Занятие кто как зимует. Экологическая беседа «Как зимуют звери

Ирина Новикова
Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе «Кто как зимует»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

«Детский сад комбинированного вида № 17»

Утверждаю

Заведующий

Н. А. Щипачева

Конспект занятия

по развитию экологических представлений в старшей группе

по теме : «Кто как зимует »

Воспитатель

Новикова И. В.

Дата проведения

г. Изобильный 2015 г.

Тема : «Кто как зимует »

Задачи :

Уточнять знания о том, как готовятся дикие животные к зиме и как они зимуют .

Продолжать учить и отгадывать и загадывать загадки, подбирать имя существительное к имени прилагательному.

Закреплять прием аппликаций – выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект пушистой шерстки.

-Развивать зрительную память , мелкую моторику рук, творческие способности.

Воспитывать любовь к животным.

Материал и оборудование.

Ватман с изображением леса поздней осенью.

Картинки с изображением диких животных. Парные картинки (дикие животные и их жилища) . Трафареты с изображением лисы, зайца, медведя, ежа, белки.

Мелкие обрезки шерстяных цветных нитей, листы бумаги, фломастеры, клей ПВА, клеевые кисти, маленькие бусины, салфетки. Шапочки – маски зайца и медведя.

Ход занятия.

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас в лес. Чтобы туда попасть, нужно вспомнить чистоговорки о лесных жителях.

У ежа- ежата, у лисы –лисята.

Медвежонок бежит и от холода дрожит.

Игра «Кто это?»

Я буду бросать мяч и описывать животных, а вы угадаете, кто это.

Бурый, косолапый, неуклюжий (медведь)

Злой, зубастый, страшный (Волк)

Хитрая, ловкая, рыжая (Лиса)

Маленький, длинноухий, трусливый (Заяц)

Серый колючий, добрый (Еж)

Рыжая, шустрая, запасливая. (Белка)

Воспитатель.

Вы правильно назвали всех зверей.

Загадки о животных.

(Ребенок берет картинку, поворачивает ее с изображением к себе и загадывает загадку.)

1. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (медведь)

2. Кто зимой холодной

В логове живет голодный. (волк)

3. В сосне дупло, в дупле тепло.

Кто в дупле живет в тепле?

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой (белка)

4. Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям.

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой. (заяц)

Драматизация «Заяц и медведь»

Ау, медведь! Ты что ночью делаешь?

И днем ем!

А вечером?

И вечером ем!

А когда ты не ешь?

Когда сыт бываю!

А когда сыт бываешь?

А никогда!

Воспитатель.

Дети, вы знаете, почему осенью медведь ест особенно много?

Дети. Он осенью накапливает жир, который расходует зимой, когда спит в берлоге. Ведь зимой в лесу для медведя нет еды.

Воспитатель. Обращает внимание на изображение леса поздней осенью.

Тихо и пустынно в осеннем лесу. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Медведь в берлогу залезает. Лиса охотится за зайцами и полевыми мышами. Ежик спрятался в кучу листьев под березой. Плохо одному зайцу. Пушистая белка спряталась в теплом дупле.

Игра «Где чей домик» .

(Дети подбирают картинки животного и его жилища)

Разминка

Вышли звери на зарядку,

Рассчитались по порядку :

Раз, два, три, четыре, пять!

Вот идет мохнатый мишка,

Громко топает топтыжка.

Скачет зайка на лужайке.

Мы попрыгаем как зайка.

Вот и кончилась зарядка.

Если очень захотите.

Завтра снова приходите.

Воспитатель.

Я узнала, что есть необычный лес, где звери не знают, как подготовиться к холодам. Они не надели зимние шубки.

Как звери должны приготовиться к зиме? (Ответы детей)

Что произойдет с животными, если они не поменяют шубку?

Давайте поможем животным. (Дети садятся за столы.)

Трафареты каких животных вы видите?

Шубка какого цвета у лисы, зайца, волка, медведя, белки, ежа?

На подносах- материал для изготовления шубок.

Последовательность работы.

1 Обводим трафареты.

2. Наносим клей на получившееся изображение

3. Равномерно накладываем обрезки нити на поверхность.

Воспитатель.

Чтобы изображение получилось выразительным нарисуем глаза фломастером или приклеим бусинки. (Дети выполняют аппликации) .

Воспитатель.

Теперь все звери готовы к встрече зимы. Осталось расселить их по жилищам.

(Дети приклеивают на лист изображение зверей около изображения их жилищ и рассказывают, кто где живет зимой.)

Итог занятия :

Воспитатель.

Вы показали свои знания, хорошо потрудились и помогли лесным обитателям приготовиться к зиме. Если на занятии вам было интересно, выберите себе карточку с изображением животного.

Тамара Бахтина
Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ «Как звери зимуют в лесу»

НОД в старшей группе с использованием ИКТ :

«Как звери зимуют в лесу »

Цель : усвоить название животных, познакомить со средой обитания, с

особенностями внешнего вида и образа жизни животных.

Интеграция образовательных областей :

коммуникация, познание, социализация, здоровье, безопасность, музыка, художественное творчество (рисование)

Развивающие :

Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы;

Формировать умение узнавать образ животного в силуэтном изображении;

Развивать зрительное внимание, память.

Обучающие :

Закреплять обобщающие понятия, «Дикие животные» ;

Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных обитателей;

Учить рисовать оттиском капустного листа;

Активизировать словарь по теме зима;

Продолжать обучать мнемотехническим приёмам.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать коммуникативные навыки, инициативность, навыки сотрудничества.

Методические приёмы :

сюрпризный момент,

художественное слово,

физкультминутка,

д/игры с использованием музыки ,

слайдовая презентация,

выполнение заданий,

рисование капустным листом,

наводящие вопросы детям,

объяснение,

Материал :

Схема-модель рассказа сказки;

Презентация

Большой красочный конверт с письмом;

Трафареты диких животных и зимние «шубки» из ваты для каждого животного (волк, заяц, белка, лиса) в соответствии цвету окраски животного;

Комочки «снега» - для дыхательного упражнения;

Маски диких животных изготовленные из бумажных тарелок;

Большие комочки снега из плотной бумаги «А 4» , с изображением силуэтом дикого животного;

для рисования : гуашь белого цвета и синяя, баночки с водой, тонированный ватман голубого цвета, листы пекинской капусты, кисточки, клей - карандаш, рисованные фигурки животных и птиц для дополнения лесного пейзажа

музыка : мелодия «Зимняя сказка» , в записи звук вьюги, пение снегиря - в записи, детская песня «Белый, белый снег» в исполнении детского ансамбля , «Сказочная мелодия» .

Предварительная работа :

Беседа «Как живут дикие животные зимой» ;

Чтение художественной литературы о природе и её обитателях;

Загадывание загадок о зиме, о диких животных;

Знакомство с жизнью лесных обитателей в осенний и зимний период года;

Проведение дидактических игр :

«Кто лишний» ,

«Определи по силуэту» ,

«Чей, чьё, чьи» ,

«Назови ласково»

«Найди где» ,

«У кого кто» ,

«Найди свой дом» ,

«Угадай и повтори» ,

«Кто кем будет.

Рассматривание иллюстраций :

«Назови сказку» ,

«Из какой сказки герой,

«Семья ежей»

«Ка белочка готовится к зиме»

(Под музыку входим в зал, здороваемся)

Ход занятия:

Ребята, послушайте загадку.

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

И на санках прокатила»

Про какое время года можно так сказать?

Дети - Зима.

А, как вы догадались, что это зима?

Ответы детей : потому, что на санках прокатила,разукрасила окошки, запорошила дорожки.

Ребята, а что вы можете сказать о зиме?

Зима, какая бывает?

Дети – (зима морозная, холодная, снежная – потому, что много снега)

А снег какой?

Дети - (Белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

А у нас сейчас какое время года?

Дети – зима.

(На экране появляется изображение снегиря)

Посмотрите, кто это прилетел к нам в гости? (Дети - снегирь)

Мне кажется, он хочет сообщить нам какую – то новость. Что это?

(поднимаю конверт, достав «из сугроба» )

Снегирь принёс письмо, давайте прочтём, что там написано

(Читаю письмо)

«Дорогие ребята! Мы лесные жители,

приглашаем вас в зимний лес на прогулку»

Мы сейчас отправимся с вами путешествовать по зимнему лесу . Интересно, а что сейчас происходит в лесу ? Посмотрим, как живут там дикие животные.

Встанем в круг :

«Вьюга, вьюга закружи,

В зимний лес нас унеси!»

(На экране изображение зимнего леса)

Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Зима укрыла всё в лесу пушистым снежным покрывалом. (в зале шум ветра)

Ежимся от холодного ветра (мимическое упражнение)

Подул ветер, завыла вьюга : з-з-з (с усилием звука)

Застонал лес от вьюги : м-м-м (тихим, высоким голосом)

Шумят ели : ш-ш-ш

Стихает вьюга : с-с-с.

Ребята, скажите, какие животные живут в лесу .

Дети : лиса, заяц, белка, кабан и. т. д.

Правильно!

(На экране появляются животные : лиса, заяц, медведь, белка, ёж)

Каких животных мы видим?

Дети – диких животных.

А, как они подготовились к зиме?

Дети - (сменили шубки) .

Ка вы думаете, на какие две группы их можно разделить ?

Дети – их можно разделить на две группы ,

I группа – те животные , которые встречаются в лесу зимой ;

II группа – те животные , которые зимой спят - уходят в спячку.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» -Д/И.

Нам нужно определить, кто здесь лишний. (Три задания)

I- Лиса, ёж, белка, собака.

II- Медведь, ворона, заяц, волк.

III- Лось, кабан, курица, лиса.

(Замечаем ватные шарики на ниточке)

упражнение на дыхание «Снежинки»

Дети кладут ватный шарик, на ладонь, держа за ниточку, пытаются сдуть с ладони. Повторяют 2-3 раза, не больше, что бы не вызвать головокружения.

«Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звёзды» (И. Нищева)

В лесу на снегу можно увидеть следы разных животных и птиц

Д/И «Чьи следы»

Давайте посмотрим на экран и определим, какой зверь пробежал . Следим за движением «Следов» глазками. Если вы отгадаете правильно - появятся отгадки.

(На экране появляются следы диких животных, дети определяют, чьи следы, появляется отгадка)

Дети : беличьи, волчьи, заячьи, лисьи.

Молодцы, все следы узнали.

Ребята, давайте отдохнём на лесной полянке.

Д/И «Расскажи о лисе (белке, волке) какая она»

У каждого животного свой характер, свои особенности и свой внешний вид. У меня есть маски животных, кому я их дам, тот расскажет о характере этого животного.

Лиса, ты какая? (Ребёнок говорит - она рыжая, хитрая, пушистая, умная, ловкая)

Заяц, ты какой? (пугливый, длинноухий, быстрый, хитрый)

А белка ты сосёт лапу? (Ребёнок – нет, она проворная, быстрая, цепкая, пушистая, прыгучая)

Волк ты рыжий как лиса? (Ребёнок – я злой, серый, зубастый, сердитый, страшный, голодный)

Физкультминутка.

«Снег, снег кружится

Белая вся улица,

Собрались мы в кружок,

Разлетелись как снежок» (Выполняются движения согласно тексту)

Пересказ сказки по схеме

А сейчас - присядем на полянке, и я вам расскажу сказку по схеме «Жил был зайчик» . А вы послушайте.

(Рассказывая сказку, постепенно указываю на нужные – соответствующие тексту картинки – подсказки (схему рассказа)

Как называется сказка? (Жил был зайчик)

Ещё раз послушайте сказку, затем нужно будет ответить на вопросы.

Рассказываю, задаю вопросы по тексту :

Где живёт Заяц? лесу )

Какое время года он любил? (он любил осень, потому, что)

Что увидел Заяц, когда вышел из домика (он увидел снег)

К кому пошёл Заяц? старику лесовику )

Что дал Лесовик Зайцу (Лесовик дал ему белую шубку, а серую.)

Рассказ сказки детям с установкой на запоминание.

(Дети рассказывают сказку, используя схему 2-3 ребёнка – мнемотехника)

Д/И «Кто спрятался в комочке?»

(Дети берут по одному комочку, разглаживают пальчиками смятый силуэт нарисованного животного на плотной бумаге)

Кто спрятался в снежном комочке? (Дети отвечают полным ответом, у кого какое животное спряталось)

Сейчас такое задание, найти по трафарету дикое животное и одеть ему шубку.

Дети «надевают» шубку из ваты разных цветов, в соответствии с окраской и силуэтом дикого животного. (Волк - серый, лиса - рыжа; заяц-белый; белка - ярко коричневая) .

Гимнастика для рук

(Дети сминают разглаженные «снежные» комочки в снежок)

«Я катаю свой снежок, (сминаем)

чтобы крепким стал комок

Раз, два, три, четыре, – (катаем в правую - левую сторону)

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий, (перекладываем из ладони в ладонь)

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем, (По тексту)

Три – в корзиночку бросаем». (По тексту)

Ребята! Сейчас мы все вместе нарисуем зимний лес. А рисовать деревья будем, используя капустные листья . Из одного листика получится оно дерево.

Объяснение техники рисования.

Наносим кистью на капустный лист гуашь,

И прикладываем его к ватману. Таким необычным способом нарисуем зимний лес – зимний пейзаж.

(Коллективная работа детей, звучит легкая музык - «Сказочная мелодия» )

Какие красивые у нас получились деревья, лес стоит в зимнем наряде.

Като пусто в лесу , чего-то не хватает? (Кого нет в нашем зимнем лесу )

Дети – (Животных, птиц) (Наклеиваем готовые формы диких животных, птиц)

Какие вы молодцы, настоящие художники!

Лесные жители решили с вами поиграть в игру «Кто, где находится?»

Нужно сказать, где находится зверь или птица .

(на экране зимний лес, на котором появляются картинки живых и птиц)

Дети - заяц под ёлкой, между берёзой и кустом; белка на дереве; волк на берегу реки; мышка за пнём; сова на пне; птица над деревом.

Как весело было нам гулять по зимнему лесу ! Но нужно возвращаться.

До свидания животные, лес, птицы. Мы вас любим!

«Закрываем глаза.

Раз, два, три, четыре, пят!

Все вернёмся мы опять.

Повернись, оглянись,

Снова дома очутись!»

Вот мы и в детском саду.

ольга коковина
Экологическая беседа «Как зимуют звери». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

1. Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.

2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

3. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

4. Воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы.

Материал: картины: «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы», «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога», «Лиса. Зима», лист ватмана со следами различных зверей.

Ход беседы: Почемучка приглашает детей отправиться погулять в зимний лес. Ребята одевают теплые шубы, шапки и отправляются в путешествие.

Воспитатель: Зимний лес тих и спокоен. Но вот тянется длинная цепочка маленьких следов на снегу (лист ватмана с нарисованными следами) .

Дети вместе с Почемучкой определяют, кому принадлежат следы: у зайца – два широких кружочка и два маленьких один над другим, белки, волка, лисы.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в жизни животных в течении лета и осени, которые помогают животным пережить зиму? (накопление жировых отложений, смена кожных покровов – линька (у белки серебристо-серая шубка, у зайца – белая).

Воспитатель:- Зачем звери меняют свои шубки? (новые шубки густые, теплые, зайца не видно на белом снегу – защищает его от врагов) .

Почемучка предлагает детям отгадать загадку

Кто в берлогу спать ложится

Волк, медведь или лисица?

Воспитатель: - а как вы догадались?

Дети рассматривают картину «Медвежья берлога»

Воспитатель: - Как называется жилище медведя?

Как медведь зимует? - Питается ли зимой медведь?

Что случится, если медведь не накопит за осень жировые отложения?

Когда у медведицы появляются медвежата? (поздней зимой)

Когда просыпаются медведи? (весной) .

Почемучка загадывает следующую загадку:

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки? (еж)

Воспитатель: Какие слова помогли вам найти отгадку?

Дети рассказывают о еже по вопросам

Как называется жилище ежа? (нора)

Чем утепляет еж свою нору?

Где чаще всего еж устраивает свою нору? (под елью)

Делает ли еж запасы на зиму? (нет)

Что делает еж зимой? (крепко спит до весны)

Как еж спасается от врагов? (с помощью колючек)

Почемучка: Молодцы! А теперь следующая загадка

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает? (белка)

Воспитатель: как вы догадались?

Выставляется картина «Белки спасаются от куницы»

Вопросы: - как выглядит белка (пушистый хвост, острые когти, серебристый мех, острые зубки)

Как называется жилище белки? (дупло)

Чем питаются белки на деревьях? (орехи, семена хвойных деревьев, грибы, почки, ягоды, плоды деревьев и кустарников, может поймать мышь-полевку)

Где белка устраивает свое гнездо? (чаще в хвойных деревьях, делает 2-3 гнезда)

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям (цепкие коготки на лапках)

Что защищает белку от холода? (запасы еды, теплый, густой мех)

Какие враги есть у белки? (куницы, лисы, ястребы, филины, совы)

Как белка спасается от врагов? (прячется среди густых ветвей и в дупле)

Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)

Почемучка: следующая загадка?

Живет в лесу, путает следы

Боится волка и лисы (заяц) .

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться?

Выставляется картина «Зайцы в зимнем лесу»

Вопросы: - Почему заяц меняет окраску на зиму? (более теплая, маскировочная окраска)

З айцы утепляют свои норы? (у него нет домика, он спит под кустом в пушистом снегу)

Чем питается заяц зимой? (сеном, корой деревьев)

Что ему в этом помогает? (острые зубы)

Зачем заяц скачет за лосями? (подбирает молодые побеги осин)

Как он спасается от врагов? (бегством, может затаиваться, петлять)

Что ему в этом помогает? (длинные задние ноги) скорость 80км/ч

Почему говорят «заяц не трус, себя бережет? » (им присущи выдержка и осторожность, находчивость, стремительность)

Почемучка: Здорово! Обо всех животных вы знаете!

Но следующие загадки посложнее

Есть у нас такой обычай

Ходим стаей за добычей

Прячемся у темной елки,

Кто мы лисы, или волки? (волки)

Как вы догадались? Картина «Волчья стая зимой»

Вопросы: - Как выглядит волк? (крупный, большая голова, хвост большой, пушистый, хорошее зрение, чуткие уши)

Почему волка называют хищником? (он охотится на других животных)

Что помогает ему в добывании пищи? (хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх, выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу)

Почему волка называют «санитар леса»? (забивают прежде всего слабых и больных животных)

На кого охотятся волки зимой? (оленей, лосей, кабанов, зайцев)

Почему волк может быстро и долго бегать? (сильные, длинные ноги)

Что означает выражение «волка ноги кормят» (не ждет добычу в засаде, а бегает за ней)

Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы)

Почемучка: Послушайте загадку еще про одного зверя,

Всех зверей она хитрей.

Шубка рыжая на ней. (лиса)

По каким признакам вы догадались?

Картина «Лисы зимой»

Почему говорят, лиса – всему лесу краса? (очень красивая шубка, густой блестящий хвост, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие) .

Как меняется лисий наряд зимой? (становится пышней и теплей)

Как называется жилище лисы? (нора)

Чей дом может занять лиса? (барсука)

Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами, курами)

Как ведут себя волк и лиса во время охоты? (лисы незаметно подкрадываются, заметают следы, а волк может долго гнаться за добычей, лиса – в одиночку, а волк – стаей)

Кто быстрее бегает, волк или лиса? Почему? (волк, у него ноги длинные)

Почемучка: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, как звери подготовились к зиме.

Предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний» (правило: выбери лишнее слово и объясни, почему)

Медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску)

Лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму)

Почемучка благодарит ребят и прощается с ними.

Конспект занятия в детском саду "Подготовка животных к зиме". Старшая группа

Лукшина Виктория Павловна
Место работы: МБ ДОУ Мадаевский детский сад
Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "подготовка животных к зиме". Конспект направлен на формирование у дошкольников знаний о подготовке животных к зиме. Данный материал предназначен для воспитателей, родителей и детей.

Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период.
Задачи:
1. Закреплять знание детей диких животных;
2. Познакомить детей с названием мест зимовки животных (норы, берлоги, хатки);
3. Закреплять знание рациона животных;
4. Способствовать развитию желания заботиться и помогать животным в зимний период;
5. Развивать творческие способности детей.
Дополнительный материал: презентация "Подготовка животных к зиме", листы формата А4, карандаши, фломастеры, краски (по выбору детей).

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Какой прекрасный сегодня день! На улице тихо падает листва, солнце, хоть и не так греет, но все же светит ярко. Осень- удивительная пора. Вы согласны со мной? (ответы детей) А расскажите мне, пожалуйста, что происходит осенью с природой, животными? (ответы детей) Вы правы ребята, вся природа в это время готовится к зиме. И сегодня, мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме животные, а поможет нам в этом фея Фауна. А вы знаете ребята, что само имя этой феи означает живой мир. Итак, начнем! (1 слайд)
Воспитатель: Совсем скоро начнется зима-самое тяжелое время года для животных. Они мерзнут, даже простужаются, не могут добывать себе пищу из-под снега. Некоторые звери меняют свою шубку на более теплую, зимнюю, а некоторые и вовсе впадают в спячку. (2 слайд)
Воспитатель: Самыми первыми к зиме начинают готовиться грызуны (мыши, бурундуки, хомяки). Они начинают свою подготовку уже летом. Находят разнообразные семена, орешки и собирают их в своей норке. Эти запасы помогают им пережить холода зимой, не выходя наружу. Так как во время холодов грызуны практически всегда спят, прерывая свой сон только для того, чтобы поесть. (3 слайд)
Воспитатель: Кто это ребята? (ответы детей) Правильно, это еж. Ежи к зиме накапливают жир, и в ясные осенние дни они готовят себе теплые уютные гнезда. Да-да, именно так называют домик ежа на зиму. Ночью и днем они таскают к своему домику сухие листья и мягкий мох. Еж проводит в спячке до 6 месяцев. В зимнее время ежи не едят, они спят свернувшись клубочком в своем домике под толстым слоем снега, как под теплым одеялом. (4 слайд)
Воспитатель: Теперь давайте поговорим о мишках. Как называется его дом? (ответы детей) Правильно, берлога. Медведи долго и тщательно готовят свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда носят листья, мох, веточки, а сверху делают мягкий матрац из веток ели. Когда выпадает снег, то он закрывает медведя в его домике и там сохраняется тепло всю зиму. Медведи не делают запасов, но осенью они активно питаются рыбой, орехами, чтобы накопить жир на время зимовки. На самом деле медведь не спит, а просто дремлет и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведей рождаются медвежата. Ребята, а вы слышали о том, что медведи сосут лапу? (ответы детей) Как вы думаете, это правда? (ответы детей) Это действительно так, но делает он это потому, что кожа на лапах чешется и медведь таким образом слизывает ороговевшую часть кожного покрова.
Воспитатель: А теперь, давайте немного с вами отдохнем. (Проводится физкультминутка «Зайчата»)
Физминутка «Зайчата»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Замечательно отдохнули и размялись, совсем как настоящие зайчики. Давайте продолжим наш разговор о подготовке животных к зиме. Отгадайте загадку: С ветки на ветку, быстрый как мяч, скачет по лесу рыжий циркач. Кто это?(ответы детей) (5 слайд) Правильно ребята, это белка! Белки спят зимой только в очень сильные морозы, в остальное время они ведут такой же активный образ жизни. И запасы белке нужны значительные. Осенью они прячут орехи и желуди в листву, землю и дупла. Грибы они тоже запасают, но особым способом: они нанизывают их на ветки. Свое гнездо они сооружают на высоких елях или соснах. В дупле мягкая трава, мох, комочки шерсти.(6 слайд)
Воспитатель: Бобры так же не впадают в спячку, но подготавливаются к зиме очень серьезно. Они живут большими семьями и строят свои дома (хатки) на берегу водоемов. Вход в хатку они делают под водой. А кто знает для чего они так делают? (ответы детей) Под водой в их дом ни один хищник не проникнет. На зиму бобры делают запасы: веточки с деревьев и корни растений, которые находят в воде. Внутри хатки у бобров тепло, и даже холодной зимой плюсовая температура. (7 слайд)
Воспитатель: Мы с вами знаем, что на зиму зайцы меняют цвет своей шубки на белый, чтобы быть не таким заметным. Зайцы питаются корой и мелкими веточками осины, ивы, березы. Зимой поваленное дерево может стать для зайца настоящей столовой, куда зверьки приходят каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилья у зайцев нет, в холодные дни они прячутся под занесенные снегом кусты. (8 слайд)
Воспитатель: Лиса к осени уже вырастила своих лисят и в норе не сидит. Но если возникает опасность, то она прячется там. Свои норы лисы делают на опушке леса на холме, чтобы можно было видеть лес со всех сторон. Не зря говорят, что лиса хитрая: она не бежит к норе сразу, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а уже потом прячется. Лиса прекрасно бегает по снегу и охотится круглый год, поэтому и запасы ей не нужны.(9 слайд)
Воспитатель: А это уже другой хищник- волк. Волки очень опасные хищники. Зимой, они собираются в стаи, чтобы было легче охотиться. Лисы, волки и другие хищники питаются мелкими животными, такими как зайцы, мыши, хомяки. Они тоже могут долго голодать, во время сильных морозов – прячутся в снег. Интересно то, что здоровых животных хищники не включают в свое своеобразное меню, просто потому, что не могут их догнать. Поэтому хищников называют еще санитарами леса, ведь они убивают больных зверей, которые могут быть заразны.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как можно помочь животным в такое суровое время, как зима? (рассуждения детей) Вы правы, можно оставлять им еду в специальных местах. Именно так и поступают многие люди. (10 слайд) А теперь, давайте нарисуем то, о чем мы сегодня узнали. Вы можете нарисовать любое животное в зимнее время или то, как вы помогаете им пережить зиму. (дети выполняют рисунки)
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились замечательные рисунки. А теперь давайте вспомним, что вы сегодня узнали? (ответы детей) Вы действительно узнали много о подготовке диких животных к зиме и поняли, что им можно и нужно помогать. А ваши прекрасные работы мы разместим на нашем стенде. Спасибо за внимание!

Презентация на тему: Подготовка животных к зиме

Тема: «Кто как зимует»

Цель:

Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, лиса, медведь, еж).

Показать зависимость между живой и неживой природой.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь к животным.

Учить отзывчивости, умению переживать за того, кто попал в беду.

Развивающие:

Активизировать словарь детей за счет слов: нора, дупло, логово, берлога.

Развивать слуховую, двигательную, зрительную память у детей.

Развивать логическое мышление, внимание, воображение.

Образовательные:

Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой.

Формировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Закрепить представления о том, что у каждого времени года свои особенности, от которых зависят образ жизни и внешний вид животных.

Материал:

1. Старичок - листовичок

2. Картинки с изображением осенних и летних картин

3. Картина со спрятанными животными.

5. Волшебные листочки

6. Аудиозапись с волшебной музыкой.

Ход занятия

I Волшебная музыка

В.: Ребята, что это за музыка такая волшебная, откуда она, смотрите, кто это появился у нас в гостях. Это Старичок-листовичок.

Л.: Я пришел к вам из волшебного леса. У нас в лесу сейчас так красиво –золотая осень! А у вас что - лето (НЕТ у нас тоже ОСЕНЬ).

Л.: Не может быть. Вы, наверное, что-то напутали. (Дети рассказывают лесовичку приметы осени, сравнивая лета).

В.: А давайте докажем листовичку, что мы с вами все знаем, поиграем в игру "Что сначала, что потом?" (картинки осени и лето).

Л.: Молодцы, ребята, действительно вы все знаете. А хотите, я возьму вас к себе в гости, в свой волшебный лес и вы посмотрите как у нас интересно. (Да!)

Л.: только просто так туда не попасть, чтобы мы могли там с вами оказаться, нужно нам загадки отгадать.

Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост -
Все знаем мы: (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Л.: А сейчас заиграет волшебная музыка, мы превратимся в ЛИСТОЧКИ и полетим в волшебный лес.

волшебная музыка

II.

Л.: Вот вы и у меня в гостях. Только у меня в лесу действует одно правило, говорить надо по очереди не перебивая друг друга. Чтобы мои звери не испугались. Смотрите, какую картину нарисовал для меня художник. Только картина это не простая, а волшебная - на ней спрятаны зверюшки. А ну-ка попробуйте их найти!

Как вы думаете, в дереве может кто-нибудь прятаться? (Открываем).

Кто это? (белка)

Почему белка спряталась в дупло? (скоро наступит зима, стало холодно,)

Как белка приготовилась к зиме? (сделала запасы).

Что белка запасла себе на зиму? (грибы, орехи)

Зимой очень холодно, А что еще сделала белочка, чтобы не замерзнуть? (поменяла шубку, шубка стала более пушистая, теплая, стала другого цвета - серая)

Зачем белочка поменяла цвет шубки? (чтобы быть менее заметной)

(два кружка серый и оранжевый прикладываем к стволу дерева. Выясняем, кружок, какого цвета менее заметный)

Смотрите, какая снежная гора. Может там кто-то прятаться? (Открываем)

Кто это? (Медведь)

А как мишка приготовился к зиме? как проводит мишка зиМОЙ в лесу? - Умницы. Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил мишка поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Ребята, медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.

А вот пенек. Можем мы внутри кого-нибудь найти?

Кто это? (ежик)

Что делает ежик, чтобы пережить холодную зиму?

- ( Ежик делает запасы )

Что приготовил себе ежик?

А вот сугроб кто-то там прячется? (Лиса)

Где лиса живет? В норе.

Как лисичка подготовилась к зиме?

Лисичка зимой спит?

Что делает лисичка?

5. Смотрите еще один сугроб. Кого мы там найдем? Волк

Как называется жилище волка?

Что делает волк зимой?

Л.: Молодцы, ребята всех зверей нашли на картине, но один житель моего леса - зайка, спрятался в другом месте. Давайте его позовем. Наверно он испугался, мы очень громко его позвали, давайте позовем его тихо. Не показывается. Ой, а тут кто-то спрятался. Давайте не будем резко открывать, и пугать, а попробуем осторожно узнать его на ощупь.

Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали. Да правильно. Еще раз проговариваем, какой зайка. По очереди.

Какого цвета у зайки шуба?

Почему она летом серая, а зимой белая? - А я теперь хочу послушать про зайчика. Ксюшу, скажи, пожалуйста, почему у зайчика шубка зимой белая? (такому зайцу хорошо спрятаться от серого волка, не видно на белом снегу белого зайца).

Надя, что ест зайка зимой? (Зайка зимой грызет кору деревьев, молодые веточки деревьев). (Слайд)

Молодцы ребята, вы хорошо рассказали про медведя, про зайчика.

Л.: Ребята,а вы знаете как звери передвигаются? Да.

Тогда покажите мне как зайчик двигается (Молодцы)

А как лисичка (умницы)

А как мишка - медведь. Да все правильно, думаю, вы сможете помочь мне.

Л - Кого сегодня видели в лесу? (Ответы детей).

Где зимует медведь? (Медведь зимует в берлоге).

Как зимуют зайцы? (Ответы детей).

Дима, молодец, рассказал нам, почему у зайчика зимой шубка белая.

Рузиля,замечательно рассказала, чем зайка питается зимой.

Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. И еще вы знаете, и соблюдаете правила поведения в лесу.

А теперь взмахните листочками.

Волшебная музыка.

III.

В.: Вот ребята мы с вами и вернулись обратно. Понравилось вам в гостях у лесовичка. А что понравилось больше всего.

Дать положительную оценку детям.