Как был устроен броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”. “Адмирал Нахимов” атомный крейсер – будущее российского флота

Адмирал Нахимов – название тяжелого атомного ракетного крейсера, вступившего в 1988 году в боевой строй Северного флота ВМФ СССР. Какими-то особыми заслугами он не успел отметиться, десятилетие спустя его поставили на ремонт с широкомасштабной модернизацией. Процесс этот, включает применение самых современных технологий, принятых на вооружение в современном кораблестроении.

На ремонте он остается и сейчас, подробности, по понятным причинам, не слишком освещаются. Неизвестно, станет ли после этого «Адмирал» флагманом российского флота, но то, что он будет одним из лучших кораблей такого типа, это вне всяких сомнений.

Первый «Адмирал Нахимов» – отсчёт «несчастных» кораблей

Мало кто знает, но нынешний атомный крейсер, уже седьмой корабль в истории российского флота, носящий имя прославленного флотоводца. Всех его предшественников постигла печальная участь, так, словно какой-то рок преследует суда с этим названием. Моряки, народ суеверный, склонны видеть в этом мистический след – якобы, здесь не обошлось без вездесущих потусторонних сил. Такое объяснение, конечно, далеко от научного, но в трагической судьбе каждого «Нахимова» есть что-то необъяснимое.

Первым из них был броненосный крейсер (фрегат) «Адмирал Нахимов», спущенный со стапелей Балтийского судостроительного завода в 1885 г. Спроектировал судно гениальный военный кораблестроитель инженер-полковник Самойлов, добившийся потрясающих результатов.

Благодаря его стараниям, крейсер, был самым современным и эффектным военным кораблём, в момент спуска на воду. Он стал первым из судов Российского Императорского флота оборудованный оружейными башнями, палубная артиллерия играла второстепенную роль, и на нем уходила в прошлое.

Длина, м 101,3
Ширина, м 18,6
Осадка, м 8,3
Водоизмещение, тонн 8473
Мощность, л. с.
-средняя
-предельная

4000
7768
Максимальная скорость хода, узлов 16,7
Броневая защита, мм
борта
барбетов
рубки
палубы

254
203
152
51-76
Основная корабельная артиллерия 4х2 х 203-мм
10 х 152-мм
Дополнительное вооружение 12 х 47-мм
6 х 37-мм
2 х 64-мм
Торпедные аппараты 3 х 381-мм
Экипаж, человек 572

Военная история корабля оказалась не слишком продолжительной, первая и последняя война, в которой он принял участие – Русско-японская. Но броненосному крейсеру «Адмирал Нахимов» не посчастливилось показать все свои боевые качества в серьезном столкновении. Проходя Корейский пролив, русская эскадра подверглась атаке японского флота, крейсер получил 30 пробоин и начал черпать воду.

Вблизи острова Цусима он был торпедирован японскими миноносцами, получив пробоину в носовой части по правому борту. Утром 15(28) мая 1905 года, при появлении вражеских судов, он был затоплен командой.

Трагическая история судов, носящих имя прославленного адмирала

«Адмирал Нахимов» был не первым, и далеко не последним из одноименных кораблей, которые буквально преследовали несчастья. Многие связывают эти события именно с названием, приписывают какие-то тайны и пытаются найти закономерность в этом. Но ничего подобного в истории всех «Адмиралов», не прослеживается, все, что их объединяет, только именем и ограничивается.

Что касается гибели судов, ничего мистического в ней нет, она кажется естественной, хотя, не все так просто, некоторые моменты просто не поддаются объяснению.

Первым, чья гибель впоследствии дала основание говорить о роковой закономерности, был торговый пароход «Адмирал Нахимов», в 1897 г. совершавший обычный рейс в Константинополь. Он попал в шторм вблизи Босфора, и затонул с грузом зерна и всем экипажем.

Следующим из «несчастливых судов» стал крейсер Черноморского флота «Червона Україна», до Октябрьской революции называвшийся «Адмиралом Нахимовым». В ноябре 1941 г., после массированного налёта вражеской авиации, находясь у входа в Цемесскую бухту, он получил многочисленные повреждения, а спустя несколько часов затонул.

Единственный из «Нахимовых» не затонувший, а закончивший свои дни вполне мирно, был советский крейсер построенные вскоре после войны. В 1960 году его списали, и некоторое время использовали как мишень при испытании новых противокорабельных ракет, в результате этого он получил серьезные повреждения – днище крейсера было деформировано настолько, что ремонту он не подлежал.


Некоторое время вокруг него сохранялась секретность, в результате чего, у многих людей разыгралась фантазия. Но опять трудно провести параллели, между ним и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» затонувшим у острова Цусима.

А вот в гибели пятого и шестого «Адмиралов Нахимовых», действительно, прослеживается нечто таинственное и неприродное. Сначала несчастье постигло научно-исследовательское судно, неожиданно затонувшее в 1973 г., оно камнем ушло на дно на глазах многочисленных свидетелей, всего за минут после того как перевернулось.

Происходило это в небезызвестной роковой бухте, буквально у самого причала Новороссийска, а вместе с кораблем утонула половина экипажа. Наиболее трагической, стала судьба последнего из затонувших кораблей с именем великого флотоводца. В его истории нет взаимосвязи с броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», но местом крушения, странно, но снова стала Цемесская бухта.

В последний день августа 1986 года, круизный теплоход «Адмирал Нахимов», при хорошей видимости столкнулся с балкером «Петр Васев» у мыса Дооб, в 13 км от Новороссийского порта.

В 23 ч. 20 мин., спустя всего 8 минут после не понятно как случившегося столкновения, теплоход полностью скрылся под водой. Это стало настоящей катастрофой, повергшей весь советский народ в шок – из почти 1000 пассажиров и членов экипажа погибло или пропало без вести 423 человека, среди них было почти 100 детей.

Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении

Атомный крейсер пр. 1144 Орлан «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) является одним из 4-х линкоров подобного типа. Его спустили со стапелей 29 апреля 1986 года, за 4 месяца до катастрофы одноименного круизного теплохода, а через два года он уже вступил в строй Северного флота. Правда, назывался он тогда «Калинин», переименовали его уже после распада СССР, в 1992 году. Послужной список нового «Адмирала» состоит из нескольких выходов на тактические учения со стрельбами в водах Баренцева и Белого моря.


По результатам, крейсер прекрасно себя проявил, и хотя в целом проект 1144 признали провальным, «Адмирал Нахимов» единственный из себе подобных оправдал надежды.
Первым делом «Адмирал Нахимов», тогда еще «Калинин», после спуска на воду отправился на Балтику, где проходил 2-х месячное тестирование ходовых возможностей. Техники остались довольны всеми показателями, после чего, крейсер пошел в Северное море, где создавались более сложные условия на завершительной стадии испытаний.

В общей сложности, за это время он преодолел более 5000 морских миль, никаких неполадок в работе двигателей и системе навигации, не обнаружили. Новенький ракетный крейсер признали вполне годным к службе, и в конце 1988 г. он влился в 120 Бригаду, входившую в состав Краснознаменного Северного флота, где стал самым мощным из его судов.

После учебных стрельб, с использованием главного ракетного комплекса, проводившихся в 1989 г. в акватории Баренцева моря, будущий «Адмирал Нахимов» заслуженно получил награду главкома ВМФ СССР. Спустя год, в 1990 г. он снова отличился на стрельбах в водах Белого моря, и был признан лучшим боевым судном из входящих в 7-ю оперативную эскадру Северного флота.

В начале 1991 г. уже заслуженный и признанный командованием ракетный крейсер, включенный в состав тактической группы состоящей из 4-х судов под командованием Александра Бражника, отправился на свое первое боевое дежурство в район Средиземного моря.

Здесь крейсер оказался в центре событий, в момент спасения экипажа с тонущего турецкого судна «Свероглу». Миссия его длилась полгода, после чего тяжелый крейсер в конце июля 1991 г. вернулся в Североморск.

«Адмирал Нахимов» в тяжелые годы для российского флота

С распадом Советского Союза для крейсера, тогда еще носившего название «Калинин», как и всего ВМФ России, наступили тяжелые времена. В самом конце сентября 120-я Краснознаменная бригада, одна из самых боеспособных в Северном флоте была расформирована. Из отдельных судов бригады создали 43-ю ракетоносную дивизию, и снова крейсеру повезло больше чем многим другим, отправившимся на разборку и утилизацию, его приняли в ряды новообразованной тактической флотилии.


Спустя полгода, в апреле 1992 г. корабль получил нынешнее название и стал объектом пристального внимания иностранных делегаций из Финляндии и Италии, посетивших «Адмирал Нахимов» той же осенью.

В середине осени 1994 г. атомный крейсер принял участие в тактических учениях в составе ударной группы, 7-й оперативной эскадры, вместе с эсминцами «Росторопным» и «Безудержным». Учебные стрельбы проводились при непосредственном участии командующего 43-й ракетоносной дивизии контр-адмирала Лякина,и под руководством, находившегося на борту «Адмирала Нахимова» контр-адмирала Доброскоченко.

Проводились учения в чрезвычайно сложных условиях, что указывало на их значимость, специально для этого перекрыли акваторию на площади 300 км. Как и 4-ю годами ранее, крейсер показал лучший результат и заслуженно получил награду главкома ВМФ.

В очередной раз «Адмирал Нахимов» доказал свою уникальность и состоятельность.

Из 11 учебных мишеней в виде крылатых ракет, идущих по низкой траектории с интервалом пуска в 5 секунд, тяжелый крейсер поразил 7 из них. Для стрельбы использовались ракеты комплекса «Форт» и «Оса-МА», 19 из которых было выпущено в течение 70 секунд, только 4 боезаряда прошли мимо и упали в море.

Для сравнения, эсминцы из состава оперативной группы, израсходовав намного больший боезапас, сбили всего 2 мишени. Результаты, показанные тяжелым крейсером, стали поворотным моментом, и примером для подражания при оснащении других боевых кораблей ВМФ России.

Увядающая мощь «Убийцы авианосцев»

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».


Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

Наименование ТАКР «Адмирал Нахимов» Ракетный крейсер типа «Тикондерога» Крейсер французских ВМФ «Кольбер»
Длинна, м 251 172,8 180,5
Ширина, м 28,5 28,5 20,3
Осадка, м 9,1 9,7 6,5
Водоизмещение:
- стандартное
- полное, тонн

24300
26190

-
9800

9085
11100
Скорость хода:
- средняя
- максимальная, узлов

17
32

-
32

-
33
Мощность, л. с. 140000 80000 87000
Дальность похода, миль Без ограничений 6000 4000
Артиллерия 1 х 2 АК-130 2 х 1 АУ Mk 45 127-мм 2 х 1 100-мм Model68
Зенитное вооружение 6 ЗРАК «Кортик» 2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм
2 х 1 Mark-38 25-мм
6 х 2 57-мм modele 1951
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 «Форт»
ПУ ЗРК «Оса-М»
ПКРП «Гарпун»
УВП «Томагавк»
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка»
Противолодочное вооружение 1 х 10 РБУ-12000
2 х 6 РБУ-1000
- -
Авиационная поддержка 3 Ка-27 2 Bell AH-1Z Viper: 1 вертолет
Экипаж, человек 727 387 560

Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.


По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход – в доки Северодвинского ремонтного завода.

Ремонт «Адмирала Нахимова» и общая модернизация устаревших систем

По начальному плану, предполагалось модернизированный атомный ракетный крейсер нового поколения «Адмирал Нахимов», спустить на воду к концу нынешнего года. Но задержки, связанные с высокой стоимостью запланированного проекта, не позволили этого сделать, он был заморожен более чем на десятилетие. С 1999 до 2012 гг. он нетронутым простоял на Севмаше в Северодвинске, за 12 лет, единственное что сделали – выгрузили отработанное ядерное топливо.

С 2011 до 2012 гг. велись работы по подготовке линкора к преобразованию, и только в 2013 году, после окончательного заключения контракта с Военным Министерством, начался переход к активной фазе модернизации.

В течение 3 лет продолжался полный демонтаж устаревшей электроники и технического оборудования. Параллельно с этим, ремонтники занимались дефектацией корпуса – единственное, что останется от старого крейсера. В конце 2014 года основательно разгруженный «Адмирал Нахимов» перевели в док с наливным бассейном, где в начале 2015 года приступили к огневой части работ.

В конце 2015 – начале 2016 гг. завершили выгрузку старого оборудования и работы по дефектации, перейдя к процессу грунтовки обновленной конструкции. В настоящий момент, уже ведутся активные работы по монтажу современных систем и технического комплекса.

Такие же кардинальные перемены, кроме технической части, коснутся и вооружения, крейсер будет полностью переоснащен. Комплексы «Кортик», «Смерч» и «Форт», разработанные еще 40 лет назад, безнадежно устарели, они малоэффективны по сравнению с современными стандартами НАТО.

Вместо старого советского вооружения, планируется установить на «Адмирале Нахимове» 10 новейших комплексов вертикального ракетного пуска «Калибр» и «Оникс».

Особенно примечательны , достигающие скорости в 8 Махов, и уничтожают даже небольшие цели на расстоянии более 1000 км. Но главные особенности такого вооружения, это полная беспомощность ПВО против них.

По новому плану, озвученному официальными представителями Севмаша, окончание модернизации намечено на 2021 год. Каким он будет, можно еще представить, даже с учетом скупых сведений об этом. А вот что ждет уже седьмой «Адмирал Нахимов» в будущем, и не повторит ли он судьбу своих предшественников, об этом приходится только гадать

Видео

С. В. Сулига

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

(Морская коллекция - 2)

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»»

Издается с января 1995 г.

ОБЛОЖКА: 1-я стр. - рис. А.Заикина; 3-я стр. - В.Емышева; 4-я стр. - С.Балакина

Все фотографии даны без ретуши


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами второй номер «МОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ» - приложения к журналу «МОДЕЛИСТ-КОН СТРУКТОР». Именно по этому номеру вы сможете судить и о будущих монографиях - таких, как «Броненосные крейсера типа “Гарибальди!”», «Авианосцы типа “Лексингтон”», «Линкор “Джулио Чезаре”» (“Новороссийск”) и других, находящихся в стадии редакционной подготовки. Все эти издания построены по такой же схеме и будут включать подробные описания конструкции и вооружения, разрезы, схемы, чертежи общего вида, цветные проекции и многочисленные фотографии, историю создания и службы знаменитых кораблей.

Особое место в планах редакции занимает издание тематических справочников по корабельному составу, поскольку спрос на такую литературу значителен. В настоящее время готовятся материалы, посвященные кораблям первой мировой войны: «ВМС Великобритании 1914–1918 гг.», «ВМС Германии 1914–1918 гг.», «ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914–1918 гг.», «Российский Императорский флот 1914–1917 гг.», а также выпуски на другие темы. Кроме того, предполагается с 1996 года готовить номера по истории флота в виде сборников статей разных авторов. Так что советуем не упустить свой шанс и стать подписчиком нашего журнала. Помимо гарантированного получения всех номеров, многие из вас еще и сэкономят немалые деньги - ведь цена одного подписного номера «Морской коллекции» на сегодняшний день гораздо дешевле купленного в розницу.

Подписка на журнал принимается во всех отделениях связи, индекс по каталогу ЦРПА «Роспечать» 73474.


В планах редакции организовать ряд услуг для наших подписчиков - любителей истории флота и судомоделистов. В частности, предполагаем начать рассылку по индивидуальным заказам комплектов чертежей, фотографий целого ряда кораблей и судов. Пока же напомним, что творческая лаборатория «Эврика» предлагает следующие разработки:

Корвет «Оливуца» (Россия, 1841 г.) - 4 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, корпус в масштабе 1:100, деталировка 1:50 и 1:25, подробные таблицы рангоута;

Торпедные катера S-26, S-142 и S-1 (Германия, 1939–1943 гг.) - 2 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, масштаб 1:75;

Крейсер 1 ранга «Россия» (1897 г.) - 2 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, масштаб 1:200.

Заявки присылайте в адрес редакции с обязательной пометкой «Эврика».


И последнее. Нам хотелось бы знать ваше мнение о содержании и оформлении первых выпусков «Морской коллекции», форме подачи материалов в них. Хотя редакция не в состоянии ответить на все письма, любой ваш отзыв, совет, интересное предложение не останутся без внимания.

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» - один из интереснейших кораблей своего времени. При сравнении его с представителями такого же класса в русском и иностранных флотах бросалось в глаза его значительное превосходство в артиллерийской мощи. Кроме естественного чувства гордости за отечественное кораблестроение, возникает и недоумение - почему столь, казалось бы, удачный корабль не стал родоначальником целой серии башенных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии, в других флотах появившихся много позже! Увы, Россия, введя в строй «Нахимова», который по числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил своих современников, почему-то снова вернулась к постройке броненосных крейсеров со «стандартным» числом стволов главной артиллерии, расположенных, как и орудия среднего калибра, в палубных бортовых установках. В результате, когда в 1904 году началась война с Японией, эти крейсера по артиллерии и ее защите оказались слабее аналогичных кораблей противника.

«Адмирал Нахимов» среди русских моряков пользовался большой популярностью. Вот какую характеристику ему дал известный русский и советский кораблестроитель В.П.Костенко: «С раннего детства чувствовал привязанность к этому кораблю, который своим внешним видом производил впечатление силы и решительности благодаря сильно выдвинутому тарану, одной дымовой трубе… и пропорциональным очертаниям его сравнительно короткого корпуса».

Крейсер проектировался и строился в переходный период развития броненосного флота, когда на кораблях уживались паровые машины и парусный рангоут, орудия казнозарядные и заряжающиеся с дула, торпеды и шестовые мины, электрические системы производства стрельбы и освещение помещений масляными фонарями. Не был исключением и «Адмирал Нахимов». Он запомнился и тем, что стал самым большим парусным бригом за всю историю Российского военного флота, и тем, что на нем впервые в России применили электрическое освещение помещений и противоторпедные сети. Корабль первым получил новые орудия системы 1884 года, но сохранил устаревшие паровые машины двойного расширения, изготовленные по образцу спроектированных в 1880 году на заводе Элдера в Глазго для царской яхты «Ливадия». Все последующие русские корабли имели уже машины тройного расширения пара.

После ввода в строй в 1888 году «Адмирал Нахимов» сразу перешел на Дальний Восток, где и прошла большая часть его службы. Он участвовал во многих событиях, связанных с укреплением позиций России на Тихом океане. Это и дипломатические миссии, боевые маневры, гидрографические работы и даже «придворная служба». В числе первых крейсеру пришлось обживать Порт-Артур - новую базу флота.

Начало войны застало заслуженный корабль в Кронштадте. К тому времени он уже лишился парусного рангоута и приобрел более современные очертания, хотя и сохранил устаревшую артиллерию. Учитывая нехватку новых кораблей, «Адмирал Нахимов» включили в состав Второй эскадры Флота Тихого океана. Поход к Цусиме стал его последним океанским плаванием…

Спустя 80 лет именно к этому кораблю интерес вспыхнул с необычайной силой. Золото! Японцы откуда-то раздобыли сведения, что «Нахимов» вез «казну» русской эскадры в золотых слитках. Поставленные на широкую ногу подводные работы, однако, не принесли желаемого результата. С корабля подняли много интересных и ценных вещей, но все «слитки» оказались… свинцовыми балластными чушками. Благодаря неподтвердившемуся слуху «Адмирал Нахимов» пока остается единственным обследованным кораблем из числа погибших в трагическом для России Цусимском сражении.


Броненосный крейсер «Имперьюз» - прототип «Адмирала Нахимова». Первоначальный внешний вид и схема бронирования после демонтажа парусного вооружения.

Задание Морскому техническому комитету (МТК) на проектирование нового броненосного корабля крейсерского назначения, который следовало построить в рамках программы 1881 года, управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А.Шестаков сформулировал 18 мая 1882 года (здесь и далее даты по старому стилю). По его требованию новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии (ВЛ) не менее 10 дюймов (254 мм), артиллерию главного калибра (ГК) 11 дюймов (280 мм), большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 26 футов (7,92 м) и полное парусное вооружение. В качестве возможных прототипов МТК рассмотрел английский броненосный крейсер «Нельсон» постройки 1874–1881 годов (7630 т, 14 уз., 4 254-мм и 8 229-мм орудий в батарее, неполный 254-мм пояс по ВЛ и бронепалуба в оконечностях, защита орудий ГК 229 мм); строящийся в Англии бразильский броненосец «Риачуэло» (5610 т, 16,7 уз., неполный пояс 280–178 мм, 4 234-мм орудия в двух башнях с броней 254 мм, 6 140-мм пушек) и английский броненосный крейсер «Имперьюз», заложенный в августе 1881 года (7400 т, 16 уз., 4 234-мм орудия в барбетных установках со щитами и 10 152-мм орудий в батарее, 254-мм неполный пояс по ВЛ, карапасная бронепалуба в оконечностях). Последний, сочетавший мощное вооружение, хорошее бронирование, высокую скорость и большой запас угля, привлек внимание русских специалистов.

Однотипные «Имперьюз» и «Уорспайт» среди современных английских кораблей резко выделялись расположением артиллерии и формой корпуса. Чтобы понять причину появления во флоте «владычицы морей» столь необычных для него кораблей, в которых заметно проглядывало французское влияние, следует вернуться к 1880 году, когда Совет Адмиралтейства признал необходимость закладки нескольких броненосцев 2-го класса для службы в дальних морях, где значительное беспокойство Англии могли доставить русские броненосные крейсера. Учитывая, что новым кораблям во время военных действий придется вести не эскадренный бой, а одиночные дуэли, для них решили применить «французскую» систему расположения ГК - ромбом (по одному орудию в оконечностях и по одному с каждого борта). Теоретически это позволяло сконцентрировать в любом направлении огонь трех орудии, тогда как традиционная «британская» система обеспечивала бортовой залп из четырех орудий, но в нос и корму могли стрелять только два. Заложенные в 1881 году «Имперьюз» и «Уорспайт» официально числились как «барбетные корабли со стальным бронированием», но среди английских моряков они считались «белыми слонами» (аналог нашей «белой вороны»). Кроме необычного для флота «владычицы морей» расположения орудий и формы корпуса с заваленными вверху бортами, эта пара странным образом сочетала длинноствольные казнозарядные орудия и полную парусную оснастку. Британский адмирал сэр Джон Коммерел считал их «самыми неудачными из современных кораблей, плохо спроектированными, плохо построенными и абсолютно опасными»… для собственного экипажа. Возможно, это была и слишком резкая критика, но ни одного положительного отзыва об этих кораблях в документах того времени не нашлось. После переклассификации в «защищенные крейсера» (protected cruisers - так англичане называли свои бронепалубные крейсера в отличие от броненосных - belted cruisers) их снисходительно называли «полезными флагманскими кораблями на дальних станциях». Известный английский историк О.Парке писал: «Лучшее, что может быть сказано об «Имперьюз» и «Уорспайт», так это то, что они могли давать бортовой залп из трех 9,2-дюймовых и пяти 6-дюймовых орудий на скорости 16 узлов».

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» значительно превосходил в артиллерийской мощи другие корабли русского и иностранного флотов. Удивительно, но этот удачный корабль не стал родоначальником серии башенных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии.

В рамках кораблестроительной программы 1881 года управляющий Морским министерством вице-адмирал И. А. Шестаков, 18 мая 1882 года, сформулировал задание Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного корабля. По его требованию корабль крейсерского назначения должен был иметь броню по ватерлинии не менее 10 дюймов, артиллерию главного калибра 11 дюймов, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 26 футов и полное парусное вооружение. В качестве прототипа выбрали английский броненосный крейсер «Имперьюз», но после модернизации «Адмирал Нахимов» существенно отличался от прототипа в лучшую сторону.

ПРОЕКТ

Проект был утвержден 19 ноября 1882 года. По сравнению с английским прототипом увеличили диаметр барбетов на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода. Кроме того, было изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля увеличили 8 полтора раза, что потребовало увеличить проектное водоизмещение до 7782 т. Увеличились длина корпуса на 1,83 м и осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия обр. 1884 года на станках Вавассера. Удалось увеличить вес бортового залпа, а также скорострельность артиллерии главного калибра. Диаметр барбетов уменьшили на 62 см. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корабль был построен из путиловской стали. Наружная обшивка от киля до шельфа под броню набиралась из 14,3-мм стальных листов. Вертикальный внутренний киль шел непрерывно по всей длине корпуса. Горизонтальный киль в два слоя крепился к нему угловой сталью. Форштевень и ахтерштевень представляли собой цельные бронзовые отливки. Из бронзы была отлита и рулевая рама с рудерпостом. Руль был обшит деревом на медных болтах и медными листами. Набор корпуса имел по четыре стрингера на борт, набранных из сильных листов. Водонепроницаемое внутреннее дно между шпангоутами проходило от киля до четвертого стрингера, а также в районе погребов боезапаса в оконечностях между платформами и нижней палубой. Поперечные водонепроницаемые переборки проходили по шпангоутам от внутреннего дна до жилой палубы. «Адмирал Нахимов» стал первым русским боевым кораблем, оснащенным продольной водонепроницаемой переборкой.

Изначально корабль нес парусное вооружение брига с общей площадью парусов 2000 м². Рангоут и такелаж были стальными: мачты диаметром 890 мм из стали, такелаж — из стальных тросов. Но паруса оказались в большей степени помехой, чем полезным дополнением к паровым машинам. При ветре три-четыре балла в галфвинд скорость под парусами из-за сопротивления двух гребных винтов не достигала и четырех узлов, а маневрирование было крайне затруднено. Сначала с «Нахимова» убрали стеньги, брам-стеньги и гафели. Окончательно парусный рангоут сняли во время модернизации 1898-1899 годов, заменив его легкими сигнальными мачтами со стеньгами и одним реем.

ЗАЩИТА И БРОНИРОВАНИЕ

Броневой пояс протяженностью 45 м с концов закрывался броневыми траверзами, образуя с ними цитадель, охватывавшую котлы и машины и прикрытую сверху 50-мм бронепалубой. Высота пояса была 2,4 м, из которых при нормальной нагрузке над водой возвышались 0,876 м. Толщина — 254 мм на верхней кромке, далее сужение до 152 мм — на нижней. Высота траверзов толщиной 229 мм (на нижней кромке 152 мм) у борта была также 2,4 м.

Палубная стальная броня на уровне жилой палубы имела толщину 37,3 мм на 12,7-мм настиле. Карапасная палуба вне пояса состояла из двух слоев стали общей толщиной 76 мм.

Во время модернизации крейсера в 1898-1899 годах 203-мм орудия прикрыли круглыми щитами диаметром около 6,9 м с толщиной стен 63,5 (вокруг амбразур) — 51 мм и обтянули брезентом, из-за чего установки ГК приобрели вид настоящих башен. Бортовые командирские башенки сняли.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Обе главные паровые трехцилиндровые машины двойного расширения мощностью по 4000 л. с. изготавливали на Балтийском заводе по чертежам машин крейсера «Владимир Мономах». Каждая машина имела по одному цилиндру высокого давления диаметром 1524 мм и по два цилиндра низкого давления диаметром 1981 мм. Холодильники трубчатой системы имели площадь охлаждения 650 м². Гребные валы — из кованой стали, четырехлопастные винты диаметром 5 м — из марганцевой бронзы.

На «Адмирале Нахимове» широко применялись вспомогательные паровые механизмы — машина для проворота гребных валов, лебедки для подъема шлака и т. д.

Впервые на русском боевом корабле установили полное палубное освещение из 320 ламп накаливания. Электрическую энергию вырабатывали четыре динамо-машины Грамма мощностью по 9,1 кВт, с приводом от отдельных паровых машин.

СЛУЖБА

Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только через три года. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.

В 1894 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу. В мае 1898 года вернулся на Балтику. После модернизации крейсер в 1900 году отправился на Тихий океан в третий раз. Посещал Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года корабль вернулся в Кронштадт.

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1- го ранга А. А. Родионова вошел в состав 2- го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью был торпедирован в правый борт. В ходе ночного боя крейсер потопил два японских миноносца и нанес серьезные повреждения крейсеру «Ивата». При появлении японских кораблей утром 15 мая крейсер был окончательно затоплен экипажем. В тяжелейших условиях Цусимского сражения «Адмирал Нахимов» проявил себя более чем достойно.

Долгое время был в числе самых мощных и быстроходных крейсеров в мире.

«Адмирал Нахимов»

«Адмирал Нахимов» в 1899 году
Служба
Россия Россия
Назван в честь Павел Степанович Нахимов
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Санкт-Петербург
Организация Вторая Тихоокеанская эскадра
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1884 год
Спущен на воду 21 октября 1885 года
Введён в эксплуатацию 9 сентября 1888 года
Выведен из состава флота 15 мая 1905 года
Статус Потоплен в Цусимском сражении
Основные характеристики
Водоизмещение 8473 тонн
Длина 101,3 м
Ширина 18,6 м
Осадка 8,3 м
Бронирование компаунд борт - 254 мм,
барбеты - 203 мм,
палуба - 51…76 мм,
рубка - 152 мм
Двигатели 2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 и. л. с. Балтийского завода, 12 котлов
Мощность 7768 л. с. (5,9 МВт)
Движитель парус
два гребных винта
Скорость хода 16,74 узлов (30,2 км/ч)
Экипаж 23 офицера и 549 матросов
Вооружение
Артиллерия 4× 2-203-мм ,
10 × 152-мм ,
12 × 47-мм,
6 × 37-мм,
2 × 64-мм десантных
Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм торпедных аппарата
Изображения на Викискладе

Проектирование и постройка

Согласно заданию, данному Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного крейсера в рамках программы 1881 года, новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 254 мм, артиллерию главного калибра 11 дюймов, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер Imperieuse , отличавшийся «ромбовидным» расположением орудий главного калибра (на носовой и кормовой оконечности и по обоим бортам).

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом: диаметр барбетов был увеличен на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода; изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом, суммарная дополнительная нагрузка в 390 т увеличила проектное водоизмещение до 7782 т. Длина корпуса возросла на 1,83 м, осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование. В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным и в свою очередь, явился прототипом для вполне удачного американского проекта крейсера «Бруклин» [ ] . По основным параметрам «Адмирал Нахимов», даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, имел значительные резервы для технической модернизации, и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра, вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Он по сути стал прообразом появившихся почти через треть века многобашенных крейсеров.

Конструкция

Длина его составляла 103,3 метра, при ширине 18,6 метров. Осадка при нормальной нагрузке составляла 7,67 метра. Форштевень (29 т) и ахтерштевень (15 т) представляли собой цельные брон­зовые отливки Балтийского завода. Поперечные водонепроницаемые переборки проходили по шпангоутам 36, 60, 83 и 102; от внутреннего дна до жи­лой палубы они имели толщину 9,5 мм, а выше неё - до верхней палубы - 6,4 мм. Нормальное водоизмещение крейсера составило 7781,7 тонн. Полное - 8473 тонны.

Вооружение

Вооружение крейсера было рассчитано на максимально мощный догонный и ретирадный огонь. Он был вооружен восемью 203-мм орудиями с длиной канала ствола 35 калибров, установленных в четырёх барбетных установках и десятью 152-мм орудиями с длиной канала ствола 35 калибров, стоявших на батарейной палубе. Противоминное вооружение крейсера состояло из шести 47-мм одноствольных, четырёх 37-мм пятиствольных орудий системы Готчкисса.

Два 63,5-мм десантных орудия системы Барановского на колесных лафетах предназначались для вооружения десантных партий.

Бронирование

Борт корабля был защищен сталежелезным броневым поясом длиной 42,4 м (от 32 до 106 шпангоута). Пояс имел толщину 229 мм, утончаясь к низу до 152 мм, плиты укладывались на лиственничную подкладку толщиной 254 мм. С носа и кормы пояс замыкали 229-мм броневые траверзы, образовывая цитадель, в которой находились все жизненно важные механизмы и погреба. Все броневые плиты были брони компаунд (сталежелезная) и изго­тавливались на Ижорском заводе по тех­нологии английского завода Кэммел из Шеффилда. В пределах цитадели на 12,5 мм прокладку из корабельной стали стелился ряд 38-мм стальных плит, и общая толщина броневой палубы достигала 50,5 мм. За пределами цитадели в нос и корму простиралась 76,2-мм карапасная палуба.

Силовая установка

На корабле стояли две паровых машины двойного расширения общей проектной мощностью 8000 л. с. Машины в 1886 году изготовливались на Балтийском заводе. Каждая машина имела три цилиндра - один высокого диаметром 1524 мм и два низкого (диаметром 1981 мм) давления и работала на свой гребной винт. Ход поршня составлял 1066 мм. Гребные винты системы Грифита имели шаг 21 фут (6,4 м) и диаметр 16 футов (4,88 м). После замены лопастей диаметр увеличился до 17 футов (5,18 м).

Пар к механизмам подавался от двенадцати цилиндрических огнетрубных котлов, с рабочим давлением 5,2 атмосферы. Масса котлов с водой составляла 670 тонн.

Четыре мили были пройдены за 13 минут 36 секунд при среднем числе оборотов 112 и паре 75 фунт., выверенный ход составил 17,56 узла.

В 1894 году крейсер участвовал в манёврах на рейде китайского порта Чифу , затем посетил Владивосток , корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в манёврах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8" орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю [ ] (низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902-1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов .

Русско-японская война, гибель крейсера

комендоров русского броненосного крейсера [ ] , что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8" снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8" снаряды «Адмирала Нахимова» и 9" «Николая I»), поэтому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль продолжал героическое движение кормой вперёд (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырёх русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов» - первый российский крейсер с башенной артиллерией. Построен на Балтийском заводе в Петербурге корабельным инженером полковником Н. А. Самойловым. Заложен в июле 1884 года, спущен на воду 21 октября 1885 года, вступил в строй 3 декабря 1887 года. Долгое время считался одним из самых мощных и быстроходных крейсеров в мире.

Проектирование и постройка

Согласно заданию, данному Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного крейсера в рамках программы 1881 года, новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 254 мм, артиллерию главного калибра 11 дюймов, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер Imperious , отличавшийся «ромбовидным» расположением орудий главного калибра (на носовой и кормовой оконечности и по обоим бортам).

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом: диаметр барбетов был увеличен на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода; изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в середней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом, суммарная дополнительная нагрузка в 390 т увеличила проектное водоизмещение до 7782 т. Длина корпуса возросла на 1,83 м, осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование. В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным и в свою очередь, явился прототипом для вполне удачного американского проекта крейсера «Бэлфаст». По основным параметрам «Адмирал Нахимов», даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, имел значительные резервы для технической модернизации, и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра, вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Он по сути стал прообразом, появившихся, почти через треть века, многобашенных крейсеров…

Служба

Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только три года спустя. После ремонта новый дальний поход - сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда - опять на Дальний Восток.

Наш «Адмирал Нахимов» здесь просто на славу нашему флоту! Когда мы сошлись с «Imperieuse’ом», то командир его с первых же слов просил позволения осмотреть нас и для этого сначала предложил нам осмотреть его. Нам были отворены даже крюйт-камеры. Между "Imperieuse" и «Нахимовым» такая разница, как будто первый из них строился на 15 лет ранее второго, а не на один год… Ни одно иностранное судно не уходит отсюда без того, чтобы командир такового не попросил позволения осмотреть крейсер «Адмирал Нахимов», присылают к нам мичманов смотреть и учиться» - Из письма одного из офицеров крейсера, написанного во время пребывания в Японии в 1890 г.

В 1895 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу, затем посетил Владивосток, корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8" орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю(низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902-1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов.

Русско-японская война, гибель крейсера

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1-го ранга А. А. Родионова вошел в состав 2-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры (командир отряда - контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам). 14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью в 21:30-22:00 торпедирован в правый борт с носа. По данным экипажа (не подтверждаемыми японскими историками) в ходе ночного боя крейсер потопил два (по утверждению Родионова даже три) миноносца противника залпами кормовой и правой 8" башен. Ещё как-минимум три попадания 8" снарядов в крейсер «Ивате», нанесших последнему серьёзные повреждения, тоже стоит отнести на счёт комендоров русского броненосного крейсера, что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8" снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8" снаряды «Адмирала Нахимова» и 9" «Николая I»), по этому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль, продолжал героическое движение кормой вперед (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

В целом, предельно устаревший крейсер проявил себя в тяжелейших условиях «цусимского побоища» более чем достойно. Этому способствовали как независящие от команды факторы (малое огневое воздействие противника), так и умелые действия экипажа вкупе с удачным расположением противоминной артиллерии.

Список офицеров крейсера, взятых в плен после Цусимского сражения

  1. Кобыльченко Иван, прапорщик (младший судовой механик)
  2. Фролков Николай, прапорщик (младший судовой механик)
  3. Микуловский Болеслав, прапорщик (вахтенный офицер)
  4. Лонфельд А. К., прапорщик (вахтенный офицер)
  5. Энгельгардт Михаил, мичман (вахтенный офицер)
  6. Винокуров Евгений, мичман (вахтенный офицер)
  7. Рождественский Алексей, мичман (вахтенный офицер)
  8. Кузьминский Василий, мичман (младший штурманский офицер)
  9. Михайлов Павел, мичман (младший минный офицер)
  10. Данилов Николай, мичман (вахтенный начальник)
  11. Щепотьев Сергей, поручик (младший судовой механик)
  12. Сухаржевский Дмитрий, поручик (младший судовой механик)
  13. Родионов М. А, лейтенант (помощник старшего судового механика)
  14. Шеманов Н. З., подполковник (старший судовой механик)
  15. Нордман Николай, лейтенант (ревизор)
  16. Крашенинников Пётр, лейтенант (вахтенный начальник)
  17. Мисников Николай, лейтенант (вахтенный начальник)
  18. Смирнов Н. А., лейтенант (младший артиллерийский офицер)
  19. Гертнер 1-й И. М., лейтенант (старший артиллерийский офицер)
  20. Мазуров Г. Н., капитан 2-го ранга (вахтенный начальник)
  21. Семёнов, капитан 2-го ранга
  22. Гроссман В. А., капитан 2-го ранга (старший офицер)
  23. Клочковский В. Е., лейтенант (старший вахтенный офицер, и. д. штурманского помощника)
  24. Родионов А. А., капитан 1-го ранга (командир)

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырех русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

Первыми в успехе Сасагавы усомнились профессиональные охотники за морскими сокровищами. Стоило им обратиться к документам русско-японской войны - в частности, к донесениям участников Цусимского сражения, - как стало ясно, что в рассказах Сасагавы нет ни слова правды. Со временем выяснилась и другая любопытная деталь. Слитки металла, якобы поднятые с затонувшего русского крейсера, имели удельный вес 11,34 г/см³. Это плотность свинца, а не платины.


«Адмирал Нахимов»
Служба: Россия
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Санкт-Петербург
Организация Вторая Тихоокеанская эскадра
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1884 год
Спущен на воду 21 октября 1885 года
Введен в эксплуатацию 9 сентября 1888 года
Выведен из состава флота 15 мая 1905 года
Статус Потоплен в Цусимском сражении
Основные характеристики
Водоизмещение 8473 тонн
Длина 101,3 м
Ширина 18,6 м
Осадка 8,3 м
Бронирование компаунд борт - 254 мм,
барбеты - 203 мм,
палуба - 51…76 мм,
рубка - 152 мм
Двигатели 2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 и. л. с. Балтийского завода, 12 котлов
Мощность 8000 л. с. (5,9 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 16,3 узлов (30,2 км/ч)
Экипаж 23 офицера и 549 матросов
Вооружение
Артиллерия 4× 2-203-мм,
10 × 152-мм,
12 × 47-мм,
6 × 37-мм,
2 × 64-мм десантных
Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм торпедных аппарата

Предыдущее Следующее