(проблемное обучение, решение развивающих задач) Оборудование: карта Африки, атлас по географии, контурные карты (7-й класс), раздаточный материал(контуры Африки для проверки знаний по теме "Рельеф Африки, полезные ископаемые", справочный материал(учебники географии 7 класс ДушинойИ.В., Коринской В.А., ЩенёваВ.А., учебники географии 7 класс Душиной И.В., Смоктунович Т.Л.).

ХОД УРОКА 1)Актуализация знаний по теме "Рельеф Африки, полезные ископаемые" а) приветствие; б)Проверка знания номенклатуры по теме на к/к, знания закономерностей размещения месторождений: взаимопроверка (приложение 1) 2)Формулирование целей и задач урока Что мы уже узнали об Африке?(географическое положение, исследователей материка, рельеф, полезные ископаемые) Какой компонент природы Африки после рельефа важно изучить?(климат) Записывают тему урока в тетради. Д/З стр.98-99, записи Что мы должны узнать о климате Африки?(климатические пояса, воздушные массы, температура, осадки и т. д.) Уч-ся совместно с учителем формулируют цели и задачи урока 3). 1. Создание проблемной ситуации. Чтение учителем стихотворения Н.С. Гумилева: Колдовская страна! Ты на дне котловины Задыхаешься, льется огонь с высоты, Над тобою разносится крик ястребиный, Но в сиянье заметишь ли ястреба ты? 2. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. - Какую особенность климата Африки отмечает в своем стихотворении поэт? О каком огне льющимся с небес упоминает автор стихов.(Африка – самый жаркий материк Земли). -Давайте докажем, что Африка самый жаркий материк? Какие факторы повлияли на формирование климата этого континента? 3.Поиск решения 1. - Вспомним климатообразующие факторы.(Ученики называют факторы) Географическая широта. Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между 2 тропиками Два раза в год солнце в этих районах стоит в зените. Солнечные лучи падают отвесно. Давайте определим какие климатические пояса есть в Африке? Какую карту следует открыть?("Климатические пояса и области мира"). Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический.Нанесём границы этих поясов на контурную карту.(наносят пояса на к/к)(Приложение 2) 2.Далее мы дадим с вами характеристику существенных признаков или климатических особенностей пояса.(Приложение 3) Давайте совместно заполним наш контур и дадим характеристику экваториальному поясу. Для начала посмотрим откуда и какую информацию мы сможем взять. Знакомимся с картой"Климат Африки" (Обучающиеся дают обобщённую характеристику поясу используя атлас карта "Климат Африки", "Климатические пояса и области мира", текст учебника учебники географии 7 класс Душиной, Коринской, Щенёва.стр.117? Начинаем характеристику с текста учебника. Выявляем почему повторяется каждый день погода и одинаков климат? (угол наклона солнечных лучей, область давления)Записываем области давления на к/карту у всех поясов. Записываем воздушные массы в каждом поясе. Остальные компоненты климата наносим на карту из климатической карты. 3.Самостоятельно по образцу вы даёте характеристики остальным климатическим поясам Африки. 1. Субэкваториальный(стр.118-119), 2 колонка- тропический(стр.119), 3-я колонка-субтропический(стр.120 2-ой абзац снизу).Время на выполнение задания 7 мин. Заслушивание обобщённых характеристик поясов.1.Субэкваториальный. Вывод: климатические пояса изменяются, удаляясь от экватора. 2.Тропический. Южный тропический пояс отличается количеством осадков от сев тропического пояса. Почему ? (Ответы учащихся:меньшие размеры,влияние холодного Бенгельского течения(пустыня Намиб, наветренные склоны Драконовых гор и пассаты). 3.Субтропический пояс. Учащихся делают вывод: самый благоприятный для жизни людей 2 человека выполняют опережающее задание. Анализ климатограмм на стр.99 (стр. 279) . (Приложение 4) д/з Почему пол-ов Сомали- одна из самых сухих территорий Африки?

Приложения. Приложение 1.

Проверка домашнего задания. 1)Проверка знания номенклатуры Цифрами нанести объекты на контурную карту 1.Драконовы горы; 2.Восточно-Африканское плоскогорье; 3.Впадина Конго; 4. Эфиопское нагорье; 5. влк. Килиманджаро. 2)Географический диктант 6.Нефть, газ, каменный уголь, залегающие на западе и севере материка имеют происхождение.....(осадочное); 7.Вид полезных ископаемых, залегающих в основном в Восточной Африке...(рудные); 8. Тектоническая структура, лежащая в основании материка называется...(Африкано-Аравийская платформа) Критерии оценки. 8 баллов- "5"; 7-6 баллов-"4";4-5 баллов-"

Приложение 2 Приём определения географического положения климатического пояса. План

Приложение 3 План характеристики климатического пояса. 1.Формирующие воздушные массы, пояса давления. 2.Средняя температура воздуха в январе, в июле, годовая амплитуда температур, макс. и мин. темпертура; 3.Годовое количество осадков их распределение по сезонам. 4.Есть ли сезонность и в чём она проявляется?(уч-к стр.) Приложение 4 План анализа климатограммы.(стр. 279) . 1.Рассмотрите все обозначения на климатограмме. Что по ней можно узнать? (-месяцы года обозначаются через один, начальными буквами на горизонтальной оси;) 2.Выясните годовой ход температур.(когда температура ниже, когда она выше)Чему равны средние температуры января, июля? Какова годовая амплитуда температур? 3.Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года? 4.Сделайте вывод о типе климата и оцените его с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека.

Учитель Гирько Т.В.

Слайд 2

  • Знать:
  • климат Африки, основные факторы климатообразования.
  • Уметь:работать с климатическими диаграммами.
  • Слайд 3

    Реши проблему:

    • Почему Африка самый жаркий материк на Земле?
    • Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях?
    • В каких климатических поясах располагается Африка?
  • Слайд 4

    Слайд 5

    1. Годовое количество осадков.
    2. Климатические пояса.
  • Слайд 6

    • Средние температуры зимы и лета.
    • Годовое количество осадков.
    • Климатические пояса.
    • В январе:

    от +8 С на севере

    до +24 С на юге.

    • В июле:

    от +32 С на севере

    до + 8 С на юге.

    • От 3000 мм осадков на западном побережье Африки;
    • от 1000мм до 2000 мм в экваториальной Африке;
    • Менее 100 мм осадков в районе тропической Африки.

    Основные:

      • экваториальный,
      • тропический;
      • Переходные:
      • субэкваториальный,
      • субтропический.
  • Слайд 7

    План анализа климатограммы:

    • Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме (месяцы года указаны буквами). Что по ней можно узнать?
    • Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?
    • Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
    • Сделайте вывод о типе климата.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Работа с климатической картой

    • Что такое изотермы?
    • Какова средняя июльская температура у озера Чад?
    • Какая средняя январская температура в бассейне реки Оранжевая?
    • Что обозначают на карте цифры красного и черного цвета около города?
    • Где на континенте выпадает самое большое количество осадков?
    • Где меньше всего осадков?
  • Слайд 13

    • Проверь ответы
    • Назовите климат территории, который имеет такие особенности:
    • Характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января +24 С, июля +30 С. Количество осадков 600-1000 мм.
    • Территория находится в области высокого атмосферного давления, осадков мало (менее 100 мм). Средняя январская температура воздуха здесь +10 С, июльская +38 С.
  • Слайд 14

    Молодец!!!

    • Субэкваториальный
    • Тропический
  • Слайд 15

    • Большая часть южной Африки находится севернее 30 ю.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от южной Африки самый крупный на земном шаре о.Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь расположены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а на выходах кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ).
    • В южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года.
  • Слайд 16

    Хорошей всем погоды.

    Посмотреть все слайды

    Отдельных регионов определяются количеством осадков, длительностью сезона дождей. Обширные территории испытывают недостаток влаги. Для Африки характерен перенос тропического воздуха пассатами. Высокие берега затрудняют поступление влажных ветров. Западные берега в тропических широтах омываются холодными течениями. На территории Африки выделяется семь : экваториальный, два субэкваториальных, два тропических и два субтропических.

    Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Между двумя тропиками полуденное солнце всегда находится высоко над и дважды в год бывает в зените. Даже зимой среднемесячные температуры не опускаются ниже +18…+20 °С. Больше всего света и тепла получает Сахара. Летние температуры здесь более +30 °С. В в районе Триполи наблюдался абсолютный максимум температур на Земле +58 °С. Африка - самый жаркий материк.

    Экваториальный пояс охватывает значительную часть бассейна и побережье Гвинейского залива: простирается до 7-8° с. ш. и 5° ю. ш. В связи с сильным нагреванием поверхности земли в Конго ливневые осадки выпадают в течение всего года (рис. 50-1). Самое влажное место Африки находится у подножия г. - 9655 мм в год. В режиме осадков
    выделяется два максимума, связанные с наиболее высоким положением Солнца.

    Количество атмосферных осадков превышает испаряемость в 1,5-2 раза. Среднее количество осадков около 2000 мм. Высокие температуры +26…+28 °С и большая обеспечивают непрерывный рост растений. Для экваториального климата характерен один сезон - летний с ежедневным выпадением после полудня сильных (зенитальных) дождей.

    На восточном побережье формируется тропический влажный климат с максимальным количеством атмосферных осадков летом.

    Субтропический пояс охватывает крайние север и юг Африки. На побережье Средиземного моря и на юго-западной окраине материка формируется субтропический с сухим жарким летом (+28 °С) и теплой влажной зимой (+12 °С, осадки до 1000 мм) (рис. 50-4). Субтропический влажный климат на юго-востоке Африки отличается равномерным распределением осадков в течение года. Зимой они связаны с западным переносом воздушных масс, а летом - на всем юго-восточном побережье дуют ветры с . Атмосферные осадки составляют 1500 мм. Летом значительное количество влаги остается на склонах Драконовых гор, зимой - на западных склонах Капских гор. Субтропический континентальный климат характерен для пустынь Капских гор и Кару.

    Широкому использованию запасов тепла для ведения сельского хозяйства в препятствует недостаток осадков и частые . При осадках 600-800 мм урожаи неустойчивы, а при меньшей величине земледелие без невозможно. В пустынях и можно заниматься только в оазисах. Огромные территории заняты малопригодными для жизни человека и непроходимыми экваториальными лесами. Низкое плодородие многих типов почв и опасные тропические болезни сдерживают развитие хозяйства в Африке.

    Африка расположена в экваториальном, субэкваториальных, тропических, субтропических климатических поясах. Климат Африки определяют ее географическое положение, пассаты, океанические течения, особенности рельефа. Достаточное количество тепла позволяет выращивать тропические и субтропические культуры.