Самоходная зенитная артиллерийская установка M163 Vulcan (США). Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан Применение в бою

Система ПВО M163 «Вулкан» — зенитная самоходная установка, созданная на базе бронетранспортера M113 и состоящая на вооружении армии США. Эта быстрая, легкобронированная, маневренная машина-амфибия, развивающая в воде скорость до 6 км/ч, способна доставить в бой до 13 человек, включая членов экипажа. ЗСУ M163 поступила на вооружение в 1969 году, и хотя она уже снята с производства (всего была построена 671 машина), из эксплуатации её так и не вывели.

Система ПВО M163 «Вулкан» оснащалась дизельным двигателем GM 6V53 мощностью 212 лошадиных сил. Благодаря небольшому весу (12,5 тонн) машина способна развить скорость до 64 км/ч. Экипаж ЗСУ состоит из четырех человек.


Основное и единственное орудие этой машины — мощная 20-мм пушка M61 «Вулкан» системы Гатлинга скорострельностью до 3000 выстрелов в минуту (50 выстрелов в секунду). В нём используется автоматическая система подачи боеприпасов, а высокая начальная скорость снаряда обеспечивает настильную траекторию. Максимальная прицельная дальность — немногим более 5 км, а угол прицеливания от +80 до -5 градусов. Стандартный боезапас M163 составляет 2100 снарядов.

Несмотря на то, что машина оснащена небольшой РЛС, её орудие не наводится по локатору. Для прицеливания стрелок использует оптический прицел с вычислением упреждения.



В игре M163 «Вулкан» будет одной из наиболее эффективных ЗСУ на ближней дистанции. Среднее бронирование машины (до 45 мм) обеспечит достойную защиту от пулемётного огня и снарядов малокалиберных пушек. В схватке с тяжеловооружёнными противниками следует полагаться на высокую мобильность и чаще менять местоположение. У этой машины достаточно высокий профиль.

Хотя пушка M61 «Вулкан» системы Гатлинга — грозное оружие, её лучше использовать против низколетящих самолетов. В качестве боеприпасов пушка использует 20-мм снаряды, что не позволяет состязаться в эффективной дальности стрельбы с другими крупнокалиберными ЗСУ.

Однако если вы сумеете поразить цель, уже ничто не спасет её от разрушения и немедленной гибели под огнем интенсивностью 3000 выстрелов в минуту. Сравнивать эту пушку с цепной пилой было бы просто оскорбительно. Одна система ПВО M163 «Вулкан» может обеспечить эффективное прикрытие целой группе тяжёлых танков против атак с воздуха.

В War Thunder M163 предназначена исключительно для противовоздушной обороны. Тем не менее она будет способна защитить себя от других ЗСУ и лёгких танков-разведчиков.

Обои на рабочий стол:

Наряду со сложной в конструктивном отношении и обладающей высокой стоимостью производства и эксплуатации всепогодной ЗСУ M247 Sergeant York на вооружении американской армии имелась относительно простая и дешевая яснопогодная зенитная самоходная установка M163 Vulcan, которой наряду с ЗРК ближнего действия «Чапарэл» оснащались зенитные дивизионы сухопутных войск США. ЗСУ M163 Vulcan разработана в начале 60-х годов на базе гусеничного бронетранспортера M113A1 с целью замены устаревших 40-мм зенитных самоходных установок M42. Первые серийные образцы были изготовлены на заводе компании «Дженерал электрик» (ныне «Локхид-Мартин») в 1968 году и в том же году поступили на вооружение американской армии. Всего же до завершения серийного производства была построена 671 зенитная установка M163 Vulcan.

20-мм самоходная зенитная артиллерийская установка M163 Vulcan предназначена для обеспечения противовоздушной обороны подразделений, находящихся на переднем крае, и может бороться с низколетящими воздушными целями.

Корпус машины выполнен методом сварки из листов алюминиевой брони, толщина которых достигает 38 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков артиллерийских снарядов и мин. От корпуса стандартного бронетранспортера M113 корпус «Вулкана» отличается лишь дополнительными панелями, увеличивающими плавучесть машины и расположенными на верхнем лобовом листе и бортах.

Машина вооружена 20-мм шестиствольной автоматической пушкой M61A1 Vulcan, установленной в открытой сверху вращающейся башне, которая имеет броневой щит для защиты наводчика со стороны задней полусферы. Справа на башне установлен РЛС-дальномер AN/VPS-2. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5° до +80° осуществляется с помощью скоростных электроприводов. На случай выхода их из строя имеются ручные механизмы наведения. Блок стволов пушки также вращается электрическим приводом. Подача боеприпасов беззвеньевая, общая для всех стволов. Скорострельность и длительность очереди (по 10, 30, 60 и 100 выстрелов) регулируются посредством специальных механизмов.

Для стрельбы используются выстрелы с осколочно-зажигательным и бронебойным трассирующим снарядами весом 0,2 кг и начальной скоростью 1250 м/с. Темп стрельбы пушки достигает 3000 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входит 2280 выстрелов (1180 из них готовы к немедленному использованию, 1100 находятся в резерве). Эффективный потолок стрельбы не превышает 800–1500 м. Баллистическая дальность – 7,5 км. Для стрельбы применяются унитарные выстрелы с осколочно-зажигательными и бронебойно-трассирующим снарядами M53, M54, M55A2, M56A3, M220 и M242.

В систему управления огнем ЗСУ M163 Vulcan входят гиростабилизированные прицел с вычислительным устройством Mk20 Mod 0 и РЛС-дальномер AN/VPS-2 с дальностью действия до 5 км и точностью измерения ±10 м. При работе по данным целеуказания, принимаемым по каналу радиосвязи, цель обнаруживается визуально и захва – тывается для сопровождения оптическим прицелом, который ориентирует на нее антенну РЛС. Целеуказание можно было получать и от РЛС обнаружения низколетящих целей AN/MPQ-49, находившейся на вооружении смешанных зенитных дивизионов «Чапарэл-Вулкан».

Начиная с 1984 года многие армейские установки M163 Vulcan – как самоходные, так и буксируемые – подверглись модернизации по программе PIVADS (усовершенствованная система противовоздушной обороны «Вулкан»). После модернизации РЛС, проведенной с целью улучшения системы управления огнем, радиодальномер получил возможность не только определять дальность до цели, но и автоматически сопровождать ее по дальности и угловым координатам. Кроме того, для наводчика было разработано нашлемное визирное устройство, с помощью которого антенна РЛС ориентировалась на наблюдаемую цель для последующего сопровождения, а использование новых бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном позволило увеличить эффективную дальность стрельбы до 2600 м.

Используя данные визуального наблюдения или РЛС системы FAAR ЗСУ M163 Vulcan могла вести стрельбу по всем целям, летящим со скоростью не более 300 м/с на высотах до 1500 м. Стрельба на поражение могла вестись одиночными выстрелами, короткими и длинными очередями на дальностях до 2000 м. ЗСУ M163 Vulcan способна вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. В первом случае наводчик устанавливает темп стрельбы 3000 выстрелов в минуту, во втором – 1000 выстрелов в минуту.

В качестве силовой установки на машине устанавливался двухтактный 6-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения 6V53 производства фирмы «Детройт дизель», развивавший мощность 158 кВт при 2800 об/мин, что позволяло самоходной установке двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью свыше 67 км/ч. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили пять обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения. Верхнюю ветвь гусениц прикрывали стальные противокумулятивные экраны.

Как и базовый бронетранспортер M113, ЗСУ M163 Vulcan могла вплавь преодолевать водные преграды. Движение на воде осуществлялось посредством перематывания гусениц, при этом машина развивала скорость 5,6 км/ч. Перед входом в воду в рабочее положение устанавливался волно-отражательный щиток и включались водооткачивающие помпы. Машина была оборудована прибором ночного видения, который устанавливался на рабочем месте механика-водителя и обеспечивал вождение машины в условиях ограниченной видимости. Система защиты от оружия массового поражения отсутствовала.

ЗСУ M163 Vulcan предназначались для борьбы с самолетами и вертолетами противника на малых и предельно малых высотах. Поскольку они обладали небольшой дальностью стрельбы, на их боевое применение оказывали значительное влияние характер местности, специфика и конфигурация прикрываемого объекта. Позиции подразделений ЗСУ выбирались таким образом, чтобы они имели возможность перехватывать цели на основных направлениях действий авиации противника при условии сохранения огневой связи друг с другом. По мнению американских специалистов, расстояние между такими подразделениями не должно было превышать 1000 м.

Наибольшая эффективность при создании системы ПВО объекта или района достигалась при комбинированном размещении подразделений ЗСУ M163 Vulcan и ЗРК «Чапарэл». В этом случае имелась возможность учесть сильные и слабые стороны каждого из комплексов. В то же время считалось нецелесообразным располагать их на одной позиции, так как это значительно снижало не только их огневые возможности, но и уменьшало эффективность действия всей системы ПВО. По расчетам специалистов оптимальное удаление огневых позиций ЗСУ M163 Vulcan от позиций ЗРК «Чапарэл» должно было быть не менее 1000 м. В этом случае обеспечивалось взаимное перекрытие зон поражения, совместный обстрел наиболее опасных целей и исключалось самонаведение ракет на трассу снарядов ЗСУ M163 Vulcan.

В начале 70-х годов смешанный зенитный дивизион «Чапарэл-Вулкан» являлся важным звеном в общей системе ПВО армейского корпуса и основным средством борьбы с низколетящими целями. Он был способен прикрывать части дивизии на общей площади до 100 км2. Совершенствование его боевого применения и дальнейшая модернизация позволили сохранить значение дивизиона до середины 80-х годов.

Недостаточная дальность стрельбы, невозможность всепогодного применения, отсутствие бронированной башни и систем обеспечения послужили причиной того, что в сухопутных войсках США ЗСУ M163 Vulcan были сняты с вооружения и заменены установками M247 Sergeant York.

В настоящее время зенитные самоходные установки M163 Vulcan состоят на вооружении Израиля, Иордании, Марокко, Португалии, Судана, Таиланда и Йемена.

Характеристики M163 Vulcan
Экипаж, чел. 4
Запас топлива, л 360
Длина корпуса, мм 4863
Ширина общая, мм 2850
Высота по крыше башни, мм 2736
Масса боевая, кг 1231
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Макс. угол подъёма, % 30
Преодолеваемый ров, м 1,68
Число опорных катков на борт 5

Вооружение
Тип Пушка
Калибр, мм 20
Модель M61A1 Vulcan
Кол-во 1
Боезапас х 1 - 2280

Камраден, а ведь мы с вами пропустили хороший праздник - День ПВО.

Ну, хоть и с опозданием, но все-таки. Поздравляю всех ПВОшников с их профессиональным праздником:)

И в честь такого события решил подготовить небольшую статью о самоходных зенитных комплексах.

Думаю, об отечественной зенитной артиллерии все наслышаны, и представление о возможностях и боевых качествах отечественных зенитных комплексов у всех имеется. Противовоздушная оборона - это именно та область, в которой СССР лидировал абсолютно Российская Федерация до сих пор пользуется наработками еще советских времен). А вот как дело обстоит у них - на горячо любимом Западе? Об этом и пойдет речь в статье.

Не будем углубляться в историю, а рассмотрим самые известные плоды американской инженерной мысли.

Знакомая вещь? Нет ни одной игры, ни одной книги на тему холодной войны, где не упоминалась бы эта установка, впервые опробованная в годы вьетнамской войны.

ЗСУ М163 «Вулкан» была запущена в производство в начале 60-х годов. Базой для нее стал гусеничный бронетранспортер М113А1 (максимальная скорость 65 км/ч, запас хода 480 км).

Боевые возможности этой ЗСУ были достаточно высоки для своего времени. Она находилась на вооружении армии США, а, кроме того, поставлялась в Израиль, Иорданию, Марокко, Португалию, Судан, Чад, Тунис и Йемен.

Вооружение - 20-мм скорострельная шестиствольная авиационная пушка M61 с вращающимся блоком стволов.Досягаемость по высоте составляет у нее 3000 м, а при стрельбе по наземным целям – 1000 м. Также имеется и два темпа стрельбы: 3000 выстрелов в минуту при стрельбе по воздушным целям и 1000 – по наземным. Стрелок-оператор может выбрать длину очереди: 10, 30, 60 или 100 выстрелов. Оптимальной дистанцией для ведения огня является расстояние в 1600 м, на котором вероятность поражения цели возрастает до максимума. Боекомплект установки составляет 1180 выстрелов непосредственно подготовленных для стрельбы и еще 1100 выстрелов в запасе. Однако, по мнению специалистов, для Вулкана, учитывая его скорострельность, это крайне мало.

К числу недостатков системы относят малый радиус действия, невозможность всепогодного применения, отсутствие бронированной башни и систем обеспечения. Кроме самоходной, существует также буксируемая версия установки «Вулкан» – M167, которая также находилась на вооружении армии США и поставлялась на экспорт. Аналог советской ЗУ-23.

Разумеется, после войны во Вьетнаме ЗСУ "Вулкан" безбожно устарела. Еще в 70-е стало ясно, что устаревшую ЗСУ в сухопутных войсках требуется чем-то заменить. Последний раз эти ЗСУ применялись во время операции "Буря в пустыне". С 1991 года ЗСУ «Вулкан» снята с вооружения армии США, но продолжает оставаться в частях Национальной гвардии - туда сплавляют все старье, от которого отказывается армия.

В семидесятых годах американская армия объявляет конкурс DIVAD (Division Air Defense) - зенитная установка дивизионного уровня. Арабо израильская война 1973 года показала опасное превосходство СССР в некоторых областях. Так установки Шилка морем огня заставляли уходить на высоту израильские истребители-бомбардировщики и делали почти невозможным применение боевых вертолетов. Вертолеты Ми-24 наносили удары ракетами Штурм с расстояния, недоступного для израильских зенитчиков. Конечно, в 1973 году израильская авиация господствовала в воздухе, и Ми-24 не могли так просто выбить израильские танки. А вот во время войны в Европе, когда американским самолетам самим пришлось бы вступить в противостояние с советскими ВВС - наши "крокодилы" получили бы полную свободу в небе. В отсутствие надежной и мощной зенитной установки американским танковым частям были бы нанесены неприемлемые потери. Предполагалось закупить более 600 новых установок, прежде всего для Европы.

Конкурс DIVAD - лишь один из многих конкурсов, который американская армия с треском провалила. Однако он наиболее показателен из всех - с ним сравнятся разве что бесконечные конкурсы на новый комплекс вооружения для амеровских солдат. В ходе него американцы могли реально получить зенитные установки, как минимум равные нашим Шилкам и Тунгускам - а в итоге не получили ничего .

Представлены были следующие образцы

General Electric

Проще простого - та же самая, что и раньше, 20мм пушка Вулкан на шасси того же самого, что и раньше, БТР М113, но теперь оснащенная простеньким радаром. Против советских вертолетов этого было мало - но по иронии судьбы именно эта система пошла в ограниченное производство, при том что конкурс она проиграла.

General Dynamics

Шасси танка М60 и более мощный радар, система автосопровождения цели. Две 35мм пушки Эрликон

Sperry Rand

Шасси танка М48А5, самостоятельно разработанный радар с запасным оптическим каналом наведения. Мотор-пушка калибра 37 миллиметров.

General Electric - второй образец.

Теперь уже на танковом шасси - радар собственного производства и пушка GAU-8 от штурмовика А10. Пушка очень мощная, амеровский штурмовик с ее помощью вскрывал советскую броню, как консервные банки - если, конечно, не в лоб:)) Но есть и существенные минусы. Отдача при стрельбе из этой вундервафли сравнима с тягой двигателей самого A-10, из-за чего оный способен стрелять лишь короткими очередями, а во время выстрела весь самолет весьма нехило дергает. Насколько эффективна эта пушка в качестве зенитной на бронемашине - мы уже не узнаем. Этот проект тоже проиграл, хотя, судя по всему, имел самое мощное вооружение из всех образцов.

Ford Aerospace

Танковое шасси и спаренная пушка L70 Бофорс. Мощная, но неавтоматическая. Она перезаряжается обоймами, как советская ЗСУ-57, давно снятая с вооружения. Это конец семидесятых годов!

Эти поступили тупо и просто - выставили на конкурс германский Gepard , обещая в случае победы переделать его под американское танковое шасси. "Гепард", кстати - очень хорошая самоходка. На мой взгляд, это единственная иностранная ЗСУ, которую вполне можно сопоставить с советской Шилкой.

В итоге отобрали два образца

ХМ246 от General Dynamics

И ХМ247 от Ford

Итог финала - на вооружение принимается Форд! В дальнейшем этой установке прилепили погоняло "Сержант Йорк" . Именно ему присуждают победу в конкурсе и контракт стоимостью почти 7 млрд долларов.

По замыслу "Сержант Йорк" должен был сопровождать танки "Абрамс". Испытания же показали, что из-за устаревшей ходовой части (танк М48) за газотурбинными "Абрамсами" эта самоходка просто не может угнаться. Кроме того, испытания показали, что артиллерийская часть у него жутко неэффективна, дальность никакая, боекомплект размещается неудобно, а на морозе вся система вообще отказывается работать, да и радар ("Вестингауз", снятый с истребителя F-16) никуда не годится.

Армия настаивала на повторных испытаниях, понимая что принятая на вооружение система не способна противостоять не только перспективным, но и современным советским средствам воздушного нападения. Испытания продлились до 1985 года - и в итоге программа умерла. Изготовлено было примерно 50 машин. Почти все они в итоге стали мишенями на артиллерийском полигоне.

В 1982 году, когда стало понятно что принятый на вооружение "Сержант Йорк" - полное говно - поступили новые предложения.

Ares в 1982 предложила установку EAGLE на шасси транспортной системы MLRS. Две тридцатипятимиллиметровые высокотемповые пушки собственной разработки, радар, система автосопровождения целей

General Electric представила новую установку на шасси БМП М2 "Брэдли". Французский радар RA-20, мотор-пушка GAU-12 (GAU-8 под 25 мсм снаряд, разработана для штурмовика КМП США AV-8 Харриер), впервые в этом конкурсе - блок ракет Стингер.

Но разочарованное министерство обороны уже ничего не хотело слышать.

Уже позже, в девяностых, появилась подобная система на базе танка М1 - так называемая AGDS (Система Защиты от Наземных и Воздушных угроз). Это была не зенитная установка, а универсальная машина, и радар и ракеты способны были работать как по воздушным, так и по наземным целям.

Вооружение машины предполагалось из двух 35 мм пушек Bushmaster III с общим боекомплектом 1000 выстрелов и 12 универсальных ракет ADATS которые можно применять для борьбы как с воздушными так и с наземными целями. Дальность стрельбы ADATS до 10 км, бронепробиваемость до 900 мм. Вот такая она - американская боевая машина поддержки танков. Идея сама по себе сродни отечественным проектам БМПТ, нечто подобное предлагали и конструкторы Омского КБ – БМПТ с РЛС и зенитными ракетами вместо ПТУР.

Вспомогательное вооружение состояло из дистанционно-управляемой стабилизированной пулеметной установки CSWS.

Если бы этот инициативный проект реализовали, то получилась бы неплохая БМПТ.

Но вскоре и эта перспективная система была благополучно забыта.

После окончания холодной войны вопрос об оснащении войск средствами противовоздушной обороны в Штатах так и остался нерешенным.

В 1985 была начата комплексная программа развития средств ПВО FAADS (Forward Area Air Defense System).

В рамках этой новой программы получила развитие система ADATS.

Этот ЗРК имеет модульную конструкцию, что позволяет монтировать его на гусеничных или колёсных машинах различного типа. Например, вариант комплекса для канадской армии выполнен на шасси БТР M113, а вариант для американской армии - на шасси БРМ M3A1.

Но есть и вариант комплекса на базе "Страйкера".

В состав комплекса входят 8 ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах, РЛС обнаружения целей и наведения на них ракет, управляющая ЭВМ, помехоустойчивая аппаратура связи и передачи данных для обеспечения координации действий между комплексами ADATS и другое необходимое оборудование. Предназначенный для американской армии вариант комплекса вооружён также 25-мм автоматической пушкой и 12,7-мм пулемётом. Дальность комплекса - 8-10 километров.

В 1994 г. комплекс ADATS прекрасно зарекомендовал себя во время стрельб по воздушным и наземным целям в неблагоприятных погодных условиях Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Для армии США планировалось приобрести 562 таких комплекса, однако по финансовым трудностям контракт так и не был заключён. Да, дорогие мои, даже у янки бюджет не резиновый.

Ближайшим конкурентом АДАТСа был вот это страхолюдный пиздец.

Сочетание 75 мм автоматической пушки и Стингеров кое-где считали наиболее предпочтительным вариантом. Разрабатывалась эта система на базе танка RDF/LT ARES - легкого танка фирмы AAI для сил быстрого развертывания.

RDF/LT вооружен 75-мм автоматической пушкой, способной поражать любой имеющийся в мире танк (в борт, разумеется:)). Вспомогательным вооружением является 7,62-мм пулемет. Малая масса и низкая силы отката делают 75-мм пушку идеальной для установки на легкой машине.

Пушка имеет угол возвышения до 40°, что позволяет вести эффективную борьбу с самолетами и вертолетами противника, с использованием боеприпасов с неконтактным взрывателем. Пушка ведет стрельбу либо одиночными выстрелами, либо очередями при скорострельности 70 выстрелов в минуту. На мой взгляд, этот проект - очень хорошая идея. Жаль, что она так и заглохла.

А вот вам еще один вариант зенитного "Абрамса"

Называется Paladin A3 . На крышу башни танка был установлен ЗРК "Роланд-3". Башню при этом несколько расширили для размещения боекомплекта ЗРК. Танковое орудие заменили на 25-мм автоматическую пушку M242 "Bushmaster" - как на Брэдли. Наполеоновские планы разработчиков предполагали поставку 400 таких монстров к 1991 году. Полет их мысли был пресечен в 87-ом году.

Ну, а вот эту машину вы наверняка видели в игре Battlefield 3. Разрабатывалась специально для Корпуса морской пехоты.

LAV-AD - система, разработанная фирмой «General Dynamics», установлена на шасси бронетранспортёра LAV. Испытания комплекса начались в 1992 году, а производство комплекса было начато в 1996 году.

Но сейчас в Штатах есть всего 17 таких комплексов. Знаете, что раздражает? В игре BF3 эту жуткую уродливую поебень выставили как некий аналог "Тунгуски" - видимо, за неимением иного.

Базовый комплект этой установки: 25-мм пушка GAU-12 Gatling, используется для борьбы с целями на дальностях до 2,5 км. К ней 8 управляемых зенитных ракет «Стингер» - для поражения целей на дальностях до 8 км.

Системы обнаружения - комбинированный телевизионный и тепловизионный прицел и лазерный дальномер. Радара нет. Обнаружение целей производится с помощью оптической системы Raytheon RTS или визуально. Боезапас установки составляет 16 ракет и 900 снарядов к пушке. Расчет комплекса - всего 2 человека: командир комплекса и оператор.

Дальнейшим развитием этой системы явилась совместная разработка фирм "Thales Air Defense" и "General Dynamics", получившая название "Blaser" . Она вооружена ЗУР "Мистраль" с дальностью действия 6 км и РЛС "Thomson-CSF TRS 2630", которая способна обнаруживать цели на дальностях до 20 км. РЛС снабжена фазированной антенной решеткой и позволяет производить автоматическое сопровождение целей и опознавание "свой-чужой". Комплекс "Blaser", по сравнению с прототипом, имеет меньший боезапас ЗУР и снарядов.

А что насчет ближайшего будущего?

Как известно, амеры полагаются в первую очередь на завоевание превосходства в воздухе, а потому считают, что войсковая ПВО им без надобности. Но вот с КНР или с Россией воевать - тут уже не получится нахрапом взять, и войсковая ПВО очень будет нужна.

Тем не менее, никаких проектов классической ракетно-артиллерийской установки ПВО для применения в общевойсковом бою и сопровождения танков и мотопехоты - в США нет. Принимать на вооружение хоть что-нибудь похожее на наши "Тунгуски" или "Панцири" в Штатах не планируют.

В статье использованы материалы с сайта

Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан»

ЗСУ М163 была разработана в начале 1960-х годов на базе гусеничного бронетранспортера М113А1 с целью замены устаревших 40-мм зенитных самоходных установок М42.

Тактико-технические характеристики ЗСУ М163

БОЕВАЯ МАССА, т: 12,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4864, ширина – 2855, высота – 2921, клиренс – 410.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, корма и крыша корпуса – 38; борт – 32…44; днище – 29; башня – небронированная.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 67.

ЗАПАС ХОДА, км: 480.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м -1,68; высота стенки, м-0,61.

Первые серийные образцы были изготовлены на заводе компании General Electric в 1968 году и в том же году поступили на вооружение американской армии. Всего же до завершения серийного производства была построена 671 ЗСУ М163 «Вулкан».

Конструкция ЗСУ М163

Корпус машины выполнен сварным методом из листов алюминиево-магниевого сплава. Такое бронирование обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков артиллерийских снарядов и мин. От корпуса стандартного бронетранспортера М113 корпус «Вулкана» отличается лишь дополнительными панелями, увеличивающими плавучесть машины и расположенными на верхнем лобовом листе и бортах. Для уменьшения массы машины из алюминиевых сплавов выполнялся не только корпус, но и многие другие узлы и детали, в результате на них приходилось до 40 % общей массы машины.

Для посадки и высадки в распоряжении механика-водителя имеется круглый люк. Для наблюдения за местностью механик-водитель пользуется четырьмя перископическими приборами наблюдения М17, установленными перед его люком. Они обеспечивают ему наблюдение за фронтальным и левым боковым секторами. Для вождения машины ночью в крышке люка механика-водителя устанавливается перископический прибор ночного видения активного типа. Подсветка местности осуществляется инфракрасными фарами, расположенными на лобовом листе корпуса вместе с фарами дневного света. Для посадки и высадки остальных членов экипажа служит откидная дверь-аппарель в кормовом листе корпуса.

ЗСУ М163А1 «Вулкан» во Вьетнаме. 1969 год.

ЗСУ «Вулкан» состояли на вооружении и в 7 990-е годы. На фото: боевая машина 5-го батальона 3-го зенитно-артиллерийского полка 8-й пехотной дивизии армии США.

ЗСУ вооружена 20-мм шестиствольной автоматической пушкой М61А «Вулкан», установленной в открытой сверху вращающейся башне, которая имеет броневой щит для защиты наводчика со стороны задней полусферы. Справа на башне установлен РЛС-дальномер AN/VPS-2. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5° до +80° осуществляется с помощью скоростных электроприводов. На случай выхода их из строя имеются ручные механизмы наведения. Блок стволов пушки также вращается при помощи электрического привода. Подача боеприпасов беззвеньевая, общая для всех стволов. Скорострельность и длительность очереди (по 10,30, 60 и 100 выстрелов) регулируются с помощью специальных механизмов. Для стрельбы используются выстрелы с осколочно-зажигательными и бронебойно-трассирующими снарядами массой 0,2 кг и начальной скоростью 1250 м/с. Темп стрельбы пушки достигает 3000 выстр./мин. В состав боекомплекта входит 2280 выстрелов (1180 из них готовы к немедленному использованию, 1100 находятся в резерве). Эффективный потолок стрельбы не превышает 800-1500 метров. Баллистическая дальность – 7,5 километров.

В систему управления огнем ЗСУ М163 «Вулкан» входят гиростабилизированные прицел с вычислительным устройством и РЛС-дальномер AN/VPS-2 с дальностью действия до пяти километров и точностью измерения ±10 метров. При работе по данным целеуказания, принимаемым по каналу радиосвязи, цель обнаруживается визуально и захватывается для сопровождения оптическим прицелом, который ориентирует на нее антенну РЛС. Целеуказание может быть получено и от РЛС обнаружения низколетящих целей AN/MPQ-49, находящейся на вооружении смешанных зенитных дивизионов «Чапарэл-Вулкан».

Экипажи ЗСУ «Вулкан» отдыхают после учебного боя.

Контекст. Важное звено

В начале 1970-х годов смешанный зенитный дивизион «Чапарэл-Вулкан» являлся важным звеном в общей системе ПВО армейского корпуса и основным средством борьбы с низколетящими целями. Он был способен прикрывать части дивизии на общей площади до 100 км2 . Совершенствование его боевого применения и дальнейшая модернизация позволили дивизиону не утратить своего значения до середины 1980-х годов. Что касается ЗСУ М163А1 «Вулкан», то, судя по фотографиям, они продолжали эксплуатироваться в армии США и в 1990-х годах. В дальнейшем борьба с низколетящими целями была целиком возложена на ЗРК «Авенджер».

Модернизация М183 «Вулкан»

Начиная с 1984 года многие армейские установки «Вулкан» – как самоходные, так и буксируемые – подверглись модернизации по программе PIVADS (система противовоздушной обороны «Вулкан»), Усовершенствованная установка получила обозначение М163А1. После модернизации РЛС, проведенной с целью улучшения системы управления огнем, радиодальномер получил возможность не только определять дальность до цели, но и автоматически сопровождать ее по дальности и угловым координатам. Кроме того, для наводчика было разработано нашлемное визирное устройство, с помощью которого антенна РЛС ориентировалась на наблюдаемую цель для последующего сопровождения, а использование новых бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном позволило увеличить эффективную дальность стрельбы до 2600 метров.

Используя данные визуального наблюдения или РЛС системы FAAR, ЗСУ М163 «Вулкан» была способна вести стрельбу по всем целям, летящим со скоростью не более 300 м/с на высотах до 1500 метров. Стрельба на поражение могла вестись одиночными выстрелами, короткими и длинными очередями на дальностях до 2000 метров. ЗСУ М163 «Вулкан» способна вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. В первом случае наводчик устанавливает темп стрельбы 3000 выстр./мин, во втором -1000 выстр./мин.

ЗСУ Ml 63А1 во время учений армии США. 1988 год.

Основные даты

¦ 1964 г. – начало разработки

¦ 1968 г. – принятие на вооружение

¦ 1968 г. -начало серийного производства

¦ 1969 Г. – начало войсковой эксплуатации

Силовая установка машины – двухтактный 6-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения 6V53 производства фирмы «Детройт дизель», развивавший мощность 215 л. с. при 4000 об/мин, что позволяет самоходной установке двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью свыше 67 км/ч. Двигатель соединен с трансмиссией Allison ТХ200-2 через раздаточную коробку с передаточным отношением 1:1. Трансмиссия обеспечивает шесть передач вперед и одну – назад с автоматическим их переключением в четырех диапазонах. Двигатель, раздаточная коробка и коробка передач в виде единого блока установлены на трех резиновых опорах на специальных усиливающих накладках днища машины. Благодаря использованию быстроразъемных соединений, демонтаж силового блока занимает немного времени.

В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят пять обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения. Верхнюю ветвь гусениц прикрывают стальные противокумулятивные экраны.

Как и базовый бронетранспортер М113, ЗСУ М163 «Вулкан» может вплавь преодолевать водные преграды. Движение на воде осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 5,6 км/ч. Перед входом в воду в рабочее положение устанавливается волноотражательный щиток и включаются водооткачивающие помпы. Машина оборудована прибором ночного видения, который устанавливается на рабочем месте механика-водителя и обеспечивает вождение машины в условиях ограниченной видимости. Система защиты от оружия массового поражения отсутствует.

ЗСУ М163 в музее ВВС Израиля

Основные сведения

Заказчик: армия США

Вид: зенитная самоходная установка

Разработчик: Rock Island Arsenal

Производитель: General Electric

Годы производства: 1968-1983

Годы эксплуатации: 1969-1994

Принципы использования ЗСУ

«Вулкан» предназначены для борьбы с самолетами и вертолетами противника на малых и предельно малых высотах. Поскольку ЗСУ обладают небольшой дальностью стрельбы, на их боевое применение оказывают значительное влияние характер местности, специфика и конфигурация прикрываемого объекта. Позиции подразделений ЗСУ выбираются таким образом, чтобы иметь возможность перехватывать цели на основных направлениях действий авиации противника при условии сохранения огневой связи друг с другом. По мнению американских специалистов, расстояние между такими подразделениями не должно превышать 1000 метров.

Наибольшая эффективность при создании системы ПВО объекта или района достигалась при комбинированном размещении подразделений ЗСУ «Вулкан» и ЗРК «Чапарэл». В этом случае максимально использовались сильные стороны каждого из комплексов. В то же время считалось нецелесообразным располагать их на одной позиции, так как это значительно снижало не только их огневые возможности, но и уменьшало эффективность действия всей системы ПВО. По расчетам специалистов, оптимальное удаление огневых позиций ЗСУ «Вулкан» от позиций ЗРК «Чапарэл» должно было быть не менее 1000 метров. В этом случае обеспечивалось взаимное перекрытие зон поражения, совместный обстрел наиболее опасных целей и исключалось самонаведение ракет ЗРК «Чапарэл» на трассу снарядов ЗСУ М163 «Вулкан».

В настоящее время зенитные самоходные установки М163 «Вулкан» состоят на вооружении Израиля, Иордании, Марокко, Португалии, Судан


В начале 60-х годов «Рок Аиленд арсенал» разработала две 20-мм зенитные установки «Вулкан». Самоходная версия базировалась на модернизированном шасси бронетранспортера М113 и получила обозначение ХМ163 (шасси - ХМ741), буксируемая версия получила обозначение ХМ167. Обе установки поступили на вооружение армии как М163 и М167. ХМ163 производилась «Дженерал Электрик Компания в Барлинпоне (шт. Вермонт) и применялась в качестве средства огневой поддержки в Южном Вьетнаме. В армии США дивизион состоит из четырех батареи, две батареи оснащены самонаводящимися ракетами Chaparral (по 12 в каждой бата рее), а две другие - установка ми М163 (по 12 в каждой батарее). Буксируемый вариант М167 используется в основном аэромобильными и воздушно-штурмовыми дивизиями. М163 состоит из стандартного шасси М113, на котором установлена вращающаяся башня с 20 мм 6 ствольной пушкой серии М61, прицелом с вычислением упреждения US Navy Mk 20, а также с РЛС, установленной на правом борту башни. Башня вращается на 360° со скоростью 60° в секунду. На случай неисправности предусмотрено ручное управление башней. 20-мм пушка, которая была первоначально разработана в 50-х годах для самолета «Локхид» F-104 «Старфайтер» и используется до сих пор на не которых типах самолетов, например, на «Локхид Мартин» F 22 Raptor, имеет темп стрельбы 1000 и 3000 выстрелов в минуту.
Огонь с темпом стрельбы в 1000 выстрелов в минуту обычно ведется для поражения наземных целей, с темпом стрельбы 3000 выстрелов в минуту - для поражения воздушных целей.
При ведении огня могут использоваться следующие типы боеприпасов: бронебойные трассирующие, практические, практические трассирующие, фугасно зажигательные и фугасно-зажигательные трассирующие. Все типы снарядов имеют скорость 1030 м/с. В период с 1984 по 1988 год несколько систем «Вулкан» (как самоходных так и буксируемых) были модернизированы в рамках программы PIVADS. Эта программа включала в себя установку новой цифровой системы управления огнем и РЛС, а также разработку и поступление на вооружение нового бронебойного боеприпаса Мк 149, применение которого увеличивает дальность ведения эффективного огня до 2600 м. Однако в начале 80-х годов выясни лось, что вертолеты Ми 24П и Ми-28 во многом превосходят М163. Оба этих вертолета имели на вооружении противотанковые ракеты «Штурм» (АТ-6 «Спираль»), а также мощную пушку. На смену М163 и М167 в войсках ПВО армии США пришли самонаводящиеся ракеты «Стингер» FIM 92С, установленные на шасси HMMWV.