Город инзер башкирия. Сплав по р.Большой Инзер

Река Инзер течет в Республике Башкортостан, берет начало от слияния рек Большой и Малый Инзер около одноименного поселка Инзер. Длина реки – 307 километров. Инзер – приток реки Сим. Река течет по красивой гористой местности, поросшей лесом.

Красота и легкодоступность делают реку очень популярным маршрутом для туристов-водников, в том числе для семейного отдыха с детьми. На Инзере (в отличие от дающих ему начало Большого и Малого Инзера) нет никаких препятствий: ни порогов, ни шивер, ни «расчесок». Сплав легок и приятен.

Что немаловажно, Инзер доступен для сплава с весны и на протяжении всего лета. Вода в реке чистая и прозрачная. По берегам много удобных стоянок.

Вдоль реки идет железная дорога, поэтому заброска и выброска достаточно простые. Да и в случае форс-мажора проще сойти с дистанции.

Начинать сплав лучше всего от станции Тюльма. Здесь Инзер принимает правый крупный приток – реку Тюльма (или Тюльмень). От станции до реки – всего лишь 150-200 метров.

С самого начала сплава к реке подходят высокие горы, часто обрывающиеся скалами.

Справа тянется хребет Большой Камень, слева – хребет Большая Арка.

Вскоре после отплытия вы окажетесь на глубоком Корпустинском плесе. По местной легенде он вообще не имеет дна.

Через 6 километров на правом берегу показываются домики деревни Ассы. Название деревеньки означает «горькая вода». С некоторых пор она стала широко известна благодаря открытому здесь в 2001 году санаторию, уже ставшему популярным. Для лечения отдыхающих здесь применяют местную минеральную воду из ключа Туз-Елга (Соляная речка). Свойства этой минеральной воды сходны с водами знаменитого на весь мир немецкого курорта Баден-Баден.

Здесь успешно лечат заболевания костно-мышечной системы, заболевания кожи, нервной системы. Кроме того, показаниями для направления больных в санаторий «Ассы» являются заболевания органов пищеварения, нарушения обмена веществ, системы кровообращения.

За Ассами на правом берегу показывается большая, красивая скала. У нее несколько названий – Розовые скалы, Кызыл-Таш, Шура-Таш. Это одна из главных, наиболее красивых достопримечательностей реки Инзер.

Скала имеет розовый оттенок. На камнях можно найти отпечатки окаменевших водорослей. Подняться наверх обязательно стоит. Внизу под скалами бежит река Инзер и тянется железная дорога. Не удивительно, что Розовые скалы являются памятником природы.

Через 4 километра от скал на левом берегу раскинулась деревня Бриштамак. Здесь в Инзер впадет сразу две речки с одинаковым названием Бриш. А слово «тамак» переводится с башкирского – «устье». То есть Бриштамак – «устье Бриша».

Здесь останавливается электричка, к железной дороге от расположенного на противоположном берегу Бриштамака ведет оригинально оформленный подвесной мост.

После Бриштамака справа к Инзеру подступает хребет Аютузаклаган, а слева — хребет Зильмердак, подходящей к реке у деревни Зуяк.

Перед деревней в Инзер впадает красивый горный ручей Селигурга. Стекая с хребта Зильмердак, ручей образует небольшие водопады.

Через несколько километров на левом берегу к реке подходит хребет Акбулякъарка.

Отсюда река делает большую П-образную петлю. В этом месте на железной дороге находится остановочный пункт 71-й километр. Именно отсюда путешественники начинают путь к знаменитому башкирскому водопаду Атыш. Можно совершить поход на Атыш и во время сплава. Отсюда к водопаду идет дорога длиной примерно 8 километров.

Ниже на правом берегу большая поляна. У нее есть свое название – Французская. Сейчас в это сложно поверить, но более века назад в этом месте стоял металлургический завод, построенный Французско-Лемезинской компанией. Отсюда и название оставшейся после завода поляны.

Несколькими километрами ниже река приведет к деревне Карагай. Здесь можно закончить сплав, тем более дальше рельеф постепенно смягчается, а долина реки расширяется. Вскоре Инзер выходит на приуральскую равнину.

В деревне Карагай останавливается электричка на Уфу, от реки до железнодорожной платформы совсем недалеко.


























Как добраться до реки Инзер?

Благодаря близости железной дороги попасть на реку Инзер достаточно просто. До станции Тюльма, где начинается сплав, можно доехать на пригородном поезде Уфа – Инзер. На нем же можно и уехать со сплава с любой станции близ реки.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Инзер (Большой Инзер)

Река Инзер около дер. Габдюково , ж.д станция «71-й километр»
Характеристика
Длина
Бассейн
Расход воды

67,7 м³/с (в устье)

Исток
- Местоположение

Южный Урал

- Высота
- Координаты
Устье
- Местоположение
- Высота
- Координаты
Страна

Россия Россия

Регион
К:Реки по алфавиту К:Водные объекты по алфавиту К:Реки до 500 км в длину Инзер Инзер

Берёт начало на западных склонах Южного Урала .

Гидрология

В верховьях имеет характер горной реки, ниже долина реки расширяется и течение становится более спокойным.

Происхождение названия

От инйәр/ингәр , в тюрк. и монг. ангар `расщелина, ущелье, долина` (Русско-башкирский словарь водных объектов РБ / Составители: ХисаметдиноваиФ.Г., Шакуров Р.З. – Уфа, 2005.).

Притоки

Основные притоки по данным государственного водного реестра:

Галерея

    Inzer river 2.jpg

    Bashkir village Inzer river.jpg

    Inzer river near Assy.jpg

Напишите отзыв о статье "Инзер"

Примечания

Литература

  • Балков В. А. Водные ресурсы Башкирской АССР. Уфа, 1978.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Источники

  • Инзер (река в Башкирской АССР) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Инзер

– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.
Все, что делалось за это время вокруг нее и с нею, все это внимание, обращенное на нее столькими умными людьми и выражающееся в таких приятных, утонченных формах, и голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), – все это доставляло ей удовольствие; но из за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. И как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных, она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений {о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия. И с этою целью она в одной из своих бесед с духовником настоятельно потребовала от него ответа на вопрос о том, в какой мере ее брак связывает ее.
Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела.
Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое…
– Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия. 18.03.2013

РЕКА МАЛЫЙ ИНЗЕР

Поселок Инзер относится к числу крупных заводских поселков Башкирии. Тут есть леспромхоз, лесозавод. До 1950 г. работали углевыжигательные печи, в которых готовили древесный уголь. В поселке есть дом приезжих, магазин, почтовое отделение. В большую воду от поселка начинается молевой сплав леса, который создает дополнительные трудности при сплаве весной. Завалы, боны, запани, встречающиеся на реке, заставляют быть начеку даже на спокойных участках реки.

Ниже поселка справа впадает р. Малый Инзер. Здесь, на одном из пляжей, можно сделать дневку и совершить экскурсию к прорыву р. Малый Инзер между хребтами Караташ и Малый Ямантау (Агирский перекат), расположенный в 15 км от устья Малого Инзера. Дорога идет вверх по течению реки по узкоколейной железной дороге до хутора Айгир.

С висячего моста, переброшенного через Малый Инзер, можно полюбоваться узким ущельем, по дну которого мчится река, перепрыгивая через каменные глыбы и валуны.

Ниже прорыва с правого берега круто обрывается к реке скала Айгир, что в переводе с башкирского означает «Конь-скакун». Со скалой связана интересная легенда. В годы гражданской войны из Верхнеуральска в район бывшего Инзерского завода прорвался отряд белоказаков. Атаману понравился златогривый конь- вожак в табуне башкирских скакунов. Казачий атаман решил завладеть прекрасным конем. Началась погоня. Конь, почуяв недоброе, стрелой поскакал прочь от преследователей. Но силы были неравными. Круг преследователей замкнулся у крутого обрыва. Однако конь предпочел позорному плену гибель на порогах реки, бросившись вниз на острые камни.

Многочисленные пляжи с чистым песком тянутся на многие километры вниз по Инзеру. Летом в жаркие воскресные дни на пляжи приезжают жители из пос. Инзер и гор. Белорецка.

Проплыв устье Малого Инзера, плоты и байдарки уже плывут по Инзеру. Последняя часть маршрута в отличие то предыдущих сильно населена. По обоим берегам реки в среднем через каждые 7-8 км попадаются деревни. Меняется и характер долины. Горы отступают, уступая место более низким берегам. Ширина реки достигает 70-80 м, и на небыстрых перекатах лодки касаются дна реки.

На первых километрах пути встречаются несколько деревень: Новохасаново, Сафаргилово, Манышта, Алек сандровка, Карпуста. На всем участке длиной 16 км встречается всего два каменистых переката - у дер. Манышта и дер. Карпуста. Инзер принимает ряд притоков, берущих начало с близрасположенных хребтов: Сухие Горы, Белягуш, Карязы, Зильмердак, Бирьян.

На 20-м километре пути на реке расположено с. Ассы. Оно находится в устье р. Таз. В переводе с башкирского Ассы означает «горькое», а Таз - «соль». И действительно, в долине речки у подножия высокой горы выходят на поверхность минеральные родники с горько-соленым вкусом воды. Воды источников растекаются по пойме р. Таз, образуя своеобразную минерализованную грязь на заболоченных участках. Здесь можно видеть лужи охристо-ржавой воды или белые налеты солонцов на кочках. Самый большой по мощности источник оборудован срубом. Минеральные воды Ассинского источника целебны и пользуются известностью. В местную больницу, где врачи применяют Ассинские воды для лечения различных желудочных заболеваний и нервной системы, едут люди из разных уголков страны 1.

Долина реки постепенно поворачивает на запад, но русло реки очень часто меняет свое направление с западного на южное или северное, огибая глубоко вдающиеся в долину отроги хребтов Бирьян, Зильмердак и Карязы. Один из таких отрогов встречается в 2 км от с. Ассы. В отвесных скалах отрога, узким гребнем вдающимся в долину реки, можно обнаружить несколько пещер. Из одной пещеры каскадами стекает по скале родни к.

Вскоре река приводит туристов к большому пос. Бриштамак. Недалеко от поселка долина Инзера прорезает стык между хребтами Зильмердак и Бирьян. Уклон реки заметно увеличивается. Начинают попадаться быстрины и перекаты. Наиболее бурный каменистый перекат расположен в трех километрах от поселка. Здесь, в прорыве между хребтами, можно в последний раз половить хариусов, последний раз наблюдать необузданную мощь горного потока. Вырвавшись из окружения хребтов, Инзер принимает слева ручей Сели-Бургу, а через 2,5 км приводит туристов к селу Зуяково. Долина реки опять расширяется и достигает уже 2-3 км. В русле появляются многочисленные острова. Постепенно река утрачивает горный характер, и только галечное дно и каменистые берега напоминают, что Инзер - горная река.

Следующая деревня - Габдюково - расположена в 10 км от дер. Зуяково. В 8 км ниже Инзер круто поворачивает на запад. В повороте расположены четыре острова, на которых весной во время молевогр сплава леса образуются завалы и заторы. Базопасней всего за первым островом уйти влево, оставив по правую руку три небольших острова. В межень нужно плыть вдоль правого берега, так как здесь река глубже. На последующих 10 км река спокойно течет прямо на запад. В конце этого участка, на правом берегу реки, туристы могут посмотреть старые отвалы шлака. Здесь в конце XIX в. стоял Лемезский чугуноплавильный завод. Отсюда по лесной дороге проходит наиболее короткий путь в долину р. Лемеза. Дорога идет через небольшую седловину западнее горы Ялан-Гас (543 м) и через 9 км выходит на берег р. Лемезы. Здесь можно посетить пещеру Атыш и вернуться на Инзер.

Ниже река круто поворачивает на юг и через 8 км подходит к с. Карагаево. Село имеет автобусную связь с промышленными городами республики через с. Архангельское.

На протяжении 7 км до дер. Азово река плавно меандрирует вдоль берегов, поросших густыми зарослями орешника, черемухи и ивы.

Водное путешествие по горной р. Инзер можно закончить в дер. Тавокачево. В 8 км от деревни расположено большое с. Архангельское, имеющее автобусное сообщение с гор. Уфой. Но и в самом селе есть сельская гостиница. Забронировать гостиницу, бронировать отель правда нужно заранее. Ведь водных туристов не мало и места в гостинице очень часто все заняты. Недалеко от села (30 км) находится и железнодорожная станция Карламан. Если у туристов есть еще два дня, можно продолжить путешествие по Инзеру до с. Охлебинино, расположенного на р. Белой (55-60 км). Отсюда машиной, катером или поездом (5 км) можно выехать в гор. Уфу.

Г. Пакин: [email protected]

Район: Южный Урал.

Вид похода: пеше-водный, КС-2.

Задачи: подготовка к летнему походу по Южно-Муйскому хребту. Есть желание снова посетить Бол. Инзер и Лемезу, пор. Айгир на Мал. Инзере, набрать физическую форму и подготовиться к походу в Забайкалье. На майские праздники это "бешеная тройка", одна из немногих в Башкирии с трудоемкой пешей частью и напряженным катамаранным сплавом на пике паводка. Мощные протяженные шиверы мало подходят для "Щуки", идти на ней лучше на спаде воды, после 15 мая. В реке обнажатся камни, сплав станет интереснее, снег по берегам растает. В классическом варианте поход включает прохождение пор. Матаис на р. Бол. Инзер, с пешей заброской по территории Южно-Уральского заповедника. Подходы и верхнюю часть можно упростить, если начинать сплав по р. Сюрюнзяк от ст. Улу-Елга (20 км).

Ниже приводится отчет 97 г, достаточно полный и информативный. Рук: О. Никифоров, Уфа, и оренбургский 2001 г, рук. Кривонос А В

Все отчеты описывают сплав на катамаране на пике паводка. Уровню воды должен соответствовать выбор судна. Для сплава на "Щуке" я составил таблицу примерного соответствия данного судна для прохождения ключевых препятствий на основных реках Южного Урала. Знак "нет" означает, что лодка "Щука" при данном уровне воды для сплава не годится, и прохождение на ней порога возможно только опытным гребцом, с постоянной катамаранной страховкой и большой вероятностью многократных переворотов. Нужно учитывать, что сильные дожди могут быстро поднять уровень воды в реке на 1-1,5 м. Такой дождевой паводок может продержаться 1-3 дня.

Уровень воды в реке

Пик паводка

(20.04-10.05)

10.05-20.05

20.05-10.06

Летняя межень

Бол. Инзер (Матаис) нет "+" "+" непроходим
Бол. Инзер (Сарышта) "+" "+" "+" проводка
Мал. Инзер (Айгир) нет "+" проводка непроходим
Лемеза (Черная речка) нет "+" "+" проводка
Зилим (Кысык) нет "+" проводка непроходим
Сакмара (Яманташ) нет "+" "+" "+"

Дневник похода.

К сожалению, видимо я последний человек, кто прошел Айгир в том виде, как его помнят многие поколения туристов. Летом 2016 г. РЖД провели работы по укреплению береговой насыпи, спрямив и выровняв русло реки М. Инзер, были раздроблены и убраны крупные камни. Порог перестал существовать: http://i-gazeta.com/news/region102/34579.html?sphrase_id=109902

Поезд № 014 Москва-Магнитогорск прибывает в 01.50 (Мск) на ст. Инзер. В 06.50 (Мск) отправление местного поезда Инзер-Белорецк до ст. Улу-Елга. Билеты продаются в кассе, на перроне и в самом поезде (он состоит из 1 вагона). Проблема "зайцев" здесь полностью решена. После майских праздников туристов в поезде почти нет.

На р. Инзер можно попасть в п. Карталы (о.п. 169 км), до реки меньше 3 км под гору, до моста через Инзер. Недостаток в том, что собирать суда придется под мостом дороги общего пользования, вокруг территория заповедника и за ночевку на берегу реки (и прочие действия) штрафуют.

От ст. Инзер поезд идет по долине р. Мал. Инзер. Воды в реке достаточно, видны участки шиверы и частично пор. Айгир с обливными камнями в русле. За ст. Манява при подъеме на перевал открываются гребни хр. Нары и горб Ямантау с большими пятнами снега.

От ст. Улу-Елга до реки Сюрюнзяк 200 м. Вода упала на 0.5 м, вошла в берега, для сплава вполне достаточно. Лодку собираю на левом берегу ниже низкого моста, проходы под ним полностью забиты плавником. Высота 560 м над у.м., почки только начинают распускаться.


В черте поселка речка шириной 5-6 м быстро течет мелкими протоками среди кустов. За поселком вода собирается в одно русло и начинается шивера длиной 2 км с уклоном 10-12 м/км. Это основное препятствие реки. Крупных камней почти нет, обливняки среднего размера легко обходятся, КС-2. Шивера заканчивается выше моста жд. Под мостом река успокаивается (короткий плесовый участок), ниже перекаты чередуются с участками быстротока и прижимами к кустам. До с. Ишля в 3 км ниже жд. моста встретится один сплошной многолетний завал через все русло, которое здесь достигает ширины 10-12 м. В начале поселка на реке закол из камней, сейчас он под водой, перед ним заметный подпор. Дальше острова, быстрые извилистые протоки. За пос. Ишля виден оранжевый железный щит на правом берегу. Здесь водосброс плотины высотой 0.3 м, выстеленный металлическими листами (опасны зазубрины). Проходить не рекомендуется, хотя воды достаточно. У левого берега есть чистый проход в ширину лодки. Ниже этого препятствия сложный участок с крутыми поворотами и сильными прижимами под нависающие кусты длиной 500 м. Он заканчивается после впадения р. Ишля (л). Ниже кроме завалов, препятствий нет. Река шириной 12-15 м быстро течет среди кустов и напоминает паводковую речку средней полосы с длинными мелкими перекатами в широком русле. Перед впадением в Инзер встретятся опоры моста разрушенной узкоколейки. Весь сплав (20 км) занял 2 ч 30 мин ходового времени, включая преодоление завалов. По такой низкой воде быстрее вряд ли получится.


р. Бол. Инзер. Устье р. Сюрюнзяк (л).

Бол. Инзер быстро течет в русле шириной 30-40 м. Участки быстротока чередуются с простыми перекатами Сплав сложностей не представляет. Ниже п. Карталинская Запань река петляет между однообразными горными отрогами, покрытыми лесом. Берега красивы, но ориентирование затруднено. На этом участке мало хороших стоянок. До начала шиверы Сарышта в этот день я не дошел 10 км, хотя в паводок катамараны проходят весь участок за 7 ходовых часов.


Сложность пер. Сарышта (до 3 КС!) сильно преувеличена. Это прерывистая серия мелководных каменистых перекатов в широком русле с редкими одиночными валунами. Просмотр не нужен. Пристать можно в любом месте, по берегам много хороших стоянок. В паводок полностью заливается водой, и на реке стоят пологие валы высотой до 0.5 м. В межень непроходима для деревянных плотов, тащить 5-6 км плот по сухим камням мало кому под силу. Отсюда и её "грозная" слава. Многие перекаты ниже д. Кызыл-Ярово гораздо интереснее. Хотя серьёзных перекатов на Инзере нет. Перекат начинается ниже впадения р. Сарышта (л). Это крутопадающая речка шириной 5-6 м весной пригодна вблизи устья для спортивного сплава, однако перекрыта сплошными завалами через каждые 100 м. На стрелке с Бол. Инзером в лесу отвесные скалы высотой 30 м на её правом берегу. На правом берегу Бол. Инзера за поляной (Бердина поляна) каменистая россыпь и высокие скалы над ней.



Река Казмаш в паводок также пригодна для спортивного сплава, имеет уклон 10-15 м\км. В верхнем течении препятствия до 3 КС, в основном вызваны завалами на быстром течении. Последние 6 км долина расширяется, по берегам тянется широкая лесистая терраса, есть плохая дорога. Река шириной 6-8 м быстро течет в каменистом русле, часто разбиваясь на протоки. По левому берегу в стороне от реки тянутся скалы высотой до 100 м. После 10 мая сплав по ней невозможен.


Раньше в устье р. Казмаш был поселок. Сейчас остались большие поляны на левом берегу р. Бол. Инзер. Дороги, обозначенные на картах, используются редко, многие заросли и исчезли. Так полностью заросла дорога на Зилим. В межень ездят в основном вдоль реки, часто переправляясь с берега на берег.

Ниже устья р. Казмаш река поворачивает на север, почти непрерывно идут несложные перекаты. На левом берегу встречаются скальные стены свыше 100 м высотой.


Вдоль реки, спрямляя излучины, идёт наезженная дорога. В д Кызыл-Ярово деревянная изба-гостиница и баня для организованных тургрупп. В д. Ремашты, Янаул новые фермы (по одной семье). В п. Инзер станция расположена на окраине, ближе к устью р. Мал. Инзер. Со слов местного жителя, в 2015 г. в п. Инзер была вспышка клещевого энцефалита (12 человек). Населению делают прививки. От моста через Мал. Инзер по шпалам до вокзала 1 км. Поезд на ст. Айгир отходит в 19.06 (Мск), 17 км, 30 руб за билет, время в пути 30 мин. Вдоль реки садово-дачный поселок, по улице 500 м вверх по реке до впадения левого притока на окраине поселка. Ниже его устья на берегу р. Мал Инзер хорошая поляна для сборки судов и ночевки, с плавным спуском к воде.

Уровень воды в реке на 1 м ниже максимального. Мимо дачного посёлка быстро сплавляюсь к началу порога. Правый берег реки - крутая скальная стена.


На левом берегу перед началом порога хорошая стоянка. С неё видна железнодорожная насыпь с окном водопропуска и правый поворот реки.


Порог начинается несколькими грядами камней поперёк русла, между ними промежутки гладкой воды. До жд. насыпи одна гряда камней, сразу после неё на правом повороте вторая. Обе я оценил как разминочные, в среднюю воду 2 КС.


Ниже до левого поворота реки тянется участок шиверы с крупными глыбами у левого берега и в центре русла. Берега сужаются, возрастает глубина и скорость течения.


Перед левым поворотом реки я наметил место промежуточной чалки за крупной глыбой у левого берега. Здесь короткий участок гладкой воды. Река входит в поворот, берега суживаются ещё больше, до 10-12 м, уклон реки превышает 20 м/км, в русле крупные обливные камни в шахматном порядке. Эти 200 м шиверы я оценил КС-3+.


Следующий 300- метровый участок до порога "Синие скалы" также загружен камнями, но уклон уменьшился, увеличилась ширина русла. Из-за камней уменьшилась и скорость течения. Сам порог "Синие скалы" (правый берег-отвесная скала, уходящая в воду) выглядит как короткий перепад через гряду камней со свалом воды под скалу правого берега. У скалы несильный прижим и длинная косая бочка на выходе высотой 0,5 м. Камни лежат плотно, их много, они рвут струю на короткие хаотичные сливы. Четкой линии движения не видно.


Решаю проходить под левым берегом через водосброс высотой 0,5 м, в обход прижима и бочки под скалой. За водосбросом можно успеть уйти вправо на струю или выброситься на полуобливные камни на выходе. Вооружившись такой стратегией, возвращаюсь к началу порога. Под жд. насыпью вдоль реки идёт заросшая строительная дорога. На ней много стоянок вдоль всего порога. Иногда для просмотра нужно спускаться к реке.

Спасжилет, шлем, юбка. Начинаю сплав. Поскольку страховщики, сигнальщики и прочие спасатели отсутствуют, двигаться буду с промежуточными чалками перед ключевыми участками. Ориентиры плохо видны с воды, их не мешает вспомнить перед прохождением, да и короткую трассу легче запомнить. Это не валы, а камни, на которых легко потерять судно. Первую гряду камней прохожу уверенно, по прямому сливу. Пытаюсь зачалиться у водопропуска жд. насыпи, здесь хорошее улово, но бетонная стенка круто уходит в воду. Очень неудобный выход на берег. Пересекаю струю и следующую ступень просматриваю с правого берега. Здесь крупные глыбы и короткая полоска песка. Вторую ступень прохожу в центре по водоскату, затем ухожу под левый берег в слив между двух больших обливных камней (здесь в большую воду стоит первая бочка под левым берегом). Дальше просто сплываю в заводь позади крупной глыбы левого берега, за которой я наметил место промежуточной чалки. После короткого отдыха прохожу крутопадающий участок шиверы. Лодка вязнет в пене, с опозданием начинает реагировать на гребки. Линию движения удается выдерживать, но это получается с трудом. Чувствую пару сильных пинков под сиденье от незаметных в пенной струе камней.


Наконец шивера ослабевает и следующий участок кажется простым. Появляется желание пройти до конца. Давлю его в себе и чалюсь перед порогом "Синие скалы". После сложной шиверы порог проходится неожиданно легко. Лодка четко слушается весла, остается куча времени для маневра. Прыгаю в водосброс на камни, даже не задев их, успеваю выйти на струю, носом игриво цепляю край косой бочки, и порог пройден.


Спускаюсь на 2 км вниз по шивере до следующих скал. Шивера плотно забита камнями, много полуобливных, сплав напоминает игру "в шашечки" на дороге. Чем выше скорость, тем быстрее нужно крутить задницей и совершать откренивание. Иногда чувствую, что быстрее уже не получается. Тут же следует пинок под сиденье от пропущенного валуна. В общем, нормальный уральский сплав по малой воде. На правом берегу вырастает следующая скальная стена высотой 120 м. Река сваливается под неё и образует подряд два красивых прижима с небольшими валами на выходе, сейчас не опасных.


Напротив скалы на левом берегу отличная стоянка, которой решаю воспользоваться. Дальше вниз по реке остров с обсыхающей в малую воду крутопадающей правой протокой. Его нет на карте. Ниже впадает р. Катаскин (Л).

Общее впечатление: несмотря на низкую воду, Айгир - сложное препятствие. На довольно "шиверистой" р. Теберда (кавказская "тройка") шивер такой сложности я не встречал. Это нормальная "фоновая" 3 КС, типичная для сибирской "четверки" в малую воду. Высокая скорость течения и каменистые берега затрудняют причаливание. При попытке пристать к берегу лодка на высокой скорости получает сильный удар на береговых камнях, который повреждает носовую часть и отбрасывает её снова на струю, заставляя повторять всё заново. То же самое происходит и в паводок с катамараном. Я использовал способ, хорошо зарекомендовавший себя на Памире. Разворачивался на струе против течения чуть выше выбранного места чалки и, разогнавшись против течения, спокойно приставал к берегу.

Сегодня я хочу совершить обзорный выход на хр. Караташ, скалы которого нависают над ст. Айгир. Подъём "в лоб" здесь довольно крут и ведет на скальные площадки отм. 742,8 м - северной вершины хребта, круто обрывающейся к реке. Из-за близости станции они посещаются довольно часто. Хотя логичнее выходить на них по гребню, набрав высоту по дороге на юг от поселка вдоль левого притока р. Мал. Инзер. Я же хочу выйти в район главной вершины хребта - отм. 919,9 м, с голой каменистой вершиной, выходами скал и отдельными пятнами снега на склонах.


От места моей стоянки ближе подниматься по дороге вдоль р. Катаскин, следующего притока (л). С больших полян в его устье открываются красивые виды на хр. Мал. Ямантау.


Дальше дорога идет вдоль русла реки до пересечения с Инзерской веткой газопровода Уфа-Сибай. Она идет на юг вдоль р. Катаскин и совпадает с дорогой на карте. Трасса шириной 50 м недавно расчищена, ежедневно производится её облет на вертолете, стоят удобные километровые отметки. Дорога часто пересекает вброд мелководную в это время р. Катаскин, (хотя на кустах видны паводковые клочья травы на высоте 1 м), постепенно набирает высоту в живописной лесистой долине. Через 4 км она длинным 3-х км подъемом поднимается на хр. Караташ в районе отм 793 м и переваливает на восток в район ст. Юша. Вершина покрыта лесом, склоны хребта представляют собой заросшую вырубку. Грунт влажный, местами склоны заболочены, труднопроходимы из-за густого подлеска. Решаю вернуться по пути подъёма.

Вернувшись к стоянке, проверяю оставленные метки уровня воды. Дождей не было целую неделю, Мал. Инзер поддерживает уровень за счет снегового питания со склонов Ямантау. При этом уровень воды ежедневно падает на 5 см, шивера становится медководной, а сплав теряет спортивную привлекательность. На р. Лемеза в верховьях нет больших снеговых полей и пороги могут оказаться без воды. Решаю доплыть до ст. Инзер и сняться в г. Уфа, а пеший переход на р. Лемеза совершить в следующий раз, когда будет больше воды.

6 день: сплав по р. Мал. Инзер от устья р. Катаскин до п. Инзер (15 км).

Средний уклон реки ниже порога 4 м/км. Участки мелководной шиверы сменяются несложными каменистыми перекатами. В 500 м выше моста жд. через р. Мал. Инзер в малую воду обнажается порог - горизонтальные сланцевые плиты полого спускаются с левого берега в воду, достигая середины реки. На правом берегу скала. С плит образуются широкие пологие мелкие водоскаты высотой 0,5 - 0,7 м у левого берега, справа каменистый перекат.


Под мостом первый плесовый участок. Ниже бурный перекат с прижимом к скале левого берега и валами высотой 0,5 м на выходе. Дальше бурные перекаты чередуются с широкими разливами на каменистом мелководье и короткими плесами. Поражает маловодность правого притока р. Реветь. За п. Реветь уклон уменьшается, река становится шире, на перекатах вал высотой до 0,5 м. Мелководные перекаты тянутся до п. Инзер. Здание жд. вокзала видно с воды (100 м от реки через жд. пути).


В 16.30 сажусь в электричку Инзер-Уфа через ст. Дема. Проезжая о.п. 95 км (д. Бриштамак) из окна вагона вижу хорошо накатанную дорогу, уходящую вверх по правому притоку в сторону деревни Бриш. Это новая дорога проложена в д. Искушта и по ней ездят на р. Лемеза, взамен упоминаемой в отчетах тропы. Через 2 часа поезд прибывает на вокзал г. Уфа.

В мае 2000 года Кочующие совершили настоящий концептуальный экстрим-сплав по рекам Большой и Малый Инзеры (Южный Урал), где прошли первые настоящие шиверы и пороги.

Это событие перевернуло нашу жизнь: мы впервые вышли с равнинных рек на горные. Команда показала чудеса сплоченности и выносливости перед стихийными силами тайги.

Снег, дождь, ветер, вода, скалы - всё это дало начало настоящему эпосу Кочующих - Уралиаде!

И общая статья про эту красивую реку Южного Урала.

Инзе́р (башк. Инйәр) — река в Башкортостане, левый приток реки Сим (бассейн Камы).

Берёт начало от слияния Большого и Малого Инзера.

Длина — 307 км (от истока Большого Инзера). Общее падение — 937 м.

Площадь бассейна — 5 380 км². Средняя высота — 553 м. Густота речной сети — 0,59 км/км². Залесенность — 83 %. Заболоченность — 1 %.

Среднегодовой расход воды в устье — 67,7 м³/с.

Река Большой Инзер

Рельеф водосбора — горный. Хребты разделены обширными межгорными понижениями. В верхней и средней частях водосбора на известняках распространены карстовые формы рельефа. Почвы подзолистые, светло-серые и серые в сочетании с горно-луговыми субальпийскими и горн. чернозёмами. В верхней части бассейна преобладают елово-пихтовые леса, ниже — сосновые и берёзовые, а к северо-востоку от реки — широколиственные (дуб, липа). Питание главным образом снеговое. На всем протяжении река использовалась для сплава леса плотами, а также для бытовых и хозяйственных нужд местного населения. Основные притоки: Тюльмень — справа; Сюрюнзяк, Басу, Аскын — слева. Инзер доступен для сплава всё тёплое время года, начиная с конца апреля. Река не категорийная. Никакой специальной подготовки для сплава не требуется. Особенно Инзер популярен летом в качестве реки для семейного сплава ввиду своей относительной доступности для туризма и наличия удобных стоянок вдоль берегов.

Река Большой Инзер

Характеристика реки Большой Инзер

Река Б. Инзер берет начало на восточном склоне хребта Кумардак примерно в 13 - 15 км на северо-восток от горы Ямантау. Абсолютная высота истока реки около 840 м, высота устья около 90 м, средний уклон 2,46 м/км. По общему характеру течения реку можно подразделить на два участка: первый - от истока до впадения реки М. Инзер, второй - от впадения реки М. Инзер до устья.

Первый участок реки, протяжением 165 км, проходит в горах в узкой долине. Здесь Б. Инзер имеет ярко выраженный характер горной реки с большими уклонами и большими скоростями течения. На первом участке ширина русла реки 20 - 40 м, глубины в меженное время на плесах не более 1 -1,3 м.

Начать сплав можно от кордона лесника, который находится в 1 - 1,5 км выше правого притока р. Куянтау. Ширина реки здесь 6 - 8 м, скорость течения низкая. Река делает почти сходящиеся петли в широкой долине. После впадения Куянтау ширина реки увеличивается до 12 - 15 м, течения почти нет, река напоминает озеро. Через 1 - 1,5 км на правом повороте шивера № 1 длиной около 1 км с большим уклоном. После шиверы очередной плес длиной около 5 - 6 км.

Плес заканчивается шиверой № 2 с резким увеличением уклона. За шиверой снова плес длиной 2 км, который заканчивается шиверой № 3. Участок от начала сплава до урочища Капкалка характерен чередованием плесов и шивер с резким увеличением уклона реки. Ниже Капкалки находятся основные препятствия реки порог - "Мотаис" (так его называют магнитогорцы, водники Белорецка называют порог "Сундуки") и мощная шивера после него.

Дальше препятствия упрощаются, долина реки расширяется. Сплав целесообразно закончить перед д. Карталы. Ниже река не представляет спортивного интереса. Начало сплава на высоте 790 м, окончание сплава у д. Карталы - 490 м. Средний уклон на участке сплава 6,7 м/км.

Второй участок реки Б. Инзер, после впадения реки М. Инзер, протяжением 140 км, называют только Инзер. Долина, по сравнению с долиной первого участка, более широкая. На этом участке ширина реки 40 - 60 м, а в низовьях достигает 100 м. Глубины при весеннем половодье достигают 3,5 м, в межень падают на плесах до 1,3 м и на перекатах - до 0,3 м.

Максимальные скорости весной 2,4 м/с и уменьшаются в межень до 0,4 м/с. Вскрытие реки происходит обычно во второй декаде апреля. Весенний ледоход длится 3 - 5 дней. Продолжительность весеннего поводка после очистки реки ото льда колеблется от 12 до 43 дней. Максимальные уровни наступают через 2 - 9 дней. Меженный период наступает в конце мая. Участок реки от истока до д. Карталы находится на территории Южно-Уральского заповедника.

Лоция реки Б. Инзер

Наименование Берег Расстояние от истока, км исток

кордон лесника правый 12

р.Куянтау правый 13

р. Калпак правый 21

р. Капкалка правый 30

р. Еракташ правый 37

ур. Арипкулово правый 45

р. Куз-Елга правый 46

ур. Гадыльшено правый 50

р. Майгашля правый 51

мост ж/д 62

д. Карталы левый 64

р. Юша левый 67 мост

р. Сюрензяк левый 69

пос. Карталинская Запань правый 71

р. Лапышта правый 78

р. Суран левый 87

р. Сухой Суран левый 91

р. Касканиышта левый 93

р. Минияк правый 97

р. Калышта левый 108

хут. Калышта левый 108

р. Митязы правый 110

р. Кумгазы левый 110,5

р. Сарышта левый 111

р. Кунгак правый 113

р. Куяш левый 116

р. Казмаш левый 119

ур. Кызылярово левый 125

р. Янбика левый 128

р. Ямашта правый 131

р. Ямашта французская левый 132

р. Ремашта левый 135

ур. Ремашта левый 135

р. Тулумбуй левый 145

р. Манаир левый 153

р. Шура левый 156,5

д. Усмангали левый 157

пос. Инзер правый 162

р. М. Инзер правый 165

д. Новохасаново правый 165,5

д. Сафаргулово правый 169

д. Манышта правый 172

р. Манышта правый 172

р. Тюльмень правый 176

д. Александровка левый 177

д. Карпуста левый 179

хут. Калинин левый 186

д. Ассы правый 187

р. Туз правый 187

3. 3. Заброска - Большой Инзер (время Московское)

Поезд № Направление Отправление Прибытие Примечание

675 Уфа - Сибай 20. 22 03. 15 в г. Белорецк Ежедневно

Уфа - Инзер 05. 45 09. 45 Ежедневно

Инзер - Белорецк 05. 21 10. 43 16. 55 07. 26 12. 40 19. 02 Ежедневно

3. 4. Выход с маршрута

(время московское) Поезд № Направление Отправление Прибытие Примечание

676 Сибай - Уфа 23. 44 из п. Инзер 04. 31 Ежедневно

Белорецк - Инзер 07. 56 14. 30 09. 50 16. 25 Ежедневно

Инзер - Уфа 12. 48 16. 54 Ежедневно Время уфимское

№ Направление Отправление Прибытие Примечание Автобус 139 Тикеево - Уфа 09. 30 14. 30 19. 30 11. 00 16. 00 21. 00 Ежедневно, суб., воскр., ежедневно

Как переводится Инзер?

Значение гидронима «инзер» до конца не выяснено, но например А. К. Матвеев выводит его из башкирского слова «унгер», венгр, т.е. венгерская река. Известно, что до прихода башкир, на Южном Урале жили венгры (точнее финно-угры). А в нижнем течении реки Инзер, которая до недавнего времени считалась продолжением Большого Инзера, находится деревня Бишаулыунгарово, т.е. пять венгерских деревень. Так что версия эта вполне жизнеспособна.

Вполне вероятна и финно-угорская версия названия, так с марийского Энгер - река, что очень созвучно с Инзер, при этом "Н" - звучит как носовая, что можно воспринять как "НЗ".

Сплав по Большому Инзеру.

Большой Инзер, река сплавная. В большую воду, с конца апреля до середины мая она доступна для сплава от впадения в нее реки Куянтау, стекающей со склона самой высокой на Южном Урале горы, Большой Ямантау.

Это центр южноуральского заповедника и здесь находятся одни из самых живописных и труднодоступных его мест. Цепь небольших плесов и шивер, а также двухкаскадный порог Мотаис.

Летом Большой Инзер доступен для сплава от Карталинской запани. На этом участке реки интерес представляет прохождение шиверы Сарышта (взорванный для сплава леса порог) и Кызыляровская пещера.

А на всем протяжении от Карталов до устья, на реке не осталось населенных пунктов, что позволяет насладиться дикой природой.

Как доехать до реки Большой Инзер?

Добраться до Карталов можно по железной дороге Карламан-Белорецк, до станции Улу-Елга или по автодороге Уфа-Белорецк. В верховья Большого Инзера забрасываются обычно от поселка Нура. Во избежание недоразумений, для прохождения по этому участку реки, требуется специальное разрешение руководства Южноуральского природного заповедника.
Теперь отрывок из книжки "Урал - туристская страна (Путеводитель)"

Средне-Уральское книжное издательство. 1964.

ГОРНАЯ РЕКА ИНЗЕР

Гор. Магнитогорск - гор. Белорецк (авто-машиной или поездом) - ст. Курманай - пос. Инзер - село Архангельское - село Охлеби-нино (на лодках или байдарках) - гор. Уфа (катером). Протяженность маршрута 300 километров. Продолжительность 12-14 дней. Лучшее вре-мя похода-июнь-июль. (Если лето сухое, надо уточнить в Уфимском или Златоустовском отделениях метеослужбы сведения об уровне воды на реке Инзер и проходимости по ней.) Река Инзер - крупнейший приток реки Сим, впадающей в Белую. Водное путешествие по ней привлекательно тем, что маршрут пересекает всю Башкирию, проходит по очень живописным местам среди горных хребтов по реке мало известной, но не уступающей в красоте знаменитым уральским рекам - Вишере, Чусовой, Белой. Теплый, благоприятный климат Южного Урала, обилие ягод, возможность купания делают путешествие еще более приятным.

Туристы смогут ознакомиться и с бытом башкир, природными богатствами и достижениями Башкирской автономной республики. Исходная точка маршрута - станция Курманай на узкоколейной железной дороге Белорецк - Инзер, в 4 часах езды от Белорецка (60 км). В Белорецк можно попасть через станцию Вязовую узкоколейным поездом Запрудовка - Белорецк или через Магнито-горск поездом или автомашиной (100 км). Последний вариант наиболее привлекателен.
Первая часть пути проходит по ровной степи, покрытой цветами и травой. Скоро начинаются небольшие увалы, а потом и горы. Дорога то круто поднимается вверх, то опускается, делая резкие повороты, за каждым из которых открываются новые замечательные виды. Появляются участки леса, сначала лиственного, а потом и хвойного. После Белорецкого перевала начинается спуск в долину реки Белой. Скоро перед путниками открывается город Белорецк - один из старейших населенных пунктов Урала. Из Белорецка проложена узкоколейная линия к поселку Инзер. С

ойти надо на станциях Курманай или Картоли. Рядом со станцией - быстрая, бурная река Инзер, прокладывающая себе путь сквозь горные цепи Южного Урала, Если у группы нет возможности приобрести или заказать лодки, за два дня под руководством мастера их можно изготовить и оснастить.

В лучшем положении окажутся байдарочники - они могут отправиться сразу. Им, нужно порекомендовать только заблаговременно позаботиться об усилении шпангоутов и поперечин - особенно на первую, «каменистую» сотню километров Инзера. Первый-второй день. Дер. Курманай - перекат Сарышта (46 км). С двух сторон реку Инзер обступили суровые горы хребтов Баштау, Уварся, Белятур.

По берегам - громадные сосны, березовый лес, кое-где выступают гранитные скалы. Река бурлит, перекатывается через камни (на ней нет ни одного спокойного места - плеса), все время бросается из стороны в сторону, иногда на 180 градусов.

Долина узкая, течение чрезвычайно быстрое. Особенно трудно плыть после дождей: в мутной воде не видно камней. По берегам - заросли высоких трав в рост человека. В лесной чаще не исключена возможность встречи с лосем, медведем, волком. Ниже небольшие песчаные пляжи, на которых хорошо купаться и загорать. Здесь же можно сделать обеденный привал.

Деревни расположены редко, некоторые из них заброшены. Поэтому перед выходом на маршрут следует запастись мукой и сухарями, тем более, что в населенных пунктах по маршруту централизованной выпечки хлеба нет. Первая из деревень - Суран, стоит на одноименной речке, в полутора километрах от впадения в Инзер (20 км). Берега Инзера становятся все красивее. Часто попадаются береговые скалы. Некоторые из них подымаются вверх острыми гребнями, другие нависли над рекой, кое-где видны глубокие ниши, пещеры. С гор бурными потоками спускаются речки, ручьи и ключи.

В небольшом хуторе Серегине помещается водомерный пост реки Инзер. Здесь, можно остановиться на обед, расспросить об условиях дальнейшего плавания. С севера к реке подступает гряда горы Караташ, с юга - хребет Юрма-Тау.

Начинаются пороги - знаменитый перекат Сарышта - самое бурное и трудно-проходимое место. Шум Сарышты слышен метров за 300; сначала встречается один перебор, затем второй, более бурный, третий - и лодки входят в шестикилометровую зону сплошных бурунов.

Шум и рев кипящей меж камнями воды, пена, волны, захлестывающие лодку, выступающие из воды темные камни два часа сопровождают туристов. Постепенно перекаты становятся меньше, появляются спокойные заводи. Сарышта осталась позади. Можно выбирать уютное место для стоянки.
Третий-четвертый день.

Перекат Сарышта - пос. Инзер (63 км). Впереди еще два переката - Кунгак и Таганак, такого же типа как Сарышта, но более короткие. Снова от путешественников требуется большое напряжение, но после Сарышты это уже привычно. Общая протяженность трудного участка, включая Сарышту,- около 20 километров. Вскоре за перекатами показываются среди зелени первые домики поселка Козмаш.

Он расположен при впадении в Инзер одноименной речки, здесь находится лесоучасток Инзерского леспромхоза. На противоположном берегу - огромная скала высотой более ста метров, выложенная дугообразными складками. Остановившись возле нее, можно осмотреть устье Козмаша, подняться по склонам долины Инзера, очень живописной в этих местах.

От Козмаша река меняет свое направление,с северо-западного в основном на северное, и лодки будут плыть так вдоль хребта Зильмердак до деревни Ассы.

Через час пути встретится еще один большой камень, напоминающий чусовские «бойцы». С его вершины откроется изумительный вид на долину Инзера, его многочисленные острова. Растительность заметно меняется, появляется дуб, дикая вишня, ясени, сквозь густые кустарники можно пробиться только с топором. Река вьется меж высокими берегами и все больше напоминает Чусовую.

Пройдя селения Кызыл-Яр и Рымашты, группа останавливается на ночлег. На четвертый день предстоит, пожалуй, наиболее живописный участок пути по Инзеру. По обоим берегам возвышаются расцвеченные лишайниками и зеленью скалы.

Каменные гряды тянутся на несколько километров, местами отчетливо видны сплошные изгибы пластов известняка. Остатки разрушенных водой и ветром скал порою стоят совсем отдельно, как огромные вертикальные башни.

Есть и кварциты, так как в этом месте Инзер пересекает гряды Уральских гор, сложенные древними метаморфическими породами. Вдали, за береговыми скалами Инзера, синими массивами возвышаются горы. Особую красоту пейзажу придают стройные темные ели, резко выделяю-щиеся среди светлой зелени лиственных пород.
Позади (в одном километре от реки) остается хутор Сирайкин. Течение здесь быстрое, глубина до метра, лодки идут легко. Река заметно становится шире (до 30 метров). Порой кажется, что она круто падает вниз, под уклон. Такое впечатление создают круто уходящие вверх бер

ега впереди по движению. С гор в Инзер впадает много речек. Особенно запоминается река Манаир с исключительно чистой водой голубого цвета. С крутых берегов сбегают широкие лесоспуски. По ним сбрасывают лес во время сплава. В сильные ливни по этим «желобам» несутся бурные потоки воды, вливаясь в Инзер. За два километра до поселка Инзер, у башкирского селения Усман-Гали, возведен большой мост с мощными ледорезами. За ним - Инзерская плотина, единственное искусственное препятствие на маршруте. Через нее байдарки и лодки надо провести без груза и людей. В Инзере есть Дом приезжих, магазины, общежитие.

Пятый день. Дневка на Инзере. Инзер относится к числу крупных заводских поселков Башкирии. Тут леспромхоз, лесозавод, до 1950 го-да работали углевыжигательные печи, в которых готовился древесный уголь для Белорецкого комбината. В поселке Инзер желательно сменить самодельные лодки на большие («косные»), так как после впадения Малого Инзера река становится полноводной и широкой. Дневку можно использовать для поездки вдоль Малого Инзера на рабочем поезде до Айгирского переката (20 км). На протяжении девяти километров вода кипит и пенится, с ревом несется вниз через огромные камни. По обе стороны реки возвышаются вершины Малого Яман-Тау и Караташа.

Гребни Караташа почти отвесно подымаются на 70 метров. Зато с высоты в 917 метров открывается величественная картина Южного Урала. Всюду раскинулись горные хребты. Внизу узкая долина Инзера. Утесом высится Малый Яман-Тау (977 м), на северо-востоке - еще более высокая вершина Яман-Тау (1638 м), отчетливо видимая, хотя до нее 25 километров.

Оттуда, из-под Яман-Тау, и берет свое начало Большой Инзер. Спускаться с Караташа лучше в южном направлении, по каменистому, более пологому склону, прямо к станции Агир. Склоны Караташа поросли сумрачным и диким еловым лесом, под ногами каменные осыпи. Можно подняться также и на гору Малый Яман-Тау, что находится в 10 километрах к озеру, на другой стороне Малого Инзера.
Шестой-седьмой день. Инзер-дер. Лемеза (72 км). На сплавных лодках, приобретенных в леспромхозе, туристы выходят в дальнейший путь. Сразу встречаются деревни Новохасанова, Манышта, село Александровка (17 км). Окрестности Александровки славятся обилием ягод, дичи, рыбы.

Особенно поражают целые рощи дубов, громадные тополя, заросли малины. В этой, части на реке много мелей, часто приходится, выскакивая из лодок, сталкивать их с места. Долина Инзера становится здесь гораздо шире, берега более низки и пологи, появляются луга и поляны, плесы на реке. Перекатов гораздо меньше. Слева и справа в реку впадают многочисленные притоки. Наиболее крупные из них правые: Тюльмень (выше Александровки), Юрмаш (у села Ассы), Куса-Газы. Ниже башкирского селения Ассы река снова ме-няет направление и течет в основном на запад. Все чаще встречаются островки, а еще ниже, у селения Бриль, русло вновь начинает петлять, особенно у горы Асу-Биик, где находится большой перекат. Здесь с юга к реке вплотную подступает хребет Зильмердак, с севера - Бирьян.

На ночевку можно остановиться в устье речки Ку-са-Газы (40 км). За 3 километра до большой деревни Зуяково, расположенной по обоим берегам реки, слева в Инзер вливается бурный ручей Сели-Гургу, весь белый от пены, с многочисленными водопадами. После деревни в реку впадает речка Зуяк. Здесь растут уже целые дубравы на расстоянии нескольких километров. Часты песчаные пляжи, островки на реке, особенно вблизи башкирского селения Габдюково (23 км). Ниже река разбивается на многочисленные рукава, в которых не-трудно и заблудиться, затем снова сливается вместе.

Долина Инзера теперь уже имеет ширину до двух километров, но по-прежнему окружена высокими, круты-ми горами. На склонах одной из них разбросаны дома деревни Лемезинский завод. Здесь река образует широкую долину, защищенную со всех сторон горами.На южных склонах развилась пышная раститель-ность, длинной полосой на высоте 20-30 метров от уровня реки тянется орешник.

Летом очень много орехов. Великолепные дубы, клены, вязы на южных скло-нах соревнуются в красоте со скромными обитателями северной стороны - пихтой, елью и березой. Местные жители называют деревню Французской: до революции французские концессионеры нашли здесь железную руду и построили Французско-Лемезинский завод, кирпичные развалины которого живописно возвышаются в стороне от деревни. В 3 километрах к северу находится гора Ялан-Гас (543 м) с вышкой на вершине. Отсюда открывается замечательный вид на десятки километров. Змейкой вьется внизу Инзер, блестит река Белая, торчат зубцы многочисленных вершин.
Восьмой-десятый день. Дер. Лемеза - дер. Таво-качево (63 км). Сегодня предстоит миновать последний горный участок реки и у башкирского села Азово выйти в Приуралье. Еще высятся вокруг последние горы Южного Урала, но вот и они отступают. У села Азово (13 км) удобно устроить привал на небольшом острове, поросшем тополями, ивами и вербой. В окрестностях деревни, рядом с рекой есть серный источник (в 200 метрах от берега). К вечеру встречается интересное место: изгибаясь, река образует почти полный круг и развивает у вогнутого берега большую скорость.

Сразу же за изгибом появляется деревня Узунларово (15 км). На ночлег лучше остановиться ниже деревни, на высоком правом берегу. Сейчас, когда горы остались позади, Инзер течет спокойным и плавным потоком по равнине, всхолмленной невысокими грядами Уфимского плато. Лишь изредка попадаются небольшие перекаты, мели и острова. Берега заросли черемухой, ивой, рябиной, смородиной. Лодки идут спокойно и быстро. Слева в Инзер впадает река Басу, сразу же за ее устьем хороший пляж, покрытый мелкой галькой - лучшее место для дневного привала. Галечные пляжи характерны для всего среднего и нижнего течения реки. Ширина Инзера здесь уже 80-100 метров, вместо 10-15 в начале путешествия. Гораздо чаще встречаются и селения - почти через каждые 8-10 километров.

Перед селом Тавокачево (25 км) русло реки разделяется; лучше пройти узкой левой протокой длиной около километра, представляющей собой зеленый коридор, затененный развесистыми ивами и ольхами, на ночлег лучше остановиться около села Тавокачево. Десятый день. Дневка в Тавокачево. В 8 километрах от Тавокачево, в стороне от реки, находится село Архангельское, стоящее на реке Аскин, притоке Инзера. Архангельское - большое живописное село, окруженное тополевой рощей. Здесь можно пополнить запасы продовольствия. Одиннадцатый-двенадцатый день. Дер. Тавокачево- устье Инзера - пристань Охлебинино (60 км). Русло реки снова разделяется на два рукава. Около часа приходится плыть вдоль большого острова длиной около 7 километров.

Перед деревней Ассы можно увидеть великолепный пятиметровый водопад, льющийся с нависшей над рекой скалы. За Ассами река снова раздваивается. Лучше идти правой стороной, где путь короче, и позднее на левом берегу сделать привал на обед. Ночной привал организуется на песчаном пляже правого берега у озера Туба-Куль, недалеко от устья Инзера. Последние километры лодки идут по глубокой воде, ширина реки достигает 80 метров.

Спокойно вливается Инзер в воды Сима. Здесь, в устье Инзера, расположен пионерский лагерь. На симских берегах замечательные пляжи, над береговой зеленью сплошные меловые (известковые) горы. К концу дня лодки входят в воды реки Бедой. Берега едва видны - ширина реки достигает 300-400 метров. Появляются знаки судоходства - бакены. Обгоняя лодки и плоты, бегут небольшие бойкие катера. Выбрать место для привала на этом участке Белой нелегко: берега поросли кустарником и круто обрываются в воду с высоты двух-трех метров. Лесов здесь нет: на много километров видна бесконечная степь.

К вечеру путешествие заканчивается на пристани Охлебинино (30 км). Отсюда регулярно следуют пароходы до Уфы (58 км). Дальнейшее плавание на лодках или байдарках интереса не представляет. Через 5 часов плавания на рейсовом катере вдали показывается Уфимская гора, а за ней город Уфа - конечная цель похода, начатого в узких горных долинах на реке Инзер. Итак, Урал пересечен в самом широком месте - от Магнитогорска до Уфы.
Если группа располагает двумя-тремя дополни-тельными днями, можно предложить интересный вариант маршрута: из деревни Лемезинский завод по хорошей проселочной дороге перенести байдарки (а лодки перевезти на лошади) в долину реки Лемезы (7 км) и продолжать движение по ней до реки Сим (60 км), а затем до устья Инзера (60 км) и далее до пристани Охлебинино (30 км).

Вариант этот на 50- 60 километров длиннее основного, но дает возможность познакомиться дополнительно с двумя реками, заменив в основном спокойный Инзер после деревни Азово на быструю горную речку Лемезу, стекающую с хребта Бирьян, и богатую пляжами реку Сим в ее нижнем течении.

Теперь вырезка из отчёта Мельникова Вадима Борисовича (2001 год)

1. Пеший переход до реки Б. Инзер 29 апреля В 5. 15 (здесь и далее время местное) мы выгрузились из поезда на ж/д вокзале города Белорецк. В 7. 00 подъехала машина, о которой предварительно договаривались из Уфы по телефону через туристов-работников МПС. В машину (это оказался ГАЗ-66) загрузились три группы (всего 18 человек) и в 7. 10 мы выехали в направлении пос. Нура. От ж/д вокзала нужно ехать в сторону Белорецка, а после моста через р. Нура повернуть на лево.

Дорога по левому (орфографический) берегу реки ведет в пос. Нура. В 7. 45 приехали в пос. Нура. Заехав в Нуру, нужно повернуть направо к полуразрушенному мосту через ручей. Посмотрев на дорогу, водитель ехать, отказался, сославшись на отключенный передний мост и малое количество времени. Вместе с группой, с которой прошли весь маршрут параллельно, в 7. 55 вышли на пешую часть маршрута.

Третья группа осталась в Нуре. Через 20 мин чистого ходового времени (ЧХВ) дошли до ЛЭП. Здесь нас догнал лесник и потребовал пропуска в заповедник. Руководителям групп пришлось идти с ним обратно в Нуру, разбираться. Подойдя к п. Нура, встретили два "Урала" с туристами из Магнитогорска. Вместе с ними и руководителем третьей группы пошли к леснику в контору заповедника. После звонка в пос. Реветь начальнику заповедника пришли к соглашению, что мы можем посетить территорию заповедника за определенную сумму рублей. Магнитогорцы взяв третью группу из Уфы (больше мест не было) и лесника в качестве сопровождающего, выехали в сторону реки.

Мы вернулись к ЛЭП. Во время завтрака показался еще один "Урал" с туристами из Магнитогорска, с которыми мы встречались здесь в прошлом году. Погрузив в их машину рюкзаки, в 11. 37 пошли по дороге вслед за машиной. Дорога идет по восточному склону г. Широкая и выходит к реке Средний Отнурок. Чаще стали попадать участки не растаявшего снега. От полуразрушенного моста через реку Средний Отнурок, где дорога переходит на левый (орфографически) берег, лежит снег, глубиной до 1 м. Дорога переваливает через не высокий водораздел между Средним Отнурком и Безымянкой.

С водораздела открывается вид на Ямантау. На спуске по Безымянке догнали "Урал", застрявший в снегу. Общими усилиями вытолкали машину. Немного спустившись вдоль р. Безымянка дорога уходит в лево и поднимается к границе заповедника. Подошли к заповеднику в 16. 47. Разгрузив рюкзаки, мы пошли вдоль старой дороги к Большому Инзеру. Через 20 мин ЧХВ подошли к реке. Вокруг все под снегом. Третья группа, которая приехала раньше уже собрала один катамаран. С помощью их катамарана переправились на правый берег и, найдя сухую полянку, встали лагерем.

Мы вышли к реке примерно на 1 км ниже шиверы №1. Утром собрали катамараны, пообедали и в 15. 25 вышли из лагеря. В обеих группах по одному К - 2 и одному К - 4. Через пару поворотов стал попадаться лед, который преодолевали около берега через промоины. Еще через пару поворотов мы подошли к участку, где река на протяжении около трех км была закована льдом. Пришлось тащить катамараны по льду. Затем еще около 1 км участок льда, чередующийся с промоинами, и в 19. 47 мы подошли к шивере №2. Сильно уставшие, после таскания катамарана по льду, встали на ночлег на левом берегу. 1 мая Вышли в 11. 35. Впереди первое препятствие маршрута. Шивера № 2. Категория сложности - 2. Шивера начинается на прямом участке реки. Уклон резко увеличивается, русло реки сужается. Разведка шиверы трудоемка и малоэффективна. Преодолели по центру, по основной струе.

Представляет собой хаотически расположенные бочки и валы до 1 м. Заканчивается шивера красивой горкой, где река, сужаясь до 6 - 8 м, падает на расстоянии 30 м на 1,5 - 2 м. Длина препятствия около 2 км. После шиверы очередной плес длиной около 2 км, в заливах за ночь образовался тонкий лед. После плеса следующая шивера. Шивера № 3. Категория сложности - 2. Начинается, как и предыдущая, на прямом участке. Разведка также малоэффективна.

Преодолели по центру, по основной струе. Представляет собой хаотически расположенные бочки и валы до 1 м, но более жесткие и мощные. Отдельные бочки на доли секунд останавливали даже К - 4. Протяженность около 5 км. Напоминает шиверу № 2, но река немного шире и мощнее. Заканчивается шивера перед большой поляной на правом берегу, где раньше находилась деревня Капкалка. К урочищу Капкалка подошли в 13. 15 . Долина реки стала шире.

С этого места можно начинать сплав, если при въезде в Нуру повернуть налево и проехать через поселок. За поселком по западному склону г. Широкая начинается дорога, которая идет по левому (орфографический) берегу реки Нура и перевалив через хребет Аурсяк спускается к Большому Инзеру как раз напротив поляны. Так мы выходили к реке в 1999 году.

Шивера № 4. Категория сложности - 2. Начинается ниже Капкалки. Представляет собой слабые шиверы, чередующиеся с участками быстротока. В малую воду, как в 2000 году, шиверы практически нет. К концу препятствия шивера начинает усиливаться и заканчивается перед порогом "Мотаис". Протяженность около 6 км.

От Капкалки до порога "Мотаис" 35 мин ЧХВ. Порог "Мотаис". Категория сложности - 3. Ориентиры порога: справа горы близко подходят к реке; шивера № 4 усиливается; река поворачивает на право; на правом берегу поляна заросшая березами; в середине прямого участка реки справа впадает приток плохо видимый с воды; затем река поворачивает на лево и на прямом участке реки становится видно резко увеличивающийся уклон и гору, подходящую слева к реке перед следующим поворотом. После этого нужно срочно чалиться на правый берег. Разведка и страховка по правому берегу. Порог состоит из двух ступеней.

Первая ступень представляет собой мощные косые валы, идущие от берегов к середине реки, и нагромождение бочек и валов до 1,5 м в центре реки. Длина ступени около 250 м. Далее участок быстротока около 50 м длиной на котором основная струя смещается ближе к левому берегу. Вторая ступень (фото № 12) начинается тремя последовательно расположенными мощными бочками. После них мешанина валов до 1,5 м. Порог заканчивается на правом повороте реки.

Проходили порог тандемом с взаимной подстраховкой по основной струе. Фото и видео съемки осуществляли участники параллельной группы.

Шивера № 5. Категория сложности - 3. Начинается через 50 м после порога "Мотаис". Представляет собой хаотично расположенные бочки и валы до 1,5 м. Отличается от порога немного меньшим уклоном. Разведка малоэффективна. Преодолели по основной струе без разведки. Длина шиверы примерно 3 км. Заканчивается перед островом. К концу шиверы мощь реки начинает ослабевать. Долина реки расширяется.

Препятствия упрощаются. В основном это валы до 0,5 - 0,8 м, иногда встречаются небольшие бочки. Протяженность около 5 км. Проходили без разведки по основной струе. Заканчивается шивера перед поляной на правом берегу, где раньше находилась деревня Арипкулово. При дальнейшем сплаве сложность представляют только разбои и завалы в протоках. От порога "Мотаис" до ж/д моста перед д. Карталы 2 ч 30 мин ЧХВ.

Мы встали на полянке левого берега перед ж/д мостом. Вечером разобрали и подсушили катамараны.

БАЙКИ КОЧУЮЩИХ СО СПЛАВА БОЛЬШОЙ ИНЗЕР

ПРО СНЕЖНУЮ ПЕСНЮ (ИНЗЕР - МАЙ - 2000)

Утром я проснулся от того, что кто-то открыл створы палатки, мои ноги стали замерзать в синтепоновом спальнике, послышалась ненормативная лексика голосом Станкевича плана: "Ничего себе подарок привалил!", а после удаляющиеся шаги в сопровождении характерного снежного хруста. Я выглянул из палатки... Все было завалено снегом: костровище, тайга, горы, и казалось, даже река Инзер текла где-то под снегом. Пахло морозцем и зимой, а у близстоящих сосен появились за ночь хорошие шапки. У исчезнувшего костровища колдовали Гриша и Станок, причем они пытались поджечь кучку мокрого хвороста, а Гриша то и дело поддувал лягушкой воздух. Слабое пламя от такого поддувания более гасло, чем разгоралось, а Станкевичу приходилось заново поджигать огарки и щепочки.

Так начиналось это прекрасное весеннее утро (события 3 мая 2000г.), которое обещало перетечь в еще более прекрасный день. Андрей уже использовал половину запаса спиртовых таблеток и уже взялся за личный библиотечный (читальный) запас, но костер все не хотел разгораться. Надо было срочно вмешаться, а то матрасный способ розжига костра явно вел к замерзанию команды.

Так оно и есть, были нарушены три основных принципа розжига костра (или удачно выполнены три принципа, что бы костер никогда не горел): - не подготовлено место; - плохая растопка; - хреновое топливо. Когда я вылез из палатки, зрелище было еще более впечатляющим: наше жилище словно кто-то добросовестно всю ночь закидывал снегом, а оставленные вчера вещи и посуда были погребены под снежной лавиной. Пришлось бежать в лес и надрать бересты, а потом распинывать старый костер и запаливать новый. На Гришу тяжело было смотреть: только настоящий экстремал мог пойти на весенний Урал в легких кроссовках на рыбьих носках и в самовентилирующейся фуфайке. Это было круто.

Станок же наоборот был одет так, что я удивлялся тому, как он мог еще двигаться. Тем не менее, как только костер занялся в полную силу, все окружили живительное пламя (только под него не подлезли). Снова повалил снег, и я, чтобы поднять дух команды, с ходу закатил Снежную Песню.

СНЕЖНАЯ ПЕСНЯ

Примерзает к уху левая нога, А из носа снег струится еле-еле. Обогрелись в прошлый раз и навсегда, Даже утки за бутылкой улетели.

Мы никогда ни в чем не будем каяться, На сплаве холодно, но тут останемся.

Вечереет, солнце спать ушло с небес, Только чахнет наш костер под темной елью. Он дымится, дров запас давно исчез, Прокоптились мы вперед на всю неделю.

Мы никогда ни в чем не будем каяться, Топор отвалится - ноге достанется

Засияла в небе полная луна, Скоро месяцу она рога наставит. Все же есть на свете чудная страна, И никто насильно нас сюда не тянет.

Мы никогда ни в чем не будем каяться, Кому откликнется, кому помянется.

Над Уралом солнце красное встает, А в палатках двери-окна запотели. Жизнь прекрасна, как проснется наш народ, Кучи снега нам на головы одели.

Мы никогда ни в чем не будем каяться, Весло отвалится - плечо останется.

А в рюкзак залезла черная рука, Верят все: она бутылочку достанет. И пускай тогда шиверками река Водяную пыль столбом стоять заставит.

Мы никогда ни в чем не будем каяться, Башка отвалится, а шлем останется.

Штурман юнгам в морды картой мокрой тряс: Впереди нас ждут пороги, мели, скалы! Я хочу, чтоб дух туристов не угас, Дух сплавных бродяг и тертых зубоскалов.

Мы никогда ни в чем не будем каяться, Пусть все забудется, УЭФ останется.

БЕЛОРУССКОЕ САЛО НА СНЕЖНОМ СПЛАВЕ (ИНЗЕР - МАЙ - 2000)

Небо было почти зимнее, свинцово-серое, напряженное. Вся тайга по берегам была неприступно-белая и заснеженная. А вода в Инзере отражала пасмурное небо и не располагала к купанию и даже к умыванию - про это говорила чумазая рожа Марата. Хорошим слоем снег за ночь лег на пихтачах и ельниках, а закраины берегов покрылись ледком, как после хорошего заморозка.

Я как мог, поддерживал боевой дух команды. Черная рука достала из рюкзака бутылку и команда немного оживилась, глаза у всех заблестели, сердца застучали часто и прерывисто, появилась надежда, что еще немного протянем. Пили жестко - прямо из горла, никогда еще так не опускались Кочующие, но с волками жить - по-волчьи выть. Бутылка прошлась по кругу и моментально опустела. Даль немного прояснилась, в груди закипело, а ветер заметно потеплел и поменял направление.

Гребки стали шире и размашистей, а рожи у народа дюже расплылись. Послышались веселые разговоры, смелые речи про то, что нам все пофиг, и про то, что и не такое пройдем. При этом уже пытались ловить попутные шиверки и шуршунчики, которые в первый день сплава пытались избегать. Но действие алкоголя через полчаса несколько уменьшилось, так как пониженная температура и физическая активность ускоряла выгорание внутреннего топлива. Команда снова умолкла, шутки стихли, сейчас они были просто неуместны. После 3 часов хода все стали понимать, что это надолго, почти навсегда.

Влажный ветер прохватывал всю команду почти до кишок, почти до желудка. Казалось, еще немного и команда застынет на холоде, поэтому приняли решение распаковать ещё Концептуальную Жидкость и принять грамм по несколько.

Станок вынул первоклассное сало, тонко нарезал, а потом произнес легендарную фразу: - За хорошее Сало белорус продаст свою родину! (при этом родина, имеется в виду белорусская, пишется с маленькой буквы, а Сало с большой).

На что я ответил другой легендарной фразой: - За хорошее сало татарин тоже продаст белорусскую родину! (при этом оба эти понятия пишутся все равно с маленькой буквы). Но он моей шутки не понял.

СПЛАВ - ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ (ИНЗЕР - МАЙ - 2000)

Снегопад изредка прекращался, отступал за горы, потом снова окутывал пеленой пойму и таежные дали. По берегам то и дело виднелись занесенные стоянки туристов, запорошенные палатки, заснеженные плавсредства - мы кого могли, подымали гудками, чтобы народ не замерз на полную катушку. Не в похвалу нам будет сказано, но за тот день ни одной команды мы на воде не видели.

Может это мы отпетые отморозки, а может местные команды не такие куражные как казанские. Все сидели по палаткам и пережидали непогодье. Тем временем холод добрался от кишок до костей. Пришлось достать еще бутылочку, потом еще и еще...

Так мы выкушали приличный запас водки и сала, при этом согревающее действие алкоголя укорачивалось, а непогодье бушевало с не меньшей силой. Надо было срочно придумывать какое-то обогревающее средство, так как действие водки почти прекратилось. Штурман, хотя очень старался, совсем заблудился в своих сугробах, и наша лоционная карта оказалась бесполезной, при низкой видимости нам приходилось только надеяться на приметный ориентир или на языка.

Мы знали только, что вокруг нас Южный Урал, а мы идем по реке Большой Инзер - и этого в нашей ситуации было достаточно. Так мы продержались еще часа два. В тот момент Штурман (начиная с этого сплава его должность за особые заслуги можно писать и с большой буквы) собрался с силами и нашел наше местоположение:

Где-то тут должна быть река Сарышта, а после начинается Сарыштинский порог, - проговорил Артур. - Где это, где?! - в порыве вдохновения прокричал Андрей.

Тут, как в ответ на вопрос, на правом берегу мы увидели неплохой пентагончик (хорошую полянку для размещения палаток, костровища, плавсредств и библиотечных фондов) и развернутый транспорант с концептуальной надписью. Нет, я не прав, надпись была не просто концептуальная, это была легендарная надпись.

В трех словах была выражена вся наша сегодняшняя эпопея и прорыв, а если вдуматься, то можно сказать, что и все сплавное дело было заключено в этой короткой плакатной фразе. Эту фразу можно высечь на камне, чтобы потомки помнили:

СПЛАВ - ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ!

После такого трудного дня все были настолько поражены этим, что от изумления мы только пялились друг на друга и не могли понять, то ли это ирония судьбы, то ли новый глюк, то ли это новое неизученное явление природы.

УРАЛЬСКАЯ САГА (ИНЗЕР - МАЙ - 2000) .

Длинное уральское шоссе, команда собирает шмотки и хочет переехать на другую речку. Капитан останавливает КАМАЗ и спрашивает у водителя: - Сколько стоит подвести меня до Бердагулово? - Сто рублей и пузырь водки, - отвечает водитель. - А сколько стоит подвезти всю Команду? - Да столько же... - Эй, разМУНдяи, - кричит Капитан команде, - я же вам говорил, что вы нихрена не стоите!

НЕЛЕГЕНДАРНЫЙ ПОНТ СТАНКЕВИЧА (ИНЗЕР - МАЙ - 2000)

Второй, всем известный Андреевский понт, произошел так же на Большом Инзере, причем в первый день сплава. Когда мы встали на воду и вышли в долину, которая окаймляется хребтом Яман-Тау, то все были просто очарованы и потрясены открывшимися пейзажами и панорамой. Справа и слева вздымались ввысь скалы и слуды, над ними колыхалась зеленая грива тайги.

Где выходил наружу мрамор, а где гранит - глаза разбегались. На судне по поводу этого слышались только восклицания и комплименты, но всех переплюнула Станкевичевская фраза:

Сколько я не плавал, а такой красоты нигде не видел!!!

Последнее слово буквально утонуло в хохоте команды - все знали, что Станок до этого был только на одной реке - Малой Кокшаге.

________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Сайт Википедия

отчёт Мельникова Вадима Борисовича(2001 год)

http://www.skitalets.ru/water/ural/inzer_melnik/index.htm

"Урал - туристская страна (Путеводитель)" Авторы-составители Е.Масленников, П. Истомин, Р. Рубель. Средне-ральское книжное издательство. 1964.

http://gaba.su/Pages/

http://yuzhnyj-ural.ru/obekty/reki/

Вложение Размер
97.43 КБ
109.38 КБ
54.83 КБ
112.34 КБ
126.9 КБ
138.45 КБ
93.74 КБ
106.65 КБ
124.98 КБ
94.28 КБ
93.29 КБ
68.55 КБ
68.41 КБ