Общественный конфликт отцы и дети. Основной конфликт романа "Отцы и дети" Тургенева И.С

Методическая разработка посвящена анализу художественного произведения И.С. Тургенева "Отцы и дети". В начале занятия был сформулирован проблемный вопрос, на которой обучающие должны совместно преподавателем найти ответ. Работа строилась по определенному алгоритму. В итоге обучающимися был сделан синтез, тем самым они ответили на проблемный вопрос.
Особое место на уроке уделяет рефлексии (составление модели исследования). Это один из интересных этапов. Она предполагает и культуру мысли, и культуру чувств, и самоконтроль. Это также средство развития монологической речи обучающихся.

Методическая разработка урока по теме «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций»

Цели урока:

Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети»;

Способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом обучающихся.

Способствовать развитию исследовательских умений обучающихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения;

Содействовать формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, текст романа (10 глава), тестовый материал, таблица взглядов.

Ход занятия

1. Организационный момент (Проверка готовности обучающихся к уроку).

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось начать с мудрой арабской пословицы «Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, - он постоянно расширяется». Действительно, ребята, знаний никогда не будет достаточно.человек на протяжении своей жизни учится и должен учиться.

2. Проверка домашнего задания

Преподаватель: Расскажите биографию И.С. Тургенева.

Преподаватель: Расскажите о создании романа «Отцы и дети», жанре, композиции, проблематике.

Преподаватель: Выполните тестирование по содержанию 1-10 глав романа «Отцы и дети» (Приложение 1).

(4 обучающихся выполняют тестирование на карточках, остальные слушают биографию Тургенева, дополняют материал, задают вопросы)

3. Подготовка к изучению нового материала

Преподаватель: Весь роман И.С. Тургенева построен на конфликте. Подберите синонимы к этому слову.

Обучающиеся: Поединок, дуэль, столкновение.

Преподаватель: Действительно, ребята, в романе несколько поединков, столкновений. Между какими героями?

Обучающиеся: Между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Преподаватель: Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Обучающиеся: Мы сегодня поговорим о столкновении Е. Базарова и П.П. Кирсанова.

Преподаватель: Ребята мы поговорим об этих героях. И тема нашего урока: «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций». Запишите в тетрадь число и тему урока (обучающиеся записывают в тетрадь число, тему, эпиграф)

Преподаватель: А что будет целью нашего урока?

Обучающиеся: Выяснить в чем состоит особенность конфликта между Базаровым Кирсановым в романе «Отцы и дети».

Преподаватель: И мы сегодня в конце урока ответьте на такой вопрос: «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» (Новые люди, кто они?)

4. Изучение нового материала

Преподаватель: Базаров и братья Кирсановы – люди разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт. В 10 главе происходит открытый идеологический конфликт. Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование или диалог?

Обучающиеся: Диалог в этой главе и в большинстве других является характерной чертой и особенностью композиции романа.

Преподаватель: Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

Обучающиеся: Это один из способов характеристики героев романа.

Преподаватель: Дома вы должны были прочитать эпизод столкновения Базарова и Кирсанова. Попробуйте сделать вывод о предмете спора.

Обучающиеся: В споре наметились 4 линии спора: 1) отношение к дворянству, аристократии и к ее принципам; 2) отношение к нигилистам; 3) отношение к народу; 4) отношение к природе и искусству.

Преподаватель: А сейчас мы поработаем в группах. Каждой группе дана определенная линия спора, и вопросы, на которые вы должны, посовещавшись, подготовить ответы. На эту работу у вас 15 минут (Работа в группах)

Вопросы для работы в группе.

·Почему Кирсанов П.П. идет на столкновение?

·Почему ни один из участников спора не уступит своих позиций?

·Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?

Преподаватель: А теперь, ребята, ваши отчеты. 1 группа расскажет нам об отношении героев к дворянству. А остальные группы в свою таблицу занесите основные моменты.

Обучающиеся: Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Преподаватель: Каков итог этого спора?

Обучающиеся: Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме.- Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.

Преподаватель: Вторая группа, расскажите о принципе деятельности нигилистов.

Обучающиеся: Вторая линия спора о принципах нигилистов. Паве Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Преподаватель: Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Обучающиеся: Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

Преподаватель: Об отношении к народу расскажет 3 группа.

Обучающиеся: По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.

Преподаватель: О взглядах на искусство и природу сообщит нам 4 группа.

Обучающиеся: Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Герой понимает, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники - передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Преподаватель: Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Обучающиеся: Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Преподаватель: А Павел Петрович?

Обучающиеся: Он либерал и взгляды у него старые либеральные.

6. Итог урока

Преподаватель: А теперь вернемся к проблемному вопросу. «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» Новые люди, кто они? (ответы обучающихся)

Преподаватель: Итак, у нас есть два противоположных взгляда (вся таблица выводится на экран), а с кем из героев согласились бы вы? Вы верно подметили ограниченность взглядов Базарова и Кирсанова. Они крепко держатся за свои убеждения, не желая уступать. Какой же выход? Как избежать известного Конфликта?

Обучающиеся: Отцам следует быть терпимее ко всему новому, а детям – внимательнее к опыту и мудрости старших.

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

Дополните модель взаимоотношений Базарова и П.Кирсанова. Сделайте анализ.

В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.

В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” - разночинцев - образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.

Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.

Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.

Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “...без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, - ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.

Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров - маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.

Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.

Эту проблему

удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.

Главный конфликт романа И. С. Тургенева - противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович - семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он - отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову - он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным...В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже... Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

Мы отрицаем.

Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.


Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости. Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя - жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни - любовь отцов к детям. Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Конфликт «отцов» и «детей». Середина XIX века - время бурных и сложных для России со­бытий. После Крымской войны стало очевидно, что правительство не способно решить поставленные перед ним проблемы. Почти для всех становится очевидным, что крепостное право не может больше существовать.
И в это бурное время появляется роман Тур­генева «Отцы и дети», вызвавший множество оживленных дискус­сий. Центральное место в романе занимает проблема взаимоотно­шений старого и нового, конфликт «отцов» и «детей».
Ярким представителем нового поколения является главный герой романа - Базаров. Он появляется на первых страницах произведения и сразу же привлекает наше внимание своей неза- иисимостью, раскованностью, резкостью и прямотой. Когда он имеете с Аркадием приезжает к Кирсановым, то вызывает нео­днозначное отношение окружающих. Дворовые сразу признают в нем «своего», деревенские ребятишки с интересом расспрашива­ют «дохтура» про лягушек. А вот Павел Петрович Кирсанов с момента появления Базарова в доме испытывает к нему интуи­тивную антипатию.

Павел Петрович чувствует в Базарове врага, идейного против­ника. Рано или поздно эти два человека неминуемо должны схлест­нуться, и это происходит довольно скоро. Павел Петрович и База­ров спорят обо всем: о нигилизме и о реформах, о земле и об отно­шении к народу. Вначале Базаров отвечает неохотно, «сквозь зубы», но постепенно увлекается, и споры перерастают в настоящую идей­ную битву.

Но это не те споры, в которых рождается истина. В конце романа Базаров упрекает Аркадия в пристрастии к употреблению «противоположных общих мест». Но и сам Базаров в полемике с Павлом Петровичем постоянно употребляет «противоположные общие места». Кирсанов говорит о необходимости следовать ав­торитетам и верить в них - это общее место. Базаров отрицает разумность того и другого, но это лишь «противоположное общее место», истины нет ни в одном, ни в другом высказывании. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить только без­нравственные и пустые люди, Базаров называет «принцип» пус­тым, нерусским словом и бесполезным понятием. Павел Петро­вич упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист же заявля­ет, что Павел Петрович заслуживает презрения. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров утверждает, что порядочный химик полезнее любого поэта. Но героям вовсе не нужно докапываться до истины. Гораздо важнее установить противоположность пози­ций, ведь это позиции разных поколений. Потому и дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем носит чисто символический характер: никто никого не хочет убивать. Ранив Павла Петровича, Базаров приходит лечить его.
Но конфликт поколений не исчерпывается их отношениями. Так, Базаров неприветлив с отцом и матерью, людьми радушными и добрыми, все время стремится уехать от них. Почему? Да потому, что Базаров не может согласиться с их взглядами, а спорить с ними, как с Павлом Петровичем, считает бесполезным.
Конфликт поколений не всегда определяется возрастом. Так, Аркадий Кирсанов по взглядам гораздо ближе к поколению «отцов». Ондворянский сын, воспитанный в традициях этого класса. Есте­ственно, пути Базарова и Аркадия Кирсанова расходятся.
Сегодня в нашей жизни происходят перемены. Новое прихо­дит на смену старому. А потому тема «отцов» и «детей» сейчас осо­бенно актуальна и понятна нам. Думается, что роману предстоит еще долгая жизнь.

И. С. Тургенев принадлежит к тем уникальным художникам, которые способны в повседневной жизни уловить дыхание времени, разглядеть социальные и вечные конфликты эпохи, запечатлев их в своих произведениях. В значительной степени это относится к роману «Отцы и дети», оказавшему воздействие не только на современную автору действительность, но и русскую жизнь последующих десятилетий.

Своеобразие конфликта, положенного в основу тургеневского романа, проявилось, прежде всего, в том, что здесь как бы стирается грань между добром и злом, положительным и отрицательным героем. Взаимоотношения нигилиста-демократа с либеральной дворянской аристократией убеждают читателя в том, что общественная жизнь начала 60-х годов в России настолько сложна и многообразна, что неверно сводить ее лишь к противоборству двух социальных групп.

Конечно, общественный конфликт времени нашел отражение в романе: «детей», то есть демократически настроенную молодежь, не устраивает тот государственный строй, те культурные и нравственные ценности, которые ревниво охраняют «отцы», видящие в революции и отрицании лишь стихию разрушения, не способную изменить жизнь к лучшему.

Согласно традициям русской классический литературы молодежь обычно отождествляется с новым, передовым мировоззрением. В «Отцах и детях» таким прогрессивно мыслящим героем является нигилист Базаров, человек, в котором наиболее ярко проявились конкретные черты - материалистские, взгляды, увлеченность естественными науками - реальных революционных демократов, желающих ниспровергнуть прогнивший государственный строй с его устаревшими общественными институтами и социальными противоречиями.

Взгляды Базарова наиболее ярко раскрываются в его нескончаемых спорах с героем-антиподом, П. П. Кирсановым. Уже «изящный и породистый» облик аристократа контрастирует с «плебейской» внешностью разночинца, представителя трудовой интеллигенции. Однако и Базаров, и Павел Петрович Кирсанов- умные, сильные, волевые личности, которые подавляют окружающих, подчиняя их своему влиянию. Поэтому довольно трудно определить в их спорах абсолютного победителя. Например, нельзя не согласиться с Павлом Петровичем в том, что «без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты,- нет никакого прочного основания общественному благу». Однако Базаров переводит отвлеченный вопрос в конкретную плоскость: «...вот вы уважаете себя и сидите, сложа руки; какая же от этого польза для общественного блага?» На это возразить, действительно, нечего.

Тургеневский нигилист обо всех явлениях жизни судит, прежде всего, с точки зрения пользы. А такая исходная позиция закономерно приводит героя к явно абсурдным утверждениям типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит».

Подобные «афоризмы» в сочетании с могучей силой личности Базарова позволяют сделать вывод о том, что узость и ограниченность его мировоззрения сковывает громадные потенциальные возможности этой неординарной натуры, лишая его способности совершить что-то значительное, жизненно необходимое для страны и народа.

Но значит ли это, что будущее за «отцами», которые должны олицетворять опыт, мудрость и терпимость? Конечно, нет, ибо П. П. Кирсанов вовсе необладает отеческой снисходительностью и желанием понять и оценить то новое, что несетжизнь молодое поколение. В его взглядах отчетливо проявляется консерватизм, нетерпимость к чужому мнению, благоговение перед авторитетами.

Вообще, Кирсановы, живущие в замкнутом мире красоты, любви, музыки, поэзии, не воспринимаются как достойные противники Базарова, ибо вместо активного вмешательства в жизнь они предпочитают отгораживаться от действительности, не желая вникать в ее социальные проблемы, как предметы слишком низкие для возвышенных натур.

Таким образом, конфликт, положенный в основу романа, представляет собой не только столкновение разных общественных групп, но и вечное противоборство поколений, когда агрессивное неприятие и нового, и устоявшегося приводит к вражде, пустому словопрению и бесцельно, бездарно прожитой жизни.

Думаю, что тургеневский роман и сейчас сохраняет актуальность, предостерегая нас от категорических оценок и утверждений, гражданской пассивности и наивной попытки сразу и навсегда добиться того идеала, о котором тысячелетиями мечтало человечество.