Основные категории современной педагогической науки. Категории педагогической науки Эссе на тему основные категории педагогической науки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

Заключение

Словарь основных терминов

Список использованной литературы

Введение

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека как особая функция общества. Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. Это наиболее общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Подумав немного, можно назвать категории из любой науки, неважно естественной или социально-гуманитарной. К основным педагогическим категориям относятся образование, обучение, воспитание. Рассмотрим их последовательно, строя материал таким образом, чтобы, описав многообразие подходов и взглядов многочисленных авторов показать сложность проблемы и, может быть, ее практическую неразрешимость. Цель работы - исследование взаимосвязи категорий педагогической науки.

Поначалу зададимся вопросом: что имеют в виду люди (для которых русский язык -- родной), произнося слово «образование»? Когда про одного человека говорят, что он получил (или имеет) хорошее образование, а про другого -- что у него вовсе нет никакого образования, то под образованием подразумевают некий объект, достояние человека, которое он может каким-то образом приобрести и в дальнейшем иметь в своем распоряжении. В то же время про об-разование можно сказать, что оно происходит, разворачивается, так что это понятие обозначает одновременно и процесс создания объек-та, о котором говорилось выше. (В русском языке многие отглаголь-ные существительные такого вида -- например, «излучение» -- обо-значают одновременно процесс и его результат: «происходит излуче-ние света» и «прибор показывает наличие рентгеновского излучения»)

Чтобы определиться в этой проблеме, обратимся к трактовке понятия образования, принятого как категория в классической дидактике (хотя и там по заявлениям специалистов нет единого мнения на этот счет).

До периода 50-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 60-х уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия принята 20-й генеральной конференцией Юнеско в 1978 г., где записано, что это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности при которой она достигает зрелости и индивидуального роста. Таким образом, к настоящему времени в среде научно-педагогической и законотворческой общественности утвердилась формулировка, включающая в себя два ключевых слова- процесс и результат. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-Ф3 сказано, что это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза). Получение образования - достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами». Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2012. С.223.

Следует отметить, что с научно-педагогической, а не с правовой точки зрения более предпочтительной является формулировка, разработанная в НИИ Высшего образования Ю.Г. Фокиным. «Образование-это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида». При этом автор под социализацией понимает качественное и количественное изменение системы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достижения успеха в определенном обществе (социуме).

Современная педагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результатах. Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.

Ценность образования может носить характер государственный, общественный, личностный. Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.

В современном понимании грамотность - это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2012. С.225.

Категория «профессиональная компетенция» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Менталитет - высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Это те глубинные, «корневые», духовно-нравственые, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения.

Представляет интерес определение понятия образования, приведенное в «Международной стандартной классификации образования» (МСКО), последняя версия которого утверждена в октябре 1997 г. на 29-й сессии Генеральной конференции этой организации. В нем под образованием понимается «организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение» (п. 12) и далее в п. 13-16 раскрывается смысл, который вкладывается в каждое слово этого определения:

Процесс коммуникации - взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу информации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т.д.);

Обучение - любая перемена в поведении, информации, знаниях взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации);

Организованное - планируемое в соответствии с определенной последовательностью четко обозначенными или подразумеваемыми целями;

Устойчивое предполагающее, что в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности. Не предусматривается никакой минимальной продолжительности, но соответствующие минимумы будут указаны в практическом руководстве. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М., 2014. С.65.

Для практики принято считать образование как процесс обучения и воспитания, так и результат этого процесса, выраженный в форме зафиксированного образа или представленный образованностью конкретного человека, т.е. совокупностью его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, позволяющих ему адекватно действоваьть на их основе.. В тех случаях, когда необходимо будет говорить об образовании, как социальном институте, мы будем употреблять термин «образовательная система» или «система образования».

По мере развития науки и практики понятие "образо-вание" (даже не успев устоятся) претерпевает изменения Оно развивается, допол-няется, конкретизируется с учетом новых требований и условий. В нем появятся новые важные акценты и производные, такие как дистанционное образование (ДО) и открытое образование (ОО).

Рассматривая категорию «обучение», надо обратить внимание на тот факт, что термин обучение включает в себя два понятия учение (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность преподавателя). Сделаем попытку сформулировать самостоятельно содержательную часть этой категории. Предварительно ознакомившись с мнениями на этот счет других специалистов, т.е. сначала приведем различные трактовки понятия обучение, проанализируем их, а затем попытаемся предложить некоторую синтетическую формулировку.

1. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

2. Обучение - целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательной деятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией;

3. Обучение - процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, протекающий в рамках педагогической системы;

4. Обучение - двухсторонний процесс в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека; профессиональный компетенция обучение воспитание

5. Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н./Д., 2015. С.225.

Обучение - целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения воинов знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения ими служебных и боевых задач.

Анализ приведенных и других определений показывает, что в них можно выделить три ключевые слова: процесс, взаимодействие (управление) и, встречающийся гораздо реже, педагогическая система. Остальные слова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Итак, с позиций системного анализа, основным недостатком большинства определений категории обучение, с нашей точки зрения, является то, что не указана система в которой происходит процесс или же, что совсем не корректно, обучение определяется как система. Исходя из этого, можно предложить такое определение категории обучение: Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе.

На современном русском языке целостный процесс становления и развития личности, принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации уже не удается описать одним словом, для этого используют обычно два: «образование» и «воспитание». Эти по-нятия, хотя и не обладают достаточной четкостью и объемы их ча-стично перекрываются, все же довольно хорошо разводятся в совре-менном русском языке. Говоря о воспитании, также подразумевают либо процесс -- совокупность влияний на формирование личности, приводящую к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятых в нем социальных норм, либо результат этого процесса -- воспитанность человека. А понятие «образование» стало обозначать процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретения грамотности в существующих в ней языках и ориентированности в текстах.

Интересно, что в английском языке слово «education» (от лат.«educatio» -- воспитание, разведение, выращивание) тоже охватывает весь процесс приобщения человека к культуре общества, как это было и в русском языке во времена В.И. Даля. Большой англо-русский словарь дает для него следующую совокупность значений: воспита-ние, развитие (характера, способностей), культура, образованность, образование, просвещение, обучение. На русский язык его обычно переводят в зависимости от контекста; либо как «образование», либо как «воспитание». Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н./Д., 2015. С.112.

Словосочетание «philosophy of education» принято переводить как «философия образования». В названии социального института, кото-рый берет на себя заботу о приобщении юных к культуре, также нет отдельного упоминания о воспитании, он именуется системой обра-зования.

Ближе определение воспитания в понимании Л.Д. Столяренко. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2013. С.123.

Ю.Г. Фокин трактует воспитание несколько иначе, но оно звучит более конструктивно. Воспитание (в высшей школе) специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием.

Какое бы определение воспитания не выбрали ясно, что работу по содержанию этого понятия надо проводить и она особенно важна в системе ОО, когда участники образовательного процесса распределены в пространстве и времени.

Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие - развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Личность человека - результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это - идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н./Д., 2015. С.118.

Значит, формирование личности человека - это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Независимо от того какую информацию получает человек, он ее анализирует сознательно или подсознательно, следовательно это приводит к тому, что человек выносит свою точку зрения на данную ситуацию, и, соответственно, работает над своим самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Эти факторы, в свою очередь, определяют само понятие воспитание человека. Из этого следует, что воспитание только теоретически можно разделить на составные части для простоты его изучения, на самом деле все эти части взаимосвязаны между собой и неразделимы для личности.

Заключение

Таким образом, основными категориями в классической, традиционной педагогике являются образование, обучение, воспитание. При формировании категорий в педагогике существуют различные подходы (плюрализм), а при трактовке сущности в зоне каждого подхода проявляется еще многоаспектность. Наличие плюрализма характерно, особенно в гуманитарных науках и является положительным фактором для истинного понимания явления.

Для практических целей целесообразно использовать из многоаспектного набора понятия образования - «результат» в значении слов: «человек получил высшее образование). Одиночное слово «образование» использовать в смысле «система образования». Например, корректно употреблять словосочетание «система образования», а не просто «образование» в таком контексте. Например, в тексте «…влияние системы образования на процессы в обществе», более правильно, чем просто «влияние образования на процессы в обществе». Термин «образование» в понимании (аспекте) как процесс лучше не использовать, а заменять его в тексте и речи термином «обучение». В этом случае становится все на свои места

Обучение - специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Словарь основных терминов

Человек - это социальное существо, которое не может жить вне общества, без кон-тактов с окружающими.

Личность - это индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения.

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и соци-альных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, свое-образия и неповторимости.

Субъект - это индивид как носитель сознания, обла-дающий способностью к деятельности.

Деятельность - это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Интеллект - это надлежащее соотношение частей, соразмерность, характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Способность - это индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Список использованной литературы

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н./Д.: Феникс, 2015. - 416с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н./Д.: Феникс, 2016. - 480с.

3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2012. - 431с.

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 423с.

5. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М.: ИПП, 2014. - 128с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предмет и задачи педагогической науки. Содержание основных категорий педагогики. Методы изучения коллектива и личности, применяемые учителем в педагогической работе. Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.

    шпаргалка , добавлен 13.08.2010

    Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии, структура личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений. Значение воспитания как предмета педагогики. Система понятий и теорий педагогики.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Особенности педагогической профессии. Воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних учителей (гувернеров). Задачи перед школой на разных этапах развития общества. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению.

    статья , добавлен 21.12.2013

    Определение педагогической антропологии как человековедения, служащего воспитанию и обучению людей. Принципы и задачи педагогической антропологии как науки, ее место в структуре педагогической науки. Человек развивающийся как объект изучения педагогики.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    Сущность и значение педагогической культуры. Характеристика профессиональной деятельности. Организация исследования по формированию педагогической культуры как основы профессиональной деятельности. Активные способы обучения студента реальным условиям.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2012

    История педагогики. Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики. Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой. Методологические основы педагогической науки. Методология педагогики.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2007

    Пути решения конкретизированных задач обучения и воспитания. Структура педагогической деятельности: мотивация, цели, задачи, средства, продукт и результат. Характеристика целеполагающих и организационно-структурных функций педагогической деятельности.

    реферат , добавлен 26.10.2011

    Исследование особенностей педагогической деятельности с точки зрения влияния на нее личностных качеств профессионала. Изучение методов измерения профессиональной пригодности и готовности педагога, новых методик и технологий профессионального обучения.

    реферат , добавлен 07.05.2012

    Структура психологических и дидактических способностей учителя начальных классов. Содержание потребностей и мотивации педагогической деятельности, уровень мобилизации и активизации знаний, умений и навыков, профессионально значимых свойств личности.

Лекция 1

Общие основы педагогики

Понятие о педагогике.

Педагогику рассматривают как систему наук о воспитании и образовании людей разных возрастов.

Наука о воспитании человека приобрела свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка в течении жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.

Ребенок является объектом разных наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Педагогика объединяет в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.

Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека . Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.



Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.

Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.

Объект, предмет и функция педагогики.

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека . Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.

Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.

Среди всего многообразия педагогических целей выделяют :

1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;

2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;

3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;

4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;

5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;

6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;

7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.

Задачи педагогики, ее понятийный аппарат.

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.

Постоянные задачи

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.

Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.

Каузальные (случайные) связи . Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников.

Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».

2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.

3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.

4. Задача внедрения результатов исследований в практику.

Временные задачи

Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики:

1) создание библиотек электронных учебников;

2) разработка стандартов педагогического профессионализма;

3) выявление типичных стрессов в работе учителя;

4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;

5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;

6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.

Задачи педагогики определяются педагогическими целями.

1) образование;

2) воспитание;

3) обучение.

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.

Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

1) начальное;

2) среднее;

3) высшее.

По характеру и направленности образование можно разделить на:

1) общее;

2) профессиональное;

3) политехническое.

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

1) семья;

2) друзья;

3) учебные заведения;

4) средства массовой информации;

5) литература;

6) искусство;

7) органы правопорядка и др.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

Основу обучения составляют:

1) знания;

2) умения;

3) навыки.

Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

Педагогика в системе наук

Система педагогических наук

Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:

1) ясельная педагогика;

2) дошкольная педагогика;

3) педагогика школы;

4) педагогика среднего специального образования;

5) педагогика профессионально-технического образования;

6) педагогика среднего специального образования;

7) педагогика высшей школы;

8) производственная педагогика;

9) социальная педагогика;

10) сравнительная педагогика;

11) педагогика «третьего» возраста;

12) исправительно-трудовая педагогика;

13) специальные педагогические науки;

14) лечебная педагогика.

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.

Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.

Производственная педагогика(педагогика взрослых) изучает:

1) закономерности обучения работающих;

2) переориентацию на новые средства производства;

3) повышение квалификации работающих;

4) переориентацию на новые профессии.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

1) философией;

2) психологией;

3) школьной гигиеной;

4) социологией;

5) фольклористикой и этнографией.

Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения . При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:

1) сплошные и дискретные наблюдения;

2) открытые и конспиративные;

3) лонгитюдные и ретроспективные.

2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:

1) тесты для выявления успеваемости учащихся;

2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;

3) тесты для выявления уровня интеллекта;

4) тесты для выявления креативности.

3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.

В практике наиболее популярны 2 вида методов:

1) беседа;

2) интервьюирование анкетирование.

4. Эксперимент

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:

1) глобальные;

2) локальные.

Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации . Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.

В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:

1) «мысленный»;

2) «стендовый»;

3) констатирующий;

4) созидательно-преобразующий;

5) контрольный.

«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса .

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.

Существует несколько основных понятий, или категорий, дидактики . Рассмотрим каждую из них более подробно. Первой важной категорией является образование . Образованием принято называть целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов деятельности, познавательных навыков и научных знаний. Процесс их формирования базируется на мировоззрении и нравственных качествах личности, а также на результате развития творческих способностей.

Исследователей дидактики интересует образование, накапливаемое в результате обучения. Но интересно им и самообразование. Более того, хотя и существуют другие источники образования человека, например кино, телевидение, социальная среда, дидактов они все-таки не привлекают.

Не менее важным в дидактике является и обучение . Обучением называется целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Высшей целью обучения и воспитания является всесторонне развитая личность. Иными словами, должны быть развиты как умственные, так и физические способности. Как правило, школьное обучение осуществляется на уроках, хотя есть и другие варианты, например внешкольная и внеклассная работа. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение.

Третьей категорией дидактики принято считать преподавание. Это процесс деятельности учителя в рамках обучения. Целью преподавания является передача школьникам необходимых навыков, знаний и умений. Долгое время дидактику не интересовал сам процесс учения, внимание уделялось лишь рассмотрению преподавания.

Еще одно дидактическое понятие – учение. Учением принято называть познавательную деятельность школьника в период обучения. Процесс познавательной деятельности может осуществляться в результате самообразования. Однако дидактикой оно не совсем полно изучено. Интересен тот факт, что процесс учения интересует не только дидактику и педагогику, но и психологию. Несмотря на такое тщательное и всестороннее изучение дидактики, процессу учения не уделяли должного внимания на протяжении долгого времени. Лишь в XX в. этой проблемой всерьез заинтересовались исследователи. Связано это с зарождением науки под названием «педология».

Принципы обучения – это еще одна категория дидактики . Здесь рассматриваются основополагающие требования, которые возникают в рамках рассмотрения законов и закономерностей обучения. Более того, обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться его принципы. Таких принципов в дидактике довольно много. Но много не означает хорошо. Это является лишь признаком неизученности самого понятия. В качестве примеров дидактических принципов можно назвать принципы доступности, наглядности, прочности и многие другие.

Важной категорией в дидактике считаются закономерности обучения . Ими принято считать связи следствий с причинами, образующиеся между процессом обучения и социальными процессами, отдельными составляющими обучения.

Знания – это еще одно понятие дидактики . Знаниями принято называть научные факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли свое отражение в сознании и сохранились в памяти учащегося. Обычно говорят о нескольких видах знаний: эмпирических и теоретических. Первые человек приобретает из опыта, а вторые появляются в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений как между предметами, так и между явлениями.

Не менее значимой категорией в дидактике считают умения . Умениями называют способы применения приобретенных знаний и жизненного опыта на практике. Умения можно сформировать при помощи упражнений.

Одно из присущих для дидактики понятий – это навыки, т. е. действия, которые выполняются человеком почти автоматически, поскольку они доведены до абсолютного совершенства. Навыки человек приобретает в результате постоянного повторения. Одними из основополагающих навыков, формирующихся на начальных этапах обучения, принято считать беглое чтение, счет, письмо, решение задач и выполнение измерений.

Все перечисленные понятия тесно взаимосвязаны . Но они являются и самостоятельными элементами всей дидактической системы. Категории дидактики носят исторический характер. Связано это прежде всего с потребностями общества, изменяющимися в соответствии с его развитием и формированием самой дидактики.

Каждая наука вырабатывает свой категориальный аппарат, соответствующий ее предмету. Совокупность понятий любой науки есть самая ценная часть се содержания, по выражению Гегеля, ее алмазная сеть.

  • социализация;

Социализация является самым широким из указанных понятий. Под социализацией понимается неизбежно переживаемый каждым человеком разностороний и многоэтапный процесс изменения и развития своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды. Первоначально, в первобытном обществе, этот процесс приобщения человека к накопленным социальным ценностям был стихийным, неорганизованным, неуправляемым. В значительной степени он остается таковым и в современных обществах, о чем свидетельствует сохранение даже в развитых странах значительных групп людей с теми или иными формами девиантного, отклоняющегося от социальных норм поведения в виде преступности, алкоголизма, наркомании и т.п. Однако в развитом цивилизованном обществе процесс социализации становится все более упорядоченным, организованным, управляемым. Решающую роль в нем приобретает образовательная деятельность.

Образование есть организованная, упорядоченная, целенаправленная форма социализации , которая осуществляется через систему специализированных учреждений. Причем сегодня под образованием понимается не только процесс социализации подрастающего поколения, но и целостный процесс целенаправленного формирования людей на всех этапах их жизни, включая среднее и высшее профессиональное образование. Причем в условиях, когда тот иди иной результат образования стал «скоропортящимся продуктом», процесс образования стал включать и непрерывно продолжающееся самообразование, саморазвитие.

В Законе РФ «Об образовании» сказано: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства».

Обучение трактуется этим законом, как следует из приведенного фрагмента, в качестве одной из важнейших составляющих образовательной деятельности. Его сущность состоит в совместной деятельности обучающих и обучаемых по овладению некоторой совокупностью знаний. Характер и объем этих знаний определяется в современных образовательных учреждениях учебными планами и программами, устанавливающими как перечень изучаемых дисциплин, так и содержание каждой из них. Обучение является фундаментальной основой воспитания.

Воспитание - есть сопутствующий обучению, тесно связанный с ним процесс превращения полученных входе обучения знаний в устойчивые формы деятельности и поведения, умения и навыки. Нельзя учить человека столярному делу, отмечал немецкий философ Гегель , и не учить его столярничать. Иначе говоря, образование может считаться целостным, лишь в том случае, если обучение сочетается в нем с воспитанием, т.е. если полученные в процессе обучения знания применяются в реальной деятельности, а не остаются мертвым грузом.

К этим главным понятиям, составляющим основные конструкции категориального аппарата педагогической науки, современная педагогика добавляет еще и некоторые другие, отражающие новейшие тенденции в развитии теории и практики образования. К ним можно отнести такую категорию, как «образовательный менеджмент », а также понятие «компьютеризация образования».

Образовательный менеджмент , или управление процессом предоставления образовательных услуг, - категория, отражающая процесс планирования, организации образовательных услуг и контроля их качества в условиях рыночной экономики на всех уровнях — от отдельных учебных заведений до общенационального и международного его уровней.

Возрастающая роль образовательного менеджмента обусловлена обострением конкуренции на рынке образовательных услуг между учебными заведениями различных форм как внутри отдельных стран, так и на международном уровне. Исход этой борьбы, выживание отдельных образовательных структур сегодня во все большей степени зависит и от эффективности образовательного менеджмента, и от степени компьютеризации образования.

Компьютеризация образования — широкое внедрение компьютеров в образовательный процесс. С его помощью обеспечивается переход от традиционно го образования с широким использованием живого общения и печатных носителей информации к современной его форме, основанной на опосредованном общении и широком использовании электронных носителей информации, включая Интернет.

Компьютеризация образования создаст предпосылки для неограниченного расширения пространственных и временных рамок педагогического общения, его доступности, открытости. Вместе с тем переход к компьютерному обучению обнаружил и ряд связанных с ним проблем, важнейшей из которых является проблема дефицита живого общения между преподавателем и обучающимся. Однако перспективы использования ЭВМ в качестве эффективного помощника преподавателя настолько велики, что появились даже предложения о переименовании педагогики в компью- тику.

Перечисленные ключевые понятия являются общими для всей системы педагогических наук и составляют главные конструкции ее категориального аппарата.

Любая наука оперирует своими понятиями и категориями. Не является исключением и педагогика. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. В педагогике выделено много понятий, раскрывающих те или иные стороны предмета педагогики. Однако среди множества понятий есть ключевые, основные понятия, выполняющие системообразующую роль. Такие понятия называют категориями. Категория (от греч. высказывание, признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Иначе говоря - это основные, фундаментальные понятия педагогики.

Выделяют три группы таких категорий: первая группа характеризует объект педагогики. Сюда входят категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на которые влияет педагогическая практика. Это – личность и индивидуальность.

В педагогике общепризнанными являются три фундамен­тальные категории (основные понятия педагогики) - «воспитание», «обуче­ние», «образование». Как видим, педагогика кроме педагогических категорий широко оперирует общенаучными категориями – личность, индивидуальность, развитие, формирование, социализация. Охарактеризуем их.

Как известно из психологии в человеке выделяют три грани: биологическое, социальное и индивидуальное, отсюда различают три понятия – индивид, личность и индивидуальность. Индивид означает принадлежность к Homo sapiens, единичный представитель биологического вида; личность отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность определяется совокупностью качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч. Индивидуальность – это то, что отличает человека от животного и социального мира, она рассматривается как высокий уровень развития человеческого в человеке. Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга. С точки зрения Б. Ананьева личность – вершина человека, а индивидуальность его глубина.



Категория развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Т.е. это изменение, переход от более простого к более сложному, от низшего к высшему, когда постепенное накопление количественных изменений приводит к изменению качественному. Когда говорят о развитии, то предполагают изменение всех трех граней биологического (организма), психического (индивидуальности) и социального (личности) в человеке.

Следующая категория социализация – это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Или другое определение: социализация – интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт и пр.). Т.е. в процессе социализации человек усваивает культуру, социальные ценности, на этой основе формируются качества личности. Иначе говоря, суть социализации в том, что она формирует человека как члена общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного воспитания. Причем этот процесс идет не как биологическое созревание. Он происходит только в среде себе подобных, т.е. человек должен адаптироваться в обществе, кроме этого он должен активно участвовать в социализации.

Таким образом, в процессе социализации решается следующая задача – социальная адаптация, которая предполагает активное приспособление человека к условиям среды. Но в тоже время человек не должен раствориться в обществе, он должен оставаться самим собой. Поэтому вторая задача социализации – социальная автономизация личности, т.е. реализация установок на себя, самоопределение, самореализация.

Следовательно, критериями, которые свидетельствуют о социализации являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

Факторы социализации можно рассмотреть на трех уровнях – макрофакторы (мир, страна, общество, государство); мезафакторы(большие группы людей выделяемые по нац.признаку, по месту, типу населения в котором живут – регион, край, область и пр.); микрофакторы (семья, сверстники и др.)

Воспитание одна из базовых категорий педагогики. В буквальном смысле воспитание означает вскармливание, питание ребенка. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. В классической педагогике выделяют воспитание в широком социальном смысле, в широком педагогическом смысле, в узком педагогическом смысле. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как об­щественное явление, как воздействие общества на личность с целью передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой об­щества, выступающего по отношению к системе образования в каче­стве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.

В узком смысле воспитание это специально ор­ганизуемая деятельность по созданию условий (психологических, педагогических, организационных и др.) для формирования готовности воспитанников к выполнению социальных ролей и самореализации.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. вос­питание можно рассматривать как специально организованный про­цесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечело­веческих ценностей.

Воспитание как процесс интериоризации общече­ловеческих ценностей может осуществляться двумя способами: с помощью сообщения и разъяснения обществен­но полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения; с помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы потребности и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность. Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, ценностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства.

Вторая категория педагогики - обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на достижение поставленной цели. Обучение – процесс двусторонний. С одной стороны – это деятельность педагога, направленная на приобщение обучающегося к общим и профессиональным знаниям, формирование у них способов их получения и применения в практике, создание условий для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле­ния). С другой стороны обучение – это деятельность обучающегося по освоению знаний и способов деятельности, удовлетворению своих образовательных потребностей и развитию способностей.

1)ценность развивающегося человека и общества;

2)процесс и результат обучения и воспитания человека;

3) педагогическая система.

Образование – один из важнейших социальных институтов общества, целенаправленно создаваемых как одно из существенных условий для самореализации человека, основу его успешности в жизни.

Как соотносятся три главные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему, согласно которой воспитание выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя обуче­ние и образование. С данных позиций воспитывать означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если воспитание понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем обучения.

С нашей точки зрения, на современном этапе развития общества и педагогического знания, образование следует трактовать так, как это зафиксировано в законе «Об образовании», в котором образование рассматривается как всеобщая категория, включающая в себя воспитание и обучение: «образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, и государства». Образование - наиболее общее поня­тие, с одной стороны, вводящее объект педагогики в общий социальный контекст, а с другой - открывающее возможность его истолкования в конкретных понятиях. Образован­ный - не просто обученный, но и вос­питанный.

Образованным можно назвать не просто выпускника школы, изучившего науки, там преподаваемые, а человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному вы­бору, индивидуальному интеллектуально­му усилию и самостоятельному, компе­тентному и ответственному действию в политической, экономической, профес­сиональной и культурной жизни. Он уважает себя и других, терпим к пред­ставителям других культур и нацио­нальностей, независим в суждениях и открыт для иного мнения и неожидан­ной мысли. В этом случае и содержание образования не сводится к изучению основ наук, овладению языками и развитию интеллекта. По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее. Множество таких людей способно быть коллективным гарантом соблюдения духа и буквы Кон­ституции нашей страны, объявляющей человека, его права и свободы высшей цен­ностью.

В каждом понятии можно выделить аспекты деятельности, взаимодействия, системности. Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия вос­питателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы - цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образова­ния объединяет в себе обучение и учение, то в случае са­мообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя - свои знания, умения и навыки.

Еще одну категорию используют в педагогике это формирование. Формирование – это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Формирование знаний (обучение), формирование личности (воспитание), формирование индивидуальности (развитие). Т.е. формирование, как и обучение, и воспитание является фактором развития, в итоге социализации человека.

Таким образом, социализация самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни, и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Т.е. развитие, обучение, воспитание взаимосвязанные процессы. Они воздействуют на один и тот же объект – индивида с одной и той же целью – полной реализации в обществе, т.е. социализации. Но развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение к тому, чего у него нет и что дано в культуре, в нормах морали и пр.

Объединяющим началом воспитания, обучения и обра­зования является педагогический процесс, категория третьей группы. Педагогический процесс - это последовательная смена состояний, непрерывные действия в целях развития личности, группы, коллектива. Он организуется и исследуется наукой в рамках кон­кретной педагогической системы. В настоящее время рас­ширяется спектр традиционных педагогических систем - детского сада, школы и вуза. К новым системам относят­ся - музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

5.3. Связь педагогики с другими науками. Как мы уже отмечали, педагогика зародилась и на протяжении столетий развивалась в рамках философии. Статус самостоятельной науки начинает приобретать лишь в 17 веке. К настоящему времени она оформилась как многоотраслевая наука. Она не обособлена, не изолирована, а внутренне связана с другими науками. Боле того, связи педагогики с другими науками являются важнейшими фактором ее функционирования и развития.

Педагогика опирается и использует данные многих наук – философии, социологии, психологии, физиологии, кибернетики, математики и др. Одно из наиболее важных мест в системе этих наук занимает философия, положения которой являются методологическим основанием педагогики. В частности, в качестве методологических ориентиров педагогика использует такие философские принципы, как принципы единства социального и биологического, общего и особенного, единства теоретического и практического, логического и исторического, всебщей взаимосвязи явлений и процессов и другие.

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно решают социальные институты - семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны, рассмотрим их поподробнее.

1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Эта форма связи присуща прежде всего, педагогике и философии. Те или иные философские учения способствовали развитию педагогических концепций и теорий. Так, например, философское учение экзистенциализм. Суть этого учения в следующем – внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. По их мнению сейчас идет деформация личности, потеря своеобразия и пр. Поэтому школа должна учить учащихся творить себя как личность. Это учение является основанием теории индивидуализации обучения.

Другое философское учение - прагматизм, представители которого познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека. Это учение явилось основой прагматической педагогики Дж. Дьюи, который предлагает строить обучение как цепь самостоятельных открытий учащихся.

Такое философское учение, как диалектический материализм, получило широкое распространение в ХХ в., особенно в странах социализма. Основные положения этого учения – материя первична, сознание вторично; явления объективного мира и сознания взаимозависимы и взаимосвязаны; все предметы и явления находятся в состоянии развития и изменения. Важное место в этом учении занимают законы диалектики: переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность объект и субъект общественных отношений; ведущую роль в ее развитии носит воспитание; личность проявляется и формируется в деятельности. Т.е., философия выполняет по отношению к педагогике методологическую функцию.

Другая наука, с которой педагогика связана этой формой связи – это психология, исследующая закономерности функционирования и развития психики человека. Педагогика строит процессы обучения и воспитания в соответствии с закономерностями психических процессов детей в зависимости от их возраста.

К этой же форме связи относится творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2. Следующая форма связи – использование методов исследования, применяемых в других науках. Например, проникновение в педагогику в начале ХХ века методов психологического эксперимента привело к появлению экспериментальной педагогики, экспериментальной дидактики, педагогической психологии.

Также большое значение для педагогики имеют методы математической статистики. Организация и проведение педагогических исследований требует выявления типичного, т.е. обращения к статистическому материалу. Для того, чтобы данные педагогических исследований были достоверными, а не случайными, необходимо обследовать широкие массы детей.

В педагогике применяются также методы, используемые в социологии (изучает влияние социальной среды на человека). Это наблюдение через односторонний экран, метод участвующего наблюдателя, когда испытуемые воспринимают исследователя как рядового члена коллектива, методы социометрии, исследуют причины связей внутри мелких групп.

Применяется в педагогике и метод моделей из кибернетики (наука об управлении сложными динамическими системами).

3. Следующая форма связи - использование педагогикой данных некоторых наук, результатов их исследований. Эта форма связи осуществляется, прежде всего, с биологическими науками: возрастной анатомией и физиологией, общей гигиеной. Педагогика учитывает данные о физическом развитии ребенка, о функциональных особенностях возрастного развития отдельных органов и их систем (Дозируя занятия спортом и физкультурой, трудом, составляя расписание и пр.); учитывает физиологические процессы возбуждения и торможения и др.

Из гигиены педагогика использует всевозможные нормативы, соблюдение которых обеспечивает хорошее развитие как физическое, так и психическое.

Педагогика также использует данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемость, смертность, миграции. Без учета и прогнозирования рождаемости невозможно решение проблем строительства новых школ, подготовки учительских кадров.

Существенное значение для педагогики имеют и данные социологических, этнографических исследований. Например, по данным социологических исследования переход от обязательного среднего к неполному среднему привел к увеличению правонарушений, безнадзорности.

Использует педагогика и данные экономики. Исследования экономистов показали, что уровень образования влияет на производительность труда. Данные экономики нужны для решения такой задачи как переход на 12 –летнее обучение.

4. Еще одна форма связи – комплексное исследование для решения общих проблем двух и более наук. Примером такого исследования явилось исследование, проводимое Л.В.Занковым по проблеме развивающего обучения. (Можно ускорить темп и обогатить курс обучения в начальной школе).

Исследование Эльконина-Давыдова о соотношении конкретного и абстрактного в мышлении младшего школьника и гипотеза о возможности внедрения элементов абстрактного в начальном обучении. Интересно также исследование Ананьева – Сорокиной о готовности детей к обучению.

5. Можно выделить еще одну форму связи педагогики с другими науками – использование терминов и понятий других наук для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений или для обозначения новых: диверсифи­кация образования (переход к разнообразию типов, уровней, профилей) образования. Основными факторами развития урока в условиях диверсификации становятся новые цели и педагогические технологии. Каждая технология для своей реализации требует адекватных форм организации обучения, изменения роли и места урока в системе других форм, способствует появлению многообразия видов урока), педагогическая квалиметрия и моделирование.

5.4. Структура педагогики . Развитие педагогики, накопление знаний привело к ее дифференциации, к выделению различных областей педагогики. Возникают новые отрасли педагогики, выделяются научные дисциплины, имеющие свой объект и предмет исследования.

Таким образом, постепенно складывается система педагогических наук, объединяющая отдельные отрасли педагогики и специальные научные дисциплины. Традиционно выделяют следующие отрасли:

1. Общая педагогика, базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности образования.

2. Возрастная педагогика, в ней выделяют педагогику ясельного возраста или преддошкольную педагогику, дошкольную педагогику, педагогику начальной школы, педагогику средних образовательных учреждений, педагогику высшей школы, педагогику взрослых или андрагогику.

3. История педагогики и образования, исследует развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические периоды.

4. Коррекционная педагогика, исследует закономерности образования людей с отклонениями, задержками развития. Сюда относятся сурдопедагогика(обучение глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение слепых и слабовидящих), логопедия (обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика.

5. Отраслевая педагогика (военная, спортивная, профессиональная, семейная).

6. Частные методики, исследуют специфику закономерностей образования применительно к отдельным учебным предметам.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается, появляются такие отрасли как сравнительная педагогика, исследующая образовательные системы в различных странах; социальная педагогика, исследующая проблемы межличностных отношений, жизнедеятельности человека, педагогика межнационального общения и др.

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

Внутреннюю структуру педагогики составляют следующие основные разделы: общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания, теория управления образовательными системами, или теоретическая педагогика, практическая педагогика.

5.5. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики . Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и законо­мерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые спо­собы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тен­денций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

Т.е. педагогическая наука осуществляет теоретический анализ практики обучения и воспитания, устанавливает в ней существенные связи и закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает на этой основе практические рекомендации. Благодаря этому перед практикой открываются новые перспективы. Например, закономерность – взаимосвязь теории и практики - любое научное знание служит практике, поэтому в процессе обучения необходимо опираться на практику и жизненный опыт учащихся. Закономерность взамосвязи, взамообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Т.е. эти виды деятельности не должны исключать одно другое, могут быть разделены во времени или совпадать, на каком-то этапе может отдаваться предпочтение какому-либо виду деятельности.

Педагогическая наука как система знаний по отношению к педагогической практике выполняет следующие функции:

Описательную, заключающуюся в сборе и накоплении данных, фактов;

Объяснительную, состоящую в объяснении педагогических явлений и процессов, их внутренних механизмов;

Обобщающую, заключающуюся в формулировании закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные педагогические явления и факты;

Прогнозирующую (предсказательную), состоящую в том, что педагогические знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее процессы и явления;

Нормативную, суть которой в том, что педагогические знания позволяют вырабатывать государственные стандарты на те или иные педагогические явления и процессы.

Позиция науки по отношению к практике чаще всего опережающая. Однако в области гуманитарных наук, в том числе и педагогике, передовая практика зачастую опережает педагогическую науку.

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении:

– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:

– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении:

– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:

– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается".

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

2. Методы обучения – это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.

В древние и средние века основной задачей ставили подготовку к светской жизни, поэтому и методы были догматические, в основе которых было заучивание.

В эпоху великих открытий возникшая потребность в знаниях заставляла обращаться к новой информации для активного применения в путешествиях, открытии дальних земель, механизации труда.

В советской школе часто применялся метод готовых знаний, что заставляет до сих пор изучать передовой педагогический опыт и применять инновационные экспериментальные, проблемные, самостоятельные, информационные методы и приемы.

Прием обучения – деталь метода.

Метод наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем.

Это один из наиболее простых и доступных методов, которые легко применять при анализе урока, при изучении учебно-познавательной деятельности учащихся и ее продуктивности, а также при изучении других процессов и явлений.

Метод наблюдения имеет один недостаток – при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны.

Методы тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых.

Опросные методы, как и методы обучения, просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида опросных методов: беседа; интервьюирование; анкетирование.

Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.

Педагогическое мастерство – это знание предмета при умелом владении методами и приемами обучения.

Классификация методов обучения (по Михалевой Л.П.)

По типу деятельности:

словесные;

демонстрационные;

исследовательские.

По степени развития самостоятельности студентов:

объяснительно-иллюстративный;

проблемный метод;

исследовательский.

Выбор методов обучения – это педагогическое искусство преподавателя. Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.

Методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения.

Выбор зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д.

Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки.

Зависит от специфики предмета.

Главное – материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений.

При выборе методов надо чередовать виды деятельности (не методы, а виды деятельности).

3. Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина)

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Рассмотрим кратко некоторые из них.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Главная функция этической беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.