Двенадцатое главное управление министерства обороны российской федерации (12 гумо). Политолог: видео Минобороны о Службе специального контроля – это сигнал й батальон СН

Служба специального контроля ГРУ ГШ ВС СССР

В 1958 г. в составе 6-го управления была создана Служба контроля за ядерными взрывами (с 1960 г. в Служба специального контроля).
В январе-феврале 1958 г. Главное управление комплектации Министерства среднего машиностроения СССР было передано Министерству обороны СССР и преобразовано в Главное управление специального вооружения МО СССР. В апреле 1958 г. оно было переименовано в 12-е ГУ МО СССР (в/ч 31600, Москва Знаменский пер., 19). Затем в его состав было включено 6-е управление ГШ ВС СССР.

С 1996 г. 12-е ГУМО участвует в создании международной системы мониторинга, предусмотренной Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Служба Специального Контроля
Здание 12 Главного управления на Рубцовско-Дворцовой улице в Москве

в/ч 46179 (Москва Рубцовско-Дворцовая, 2 (также ул. Матросская Тишина, 10)), сформирована 13.05.1958 г. в системе ГРУ Формальное наименование: 170-й Оперативно-Координационный Центр (170-й ОКЦ)

Службы Специального Контроля Министерства Обороны СССР. В 1992 году в ССК входили 11 отдельных и 3 радиосейсмические лаборатории, 4 автоматизированные и 3 автоматические станции, 5 автономных сейсмических пунктов и 10 выносных групп. Кроме того использовались средства контроля морского и воздушного базирования, космические средства. 4 лаборатории сформированы в 1954 году. В РФ в 18 лабораторий.
Для детектирования ядерных взрывов используется аппаратура:
Станция засечки ядерных взрывов К-612-0 в выпускается томским ОАО «РЕАТОН»
Комплекс К-802-ГЕО
Спектрометрическая аппаратура НПЦ «Аспект»
АССК «Материк» в авто система сейсмо контроля (НИИ Импульсной Техники г. Москва)

Одна из лабораторий ССК находилась на Сахалине: в/ч 41094 Южно-Сахалинск-5 п. Спутник-2 лаборатория ССК сф 1954 г

Есть информация, что эти знаки изготавливалиь заключенными по спец заказу какого-то начальника.

Существует несколько версий этого значка

Фото Сахалинского коллекционера Власова В.М.

О ходе перевооружения нашей ядерной триады «Красная звезда» регулярно информирует читателей. Однако до сих пор мы не рассказывали о том, чем ядерные боеприпасы для новейших ракетных комплексов отличаются от тех, что постепенно снимают с вооружения. Об этом и многом другом в преддверии профессионального праздника рассказывает начальник 12-го Главного управления Минобороны РФ полковник Юрий СЫЧ.


Справка

Дата основания 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации (12-го ГУМО) определена приказом министра обороны Российской Федерации от 2 сентября 1993 года № 68 «Об установлении даты образования 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации». Однако история 12-го ГУМО начинается с 4 сентября 1947 года - с даты образования Специального отдела Генерального штаба - первого структурного подразделения в Вооружённых Силах, созданного в целях реализации советского атомного проекта, поэтому в 2012 году будет отмечаться 65-я годовщина управления.

- Какие задачи приходится сегодня решать «ядерному» главку?
- Начну с того, что 12-е ГУМО отвечает за поддержание, развитие и эксплуатацию ядерного арсенала Вооружённых Сил РФ, включая обеспечение его ядерной безопасности, физической защиты и антитеррористической устойчивости, а также за осуществление контроля проведения другими странами ядерных испытаний.
Организационно 12-е ГУМО включает в себя центральные и войсковые базы хранения ядерных боеприпасов, научно-исследовательский институт, межвидовой учебный центр, испытательный полигон на Новой Земле, а также службу специального контроля. Состав и структура Главного управления соответствуют размещению и задачам группировок войск (сил), применяющих ядерное оружие.
Наши основные задачи - безопасная эксплуатация ядерных боеприпасов и поддержание готовности к обеспечению ими соединений и воинских частей боевого применения ядерного оружия. Эти задачи решаются личным составом центральных и войсковых баз хранения, где сосредоточен практически весь запас ядерных боеприпасов, переданных промышленностью Министерству обороны Российской Федерации. Они содержатся в защищённых хранилищах в установленной степени боевой готовности. В сроки, определённые министром обороны, и по его приказу ядерные боеприпасы будут переданы в воинские части боевого применения.
Подготовка специалистов ядерного обеспечения проводится в межвидовом учебном центре. При отборе военнослужащих у нас используются самые современные технические средства и методики. В нынешних условиях при снятии с военнослужащих по призыву задач по выполнению несвойственных им функций уровень их подготовки заметно вырос. В настоящее время оптимизированы и программы обучения. Всё это наряду с оснащением современными образцами вооружения и военной техники позволило значительно повысить способность 12-го ГУМО качественнее выполнять стоящие перед нами задачи.
Однако без серьёзного развития военных исследований не может эффективно совершенствоваться система ядерного обеспечения. И здесь нельзя не сказать о 12-м Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны РФ. Его коллектив - это не кабинетные учёные, а специалисты, которых хорошо знают на полигонах, в войсках и на предприятиях промышленности. Специалисты института участвуют во многих исследованиях и экспериментальных работах, организуемых разработчиками ядерного оружия, осуществляют научное обеспечение деятельности Центрального полигона Российской Федерации, который остаётся одним из ключевых элементов отечественного ядерного оружейного комплекса. Институт располагает уникальной экспериментально-испытательной базой, позволяющей достаточно адекватно моделировать поражающие факторы ядерного взрыва и их воздействие на вооружение и военную технику. По своему составу и возможностям эта база не имеет аналогов в нашей стране.
Как результат, 12-е ГУМО сегодня – это высокозащищённая, гарантированно безопасная система, способная надёжно обеспечивать войска (силы) ядерными боеприпасами как в мирное время, так и в ходе ведения военных действий.
- Что изменилось в 12-м Главном управлении в контексте уроков Чернобыля? Какие меры были реализованы на объектах главка, для того чтобы исключить малейшую возможность возникновения ЧП с утечкой радиации?
- Существовавшая на тот момент времени система эксплуатации ядерных боеприпасов в техническом плане в полной мере обеспечивала безопасность ядерного оружия и поэтому не потребовала внесения кардинальных изменений. Более того, данная система работает до сих пор. Но мы не стоим на месте. Предприняты шаги по повышению безопасности ядерного оружия путём внедрения технических систем, полностью исключающих его несанкционированное применение.
В целях совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности ядерного оружия 12-м ГУМО разработан и Президентом России в 2011 году утверждён Указ «О совершенствовании государственного регулирования деятельности в области обеспечения безопасности ядерного оружия», которым одобрена Концепция обеспечения безопасности ядерного оружия в Российской Федерации.
Утверждено также и положение, регламентирующее организацию деятельности по обеспечению безопасности ядерного оружия в мирное время и направленное на исключение или снижение допустимого уровня возможности проявления потенциально опасных свойств ядерного оружия.
Для реализации функций, возлагаемых на Министерство обороны РФ, в 12-м Главном управлении подготовлена и в 2012 году утверждена «Концепция обеспечения безопасности ядерного оружия в Вооружённых Силах Российской Федерации».
Пристальное внимание уделяется системе отбора и подготовки личного состава, непосредственно участвующего в эксплуатации, его морально-психологическому состоянию. Претерпела существенное изменение система контроля эксплуатации со стороны как Главного управления, так и командования воинских частей. Переизданы практически все руководящие документы, касающиеся вопросов организации эксплуатации ядерных боеприпасов, акцент в которых смещён к повышению уровня ядерной и радиационной безопасности.
- Известно, что несколько лет назад командование 12-го ГУМО заявляло, что атомными боеголовками оснащены только находящиеся на боевом дежурстве стратегические подлодки и ракетные комплексы РВСН. Это означало, что реальное боевое дежурство несли две компоненты ядерной триады. А как сейчас?
12-е ГУМО выполняет задачи ядерного обеспечения всей триады в соответствии с планами, утверждёнными министром обороны Российской Федерации.

В настоящее время соединения и воинские части ядерной триады активно оснащаются современными комплексами вооружений. В войска поступают новые мобильные ракетные комплексы «Ярс». До конца 2020 года в состав Военно-морского флота должны войти 8 подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей» с ракетами «Булава». В дальней авиации полностью сохранён парк стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, идут работы по их модернизации. 12-е ГУМО успешно решает задачи по обеспечению этих современных комплексов ядерными боеприпасами.
Решением министра обороны две основные составляющие ядерной триады несли и в дальнейшем будут нести боевое дежурство с комплексами вооружения в ядерном оснащении. В условиях договора СНВ-3 этого вполне достаточно для поддержания ядерного паритета. Поэтому воздушная компонента ядерной триады по-прежнему будет нести боевое дежурство так же, как и было ранее, а базы 12-го ГУМО будут находиться в готовности к выдаче им ядерных боеприпасов.
- Как изменилась работа 12-го ГУМО за последние пять лет?
- Передача некоторых воинских частей родов войск Вооружённых Сил РФ в состав 12-го ГУМО была последним этапом более чем десятилетнего периода реформирования системы ядерного обеспечения. Результатом работы, начатой в середине 1990-х годов и завершённой в 2009 году, стало объединение всех воинских частей ядерного обеспечения в единую организационную структуру под единое командование.
Централизация руководства обеспечила повышение эффективности функционирования всех составляющих системы – боевой готовности, управления, и в первую очередь ядерной безопасности, эксплуатации и технической готовности ядерных боеприпасов.
Сосредоточение всех сил и средств ядерного обеспечения под единым руководством позволило оптимизировать состав группировки ядерного обеспечения без снижения боевой готовности и тем самым снизить затраты на её содержание.
Концентрация ядерного боезапаса в Главном управлении открыла новые возможности в проведении единой технической политики эксплуатации ядерных боеприпасов, обеспечении ядерной безопасности, совершенствовании профессионального мастерства военных ядерщиков.
- Чем отличаются ядерные боеприпасы для новейших ракетных комплексов от тех, что постепенно снимают с вооружения?
- Развитие современных технологий в области конструкционных материалов, микроэлектроники, информационного обеспечения создаёт условия для оптимизации характеристик как существующих ядерных боеприпасов, так и вновь создаваемых.
Те, что снимаются с вооружения, способны выполнять поставленные боевые задачи, но в связи с техническим и физическим устареванием менее эффективны по сравнению с современными аналогами. Они уступают по таким важным характеристикам, как срок службы и, что не менее важно, безопасность эксплуатации.
Новейшие типы ядерных боеприпасов (ЯБП) имеют меньшие габариты и массу, высокий уровень надёжности. Применение микроэлектроники последнего поколения в системах управления значительно увеличило точность и, как следствие, эффективность выполнения боевой задачи. Использование сложных алгоритмов обмена информацией обеспечивает безопасность применения, гарантирует защиту от средств радиоэлектронного противодействия противника.
Для повышения безопасной эксплуатации в состав современных ядерных боеприпасов введены приборы и системы, исключающие их несанкционированное задействование и применение, но при этом гарантирующие их штатную работу при боевом применении. Конструкция современных ядерных боеприпасов обеспечивает защиту от аварий природного и техногенного характера, сохраняя безопасное состояние боеприпаса после воздействия таких поражающих факторов, как пожар, удар или падение с высоты.
Во вновь разрабатываемых ЯБП применяются новейшие материалы и технические решения, что позволяет значительно сокращать время на их обслуживание и подготовку к боевому применению.
- Много ли работы в последнее время у входящей в структуру 12-го ГУМО службы спецконтроля? Как обстоят дела с контролем ядерных объектов других государств?
- Да, в состав 12-го Главного управления Министерства обороны, как я уже говорил, входит Служба специального контроля (ССК), основная задача которой - постоянный мониторинг испытаний ядерного оружия на иностранных полигонах.
Работы у этой структуры всегда достаточно много, поскольку, помимо контроля проведения ядерных испытаний, она осуществляет наблюдение за геофизической и радиационной обстановкой на земном шаре с представлением результатов обработки поступающей информации в управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.
С целью оперативного информирования о регистрируемых событиях в геофизических средах природного и техногенного характера (землетрясения, цунами, оползни, взрывы и т.п.), которые могут привести к катастрофе, ССК активно взаимодействует с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с Геофизической службой Российской академии наук, а также другими организациями.
Примером этой работы могут служить события 2011 года в районе японского острова Хонсю.
Наши специалисты своевременно и точно доложили вышестоящему руководству о произошедшем в этом регионе землетрясении, вследствие которого образовалось цунами, приведшее к аварии на АЭС «Фукусима-1». При помощи технических средств радиационного контроля, находящихся на вооружении ССК, отслеживалась и ежедневно представлялась информация руководству Министерства обороны о возможности радиационного заражения не только территории Российской Федерации, но и распространении радиоактивных выбросов от АЭС на всём земном шаре.
Обеспечивая контроль за соблюдением международных договоров об ограничении и запрещении испытаний ядерного оружия, ССК осуществляет работы по созданию (модернизации) и обеспечению функционирования находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации объектов Международной системы мониторинга.

- Что представляют собой неядерно-взрывные эксперименты на Новой Земле? Не противоречат ли они условиям договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний? Какие перспективы у этого арктического полигона?

- Новоземельский полигон образован 31 июля 1954 года постановлением Правительства СССР в целях проведения испытаний ядерного оружия в морских условиях.
Всего за всю историю полигона проведено 130 ядерных взрывов: 88 атмосферных ядерных взрывов (1 наземный, 85 воздушных и 2 надводных), 3 подводных ядерных взрыва и 39 подземных ядерных взрыва.
Первое испытание проведено 21 сентября 1955 года, последнее - 24 октября 1990 года. В настоящее время Центральный полигон Российской Федерации на островах Новая Земля функционирует в полном соответствии с Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который Российская Федерация подписала 24 сентября 1996 года и ратифицировала принятием Федерального закона от 27 мая 2000 года № 72-ФЗ.
Реализация Договора осуществляется на основе поддержания полигона в готовности, в случае принятия соответствующего политического решения, к проведению полномасштабных испытаний, а также адаптации полигона к проведению не запрещенных Договором работ по ядерным зарядам - неядерно-взрывных экспериментов.
Неядерно-взрывной эксперимент - это особый способ исследования физических процессов, происходящих в ядерных зарядах, который проводится без ядерного энерговыделения и предназначен для подтверждения надёжности и безопасности ядерного боезапаса Российской Федерации.
Пока существует ядерное оружие, есть и необходимость в поддержании высокой степени его боеготовности, подтверждении надёжности и требуемого уровня безопасности. Значит, будет существовать и ядерный полигон.

- Какие меры предпринимаются по повышению надёжности охраны объектов Главного управления?

- В современном мире в условиях возросшей террористической активности обеспечение надёжной охраны ядерных боеприпасов является важнейшей задачей 12-го главка. Все центральные и войсковые базы хранения ядерных боеприпасов оснащены современными интегрированными охранными комплексами, использующими различные физические принципы обнаружения и имеющими в своём составе средства летального и нелетального воздействия, которые установлены на нескольких рубежах, начиная от хранилища с ядерными боеприпасами и заканчивая периметром базы.
В их основе лежат самые передовые разработки российских производителей, учтён мировой опыт обеспечения надёжной охраны важнейших государственных объектов.
Задачи таких комплексов состоят в своевременном обнаружении нарушителей, ограничении и предотвращении несанкционированных действий, оценке ситуации и корректировке действий подразделений охраны по их блокированию и задержанию. Каждый интегрированный охранный комплекс, помимо стандартных охранных опций, включает в себя инженерно-заградительные препятствия, средства наблюдения и обнаружения, систему контроля и управления доступом. При этом на каждом объекте построены комплексные здания для размещения охранных подразделений и персонала пункта управления техническими средствами охраны, контрольно-пропускные пункты.
Безусловно, объекты хранения ядерных боеприпасов представляют интерес и для иностранных разведок. Разработаны и используются как организационные методы противодействия, так и современные технические средства, позволяющие противостоять и этой угрозе.
В рамках решения задач противодействия терроризму в межвидовом учебном центре создан учебно-тренировочный комплекс подготовки сил охраны (антитеррора). Это позволило готовить подразделения охраны с учётом специфики ядерных объектов Вооружённых Сил РФ.
Как начальник 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации могу заверить, что совместный труд разработчиков ядерного оружия, учёных и испытателей Минобороны позволяет военно-политическому руководству страны быть уверенным в эффективности, надёжности и безопасности ядерного арсенала государства.

История

Датой основания 12-го ГУМО считается 4 сентября 1947 г. – день образования Специального отдела Генерального штаба (ГШ) Вооруженных Сил СССР, задачами которого были создание первого полигона (Семипалатинский испытательный полигон), изучение поражающих факторов ядерных взрывов и разработка средств и способов противоатомной защиты войск и населения. Его начальником был назначен генерал-полковник Виктор Анисимович Болятко, а его заместителем генерал-майор Н. П. Егоров.

20 сентября 1949 г. Специальный отдел ГШ был преобразован в 6-е управление ГШ ВС, на которое были возложены функции координации научно-исследовательских работ, разработки специальных требований по боевому использованию войск в условиях применения ядерного оружия, организации и проведению испытаний ядерного оружия, контроля деятельности специальных отделов в видах ВС.

В 1958 г. в составе 6-го управления была создана Служба контроля за ядерными взрывами (с 1960 г. – Служба специального контроля).

В январе–феврале 1958 г. Главное управление комплектации Министерства среднего машиностроения СССР было передано Министерству обороны СССР и преобразовано в Главное управление специального вооружения МО СССР. В апреле 1958 г. оно было переименовано в 12-е ГУ МО СССР. Затем в его состав было включено 6-е управление ГШ ВС СССР.

В 1988 г. на основе отдела Управления эксплуатации ЯБП в 12-м ГУМО была создана Инспекция ядерной безопасности. В этом же году началось формирование профессиональной аварийно-спасательной службы 12-го ГУМО, ставшей затем основой для развертывания в МО РФ системы реагирования на возможные аварии с ядерным оружием. С 1994 г. функции Инспекции ядерной безопасности были расширены, и она была преобразована в Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью МО РФ.

Накануне распада СССР (1989–1991 гг.) 12-е ГУМО осуществило возврат тактического ядерного оружия из стран Варшавского договора и союзных республик Закавказья и Центральной Азии на территорию России, а в 1992–1996 гг. – вывоз ядерного оружия из Белоруссии, Казахстана и Украины на объекты МО РФ.

В 1992 г. для осуществления мероприятий по реализации международных договоров по сокращению и ликвидации ядерного оружия было создано Управление ликвидации и утилизации ядерных боеприпасов и средств их эксплуатации.

С 1996 г. 12-е ГУМО участвует в создании международной системы мониторинга, предусмотренной Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

В 1997 г. в составе ГУМО был создан Центр ядерно-технического обеспечения ВС РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 549 был установлен профессиональный праздник специалистов ядерного обеспечения, который отмечается ежегодно 4 сентября.

  • Центр Обеспечения Ядерной Безопасности - Москва Б. Знаменский пер., 15 с 1
  • в/ч 77510 6-й ГЦНИП (объект 700) - Архангельск-55 п. Белушья Губа (о-в Новая Земля) сформирован в 1955 году
  • в/ч 90408 Отдел капитального строительства ЦПРФ - Архангельск-55 п. Белушья Губа , в 1996 году утратил статус в/части.
  • в/ч 10569 батальон обесп испыт сформирован в 1954 г.
  • в/ч 39096 батальон обесп испыт сформирован в 1954 г.
  • в/ч 39092 База МТО (материально-техническое обеспечение) - Северодвинск
  • в/ч 40800 Автобаза
  • в/ч 09607
  • в/ч 10944
  • в/ч 52605 2-й ГНИП ОЛ - Семипалатинск-21 г. Курчатов (ст. Конечная, ныне ст. Дегелен) сформирован в 1947 г, расформирован в 1994 году.
  • 217-й инж-стр батальон
  • 497-й обсв монтажный
  • в/ч 32130 УС - Можайск-3
  • в/ч 25851 Центр радиоактивного захоронения - Тула-50
  • в/ч 51105 12-й ЦНИИ (ЦФТИ) Центральный Физико-Технический Институт - Сергиев Посад-7 п. Ферма (309 в/г)
  • в/ч 31650 НИЦ ССК - Москва Рубцовско-Дворцовая, 2 (???) (Филиал 12 ЦНИИ)
  • в/ч 70170 НИЦ Безопасности Технических Систем - СПб Новосельковская, 39
  • в/ч 14258 84-й УТЦ межвидовой - Сергиев Посад п. Шарапово
  • База МТО стройматериалы - Сергиев Посад
  • УТЦ противодиверсионный - Сергиев Посад-7 п. Ферма
  • в/ч 32369 1080-й ЦВГ (Центральный военный госпиталь) (Сергиев Посад-7 п. Ферма)
  • Арсенал ВГ
  • Борисоглебск п. Грибановский (Воронеж-45) в/ч 14254, в/ч 65154
  • Можайск-10 в/ч 14436
  • Оленегорск-2 п. Рамозеро в/ч 14439, в/ч 42621
  • Вологда-20 ст. Чебсара в/ч 33796
  • Энгельс п. Березовка (Саратов-63) в/ч 33927, в/ч 33915
  • Трёхгорный-1 Дружбы,2 в/ч 33951
  • Хабаровск-47 п. Корфовский в/ч 34088
  • Брянск-18 п. Ржаница в/ч 42685
  • Феодосия-13 п. Краснокаменка (Симферополь-32) в/ч 42615 в/ч 62047
  • Нальчик-20 п. Звёздный в/ч 33826
  • Белгород-22 Грайворон п. Головчино в/ч 34037
  • Тула-50 в/ч 65163
  • Себеж-5 п. Сосновый Бор в/ч 52328 www.sebezh5.narod.ru
  • Кировоград-25 п. Александровка в/ч 65152
  • Красноярск-26 в/ч 51966
  • в/ч 70170 г. Санкт-Петербург (Ленинград)НИЦ БТС (филиал 12 ЦНИИ)
  • в/ч 99795 г. Приозерск Ленинградская области НТИЦ
  • в/ч 21066 г. Приозерск Ленинградской области ОБОП
  • в/ч 01001 г. Приозерск Ленинградской области ОДВК
  • в/ч 52690 г. Москва
  • в/ч 49719 п. Громово Ленинградская обл.
  • в/ч 54281 Хабаровск-47 п. Корфовский Батальон охраны
  • в/ч 16685 Сергиев посад-7 п.ферма войска связи (тамбур)

Арсеналы

(1990 г. - более 20 штук, 2005 г. - 14 штук)

Служба Специального Контроля

Эмблема Службы Специального Контроля

в/ч 46179 (Москва Рубцовско-Дворцовая, 2 (также ул. Матросская Тишина, 10)), сформирована 13.05.1958 г. в системе ГРУ Формальное наименование: 170-й Оперативно-Координационный Центр (170-й ОКЦ) Службы Специального Контроля Министерства Обороны СССР. В 1992 году в ССК входили 11 отдельных и 3 радиосейсмические лаборатории, 4 автоматизированные и 3 автоматические станции, 5 автономных сейсмических пунктов и 10 выносных групп. Кроме того использовались средства контроля морского и воздушного базирования, космические средства. 4 лаборатории сформированы в 1954 году. В РФ - 18 лабораторий. Для детектирования ядерных взрывов используется аппаратура:

  • Станция засечки ядерных взрывов К-612-0 - выпускается томским ОАО «РЕАТОН»
  • Спектрометрическая аппаратура НПЦ «Аспект»
  • АССК «Материк» - авто система сейсмо контроля (НИИ Импульсной Техники г. Москва)

Лаборатории ССК

  • Малин Украинская лаборатория ССК Житомирская обл.
  • в/ч 14167 Макаров-1 Украинская 12 лаборатория ССК Киевская обл.
  • Майли-Сай Киргизская лаборатория ССК сф. в 1974 г. в в/ч 54286
  • г.Норильск Красноярского края, лаборатория ССК, филиал в/ч 96211. Расформирован в 2005г.
  • Хабаз пос, АСП
  • в/ч 22158 Боровое пос, Казахская лаборатория ССК с 1974 г.
  • в/ч пп 76515 Улан-Батор Монгольская лаборатория ССК (Экспедиционная Группа) с 1974 г., расформирована
  • в/ч 86665 Билибино, ЧАО
  • в/ч 14024 Каменец-Подольский-16, с 1994 по 2004 Укр лаборатория ССК, с 2004 г. - ПН, Хмельницкая обл
  • в/ч 14053 Семипалатинск Казах 9 лаборатория ССК
  • в/ч ……. Актюбинск - Казах отдельная группа ССК
  • в/ч 13987 ст. Столбовая, Моск. Обл. - Подольская лаборатория ССК
  • в/ч 14169 Балта Укр лаборатория ССК Одесская обл (учебный центр)
  • в/ч 26154 Приозерск СПб лаборатория ССК
  • в/ч 29475 Новый Ургал пос, (район БАМа) Хабаровская лаборатория ССК −70-79-
  • в/ч 30030 Ленск п. Пеледуй Якутская лаборатория ССК
  • в/ч 41007 Уссурийск Приморского края, посты - с. Григорьевка, с. Утесное. 33 зональная лаборатория спецконтроля (злск).
  • в/ч 41056 Киров п. Бахта + п. Хайбулино (Башк) Киров лаборатория ССК сф 1954 г
  • в/ч 41094 Южно-Сахалинск-5 п. Спутник-2 Сахал 3 лаборатория ССК сф 1954 г
  • в/ч 41097 Петропавловск-Камчатский п. Радыгино Камч лаборатория ССК вынос сейсмопункт «Начики» п. Тундровый
  • в/ч 42626 Сухуми п. Нижняя Эшера +п. Хейвани Абхаз - 24 лаборатория ССК сф. в 2000 г. в в/ч 96211
  • в/ч 77031 Заринск п. Залесово Алтай лаборатория ССК
  • в/ч 63679 Москва ул. Матросская Тишина, 10 / Загорск п. Шарапово - КП/ЗКП ССК - выделены из головной штабной в/ч 46179 в отдельную оперативную часть в 1987 г. Состав: 844-й Командный Пункт 170-го ОКЦ ССК, Запасной Командный Пункт ССК, 1056-й главный и запасной узлы связи ССК, главный и запасной вычислительные центры ССК, а также радиопередающий центр, выносной сейсмопункт и выносная группа СЕВ в п. Шарапово (три последних ранее принадлежавшие Подольской лаборатории ССК).
  • в/ч 96211 Дубна п. Александровка (Ратмино), СОИ /НЦД сф. в 1988 г.
  • в/ч 31650 Москва Рубцовско-Дворцовая 2 - НИИ ССК. Выведена из подчинения головной в/ч 46179 и переподчинена напрямую руководству 12 ГУ МО (в/ч 31600) в 1988 г.
  • Куба, Лурдес - автономный сейсмопункт ССК.
  • Антарктида - 2 автономных сейсмопункта ССК.
  • ОВСК при РД

626 батальон СН

  • в/ч 14118 Загорск п. Абрамово Московская обл.
  • в/ч 42635 Свердловск (Екатеринбург)
  • в/ч 42663 Суздаль п. Сокол Московская обл.
  • в/ч 44806 Гатчина СПб
  • в/ч 64178 Москва, Мясницкая, 3 + Уланский пер, 11 (Дербенево) Московская обл.
  • в/ч 69273 Снежногорск Мурманское предприятие.

Объекты «С»

По состоянию на 1989 год в республиках СССР находилось стратегических и тактических ядерных боезарядов
  • РФСФР - 12320
  • Украина - 2345
  • Белоруссия - 1180
  • Казахстан - 330
  • Литва - 325
  • Латвия - 185
  • Туркмения - 125
  • Узбекистан - 105
  • Молдавия - 90
  • Грузия - 320
  • Эстония - 270
  • Армения - 200
  • Таджикистан - 75
  • Азербайджан - 75
  • Киргизия - 75

В СССР существовало 102 Спецобъекта для хранения ЯБЧ

  • в/ч ….. - Объект «С» Красногорск-25
  • в/ч ….. - Объект «С» Владимир-21
  • в/ч 14427 - 341 Объект «С» Кировоград-25 ()
  • в/ч ….. - Объект «С» 713 ()
  • в/ч 40274 - 917 Объект «С» Свердловск-45 (Лесной)
  • в/ч 90989 - Объект «С» 820 Балаклава
  • в/ч 41013 - 943 Объект «С» Трёхгорный-1 (Златоуст-30) (Дальний)
  • в/ч 51966 - Объект «С» 980 Красноярск-26 (Железногорск)
  • в/ч ….. - Объект «С» (Саратовская область)
  • в/ч 42685 - Объект «С» Брянск-18 ()
  • в/ч 25624 - Объект «С» Белгород-22 () в/ч 25624 в/ч 34037
  • в/ч 12474 - 332 Объект «С» Макаров-1 (п. Белая Криница Киев, Житомир)
  • в/ч ….. - Объект «С» Себеж-5 (Сосновый Бор) Псковская область в/ч 42644 в/ч 52328
  • в/ч 62047 - Объект «С» Симферополь-32 (Феодосия-13) Краснокаменка
  • в/ч 90534 - Объект «С» Каргополь-2 () город Няндома Приморский район Архангельская область
  • в/ч 25625 - Объект «С» Хабаровск-47 () Корфовский
  • в/ч ….. - Объект «С» Тула-50 () Арсеньевский район Тулская область в/ч 25851 в/ч 40852 в/ч 01073
  • в/ч 42649 - Объект «С» Челябинск-115 () Карабаш
  • в/ч 14254 - Объект «С» Воронеж-45 ()
  • в/ч 75414 - Объект «С» Анадырь-1 (Магадан-11) Гудым
  • в/ч 39995 - Объект «С» Иркутск-45 () станция Головинская Заларинского района Иркутской области

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Двенадцатое главное управление Министерства обороны Российской Федерации (12 ГУМО)

Центральный орган военного управления по реализации военной ядерно-технической политики государства и ядерного обеспечения Вооруженных Сил РФ. Создано 29 апреля 1958 на базе Главного управления специального вооружения Министерства обороны СССР. В феврале 1959 в состав 12 ГУМО включено 6-ое управление Министерства обороны с сохранением его наименования, созданное в 1949. Это обеспечило более целенаправленное и централизованное проведение технической политики в области ядерного оружия в рамках Министерства обороны.

На 12 ГУМО возлагались следующие задачи: контроль разработок, обеспечение испытаний ядерных боеприпасов (ЯБ), организация их хранения и эксплуатации; учет ЯБ, принятых на вооружение; планирование поставок ЯБ как на центральные, так и на войсковые базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил, в том числе и в особый период; планирование поставок составных частей ЯБ по истечении их сроков гарантии. В его подчинение переданы органы специального военного представительства, контролировавшие разработку и производство ядерного оружия, а также специальные войсковые части.

Постановлением правительства от 17 декабря 1959 12-е ГУМО включено в состав вновь образованного вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения. Начальник управления был включен в состав Военного совета Ракетных войск. В связи с достижением стратегического паритета и значительным расширением задач ядерного обеспечения всех видов Вооруженных Сил постановлением правительства от 28 ноября 1974 12-е ГУМО выведено из подчинения главнокомандующего РВСН и передано в непосредственное подчинение Министра обороны СССР.

Начальники 12 ГУМО: генерал-майор Егоров Н.П. (с 22.09.1958 по 12.03.1959 – исполняющий должность начальника 12 ГУМО), генерал-полковники Болятко В.А. (12.03.1959 - 26.11.1965), Егоров Н.П. (31.01.1966 - 08.02.1974), маршал артиллерии Бойчук Е.В. (08.02.1974 - 08.11.1985), генерал-полковники Герасимов В.И. (08.11.1985 - 27.04.1992), Маслин Е.П. (27.04.1992 - 08.09.1997), Валынкин И.Н. (08.09.1997 - 2005), Верховцев В.Н. (с 2006).

В Вооруженных Силах Российской Федерации имеется немало различных организаций, обеспечивающих необходимой информацией не только командование Вооруженных Сил, но и руководство страны. Одной из таких организаций, решающей задачу, направленную на обеспечение мира и снижение ядерной угрозы, является Служба специального контроля Министерства обороны Российской Федерации.

Еще совсем недавно завеса государственной тайны не позволяла СМИ открыто говорить о Службе специального контроля (ССК). Но времена меняются, и некоторая информация о Службе сегодня может стать достоянием гласности.

Историческим предшественником Службы специального контроля стало отделение спецнаблюдения, сформированное в 1954 г. в составе одного из управлений Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.

Днем рождения Службы специального контроля считается 13 мая 1958 года. Именно в этот день по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР начато проведение работ по созданию в одном из Главных управлений Генерального штаба воинских подразделений, круглосуточно следящих за проведением испытаний ядерного оружия за рубежом.

Своим возникновением Служба по праву обязана видным советским деятелям науки: академикам И.В. Курчатову, Г.А. Гамбурцеву, И.К. Кикоину, М.А. Садовскому и многим другим. Именно они, реализуя советский атомный проект, в начале 1950-х годов поставили перед руководством страны вопрос о создании специальных подразделений по контролю над ядерными испытаниями. Первым начальником Службы специального контроля был назначен полковник (впоследствии генерал-майор) А.И. Устюменко, профессионал высочайшего класса, подлинный энтузиаст своего дела.

С первых дней своего рождения и по настоящее время главной задачей Службы является осуществление непрерывного контроля над испытаниями ядерного оружия в мире. Вместе с тем по мере заключения международных договоров об ограничении и запрещении ядерных испытаний важной задачей стало наблюдение за соблюдением этих соглашений.

Первый бесценный опыт удаленной регистрации ядерных взрывов был получен офицерами дальневосточных воинских частей. В силу специфики решаемых задач они были названы лабораториями специального контроля. Среди участников обнаружения ядерных испытаний тогда были: М.А. Стрельников, В.В. Щетинин, А.Г. Данилов, Ю.Г. Стрельцов, А.П. Мкртчян, А.М. Олешко, А.С. Яхновский, Е.П. Кривошапкин и многие другие.

Именно им выпало фактически на голом месте, испытывая большие трудности, в суровых климатических условиях вести строительство объектов, развертывать технические средства и организовывать несение непрерывного дежурства.

Практическое выполнение задач по контролю над ядерными испытаниями осуществлялось в лабораториях специального контроля с использованием технических средств, принцип действия которых основан на регистрации геофизических возмущений, сопровождающих ядерные взрывы. Лаборатории Службы специального контроля имеют возможность регистрировать сигналы ядерных взрывов, проводимых за рубежом в различных природных средах (подземных, подводных, воздушных и космических).

Подчиненные Службе специального контроля лаборатории в силу специфики их предназначения размещены по всей территории России, в основном в местах, значительно отдаленных от цивилизации, в условиях Крайнего Севера, на Дальнем Востоке. Главный принцип их размещения - обеспечение максимальной чувствительности в регистрации сигналов ядерных взрывов.

За годы своего существования Службой специального контроля зарегистрировано 730 ядерных испытаний, проведенных на испытательных полигонах в США, Китае, Франции, Индии, Пакистане. О многих из них официальных сообщений в средствах массовых информации не было.

ССК за свою полувековую историю существования пережила различные трудности. Серьезным испытанием для Службы специального контроля стал распад СССР, в результате которого за пределами России осталась часть эффективных лабораторий, таких как "Боровое" на территории Казахстана, "Макаров" на территории Украины и "Майли-Сай" в Киргизии.

Для реализации предъявляемых требований специалистам Службы в тесном контакте с военными учеными Научно-исследовательского центра специального контроля пришлось искать новые способы и методы повышения эффективности контроля, которые в настоящее время успешно реализуются.

Одним из основных направлений повышения эффективности работы Службы является техническое переоснащение имеющихся лабораторий. Переход на цифровую широкополосную регистрацию информации и отказ от аналоговой записи сигналов, автоматизация процессов сбора и передачи данных позволяют снизить погрешности при анализе получаемой информации и сократить сроки ее обработки.

Будучи участником Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), Россия имеет возможность доступа к информации, регистрируемой более 320 станциями международной системы мониторинга (МСМ), предусмотренных договором. С использованием данных от МСМ Служба получает возможность регистрации ядерных взрывов мощностью от 1 кт глобально по Земному шару.

В основе любой организации наряду с современной техникой и высокими технологиями главенствующую роль играют люди. Именно они по праву являются гордостью и славой Службы специального контроля. Сегодня в воинских частях ССК проходят службу настоящие профессионалы своего дела. Это подтверждает тот факт, что за длительный перерыв в испытаниях ядерного оружия с мая 1998 г., когда испытания были проведены Индией и Пакистаном, по октябрь 2006 г. (испытания КНДР) при отсутствии практического опыта регистрации не допущено снижения уровня подготовки личного состава Службы.

Утром 9 октября 2006 г. мировое сообщество было извещено об увеличении числа государств - участников ядерного клуба: программа Вести телеканала Россия в своем срочном выпуске транслировала доклад министра обороны РФ Сергея Иванова Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами - Президенту Российской Федерации Владимиру Путину об установлении факта проведения испытания ядерного устройства Северной Кореей. Доклад был основан на данных, представленных специалистами Службы специального контроля Минобороны России.

В настоящее время при поддержке и внимании командования 12-го ГУМО под руководством начальника ССК полковника С.И. Шушлебина проводятся работы по созданию новых лабораторий, разрабатываются и устанавливаются технические средства регистрации нового поколения, на более высокий уровень выходит международное сотрудничество. С честью обеспечивают выполнение обязательств Российской Федерации по ДВЗЯИ руководитель национального центра данных РФ по ДВЗЯИ полковник А.Д. Понкратов и его подчиненные подполковники А.В. Пантелеев, А.С. Поплавский, майор Д.В. Шмелев и многие другие.

Высоких результатов в организации контроля над ядерными испытаниями достигли в лабораториях, руководимых полковниками Е.Ф. Ездаковым, И.Н. Тармазаковым и В.А. Липовским. Личный состав этих и других лабораторий несет оперативное дежурство в тяжелейших климатических условиях, в непрерывном круглосуточном режиме наблюдает за малейшими отклонениями в сейсмической обстановке земли, колебаний в атмосфере, электромагнитном поле, изменении радиоактивности воздуха. Особое место в этой работе отводится информационно-аналитическому центру Службы специального контроля, возглавляемому полковником Э.М. Расуловым. Его подчиненные проводят обобщение и окончательный анализ поступившей информации, готовят итоговые документы для командования Вооруженных Сил и руководства страны.

К сожалению, до настоящего времени не создан механизм, позволяющий в огромном объеме зарегистрированной информации автоматически выделять и идентифицировать сигнал от ядерного взрыва. Всегда последнее слово остается и, видимо, в ближайшей перспективе будет оставаться за человеком. Именно такие люди и выполняют свой воинский долг в Службе специального контроля.

Нечасто проводятся испытания ядерного оружия, но руководство Российской Федерации и Минобороны могут быть уверены, что если кем-то произведено ядерное испытание, оно не останется незамеченным - с высокой точностью будут установлены место его проведения, мощность и характер ядерного устройства

"Хранители главного боезапаса" Красная Звезда, 4 сентября 2010

4 сентября - день специалиста по ядерному обеспечению
Беседу вел Александр Александров, "Kрасная звезда".

Сегодня исполняется 63 года с момента основания одной из наиболее закрытых структур Вооруженных Сил России. За время своего существования 12-е Главное управление Минобороны вписало немало страниц не только в отечественную, но и в мировую историю. О наиболее значимых этапах развития ядерного главка, современном состоянии ядерного отрасли и перспективах развития средств ядерного сдерживания "Красной звезде" рассказал начальник 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир ВЕРХОВЦЕВ.

Владимир Николаевич, 12-е Главное управление является неотъемлемой составляющей обороноспособности нашей страны, частью Стратегических сил ядерного сдерживания. Долгое время вся информация, связанная с 12-м главком, была закрыта для широкого доступа. Нашим читателям было бы интересно узнать о наиболее значимых событиях в становлении главного ядерного управления...

История 12-го Главного управления достаточно насыщена событиями. 63 года - это жизнь трех поколений. Это немало, особенно если оценить результат деятельности этих поколений. Точкой отсчета в истории Главного управления считается 4 сентября 1947 года, когда для реализации отечественного атомного проекта в Генеральном штабе был создан Специальный отдел. В задачи сформированного отдела входило руководство проведением испытаний ядерного оружия. Успешное ядерное испытание, проведенное 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне, стало главным результатом деятельности этого отдела, равно как и триумфом для ученых-ядерщиков во главе с академиком Игорем Васильевичем Курчатовым и главным конструктором КБ-11 Юлием Борисовичем Харитоном.

Сегодня для нас это событие - лишь исторически свершившийся факт. А для того времени это была колоссальная политическая и морально-психологическая победа. Достаточно хотя бы фрагментарно вспомнить обстановку в мире и стране в конце 1940-х годов. В период после Второй мировой войны, после бомбардировки японских Хиросимы и Нагасаки, десятки наших городов находились под ядерным прицелом. Несмотря на все просчеты и даже преступления политического и военного руководства страны того времени, было бы исторической несправедливостью предать забвению их роль в создании ядерного оружейного комплекса. Это те люди, которые непосредственно принимали решение о разработке в стране ядерного оружия и, как следствие, о создании 12-го Главного управления Министерства обороны.

Благодаря титаническому труду первопроходцев-ядерщиков в глухих, как говорится, "медвежьих углах" нашей Родины более 60 лет назад были созданы первые объекты главка. При этом продуманный и основательный подход к решению этой задачи позволяет и сегодня этим объектам не только существовать, но и в полном объеме выполнять на них задачи по предназначению - обеспечивать хранение, эксплуатацию и защиту ядерного боезапаса. В 12-м Главном управлении с большой благодарностью вспоминают дела генералов Алексея Ивановича Смирнова, Николая Константиновича Белобородова, Виктора Михайловича Егорова, Александра Григорьевича Сандрикова, Николая Григорьевича Макеко, Александра Ивановича Суетина, Николая Петровича Семенова, Владимира Ивановича Короткова, полковника Аркадия Григорьевича Айвазова и многих других, кто закладывал фундамент нынешнего ядерного главка. К слову, генерал-лейтенант Алексей Смирнов был начальником двух ядерных объектов, руководителем Семипалатинского испытательного полигона. При его участии проведено более 100 ядерных взрывов, т.е. седьмая часть всех испытаний ядерного оружия, в большинстве из которых он лично руководил всеми работами.

Мы относимся к поколению специалистов ядерного обеспечения, которому повезло соприкоснуться с историей. Нам предоставлена возможность лично общаться с участниками Великой Отечественной войны, с людьми, которые стояли у истоков испытания отечественного атомного оружия. Среди них - участник первого атомного испытания полковник С.Л. Давыдов. Именно он в далеком 1949 году нажимал "кнопку" подрыва первого атомного устройства в СССР.

Владимир Николаевич, насколько известно, вы для 12-го Главного управления - человек, как говорится, не со стороны: прошли долгий путь от службы на нескольких объектах до начальника главка. Вы лично были свидетелем многих исторических событий, связанных с главным ядерным управлением. Какие этапы в развитии ядерного управления, на ваш взгляд, можно особенно выделить, возможно, назвать судьбоносными для страны?

С момента создания 12-му Главному управлению была уготована ответственная и сложная судьба. Уже в начале 1960-х годов, точнее, через 15 лет после формирования главка, специалистам ядерного обеспечения во главе с генерал-полковником Виктором Анисимовичем Болятко пришлось участвовать в разрешении острейшего послевоенного так называемого Карибского кризиса. Операция "Анадырь", проведенная с участием офицеров Главного управления, положила начало процессу перехода от жесткой конфронтации и ядерных угроз к переговорам, а в последующем - к сокращению ядерных арсеналов двух великих держав. Договоренности, подписанные президентами России и США в апреле 2010 года - это, если можно так выразиться, закономерный этап развития отношений, начало которым было положено теми событиями.

Позже на долю специалистов ядерного главка выпала не менее ответственная задача - участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Известно, какого беспрецедентного самопожертвования, мужества и напряжения сил потребовала эта работа. Серьезным испытанием прочности системы 12-го Главного управления стала передислокация ядерного боезапаса из стран Восточной Европы и ближнего зарубежья на территорию России в начале 90-х годов прошлого века.

Каждый из этапов развития Главного управления по-своему значим. И все-таки судьбоносными, как вы говорите, этапами я бы назвал три. В первую очередь это вывод ядерного боезапаса из бывших социалистических стран Восточной Европы и бывших республик Советского Союза. Эта важная с политической точки зрения и сложная государственная задача была выполнена, как я уже говорил, в кратчайшие сроки, без потерь, без аварий и нарушений требований ядерной безопасности.

Другой, не менее важный для 12-го Главного управления и меня лично период относится к концу XX - началу XXI века. Для того времени характерным стал процесс концентрации ядерного боезапаса в рамках 12-го Главного управления. В структуру главка вошли ядерные части ВВС, ВМФ, Центральный полигон Российской Федерации. И сегодня ядерный главк в его нынешнем обновленном состоянии является хранителем всего ядерного боезапаса России.

Ну и третий этап - это более чем десятилетний период реформирования системы ядерного обеспечения. Результатом работы, начатой в середине 1990-х годов и завершенной в 2009 году, стало объединение всех воинских частей ядерного обеспечения в единую организационную структуру под единое командование. Централизация руководства обеспечила повышение эффективности функционирования всех составляющих системы: боевой готовности, управления, ядерной безопасности, эксплуатации и технической готовности ядерных боеприпасов.

Учитывая важность решаемых задач по обеспечению видов и родов войск Вооруженных Сил ядерными боеприпасами, на рубеже двух веков ядерно-техническое обеспечение было переведено из технического в разряд стратегического вида обеспечения. Сегодня 12-е Главное управление Минобороны осуществляет хранение и обслуживание всего запаса ядерных боеприпасов России, а также контроль соблюдения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Конечно же, за всеми этими фактами и историческими событиями стоит труд сотен и тысяч людей, специалистов своего дела. Этими людьми, как и всей системой ядерного главка, руководили в свое время известные военачальники - генерал-полковники Виктор Анисимович Болятко, Николай Павлович Егоров, маршал артиллерии Ефим Васильевич Бойчук, генерал-полковники Владимир Иванович Герасимов, Евгений Петрович Маслин, Игорь Николаевич Валынкин.

Для кого-то, быть может, это простая констатация фактов служебной деятельности или некий отчет о проделанной работе, для меня же - это важнейшие этапы развития и, если хотите, дальнейшего роста 12-го Главного управления Минобороны России.

Безусловно, стоящие перед Главным управлением задачи я решал и решаю в тесном взаимодействии со своими единомышленниками - командирами соединений, воинских частей, учреждений, офицерами центрального аппарата: генерал-майорами А.А. Винокуровым, В.А. Федоровым, В.Н. Гайдуковым, контр-адмиралом С.Ф. Перцевым, полковниками П.А. Шушпановым, Ю.В. Гавриловым, А.М. Пыхтиным, Н.С. Шелудяковым, В.А. Титойкиным, В.А. Письмаком, Ю.Ю. Юровым, А.Н. Зверевым, Н.Е. Алексеевым, И.А. Колесниковым, А.М. Великановым, Д.П. Мотасовым, А.В. Капелько, С.В. Зерновым, К.Н. Грачевым, В.В. Череповым и многими другими. Полагаю, что когда задуманное сбывается и оно несет пользу государству, это и есть то самое значительное и судьбоносное.

За последний год в Вооруженных Силах произошли кардинальные изменения организационно-штатной структуры видов и родов войск. Меняется и система управления в войсках, межвидовое взаимодействие. Как эти процессы отражаются на деятельности 12-го Главного управления Минобороны?

Проводимые мероприятия по приданию современного облика Вооруженным Силам не могли не коснуться 12-го Главного управления. Собственно говоря, реорганизация системы ядерного обеспечения проводилась постоянно, начиная с 1990-х годов. Последовательно был осуществлен переход от территориально-видового к территориальному принципу обеспечения войск (сил) ядерными боеприпасами.

В 2009 году с выходом Вооруженных Сил Российской Федерации на новый облик был проведен очередной этап реорганизации, который стал логическим завершением предыдущих изменений в структуре 12-го Главного управления. Оптимизация системы ядерного обеспечения наших Вооруженных Сил на этом этапе в первую очередь была направлена на приведение ее состава и структуры в максимальное соответствие требованиям военно-политической обстановки, экономическим возможностям государства по составу, размещению и задачам группировок войск (сил), применяющих ядерное оружие. Главная цель - создание на основе имеющейся инфраструктуры высокозащищенной, гарантированно безопасной системы, способной надежно обеспечивать войска (силы) ядерными боеприпасами как в мирное время, так и в ходе ведения военных действий.

Особое внимание при проведении организационно-штатных мероприятий и совершенствовании системы боевой готовности соединений и воинских частей 12-го Главного управления уделялось готовности в кратчайшие сроки приступить к выполнению поставленных Верховным Главнокомандующим и министром обороны Российской Федерации задач по предназначению, наращиванию способности гарантированно выполнить задачи ядерного обеспечения.

Ну и, конечно, нельзя оставлять без внимания личный состав. Какими бы совершенными ни были технические решения, заложенные в конструкцию ядерных боеприпасов, человеческий фактор был, есть и будет определяющим в надежном функционировании всей системы ядерного обеспечения. Поступление на вооружение Главного управления новых образцов ВВТ, а также автоматизированных систем управления требуют от личного состава постоянного совершенствования знаний и практических навыков. По этой причине в 12-м Главном управлении особое внимание уделяется вопросам профессионального отбора, подготовки и допуска специалистов, эксплуатирующих ядерные боеприпасы.

Как результат, после реорганизации мы имеем современные, оснащенные новейшим вооружением и военной техникой соединения и воинские части ядерного обеспечения, выполняющие конкретные задачи по обеспечению созданных группировок войск (сил) на соответствующих стратегических направлениях. Таким образом, тщательно спланированные и в то же время проведенные в сжатые сроки мероприятия по совершенствованию системы ядерного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации позволили без снижения боевой готовности оптимизировать структуру 12-го Главного управления и, что особенно необходимо отметить, сохранить лучшие офицерские кадры в своих рядах.

Безусловно, в прорывной наукоемкой ядерной отрасли важнейшей составляющей ее успешного развития и функционирования является наука. Каким научным потенциалом располагает в настоящее время ядерный Главк?

Основной научно-исследовательской организацией Главного управления является 12-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ, которому недавно исполнилось 60 лет. За эти годы институтом пройден трудный путь от изучения неизведанной области знаний до создания и развития науки о ядерном оружии, его боевых свойствах и способах защиты от него. Необходимо вспомнить ветеранов института, настоящих ученых, исследования которых в области физики ядерного взрыва признаны в научном сообществе не только нашей страны, но и за ее пределами, внесших значительный вклад в становление и развитие института. Это член-корреспондент РАН Б.В. Замышляев, доктора технических наук профессоры Ю.С. Яковлев, B.C. Бочаров, С.П. Кудимов, С.В. Форстен, В.В. Софронов, В.А. Пиджаков, Б.А. Шилобреев, Н.А. Кондурушкин, Ю.И. Блохин и многие другие.

Коллектив института - это не кабинетные ученые, а специалисты, которых хорошо знают на полигонах, в воинских частях и на предприятиях промышленности. Специалисты института участвуют во многих исследованиях и экспериментальных работах, организуемых разработчиками ядерного оружия. Наши ученые осуществляют научное обеспечение деятельности Центрального полигона Российской Федерации, который является одним из ключевых элементов отечественного ядерного оружейного комплекса. Институт располагает уникальной экспериментально-испытательной базой, позволяющей достаточно адекватно моделировать поражающие факторы ядерного взрыва и их действие на вооружение и военную технику. По своему составу и возможностям эта база не имеет аналогов в нашей стране.

Но ведь, насколько известно, в мире запрещены все виды испытания ядерного оружия. Тем более что в 1996 году со стороны Российской Федерации подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний...

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) накладывает запрет только на те испытания, которые сопровождаются выделением ядерной энергии, то есть на ядерные взрывы. Все остальные виды испытаний ядерных боеприпасов указанным договором не запрещены. В условиях отсутствия полномасштабных ядерных испытаний обязательным инструментом контроля работоспособности, надежности и безопасности ядерных зарядов служат неядерно-взрывные эксперименты, которые не сопровождаются выделением ядерной энергии и поэтому не запрещены ДВЗЯИ. Эти эксперименты проводятся в настоящее время Министерством обороны и Госкорпорацией "Росатом" на Центральном полигоне Российской Федерации.

К тому же Договор не накладывает ограничений на модернизацию электроники и автоматики ядерных боеприпасов, направленную на совершенствование защищенности и антитеррористической устойчивости ядерного оружия. За последние 20 лет по этому направлению достигнуты значительные результаты. При этом научно-исследовательские учреждения 12-го Главного управления в развитии методологии этих работ играют ведущую роль в Министерстве обороны.

Современная террористическая активность и угроза точечных ударов приобретают международный, глобальный характер. Каким образом обеспечивается безопасность на объектах 12-го Главного управления? Организовано ли сотрудничество в этом направлении на международном уровне?

Действительно, в современном мире в условиях возросшей террористической активности обеспечение надежной защищенности и сохранности ядерного оружия является важнейшей задачей 12-го Главного управления. Немаловажная роль в этом отведена международному сотрудничеству, в котором активно участвовало и продолжает участвовать Главное управление. За последние 10 лет накоплен положительный опыт сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами - США, ФРГ, Канадой и другими государствами по этим вопросам, в том числе и по проблеме противодействия терроризму. В рамках соглашений, заключенных между Министерством обороны Российской Федерации, министерством обороны и министерством энергетики США, федеральным министерством иностранных дел ФРГ, министерством иностранных дел и международной торговли Канады, за последнее десятилетие на объектах 12-го Главного управления созданы надежные интегрированные охранные комплексы. В их основе лежат самые современные разработки российских производителей, учтен мировой опыт обеспечения надежной охраны важнейших государственных объектов.

Задачи таких комплексов состоят в своевременном обнаружении террористических и диверсионных групп, ограничении и предотвращении несанкционированных действий, оценке ситуации и корректировке действий подразделений охраны по блокированию и уничтожению нарушителей. Каждый интегрированный охранный комплекс, помимо стандартных охранных опций, включает в себя инженерно-заградительные препятствия, средства наблюдения и обнаружения, систему контроля и управления доступом. При этом на каждом объекте построены комплексные здания для размещения охранных подразделений и персонала пункта управления техническими средствами охраны, контрольно-пропускные пункты.

В рамках решения задач противодействия терроризму Главное управление в настоящее время ведет работы по созданию учебно-тренировочного комплекса подготовки сил охраны (антитеррора) и команд сопровождения. Создание такого комплекса позволит готовить подразделения антитеррора с учетом специфики ядерных объектов Вооруженных Сил РФ. Строительство этого учебно-тренировочного комплекса также проводится при активном содействии министерства энергетики США. Мы благодарны нашим зарубежным партнерам за вклад в обеспечение надежной защищенности и сохранности ядерного оружия Российской Федерации.

Внутренняя безопасность и сохранность объектов 12-го Главного управления, без сомнения, задача особой важности. А как обстоят дела с контролем над ядерными объектами других государств? В настоящее время на международном уровне возникает множество острых вопросов, связанных с ядерными испытаниями...

В составе 12-го Главного управления существует Служба специального контроля. С момента образования и по настоящее время основной задачей службы является осуществление непрерывного контроля над испытаниями ядерного оружия в мире. За годы своего существования, выполняя особую государственную задачу, Службой специального контроля зарегистрировано более 730 ядерных испытаний, проведенных на испытательных полигонах США, Китая, Франции, Индии, Пакистана, в том числе взрывов маломощных ядерных устройств, проведенных Северной Кореей 9 октября 2006 года и 25 мая 2009 года. Данные, полученные Службой специального контроля, позволили с большой вероятностью зафиксировать факт ядерных испытаний и подтвердить наличие у Северной Кореи ядерного оружия.

Сегодня же спектр решаемых задач значительно расширился в связи с участием Службы специального контроля в системе мониторинга, предусмотренной международными договоренностями. В соответствии с ключевым документом - Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний - основным инструментом контроля является Международная система мониторинга (МСМ), объединяющая станции и лаборатории, расположенные на территории различных государств. Данные с объектов МСМ поступают в международный центр данных, который собирает, обрабатывает, архивирует и предоставляет государствам - участникам Договора собранную информацию.

В соответствии с Договором каждое государство-участник учреждает национальный орган, выступающий в качестве координационного центра для связи с другими участниками. В России эти функции возложены на 12-е Главное управление. Работами по созданию и обеспечению функционирования российских станций МСМ, находящихся в ведении Минобороны, руководит Служба специального контроля. На территории Российской Федерации в соответствии с условиями Договора будут расположены 32 объекта Международной системы мониторинга. Практически все станции, входящие в состав МСМ, создаются на базе объектов Службы специального контроля.

В настоящее время завершается создание российского сегмента МСМ. Организовано информационно-техническое взаимодействие для обмена информацией с международным центром данных. Участие службы в контрольном механизме Договора является одной из форм обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации и накладывает особые требования к личному составу службы в части повышения уровня профессиональной подготовки и технической оснащенности.

На сегодняшний день Договор подписан 182 из 194 государств. К настоящему времени договор не подписали Индия, Пакистан, Корейская Народная Демократическая Республика. Ратифицировали договор 153 страны. Из ядерных держав в список ратифицировавших Договор не вошли Соединенные Штаты Америки и Китай, что не позволяет Договору вступить в законную силу.

События, связанные с развитием ядерного вооружения, свидетельствуют о том, что 12-е Главное управление внесло особый вклад в создание и поддержание стратегической ядерной стабильности во всем мире. Такая работа не могла остаться незамеченной руководством страны, несмотря на секретность вашей службы...

Думаю, что фактом признания заслуг и реального вклада специалистов ядерного Главка в обеспечение обороноспособности страны, его роли в достижении ядерного военного паритета является указ Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года, который устанавливает профессиональный праздник всех тех, кто посвятил свою жизнь ядерному обеспечению безопасности России. Ежегодно он отмечается 4 сентября. День специалиста по ядерному обеспечению - это праздник всего личного состава 12-го Главного управления. Пользуясь случаем, со страниц вашей газеты поздравляю всех генералов и офицеров, посвятивших свою жизнь служению Отечеству в соединениях и воинских частях ядерного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

В этот праздничный день прежде всего хочу поздравить ветеранов, сказать им спасибо за все, что они сделали. Обращаясь к офицерам, всем военнослужащим, хочу пожелать им хранить и приумножать традиции старших поколений. И, конечно, считаю своим долгом произнести слова признательности и благодарности гражданскому персоналу военных гарнизонов: врачам, педагогам, воспитателям, работникам культурно-бытовой сферы. Здоровья, благополучия вам, вашим семьям, мира и достатка в вашем доме.

Как начальник 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации, могу заверить, что совместный труд разработчиков ядерного оружия, ученых и испытателей Минобороны позволяет военно-политическому руководству страны быть уверенным в эффективности, надежности и безопасности ядерного арсенала государства.

Коллектив редакции газеты "Красная звезда" присоединяется к поздравлениям в адрес специалистов ядерного обеспечения и желает ветеранам и всему личному составу 12-го Главного управления Минобороны крепкого здоровья, успехов в служении Отечеству.

Президент России Дмитрий Медведев уволил начальника «ядерного главка» Минобороны Владимира Верховцева.

Соответствующий указ глава страны подписал в пятницу, 24 декабря.

«Освободить от занимаемой должности и уволить с военной службы генерал-полковника Верховцева Владимира Николаевича, начальника 12 главного управления министерства обороны РФ,» - говорится в сообшении.

Генерал-полковник Владимир Николаевич Верховцев занимал пост начальника 12-го главного управления Министерства обороны, которое занимается вопросами поддержания, развития и эксплуатации ядерного боезапаса вооруженных сил России, обеспечения его ядерной безопасности, физической защиты и антитеррористической устойчивости, а также контроля за проведением ядерных испытаний за рубежом.

На эту должность глава государства уже назначил полковника Юрия Сыча.