Сценарий Игра –викторина «Здравствуй Зимушка-Зима» для детей подготовительной группы. Интересные факты о зиме для детей Детские загадки про зиму и спорт

«Зимушка – зима»

Викторина для учащихся 2 – 3 классов

Ведущая : Здравствуйте, ребята. Наша встреча сегодня будет посвящена очень красивому времени года – зиме.

Подумайте и скажите, как в народе называют зиму? (матушка – зима, зимушка, лютая зима, зима - проказница…) Действительно, зима бывает разной. И сегодня, отвечая на вопросы викторины, мы вместе нарисуем обобщающий портрет зимы. Нам предстоит путешествие по станциям.

Станция 1. Поэтическая.

Для начала послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Зима».

«Зима»

В мягких беленьких сапожках

Подошла зима к окошку,

Постучала: «Вот и я!

Вы скучали без меня?

Я пока сюда спешила,

Землю пухом всю укрыла,

Уложила спать зверюшек:

И медведя, и лягушек.

Сшила белые пальтишки

Целой армии зайчишек.

Шубку рыжую лисе -

Вот она во всей красе.

Застеклила пруд и речку,

Затопила всюду печки.

Вот как много было дел,

Ваш черёд теперь поспел.

Завтра утром спозаранку

Доставайте лыжи, санки

И блестящие коньки,

Чтоб бежать вперегонки,

И морковку тоже надо

Подыскать для снежной бабы.

Приготовьте щёчки ваши -

Завтра их я вам раскрашу.

Припасите визг и смех -

Буду ждать на горке всех!

(Н. Кнушевицкая)

    Какие дела перечисляет в стихотворении поэтесса?

Укрыла землю пушистым снегом. А для чего это нужно природе? Чтобы земля не промёрзла, не погибли от мороза растения и животные.

2. Какие животные легли в зимнюю спячку? (медведи, лягушки)

3. какие животные в стихотворении поменяли свои шубки? (зайчишки и лиса)

4. для чего животным нужно менять шубку? (зимняя шубка пушистее и теплее. Белая шубка зайца менее заметна на белом снегу)

5. О каких зимних занятиях для детей говорится в стихотворении?

(катание на лыжах, коньках, санках).

Станция 2. Загадочная.

    Назовите – ка, ребятки

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт;

Мы встречаем Новый год! (декабрь)

    Поле чёрно – белым стало:

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц – подскажи.

    Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны, то метели,

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

(февраль)

    Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что скажи за месяц это? (январь)

    Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

    Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица. (зимние месяцы, зима)

    Сито большое, сито голубое,

Сеет – веет белый пух

На леса, дома, на луг. (небо и снег)

    Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

    Рыбам зиму жить тепло –

Крыша – толстое стекло. (лёд)

    В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)

    Он всё время занят делом,

Он не может зря идти,

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

    Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

    Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

    Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (сосульки)

    Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (вьюга)

    И не снег, и не лёд,

    И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

    Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

    В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт. (иней)

    Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

    Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

    Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда. (снегирь)

    Мои новые дружки и блестящи и легки.

И на льду со мной резвятся и мороза не боятся. (коньки)

    Две курносые подружки

не отстанут друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

обе песенки поют. (лыжи)

    Чудо – дворник перед нами,

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (снегоочиститель)

    Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

    Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (варежки)

    Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

Не замёрзнем мы с тобой.

В них мы бегаем зимой. (валенки)

    Я мохнатый, я кудлатый.

Я зимой над каждой хатой.

Но нигде- нигде меня не бывает без огня. (дым)

    Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку все забывают. (печь)

Станция 3. «Зимняя литературия»

Ребята, сейчас я буду зачитывать отрывки из различных литературных произведений. Ваша задача – определить это произведение.

1. «Нынче день –то какой? Старому году конец, новому – начало. А ещё от деда своего слыхал, будто его дед рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает, умей только подстеречь да подглядеть. Это ли диво, что белки с зайцами в горелки играют! Под Новый год и не такое случается. А говорил мой дед, что довелось ему в самый канун Нового года встретиться с….» А с кем встретиться довелось?

(солдат рассказывал падчерице о встрече с 12 месяцами сразу. С.Маршак. «Двенадцать месяцев»).

2. «Она бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. И чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы».

Кто оказался один на улице зимним вечером ? (Каштанка. А. П. Чехов.)

3. «Зима настала холодная – прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха. Морозило так, что даже лёд потрескивал. Без устали работал лапками утёнок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмёрз. («Гадкий утёнок». Х.К. Андерсен)

4. «Старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, снег стал таять. И вдруг запищал там кто- то…» («Девочка Снегурочка». Русская народная сказка)

5. «Глядит она в ледяное окошко да посмеивается: « Вишь чернолапотник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста и светла – ни дать, ни взять хрустальный дворец».

Кто это говорит и о ком? (Лиса о зайце в русской народной сказке «Заячья избушка»)

6. «В первый день она ещё кое – как через силу трудилась и слушалась хозяйку, на другой день – начала лениться, на третий – вовремя не встала. Да и постель так стелила, не взбивала, как положено, чтобы пух летел, как снежные хлопья».

Кто эта девочка и хозяйка? (Ленивица и Вьюга. Братья Гримм. «Бабушка Вьюга»)

7. «Она дрожала от холода, платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная. Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё, как целая лопата снега. Она завернулась было в сухой лист, но он не грел, и она дрожала сама, как осенний лист».

Кто эта девочка? (Дюймовочка. Х.К. Андерсен)

Станция 4. «Словообразовательная»

Из предложенных слов составить новое слово путём перестановки букв. Другие буквы добавлять нельзя.

Рагу, чеснок - снегурочка

Рамка, сад - маскарад

Лава, кран - карнавал

Ода, бор - борода

Карл, лист - кристалл

С, пена, год - снегопад.

Станция 5. «Зимнее ассорти».

Вам предстоит ответить на различные вопросы по теме «Зима»

1. таблица или книжка с перечнем всех дней в году. (календарь)

2. небольшой, плотно скатанный комок снега. (снежок)

3. пушинка, кристаллик снега (снежинка)

4. низкая температура воздуха (холод)

5. выделанная шкура пушного животного (мех)

6. замороженное сладкое кушанье из сливок, сока, ягод и др. добавок (мороженое)

7. шкаф для хранения чего – либо в холоде (холодильник)

8. сказочная снежная девушка (снегурочка)

9. бал, на который являются в масках, в характерных костюмах (маскарад)

10. сильный ветер со снегом, вьюга. (метель)

11. Какие деревья остаются зимой зелёными? (ель, сосна)

12. Много ли зимой птиц в лесу? (нет, они перебираются ближе к домам, где живут люди. Здесь можно найти корм)

13.Что происходит со снегом во время оттепели? (снег становится влажным, липким)

14. Как можно определить, сколько раз за зиму были оттепели?

(если сделать вертикальный срез сугроба, то можно пересчитать полосы, появившиеся после оттепели. Верх сугроба после оттепели покрывается ледяной корочкой. Новый снег образует следующий слой и т.д.)

15. Назовите самый снежный месяц (февраль)

Станция 6. «Выбери ответ»

1. от чего страдают птицы зимой?

А). От холода В). От ветра

Б). От голода Г). От снега

2.Какая из этих птиц – перелётная7

А). Дятел В). Малиновка

Б). Воробей Г). Голубь

3. Летом бежит, зимой стоит. Что это?

А). Дым В). Море

Б). Река Г). Корабль

4. Какого цвета зимой заяц – русак?

А). Белого В). Чёрного

Б). Серого Г). Рыжего

5. При какой температуре замерзает вода?

А). -5 градусов В). – 10 градусов

Б). – 1 градус Г). 0 градусов

6. Какого числа самый короткий день в году?

Станция 7. «Составительная»

Ваша задача: составить из слова «Снегопад» как можно больше слов –существительных в именительном падеже. Повторять буквы нельзя.

СНЕГОПАД: снег, пена, год, годе, пас, сан. Гена, гад, дог, гон, нога, ад, сон, нега, ген, ас, сено…

Станция 8. Азбука народной мудрости.

Сейчас нам предстоит вспомнить народные приметы. Ваша задача, ребята, продолжить предложение.

    Зима морозная - ….. лето жаркое

    Зима снежная - …. лето дождливое

    Зимою вьюга - …. летом ненастье

    Дым столбом - …. к морозу

    Если ночью был иней. То днём - …. снег не выпадет

    Январю – морозы, февралю - …. метели.

    Иней на деревьях – к морозам, туман - …… к оттепели.

    Много еловых шишек - ….к урожаю хлеба.

    Много снега - …. много хлеба.

    Длинные сосульки в конце февраля - … на долгую весну.

Использованная литература:

    Запартович, Б.Б. С любовью к природе: дидактический материал по природоведению для начальной школы[ текст] / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева. – М.: «Педагогика», 1976. – С.53 -96.

    Узорова, О.В. Все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 128с.

    Цветкова, Н. Зимняя викторина [ текст] / Н.Цветкова // книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. - №12. – С.62 – 64.

Составитель: Белоусова, О. И., воспитатель


Загадки прививают детям любовь к родному языку, поэтичности русского народного творчества. Однако основное их назначение — познание окружающего мира, природы и ее явлений. Группа загадок на зимнюю тему очень обширна, ведь с этим временем года у любого человека связано множество ассоциаций. Загадки про зиму с ответами — это вопросы-головоломки про характерные зимние виды спорта, игру в снежки и другие забавы, веселые праздники, долгожданные подарки.

Зимушка-зима

Зима — необычайно красивое время года. Все вокруг: деревья, дома, земля - укрыто пушистым белым снегом, сверкающим на солнце днем, искрящемся от света луны и звезд ночью. Испокон веков в народе называли зиму волшебницей, чаровницей, красавицей. Эта любовь прослеживается в русском творчестве, стихах и загадках. Вот, например, загадки про зиму с ответами:

1. Кто такая, угадай-ка, в белом платьице хозяйка?

Потрясла свои перинки — в небе кружатся снежинки… (Зима)

2. Скатерть белая всю землю укрыла. (Зима)

3. Замела она дорожки и украсила окошки,

Радость деткам подарила: всех на санках прокатила. (Зима)

4. Холодной вьюгой налетела,

Деревья в белое одела,

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (Зима)

Снежные тайны

Прогулка в лесу и парке во время снегопада становится не только увлекательной, но также полезной для здоровья и познавательной для детей. Снег очищает атмосферу от вредных примесей, дышать таким свежим и чистым воздухом очень благотворно, особенно жителям больших городов и промышленных районов. Во время гуляния с детьми можно изучать форму снежинок и загадывать загадки про зиму с ответами. Как и из чего образуется снег, где рождается лед или почему висят сосульки на крыше — эти и другие вопросы затрагивают русские загадки:

1. Белый, но не сахар,

Безногий, а идет. (Снег)

2. На дворе горой, в доме водой. (Снег)

3. Он всю зиму пролежал, весной в речку побежал. (Снег)

4. Белой стайкой мошкара

Кружит с самого утра.

Не жужжит и не кусает,

Тихо в воздухе летает. (Снежинки, снег)

5. С неба падает зимой,

Тихо кружит над землей,

Легкая пушинка

Белая… (Снежинка)

6. Висит она вниз головою,

Не летом, а снежной зимою.

Как только весна в мир придет,

Заплачет и в снег упадет. (Сосулька)

7. Как простое стекло, он прозрачен,

Но для окон не предназначен. (Лед)

Зимняя пора — метель да пурга

Зима несет с собой много разных сюрпризов. Мороз не только наряжает деревья и кусты в белые кружевные одежды, еще он украшает таинственными узорами окна домов, и выглядят эти узоры сказочно. Метель, внезапно начавшись, способна занести все дороги так, что можно заблудиться даже в знакомой местности. Эти явления кому-то кажутся опасными, а других, наоборот, вдохновляют столь сильно, что их тянет сочинять стихи и сказки о зимнем волшебстве. Загадки о погодных явлениях помогут малышу получить полное представление о характере зимней поры и ее особенностях в России:

1. Котик наш решил прилечь на натопленную печь,

Хвостиком прикрыл он нос — скоро на дворе… (Мороз)

2. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

3. В белом кружеве деревня —

Крыши, окна и деревья,

Если ветер нападет,

Это кружево спадет. (Иней)

4. Проработав до утра,

Горку намела пурга.

Что за холмик? Как зовется?

Дать ответ тебе придется. (Сугроб)

5. Летаю в поле с ветром на воле.

Закручу-заверчу и помчу, как хочу,

А вдоль домов пролетаю,

Сугробов много наметаю. (Метель)

Декабрь, январь и февраль

Загадки про зиму для детей, в которых упоминаются месяцы этого морозного сезона, помогут маленьким "почемучкам" быстрее запомнить их названия. Знание сезонов года и составляющих их месяцев надо давать ребенку с четырехлетнего возраста.

1. Кончился год, наступила зима,

Снегом пушистым покрыла дома,

Вьюга, мороз и сугроб во дворе,

Снова зима к нам придет в… (Декабре)

2. Открывает календарь

Месяц, названный… (Январь)

3. Месяц весь мы отдыхали,

На каникулах гуляли,

Скоро снова за букварь,

Так и кончится… (Январь)

4. После братца января

Очередь пришла моя.

А со мной два снежных друга:

Зимняя метель и вьюга. (Февраль)

Теплая одежка

Когда наступают холода и термометр за окном показывает орицательные значения, люди достают из шкафов шубы, шапки и перчатки. Вся эта теплая одежда — неприметный атрибут сезона, которому посвящены многие загадки про зиму для детей:

1. Надевают их на ножки,

Не галоши, не сапожки.

В школу бегать и домой

Будет в них тепло зимой. (Валенки)

2. В стужу и мороз зимой

Их ношу всегда с собой,

Ручки греют мне сестрички,

Невелички… (Рукавички)

3. Что надену я на шею и уже не заболею?

Кутаясь в него до носа, не страшусь теперь мороза. (Шарф)

4. Чтоб не замерзнуть холодной зимой,

Одежку мы теплую купим с тобой.

Что шьют фабрики из теплого меха?

В чем нам мороз в январе не помеха? (Шуба)

Веселые забавы

Любит наш народ зиму-зимушку! В хорошую погоду можно очень весело провести время: на санках и лыжах покататься, снеговика слепить или снежки с друзьями покидать. А долгими зимними вечерами под завыванье вьюги так интересно рассказывать сказочные истории, читать стихи или загадывать друзьям загадки. Русские загадки про зиму и говорят о том, что население нашей страны не боится мороза, не прячется от него, сидя в теплых квартирах, а напротив, вовсю веселится в течение всего долгого снежного периода:

1. Летом отдыхали: снежную пору ждали,

А дождались зимы — покатили с горы. (Санки)

2. Не кормили, не растили,

Из холодного снега лепили.

Вместо носа морковку

Детки тиснули ловко.

Угольки вместо глаз,

И вверху медный таз.

Белая и очень большая,

Скажите, кто она такая? (Снежная баба)

3. Трудно и долго всегда

Подниматься туда,

Но потом так приятно

Прокатиться обратно. (Снежная горка)

Новогодние праздники

С первыми декабрьскими днями люди начинают готовиться к встрече главного Нового года с нетерпением ждут, а потом широко и радостно празднуют его взрослые и дети. Разнообразить праздничные викторины помогут длинные или короткие загадки про зиму и новогодний карнавал, шарады о елочных игрушках и долгожданных подарках. И конечно, самыми популярными персонажами в эти дни являются Дед Мороз и Снегурочка:

1. Мужичок немолодой

В шапке, шубе, с бородой

Ведет с собой под ручку

Улыбчивую внучку.

Кто ответит на вопрос?

То явился… (Дед Мороз)

2. Он приходит в зимний вечер

Зажигать на елке свечи.

А в мешке подарков море,

Все их он раздарит вскоре,

Борода и красный нос -

Кто же это?.. (Дед Мороз)

3. Что наряжают один раз в году? (Елка)

4. Дед Мороз! У нашей елки

Расскажу тебе стишок.

Не томи ты очень долго,

Открывай быстрей… (Мешок)

5. Нарядная игрушка

Стреляет, словно пушка. (Хлопушка)

Детские загадки про зиму и спорт

Ваш ребенок дружит с лопаткой? Если он любит сооружать в сугробах замки из снега, радостно плюхается на лед, стараясь удержать равновесие на катке, и с интересом протягивает ручки к лыжам и другому спортивному инвентарю в магазине, значит, малыша обязательно заинтересуют загадки про зиму с ответами:

1. На ботинках у меня

Деревянные друзья,

Палки в руки и стрелой

Я качу на них зимой. (Лыжи)

2. Деревянные кони по снежным тропам мчатся, в снегу не застревают. (Лыжи)

3. Во дворе у нас с утра,

Разыгралась детвора.

Слышно: «Шайбу! Шайбу!», «Бей!»,

А играют там в … (Хоккей)

4. Ребятишки на коньках

Тренируются в прыжках

И танцуют, как артисты.

Те спортсмены — ... (Фигуристы)

5. Льется речка — полежим,

Лед на речке — побежим. (Коньки)

Загадываете вы загадки про зиму сложные или не очень, для малыша лучше всего выбирать те из них, рифмованные строчки которых можно легко и быстро выучить наизусть. Загадки-стихи и четверостишия не должны требовать длительного времени на запоминание. Детям постарше можно предложить самим. Получатся у них рифмованные четверостишия или нет — не играет роли, главное, что им придется проявить сообразительность и фантазию. Дети от природы очень творческие натуры и, вполне вероятно, удивят своих родителей чувством юмора и талантом к придумыванию неожиданных загадок.

Сценарий: "Игра-викторина «Здравствуй Зимушка-Зима»

для детей подготовительной группы "

Необходимый материал: снежинки белого и голубого цвета, мгнитная доска; 2 суки через плечо новогодние открытки, по количеству играющих разрезанные на 2 части; 2 клеющих карандаша, набор предметных картинок где картинки в словах котоых есть звуки [A], [M], 2 листа с начерченой башней и крепостью, состоящие из квадратов.

Ведущий:

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей игре-викторине: «Здравствуй Зимушка-Зима»

Играть сегодня будут две команды:

Команда с белыми снежинками (занимает свои места)

Команда с голубыми снежинками(занимает свои места)

И группа поддержки каждой команды - дети.

Попреветствуем еще раз участников игры.

Ребята, викторина - это не просто игра, а игра-соревнование.

Поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри. (выбирается жюри из представителей администрации и родителей)

Послушайте правила игры:

· Игра состоит из 5 туров. Каждый тур из 2 вопросов: первый для команды, второй для группы поддержки.

· Оценкой за правельный ответ будут снежинки, которые члены жюри будут выставлять на поле команд. Чья команда наберет больше снежинок, та и будет считаться победителем.

· Команда получает 1 балл-1 снежинку за каждый правильный ответ и 1 балл - на дополнительный вопрос при ответе группы поддержки.

· Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.

· Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.

· Отвечать на вопрос может любой участник, выбранный командой.

· Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.

· Ответ должен быть четкий и ясный.

Ведущий: Ребята, вы согласны с правилами?.

Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру!

Задание первого тура «Отгадай загадку!»: вам необходимо отгадать загадки о зиме и ее явлениях, объясняя как вы догадались.

Ведущий: Загадка для команды белых снежинок

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А повесне совсем исчез. (снег)

Ведущий: Кае ты догадался? (ребенок обосновывает свой ответ). Молодец, ответ засчитывается. Следующая загадка.

Она пушиста, серебриста,

Но рукой ее не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймешь на ладонь. (снежинка)

Ведущий: Загадка для команды голубых снежинок снежинок

Белые змеи

Над землей полетели.

По дорогам поползли

И сугробы намели. (метель)

Все согласны, что метель? Какие слова тебе помогли отгадать загадку? И этот ответ засчитывается.Следующая загадка.

Меня не растили

Из снега слепили

Вместо носа ловко

Вставили морковку.(снеговик)

Ведущий: А теперь загадки для группы поддержки:

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды

Превратил ое лужи в стекла

Сделал снежными сады. (мороз)

Я прозрачна, как хрустаь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю (сосулька)

Ведущий: Молодцы ребята, хрошо отгадываете загадки. Слово предоставляется жюри.

Ведущий: И так, задание второго тура

Игра «Почтальоны»

Перед каждой командой на расстоянии 5-6 метров на столах лежат половинки новогодних открыток. «почтальон» подбегает, дастает из сумки часть открытки и находит ее половинку на столе, собирает. Затем бежит назад, передает сумку. Бежит следующий и т.д. Команда, чья почта быстрее найдет свой адресат, побеждает в игре.

Слово жюри:

Ведущий: мы переходим к третьему туру: «Зимняя разминка».

Ведущий: о чем я говорю, то вы и показываете. Разминка для команды с белыми снежинками.

«Не боимся мы пороши-

Ловим снег, хлопок в ладоши

Руки в стороны. По швам

Снега хватит нам и вам.

Носом -вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша

Как погода хороша»

Разминка для команды с голубыми снежинками.

« мы теперь мечтатели:

Бьем по неприятелю

Размахнись рукой, бросок

Прямо в цель летит снежок

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимаем выше ногу

Проложи другим дорогу»

Жюри представляют итоги по «Веселой разминке»

Ведущий:какие зимние забавы и развлечения вы знаете? Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете строить снежные башни и крепости. Объявляется «Конкурс капитанов»

Задание «Строим крепость»

На стоах лежат листы с начерченой башней и крепостью, состоящие из квадратов, картинки и клеещий карандаш.

Ведущий: Для постройки башни надо взять только те картинки, в названии которых есть звук [ М], а для постройки крепости только те картинки, в названии которых есть звук [А]. Будьте внимательны.

Ведущий: а пока наши капитаны выполняют задание, баллы для команды зарабатывают болельщики.

Задание для болельщиков «Угадайка»

Ведущий : выполняют первыми болельщики команды белых снежинок. Я читаю стихотворение, а вам надо добавить недостоющее слово.

На дворе идет снежок

Скоро праздник….(новый год)

Мягко светятся иголки

Хвойный дух идет от….(елки)

Ветви слабо шелестят

Бусы яркие (блестят)

Беоус и краснонос

Под ветвями Дед…. (мороз)

И верхушку украшая

Там сияет как всегда

Очень яркая, большая

Пятикрылая …(звезда)

Ведущий: молодцы, угадали все слова, а теперь задание для болельщиков команды голубых снежинок. Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно. Если я скажу верно, говорите «да», ну а если вдруг не верно, говорите «нет» . Мы с ребятами сыграем в интересную игру. То чем елку наряжаем, я детишкам назову.

«Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Раскладушки и кроватки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, вики, ложки?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Елочки лучистые?

Ведущий: молодцы! спавились с заданием, а теперь предоставляется слово жюри.

Ведущий: капитаны свое задание выполнили. Несут жюри на оценку.

Ведущий: В шестом туре, примут участие команда и группа поддержки вместе. Я буду зачитывать вопросы по очереди. Если команда ответить не сможет, ей помогают болельщики.

Вопросы:

1. За каким временем года наступает зима?

2. Какое время года наступает после зимы?

3. Назовите попорядку зимние месяцы.

4. Что происходит с водоемами?

5. Из чего состоит лед и снег?

6. Чем отличается рыхлый снег от липкого?

7. Какие зимние виды спорта знаете?

8. Какой праздник бывает только зимой?

Подведение итогов.

Команды награждаются грамотами и сладкими призами.

«Зимняя» ВИКТОРИНА

Все дети проходят жеребьевку и делятся на 3 команды+зрители. Команды садятся за столы.

  1. Аппликация «Снеговик».

Пока команды выполняют задание играем с зрителями.

Вот идет какой-то дед,

В шубу теплую одет.

На плече его мешок,

В бороде его снежок.

(дед мороз)

Дед Мороз стоит у елки,

Пряча в бороду смешок.

Не томи нас слишком долго,

Развяжи скорей…(мешок)

Она в серебро с жемчугами одета –

Волшебная внучка, волшебного деда.

(снегурочка)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная.

(елка)

Стреляю словно пушка

Зовут меня…(хлопушка)

В январе,

На праздник важный,

Дождь идет

Цветной, бумажный.

(конфетти)

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, - чудеса!

Опустились небеса!

Было облако над нами

Оказалось под ногами.

(снег)

Кто рисует на земле

Зимние картинки?

С неба падают, кружась,

Белые…(снежинки).

Эх, мягкая подушка,

Да не взять под ушко!

(сугроб)

Человек не простой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

(снеговик)

Жюри записывает отгадавших загадки. Команды заканчивают работу. Жюри оценивают самую аккуратную аппликацию в 3 балла.

  1. Кто больше перечислит новогодних персонажей.

Новый год, новогодняя ночь, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежинка, снежная баба, новогодняя хлопушка, елочка, символ года, звери. Жюри оценивают по 1 баллу каждый персонаж.

  1. Нарисовать с закрытыми глазами снежинку.
  2. Кроссворд «Зимний».
  1. В новой стенке, в круглом окне, днем стекло разбито,

А за ночь вставлено. (прорубь)

  1. Старик у ворот, тепло уволок,

Сам не бежит, и стоять не велит. (мороз)

  1. Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа.(лед)

  1. Году начало, зиме середина.(январь)
  2. Зиме начало, году конец.(декабрь)
  3. С неба – звездой,

В ладошку – водой.(снежинка)

  1. С метлой в руке,

С ведром на голове

Стою зимой я на дворе.(снеговик).

За каждое отгаданное слово жюри дает один балл.

Пока команды разгадывают кроссворд со зрителями играем, рассказываем стихи.

  1. Слова анаграммы.

1 команда. ЛЬТЕЕМ, ВАРЯНЬ, КАХПУЛОШ, ТАККО, КИЛЖНЫ.(метель, январь, хлопушка, каток, лыжник)

2 команда. ГЬЮВА, ДЬАКЕБР, РВЕРФЕКЕ, КЬИНКО, ФУТГСИРИ.(вьюга, декабрь, феерверк, коньки,фигурист)

3 команда. ПОГНЕСДА, ВРЬЛАЕФ, ЛТЮАС, БОРНОДУС, КАСИН. (снегопад, февраль, салют, сноуборд, санки)

Зимняя викторина с ответами о снеговике для младших школьников

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов и классным руководителям для проведения внеклассных мероприятий, посвященных зимнему времени года.
Цель Проверка знаний детей по теме "зимние забавы"
Задачи:
-систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Зимние забавы"
-расширить представление о русских традициях, обрядах и других народов, связанных с зимним временем года;
- развивать индивидуальные творческие способности у учащихся, воображение;
-прививать интерес к традициям и ценностям своего народа.

Викторина


Лепим снеговика
Лепит с самого утра
Детвора снеговика.
Снежные шары катает
И смеясь, соединяет.

Cнизу самый крупный ком,
Чуть поменьше ком на нём.
Ещё меньше – голова,
Дотянулись мы едва.

Глазки- шишки, нос морковка.
Шапочку надели ловко.
Яркий шарф, в руках метла.
И довольна детвора.
1.Кто в первый раз слепил снежную фигуру снеговика?
(Итальянский скульптор Микеланджело Буанарроти)


2.Какой народ придумал слово "снеговик"?
(Придумали немцы)


3.Какими были первые снеговики и почему?
(Они были свирепые монстры огромных размеров, так как зимы раньше были лютыми, морозными)


4.Какое было поверье о снеговиках?
(Что снеговики представляют реальную опасность для людей)
5.В каком веке снежные фигуры стали добрыми?
(В XIX веке они стали атрибутом Рождества и Нового года)


6.Кем считали снеговиков по христианской легенде?
(Считали ангелом. Ведь снег- это дар с неба. Снеговика лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали свое желание. Когда снег таял, желание должно исполниться)


7.Что символизирует морковка у снеговика?
(В старину просили милости у духа, посылающего урожай, плодородие)


8.Символом чего являлось перевернутое ведро на голове снеговика?
(Символ достатка)


9.Где в Европе лепили снеговика?
(Около дома, щедро украшали его гирляндами)
Снежный человек

А. Шлыгин

Зачем искать его в горах?
Его найдете во дворах.
Из года в год, из века в век
Живет здесь снежный человек.

Он на дворовом пяточке
Стоит, держа метлу в руке.
Он веселит ребят весь день,
Ведро напялив набекрень…


10.Для чего в Румынии украшали снеговика бусами из чеснока?
(Чтобы снеговик подарил людям здоровье, оберегал от темных сил)


11.Назовите автора сказки "Снеговик"
(Г.Х.Андерсен)


12.Как относились к снеговикам на Руси?
(Как к духу зимы, с уважением)


13.Где были придуманы Снежная баба и Снегурочка?
(На Руси)


Снежная баба

А. Бродский

Мы снежную бабу слепили на славу.
На славу, на славу, себе на забаву.
На нас она черными смотрит глазами,
Как будто смеется двумя угольками.
Хотя и стоит наша баба с метлой,
Но пусть не покажется вам она злой.
Ведро вместо шляпы надели мы ей…
Со снежною бабой игра веселей.


14.В каком российском городе ежегодно проводят Парад снеговиков?
(В Москве)



15.Назовите международный день снеговика
(18 января)
16.Почему именно 18 января?
(Во многих странах уже лежит снег в январе, и число 18 похоже на снеговика, который держит в руках метлу)


17.Когда день снеговика празднуется в России?
(28 февраля)


Снеговик из детской сказки
Раскраснелась детвора -
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили,
И ведро нагромоздили.

Нос - морковка, уголь - глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки - ветки, рот - конфета...
Пусть стоит теперь до лета