Буллинг - что это такое? Профилактика буллинга. Пусть сильнее грянет буллинг! Почему мужчинам так нравится издеваться друг над другом

Буллинг. Как ему противостоять.

Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярно-стью повторов.

Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

Кто участвует в буллинге?

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети.

Причины возникновения буллинга в детских коллективах

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:

    унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.

    негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

    устрашающих и угрожающих жестов или выражений.

    привилегированного отношения к заискивающим учащимся.

    оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Способствовать буллингу могут также:

    наличие в классе признанного «лидера»;

    возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);

    нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников.

    отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.

Мотивами буллинга являются:

  • месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

    чувство неприязни;

    борьба за власть;

    нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

    самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

    стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

    стремление удивить, поразить;

    стремление разрядиться, «приколоться»;

    желание унизить, запугать непонравившегося человека.

Часто буллерами становятся:

    дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;

    дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;

    дети из конфликтных семей;

    дети с низкой устойчивостью к стрессу;

    дети с низкой успеваемостью

Буллеры – это:

    активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

    агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную

    дети, стремящиеся быть в центре внимания;

    дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является

результатом соответствующего семейного воспитания);

    максималисты, не желающие идти на компромиссы;

    дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя

ответственность за свое поведение;

    дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

Физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

Особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

Особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);

Плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

Страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей

отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;

Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;

Особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;

Низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Поведенческие особенности жертвы буллинга: дистанцированность от взрослых и детей; негативизм при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности жертвы буллинга:

    напряженность и страх при появлении ровесников;

    обидчивость и раздражительность;

    грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Последствия буллинга:

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место:физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.

Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.

Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.

У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

Как быть в случаях обнаружения буллинга

Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.

Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга :

    следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников;

    следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;

    если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете;

    помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;

    необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;

    следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники;

    разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.

2. Снижать асоциальное поведение школьников.

3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.

4. Формировать:

    навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

    навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;

    навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

    навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

    навыки бесконфликтного и эффективного общения.

5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Методики и упражнения для работы с классом:

Упражнение «Колпак»

Все участники стоят в кругу. Сначала тренер зачитывает небольшое шуточное четверостишие: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. Далее тренер последовательно вводит инструкцию: вместо слова «колпак» участники должны дважды хлопнуть себя по голове; вместо слова «мой» - показать на себя; слово «треугольный» изображается выбрасыванием трех пальцев. Само заменяемое слово не произносится. Каждое вводимое условие тренер проговаривает и показывает; делает он это достаточно медленно, последовательно усложняя инструкцию. Постепенно темп выполнения упражнения увеличивается.

«Проигрывание ситуаций».

Цель развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.

Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

Упражнение «Письмо любви»

Задание участникам: «На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки – «Гнев», в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к партнеру. Вторая колонка называется «Печаль», в ней напишите, из-за чего вы испытываете печаль или разочарование по отношению к партнеру. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием «Сожаление» выскажите смущение, сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед партнером. В пятой колонке напишите о любви, о том, как вы цените своего партнера, о своих пожеланиях на будущее. После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо. Обычно люди пишут именно те фразы, которые хотят услышать от своего партнера: «Я все понимаю», «Мне жаль», «Ты заслуживаешь большего»».

Елена Божор, семейный и детский психотерапевт, психолог проекта #Небийдитину от ГО «Батьківська спілка»

Сегодня все чаще в школьной среде и в среде психологической помощи звучит слово « «. В переводе с английского оно означает издевательство , травлю и запугивание . Большинство детей в свое время дразнили братья, сестры или друзья. Если это происходит в игровой, дружеской и обоюдной форме, когда оба ребенка просто балуются, такие обиды, как правило, не наносят вреда. Но когда словесные уколы становятся обидными, злыми и постоянными, они превращаются в издевательства и их необходимо прекратить.

Буллинг – это заносчивое, оскорбительное поведение, агрессивное преследование одного из членов коллектива (школьного, студенческого или профессионального) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Таким образом травля отличается от , где силы сторон примерно равны.

Причины буллинга

В своей психотерапевтической практике я работала как с жертвами буллинга, так и с детьми, которые сами унижают и запугивают других детей. Каковы же причины такого положения дел? Приведу примеры из практики.

Девочка 13-ти лет. Жертва буллинга. Будем называть ее Машей. Маша была вполне счастливым и довольным жизнью ребенком. Когда девочке было 12, ее родители развелись. После развода она осталась жить с матерью. Маша очень тяжело переживала это событие, утратила уверенность в себе и «почву под ногами», стала замкнутой, подавленной, разрушилась ее привычная жизнь. Девочка переживала травму потери, так как с отцом у нее была особенная связь. В этот сложный период она стала жертвой школьного буллинга, потому что была настолько подавлена, что у нее не было сил сопротивляться издевательствам со стороны одноклассников. Она отказывалась ходить в школу. В таком состоянии мать привела ее ко мне на консультацию.

Другой случай с девятилетним мальчиком Сережей, который сам «буллил» одноклассника. Дома Сережа подвергался психологическому и физическому насилию. И его буллинг в школе был уже следствием. Ребенок пытался восстановить чувство собственного достоинства, унижая другого ребенка.

То есть, причины возникновения буллинга могут быть самые разные, но в первую очередь, это следствие домашних унижений, отсутствия доверительных взаимоотношений и поддержки со стороны родителей.

Кто становится жертвой буллинга

Жертвами травли в школе, чаще всего, становятся двоечники, круглые отличники, любимчики учителей, физически слабые дети, дети, гиперопекаемые родителями, жертвы домашнего насилия, ябеды, дети, страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива, дети, не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям, вундеркинды, представители сексуальных меньшинств.

Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли отличаются в зависимости от гендера жертвы: мальчиков чаще бьют, про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

Основные виды буллинга

Рассмотрим основные виды буллинга, их характерные признаки и действия, которые нужно предпринять:

Вербальный буллинг

Что это такое: это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т. п.).

Пример: один ребенок говорит другому ребенку: «Ты очень, очень жирный, прямо как твоя мама».

Характерные признаки: дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить вас о том, правда ли это.

Что необходимо делать: во-первых, учите своих детей уважению. С помощью собственной модели поведения укрепляйте их в мысли о том, что каждый заслуживает хорошего отношения, – благодарите учителей, хвалите друзей, проявляйте доброе отношение к работникам магазинов. Развивайте самоуважение детей и учите их ценить свои сильные стороны. Лучшая защита, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка и его готовности принять меры в случае необходимости. Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия хулигана. Вместе придумывайте основные фразы, которые ребенок может сказать своему обидчику твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

Физический буллинг

Что это такое: физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается во многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом.

Пример: с ребенка привселюдно стягивают брюки или юбку на детской площадке.

Характерные признаки: когда это происходит, многие дети не рассказывают своим родителям об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками, такими как необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что необходимо делать: если вы подозреваете, что вашего ребенка подвергают физическому насилию, начните случайный разговор – спросите, как дела в школе, что происходило во время обеда или на перемене, по дороге домой. На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. Старайтесь сдерживать эмоции. Подчеркните важность открытой, постоянной связи ребенка с вами, учителями или школьным психологом. Документируйте даты и время инцидентов, связанных с издевательствами, соответствующую реакцию вовлеченных лиц и действия, которые были предприняты. Не обращайтесь к родителям хулигана (хулиганов), чтобы разрешить проблему самостоятельно. Если физическое насилие над вашим ребенком продолжается и вам нужна дополнительная помощь за пределами школы, обратитесь в местные правоохранительные органы. Существуют законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, которые предполагают оперативные корректирующие действия.

Социальный буллинг

Что это такое: социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность.

Пример: группа девочек в танцевальном классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую они решили не приглашать, делая вид, что ее не существует.

Характерные признаки: следите за изменениями настроения своего ребенка, его нежеланием поддерживать участие в компании сверстников, и бо́льшим, чем обычно стремлением к одиночеству. Девочки чаще, чем мальчики, испытывают социальную изоляцию, невербальное или эмоциональное запугивание. Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше.

​Что необходимо делать: используйте вечернее время, чтобы поговорить с детьми о том, как прошел их день. Помогайте им во всем искать положительные моменты, обращайте внимание на хорошие качества детей и убедитесь, что они знают, что есть люди, которые их любят и всегда готовы позаботиться о них. Сосредоточьтесь на развитии их талантов и интересов к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным мероприятиям, чтобы ваши дети могли строить взаимоотношения вне школы.

Кибербуллинг

Что это такое: заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и другие подобного рода сообщения создают враждебную атмосферу, даже если не направлены непосредственно на ребенка.

Характерные признаки: следите за тем, проводит ли ваш ребенок больше времени в интернете, чем раньше, бывает ли при этом грустным и тревожным. Даже если он читает неприятные сообщения на своем компьютере, в телефоне или планшете, это может быть его единственным способом социализации. Также обращайте внимание, есть ли у ребенка проблемы со сном, просит ли он остаться дома и не ходить в школу, или отказывается от любимых занятий.

​Что необходимо делать: сообщения оскорбительного характера могут распространяться анонимно и быстро, что приводит к круглосуточному киберзапугиванию, поэтому сначала установите домашние правила пользования интернетом. Договоритесь с ребенком о соответствующих его возрасту временных ограничениях. Будьте в курсе популярных и потенциально оскорбительных сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде чем ваш ребенок начнет использовать их. Дайте ребенку знать, что вы намерены отслеживать его деятельность в сети. Скажите ему о том, что, если он подвергается киберзапугиванию, он не должен втягиваться, реагировать или провоцировать обидчика. Вместо этого ему необходимо сообщить о кибурзапугивании вам, чтобы вы смогли распечатать провокационные сообщения, включая даты и время их получения. Сообщите о киберзапугивании в школу и интернет-провайдеру. Если кибербуллинг обостряется и содержит угрозы и сообщения явного сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

Как начать говорить о буллинге

Если ребенок сообщает вам о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, буллингу, поддержите его, похвалите ребенка за то, что он набрался смелости и рассказал вам об этом, и соберите информацию (при этом не стоит сердиться и обвинять самого ребенка). Подчеркните разницу между доносом, с целью просто доставить кому-то неприятность, и откровенным разговором со взрослым человеком, который может помочь.

Еще один из способов начать говорить с ребенком о буллинге – это совместный семейный просмотр фильмов соответствующей тематики, так называемая фильмотерапия. Вот список фильмов

Содержание статьи:

Буллинг в школе - это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей. Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган». Обозначает термин групповой или индивидуальный террор. Степень насилия может быть разной. От легкой до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Первое определение по отношению к буллингу - достаточно условное, так как любые моральные и физические издевательства имеют серьезные отстроченные последствия.

Особенности и виды буллинга в школе

О нем заговорили в начале прошлого века за рубежом. Первая публикация на эту тему появилась в 1905 году в Англии, и с тех пор изучение и обсуждение проблемы не затихает. Явление характерно не только для школы, но даже и для детских садов.

Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Если они невзлюбили одного из класса, последнему придется туго. Иногда родителям не остается выбора, кроме как сменить школу.

Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других - постоянная травля.

Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.

Выделяют несколько типов буллинга:

  • Физический . Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины - жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
  • Поведенческий . Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия . Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг . Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.

Основные причины буллинга в школе


Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:
  1. Семья и окружение . Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
  2. Школа . Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.
Травля - болезнь коллектива. Чтобы ее убрать, надо кардинально перестроить отношения в группе и сделать их поддерживающими и позитивными. Учителя просто не умеют этого делать и, что скрывать, не хотят. Собственно, как и полностью исключить влияние телевизора, компьютера на формирование личности ребенка родители так же либо не желают, либо не могут.

Психологический портрет участников буллинга в школе

Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.

Жертва буллинга в школе


Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Для того чтобы стать жертвами более старших детей, не нужно и этого.

Порядка 50% школьных агрессоров сами являются истязаемыми в настоящем времени. Они подвергаются обструкции и жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьет отец, видят, как он издевается над матерью, придя в школу, будут отыгрываться на более слабых.

Домашнее насилие может выступать и в образе заботы о будущем. Если мать или отец проходу не дают ребенку из-за оценок, кричат на него и оскорбляют за плохие результаты, лишают прогулок и сладкого, создают жесткий режим занятий, не оставляя время для отдыха, ребенок будет вести себя в школе так же. Но его агрессия направлена больше на соперников. Впрочем, более слабых учеников такие дети просто презирают.

Хороший пример жертвы и агрессора можно увидеть в Поттериане. Главный герой Гарри Поттер и другой ученик Драко Малфой ссорятся со дня знакомства. Часто они равные противники, но иногда Гарри превращается в классическую жертву. С той только разницей, что буллеры для своих нападок чаще выбирают внешне несимпатичных детей.

Итак, Гарри Поттер - спокойный, неагрессивный мальчик. Жертвы буллинга транслируют в окружающее пространство свое миролюбие и добродушное отношение. Агрессор воспринимает данное качество как слабость и нападает.

Гарри показывает яркую эмоциональную реакцию. Он выходит из себя при упоминании своих родителей. Жертва так же имеет какую-либо выраженную слабость, на которую могут надавить, чтобы полюбоваться слезами или вспышкой неконтролируемой ярости, показать свое превосходство или развлечь окружающих. Ребенка, который сносит все тихо и молча, не показывая страданий, травить не очень интересно. С тем, кому наплевать, вообще делать нечего.

Сам процесс буллинга происходит только при совпадении таких факторов:

  • Беззащитность . Важно, чтобы жертву никто не защищал, иначе травля очень быстро прекратится. Если малышей избивают в туалете старшие ребята, и никто не реагирует, издевательства будут продолжаться и дальше. Физически слабые мальчики также подвергаются повышенным нападкам со стороны более сильных сверстников. Но при жесткой реакции родителей и педагогов случаи буллинга не повторятся. Поэтому буллеры поступают мудро: они или выбирают беззащитную жертву, или последовательно уничтожают к ней симпатии окружающих. Так, в Поттериане Драко распустил слухи о Гарри, что он наследник убийцы и убивает всех в школе. Таким образом, жертва лишилась симпатий других школьников и стала удобной мишенью.
  • Неготовность биться «насмерть» . Буллеры - трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам: явному перевесу сил, страху получить в ответ еще большую агрессию или потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться - это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной.
  • Низкая самооценка . В голове жертвы прочно сидит недовольство собой или вина. Особенно ярко это проявляется с детьми, у которых действительно имеются те или иные особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание. В зоне риска и ребята, которых не поддерживает семья, где нет доверительных отношений с родными, малыш предоставлен по большей части сам себе и улице.
  • Высокая агрессивность . Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. Здесь агрессивность носит реактивный характер и идет от высокой возбудимости и беззащитности.
  • Психологические и социальные проблемы . Одиночество, социальное неблагополучие, депрессивность, неумение общаться с ровесниками, комплекс неполноценности, глубинное убеждение в негативной картине мира, насилие в собственной семье, пассивная покорность насилию - вот предпосылки для того, что ребенок окажется в роли жертвы в школе. Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.

Агрессор буллинга в школе


Общей чертой всех буллеров являются внешне выраженные нарциссические черты. Нарциссы зациклены на себе, но не имеют внутренней опоры. Они нуждаются в уважении и поддержке, но не получают ее от родителей. Зачастую у такого ребенка фиксируют плохие отношения с мамой, он может воспитываться в социально неблагополучной семье. Поэтому добиваются от окружающих признания путем насилия и террора.

Кроме того, буллерам характерны:

  1. Неуравновешенность, самовлюбленность . Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно задранной самооценкой. Любые стимулы, которые могут понизить мнение о себе, воспринимаются как личная угроза и требуют немедленного действия. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих. Они нечувствительны к страданиям других и таким образом просто развлекаются. Иногда буллинг для них - это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.
  2. Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки» . Нападающий - всегда поклонник культа силы и насилия, закон джунглей для него свят. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.
  3. Возвышенное положение в обществе . Девочки-зачинщики буллинга обладают высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывали чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Родители потакают всем капризам и часто в присутствии ребенка высказывают презрении к окружающим. Отношение к миру меркантильное, к людям - потребительское. Мальчики же из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой, чем проводить время вместе. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета. Таких детей чаще всего называют мажорами.

Последствия буллинга в школе

Как и любое внешнее воздействие, перенесенные травмы обязательно отразятся на дальнейшей жизни. Причем, не стоит думать, что для агрессора манера его поведения останется безнаказанной.

Последствия для жертвы буллинга в школе


Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:
  • . Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям и заканчивают жизнь самоубийством.
  • Сложности во взаимоотношениях . Шансы стать жертвами моббинга на рабочем месте у людей, переживших буллинг в детстве, вырастают многократно. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
  • Болезни . Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Например, подросток страдает от болей в почках, но обследования и анализы ничего не показывают. Болевой синдром уходит только после работы психолога.

Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция - отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.

Последствия для буллера в школе


В редких случаях взрослые буллеры осознают неприглядность своего поведения. Воспоминания о былых «подвигах» вызывают у них чувство жгучего стыда. Иногда они пытаются даже как-то загладить свою вину. Но жертвы школьного буллинга редко идут на контакт со своими мучителями.

Как написал в открытом письме одноклассникам один пострадавший: «Меня тошнит даже от ваших имен, а о встрече не может быть и речи». Особенно в этом плане не повезло соученикам Джулии Робертс и Анджелины Джоли. Обе не слишком привлекательные в детстве, они очень страдали от насмешек одноклассников. Сейчас о жестокости и глупости последних знают все, даже их собственные дети.

Агрессор меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но все же бесследно это не проходит и для него:

  1. Неблагоприятное будущее . Примитивные асоциальные способы поведения перестают действовать во взрослом мире, и буллеры оказываются на помойке жизни. В то время, как их жертвы, заучки и ботаны, заканчивают университеты, получают хорошую работу и обеспеченную жизнь, дорога их мучителей заканчивается в тюремной камере. В лучшем случае они прозябают на низкоквалифицированной малооплачиваемой работе и с завистью смотрят на своих бывших школьных товарищей.
  2. Проблемы во взаимоотношениях . Дети, которые умудрялись сочетать буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и сущим наказанием на работе. Это сплетники и интриганы. Они плетут сети более успешным коллегам, подсиживают, ставят подножки и идут к своей цели «по трупам». Многие из них достигают высоких результатов в карьере. Поэтому рано или поздно наживают смертельных врагов, а остальные их недолюбливают и боятся.
  3. . Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то окружающим с ними неуютно. Развлекаться чужими несчастьями остается их хобби на всю жизнь. Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.
Что такое буллинг в школе - смотрите на видео:


Опыт насилия деструктивен для личности насильника. У него разрушаются механизмы формирования близости с другими людьми, и он никогда не сможет создать доверительных теплых отношений с партнерами, даже с собственными детьми всегда будет на расстоянии.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Ириной Алексеевной Алексеевой. Ирина Алексеевна - психолог-консультант, автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия», «Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь», «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика проведения тренинга», ведущая семинара-тренинга «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь» , автор многочисленных обучающих программ в области кризисной психологической помощи детям, подросткам и неблагополучным семьям.

Ирина Алексеевна, Вы много лет работаете с детьми, которые подвергались насилию. Насколько часто насилие совершается детьми по отношению к другим детям?

К сожалению, достаточно часто. Травля детей сверстниками в детских коллективах называется буллинг. В нашей стране проблема буллинга, к сожалению, замалчивается, ей не уделяется должное внимание - не проводятся мероприятия, чтобы выявить скрытый буллинг в школах, практически нет научной литературы, в которой бы изучался этот вопрос. На русском языке могу назвать лишь книгу под редакцией Д. Лейна «Детская и подростковая психотерапия» - там одна из глав посвящена этой теме. Конечно, это - капля в море.

Мы с коллегами часто сталкиваемся с проблемой буллинга как психологи-консультанты, ведем семинар «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь» . Мы убеждены, что очень важно сейчас говорить о существовании этой проблемы, о том, что буллинг, так или иначе, присутствует в большинстве детских учреждений и коллективов. Потому что травля крайне травматична для детей-жертв и ее последствия тяжело переживаются ими много лет, а в некоторых случаях могут быть трагичными.

Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что даже когда в школе травля одного ребенка другими детьми становится очевидной, и ее замечают все, взрослые стараются не вмешиваться, не пресекают ее и не оказывают помощь ребенку-жертве. Часто педагоги находят объяснения, почему того или иного ребенка травят дети: «сам виноват», «сам нарывается», «неадекватный», «не может за себя постоять» и т.п. Важно понимать, что причина буллинга - не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе. Обычно, если ребенок, которого травят, просто уходит из класса или школы, на его месте скоро оказывается следующая жертва.

Условия, необходимые для появления и существования травли, включают в себя не только наличие агрессивных детей, склонных к доминированию, и детей, которые примыкают к нападающим, но и определенной среды, в которой взрослые нечувствительны к этой проблеме, не отдают себе отчет в причинах существования травли и в ее последствиях как для ребенка-жертвы, так и для всего коллектива.

- Какие дети чаще других становятся жертвами буллинга?

Объектом буллинга может стать любой ребенок. Детей могут травить по национальному признаку, в связи с особенностями внешности или характера. Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и тех, у кого нет друзей в коллективе.

Наверное, быстрее всего оценить эмоциональный климат в коллективе могут учителя. Эффективно ли проводить какие-то информационные мероприятия для учителей?

Начинать работу нужно именно с информирования учителей. Надо отметить, что учителя часто болезненно реагируют на агрессию, особенно в свой адрес, и в ситуации конфронтации с агрессивным ребенком их реакции могут быть непродуктивными. Эффективное поведение в ситуации, когда группа детей травит или издевается над ребенком – вмешаться и сразу спокойно и твердо объяснять нападающим, что агрессия недопустима, что это правило, и поддержать ребенка-жертву. На западе часто устраивают тренинги для учителей и родителей, круглые столы и встречи. В результате и сотрудники школы, и родители понимают, что такое буллинг и как от него защищаться. А если мы сейчас придем в любую школу нашего города и у десяти учителей спросим о том, что делать, когда ребенка травят, то девять из них не смогут ответить, а если и смогут, то скажут, что дети сами виноваты. Это позиция, которая не помогает решить проблему.

- А что же помогает?

Первый шаг к решению этой проблемы - информирование тех людей, которые работают с детьми, о том, что такое буллинг на самом деле и каковы его последствия. Пока они не начнут реагировать и вмешиваться в ситуации травли, ничего не изменится и последствия могут быть катастрофичными. Говоря о последствиях буллинга, я имею в виду и увеличение количества суицидов среди детей-жертв, не выдержавших психологического давления, и защитное агрессивное поведение с их стороны, которое может привести к травмированию другого ребенка. Но даже если этого удается избежать, ситуация требует вмешательства специалистов, потому что буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. И ему необходимо оказывать помощь.

Вы говорили о том, что скрытый буллинг часто остается незамеченным взрослыми. Может ли школьный психолог провести диагностику, чтобы выявить проблему?

Да, конечно. Есть признаки, о которых мы подробно расскажем на семинаре, чтобы коллеги знали, на что обращать внимание. Чем раньше выявлена проблема, тем лучше. Ранняя диагностика очень важна и для оказания своевременной помощи ребенку-жертве, и для разрешения проблемы буллинга в группе детей.

- Какие подходы к решению проблемы будут эффективными?

Наиболее эффективен комплексный подход. Западные коллеги используют для противодействия буллингу самые разные методы - начиная от создания специальных команд специалистов, которые выезжают в школу и работают со всеми участниками возникшего конфликта, заканчивая разного рода индивидуальной помощью детям. Специфика в том, что помощь должна быть направлена одновременно на всех участников этого процесса - на пострадавшего ребенка, на детей-«агрессоров», на детей, которые наблюдают за агрессией, на учителей. Ситуация буллинга очень травматична для всех участников.

Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. У меня был случай, когда с помощью психологической работы с ребенком-жертвой, который при этом агрессивно реагировал на нападки в свой адрес, удалось наладить отношения с детьми - ребенок остался в школе, смог нормально общаться, у него появился друг. Появление друга в данном случае очень важно, потому что это свидетельствует о том, что ребенок уже стал частью коллектива. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретной школы, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другую школу.

- В чем больше всего нуждается жертва травли?

В эмоциональной поддержке, которую могут оказать родители и психолог, в защите и в готовности родителей и специалистов понимать трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: не обвинять ребенка в том, что он стал объектом травли и предпринимать конкретные действия для того, чтобы травля прекратилась. Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать, чтобы он «стал адекватнее» (и его перестали травить), но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. При этом нужно учитывать, что регулярная травля приводит к подавленности и депрессивному состоянию у ребенка, формированию различных страхов, мотивационным, социальным и поведенческим нарушениям. Если родители выявляют серьезную травлю - конечно, нужно, не откладывая, обращаться к специалистам, прежде всего - к психологу.

Роль психолога в том, чтобы оценить сложившуюся ситуацию, помочь ее изменить, поддержать ребенка и родителей. Конечно, для этого специалисту нужны конкретные знания, поэтому мы, создавая семинар, стремились разработать его таким образом, чтобы участники научились распознавать буллинг и выявлять основные мишени работы, оказывать помощь и детям-жертвам, и детям-агрессорам, общаться с учителями, активно заниматься профилактикой. Я уверена: когда психологи будут хорошо информированы о том, как действовать в ситуациях буллинга, они смогут привлечь к решению этой проблемы и других специалистов, работающих с детьми. И вместе мы сможем помочь тем, кто очень нуждается в нашей помощи.

- В каких школах менее распространен буллинг?

Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств. В которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на словах декларируются - им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их.

В такой среде любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих», толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно. В подобных школах могут учиться дети с какими-то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми.

Текст: Ирина Кузьмичева

Иллюстрации: Катя Дорохина

«Моя агрессия никогда не была направлена на кого-то точечно. Для меня буллинг был общим поведенческим паттерном, - рассказывает 35-летний Пётр (имя изменено по просьбе героя). - Учителям я подкладывал кнопки на стул, мазал доску мылом, хамил, в том числе матом. Систематически срывал уроки и довёл до увольнения классную руководительницу и шесть студенток-практиканток, которые вели у нас английский. Учительницу, которая пришла преподавать нам русский и литературу после увольнения классной, я посадил на рыбную котлету. Одноклассникам тоже доставалось. Девочек дёргал за косы, парней больно щёлкал по ушам. Высмеивал их постоянно. Прятал, пачкал, ломал канцелярские принадлежности. Это было с пятого по седьмой класс. Главное, я не знаю, зачем всё это делал. Сейчас мне очень стыдно».

Тему травли в России начали обсуждать не вчера - фильм Ролана Быкова «Чучело», например, вышел в 1984 году. Многие привыкли воспринимать буллинг как «естественную» часть взросления и школьной жизни, а истории успешной борьбы с травлей исключениями из правил. И даже в случаях, когда буллинг был предотвращён, история кажется незаконченной. Что происходит с теми, кто перестал травить других - или кого заставили это сделать? Изменит ли своё поведение человек, травивший одноклассников, став старше - или перенесёт агрессию в отношения со взрослыми?

Откуда берётся травля

Психологи Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон (их книга «Агрессия » вышла в США в 1977 году) определяли агрессию как форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. «Главное слово здесь „нацеленная“. То есть речь о преднамеренном причинении вреда, о насильственном действии», - объясняет Наталья Горлова , психолог развития, ведущая обучающих семинаров по школьному буллингу. Наталья не ставит знак равенства между агрессией и буллингом: агрессия, по её мнению, вбирает в себя абьюз, газлайтинг, виктимблейминг, физическое насилие и собственно буллинг, или травлю. Буллинг, напоминает эксперт, часто путают с абьюзом, но в отличие от абьюза (насилие во взрослой паре или семье, издевательства одного человека над другим), буллинг фиксируют именно в коллективах. Правда, психологи отмечают связь между этими понятиями: часто насилие с члена семьи переносится на коллег.

Профессор психологии Бергенского университета Дэн Ольвеус в книге «Bullying at School » уточняет, что буллинг - не разовое действие, а систематически повторяющееся поведение одного или нескольких человек по отношению к жертве. Ещё один известный скандинавский специалист Эрлинг Руланн в книге «Как остановить травлю в школе: Психология моббинга » добавляет, что здесь играет роль существенная разница в соотношении сил: жертва не в состоянии защитить себя ни физически, ни психологически. То есть конфликт между равными людьми считаться буллингом не будет.


Пётр говорит, что тоже выбирал жертву, неспособную дать отпор: «Так проще вывести из равновесия и получить реакцию. Я доставал и довольно крупных парней, старше и сильнее меня. Прощупывал, куда надо надавить, и бил по больному. Если понимал, что нарвусь на взбучку, то прекращал. Если сопротивление было слабым, продолжал».

Причин травли в детском возрасте очень много. Психотерапевт, специалист по эмоциональной регуляции злости, доцент Международного университета Флориды и автор проекта «Стоп Насилие » Алёна Прихидько говорит, что прежде всего имеет значение домашняя обстановка. Часто ребёнок с помощью агрессии вымещает на одноклассниках злость на родных: например, ребёнка обижают дома, или из-за развода родителей у него нет возможности обсудить с ними, что происходит, получить поддержку. Через буллинг он даёт выход злости, которая в таких случаях - вторичная эмоция: под ней скрываются стыд, горе, тревога. «Такое выплёскивание агрессии вовне почти всегда свидетельствует о серьёзном эмоциональном дефиците заботы, добра и других положительных эмоций, - говорит Прихидько. - Часто ребёнок сам подвергается буллингу дома и переносит такое поведение в школу. Если ребёнка дома регулярно бьют, его лишают возможности регулировать свои эмоции. Тогда ребёнок перепроигрывает эту ситуацию». Среди агрессивных детей есть и те, кто живёт во внешне благополучных семьях и кому просто не хватает внимания родителей.

Именно так было в детстве Петра: по его словам, родители никогда не хвалили его за хорошее поведение или учёбу, воспринимая это как должное, зато регулярно наказывали. «За каждую двойку отец меня порол. Ненависти у меня к нему не было - был страх. И то только первое время: я прятал ремни, убегал из дома. Потом мне стало всё равно: не выпороли сегодня - завтра всё равно выпорют. Мама меня не защищала. Поскольку силы были не равны, видимо, я вымещал этот негатив на учителях и одноклассниках. Хочу отметить, что категорически не приемлю насилие в адрес детей, в том числе своих», - говорит Пётр.

«Жертва вынуждена реагировать. Пассивно реагирует - буллер обвиняет её в неготовности отвечать. Реагирует активно - буллер передёрнет смысл ответа», - объясняет психолог

Ещё одной причиной буллинга может быть конформизм, желание принадлежать к определённой группе. Когда друзья начинают буллить, сложно занять противоположную позицию: ребёнок боится нарушить правила и стать «плохим» членом группы. «К сожалению, многие родители сами поощряют проявление силы. Профеминистские мамы понимают, что мальчики тоже плачут, а папы хотят растить из них воинов», - говорит Прихидько. Наконец, у некоторых детей буллинг принимает форму «шуток». Если ребёнок не понимает, что такие «шутки» не безобидны и нарушают границы другого человека, или не может вовремя остановиться, они могут серьёзно ранить чувства другого.

Проявлять агрессию могут и мальчики, и девочки - но её формы из-за закреплённых социальных ролей обычно различаются. Девочки чаще прибегают к вербальному и косвенному буллингу: издёвки, сарказм, ирония, сплетни, битое стекло, подброшенное в пуанты. Мальчики чаще используют вербальные и открытые физические проявления агрессии: удары, пинки, тычки, захваты. Помимо этого, к буллингу относятся разные, не зависящие от гендера, формы психологического или эмоционального насилия (угрозы, запугивание, давление), а ещё изоляция или бойкот, когда человека вытесняют из группы, обрекают на одиночество. Наконец, сейчас всё чаще возникает кибербуллинг , то есть травля онлайн: сообщения, агрессивные комментарии к постам или фотографиям человека и многое другое.

«Во всех этих случаях человека „втягивают“ в роль жертвы с помощью провокации. Часто буллер обвиняет жертву в чём-то или указывает на её возможные „недостатки“ (суждения, внешность, одежду), воздействует физически или создаёт препятствия. Жертва вынуждена реагировать. Пассивно реагирует - буллер обвиняет её в неготовности отвечать. Реагирует активно - буллер передёрнет смысл ответа, а самого отвечающего объявит хамом или лжецом», - поясняет Наталья Горлова.

Когда булли взрослеют

Кажется логичным, что из агрессивного ребёнка вырастет такой же взрослый - но однозначно сказать об этом нельзя. Алёна Прихидько говорит, что не знает ни одного исследования, показывающего линейную эволюцию детей-буллеров в таких же взрослых: «Наоборот, я знаю примеры, когда люди вырастали, раскаивались и менялись».

Тем не менее есть данные, подтверждающие, что травля в детстве не проходит бесследно, причём для всех её участников: буллера, жертвы и даже наблюдателей. В Норвегии в 1998–2000 и 2012 годах проводилось исследование , в котором участвовали более 2700 человек. Сначала исследователи изучили поведение школьников - мальчиков и девочек - четырнадцати-пятнадцати лет. Затем испытуемых повторно протестировали, когда им исполнилось двадцать шесть - двадцать семь. Результаты показали, что по сравнению с людьми, у которых в детстве не было подобного травматичного опыта, большинству участников травли (и агрессорам, и жертвам) было сложнее найти работу и выстраивать комфортные отношения, они чаще употребляли психоактивные вещества, у них было больше проблем со здоровьем. Те, кто буллил других в школе, с большей вероятностью оказывались безработными и пользовались услугами социальной поддержки.


Другое исследование , проведённое британскими и американскими учёными, также показало, что буллинг отражается на всех его участниках. Повзрослевших булли с большей вероятностью увольняли с работы, в их взрослых отношениях чаще встречалось насилие, они чаще совершали правонарушения или демонстрировали опасное поведение, например злоупотребляли алкоголем, принимали наркотики, вступали в случайные связи. Но сильнее всего, по мнению учёных, буллинг отражался на тех детях, которые одновременно были жертвами буллинга и травили других: во взрослом возрасте они чаще сталкивались с проблемами со здоровьем, финансовыми трудностями и проблемами в отношениях - даже когда учёные учитывали другие факторы риска вроде трудностей в семье или особенностей психического здоровья. Конечно, сами по себе эти факты не говорят напрямую, что повзрослевшие булли остаются агрессивными - но можно однозначно сказать, что травля в детском возрасте совсем не безобидна.

Эксперты сходятся в том, что остановить агрессию можно, вовремя вмешавшись . «Любое поведение закрепляется, если оно человеку для чего-то нужно - или он не умеет по-другому решать проблемы. К сожалению, зачастую мамы и папы сами не знают, как справиться с гневом, могут только обозвать или ударить. Если вы замечаете, что начинает закрепляться негативное поведение, нужно подкреплять позитивное: награда лучше наказания», - уверена Алёна Прихидько.

«Взрослый» буллинг иногда принимает
не менее драматичные формы, чем детский. Жертвы признаются, что над ними назойливо и жестоко подшучивают коллеги, их просьбы игнорируют, их внешность
и привычки обсуждаются вслух

Это подтверждает Пётр: «Отец или мать по очереди, а иногда вместе, делали со мной уроки. Точнее, сидели и смотрели через плечо, как я пишу. Конечно, я делал ошибки. По многу раз переписывал слова „Домашняя работа“, например. Конечно, за ошибки меня наказывали. Угроза наказания или само наказание побуждали сделать ещё хуже. И уж точно не прекращать. Только недавно я понял, что перестал буллить в тот момент, когда родители перестали делать со мной уроки и перестали пороть. Просто увидели, что это бесполезно. Вместо этого они ввели систему поощрений - стали давать мне деньги за пятерки. Я стал лучше учиться. Они воспринимали это как должное, не хвалили ни разу. Но главной мотивацией стали не деньги, а то, что меня оставили в покое».

Анна Корниенко, травма-терапевт, руководитель Центра по устранению последствий агрессии и насилия при МИГИП , настроена оптимистично. Она считает, что буллинг - это не приговор, а паттерн агрессивного поведения, который можно изменить: «Все члены нашей команды в прошлом были агрессивными. Нам это не нравилось, и мы сами начали меняться, искать способы стать более уравновешенными».


Взрослый против взрослого

При этом важно, что буллинг встречается не только среди подростков и школьников, но и во взрослых коллективах. Европейский фонд улучшения условий жизни и труда (Eurofound) выяснил , что в 2010 году работников в странах Европы, сообщивших о случаях буллинга на рабочем месте, было в два раза больше тех, кто заявил о физическом насилии (4 % против 2 %). Эксперты организации говорят о нормализации разных форм насилия на работе: оно происходит так часто, что становится нормой жизни и даже формой взаимоотношений в рабочем коллективе.

«Взрослый» буллинг иногда принимает не менее драматичные формы, чем детский. Жертвы признаются, что над ними назойливо и жестоко подшучивают коллеги, их просьбы игнорируют, их внешность и привычки обсуждаются вслух, а бойкот или «исключение из коллектива» становится не метафорическим, а вполне реальным - например, неопытную сотрудницу одного из социальных учреждений заставляли делать работу, от которой остальные отказывались, а однажды просто заперли в комнате. Бывает, что жертву травли демонстративно не зовут на корпоративные праздники: «Меня перестали звать на дни рождения: пока все ели пиццу-пироги, я сидела в отделе одна», - рассказывает одна из пострадавших от буллинга.

Нормализации насилия на работе способствует и то, как меняется процесс труда. За последние сорок лет появляется всё больше фрилансеров, временных сотрудников, которых приглашают на работу над разовым проектом. Исследования , проведённые в Японии, показали, что временные работники больше рискуют стать жертвами оскорблений со стороны начальства и коллег, чем постоянные сотрудники.

Психолог-агрессолог из команды проекта Agressia.pro Екатерина Бирюкова объясняет, что регулировать подобные ситуации в коллективе взрослых можно, уделяя внимание взаимодействию коллег. «Буллинг может быть проявлением личности отдельного взрослого или следствием межличностной или профессиональной неудовлетворённости, конкуренции. Если сотрудник не может выражать эти эмоции, он срывается на других. А если у потенциального агрессора есть возможность открыто высказаться, то и у начальника и подчинённого появляется шанс решить проблему. Тогда конфликта не возникает».

Как и детский буллинг, взрослый нужно контролировать на разных уровнях: и «горизонтально», и «вертикально». Есть специальные антибуллинговые программы, направленные на то, чтобы изменить систему целиком. Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон, которые разработали одну из них, настаивают , что единоличные усилия неэффективны: нужны не только действия отдельных сотрудников, но и чёткая позиция компании по поводу недопустимости буллинга. Для этого компании нужны кодексы этики организации, специальные мероприятия, создающие комфортную атмосферу.

Наталья Горлова много лет преподаёт в Сибирском федеральном университете будущим психологам: «У нас в профессиональном стандарте есть компетенция, которую мы должны сформировать к выпуску из вуза. По-моему, она как раз антибуллинговая. Называется „Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия“. Именно эту способность важно формировать с помощью специальных антибуллинговых программ в школах и закладывать в корпоративные кодексы компаний». Кроме того, важно привлекать «третью сторону» - психолога или психотерапевта. Горлова рассказывает, что такие сотрудники уже встречается в штате крупных организаций: они помогают сотрудникам разобраться в себе и своей агрессии.

Рефлексия и помощь профессионалов

Чтобы начать работать над проблемой, надо её осознать. Пётр рассказывает, что начал сожалеть о том, как вёл себя в школе, довольно давно: «Я узнал, что пришлось пережить классной руководительнице после ухода из школы, и вообще узнал о её непростой жизненной ситуации, которая сильно усложнилась по моей вине. Увидел, как одноклассницу ударили ногой (я не принимал участия в этом эпизоде, но были другие). Мы с приятелем разбили нос однокласснику. Всё это заставило меня посмотреть на себя другими глазами. Я понял, что это уже слишком».

Анна Корниенко считает, что даже если родители не объяснили ребёнку, что буллинг - это насилие, то, став взрослым, он сам может прийти к мысли, что так делать нельзя: «Главное - захотеть перестать агрессивно себя вести и найти то, что в этом поможет. А если человек считает, что буллинг - это нормально и правильно, то мы не можем ему помочь. Все методики работают только для того, кто готов меняться».

Для самостоятельной работы над своей агрессией Анна Корниенко предлагает задуматься о себе, а не только о жертве: «Мы не привыкли обращать внимание на себя - нас учили быть внимательными к другим. Поначалу это непривычно, но каждый может натренироваться такому вниманию. Забота о себе расслабляет, уходит напряжение. Мы перестаём считать мир агрессивно настроенным против нас и начинаем спокойнее общаться с другими».

Взрослые, участвовавшие в буллинге,
не всегда способны победить прежние привычки самостоятельно, даже если чувствуют, что хотят этого

Однозначного ответа на вопрос, меняются ли дети-булли, вырастая, нет, как минимум потому, что человек не робот и его нельзя запрограммировать раз и навсегда. И даже решение проблемы буллинга в детстве не гарантирует, что взрослый будет знать, как справляться с агрессивными эмоциями и не выплёскивать их на окружающих.

Впрочем, помимо самоанализа психологи всё-таки советуют обращаться за профессиональной помощью. В процессе как минимум можно будет выявить первопричину агрессии, разобраться в ней и развить умение взаимодействовать с другими. К тому же взрослые, участвовавшие в буллинге, не всегда способны победить прежние привычки самостоятельно, даже если чувствуют, что хотят этого. «Проанализировав своё поведение, я стараюсь не поступать так, чтобы кому-то было плохо, - говорит Пётр. - Но за столько лет я втянулся, даже сейчас мне сложно себя контролировать. Приходится тратить много сил и времени на подбор формулировок, максимально лишённых обидного подтекста. Поэтому лучший способ - прекратить общение или свести его к минимуму. Самоизоляция и самоконтроль - всё, что мне доступно на данный момент», - говорит он.