Как выглядит береза ранней осенью. Наблюдение на прогулке в старшей группе детсада

– это гордость и символ славян. Её часто называют деревом жизни.

Берёза неспроста считается священным деревом, духовным символом. С древних времён она заботится о человеке. Листья - для здоровья, ветви - для веников, кора для письма, поделок, дёгтя и разведения огня, древесина для тепла.

Берёза на Руси всегда ассоциировалась с юной девой своей чистотой, белизной, утончённостью. Ветви Берёзы склоняются над путником, словно женские руки, чтобы заключить его в свои ласковые объятья.

Название Берёзы

Русское слово Берёза происходит от праслав. berza, от корня *bhereĝ- «светиться, белеть».

Где растёт Берёза?

Берёза широко распространена по всей России да и Северному полушарию вцелом, даже за полярным кругом. Берёза нетребовательна, хорошо переносит и жару и холод.

Карликовая Берёза растёт в тундрах Европы и Северной Америки и горных тундрах Сибири. Она не достигает и 1 м в высоту. В ледниковый и послеледниковый периоды эта Берёза была распространена гораздо дальше на юг, сейчас она встречается там лишь на болотах как реликт.

Как выглядит Берёза?

Берёза знакома пожалуй, каждому. Но всё же напишем несколько слов.

Берёза - высокое светлое дерево с раскидистой кроной. В Берёзовом лесу всегда светло, и не только из за белых стволов. Листья Берёзы не крупные и крона пропускает много света.

Высота Берёзы обычно 15-30м. Однако, век Берёзы не долог. Собственно, 1 век. Берёза живёт обычно около 100 лет.

Кора Берёзы у большинства видов белая. Внешняя часть коры - берёста - обычно легко отслаивается лентами. У старых Берёз нижняя часть ствола покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.

Листья Берёзы небольшие зубчатые, заострённые на конце, по весне клейкие.

Цветы Берёзы - серёжки. Серёжки у Берёзы не все одинаковые: есть мужские, есть женские.

Мужские серёжки на Берёзе появляются ещё летом. Сначала они стоячие и зелёного цвета, затем постепенно буреют. Снаружи вся серёжка покрыта непроницаемым для влаги смолистым веществом. В таком виде серёжки зимуют.

Весной, в марте - мае стержень мужской серёжки удлиняется, вследствие чего окружающие цветок чешуйки раскрываются, и между ними становятся заметными жёлтые тычинки, обильно выделяющие пыльцу.

Женские берёзовые серёжки сидят всегда на боку ветки. Во время цветения они всегда короче и у́же мужских, которые после опыления сразу же опадают.

Когда собирать листья Берёзы?

Листья Берёзы собирать нужно в середине мая, как только листочки перестанут быть липкими.

Заготавливают листья Березы в мае - июне – березовые листья должны быть душистые и клейкие, молодые, а не огрубелые. Для сушки березовые листья укладывают на широкие бумажные листы в темном, прохладном месте с хорошей вентиляцией.

Лечебные свойства Берёзы

Основные лечебные свойства Берёзы : противомикробные, ранозаживляющие, хорошие противовоспалительные свойства, рассасывающая способность – вот далеко не полный список замечательных свойств этих листиков.

Мочегонные, а главное желчегонные свойства часто используются травниками в самых различных сборах.

Листья березы имеют богатый состав – эфирные масла, фитонциды, витамин C, каротин, растительные гликозиды, дубильные вещества, никотиновая кислота и прочие элементы. Отвар из березовых листьев применяется как дезинфицирующее и антисептическое средство, мочегонный и желчегонный препарат.

Настой из березовых листьев более насыщенный, поэтому его используют для местного лечения. Спиртовые и эфирные вещества, которые содержат листья березы, обладают антимикозным и противовирусным действием. Дубильные вещества, которыми богаты березовые листья, имеют бактерицидные и противовоспалительные свойства. Фитонциды и флавоноиды относятся к антиоксидантам, поглощающим свободные радикалы, поэтому листья Березы могут омолаживать клетки и ткани, восстанавливать их.

Настой из молодых листьев березы используют как стимулирующее средство, нaзнaчaют при расстройствах нервной системы, почечных коликах, желтухе, как противовоспалительное и витаминное средство.

Березовые почки являются потогонным, мочегонным и желчегонным средством. При болезнях почек и мочевого пузыря, водянке применяют водный настой или отвар в соотношении 1:5. Настои из почек готовят из расчета 2 чайные ложки на стакан кипятка. Принимать по 2-3 столовые ложки 3-4 раза в день. Отвар приготавливают из 30 г почек на стакан воды и принимают также как настой.

Из Берёзовых листьев делаютвитаминный напиток : молодые листья измельчают и заливают горячей кипяченой водой, настаивают 4 часа.

Берёзовый сок . Берёзовый сок не только вкусный но и полезный, обладает хорошим общеукрепляющим действием, выявлена его способность растворять камни, поэтому сок используют в комплексной терапии при мочекаменной болезни.

Полезность березового сока определяется его химическим составом, наличием многих ценных веществ, в частности глюкозы и фруктозы, хорошо усваиваемых организмом, никотиновой, глутаминовой, аминоуксусной кислот.

Берёзовый веник в бане способствует заживлению ран, ссадин, очищает кожу от сыпи и угрей. Хорошо помогает после физических нагрузок, снимает боль и напряженность в мышцах. А его главное достоинство в том, что он способствует улучшению вентиляции в легких.

Считается, чтозапах Берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Берёста - одно из лучших средств для разведения костра в любую погоду.

Порой на Берёзе можно увидетьнаросты - кап - на разрезе они имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, декоративных деталей мебели.

Для Берёзы характерны и специфическиевиды грибов - разрушителей отмершей древесины (сапротрофных), которые играют важнейшую роль в процессе самоочистки лесов от сухостоя и буреломов.

Почему Берёза белая? Полости клеток коры Берёзы заполнены белым смолистым веществом - бетулином, который придаёт берёсте белую окраску.

В пчеловодстве Берёза важна как пыльценос. Ведь пчёлы собирают не только нектар, но и пыльцу - основной источник белка и витаминов.

Обитающие возле берёзовой рощи люди, намного реже подвержены простудными заболеваниями, так как выделяемые деревом летучие фитонциды подавляют рост и развитие бактерий.

Во всех ты, душенька,
нарядах хороша.

У берёзы три сезонных ипостаси: зелёный молодильный лист на Троицу, осенняя гравюра тёмных перелесков и зимние алмазы на весу.
Я разговариваю с каждою берёзой, но это в комнате, за письменным столом и рядом с белыми листами. Наш разговор ложится в строки.
Когда же я в лесу, неважно – летом, осенью, зимою, я более всего молчу. А как же иначе? Я принимаю благодать прохладной тишины – берёзовых ветвей алтарную завесу. И в этот час я верю, что есть безгрешное богатство.

ГИМН ЛИСТЬЯМ

Растёт весенний белый день. Вытягивает из подземелий первоцветы, раскрашивает мать-и-мачеху желтками. И каждый год к июню, неделей раньше или позже, над мякотью земли вздымается листвяная галактика. И сонмы шелестов и шепотов вдыхают в поднебесье, как из уст в уста, движенье новой жизни. Какой несметный, дружный, лёгкий на подъём "народ" – зелёная листва!
Есть всекормленье чёрных, тучных пашен, нарезанных весной пудовыми ломтями для разговенья всякой птицы А этот лепет "лоскутков зелёных" есть вседыхание планеты.
Свидетельствует каждое проросшее зерно – два многосложных слова (всекормленье, вседыханье) чудесным образом соединились в одном великом слоге – Жизнь.

Далёкие прогулки по лесам, как медленное продвиженье бродом в затонах зеленеющих ветвей...
Цветение черёмух и сиреней и белая гора жасмина на время делают листву второстепенной служкой на больших смотринах. Однако же, белосиреневая пена и благоухание лишь островные миражи в бушующем зелёном океане, короткое очарование садов. Но даль, зовущую во все края земли, и живоносное дыхание простора воссоздаёт новорождённая листва!

К июню завершается саморисовка крон: округлая у яблони и груши, на конус вытянутый можжевельник и "кучевые облака" воспрянувших ракит. Определилась и листва с фигурами пластин, с фамильною резьбою по краям. Теперь у каждой древесины своя зелёная печать -- открытый путь в потребности людские.
На том предлетние хоромы убранство завершили.
Глухие ставни скрипнули и отворились в лето.
ЛЕТО

Настоящее лето приходит со Святой Троицей в шуме молодильных берёзовых листьев.
Среди всяких деревьев, поющих листвой и воскрешающих духом древесным, славяне выбрали берёзу – дерево в белых одеждах, с листвой по очертанию сердец. И почёт берёзе на Троицу – необыкновенный!
Где только нет берёзовых букетов! Вокруг икон церковных, в Святых углах домашних, на окнах, на дверях, у колыбелей, в притворах узких и парадных залах – везде пучки, снопы и связки. А воздух-то от них, как эманация для воскрешенья! И выраженье лиц свидетельство того, что благодать проникла в душу.
*
Люблю июнь за то, что впереди июль и август. Пусть скоро белый день начнёт припрятывать минутку за минуткой в подпол ночи. Невелика беда. И по дорогам лета ещё бродить – не набродиться.
Неспешный шаг. Одежда – чуть ли ни твоя ровесница. В руках мерило ягодно-грибных удачь – ведро или корзина. Куда хочу, туда иду. И пока есть эта на час свобода, я живу с застенчивой улыбкой тайной радости.
Среди берёз хорошо устроиться где-нибудь на опушке или на одиноком бугорке так, чтоб иметь обзор и открытое небо. Везение, если день тихий или с малым ветерком. Выбираешь местечко без муравейника, садишься под деревом, опираешься спиной на ствол и ждёшь, когда стечёт усталость. Потом, допивая из термоса последки и медленно приходя в себя, начинаешь вживаться в благодать.
Напротив белоствольное семейство. И тоненькая молодежь, и стройные красавицы во цвете лет.
На молодых берёзках дрожит коротенькая "епанча". Они, как девочки-подростки на некрасивых тонких ножках, в мини. Под каждой белой ножкой – сафьяновый зелёный коврик из лесного мха. Такие аккуратные послушницы. И пусть себе растут.
Но есть берёза выше и стройнее всех. Вот, впереди, как будто бы в прицеле, а я, как из секрета, разглядываю её наряды.
Тяжёлые шелка густого малахита свисают долу. Кудель почти касается высоких колокольчиков и медуницы; блестит, слегка идёт волной, как бы от лёгкой поступи. Нельзя не чувствовать такую пластику и не сочувствовать тому, кто ею любовался испокон веков и приноравнивал свою одежду к берёзовым вотолам.
Крой славянских рубах по овалам берёз
И свободен, и скор, и удобен, и прост.

Тёплая ночь, подрожая морской глубине, вынесла ранний "янтарь" и растеряла по листве, где капелькой, где пятнышком, или колечком, или полоской. И вышла красота с грустинкой. Гляжу, не опуская глаз, и будто пью целебные настои на тайнах и спокойствии берёз. . *

Ну что ж, вот я почти и отдохнула. Земля подстилом ублажила. Лес запахами оживил. Уменье созерцать и благодарность у меня свои.
Говорят, что за погляды деньги платят. Я словом расплачусь – неконвертируемой моей валютой. Возможно, эхо от него чего-нибудь да стоит и чьё-то сердце растревожит. Тогда любовь к берёзам перейдёт в поступки и станет высшей пробой человека - добротой. Она, как прорубь для большого света. От доброты идёт сочувствие и соучастие; и поиски себя в другой душе; и втягивание чужой души в свою. Добро роднит.
Поэтому, в повадке непреложной веток и ветвей, стекающих крутым овалом, заметно даже сквозь столетья, что у берёз славянские одежды и азбука берестяная по стволу. Случайно это или сговорились небо и земля, - не мне судить. Но так свидетельствует время и природа.
Прислушалась к биенью сердца; почти не разжимая губ, озвучила свои "виденья" и память отворилась, как окно от ветра. Я имя вспомнила своё, то имя, что слагается веками. Оно одно на весь народ и каждый носит это имя в своём обличье, речи и повадках.
Родня моя далёкая! Деревни-синеглазки под Калугой: Орешково, Росва, через ржаное поле – Воротынск и Спас, к Оке поближе – Сокрево. Известно мне, что здесь с семнадцатого века, а если вдуматься, гораздо раньше, в крестьянских избах жили – поживали Фитисовы, Горячевы, Никитины и Ортошовы. На первых пароходах по Оке стояли за штурвалом Чумаковы.
Где ты теперь, в каких краях и странах, моя фамильная родня? Какую даль я вопрошаю? Или истёрлась ниточка и растерялась бирюза в резьбе июньского цветенья, не собрать? И если кто-нибудь, лениво тянущий четыре слога, скажет: "Ри-то-ри-ка", – отчасти будет прав. Отчасти. Но не более того.
Есть родимые пятна на лицах.
Есть родимые пятна в душе.
Те, что на лицах, видит каждый встречный и, милосердствуя, не выдаёт испуга, и благодарен случаю, что метка не его коснулась.
Но те, что мечены в душе огнём Неопалимой купины, те – только для тебя. Тобой хранимы и тебя хранящие.
Пусть обожгут, когда услышишь просьбу навещать почаще. Просьбу безмолвную. Одними "незабудками" в седых глазницах.
Пусть обожгут, когда увидишь холмик под берёзой на старом кладбище у Спаса.
Ведь без ожогов этих, ты просто перекати-поле, случайное на всех полях.
* *
У бабушки в Орешково была коробка старых фотографий. Немногих узнавала я по лицам, но по расспросам многое узнала. Из пересказов бабушки раздумчивых, неспешных, перебирающих события прошедших лет, росло развесистое родовое древо.
Приокские славяне, пять поколений – прабабушки и прапрабабушки, прадедушки и прапрадедушки, родные и двоюродные братья, троюродные сёстры... Фамилии и имена в кружках, как птицы неизвестные, лепились к веткам. И дерево свободно уходило вверх и ширилось в пространство неизвестных судеб.
И вот "макушка" на сегодня – на ней моя фамилия и сына моего. И мы теперь на Божий Свет глядим не только с высоты своих бровей, но с высоты с глубокими корнями древа.

*
Березняки в полдневную жару чистотенисты и дремотны. Это даль и глубина от грязных городских шумов. Душистая, прохладная лавина.
Бывает и заблудишься. Тогда две раковины у висков топырятся до чёрных довоенных репродукторов, и ловишь стрекоты рабочей электрички, или гадаешь, где "течёт" гудящий днём и ночью платный "Дон". Послушаешь, порассуждаешь и выйдешь на дорогу.
Но если вдруг в берёзах заблудился ветер с солнцем, так это такой перепляс дроблёного света, такое листословье со всех сторон, что голову закаруселит; юг, север, запад и восток перетасует, и заблудилась, с места не сходя.
Её, берёзу летнюю, только тронь глазами и в тебя, как в молодую травку тёплые дожди, прольются всякие фантазии.
Лето -- летящие часы жажды и жадности. И ткачество вперегонки немереных цветочных миткалей. Зелёное спешит вобрать всё влажное и повторить себя в себе.
А дома, в серенькой пятиэтажке, не поймёшь, что принесла в корзине, -- грибы ли только или, может, всё хорошее, что утерялось прошлой осенью и в зиму, а вот теперь нечаянно нашлось в горячем и прохладном, дурманящем и отрезвляющем березняке.

Лубочную картинку лета сменила осенняя гравюра. Я говорю о той поре, когда смыта не только летняя, но и осенняя яркость и осталось неизменное – чёрный лес и почти белое, предзимнее небо.
Это поздняя осень. Это близкие холода и напряжение души в осаде убывающих дней.
Сон земли и безразличие небес... и ты между ними. Остывающая зябь накрыта паутиной. Отпета бабьем летом страдная пора. И видишь, среди полей, пологими волнами уходящих вдаль, расположился частокольный чёрный перелесок. Сухой иглой награвированы деревья на холодке серебряного неба.
Вот она – природная гравюра поздней осени. Загадочное чёрно-белое искусство, связующее человека с тайнами предчувствий...
Бывает на прогулке, в осенний выходной с коротким белым днём, утонешь в березняк. Понятно, никаких грибов в помине, но тянет просто так пройтись по скомканной "фольге", морозцем задублённых листьев.
Хорошо и постоять под берёзой, и разговор вести несуетно, как будто не о чём, и обо всём на самом деле. Берёза отвечает колыханием, прикосновеньем веток. Она умеет утешать и сказками, и былью.
Протянешь руку, тронешь бересту и по стволу, как будто бы водой смывает, уходит в землю немощь, немота, усталость.
С вершины дерева стекает, как дожди ночные, густая мягкая кудель. Осенний занавес приспущен, свет белый притемнён.
Откуда ни возьмись – игривый ветреный подхват. Приподнялась висячая косма и потянулась вслед за ветром, и держится почти горизонтально, как длинный жёсткий мех, пока невесело играет залётный, бесприютный холодок.
*
Остановитесь, взгляните сквозь осеннюю берёзу в небо...
Как удаётся белоствольной лёгкая штриховка на бледно-синих облаках! Какое тихое, без ярких красок мягко-овальное письмо ветвей. Такой простор над ними. Такая нежная печаль...
Или в ненастный день, когда всё дерево в движеньи, поскрипывает и качается в темно-коричневых "серёжках". Усталый свет и резвый ветер создают рисунки. Меняется прообраз – ворожит берёза. И в засекреченных сквозных узорах на вечно странствующих облаках – и быль, и небыль, и, конечно, предсказанье судеб. Смотри, угадывай тебе посланье, надейся, исповедуйся, мечтай.
Бывает, в одночасье просмотришь все былые дни, как фильм давным-давно знакомый. Приходит удивительное чувство, что больше ничего не надо. Всё написали дерево и небо. И в этом естестве то самое согласье, что излучает Троица Рублёва. Прошли века, но больше никому не удалось запечатлеть, "овеществить" согласие - ни в живописи, ни среди людей, ни в государствах.
Из любования берёзами и небом приходит то, что называют просветленьем. Душа окрепла, успокоилась. Легко, с надеждой продолжаю путь и нет боязни убывающего дня...

Зимняя берёза – алмазный фонд зимы. И вряд ли я преувеличиваю ценность. Ведь мы не прикасаемся к алмазам в витринах подземелий и твердости камней не проверяем. Мы только задыхаемся в восторге: "Какая красота! Какая красота! Хранилища бесценны."
А кто докажет, что это не стекляшки? Не муляжи доверчивым глазам? Никто. И комнаты с недремлющей охраной, в стоячем воздухе с особым запахом столетий хранят чужую тайну. И то ли видим мы, чем дорожим?
*
За неподдельным и живым восторгом спешите в зимний лес!
Там ярко, чисто и целебно.
Лесная выставка открыта не вседневно. Нет. Как и положено роскошному явленью, она – награда, а награду ждут.
Природе для своих чудес необходима влага сонных темноватых дней и тишина холодной ясной ночи. Тогда из глубины зимы растут кристаллы, её диковинные дети – холодные и хрупкие цветы.
И видишь утром, как гирлянды белых оперений, торжественные первозданные симметрии, бесчисленные близнецы заоблачного мира огрузили ветки!
И,Боже упаси, проверить свой восторг прикосновеньем тёплых рук!
Резной хрусталь прольёт слезу и сгинет...
Лелейте красоту в надеждах и мечтах. Ласкайте только взором...

Прогулка утром, до восхода, среди берёз в тонкостеклянных одеяньях – большая радость. Душа удивлена белейшей новью и ею же утешена. Но всё ли это? Ведь впереди рожденье дня. Посмотрим, чем становятся кристаллы инея в полуденное солнце.

Из глубины потусторонних океанов, приподнимая зимнюю, густую темень, всплывает "золотой" левиафан". И покатились с огненной "спины" прозрачно-розовые волны света. Как вестник о свободе мирозданья, молодое солнце распахивает за далью даль...
Оглядывая снежные просторы, сияющее око ищет на земле достойное своих щедрот. И вот оно притронулось к большой берёзе.
А дерево, как белый терем на опушке. От верха до низу в тончайших, неземной резьбы по инею подвесках...
Единственное во вселенной око шлифует грани безошибочно и быстро. В минуту иней превращён в пылающие бриллианты!
Теперь идите неспеша вокруг берёзы. Не отвлекайтесь и увидите, как искромётны "зимние алмазы на весу"! Как синии, зелёные и красные огни и вспыхивают, и мерцают в ледяных узорах.
Кристаллы инея, пронзаемые солнцем, - явление явлений!

Цветомерцанье солнечной зимы на инеи и на снегах похоже на живые игры, на живой задор менять цвета, манить куда-то, исчезать и возвращаться...
Достойно было бы желать увидеть зимний лес, как трижды для себя необходимое. Из первых рук, хотя бы раз увидеть. И если будут спрашивать - "Зачем? А стоит ли?" Не отвечайте.

P.S.
Однако есть и четвёртая ипостась берёзы, исполненная звуками великой музыки Чайковского, Свиридова и Глинки.
По бедности мне не пришлось учиться в музыкальной школе. Остаётся лишь надеяться, что кто-нибудь просвещённый напишет и об этом её жизненном пространстве.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Зоя Разумная

Цель: продолжить знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с осенью, учить видеть красоту природы.

Задачи:

Обучающие : познакомить со строением березы; изучить форму и цвет листьев берез в осеннее время, среду обитания;

учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;

устанавливать причинно - следственные связи, пополнять словарный запас детей;

учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.

Развивающие : развивать наблюдательность, внимание, воображение;

Воспитательные : воспитание бережного отношения к дереву как живому объекту природы, воспитание любви к природе.

Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Дети, я прочитаю загадки, а вы отгадайте, о чем идет речь.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.

Загадываю детям загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

К низу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Воспитатель с детьми идет в гости березкам.

Воспитатель: Как называется это дерево? (береза)

Воспитатель: Дети, посмотрите, какие наши березки красивые, нарядные.

У березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень. Потрогайте ствол березы. Какой он? (шелковистый, гладкий)





Воспитатель: Какой ствол по цвету? (пояснить, что только у березы такой черно-белый ствол)

Воспитатель: Ребята, только у березы ствол белого цвета. У всех остальных деревьев стол темный. Через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим (показывает на ствол, на черные полоски).

Воспитатель: Прикоснитесь к веточкам.

Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?

На что похожи веточки березы?




Воспитатель: Посмотрите, на ветру листья березки развиваются, как волосы.


Воспитатель: Посмотрите, какие листочки у нашей березки.




Воспитатель: С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (треугольником).

Воспитатель: Они маленькие, зелененькие и желтенькие с острым носиком.

Давайте попробуем подуть на него.

Воспитатель: Какие изменения произошли с березой осенью?

Почему листочки желтеют и падают с дерева? Их много или мало?

Где лежат листочки? (на земле)

Кто срывает листочки? (ветер)

Покажите, как будет дуть ветер? (дети дуют).

Воспитатель: Посмотрите, как листочки колышутся на веточке

Воспитатель предлагает детям поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.

Воспитатель: Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу.

Когда наступят холода и будут дуть сильные ветра, листочки все станут желтого цвета. Они отцепятся от веточек, будут кружиться в воздухе и падать на тёмную сырую землю, словно золотые монетки

Воспитатель: Покажите, как будут кружиться листочки? (дети кружатся, изображая листочки).

Воспитатель: Как называется явление, когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).

Воспитатель: Какую пользу приносят листья природе? (корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?

Корни удерживают дерево от падения, он служит для дерева опорой.

По стволу двигаются питательные вещества.

На ветках растут листья.

Листья являются украшением дерева.

После беседы с детьми воспитатель проводит игру.

Подвижная игра «Найди пару листику»

Цель: учить детей осторожно двигаться по сигналу, соблюдать правила игры, находить себе пару листика по форме и цвету, развивать двигательную активность детей, закрепить названия деревьев.

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет! (Е. Липатова).

Подвижная игра: Кто быстрей к своей березке.

Цель: развивать внимание, двигательную активность.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, берёзы любят солнце? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, берёзы очень любят солнышко и растут обычно на полях, где много солнышка, это называется берёзовая роща.

Берёзы украшают наши города и села. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, вот одно из них.

Чтение стихотворения А. Прокофьева «Берёзка».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится.

Воспитатель: Берёза символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы.

Ребята, а кто из вас пробовал берёзовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Березовый сок используется как лекарство при различных болезнях, как витаминное средство.

Птицы и животные тоже любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах. В берёзовых рощах растут грибы. Они так и называются – подберёзовики.

Воспитатель предложить детям полюбоваться красотой березы. Давайте ее обнимем, погладим и скажем:«Красавица - березонька, расти, радуй добрых людей».


Воспитатель читает детям стихи о берёзе:

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем –

Березка облетает,

Тоскует под дождём.

А. Пушкин

Рефлексия:

Воспитатель: Какие отличительные признаки березы вы можете назвать? (белый, толстый ствол, белая кора с черными точками, листья имеют форму треугольника, красивые ветки, словно косички у девушки)

Как называется явление природы, когда желтые листочки падают с деревьев?

Какие красивые слова можно сказать о берёзе?




Благодарю всех, кто посетил мою страничку!

Публикации по теме:

«Наблюдение за березой весной». Прогулка в старшей группе Задачи по образовательным областям: Образовательная область «Речевое развитие» - Продолжать учить развивать речь как средство общения;.

Цель: формировать обобщенное представление об осени как о времени года. Задачи: учить различать деревья по форме, окраске ствола и листьев;.

Психологами доказано, что мышление детей первых семи лет жизни является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому большую роль в.

Цель: Систематизировать представления дошкольников о поведении насекомых осенью. Задачи: 1. Расширять знания воспитанников о насекомых и.

Прогулка. Наблюдение за березой.

Программное содержание:


- Формировать целостную картину мира природы;

Уточнять и расширять представления о жизни деревьев (березы) осенью;

Учить отличать березу от других деревьев по внешнему виду: особенностям коры, листьев, строению и др, использованию человеком, другими живыми существами;

Развивать познавательно-исследовательский интерес к осенним изменениям в жизни деревьев;

Закреплять умение передавать свое отношение к березе в художественных текстах, используя УНТ, и в народных играх;

Воспитывать правильное поведение в природе.

1 . Подготовка к прогулке

а) Выход на улицу, контроль, хорошо ли дети одеты, обуты; инд. диалоги, для чего нужно тепло одеваться, выводы о времени года.

б) Оргмомент, мотивация к прогулке – чтение воспитателем стихотворения И.Мазина «Осень»

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

Беседа о настроении в стихотворении по вопросам воспитателя:

Как вы думаете, это веселое стихотворение или грустное?

Почему вы так решили?

О каком времени года идет речь

Что же такого грустного в осени (по ст-ю)?

Резкий ветер, рвет листву, вечер наступает рано, мало света, у солнышка нет сил, пока взойдет – и день заканчивается.

Воспоминания детей о прекрасной, негрустной, веселой осени,:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какою была осень 10 дней назад, грустили ли дети в октябре и сентябре, почему им было весело и что им нравилось.

Дети вспоминают о тепле, играх, осенних цветах, красках осени. Золотой осени,

деревьях в ярких листьях и т.д.

Предлагается вспомнить стихи об осени, осенних деревьях, листьях. Дети читают ранее выученные наизусть стихотворния:

Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят И летят..летят….летят…

(Сентябрь. Е.Трутнева)

Но это все было в какие месяцы? А сейчас какой месяц?

Ноябрь.

В народе говорят, что ноябрь – ворота зимы. Что это обозначает?

(Дети называют особенности ноября как преддверия зимы), слушают чтение детьми же стихотворения С.Есенина:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Динамическая минутка в сопровождении стихотворения А.Каминчука «Останн ій листочок»: Листя падає
(Додолу.
Засинає
Гай і поле.
На вербі
Один
Листочок.
До зими
Один
Деньочок!

Русский вариант мой: Листья тихо опадают, Лес и поле засыпают.

На вербе один листочек, до зимы один денечек.

Вывод: Уже ноябрь, и скоро зима.

111.Наблюдение за осенней березой.

1. Рассматривание дерева, беседа по вопросам воспитателя:

Как найти березу среди других деревьев? (- по белому стволу…)

Что за темные пятна на коре березы? (дерево растет в высоту и ширину, его кора, как тонкая кожа живого существа, лопается, образуются вот такие трещины, в них прячутся в зиму насекомые. Этими отверстиями она «дышит»…)

Какие еще части у дерева?

Зачем дереву нужны корни? (делается вывод о том, что дерево питается, а значит - живое).

2. Исследовательская деятельность.

Какого цвета листья березы сегодня? А какие они были летом? Какого цвета листья вишни, груши, рябины?

Какой формы листочки? (этот треугольник у березы называют формой капельки, будто береза плачет, опустив свои ветви).

Возьмите листочек в руки, сравните с другим, понюхайте, послушайте…

Сравните с листьями клена. -У березы листочки маленькие, желтые, легкие. Даже без ветра они срываются с веточек и, словно танцуя (переворачиваются, кружатся…), летят на землю, а совсем не падают.

Какую загадку про березу вы знаете? («золотые монетки падают с ветки») Почему листочки сравниваются с золотыми монетками?

Стихотворение В. Орлова «Почему деревья осенью сбрасывают листья?
Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
(В. Орлов)

Перед каким сном береза сбрасывает листья?

(Растения «засыпают», прекращается сокоотделение, листья засыхают, замерзают, падают.)

Подвижная игра «Под березками» (ловкость, двигат-я активность)

111.Береза – народная любимица.

Слово воспитателя о пользе березы и для человека, и для насекомых и животных, птиц. Береза лечит (деготь, лекарства, сок), листьями березы моют волосы, из нее делают мыло. Деревом березы топят печи в деревнях нее делают мебель и различные поделки. А еще 70 лет назад люди ходили в обуви из березы. Их тонкие березовые ветви используют для парной лечебной бани – веники. Листья не облетают с таких веничков и способствуют хорошему массажу. А в старину была поговорка: «Береза ума дает», - об этом вам лучше расскажут ваши бабушки и дедушки.

В народе говорят: «Если в октябре береза полностью не опала –быть суровой зиме». Ответьте, какою будет наша зима?

Испокон веков любит народ это дерево, стихи сочиняют, песни поют, хороводы водят. А недавно и вы познакомились с народной песней про березу. Давайте и мы поводим хоровод и поиграем у березы.

ПИ «Ветерок и листочки» (вождение хоровода, фантазия танцевальных движений, прыжки, ловкость; отработка выразительности речи героев игры), выбор ведущего с помощью стихотворения – считалки:

1,2,3,4,5,6,7,8.

Принесла подарки осень.

Одарила она всех:

Мне грибок, тебе - орех

1 V .Труд: Собрать березовые листочки для аппликации, очистить скамейки и стол от листочков.

Предварительно проводится пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
В группу осенний букет отнесем.
(«Шагать» средними и указательными пальчиками обеих рук.)

Во время уборки листьев решить вопрос: «Что дальше делать с собранными в кучу листьями и почему их нельзя жечь?»

V. Итог.