Гибель армии наполеона торжество мира над войной. Гибель армии наполеона

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Приложение. Карточки по IV тому:

1) Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

2) Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

3) Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

4) Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

5) Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

6) Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Урок 52 (120). «Мысль народная» в романе «Война и мир»

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л. Н. Толстой

Материал лекции

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила

Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий.
Основные положения философии истории Толстого
1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или не желаниями массы людей.
2. Чтобы свершилось историческое событие должны совпасть миллиарды причин, т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ.
3. Почему совпадают бесконечно малые величины человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос. « Событие должно было совершиться лишь потому, что оно должно было совершиться», - пишет Толстой. Фатализм в истори по его мнению не избежен.
4. Т. правильно считает, что личность. и даже историческая не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех кто стоит ниже ее и рядом с ней.
5. Т. неправильно утверждае, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. «Царь – есть раб истории», -считает Толстой. Так Т. риходит к мысли о покорности перед судьбой и видит задачу исторической личности в следовании за событиями.

План к сочинению « Изображение Толстым Великой отечественной войны 1812 года»
I. Вступление. Изображение войны 1812г- основное в романе Т. «В и М».
II. Главная часть
1. Что такое война с точки зрения истории философии Толстого.
2. Отношение Т. к войне, раскрываемое разнообразными приемами:
А) через мысли люимых героев
Б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга людей
В) через описание отдельных боевых эпизодов
3. Многообразие форм борьбы с наполеоном, выдвинутых
народом:
А)патриотическое воодушевление в войсках и среди мрного населения
Б)размах и величие партизанской ойны
4. Народ в войне 1812г:
А)истинная, непоказная любовь к родине, скрытая теплота патриотизма;
Б)стойкость в бою, беззаветный героизм, мужество, выносливость;
В)глубокое убеждение в правоте своего дела
5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны
светских кругов:
а) крикливый «патриотизм» Растопгинских афишек;
б) лжепатриотизм петербургских салонов
в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных
6. Участие в войне главных героев.Найденное ими место в жизни, вследствие войны.
7. Роль полководцев в войне
III. Заключение
1. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подьема.
2. Торжество мира над войной.


IV. ОСК «Кутузов».

Пояснение для учителя:

Кутузов в 1805 году предстает перед нами умудренным опытом учеником Суворова. Это именно он, Кутузов, своими правильными действиями и распоряжениями спасает русскую армию после капитуляции Макка и сдачи Вены Наполеону. Но при этом видно, что никакого сражения на этой чуждой русскому духу земле он проводить не хочет. Он как могучая пружина, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока постоянно сдерживается.

И вот 1812 год: Отечество в опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Это именно он, который не любит громких слов, посылая Багратиона задержать французов, напутствует его возвышенной фразой: «Благословляю тебя на великий подвиг!» Это он приказывает оставить Москву, говоря, что все равно заставит французов поверить в силу русского оружия. Он первый понимает значение бедствий французской армии после Бородина и потому продолжает утверждать, что Бородинское сражение было победой. Это он употребляет все свои силы на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений, т. к. понимает: после бегства врага из Москвы бессмысленно «терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин...» Во всех своих начинаниях именно он полно выражает волю и дух русского народа. Именно на это время приходится максимальное, победной растяжение «пружины» его полководческого дара - на 1812 год.

С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу, с началом европейской кампании (1813 г.) это «пружина» Кутузова уже ослабла, и снова, как в 1805 году, эта отечественная война уже «...Кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое - европейское», «...представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего... И Кутузов умер».

Вот таким был человек, который «...против воли государя и по воле народа... был избран (в самые опасные для России дни) главнокомандующим».

V. ОСК «Наполеон».

Пояснение для учителя:

Наполеоновская тема в романе соединена с курагинской. В исторической судьбе народов Наполеон играет ту же роль, что Курагины - в частной жизни людей. Как в первом, так и во втором случае «нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно». Но Анатоль Курагин - «дурак». Самое же страшное, когда с таким же сердцем окажется человек умный и хитрый (Наполеон). Он, провозгласивший высокие идеалы равенства и братства, идеалы республики, сначала понравился своему народу, с идеалами добра и правды начнет триумфальное шествие по территории других государств, как бы совершая круг почета по Европе (проследи за стрелкой «Наполеон»). Но, в конце концов, он захочет абсолютной власти (стрелка «Россия») и погубит всю армию, в катастрофу ввергнет свой народ, заведет в тупик. Вот такое крутое падение ему придется пережить. А причиной всему, вглядитесь внимательно в конспект, - огромное «я» во всех его начинаниях «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».




Домашнее задание.

1. Пересмотреть т. IV. Партизанская война и изменения, которые произошли с героями. Составить каждому викторину из 6 вопросов на проверку знания текста.

2. Индивидуальные задания - сообщения (краткий пересказ с элементами анализа).

Дела и люди партизанских отрядов;

Петя Ростов в партизанском отряде;

Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

Общая оценка Толстым партизанской войны;

Представитель народной войны Кутузов;

- «Непобедимая» французская армия Наполеона;

Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812г.

Урок 50-51 (118-119). Партизанская война.

Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев

Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.
Ход урока

I. Викторина - проверка знания текста.

Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?

Почему не распались отряды с таким разнородным составом?

Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

Помогала ли партизанам русская природа?

Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?


II. Выступления учащихся (анализ).

1. Дела и люди партизанских отрядов;

2. Петя Ростов в партизанском отряде;

3. Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

4. Общая оценка Толстым партизанской войны;

5. Представитель народной войны Кутузов;

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;

7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;


Пояснения для учителя:

В т. IV, III-IV ч. тему войны несут Тихон Щербатый и Долохов, тему мира - Петя Ростов и французский барабанщик Венсан Босс. Денисов же соединяет в себе обе темы.

Идеология войны народной сформулирована была Толстым еще в словах Болконского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Идея защиты от мародеров путем их казни воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека в отряде». История его самостоятельной борьбы с французами, которую он вел еще до прихода в отряд Денисова, какую работу и почему он выполнял в отряде, как к нему относятся.

Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нем силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, автор в то же время подчеркивает в нем стихийность и интуитивность. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Однако даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Этот жестокий закон войны получает еще раз свою оправданность в сценах после гибели Пети Ростова. «Готов, - повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... - брать не будем!» - крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т. IV, ч. III, гл. 11).

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова и других - это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественной силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (там же, гл. 1)

Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем... Мародеров только десятка два побили, а то мы худого не делали...» (гл. 5). Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось... жалостью». Эти мысли подтверждает и судьба Пети Ростова, мальчика с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под волшебным «черным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку).


III. Последний эпизод войны.

Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV, ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.
IV. Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.


- Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.


Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).


Приложение. Карточки по IV тому:

1) Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

2) Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

3) Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

4) Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

5) Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

6) Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Урок 52 (120). «Мысль народная» в романе «Война и мир»

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.
Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».
Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л. Н. Толстой
Материал лекции

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила

исторических событий и источник настоящих норм морали

Цели: проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т. е. как реализуется в романе «мысль народная».
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А. П. Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны и т. д. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

В историко-философском плане - в утверждении, что народ - ведущая сила истории;

В морально-психологическом плане - в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба эти плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.


II. Беседа.

Почему народ является ведущей силой истории?

(В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугам Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. - все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами»они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости отечества.

То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в рой людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. Поблизости с народом Толстой оценивает своих положительных героев. Но следует помнить, что в изображении народа сказались противоречия Толстого. (Сцена бунта богучаровских крестьян). Утверждая мысль о национальном единстве, Толстой вольно или невольно сделал социальную рознь несвоевременной, хотя и закономерной.)

Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?

(Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «... Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают» - думает Пьер.)

(Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других (примеры). Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.)

Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

(В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки (примеры из текста). Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость - отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни - покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения - абсолютным отсутствием разума («не своим умом - божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т. IV, ч. I, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное - всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.)
III. Закрепление в форме фронтального опроса:

Как Л. Н. Толстой понимает слово «народ»?

Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?

Отчего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?

Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?

Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?

Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?

Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?


Домашнее задание.

1. Сочинение - миниатюра «Скрытая теплота патриотизма», «Партизанская война 1812 года», «Петя Ростов в партизанском отряде». (По выбору).

2. Составить план развернутого ответа «Народ в романе «Война и мир» и подготовить сообщение по данной теме, используя тезисы в тетради, учебник с. 245-249, дополнительную литературу.

3. Пересмотреть эпилог и составить викторину для взаимопроверки знания текста из 6 вопросов.

4. Индивидуальное задание - сообщение. «Мирная жизнь в романе» (т. II, эпилог - сходство и различие).

Урок 53 (121). Эпилог романа 1

Цель: проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т. II и эпилогу; как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить.
Ход урока

I. Беседа.

Как решается главная мысль романа -о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?

(Л. Н. Толстой показывает два пути два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное - внешнее благополучие, богатство, карьера; для других - ценности духовные, т. е. жизнь не только для самых себя. Для князя Андрея - это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи - делать добро; для Наташи - любить. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)

Почему приезд Пьера - радостное событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг?

Как по-вашему, семья Пьера и Наташи - хорошая семья?

Что было главным для графини Марьи в воспитании детей?

Толстой сумел показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута ссылкой на Платона Каратаева. Почему?

(Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы это, нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Счастливая семья осознается Пьером как неотъемлемая составная правильной «благообразной» жизни. Он уверен, что именно так воспринял бы это Каратаев. А ведь Платон по Л. Толстому - выразитель народного духа, народной мудрости.)

Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Н. Ростова, по-вашему, самые страшные?

(«...начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, ... мой долг повиноваться ему…»)

Почему же благородный Н. Ростов стоит на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать?

Можно ли найти аргументы, подкрепляющие позицию Ростова?

(Вспомните эпизод из войны 1805-1807 гг. С французами заключен мир. Боевым офицерам непонятно это. Если все так просто, если так, почти по-дружески, могут разговаривать оба императора, зачем было воевать, проливать кровь? А если Бонапарт в самом деле враг рода человеческого, зачем мир? Неужели русские войска не одержали бы победу? Об этом и зашел вечером разговор среди офицеров. «...Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившего офицеров. - «И как вы можете судить, что было бы лучше!.. Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?!.. Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все, - заключил он».)

Итак, чего боится Николай? И почему?

(Боится думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н. Ростов нам симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?)

Что может произойти от бездумья и некритического отношения к действительности?

Можно ли привести исторические примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и порядка приводили непоправимым последствиям для России и для ее народа?

Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает?

(Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея - растет достойный отца Николенька Болконский.)

Главною силою, сокрушившею владычество Наполеона, был подъем национального духа в порабощенных или угрожаемых народах. Первый пример народного сопротивления иноземному завоевателю подали испанцы и португальцы , с самого начала (1808) враждебно встретившие французов, организовавшие против них партизанскую войну (guerilla, малая война) и получившие военную помощь от Англии под начальством лорда Веллингтона . В 1812 г. собравшиеся в Кадисе кортесы выработали для Испании весьма либеральную конституцию, которая должна была быть введена после изгнания французов. За испанцами и португальцами последовали немцы, начавшие подниматься в разных местах (особенно в Тироле) еще во время войны 1809 г., так что Наполеон стал бояться, как бы не быть окруженным «тысячью Вандей», в то время, как его брат Иероним, со своей стороны, тоже предсказывал восстание всей Германии. Во время своего похода в Россию в 1812 г. Наполеон встретился уже с настоящею народною войною ; недаром у русских эта война получила название « отечественной». Несчастный для французов исход русского похода был сигналом для общего восстания Германии ради освобождения от владычества Наполеона. Национальные стремления пробудились и у итальянцев : среди образованных классов Апеннинского полуострова родилась мысль об объединении всей Италии в национальное государство; за эту мысль в эпоху падения империи ухватился сам Мюрат. Из всех народов Европы только одни поляки были наполеонистами. С самого падения Речи Посполитой они возлагали все свои надежды на Францию. Они массами шли в её армии и при республике, и при империи и сражались за нее во всех концах Европы. Основание великого герцогства Варшавского из части прусского «захвата», приращение его территории «захватом» австрийским и объявление Наполеоном войны против России приняты были поляками за начало восстановления прежнего их государства.

Эта почти общая ненависть к французам была результатом материального истощения и нравственного угнетения , в каком находились народы. Усиление налогов, вызванное постоянными войнами, уплата громадных денежных субсидий или контрибуций, налагавшихся Наполеоном и на союзников, и на побежденных, неудобства и прямо вредные стороны континентальной системы, рекрутские наборы, унижения и насилия, каким высокомерие победителей подвергало покоренные народы, – все это, вместе взятое, и создало ту силу, которая одержала верх в борьбе.

С другой стороны, изменилась и политика правительств и притом в двух направлениях. Во-первых, государи перестали с опасением относиться к народным движениям, принимавшим раньше революционный характер. Во время революционных и наполеоновских войн государи полагались лишь на свои армии, но раз войско было разбито, приходилось смиряться. Наоборот, в последней борьбе с Наполеоном (1812–1815) правительства действовали в союзе со своими народами . Во-вторых, вся французская политика времен республики и империи заключалась в том, чтобы разъединять интересы иностранных государей, если же государи соединялись, то предупреждать их и бить поодиночке. И в этом отношении произошла перемена, так как правительства поняли, что лишь в тесном единении они будут в состоянии дать отпор поработителю Европы. Вот почему новая коалиция и достигла своей цели .

Идейно-тематическое содержание. Понятие «мысль народ­ная» определяет основу идейно-тематического содержания произ­ведения и раскрывается на самых разных тематических уровнях. Оно неразрывно связано не только с исторической темой, но и с те­мами, относящимися к частной жизни человека. «Мысль семейная» становится, таким образом, одной из составляющих «мысли народ­ной». На философском уровне она проецируется в «закон текуче­сти», который определяет жизни и народов, нации в целом, и от­дельного человека. «Жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью», — считал Толстой и эта идея положена в основу его романа-эпопеи.

Среди огромного многообразия тем и проблем, обнимаемых «мыс­лью народной», безусловно важнейшей является тема войны и свя­занные с ней проблемы национального характера, истинного и лож­ного патриотизма, подвига, проблема исторической оценки событий эпохи наполеоновских войн и роли в них исторических деятелей. По своим убеждениям Толстой, прошедший через войну на Кавказе, обо­рону Севастополя как офицер действующей армии, был пацифистом, то есть человеком полностью отрицавшим войну. Толстой считал, что война противостоит гуманистическим идеалам и христианским запо­ведям любви и братства. Пацифизм Толстого, определившийся еще в период «Севастопольских рассказов», в романе-эпопее отразился на авторской военно-исторической концепции. Толстой выступает как принципиальный противник войны, подчеркивая ее бессмысленность и безнравственность, что прежде всего сказывается на изображении военных событий 1805-1807 годов. Он стремится реалистически пока­зать войну не с парадной ее стороны, «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, … войну в настоящем ее вы­ражении — в крови, в страданиях, в смерти».

Но при этом писатель особо выделяет войну 1812 года как народ­ную, освободительную и справедливую, не противоречащую гумани­стической сущности русского народа. Недаром народная война пред­ставлена в двух противоположных образах, двух типах русского человека, двух взаимосвязанных воплощениях национального ха­рактера — «хищном» и «смирном». Это Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Тихон Щербатый — «человек войны», он воплощает в себе ее жестокую, но необходимую для победы над врагом сущность, кото­рая получила у Толстого емкое название «дубина народной войны». Это авторское определение Отечественной войны 1812 года, харак­теризующее ее как войну народную, принципиально отличающуюся от войны 1805 года. Народную войну определяет чувство, которое ох­ватывает всю нацию — «скрытая теплота патриотизма». Победа на такой войне обеспечивается не военным искусством и количеством пушек, а силой духа. Пример тому — Бородинская битва как высшее проявление героизма народа, выражение его активной, сокрушающей противника силы. Здесь патриотическое чувство народа достиг­ло своего высшего проявления и объединило всех — от аристократов Андрея Болконского, Пьера Безухова до простого русского солдата. Это общенародное патриотическое чувство выражается в словах: «Всем народом навалиться хотят». При всей реалистичности описа­ния сражения, народ здесь предстает как эпический герой-богатырь. Солнце, бьющее в глаза французам, как бы олицетворяет сочувствие и помощь природы русским воинам, защищающим Москву. «Чудес­ный, бесподобный народ!» — с восхищением говорит о русском солда­те Кутузов. Толстой был прав в исторической оценке этого сражения. Он считал, что на Бородинском поле была одержана победа «силь­нейшего духом» противника над французскими войсками. Ведь «на­родная война» — это война «не по правилам», которыми привыкли руководствоваться полководцы, подобные Наполеону. Он столкнулся в России с войной, которую вела не только армия, но все население страны. Ненависть к захватчикам, никакой компромисс с которыми невозможен, приводит к возникновению партизанского движения. Партизанские отряды начали возникать стихийно, из глубин самого народа, когда простые мужики с топорами и вилами бросались на ненавистного противника. И лишь затем их стали возглавлять такие офицеры русской армии, как Денисов. Общенародное сопротивление врагу выразилось и в том, как вели себя люди на захваченных тер­риториях (купец Ферапонтов, готовый сам запалить с трудом нажи­тое имущество; Наташа Ростова, отдающая подводы раненым, не­смотря на грозящее семье разорение).

Но вместе с тем Толстой видит в народной войне и другое отличи­тельное качество, которое в определенной мере согласуется с идеями пацифизма: гуманное отношение к поверженному врагу (эпизод с французскими пленниками Рамбалем и Морелем, которых накор­мили и пустили погреться к костру русские солдаты; Кутузов, в своей речи перед войсками в Красном призывающий быть милосердными к пленным). Эта особенность народной войны связана с другими ка­чествами национального характера: душевной чистотой и христиан­ской нравственностью, добротой, отзывчивостью, состраданием. В наибольшей степени эта черта характера русского человека пред­ставлена в образе Платона Каратаева, человека «мира», воплощения «всего русского, доброго, круглого». Сравнивая тип «хищного» и «смирного» русского человека, Толстой, безусловно, отдает свои сим­патии второму. Недаром Платон помог «любимому» герою Толстого Пьеру найти свою дорогу в жизни, сформулировать свою философию на основе каратаевских представлений о «роевой жизни». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Создавая образ Платона Каратаева, Толстой стремился показать не индивидуальный характер, а обобщенную картину нравственного состояния народа. Характерно, что даже смерть Платона не разрушает обретенной гармонии, так как он яв­ляется носителем тех всеобщих истин, которые индивидуально ему не принадлежат, а потому не могут быть утрачены с его гибелью.

Также обобщенным с точки зрения выражения в нем основных качеств русского человека является образ Кутузова, воплощение «смирного» типа. Он не гонится за славой, а старается сделать все, чтобы освободить Россию от захватчиков. Согласно взглядам авто­ра, Кутузов не столько следит за стратегией и тактикой ведения войны, сколько прислушивается к той «скрытой теплоте патрио­тизма», которая присуща и ему, как любому истинно русскому че­ловеку, и только это внутреннее чувство может указать верный путь действий в народной войне. Вот почему именно его Толстой считает по-настоящему великим человеком, в противоположность Наполеону, который воплощает разрушительное начало жизни. Наполеон в изображении Толстого мелочен и тщеславен, он крайне эгоистичен и бросает свою армию на растерзание, буквально убегая от наступающего противника. Но самое главное, Толстой считает, что по сути Наполеон ничего не может сделать, потому что, в отли­чие от Кутузова, не способен услышать потаенный голос истории. Эта позиция писателя в корне противоречила исторической науке той эпохи, но отражала историко-философские взгляды писателя.

Тема истории, ее движущихся сил, объективных законов — одна из важнейших в произведении. В отличие от официальной историо­графии того времени, делавшей упор на роли в истории великих го­сударственных и военных деятелей, Толстой считает, что история определяется иным началом. «Рой», «роевая жизнь» — понятие, ха­рактеризующее толстовскую философию истории. Оно соответствует народному, крестьянскому «миру» и противостоит взаимному отчуж­дению людей, индивидуализму и субъективному произволу отдель­ной личности. С этим понятием соотносится исторический фатализм — основа историко-философской концепции Толстого, выраженной в авторских отступлениях и в целом во всей художественной системе романа-эпопеи «Война и мир». Стихийное («роевое») начало, по Тол­стому, являясь главной силой исторического движения, в то же вре­мя абсолютно непредсказуемо, независимо от человеческой воли. Толстой критикует официальную историографию, возвеличивающую роль личности в истории. Для писателя цари, полководцы — лишь «ярлыки истории». В соответствии с идеей исторического фатализма он определяет путь исторического развития как некую равнодейст­вующую, вытекающую из совпадения воль, влечений, интересов множества людей. Устремляясь непостижимым образом в одном на­правлении, они и передвигают «стрелку истории», законы движения которой невозможно познать. Но можно почувствовать ее ход, что ха­рактерно для истинно великих исторических деятелей, которые, влившись в «роевое» движение нации, становятся ее естественными лидерами, как Кутузов. Если Наполеон олицетворяет собой мировую силу, характеризующуюся произволом единичной воли, которая раз­венчивается в войне 1812 года, то Кутузов не имеет другой задачи, как служить исполнению общей необходимости. Вот почему Кутузов и Наполеон у Толстого изображены не только как люди с присущими им бытовыми чертами, но и главное — как фигуры обобщенные, символические, человеческое воплощение мировых сил, о которых рассказывается в романе-эпопее.

Часто Толстого упрекали за некоторую предвзятость как в изо­бражении этих исторических личностей, так и всей его историче­ской концепции. Казалось бы, Толстой-теоретик, действительно, не всегда может свести концы с концами в своих рассуждениях. Но от­дельные теоретические рассуждения писателя в романе сходятся в живое единство. Толстой рассказывает о людях, которые стремятся к чему-то, ставят какие-то цели, но жизнь зачастую разрушает все их планы, выявляя при этом свою закономерность. Возникает уди­вительно достоверное изображение жизни как процесса, в котором главенствует «закон текучести». Это идейно-философская концеп­ция Толстого, определяющая законы человеческой жизни и исто­рии. С ней связан толстовский метод «диалектики души» как осно­вы изображения человека и толстовская философия истории, движение которой «течет», переходя из состояния спокойствия, ми­ра в период активных действий, войн, перемен в жизни всей нации и отдельных людей в ее составе. В этом постоянном движении, из­менении и развитии возникают особые моменты, открывающие ис­тину и становящиеся неким поворотом — «звездные минуты». Они бывают и у отдельных личностей (князь Андрей на поле Аустерли­ца, когда он, раненый, смотрит в небо), и в истории целых народов. Война 1812 года — это «звездная минута» в жизни русского народа. В эти мгновения отдельный человек или в целом вся нация поды­мается до своей вершины, отбрасывает все лишнее, ненужное, что только мешает жить. Но проходит время, и эти мгновения забыва­ются, снова начинается поиск вплоть до следующих «звездных ми­нут». Уходит армия Наполеона, и начинает спадать волна неверо­ятного подъема духа нации. Далее снова следует череда рядовых событий, которые накапливаются, развиваются и движутся к ново­му подъему, которым для России станет декабрь 1825 года. В эпи­логе «Войны и мира» этот исторический путь нации только наме­чен. Но в художественном целом романа-эпопеи ясно видно, как «сопрягается» история отдельной личности и целого народа, судьба человека и исторические судьбы. Вот почему здесь звучит не только гимн всей нации, но и гимн частной жизни человека — семье.

«Мысль семейная» и вместе с ней размышления над судьбами разных представителей русской нации органично входит в идейно­тематическое содержание «Войны и мира». В центре внимания писа­теля находятся три семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Каж­дая из них по-своему представляет тему семейных ценностей — ис­тинных и ложных. Семьи Болконских и Ростовых, разные по укладу, взглядам, взаимоотношениям внутри семьи, едины в их неразрыв­ной связи со всей нацией, общенародным «миром», что особенно ясно проявляется в пору войны 1812 года. Болконские аристократы по своему духу, им присущ ум, честь, необыкновенно развитое чувство достоинства, свободолюбие и осознание своего долга перед отечест­вом. Но не всегда этой семье хватает простоты и сердечности, хотя люди в этой семье сохраняют подлинные родственные связи и любят друг друга, порой, боясь показать свои чувства. Таковы старый князь Николай Андреевич, его сын князь Андрей и дочь княжна Марья. Для семьи Ростовых характерен «ум сердца»: они добры, приветли­вы, радушны, хлебосольные хозяева, двери их дома всегда открыты для гостей, а сердца — для встреч с новыми друзьями. Может быть, они не во всем знают меру, иногда ведут себя не слишком разумно, но это с лихвой искупается простотой, естественностью, непосредст­венностью, которые присущи всей «ростовской породе», за исключе­нием старшей дочери Веры. Недаром из этой семьи выходит героиня Толстого, которую он называет «живой жизнью» — Наташа Ростова. С этой семьей связаны и народные традиции, обычаи, нравы, кото­рые, как показывает Толстой, могут существовать не только в народ­но — крестьянской, но и дворянской среде, если она сохраняет кров­ную связь со своей нацией.

Именно эти связи оказываются утрачены в семье Курагиных, а вместе с ними, как показывает Толстой, исчезают подлинные се­мейные ценности, семья по сути оказывается раздробленной, рас­падается. Объединяет эту семью только эгоистический расчет, стремление во что бы то ни стало сохранить ведущие позиции в аристократическом обществе, богатство и почет. Ради этого они го­товы пойти на все: ложь, обман, хитрость и коварство в сочетании с беспринципностью и безнравственностью — вот их отличительные черты. Но внешне они скрываются под маской благопристойности и добропорядочности, которые на деле оказываются лицемерием и фальшью. Они не умеют любить, не ценят дружбы, не понимают, что такое настоящие родственные связи. Вот почему в жизни этой семьи, как показывает Толстой, так часто происходят разрывы — между родителями и детьми, братом и сестрой, между этой семьей и всей нацией, когда наступает пора испытаний Отечественной вой­ны. Таковы Элен и Анатоль Курагины, человек-флюгер князь Ва­силий, придурковатый, но принятый в свете Ипполит.

«Мысль семейную» Толстой считал не менее важной в «Войне и мире», потому что для него семья — это и есть высшая форма еди­нения между людьми, о чем он мечтал, изображая единение нации в войне 1812 года. Недаром в эпилоге он показывает такие семей­ные союзы, в которых соединяются лучшие черты нации, вопло­щенные в семьях Болконских и Ростовых. Это семьи Наташи и Пьера, Марии Болконской и Николая Ростова, в которых снимают­ся противоположности меду супругами, в общении между ними взаимно дополняются личности каждого из них. Писателю очень важно найти тот тип личности, в котором могли бы воплотиться лучшие черты русской нации, органично соединяя в себе ее диа­метральные противоположности. Поиск такой личности во многом определяет систему персонажей романа-эпопеи.

Идейно-тематическое содержание «Война и мир»


На этой странице искали:

  • гибель армии наполеона как следствие общенародного подъема
  • гибель армии наполеона как следствие общенародного подъема война и мир
  • Роевая жизнь война и мир