Судьба Лидии Вележевой. "До сих пор задаю себе вопрос, могла ли я спасти ее"

Лидия Михайловна Ротару (по мужу - Хлябич). Родилась 8 апреля 1951 года в селе Маршинцы Новоселицкого района Черновицкой области УССР. Советская и украинская певица. Заслуженная артистка Украины. Младшая сестра Софии Ротару.

Лидия Ротару родилась 8 апреля 1951 года в селе Маршинцы Новоселицкого района Черновицкой области.

Отец - Михаил Фёдорович Ротарь (1918-2004), ветеран войны, дошёл до Берлина пулемётчиком, работал бригадиром виноградарей.

Мать - Александра Ивановна Ротарь (1920-1997).

Братья - Анатолий Михайлович Ротарь (род 09.03.1953) и Евгений Михайлович Ротарь (род. 03.02.1957), бас-гитаристы и певцы, работали в кишинёвском ВИА «Оризонт».

Старшая сестра - Зинаида Михайловна Ротарь (род. 11.10.1942).

Старшая сестра - (род. 07.08.1947), советская и украинская эстрадная певица, актриса. Народная артистка СССР, Герой Украины.

Младшая сестра - (род. 22.10.1958), певица, Заслуженная артистка Украины.

С ранних лет пела, также как и ее сестры. Она рассказывала: "В школе мы выступали в самодеятельности, участвовали в хоре. И я, и Соня, и братья Толик с Женей, потом - Аурика. А наша старшая сестра Зина на слух запоминала песни, которые передавали по радио, ведь она была слепая. Затем втроем - с ней и Соней - мы садились вечером на улице и пели чуть ли не на все село".

Со школьной семьи мечтала стать врачом. Поступала в мединститут, но не прошла по конкурсу. Тогда она поступила в Новоселицкое медучилище (райцентр по соседству с Маршинцами). После окончания училища трудилась в больнице в Новоселице, потом - в Черновцах. Параллельно поступила на вечернее отделение в Черновицкий университет на факультет иностранных языков - со школы хорошо владела французским.

Обучалась в черновицком музучилище.

Начинала петь в ВИА «Товтры», куда ее пригласили прямо из больницы. Она рассказывала: "Когда работала в больнице, пришел Валерий Громцев, руководитель ансамбля «Карпаты», и предложил поехать в Хмельницкий. В «Карпатах» начинал Владимир Ивасюк... Валерий создал «Товтры», а меня пригласил как солистку. Я долго думала, как лучше поступить, и в один прекрасный день решилась. Прошло время, я снова вернулась в Черновцы, вышла замуж, а Громцев переехал с ребятами в Луцк, где организовал «Свитязь». Так наши дороги разошлись".

В 1977 году ее пригласили в ансамбль «Черемош». Сначала пела одна, затем с младшей сестрой Аурикой. В 1979 году в Хмельницком на конкурсе «Молодые голоса» дуэт сестер Лидии и Аурики Ротару стал лауреатами, исполнив песню «Забудь печаль».

Лидия, Аурика и София Ротару

ВИА «Черемош» был очень популярен в 1970-1980-е годы. Дуэт сестер ежегодно появлялся в сборных концертах в киевском Дворце «Украина», на различных правительственных мероприятиях, московской площадке «Лужников», гастролировал по всему Союзу, был участником таких популярных телепрограмм, как «Голубой огонек» и «Утренняя почта».

В 1986-м Аурика вышла замуж и уехала из Черновцов, а Лидия начала петь с братом Евгением.

Вскоре фактически все музыканты «Черемоша», в том числе и они, стали работать с Софией Ротару. Последний раз Лидия выступала в 1990 году, когда была уже на шестом месяце беременности. Потом родила дочь, уехала в Черновцы и к своей карьере больше не возвращалась.

Вместе с мужем владеет рестораном «Пирамида» в Черновцах.

София, Лидия и Аурика Ротару - Весна

Личная жизнь Лидии Ротару:

Дважды была замужем.

Второй муж - Сергей Хлябич, в прошлом музыкант, ныне бизнесмен. Познакомились во время работы в ансамбле «Черемош», где Сергей играл на гитаре и был вокалистом, позже стал художественным руководителем коллектива.

Поженились в 1979 году.

В 1991 году у пары родилась дочь Соня.

Лидия Ротару с мужем Сергеем и дочерью Соней

Дочь Соня с 14 лет жила и училась за границей - сначала в Шотландии, потом в Лондоне и Кембридже. В общей сложности прожила в Англии 10 лет.


"Он будет моим мужем", - поняла , когда еще студенткой увидела известного актера . Сегодня их считают одной из самых крепких пар нашего кино. Вместе они уже более 30 лет, воспитали двоих сыновей, а недавно стали бабушкой и дедушкой. Жизнь Лидии - это не только звездные роли, успех и красные ковровые дорожки, на которых она блистает вместе со своим мужем. Это и предательство самых родных людей, и потеря близких. Глядя на актрису сегодня, невозможно представить, какие испытания выпали на ее судьбу.

Широкая известность пришла к Лидии Вележевой после роли в сериале " и фильма , где она сыграла Настасью Филипповну. А недавно она вжилась в образ суровой, но справедливой основательницы ансамбля "Березка" в , прототипом которой стала великая Надежда Надеждина. Во время съемок Лидия узнала, что с Надеждиной переплелась и ее собственная судьба. Оказалось, что педагог по актерскому мастерству Людмила Ставская, у которой Вележева училась в Щукинском училище, была племянницей Надеждиной. "Я люблю играть личностей, и поэтому когда мне предложили роль в "Березке", я очень обрадовалась. Через моего педагога Людмилу Ставскую, которая была племянницей Надеждиной, я смогла прочувствовать и понять героиню, которую мне предстояло сыграть", - рассказала Вележева.

Актрисой Вележева хотела быть с самого детства. В интернате, куда мама отдала Лидию с сестрой Ириной на обучение, девочка пела, читала стихи и танцевала. Свою первую роль в фильме "Ожидание" Лидия получила уже в 13 лет - после того, как сама отнесла свою фотографию на киностудию имени Довженко.

Актриса призналась, что судьба часто сводила ее с людьми, которым предстояло сыграть важную роль в ее жизни. На съемках "Ожидания" к маме Лидии подошел актер Юрий Катин-Ярцев, который сказал, что Лидии надо поступать в Щукинское училище. Кроме того, в фильме партнершей Вележевой была актриса Лариса Пашкова. Когда девушка приехала в Москву поступать в Щукинское училище, Пашкова была в приемной комиссии. И именно она посоветовала Лидии зайти к руководителю курса - актрисе Алле Казанской, которая сразу допустила ее к финальным испытаниям.

Со своим будущим мужем Алексеем Гуськовым Лидия познакомилась на репетиции спектакля. Это была любовь с первого взгляда, Вележева сразу почувствовала, что Алексей будет ее мужем. На тот момент Гуськов только развелся с женой, у него была маленькая дочка. Лидия признается, что с Алексеем они до сих пор понимают друг друга с полуслова. "Мне с ним и играть легко. Этот человек никогда не тянет одеяло на себя, в нем нет звездности", - признается Лидия.

Настоящим ударом для Лидии стала смерть ее сестры-близнеца Ирины. Судьба ее сложилась печально. Она стала увлекаться алкоголем, у нее пропал интерес к жизни. Когда Лидия приезжала в Киев, Ирина не хотела с ней встречаться. "Она не нашла себя в профессии. Я думаю, она и в жизни себя искала и не нашла", - говорит актриса. Ирина умерла в возрасте 43 лет. Вележева признается, что до сих пор задает себе вопрос, могла ли она спасти свою сестру.

Сегодня Лидия Вележева счастлива. У нее подрастает внучка Стеша. Актриса признается, что это имя она услышала во сне и предложила сыну с невесткой так назвать девочку. "Когда ребенок родился, невестка прислала мне сообщение: "Лидия Леонидовна, это Стеша", - рассказала Вележева.

Что актриса так и не смогла простить своему отцу? Какую роль сыграл в ее судьбе заместитель министра образования СССР? И в чем секрет крепкого брака Лидии Вележевой и Алексея Гуськова? Ответы - в программе .

Многие режиссеры видят ее роковой красавицей, хотя сама актриса признается, что ее экранный образ не имеет ничего общего с ее личностью.

Первые съемки

Вележева – уроженка Киева. Она родилась 2 октября 1966 года, через несколько минут после своей старшей сестры Ирины. Лидия утверждает, что свою фамилию она получила от далеких балканских предков, а ее прадедушка был цыганским бароном. Родители девочек развелись вскоре после их рождения, и все заботы о детях легли на мать. Чтобы сестры не оставались без присмотра, их определили в интернат. Очень часто такое детство оставляет довольно тяжелые воспоминания, но Ире и Лиде повезло. У них были прекрасные воспитатели, и кроме учебы, дети могли посещать разнообразные секции и кружки.

Лида занималась танцами, потом гандболом, каталась на фигурных коньках. Она научилась справляться с работой на кухне и давать отпор обидчикам, защищая не только свою сестру, но и младших учеников. Когда через несколько лет мать девочек вышла замуж за отставного полковника и хотела забрать дочек домой, они не захотели расставаться с интернатом. К этому времени Лида стала принимать участие во всех концертах, очень выразительно читала стихи и твердо решила стать артисткой.

В тринадцать лет она отнесла свою фотографию на киевскую киностудию им. Довженко и попросила внести ее в детскую картотеку. Секретарь, записавшая ее данные, попросила девочку задержаться. Лида была тут же утверждена на главную детскую роль Варьки-Скорпены в фильме «Ожидание», в котором были заняты такие известные актеры, как Валентина Талызина, Валерий Носик, Юрий Катин-Ярцев. Последний заверил Лидию, что она очень талантлива и ей нужно учиться в Москве, а также порекомендовал обратиться к нему, когда она приедет на вступительные экзамены.

Прошло четыре года, Лидия окончила школу и отправилась в Москву. Напоминать о себе Катину-Ярцеву она постеснялась и сдавала приемные экзамены в Щукинское училище на общих основаниях. И только поступив на курс Аллы Казанской, Лидия на занятиях встретилась с известным артистом, который сразу же ее узнал. В 1988 году, получив диплом, актриса поступила в театр им. Вахтангова. Запоминающиеся роли сыграла в фильмах «Государственная граница», «Очарованный странник», «Умирать не страшно», «Риск без контракта», сериалах «Простые истины», «Идеальная пара. Таможня берет добро», «Воровка», «Следствие ведут знатоки», «Идиот» и многих других.

«Человеку хоть в чем-то, но везет!»

Муж Вележевой – актер Алексей Гуськов. Познакомились они в театре «Детектив», куда артистов пригласил Василий Ливанов играть в антрепризе. Назначили репетицию. Лидия пришла пораньше и стала ждать партнера. Вдруг видит торопливо идущего Гуськова. Он проходит мимо, вдруг останавливается и говорит: «Девушка, у вас есть спички?» «Я взглянула на него и поняла: это моя Судьба, это человек, с которым я буду жить, – вспоминает Вележева. – Потом всю репетицию я от него глаз оторвать не могла. Не знаю, что это было. Предчувствие, наверное. Когда я увидела Лешу в первый раз, то сказала себе, что этот человек станет моим мужем. Свадьба была скромная, не очень хотели пышной, да и денег особых у нас тогда не было. Кольца делали на заказ, серебряные. Нам почему-то именно такие нравились».

У пары двое сыновей, старший, Владимир, окончил Щукинское театральное училище, курс Галины Сазоновой, и уже работает в театре имени Маяковского. Младший, Митя, учится на продюсерском факультете во ВГИКе. «Ребята довольны выбранными профессиями, с большим интересом учатся и работают», – говорит Вележева. Кстати, ни она, ни ее муж не отговаривали сына идти в актерскую профессию: «Я глубоко убеждена в том, что ребенок должен сам выбрать себе стезю. Мы же, родители, можем только в чем-то помочь и направить. Сколько я знаю историй, когда ребенок, желая угодить родителям, идет учиться в нелюбимый институт! Потом прогуливает занятия, не интересуется учебой – в то время как родители платят за его образование большие деньги. У ребенка, как и взрослого человека, есть интуиция. Если он чувствует, например, что театр – это его призвание, не стоит его отговаривать поступать в театральное училище. Скорее всего, его выбор и есть единственно правильный. И тем более не стоит за счет детей реализовывать свои собственные амбиции».

Вележева никогда не смешивает работу и личное: «Я живу и не думаю о том, успешна я или не успешна? Есть у меня успех, нет у меня успеха? Сегодня он есть, завтра его нет. Если говорить об успешном сериале, в котором я снялась, муж правильно мне сказал: “Забудь и иди вперёд. Не смакуй, не сиди. Снялась – и хорошо, иди дальше”. Некоторые ведь как делают? Снялись где-то и сидят: “Я то, я это!” Это так смешно выглядит. То, что судьба подарила и дарит мне замечательные работы – и режиссёров, и материал – вот это вот есть, наверно, какое-то счастье. А вот успех – нет во мне такого: успешная я или нет? Нормальная я. Мне хорошо, мне нравится то, что я делаю. И надеюсь, что я на этом не останавливаюсь и будут ещё работы приходить. Это просто подарок судьбы».

О личном она не говорит еще и потому, что вокруг всегда было много зависти: «Не всем повезло, не у всех сложилась личная жизнь. И, предположим, я расскажу, как у меня все хорошо в личной жизни, а мои слова будет читать женщина, которую предали, или которая в это самое время переживает развод. Да, я счастлива в браке. Но кто-то может быть счастлив в чем-то другом. Не бывает так, чтобы не везло тотально во всем. Человеку хоть в чем-то, но обязательно везет! Я хочу всем женщинам посоветовать: научитесь верить в себя и прощать своих врагов! Прямо сейчас идите и попросите прощения у тех, кто вас обидел. После этого изменитесь вы, и изменится мир вокруг вас. Возможно, это какая-то мистическая сторона нашей жизни».

«Дала согласие на работу – в память об отце»

Мистика всегда была интересна Лидии. В какой-то момент актрису даже пригласили стать ведущей проекта «Дело Х. Следствие продолжается», где рассказывалось о таинственных, волнующих и необъяснимых событиях. В программе рассматривали как точки зрения тех, кто верит в сугубо научный подход, так и тех, кто уверен в том, что все эти истории - следствие вмешательства сверхъестественных сил. Лидия же старалась в рамках программы дать высказать представителям разных сторон свою позицию, и найти точки соприкосновения между очень разными взглядами.

«На проект меня пригласил телепродюсер Александр Митрошенков – человек, которого я знаю много лет и которому безгранично доверяю, – говорит актриса. – Меня и раньше часто приглашали на телевидение, но каждый раз я отказывала – то тема программы мне не близка, то просто не было времени на съемки. Но с “Делом Х”, как говорится, звезды совпали. Я приехала на пробы – и меня сразу приятно удивил высокий профессиональный уровень команды, которая работала над передачей. Но поспешных выводов для себя делать не стала. “Как будет, так и будет”, – решила я для себя, и благополучно про «Дело Х» забыла. А через несколько дней у меня умирает отец. И мне уже стало ни до чего! По крови он был мне не родным – был отчимом, а по сути роднее для меня человека не было! Я называла его папой, и духовно с ним мы были очень близки. Я его похоронила, а через несколько дней мне звонят с программы и говорят, что меня утвердили ведущей. Это было очень неожиданно, и в этот раз уже без раздумий дала согласие на работу – в память об отце».

Тот при жизни всегда интересовался загадочными явлениями. «Каждый раз, когда я приезжала на гастроли в Киев и останавливалась у него, за чашкой чая мы часто говорили о том, как много в жизни неизведанного и неизученного, – вспоминает Лидия. – Папа часами мог рассказывать о каких-то невероятных явлениях, которые происходят в жизни, и никто не может дать им научные объяснения. Однажды он даже сказал: “Лида, не понимаю, почему на телевидении еще нет передачи, которая объясняла бы загадочные и непознанные явления на земле? Нужно, чтобы такая программа во что бы то ни стало появилась!”. Кто-то может мне не поверить, но это правда: после выхода первого выпуска “Дело Х” мне приснился отец. И он сказал: “Ты, Лида, молодец! Спасибо!” Я восприняла этот сон как знак свыше – что я приняла правильное решение, согласившись вести эту программу».

Правда, после нее у Вележевой было больше вопросов, чем ответов. Например, она спрашивала у приглашенных экспертов, что значат сны-предупреждения, которые, по рассказам очевидцев, иногда снятся человеку перед его смертью: «Ученые, как правило, ссылаются на подсознание человека. Все так. Но загадка лично для меня осталась неразгаданной. Вместе с тем многие ученые и эксперты, которые приходили к нам на программу убежденными скептиками, в результате поменяли свою точку зрения на природу некоторых вещей».

«Меня обвинили в колдовстве»

В жизни самой Лидии тоже были мистические истории. «Мне сложно представить человека, в жизни которого так или иначе не присутствовала бы мистика, – говорит актриса. – Однажды на съемочной площадке одного фильма со мной произошел такой случай. В разгар работы неожиданно ломается основная видеокамера. Оператор сообщает неутешительную новость: починка аппаратуры займет не меньше суток. Съемки фильма были под Питером – нужно было поехать в город, найти запчасти, хорошего мастера. Все мы очень расстроились – остановить съемки даже на один день означало выбиться из всех мыслимых и немыслимых сроков. Нужно было срочно что-то придумать. И вдруг ноги сами понесли меня прямиком к видеокамере. Я подошла и стала с ней разговаривать. “Понимаешь, – говорю я ей, – мы должны снять этот фильм. Для нас это очень важно”. Невероятно, но факт: спустя десять минут камера заработала. Сама, без ремонта! Меня же – в шутку, разумеется – обвинили в колдовстве».

В новой картине Лидии опять пришлось сталкиваться с мистикой. Актриса сыграла в сериале «Луна», это детектив и триллер одновременно. Героиня Вележевой – прокурор Екатерина Панина, ей предстоит расследовать чрезвычайно странные убийства. Вместе с дочерью она приезжает в маленький провинциальный городок, чтобы наладить отношения в семье. Однако в первую же ночь, которая как раз совпадает с полнолунием, отец семейства, следователь Николай, пропадает, а следующий день его тело находят в лесу. Местные жители уверены, что во всём виноваты оборотни, однако жена погибшего не верит в мистику и начинает собственное расследование.

«Исчезновения людей, их убийства почему-то происходят в полнолуние, поэтому у моей героини волей-неволей возникает мысль об оборотнях, – рассказала актриса. – Екатерина находит архивные документы, из которых узнает, что этот город “славится” вампирами еще со времен средневековья. Но это все было в сценарии. А вот как объяснить то, что наш первый и последний съемочный день выпали на полнолуние? Случайность? Кто знает!»

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам

В доме генеральши Махрушиной встают поздно. Даже прислуга позволяет себе некоторую роскошь-подниматься не раньше восьми часов. Поэтому, когда на больших бронзовых, в виде скачущего рыцаря, часах на камине в гостиной пробило шесть, в огромной, роскошно обставленной барской квартире все еще спят крепким сладким утренним сном.

Только в дальней, находящийся в самом конце коридора, комнатке, - в «Нютиной келье», как ее называют домашние, - наблюдается некоторая жизнь.

Электрическая лампа, под абажуром, в углу, освещает комнату. Все здесь просто и уютно: небольшой диван, кожаные кресла, круглый столик, этажерка с книгами, узенькое трюмо в углу, за ширмой умывальник и кровать. На полочках и стенных этажерочках-бюсты великих людей: Пушкина, любимого Нютиного поэта, Гете, Шекспира.

Сама Нюта, тоненькая, стройная, невысокого роста девушка, с очень худеньким, бледным лицом, которому мертвенный свет электричества придает несколько болезненный оттенок, с большими детскими, как бы что-то ищущими, пытливыми глазами под нахмуренными линиями темных бровей, с небрежно закрученным на затылке белокурым узлом непокорно вьющихся волос, стоит на коленях посреди комнаты над раскрытым ручным саквояжем. Тут же, подле нее, на диване, разложены две-три смены белья, необходимые принадлежности туалета, запасная блузка из темного люстрина для каждого дня, пара мягких туфель, полотенце, небольшая подушка-«думка» и маленький серебряный образок - благословение покойной матери.

Нюта, сосредоточенно хмуря темные брови, убирает дрожащими руками вещи в саквояж. Она заметно волнуется… Надо поспеть, во что бы то ни стало, с уборкой, пока не проснутся в доме… Не дай Бог, если кто-нибудь увидит… Хоть одна душа… Донесут, и тогда все пропало, все…

Эта мысль ударяет как молотом в белокурую головку девушки, бросает пятна румянца на ее худенькое лицо, с несколько крупными большими бледными губами.

Господи, помоги мне! - шепчут эти крупные бледные губы, а дрожащая рука усиленно крестится быстрыми мелкими крестами…

Наконец все готово. Необходимые принадлежности багажа исчезли в глубине ручного саквояжа, и Нюта, с легким вздохом самоудовлетворения, поднимается с колен.

Теперь одеться скорее и… и с Богом!

Она подходит к трюмо. Гладко отполированная поверхность зеркала отражает тоненькую, худенькую фигурку в изящном (о, слишком даже изящном, к глубокому огорчению Нюты!), сшитом по последней моде, платье, делающем ее похожей на барышню из аристократического дома.

Нюта смотрит на свое нарядное платье, с вычурным фасоном, и горькая усмешка скользит по ее тубам, когда она шепчет:

Еще бы! Нельзя было сделать хуже, нежели у Женни. О, эта педантичная справедливость tante Sophie!.. Сколько стоила она мне слез и горя! Ведь не любовь это, нет, а боязнь, чтобы свет (ах, этот свет!) не подумал: «родную дочь балует и любит, а племянницу держит в черном теле»… Слава Богу, скоро… скоро теперь… сейчас избавлюсь от всего этого… Никого, никого не жалею, только Марину… Милая она… Но чем же рискует Мариночка?.. Душа моя! Отплачу ли я тебе когда-нибудь за все это!..

Зеркало отражает взволнованное бледное лицо, дрожащие губы и блестящие слезами серые глаза. Нюта проворно смахивает слезы, надевает шляпу… Шляпа эта - темного фетра с большим страусовым пером.

Слишком нарядная шляпа…

Но что делать?! Она выбрала самую скромную. Другие - еще наряднее, светлее. Эта хоть темного цвета, и то спасибо. Ах, тетя, тетя!

Шляпа заколота… перчатки надеты… Длинный, покроя сюртука, английский жакет прикрыл тоненькую миниатюрную фигурку. Саквояж в руках.

Теперь, живо!

В последний раз Нюта окидывает глазами свою «келейку», небольшой диван, на котором так сладко грезилось с томиком поэта в руках, письменный стол, бюсты любимых классиков… Милая келейка! Как трогательно отстаивала ее независимость Нюта, когда генеральша Махрушина хотела во что бы то ни стало устроить гнездышко племянницы по образцу комнаты ее дочери, высокой вертлявой светской барышни Женни. Вся энергия Нюты обратилась тогда в один протестующий вопль. Пусть мучат ее самое, Нюту, модными покроями костюмов, изысканными фасонами шляп, но не уродуют ее «келейку» ненужными, бьющими на эффект, украшениями, булями, столиками. Ей нужен свет и уют, и больше ничего.

Она подходит к столу, берет с него записку написанную еще накануне с вечера, и шепотом читает ее:

«Дорогая тетя! Не сердитесь, умоляю вас, на вашу злую, неблагодарную Нюту. Но такая жизнь мне больше не по плечу… Я уезжаю к бабушке в „Иринкино“… Забудьте меня. Благодарю вас и Женни за все, что вы сделали для меня.

Нюта».

Прочитав записку, она кладет ее на прежнее место и легким призраком, на цыпочках, проскальзывает в дверь.

Тихо в коридоре… И во всей квартире тихо, как ночью…

Робкий шелест Нютиных юбок едва-едва нарушает эту тишину. - Скорее! Скорее!

Сердце Нюты стучит так громко, что, кажется, готово поднять на ноги весь дом. Румянец то приливает к лицу, то отливает к сердцу. Шум в голове, стук в висках и неприятная сухость в горле.

Слава Богу, коридор пройден. Сейчас гостиная, большая зала и японский будуар Женни. Если кто-нибудь из прислуги производит в этот ранний час уборку комнат, о… тогда-горе ей, Нюте… Ее задержат… Пойдут будить tante Sophie… Начнутся упреки, обмороки… истерики… слезы… Нет! Нет! Невозможно!.. Сердце вдруг перестает биться в груди Нюты… Она стремительно распахивает дверь…

В тот же миг что-то теплое, мохнатое, огромное бросается на нее.

Громкий крик испуга готов сорваться с уст девушки. Но она вовремя подавляет его.

Турбай! Голубчик! Не узнал, глупый!

Ее дрожащие руки обхватывают мохнатую шею и прижимают к груди огромную голову геркулеса-ньюфаундленда.

Милый! Милый! Один ты любил меня здесь! Один, голубчик! Прощай, Турбаинька! Уходит Нюта! Навсегда уходит от тебя!

Умные, преданные глаза собаки поблескивают в осенней утренней мгле гостиной. Горячий влажный язык уже успел облизать лицо, волосы и руки девушки. Собака тихо визжит, точно понимая, что лаять нельзя.

Когда Нюта, нацеловав вволю, сквозь слезы, мохнатые бело-черные уши и такую же пеструю голову, скользит по направлению к передней по длинной анфиладе комнат, Турбай, бесшумно ступая огромными мохнатыми когтистыми лапами по коврам, идет вслед за нею.

В передней-большой красной, под «адское пламя» комнате, с оленьими рогами, вместо вешалок, и головами-чучелами лосей по стенам - Нюта останавливается, еще раз гладит Турбая и неожиданно распахивает входную дверь. Распахивает и захлопывает сразу. Этот неожиданный маневр наполняет негодованием преданное собачье сердце.

До сих пор четвероногий друг еще надеялся, что его молоденькая хозяйка возьмет его с собою в этот ранний час. Но, обманувшись в своих ожиданиях, Турбай громкими негодующими звуками заявляет свой протест…

Теперь он уже не стесняется больше. Громкий неистовый лай огромного животного наполняет сразу весь дом.

Турбай лает ожесточенно, изо всех сил, всем своим существом. Эти жуткие звуки несутся вслед за Нютой, с отчаянной стремительностью сбегающей с лестницы.

Силы небесные! Он разбудит весь дом!

Миниатюрная фигурка прыгает через три ступеньки вниз, затаив дыхание, прислушиваясь к тому, что происходит за нею.

Скорее! Скорее!..

Швейцар Модест, почтенный старик с большою серебряною медалью на шее, успевший только что выпить стакан кофе, подмести лестницу и накинуть ливрею, с удивлением оглядывает барышню.

В такой ранний час и одна? Куда могла собраться в такую рань генеральская племянница? - является невольно мысль в голове старика. - Не мало не много, а ведь едва лишь пробило семь часов.

Актриса Лидия Вележева родилась 2 октября 1966 года. Она уроженка Украины, но с юности снимается в российских картинах. За свою блестящую творческую карьеру она проявила себя как разноплановая актриса.

В биографии и личной жизни Лидии Вележевой много ярких событий. Она не только актриса, но и телеведущая. Кроме того, она занимается общественной и политической деятельностью. Лидия Вележева счастлива в личной жизни - она состоит в браке с актером Алексеем Гуськовым.

Есть интересный момент в биографии актрисы - ее дед цыганский барон. Он передал Лидии некоторые черты в ее внешности - темные волосы и выразительные глаза. Кроме того, мало кому известно, что у актрисы есть родная сестра-близнец. Она родилась на несколько минут раньше, чем Лидия. С отцом девочки незнакомы, мама растила их одна. Она не могла достаточно времени уделять своим дочерям. Ведь ей приходилось очень много работать, чтобы не оставить их голодными.

Для того, чтобы девочки не росли беспризорницами, их пришлось отдать в школу-интернат. И, надо сказать, что там Лиде и ее сестре очень понравилось. В интернате они прожили два года.

Их мама вышла замуж и хотела забрать их. Но возвращаться домой детям не очень хотелось. Она из причин этого - театральная студия, где они занимались. Кроме того, не хотелось разлучаться с друзьями. Правда, домой пришлось вернуться, а подруг потом они часто навещали.

Актрисой Лидия Вележева хотела стать с детства. И педагоги в студии отмечали ее талант, девушка была очень энергичной, любила спорт. Во время обучения в интернате Лидия играла в гандбол, занималась фигурным катанием и с удовольствием занималась хореографией. Но это осталось лишь детским увлечением, а вот страсть к актерскому мастерству осталась навсегда.

Уже в 13 лет она отправилась на киностудию имени Довженко и там заявила, что хочет связать свою жизнь с актерским мастерством. Анкета девочки попала в руки к украинскому режиссеру Радомиру Василевскому. Он отметил яркую внешность девочки на фото и понял, что она подходит на главную роль в его новом фильме «Ожидание».

На съемках Вележева познакомилась с актером Юрием Катиным-Ярцевым. Он заметил, что начинающая актриса очень талантлива и просил маму девочки в будущем отдать ее учиться в московский театральный ВУЗ. Катин-Ярцев пообещал, что поможет ей поступить, если это будет нужно.

Работа в театре

Когда Лидия окончила школу, она решила поступить в театральный ВУЗ в родном городе, но это ей не удалось. Там, где другая бы сдалась, Лидия не растерялась - она поехала в Москву, чтобы поступить в Щукинское театральное училище. Поступила сама, без помощи известного режиссера. Правда, с Юрием Катиным-Ярцевым она потом встретилась на занятиях — он был преподавателем. Он узнал девушку и похвалил за смелость.

Окончив училище, Лидия стала актрисой театра имени Вахтангова. Сейчас она продолжает играть на театральной сцене.

Лидия Вележева сыграла во многих постановках:

  • «Зойкина квартира»;
  • «Маскарад»;
  • «Дядюшкин сон»;
  • «Люди как люди»;
  • «Без вины виноватые»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Отелло»;
  • «Принцесса Турандот» и др.

В 2010 году Лидии Вележевой было присвоено звание Заслуженной артисткой России. Кроме того, она имеет еще одну почетную награду - Орден Дружбы.

Работа в кинематографе

Особенно известна Лидия Вележева благодаря блестяще сыгранным ролям в сериалах и кино. В юности она снялась в нескольких эпизодических ролях.

Лидия Вележева в фильме «Ожидание»

Это были картины:

  • «Под небом голубым»;
  • «Девушки из Согдианы»;
  • «Государственная граница»;
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Но популярность к ней пришла с более серьезными ролями, когда Вележева уже окончила ВУЗ. Ей доверили ключевую роль в фильме «Очарованный странник». Кроме того, благодаря яркой внешности, она часто играла цыганок. Например, она сыграла цыганку, в культовом сериале «Будулай, которого не ждут».

Лидия Вележева в сериале «Воровка»

Настоящая популярность пришла к актрисе в тот момент, когда на экраны вышел сериал «Воровка» с ее участием. Здесь она сыграла главную героиню Галину Костелаки, которая строила козни свой сестре, в надежде отмстить за украденного жениха. Вележева настолько правдоподобно исполнила свою роль, что иногда к ней подходили на улице и спрашивали - на самом ли деле она такая коварная, как в кино.

Еще один нашумевший сериал с участием Вележевой «Следствие ведут знатоки». А после была главная женская роль в сериале «Идиот», снятом по классическому произведению Федора Достоевского. Актриса успешно воплотила в жизнь образ Настасьи Филипповны - гордой, но несчастной красавицы. Партнерами девушки по съемочной площадки стали другие «звезды» российского кинематографа — Евгений Миронов, Инна Чурикова, . Сериал получился завораживающим.

Лидия Вележева в сериале «Тонкий лед»

За свою карьеру Вележева сыграла более, чем в сорока фильмах. И сейчас она продолжает активно сниматься в кино. Например, совсем недавно, в апреле 2018 года, состоялась премьера сериала «Березка» с ее участием. Этот проект приурочен к 70-летнему юбилею одноименного танцевального ансамбля.

Сериал рассказывает о том, что пришлось пройти талантливым танцовщицам из провинции на пути к славе. Вележевой досталось роль художественного руководителя этого ансамбля.

Актриса задействована в съемках фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова». В нем она играет роль бывшей жены главного героя. Также Вележева является ведущей программы на телеканале «Россия» - «Дело Х. Следствие продолжается». Это передача о загадочных, необъяснимых событиях, происходящих в жизни простых людей.

Личная жизнь

Муж и дети Лидии Вележевой, детали ее биографии - тема, которая очень интересна ее поклонникам. Всегда интересно знать, как живет блестящая актриса? Известно, что Лидия - вот уже много лет в счастливом браке с актером Алексеем Гуськовым. Они познакомились во время совместной работы над спектаклем.

Вележева признается — она сразу поняла, что Гуськов сыграет в ее жизни важную роль. Фото звездной семьи свидетельствуют об их счастье. Примечательно, что за много лет в паре не было публичных скандалов и ссор.

В браке у актеров родилось двое сыновей - Дмитрий и Василий. У Василия уже есть собственные дети, и актриса, на сегодняшний день уже бабушка.

Теперь, когда дети уже выросли, Вележева с новыми силами посвящает себя работе и увлечениям. Поклонники отмечают - актриса до сих пор отлично выглядит. У нее превосходная фигура, она следит за своей внешностью, со вкусом одевается. Уверены, что лучшие роли Лидии Вележевой еще впереди.