С п нечаев. Революционер Нечаев Сергей Геннадьевич: биография, достижения и интересные факты

Биография

По происхождению бедный мещанин, сын маляра. Научился грамоте только в 16 лет в школе для взрослых.

Переехав в Москву (1865), занимался самообразованием, был близок с писателем Ф. Д. Нефедовым. Выдержал экзамен на учителя; с осени 1868 г вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г были в значительной мере его делом.

Потом он уехал за границу, вступил в отношения с Бакуниным и Огарёвым , получил через последнего от Герцена 1000 фунт. ст. на дело революции, а через первого присоединился к Интернациональному обществу.

  • Нечаев послужил прототипом Петра Верховенского в романе Достоевского «Бесы ».

Литература

  • Бурцев, «За сто лет» (Л., 1897);
  • Тун, «История революционных движений в России» (СПб., 1906);
  • Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) в «Вестнике Народной Воли», № 1.
  • Речь Спасовича, защищавшего в первой части Нечаевского процесса Кузнецова, Ткачева и Томилову, см. в V т. «Сочинений» Спасовича (СПб., 1893).
  • О Нечаевском деле см. ст. К. Арсеньева в № 11 «Вестника Европы» за 1871 г.

Смотреть что такое "Нечаев С. Г." в других словарях:

    Нечаев русская фамилия. Известные носители: Нечаевы русский дворянский род. Нечаев, Александр Петрович (1870 1948) профессор истории философии Александровского лицея, профессор психологии Курсов для подготовки воспитателей и… … Википедия

    Егор Ефимович (1859 1925) один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на пятый день расплавленное стекло изуродовало ему ногу; во время лечения научился читать. 9 лет снова… … Литературная энциклопедия

    НЕЧАЕВ - Александр Афанасьевич (1845 1922), главный доктор Обуховской б цы, выдающийся терапевт, организатор больничного дела, создатель Обуховской школы врачей, один из наиболее способных учеников С. П. Боткина. В 1870 г. окончил Медико хир. академию. По …

    НЕЧАЙ Нечай тот, кого не чаяли, то есть неждали. Сравните с фамилией Нежданов. Нечай очень распространенное в старину личное имя. (Ф). В Ономастиконе Веселовского Нечай, НечаевыЧраспространенное прозвище; Иван и Некрас Дмитриевичи Нечаевы, конец… … Русские фамилии

    НЕЧАЕВ - Александр Петрович (родился в 1870 г.), известный русский психолог. Окончил историко филологический факультет Петербургского ун та. Затем работал за границей на медицинском и философском факультетах. В 1897 г. получил звание приват доцента, в… … Большая медицинская энциклопедия

    Сергей Геннадьевич (1847 82), участник российского революционного движения. Организатор тайного общества Народная расправа в Москве (1869). Применял методы мистификации и провокации. В 1869 организовал в Москве убийство студента И.И. Иванова (по… … Современная энциклопедия

    Н. В. Секретарь Л. Д. Троцкого. В 1928 г. за оппозиционную деятельность арестован и сослан … 1000 биографий

    Сергей Геннадьевич (1847 1882), участник революционного движения. Организатор тайного общества Народная расправа (1869), автор Катехизиса революционера. Применял методы мистификации и провокации. В 1869 в Москве убил по подозрению в… … Русская история

    Поэт сотрудн. альман. 1820 30 х гг. {Венгеров} Нечаев авт. писем к М. П. Погодину (1829). {Венгеров} Нечаев авт. кн. "О способах отвращать смертность младенцев, на первом году их жизни в быту крестьянском" (Казань, 1837). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Степан Дмитриевич Нечаев (1792 1860) обер прокурор Священного Синода, участник Отечественной войны 1812 года, историк, археолог, первый исследователь Куликова поля, основатель первого Музея Куликовской битвы, сенатор, действительный тайный… … Википедия

Родился в с. Иваново-Вознесенское Владимирской губ. 20 сентября (2 октября) 1847, внебрачный сын помещика Петра Епишева, по рождению – крепостной. Был усыновлен маляром Г.П.Павловым и получил при этом фамилию Нечаев («нечаянный», «неожидаемый»). Самоучкой освоил курс шести классов гимназии, в 1865 переехал в Москву, где сблизился с писателем-земляком Н.Ф.Нефёдовым. Под его влиянием занялся самообразованием и попытался сдать экзамен на звание народного учителя. Провалившись на экзамене, уехал в Петербург, где в 1866 все-таки смог сдать экзамен и устроиться преподавать Закон Божий в Сергиевском приходском училище.

С 1867 – вольнослушатель в Петербургском университете. В 1868–1869 участвовал вместе с П.Н.Ткачевым в студенческих волнениях, неоднократно и безуспешно пытался стать их лидером. Составил вместе с другими радикально настроенными студентами Программу революционных действий , ставившую целью создание тайной революционной организации и планировавшую «социальную революцию» на весну 1870.

В Женеве, выдавая себя за якобы бежавшего из Петропавловской крепости полномочного представителя не существующего Революционного комитета, вошел в доверие к М.А.Бакунину и Н.П.Огареву . На средства огаревского Бахметъевского Фонда, предназначавшегося для поддержки революционеров в России, развернул пропагандистскую кампанию от имени также фиктивного «Всемирного революционного союза», мандат которого подписал ему сам Бакунин. Вместе с ним выпустил серию манифестов и программных документов этого союза (Постановка революционного вопроса , Начало революции и др.), а также первый номер журнала «Народная расправа». Этот журнал должен был стать органом тайного заговорщицкого общества под тем же названием, который революционеры пытались создать для организации «народной мужицкой революции». Все это время Нечаев жил у Бакунина.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ. КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Отношение революционера к самому себе

§1. Революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью – революцией.

§2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него – враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить.

§3. Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирной науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает только одну науку, науку разрушения. Для этого и только для этого, он изучает теперь механику, физику, химию, пожалуй, медицину. Для этого изучает он денно и нощно живую науку людей, характеров, положений и всех условий настоящего общественного строя, во всех возможных слоях. Цель же одна – наискорейшее и наивернейшее разрушение этого поганого строя.

§4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ее побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции.

Безнравственно и преступно все, что мешает ему.

§5. Революционер – человек обреченный. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война на жизнь и на смерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.

§6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Для него существует только одна нега, одно утешение, вознаграждение и удовлетворение – успех революции. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель – беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками все, что мешает ее достижению.

§7. Природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторженность и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мщение. Революционерная страсть, став в нем обыденностью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предписывает ему общий интерес революции.

Отношение революционера к товарищам по революции

§8. Другом и милым человеком для революционера может быть только человек, заявивший себя на деле таким же революционерным делом, как и он сам. Мера дружбы, преданности и прочих обязанностей в отношении к такому товарищу определяется единственно степенью полезности в деле всеразрушительной практической революции.

§9. О солидарности революционеров и говорить нечего. В ней вся сила революционного дела. Товарищи-революционеры, стоящие на одинаковой степени революционного понимания и страсти, должны, по возможности, обсуждать все крупные дела вместе и решать их единодушно. В исполнении таким образом решенного плана, каждый должен рассчитывать, по возможности, на себя. В выполнении ряда разрушительных действий каждый должен делать сам и прибегать к совету и помощи товарищей только тогда, когда это для успеха необходимо.

§10. У каждого товарища должно быть под рукою несколько революционеров второго и третьего разрядов, то есть не совсем посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. На себя он смотрит, как на капитал, обреченный на трату для торжества революционного дела. Только как на такой капитал, которым он сам и один, без согласия всего товарищества вполне посвященных, распоряжаться не может.

§11. Когда товарищ попадает в беду, решая вопрос спасать его или нет, революционер должен соображаться не с какими-нибудь личными чувствами, но только с пользою революционного дела. Поэтому он должен взвесить пользу, приносимую товарищем – с одной стороны, а с другой – трату революционных сил, потребных на его избавление, и на которую сторону перетянет, так и должен решить.

Отношение революционера к обществу

§12. Принятие нового члена, заявившего себя не на словах, а на деле, товариществом не может быть решено иначе, как единодушно.

§13. Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живет в нем только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Если он может остановиться перед истреблением положения, отношения или какого либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором – все и все должны быть ему равно ненавистны.

Тем хуже для него, если у него есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку.

§14. С целью беспощадного разрушения революционер может, и даже часто должен, жить в обществе, притворяясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть всюду, во все высшие и средние (сословия), в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократский, военный, в литературу, в третье отделение и даже в зимний дворец.

§15. Все это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий. Первая категория – неотлагаемо осужденных на смерть. Да будет составлен товариществом список таких осужденных по порядку их относительной зловредности для успеха революционного дела, так чтобы предыдущие номера убрались прежде последующих.

§16. При составлении такого списка и для установления вышереченного порядка должно руководствоваться отнюдь не личным злодейством человека, ни даже ненавистью, возбуждаемой им в товариществе или в народе.

Это злодейство и эта ненависть могут быть даже отчасти полезными, способствуя к возбуждению народного бунта. Должно руководствоваться мерою пользы, которая должна произойти от его смерти для революционного дела. Итак, прежде всего должны быть уничтожены люди, особенно вредные для революционной организации, и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство и, лишив его умных и энергических деятелей, потрясти его силу.

§18. К третьей категории принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энергиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными манерами и путями; опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами. Их власть, влияние, связи, богатство и сила сделаются таким образом неистощимой сокровищницею и сильною помощью для разных революционных предприятий.

§19. Четвертая категория состоит из государственных честолюбцев и либералов с разными оттенками. С ними можно конспирировать по их программам, делая вид, что слепо следуешь за ними, а между тем прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их донельзя, так чтоб возврат был для них невозможен, и их руками и мутить государство.

Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломные заявления, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих.

Одни – пустые, обессмысленные и бездушные, которыми можно пользоваться, как третьею и четвертою категориею мужчин.

Другие – горячие, преданные, способные, но не наши, потому что не доработались еще до настоящего безфразного и фактического революционного понимания. Их должно употреблять, как мужчин пятой категории.

Наконец, женщины совсем наши, то есть вполне посвященные и принявшие всецело нашу программу. Они нам товарищи. Мы должны смотреть на них, как на драгоценнейшее сокровище наше, без помощи которых нам обойтись невозможно.

Отношение товарищества к народу

§22. У товарищества ведь нет другой цели, кроме полнейшего освобождения и счастья народа, то есть чернорабочего люда. Но, убежденные в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию и разобщению тех бед и тех зол, которые должны вывести, наконец, народ из терпения и побудить его к поголовному восстанию.

§23. Под революциею народною товарищество разумеет не регламентированное движение по западному классическому образу – движение, которое, всегда останавливаясь с уважением перед собственностью и перед традициями общественных порядков так называемой цивилизации и нравственности, до сих пор ограничивалось везде низложением одной политической формы для замещения ее другою и стремилось создать так называемое революционное государство. Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России.

§24. Товарищество поэтому не намерено навязывать народу какую бы то ни было организацию сверху. Будущая организация без сомнения вырабатывается из народного движения и жизни. Но это – дело будущих поколений. Наше дело – страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение.

§25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со времени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством: против дворянства, против чиновничества, против попов, против гилдейского мира и против кулака мироеда. Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.

§26. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу – вот вся наша организация, конспирация, задача.

С.Г. Нечаев. "Катехизис революционера" Оборудование:    текст "Катехизис революционера" раздаточный материал: современники о личности С.Г.Нечаева презентация Ход занятия Учитель читает фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", который сопровождается презентацией (слайд №1, 2) Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица ­ подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие ­ как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Учитель: Сегодня героями нашего занятия станут люди, вот с такими лицами (слайд №2). Какое впечатление они на вас производят? Нравятся они вам? Почему? Это ­ российские террористы второй половины XIX ­ начала XX века. Видимо в детстве они не наигрались в активные подвижные игры, а став взрослыми устроили игры "с порохом и кровью" (слайд №3). Среди террористов XIX века интересна фигура и наследие Сергея Геннадьевича Нечаева (слайд №4) Сообщение учащегося о биографических данных С.Г.Нечаева Учитель истории: С.Г. Нечаев ­ это представитель нового типа революционеров ­ террористов (слайд №5, 6). Это человек неистовый, целеустремленный. В основе его действий лежит культ грубой силы, пренебрежение нормами морали. От самоуверенности, смелости, гибкости зависит успех его дела. "Чем хуже ­ тем лучше". Алексеевский равелин Петропавловской крепости (слайд №7). Здесь, в одиночных камерах, в особой строгости содержались особо опасные государственные преступники. Холодная камера ломала всех: люди сходили с ума, пытались покончить с собой. Их называли "Заживо погребенные". Здесь оказался и наш герой. В течение двух лет его руки и ноги оставались закованными в цепи, до тех пор, пока его тело не начало книг. В камере Нечаев много читал, изучил Священное Писание, а еще много разговаривал с солдатами, охранявшими его, о своих страданиях за народ и даже умудрился передавать письма своим товарищам на волю. Нечаев имел в тюрьме авторитет: смотритель его боялся, а жандармы и солдаты караульной службы обожали, называя "Наш орел". Умер С.Г.Нечаев в возрасте 35 лет. Империя позаботилась, чтобы никто не узнал где он похоронен. Так за что Нечаев был помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости? Ответ прост. За свой труд "Катехизис революционера". Учитель литературы:  Дайте толкование слову катехизис (после ответов учащихся ­ слайд №8)  Что можете сказать о название текста? (оксюморон) Уточните, что это?  Как такое название характеризует автора? (новый человек, миссия, человек разрешающий себе и другим переступать нравственные нормы)  Что­то знакомое, не правда ли? (Онегин) Кто помнит цитату?

Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно (глава 2, строфа 14) Потом будет Печорин со своей двойной моралью: что позволено Печорину, то не позволено Максиму Максимычу; Раскольников, который услышит от студента в распивочной фразу: "Одна смерть ­ и сто жизней в замен, ­ да ведь тут арифметика" А в XX веке А.И.Солженицын опишет это как "Красное колесо" истории Работа учащихся с текстом "Катехизис революционера" (можно дать попросить учащихся ознакомиться с текстом заранее, а можно дать время на уроке). Учитель литературы:  Какие слова наиболее часто употребляются в тексте? (революция, должен, обречен, уничтожение)  Как это характеризует автора?  Каково эмоциональное воздействие текста на читателя?  Что скажете о стиле?  О чем этот текст? Учитель истории: Вчитываясь в "Катехизис революционера", подумайте о следующем. Нечаев рисует в "Катехизисе" идеальный образ революционера. Какая черта, по Вашему мнению, составляет ядро этого образа? Какую главную цель (по Нечаеву) ставит перед собой революционер? Самих революционеров и "поганое общество", которое они должны уничтожить, Нечаев делит на три категории. Как вы думаете, зачем? В чем практический смысл этих делений? Осуществляет ли он подобную дифференциацию в народе? Как вообще соотносит "Катехизис" цель и средства в революционной деятельности? Можно ли это соотношение выразить какой­то одной краткой формулой? За Нечаевым довольно дружно пошли несколько десятков (до сотни) московских студентов. Как вы думаете, почему? Что думали и какую оценку давали С.Г.Нечаеву современники. Давайте обратимся к раздаточному материалу на ваших партах (см. Приложение). Учитель задает следующие вопросы:  Какая мысль объединяет высказывания современников?  Какие положительные черты вы можете отметить, выделить? (целеустремленность, верность идеи, энергия, преданность, терпение:) ТАК КТО ЖЕ ОН? (слайд №9)  Слайд №10. Читаем и комментируем вместе с классом различные оценки личности С.Г.Нечаева Учащиеся получают задание: написать синквейн. Желающие озвучивают свой результат. Учитель: Почему мы посвятили целое занятие Нечаеву? (слайд №11) Это было только начало. Пройдет чуть меньше 50 лет и счет жертвам пойдет на сотни и тысячи. Только за день в России будут уничтожать более 500 человек (Бутовский полигон). Мы не ставим точку, разговор будет продолжен. Мы ставим многоточие. А что такое многоточие? "Это следы на цыпочках ушедших слов" (В.Набоков) ПРИЛОЖЕНИЕ М.А.Бакунин: ":Один из таких молодых фанатиков, которые ни в чем не сомневаются, ничего не боятся и которые поставили себе принципом, что многие, очень многие должны погибнуть от руки русского правительства, но что они не успокоятся до тех пор, пока народ не восстанет. Это фанатик опасный, способ действий его ­ отвратительный"

А.С.Суворин: "Это Хлестаков­агитатор, Хлестаков сознательно бросившийся в обман и увлекшийся этой ролью, подобно бессмертному Ивану Александровичу" А.К.Кузнецов: "Решая вопрос о личности Нечаева в полном объеме, нужно принять во внимание, что мы, вступившие в нечаевскую организацию, были шестидесятники с большим уклоном в область социалистических мечтаний, альтруистических побуждений и с беззаветной верой в честность учащейся молодежи. Привычно он, ночуя у нас, спал на голых досках, довольствуясь куском хлеба и стаканом молока, отдавая работе все свое время. Такие мелочи на нас, живших в хороших условиях, производили неотразимое впечатление и вызывали удивление. Но главный секрет его огромного влияния на нас, студентов Академии, заключался в том, что почва его проповедей была подготовлена" А.О.Капацинский: "Первое впечатление, которое производит Нечаев, неприятное, но остро заманчивое; он самолюбив до болезненности, и это чувствуется при первых встречах, хотя Нечаев старается сдержать себя; он много читал, и особенно книги исторического содержания, и потому знаний у него много, хотя в ссылках на разных авторов он бывает иногда весьма недобросовестен; в спорах старается какими бы то ни было уловками унизить противника, ­ диалектикой он обладает богатой и умеет задевать за самые чувствительные струны молодости: правда, честность, смелость и т.д. не терпит людей равных, а с людьми более сильными сурово молчалив и старается накинуть на этих людей тень подозрения. Он очень стоек в убеждениях, но по самолюбию, которому готов жертвовать всем. Таким образом главная черта его характера ­ деспотизм и самолюбие. Все речи его пропитаны страстностью, но очень желчны. Он возбуждает интерес к себе, а в людях повпечатлительнее и поглупее просто обожание, существование которого есть необходимое условие для дружбы с ним" Ф. Волховский: "Сам худенький, безбородый, как мальчик, лицо серое, ногти обгрызены, а рот у него сводила судорога. И подумать только, что у этакой невзрачности ­ сила воли гигантская, гипнотическая!" Ф.Ф. Пуцикович: "Все, один или несколько раз видевшие его, видели в нем прежде всего человека работящего, вечно занятого, вечно о чем­то хлопочущего. Встретить его можно было не иначе как с книгой: ту он относил, ту приносил, ту читал. Как товарищ он был, с одной стороны, хороший товарищ: честный, правдивый, охотно делящийся всем материальным с другими, но с другой стороны, он был несносный, много спрашивающий и ничего о себе не говорящий, все толкующий в дурную сторону, чересчур жестокий в обращении с другими, пренебрегающий приличиями, способный иногда на цинические выходки. Но что всего более было в нем отталкивающего, это его крайний деспотизм относительно образа мыслей. Он не мог мириться с тем, что его знакомые имеют понятия, убеждения не такие, как он смотри на вещи, и действуют не так, как он смотрит и действует. Но он не пренебрегал этими людьми, нет, он, напротив, с непонятною настойчивостью преследовал их, навязывая им свое".

Нечаев Сергей Геннадиевич

Н ечаев Сергей Геннадиевич - революционер (1848 - 1882). По происхождению бедный мещанин, он научился грамоте в 16 лет и выдержал экзамен на учителя. С осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. За границей он вступил в сношения с Бакуниным и . В сентябре 1869 г. вернулся в Россию и основал в Петербурге и Москве революционное "Общество народной расправы". Дело мирной пропаганды, по его мнению, окончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. Когда студент петровской академии Ив. Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, последний решил устранить его, и в ноябре 1869 г. Иванов был убит в гроте академии самим Нечаевым, Успенским, Прыжковым, Кузнецовым и Николаевым. Сам Нечаев успел бежать за границу, но 87 лиц были преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты по обвинению в революционном сообществе; те из них, которые вместе с тем обвинялись в убийстве, приговорены к каторжным работам, другие - к более мягким наказаниям, некоторые оправданы (1871). Нечаев издавал за границей журнал "Народная Расправа". Крайне отрицательная характеристика молодого поколения революционеров, сделанная (в посмертных статьях), по-видимому, внушена знакомством с Нечаевым. В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России, как преступника уголовного. Он судился в Московском окружном суде, с участием присяжных, в 1873 г. и был приговорен к каторжным работам в рудниках на 20 лет. В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Нечаева, исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались как с политическим арестантом. В крепости Нечаев приобрел большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе, и до некоторой степени играл в их среде руководящую роль, но скоро разошелся с ними, так как они не хотели следовать его советам, имевшим явно безнравственный характер. В 1882 г. солдаты из гарнизона Петропавловской крепости судились за организацию сношений Нечаева с волей и приговорены к разным наказаниям. Нечаев умер незадолго до этого процесса. Это был человек большой силы воли, умевший импонировать людям, особенно простым - крестьянам, солдатам, - но иногда и интеллигентным, даже пожилым (писатель ), и всецело подчинял их своей воле. Полный жгучей, органической ненависти к существовавшему политическому и социальному строю, в способе действий не гнушался никакими средствами - ложью, вымогательством денег, подслушиванием, выкрадыванием чужих писем и т. д. Извлечения из отчетов о двух Нечаевских процессах перепечатаны в сборнике Базилевского: "Государственные преступления в XIX в." (т. 1-й, Париж, 1905). Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) - в "Вестнике Народной Воли", № 1. Делом Нечаева вдохновлялся в романе "Бесы". Речь

Русский революционер, один из первых представителей революционного терроризма Сергей Геннадиевич Нечаев (псевдонимы - "Лидер", "Павлов", "Иван Петрович" и др.) родился 20 сентября (2 октября) 1847 года в селе Иваново-Вознесенское Владимирской губернии. Внебрачный сын помещика Петра Епишева, по рождению - крепостной. Был усыновлен маляром и получил при этом фамилию Нечае ("нечаянный", "неожидаемый").

С 14 лет начал работать, где учился - не установлено. Сам о себе рассказывал, что он сын крестьянина и самоучкой освоил гимназический курс в 16 лет.

В 1865 году Нечаев переселился в Москву, где пытался сдать экзамен на звание народного учителя, но провалился. Через год выдержал этот экзамен в Петербурге и получил место учителя в Сергиевском приходском училище. В 1868 году поступил вольнослушателем в Петербургский университет.

С осени 1868 года вел революционную пропаганду среди студентов. Зимой 1868 1869 годов, принимая участие в студенческих волнениях, безуспешно пытался взять на себя роль лидера .

Составил вместе с другими радикально настроенными студентами "Программу революционных действий", ставившую целью создание тайной революционной организации и планировавшую "социальную революцию" на весну 1870 года.

В Женеве, объявив себя представителем новой волны революционного движения, Нечаев вошел в доверие к Михаилу Бакунину и Николаю Огареву. Бакунин оказывал ему всяческую поддержку и даже поселил у себя.

За границей Нечаев развернул пропагандистскую кампанию от имени фиктивного "Всемирного революционного союза", мандат которого подписал ему сам Бакунин. Вместе с ним он выпустил серию манифестов и программных документов этого союза ("Постановка революционного вопроса", "Начало революции" и др.), а также первый номер журнала "Народная расправа". Этот журнал должен был стать органом тайного заговорщицкого общества под тем же названием, который революционеры пытались создать для организации "народной мужицкой революции".

Средства на пропагандистскую кампанию Нечаева были выданы Огаревым, вопреки противодействию Александра Герцена, из фонда, предназначенного для субсидирования революционной деятельности (так называемый "Бахметевский фонд").

Летом 1869 года Нечаев составил наиболее известное из написанных им программных произведений - "Катехизис революционера". В основу его был положен широко используемый иезуитами тезис "цель оправдывает средства", которым Нечаев руководствовался сам.

Возвратившись в сентябре 1869 года в Москву, Нечаев представился доверенным русского отдела не существовавшего "Всемирного революционного союза", создал отдел тайного общества "Народная расправа" , якобы имевшегося уже повсеместно. Столкнувшись с недоверием и противодействием члена организации студента Ивана Иванова, обвинил его в предательстве, и 21 ноября 1869 года убил при участии четырех других членов.

В конце ноября Нечаев выехал в Петербург, где пытался продолжать деятельность по созданию тайного общества. 15 декабря 1869 года в связи с начавшимися арестами он бежал в Швейцарию. Получив вторую половину "Бахметевского фонда", Нечаев опубликовал ряд прокламаций, обращенных к различным слоям русского общества.

Совместно с Огаревым с апреля по май 1870 года издавал журнал "Колокол". Злоупотребление Нечаевым именем 1 го Интернационала вынудило Генсовет в 1871 году официально отмежеваться от него. Теоретическая беспринципность Нечаева, его мистификаторские и провокаторские методы побудили Огарева и Бакунина порвать летом 1870 года все отношения с ним.

В сентябре 1870 года в Лондоне Нечаев издал журнал "Община", затем, разыскиваемый агентами царского правительства, скрывался в Париже и Цюрихе, поддерживал связи с польскими бланкистами. 14 августа 1872 года был арестован в Цюрихе и выдан русскому правительству как уголовный преступник. 8 января 1873 года в Москве Нечаев был приговорен за убийство Иванова к 20 годам каторжных работ. Заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где в конце 1870 х годов распропагандировал солдат караульной команды и подчинил их своему влиянию. В декабре 1880 года установил связь с Исполнительным комитетом "Народной воли", выдвинул план своего освобождения, от которого затем отказался, как считается,