"ударный" - речной монитор, погибший в море. Всеволожский игорь евгеньевич Монитор флягин

Ветер колышет тяжелое полотнище Военно-морского флага, развевает черные ленточки бескозырок. Тысячи черноморских матросов, стоя в строю, провожают глазами уходящий в дальний поход монитор.

«Железняков» срезает корму неуклюжего серого транспорта и выходит за ворота порта.

Еще несколько минут на блестящей поверхности моря виден его темно-голубой силуэт. Потом «Железняков» - корабль, ставший живой легендой флота, - растворяется в яркой солнечной дымке, плывущей над морем…

Часть 6

СНОВА ДУНАЙ

Осенью 1945 года я получил бандероль - несколько тетрадей, исписанных знакомым почерком Алексея Емельяновича Харченко.

«Дружище Травкин! - писал он. - Выполняю свое обещание. Говорят - лучше поздно, чем никогда. Ну, что ж? Лучше - поздно! Посылаю тебе свои корявые записи. Может, и пригодятся. Все хлопцы шлют тебе пламенный железняковский привет! Корабль наш, как видишь, жив и здоров и на Дунае встретил день великой победы».

Я раскрыл первую тетрадь.

«…Сколько радости, - писал Алексей Емельянович, - было на душе у каждого из нас: мы шли помогать нашим войскам освободить Дунай от фашистских захватчиков! Советская Армия подходила все ближе к гитлеровскому логову.

Мы идем морем на Дунай. Справа медленно проплывают необычайно красивые берега Кавказа. Над вершинами гор клубится туман. Море, спокойное, ласковое, слегка покачивает монитор. Я стою на мостике рядом с рулевым, а на палубе матросы, собравшиеся возле башни, поют под баян песню. Это наша - «железняковская песня». Слова к ней сочинил капитан-лейтенант Кононенко, а музыку написал большой друг нашего корабля композитор-черноморец Юрий Слонов. Матросские голоса дружно выводят песню, и мелодия ее, подхваченная утренним бризом, летит над кораблем, словно птица.

От прохладных волн Дуная

До азовских берегов

Шел, атаки отбивая,

Монитор «Железняков».

В штормовую непогоду

Вдоль знакомых Крымских гор,

Тяжело взрывая воду,

Шел отважный монитор.

Разрывая цепь блокады

У кубанских берегов.

Не считая, без пощады

Бил врага «Железняков».

Не забудет враг и ныне

Как, ведя огонь в упор,

Узким Керченским проливом

Шел бесстрашный монитор…

Мы атаки отразили

И средь тысячи смертей

Вместе с флагом проносили

Гордость Родины своей!

На Тамани, на Кубани

Славу русских моряков

Отстоял в боях с врагами

Монитор «Железняков».

Эх, море любимое,

Широкое, синее,

Дунаю привет передай!

Эх, горы далекие,

Эх, степи широкие,

Любимый, приветливый край!

За кормой монитора на буксире идет зенитная плавучая батарея. Она предназначена для противовоздушной обороны освобожденных от противника баз. «Железнякову» прежде никогда не приходилось буксировать большие суда на длительном морском переходе. Буксировка уменьшает наш ход, снижает маневренность. А ведь война еще не закончена. Гитлеровские подводные лодки нередко нападают не только на боевые корабли, но даже и на рыболовецкие сейнеры.

Нас, правда, сопровождают катера противолодочной обороны - «морские охотники».

Не доходя до Сочи, попали в сильный шторм. Где от него укрыться? Сочи мало пригоден для этого. Порт открыт для всех ветров и штормовой волны. Но нужно было спасать корабль и людей. Плавбатарею поставили во внутреннем ковше порта, а «Железняков» укрылся за молом.

Шторм бушевал целые сутки. Волны гуляли в порту. Опасная для корабля зыбь бросала монитор из стороны в сторону, грозила сорвать его с якорей и выбросить на прибрежные камни. Никто не спал - все были на ногах.

Наконец шторм утих. Погода улучшилась. Мы взяли курс на Туапсе и Новороссийск.

«Железняков» шел под самым берегом, а «морские охотники» охраняли его от фашистских подводных лодок с моря. Наблюдение велось усиленное.

Вдруг сигнальщик «Железнякова» доложил: «Левый борт, курсовой 50, вижу перископ подлодки».

«Лево на борт, полный ход! Держать прямо на перископ!» - скомандовал я рулевому.

Не успели мы повернуть, как «морские охотники» обнаружили перископ внутри охранения и начали стремительную атаку.

Одна за другой оглушительно рвутся серии глубинных бомб. То там, то тут из моря встают водяные столбы. После одного из взрывов море забурлило пузырями, будто кипящая вода на плите. По волнам растекается радужно переливающееся на солнце масляное пятно. Оно быстро увеличивается в размерах. Вместе с пузырями на поверхность всплывают какие-то бумажки, обломок доски, мятая фуражка с гитлеровской эмблемой. С флагманского «охотника», стоящего над местом взрыва, получен флажный семафор: «Подводная лодка противника уничтожена. Продолжайте следовать своим курсом»…

И снова мерно зарокотали машины «Железнякова».

Мы продолжаем путь на Дунай…

На рассвете прямо перед нами открылась огромная горища. Это гора Дооб - «страж Новороссийска», как называют ее. Вошли в Цемесскую бухту. Слева «Малая земля» - мыс Хако. Сюда был высажен десант Черноморского флота. Здесь дрались храбрые воины Цезаря Куникова.

Железняковцы замерли в молчании, отдавая честь героям, павшим в боях.

В Новороссийске меня вызвал к себе командующий флотом адмирал Октябрьский. Он сказал:

«Фашистское командование на весь мир раззвонило, что Дунайская флотилия уничтожена. Врут! Живет и здравствует флагман флотилии «Железняков». Впереди у вас, Харченко, много опасностей. Но корабль должен войти в Дунай и снова стать на нем флагманом».

Адмирал пожелал нам счастливого плавания.

И вот - мы проходим мимо Керченского пролива, навсегда переставшего быть «проливом ста смертей».

Здесь наш Громов - он из Поти ушел добровольцем на малые корабли - перевозил десантников с Тамани в Керчь. Громов приезжал навестить нас. У него на груди было уже четыре боевых ордена. Как-то у десантников в Керчи вышли боеприпасы и не стало продуктов. Авиация противника висела над проливом, уничтожая всякое суденышко, каждую лодку, появлявшуюся у берегов. Противник хотел задушить наш десант. На призыв командира: «Кто из вас, рискуя жизнью, поведет катера на ту сторону и доставит запасы десантникам?» - наш Громов первым ответил: «Я».

Командуя мотоботом, Громов десятки раз доставлял боеприпасы и продовольствие в Керчь. Он был ранен, но не покинул поста. Когда ему предложили отправиться в госпиталь, он ответил: «Я с «Железнякова». И этим все было сказано…

Я снял фуражку и долго смотрел на уходящий вдаль берег.

Зашли и в родной Севастополь… Тяжело смотреть на руины. С вершины Малахова кургана видна вся бухта. В ней уже стоит эскадра Черноморского флота.

На мысе Тарканхут до войны стоял высокий маяк, указывая путь кораблям. Теперь он - разрушен. Определили точно свое место, и «Железняков» взял курс на Одессу. Шли по узкому фарватеру, среди минных заграждений.

Тройка отчаянных «фокке-вульфов» устремилась было на корабль, но их встретили дружными залпами. «Вульфы» поспешно отвернули и ушли в море. За ними на большой скорости помчалась девятка наших истребителей.

речные мониторы типа «Железняков» (проект СБ-37)

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

Проект СБ-37 - серия из 6-ти советских речных мониторов «Железняков» , «Флягин» , «Мартынов» , «Жемчужин» , «Левачев» , «Ростовцев» , строившихся в СССР в 1934-1936 годах специально для действий на реках Припять, Дунай, Днепр. Главные конструкторы М. М. Бойко, А. Б. Байбаков. Все корабли построены на заводе «Ленинская кузница» (завод №300) в Киеве. Корабли принимали активное участие в боях Великой Отечественной войны. А один из них - монитор «Железняков» стал легендарным.

Общие сведения

Корабли типа «Железняков» (проект СБ-37) относятся к классу мониторов - плоскодонных, низкобортных кораблей с мощным артиллерийским вооружением. Предназначены для подавления береговых батарей, разрушения береговых объектов противника, переправ, мостов и высадки десанта. Зоной действия мониторов являются реки, озера и прибрежная морская зона. Характерными особенностями мониторов являлись: плоское дно, малая осадка, очень низкий надводный борт (всего 60-90 см), размещение немногочисленных тяжелых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен).

История создания

В связи с обострением обстановки в Европе в начале 30-х годов в СССР было принято решение о создании Днепровской военной флотилии для противодействия Польской пинской флотилии . При этом возникла необходимость в усилении флотилии хорошо вооруженными кораблями с низкой осадкой для действия в реке Припять.

Предшественники

В 1930-1932 гг. в Киеве, на заводе «Ленинская кузница», по заказу СБ-12 был построен монитор «Ударный» (конструкторы: А. Б. Байбаков, М. М. Бойко). «Ударный» был вооружен двумя дальнобойными 130-мм морскими орудиями , расположенными в полубашнях по линейно-возвышенной схеме, с характерным силуэтом. Став флагманом Днепровской военной флотилии монитор имел мощный, внушительный вид, свойственный скорее морским кораблям .

Но противопульное бронирование, большая осадка и высокий силуэт делали корабль плохо приспособленным для предполагаемого театра военных действий - верхнего течения реки Припять. Потому, несмотря на отличный внешний дизайн, концепция такого монитора не получила на Днепре дальнейшего развития, и конструирование речных кораблей пошло по иному пути.

На формирование облика будущих «днепровских» мониторов влияли многие факторы, среди которых основными стали: планируемый театр военных действий (р.Припять) требовал небольшую осадку и длину корпуса не более 45 м; предполагаемый противник - 6 польских мониторов с орудиями калибра 75-100 мм - вынуждал использовать противоснарядное бронирование хотя бы самых важных корабельных постов; столкновение во встречном бою с флотилией противника, обуславливало размещение артиллерии с возможностью одновременной стрельбы всех орудий в нос или корму;

Удаленность от морских баз снабжения диктовала применение унифицированных с армией боеприпасов; разнообразный характер решаемых задач (поражение бронированных речных кораблей противника, полевых укреплений, площадных открытых и даже воздушных целей) требовало установки достаточно скорострельных орудий со сбалансированными баллистическими характеристиками и широкой номенклатурой боеприпасов.

В результате этих, порой - взаимоисключающих, требований появился компромисс - монитор «Активный» (заказ СБ-30, конструктор А.Л. Николаенко), построенный в 1934 г. на той же «Ленинской кузнице». Особенностью проекта было соединение в одной (единственной) надстройке двухорудийной башни главного калибра, поворачивающейся на 360°, и на ее крыше боевой (она же - ходовая) рубки.

В ходе несколько запоздалой межведомственной борьбы (башня главного калибра уже была выполнена в металле), монитор все же получил в качестве главного калибра 102-мм морские орудия, а не 107-мм пушки армейского образца, как предлагалось Артиллерийским управлением Красной армии. В связи с обострением политической обстановки на Дальнем Востоке недостроенный «Активный» по частям был перевезен на Амур и собран в Хабаровске на заводе им. Кирова (завод №368).

Эксплуатация выявила ряд конструктивных недостатков монитора: на ходу он зарывался носом, плохо слушался руля, и наконец, было трудно управлять кораблем из вращающейся вместе с башней ходовой рубки.

Учтя этот опыт, конструкторским судо-механическим бюро завода «Ленинская кузница» был разработан улучшенный проект для заказа СБ-37 (главный конструктор М.М. Бойко, конструкторы А.Б. Байбаков, Лавров, Остроущенко, Филер, Эпштейн).

Предпосылки к созданию

Мониторы проекта СБ-37 специально проектировались для верхнего тече­ния Днепра и Припяти, и в целом вполне соответствовали своему региону по габаритам и, главное, по осадке. Естественно, что при их создании ис­ходили из того, что по ту сторону границы, у Польши, к тому времени также имелись шесть мониторов. При вдвое меньшем водоизмещении польские корабли несли по 3 75-мм пушки или 3 100-мм гаубицы. Уже сам факт применения гаубиц в качестве главного калибра говорит о том, что основным предназначением своих мониторов поляки видели содействие войскам, а не бой с советскими ко­раблями. Можно сказать, что эти корабли в большей степени отвечали ведению военных действий на реке Припять, чем отечественные. С вводом в строй в 1936-37 гг. шести мониторов типа «Железняков», советское командование сочло, что Днепровская флотилия наконец полу­чила необходимую боевую устойчивость.

Проектирование

В процессе проектирования возникло большое напряжение в отношениях между проектан­тами и заказчиками. Дело в том, что еще в начале XX столетия при проек­тировании амурских башенных канонерских лодок возникли предложе­ния вооружить их не корабельной, а полевой артиллерией. В пользу этого существовало два основных аргумента. Во-первых, настильная траекто­рия не позволяла поражать цели на обратных склонах, да и обрывистые берега, характерные для большинства рек, сильно затрудняли выбор ог­невых позиций, тем более закрытых. В этих условиях наличие на кораб­лях гаубиц значительно расширяло сферу применения корабельной ар­тиллерии. Во-вторых, для речных кораблей с флотской артиллерией при­ходилось создавать свою систему снабжения боеприпасами, зачастую дуб­лирующую армейскую. Однако тогда этот вопрос всерьез не рассматри­вался. С одной стороны, специфика Амура с его обширными плесами и низменными островами не вносила каких-либо существенных ограниче­ний по применению корабельной артиллерии. С другой стороны, у ар­мейцев в то время не существовало достойных аналогов 152-мм и 120-мм корабельным пушкам, да и их система снабжения на Дальнем Востоке сама во многом зависела от речных путей сообщения. При проектировании «Ударного» вопрос о вооружении речного мо­нитора полевой артиллерии опять поднимался, но и на этот раз армейцы нечего достойного предложить не смогли. А вот когда калибр уменьшился до 102 мм, возникла совершенно резонная идея установить на корабли модернизированные 107-мм полевые орудия образца 1910-1930 гг. При этом, хотя применение раздельно гильзового заряжания могло снизить скорострельность, упрощалось снабжение мониторов боеприпасами с ар­мейских складов.

Описание конструкции

общий вид мониторов проекта СБ-37

В силуэте корабля доминировала башня главного калибра - бронированная девятигранная (лоб башни с амбразурами орудий, был сделан из двух листов брони, отсюда «лишняя» грань).

Башня представляла собой вращающуюся железную конструкцию, покрытую броней, через которую проходила броневая рубка, защищенная колпаком из 8 вертикальных бронеплит, составляющих одно целое с вращающейся конструкцией. К задней стенке прикреплялась дальномерная рубка, в которой на тумбе размещался 9-футовый дальномер ДМ-3 Barr and Stroud , из числа закупленных еще до революции. Попасть в дальномерную рубку можно было только через лаз из башни главного калибра. Высота собственно башни - 2,76 м, по крыше дальномерной рубки - 3,92 м. От лобовой до кормовой стенки башни - 3,75 м.

По сравнению с заказом СБ-30 башня была несколько смещена к корме, но на полном ходу корабль все же зарывался носом. К правой стенке башни крепилась стрела (7,5 м) и лебедка крана, по левой стенке шел трап на ходовой мостик. На кормовой стенке был неподвижно закреплен бронированный дальномерный пост - бронированная рубка с размерениями 1,17x2,15x3,65 м, дополнительно поддерживаемый двумя откосами.

Восьмигранная боевая (ходовая) рубка высотой 2,0 м неподвижно крепилась на 750-мм трубе, жестко закреплённой на днище корабля и проходящей через башню главного калибра. Внутри трубы шел трап, с помощью которого через прорезанные в трубе лазы можно было попасть из рубки в башню главного калибра или в трюм.

К крыше башни главного калибра крепился П-образный ходовой мостик, на который можно было попасть с палубы по трапу на левом борту башни или через бортовые двери боевой рубки и далее по трапу в трубе. В свою очередь, на крыше боевой рубки (по левому борту) был оборудован сигнальный мостик и по центру установлен 60 см прожектор.

Продольный разрез проекта СБ-37

План-схема трюма проекта СБ-37

Поперечный разрез проекта СБ-37

План-схема 6-го отсека проекта СБ-37

Боевая рубка имела двери в бортовых гранях и пять больших амбразур, прикрываемых двухстворчатыми бронезаслонками со смотровыми щелями. На сигнальный мостик можно было попасть с ходового мостика по скоб-трапу на задней стенке рубки. К этой же стенке крепилась фок-мачта с марсовой площадкой.

Круглые пулеметные башни имели прямоугольный люк в крыше. Четыре бронированные створки прикрывали амбразуру, позволявшую вести огонь из 7,62-мм пулемета М-1 при возвышении до 80°.

На одном из мониторов в июле 1939 г. в качестве кормовой пулеметной башни четко просматривается шестигранная башенка броневика (без колпака) с 37-мм пушкой Гочкиса.

Кроме того, из пометок на экспликации чертежа общего вида монитора заказа СБ-37 от 5 июня 1936 г. видно, что прорабатывалась возможность установки в пульбашнях 12,7-мм пулеметов ДШК. Но от этого варианта отказались из-за малых размеров уже изготовленных башенок.

Модернизации и переоборудования

В ходе эксплуатации монитора стало ясно, что ни универсальные башенные установки 40-К, ни зенитные М-1 в пулеметных башнях, не могли в полной мере обеспечить ПВО корабля.

Поэтому в 1939 году была проведена модернизация ПВО, вместо открыто установленного 7,62-мм пулемета «Максим» установили пулеметную установку М-4 (4х7,62-мм пулемета «Максим»), называемую в то время «комплексная зенитная установка».

Установка монтировалась открыто на тумбе, всегда позади башни главного калибра и всегда по правому борту.

Точка установки на палубе определялось на каждом мониторе индивидуально, и варьировалась от 54-го до 66-го шпангоута.

Боекомплект 7,62-мм пулеметов составлял 3000 патронов на ствол.

В 1940 году носовую башню 40-К с одной пушкой заменили на похожую 41-К. Конструкторы ухитрились втиснуть в башню 41-К вместо одного два орудия 21-К.

Во время ремонта в Поти в 1943-1944 гг. на мониторе "Железняков" вместо снятых Максимов было установлено 2 27-мм зенитных автомата и 3 12,7 мм пулемета Виккерс

Список кораблей

Название Место постройки Заложен Спущен на воду Введён в эксплуатацию Судьба
«Железняков» 25 ноября 1934 22 ноября 1935 27 октября 1936 10 июля 1967 года установлен в Парке Моряков на набережной Днепра в Киеве в качестве памятника-мемориала.
«Флягин» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 30 декабря 1936 В ночь с 18 на 19 сентября 1941 года взорван экипажем в районе Дарницы ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Мартынов» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 8 декабря 1936 18 сентября 1941 года взорван экипажем в районе реки Конской в 4 км выше Благовещенска ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Жемчужин» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 27 ноября 1936 12 августа 1941 был взорван экипажем ввиду больших повреждений полученных в ходе боя.
«Левачёв» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 27 октября 1936 В ночь с 18 на 19 сентября 1941 года взорван экипажем в районе с. Десенки под Киевом ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Ростовцев» Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны
  • Григорьев В. В. И корабли штурмовали Берлин. - М.: Воениздат, 1984.

Галерея

В конце 1920-х годов советское военно-политическое руководство начало программу укрепления Днепровской военной флотилии. Для нее в конце 1930 года в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею» по проекту СБ-12.

Корабль, переклассифицированный еще в ходе постройки в монитор, получил название «Ударный». При полном водоизмещении в 387 т он нес мощное вооружение: два 130-мм орудия в бронированных башнях, четыре 45-мм зенитки в двух спаренных установках (также в бронированных башнях) и четыре счетверенные установки 7,62-мм пулеметов. Силовая установка корабля состояла из четырех дизелей производства германской фирмы MAN, в 1938 году замененных на два 800-сильных дизеля производства Коломенского завода. Казалось бы, монитор получился достаточно мощным и удачным.

Однако после вступления корабля в строй в 1934 году вскрылись и недостатки. Прежде всего — слишком большие размеры корабля (длина 54 м), затруднявшие применение «Ударного» на притоках Днепра.

Орудия главного калибра не могли вести огонь на кормовых курсовых углах — а это было серьезным недостатком для речного корабля, который часто действовал в условиях, затруднявших маневрирование. К тому же броней были защищены лишь орудийные башни и боевая рубка. Имелся также тонкий (7 мм) бронированный пояс и палуба над снарядным погребом. В итоге «Ударный» оказался единственным кораблем проекта СБ-12, а уже в 1932 году началась разработка нового речного монитора, первоначально классифицируемого как канонерская лодка.

«АКТИВНЫЙ»

Проект, получивший обозначение СБ-30, весьма напоминал самые первые мониторы эпохи Гражданской войны в США: низкобортный корпус с единственной надстройкой — орудийной башней. Боевая рубка была установлена на крыше башни и вращалась вместе с ней. Такая компоновка обеспечивала орудиям главного калибра — двум 102-мм пушкам — круговой обстрел, но, с другой стороны, затрудняла командиру управление кораблем. Зенитное вооружение — четыре «сорокапятки» в двух башнях. В отличие от «Ударного», на новом мониторе, получившем название «Активный», отказались от установки системы управления огнем главного калибра.

Габариты «Активного» были меньше, чем у «Ударного»: длина 50,7 м, водоизмещение 314 тонн. Однако бронирование было усилено — толщина броневого пояса составляла 16 мм, а в районе снарядного погреба — 30 мм. На мониторе установили два 480-сильных дизеля. Корабль был заложен в Киеве в 1934 году, затем по секциям перевезли на Амур, где собрали и в 1935 году включили в состав Амурской флотилии.

ПРОЕКТ СБ-37

Дальнейшим развитием проекта СБ-30 был проект СБ-37. Главным отличием стало применение невращающейся боевой рубки; она была установлена на цилиндре диаметром 75 см, вокруг которого вращалась девятигранная артиллерийская башня. Таким образом при повороте башни рубка оставалась неподвижной, что облегчало командиру управление кораблем. Состав и размещение вооружения повторял принятое на мониторе «Активный»: две 102-мм пушки в главной башне и четыре 45-мм зенитки в носовой и кормовой башнях. Боекомплект составлял 500 снарядов главного калибра и 2000 — 45-мм. Система управления огнем, так же как и на «Активном», отсутствовала.

Плоскодонный корпус на всем протяжении имел прямые вертикальные борта и туннельную корму, заканчивающуюся транцем. Корпус поперечными переборками делился на 13 главных отсеков, из которых девятый — отделение главных и вспомогательных механизмов — имел две продольные переборки. В его бортовых помещениях размещались главные дизеля 4-СД-19/32, а в среднем — два дизель-генератора и другие вспомогательные механизмы. Суммарная мощность главных дизелей составляла 560 л. с, что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода всего 8,3 уз (15,3 км/ч), что, впрочем, считалось вполне достаточным для речного монитора. Нормальный запас топлива (соляра) составлял 6,6 т, но максимально монитор мог принят значительно больше — 22 т, что обеспечивало солидную дальность плавания — 3700 миль (6850 км).

Навигационное оборудование мониторов проекта СБ-37 было крайне примитивным и включало два магнитных компаса и ручной лот (устройство для измерения глубины). Отсутствовал даже лаг (корабельный «спидометр»), но для тихоходного речного корабля он, по сути, и не был нужен. На корабле имелась стационарная радиостанция, а также переносная, предназначенная для корректировочного поста, при необходимости разворачиваемого на берегу.

МОНИТОРЫ В БОЮ

В 1936-1937 годах на заводе «Ленинская кузница» в Киеве построили шесть мониторов проекта СБ-37. Всем им присвоили имена героев Гражданской войны.

Все корабли первоначально вошли в состав Днепровской военной флотилии. В сентябре 1939 года они участвовали в походе Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию, действуя на реках Припять и Пина. Когда в июне 1940 года Румыния в ответ на советский ультиматум согласилась передать Бессарабию и Северную Буковину, часть границы СССР и Румынии стала проходить по реке Дунай. В Измаиле началось формирование Дунайской военной флотилии. В ее задачи входили поддержка приречных флангов сухопутных войск и десантов, высадка тактических десантов, обеспечение противоминной обороны Дуная, переправа и перевозка войск, а также ведение борьбы с речными силами противника. С Днепра на Дунай было решено перевести пять мониторов — «Ударный», а также четыре типа «Железняков» («Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев»). Два других монитора — «Левачев» и «Флягин» — вошли в состав сформированной в июне 1940 года Пинской военной флотилии. Днепровская же флотилия была расформирована.

ВОЙНА

Мониторы Дунайской флотилии в июне 1941 года в числе первых вступили в бой с противником и почти месяц действовали совместно с сухопутными частями, не допуская форсирования реки. Но к середине июля 1941 года стало ясно: надо уходить… 19 июля Дунайская флотилия сквозь огонь румынских береговых батарей прорвалась в Черное море и под прикрытием кораблей флота в полном составе прибыла в Одессу. После этого речные корабли, совершившие необычный для них переход морем, сосредоточились в Николаеве и Херсоне. Их быстро отремонтировали и перебросили на Южный Буг и Днепр. Именно здесь, на Нижнем Днепре, дунайские мониторы «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» в составе Днепровского отряда Пинской флотилии действовали совместно с однотипными «Флягиным» и «Левачевым» на прикрытии переправ советских войск южнее Киева. Сражались до последнего снаряда.

Попав в окружение, были взорваны своими экипажами. Лишь «Ростовцев» после войны был поднят, восстановлен и использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Монитор «Ударный» 19 сентября 1941 года у Тендры под Одессой погиб от налета вражеских бомбардировщиков. Этот и другие бои показали один из главных недостатков советских речных мониторов: слабость зенитного вооружения. 45-мм полуавтоматические пушки и 7,62-мм пулеметы уже не могли эффективно бороться с современными бомбардировщиками противника. Единственный уцелевший монитор — «Железняков» — получил усиленное зенитное вооружение (на нем дополнительно установили две 37-мм автоматические пушки и три 12,7-мм пулемета).

СУДЬБА «ЖЕЛЕЗНЯКОВА»

В первый же день вражеского вторжения монитор, патрулировавший воды Дуная, попал под артобстрел. В 04:15 22 июня корабль открыл огонь по вражескому берегу. В том бою, продолжавшемся почти весь день, монитором была подавлена артиллерийская батарея противника и сбит вражеский самолет. 9 июля «Железняков» прорвался в Измаил, 19-го — в устье Дуная, прибыв 20 июля в Одессу. В августе он принимал участие в обороне Николаева, Херсона, Очакова, а 25 августа прибыл в Крым.

25 октября 1941 года «Железняков» совершил переход в Камыш-Бурунскую бухту (под Керчью), а 21 ноября был включен в состав Азовской военной флотилии.

В октябре-ноябре 1941 года монитор принимал участие в обороне Керчи, в июле 1942 года оборонял Ростов-на-Дону и Азов, а в августе — устья Кубани и Темрюка.

В том же месяце «Железняков» совершил прорыв из Азовского моря в Черное через Керченский пролив, контролировавшийся немцами. Монитор свернул с фарватера, скрытно подошел к вражескому берегу и под огнем артиллерии противника прошел по минным полям. Несмотря на полученные повреждения, «Железняков» 3 сентября 1942 года прибыл в Поти. 14 октября его включили в состав Черноморского флота. 26 февраля 1943-го монитор формально вернули в состав воссозданной Азовской флотилии — в то время «Железняков» находился на ремонте, завершенном лишь в августе 1943 года. 13 апреля следующего года его передали в состав Дунайской флотилии. 30 августа того же года монитор прибыл в Измаил. Впоследствии он воевал в Румынии, Болгарии, Югославии.

За годы войны «Железняков» прошел 40 тыс. км. В марте 1958 года его вывели из боевого состава для использования в качестве плавучего склада, а два года спустя передали Дунайскому пароходству как плавучий причал. Вооружение монитора было передано в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, зенитная броневая башня с пушкой была установлена возле музея Суворова в Измаиле. В 1965 году по просьбам общественных организаций корпус и вооружение «Железнякова» были переданы на верфь «Ленинская кузница», корабль был восстановлен и в 1967 году установлен на бетонном постаменте возле судоверфи.

Серия речных мониторов типа «Шторм» («Шквал») состояла из 7 единиц («Шторм», «Въюга», «Ураган», «Шквал», «Вихрь», «Смерч», «Тайфун») была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и была принята на вооружение в 1909 г. в составе Амурской речной флотилии. В годы Первой мировой войны корабли были частично повреждены или разукомплектованы. В 1927 г. были восстановлены «Шторм», «Въюга», «Ураган», «Шквал» и переименованы в «Ленин», «Свердлов», «Троцкий» (Красный Восток) и «Сун-Ят-Сен». Монитор «Вихрь» был переоборудован в плавбазу гидроавиации «Амур». В 1932 г. были восстановлены «Смерч» и «Тайфун» и переименованы в «Триандафилов» (Киров) и «Вострецов» (Дзержинский). В 1932-1933 гг. «Амур» переоборудован в монитор и переименован в «Дальневосточный комсомолец». Все корабли были списаны в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 964 т, полное – 1000 т.; длина – 71 м, ширина – 12,8 м; осадка – 1,4 м; скорость – 11 узл.; энергетические установки – 4 дизельных двигателя; мощность – 1,9 – 2,9 тыс.л.с.; запас топлива – 103 т. соляра; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 120 — 140 человек. Бронирование: борт – 76 — 38 мм; палуба – 19 мм; башни – 76 мм; траверсы – 9,4 мм; рубка – 51 мм. Вооружение (Ленин, Красный Восток и Сун-Ят-Сен): 4х2 — 120-мм орудия; 2х1 – 45-мм зенитных автомата; 4-6х1 — 12,7-мм пулемет. Вооружение («Киров», «Дзержинский» и «Дальневосточный комсомолец»): 4х1 – 130-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 4 – 12,7-мм пулемета и 5 – 7,62-мм пулеметов. Вооружение («Свердлов»): 4х1 – 152-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета.

Монитор был построен на судостроительном заводе №300 в г. Киеве и принят на вооружении в 1932 г. Он входил в состав Дунайской флотилии. Погиб корабль в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 367 т, полное – 387 т.; длина – 54 м, ширина – 11 м; осадка – 0,8 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 800 л.с.; запас топлива – 20 т. соляра; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 86 человек. Бронирование: борт – 7,2 – 4,6 мм; палуба – 12 — 6 мм; башни – 12 мм; барбеты и рубка – 7,2 мм. Вооружение: 2х1 — 130-мм орудия; 2х2 – 45-мм зенитных автомата; 4х4 — 7,62-мм пулемета.

Монитор был построен на заводе №300 в г. Киеве и принят на вооружении в 1934 г. Он входил в состав Амурской флотилии. В 1938-1941 гг. корабль прошел модернизацию. Снят с вооружения в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 250 т, полное – 314 т.; длина – 51 м, ширина – 8,2 м; осадка – 1 м; скорость – 13 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 480 л.с.; запас топлива – 20,5 т. соляра; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 68 человек. Бронирование: борт – 30 – 16 мм; палуба – 16 — 4 мм; башни – 12 мм; траверсы – 8-4 мм; рубка – 30 мм. Вооружение: 1х1 — 102-мм орудие; 2х2 – 45-мм зенитных автомата; 1х3 – 37-мм зенитный автомат; 3х1 – 12,7-мм пулемета.

Серия речных мониторов типа «Железняков» (СБ-37) состояла из 6 единиц («Железняков», «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Ростовцев», «Флягин») и была построена в 1934-1936 гг. на судостроительном заводе № 300 г. Киева. Корабли служили в составе Днепровской, Дунайской и Азовской флотилий.

Мониторы «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Ростовцев» и «Флягин» погибли в 1941 г. «Ростовцев» в 1945 г. был поднят, восстановлен в качестве учебного корабля и в 1955 г. сдан на слом. «Железняков» в 1967 г. установлен в качестве памятника в г. Киеве. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 230 т, полное – 260 т.; длина – 51,2 м, ширина – 8,2 м; осадка – 0,9 м; скорость – 8,3 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 280 л.с.; запас топлива – 22 т. соляра; дальность плавания – 3,7 тыс. миль; экипаж – 78 человек. Бронирование: борт –16 — 4 мм; палуба – 4 мм; башни и рубка – 16 -30 мм; траверсы – 4 мм. Вооружение: 1х2 — 102-мм орудие; 1х2 и 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 3х1 – 12,7-мм пулемета.

Серия мореходных мониторов типа «Хасан» состояла из 3 единицы («Сибирцев», «Серышев», «Лазо») и была заложена в 1936 г. на Горьковском заводе №112. В 1939 г. корабли секциями были перевезены в Хабаровск и на заводе №368 достроены. В 1940 г. мониторы были переименованы в «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш» соответственно. Мониторы имели ледокольные образования носовой части и могли выходить в море при волнении до 7 балов. Корабли служили в составе Тихоокеанской флотилии и были списаны в 1960 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т, полное – 1,9 тыс.т.; длина – 88 м, ширина – 11 м; высота – 21 м; осадка – 3 м; скорость – 15,4 узл.; энергетические установки – 4 дизельных двигателя; мощность – 3.2 тыс. л.с.; запас топлива – 171 т. соляра; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Бронирование: борт –75 — 37 мм; палуба – 40 — 20 мм; башни и рубка – 100 мм; траверсы – 25 мм. Вооружение: 3х2 — 130-мм орудия; 2х2 – 76-мм орудия; 3х2 – 45-мм зенитных автомата; 5х2 – 12,7-мм пулемета; 29 мин.

проекта СБ-37 . Принимал участие в Великой Отечественной войне . В 1967 году установлен как памятник на Рыбальском острове в Киеве .

Боевая служба

Монитор «Железняков» - головной корабль проекта СБ-37. Все шесть мониторов этого проекта были названы в честь моряков - героев Гражданской войны . «Железняков» получил имя А. Г. Железнякова - знаменитого «матроса Железняка».

До середины июля 1941 года «Железняков» и другие корабли Дунайской военной флотилии, взаимодействуя с сухопутными силами, удерживали государственную границу, не позволяя противнику форсировать Дунай.

С сентября 1944 года монитор вновь на Дунае. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии.

За время войны «Железняков» прошел свыше сорока тысяч километров, отразил 127 воздушных атак, уничтожил 13 артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов.

Командиры корабля

  • капитан-лейтенант Маринушкин А. С. (1938-1942)
  • капитан-лейтенант Харченко А. Е. (1943-1944)
  • старший лейтенант Коган М. Я. (1945)

Корабль-памятник

После окончания Великой Отечественной войны «Железняков» некоторое время оставался в строю. Затем монитор был выведен из состава флота, его вооружение было передано в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, броневая башня с пушкой была установлена возле музея Суворова в Измаиле, корпус использовался как плавучая пристань. В 1965 году по просьбам общественных организаций корпус и вооружение «Железнякова» были переданы на верфь «Ленинская кузница», корабль был восстановлен и в 1967 году установлен на бетонном постаменте возле судоверфи.

Напишите отзыв о статье "Железняков (монитор)"

Литература

  • Игорь Всеволожский, «Неуловимый монитор»
  • «Неуловимый монитор», Морская коллекция журнала «Моделист-Конструктор», № 3/1985
  • Г. Гусев, «Неуловимый монитор», журнал «Костёр», № 10-1982
  • Г. Резниченко, «Второе рождение», журнал «Моделист-Конструктор», № 5/1968
  • Н. Бадеев, «Принимаю бой», издательство «Детская литература», 1973

Отрывок, характеризующий Железняков (монитор)

Он подозвал к себе старших генералов.
– Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.