В каком году было создано снг. Какие государства входят в состав СНГ? На развалинах ссср

Столица – это самый главный город государства, где сосредоточена вся жизнь страны. Здесь находятся высшие органы государственной власти, центральные учреждения и ведомства.

Баку, столица республики Азербайджан, расположен на западном побережье Каспийского моря и является одним из крупнейших городов в Азербайджане. В центре Баку находится старый город, окруженный крепостными стенами. Здесь очень живописно благодаря лабиринтам узких улочек и старинным постройкам, некоторые из них относятся к 11 в. Современный Баку простирается далеко за пределами Старого города, его новостройки поднимаются на холмах, располагающихся вдоль Бакинского залива. Город является важнейшим культурным и образовательным центром, где основу экономики составляет добыча и переработка нефти.

Ереван - столица Армении. В русской транскрипции до 1936 г. - «Эривань». Расположен на левобережной (по реке Аракс) части Араратской долины. Высота над уровнем моря: от 900 до 1300 м, часть города расположена на вулканическом плато к северу от Араратской долины. В мае 1918 г. Эривань становится столицей Республики Армения. В начале декабря 1920 года Эривань была занята Красной Армией; 18 февраля 1921 г. в результате общенационального восстания Советская власть была свергнута, однако 2 апреля РККА вновь вступила в Ереван, в котором на 70 лет установилась Советская власть.

Минск - столица Республики Беларусь (с 1919), административный центр Минской области и Минского района (при этом не входя в их состав), город-герой. Крупнейший транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город расположен недалеко от географического центра страны и стоит на реке Свислочь.

Бишкек - столица Киргизии и крупнейший город страны. Составляет особую административную единицу. Население - 906 тыс. жителей (2007). В отличие от южных районов республики высокий процент русских и русскоязычных. Город расположен на севере Киргизской Республики, в Чуйской долине, у предгорьев Тянь-Шаня, в 40 км севернее Киргизского хребта, в 25 км от границы с Казахстаном.

Кишинёв - столица Республики Молдова. Крупнейший город Молдовы, её экономический и культурный центр, расположенный в центре страны на реке Бык. Кишинёв обладает особым статусом в административном делении Молдовы - он является муниципием. В состав муниципия Кишинёв входят: собственно муниципий Кишинёв, 6 городов (Сынжера, Дурлешты, Ватра, Кодру, Вадул-луй-Водэ, Криково) и 25 населённых пунктов, объединённых в 13 коммун (сёл). Кишинёв впервые упоминается в грамоте 1436 года. Статус города получил в 1818 году вскоре после вхождения в состав Российской Империи. Население города с пригородами на 2008 год составляет более 785 тыс. жителей.

Mocква - столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области, город-герой. Крупнейший по численности населения город России и Европы, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают международные аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеются выходы к морям бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в столице работает метрополитен.

Душанбе - столица Таджикистана, самый крупный город, политический, культурный и экономический центр страны. Численность населения составляет 661,1 тыс. человек. Этнический состав: Таджики - 73,4%, узбеки - 20,1%, русские - 5,1%, другие - 2,4%. Душанбе расположен на 38° северной широты и 68° восточной долготы на высоте около 800 м над уровнем моря в густонаселённой Гиссарской долине. В Душанбе ярко выраженный континентальный климат, с сухим и жарким летом и влажными прохладными зимами.

Ашхабад, ранее также Асхабад и Полторацк - столица Туркмении, отдельная административная единица. Власти Туркмении с провозглашением независимости провели массовую кампанию переименования и «туркменизации» названий населённых пунктов. В связи с этим в русскоязычных СМИ Туркмении (в том числе на веб-сайтах) столица Туркмении именуется Ашгабат, так как именно эта форма более всего соответствует оригинальному туркменскому названию. Название города в переводе с персидского означает «Город любви».

Ташкент (узбекск. Toshkent, Тошкент) - столица Республики Узбекистан, крупнейший город страны. Со времени провозглашения независимости бoльшая часть русскоговорящего населения Ташкента эмигрирует в Российскую Федерацию, Белоруссию, Украину, Федеративную Республику Германия, Израиль, Австралию, Соединённые Штаты Америки, Канаду, страны Европейского Союза, Южно-Африканскую Республику и другие.

Киев - столица Украины, город-герой. Расположен на реке Днепр. Город состоит из 10 районов на правом и левом берегах Днепра. Утверждённый Киевсоветом «Генеральный план развития Киева до 2020 года» предусматривает расширение города, в состав которого войдут районы Киевской области: Барышевский, Бородянский, Броварской, Васильковский, Вышгородский, Киево-Святошинский, Макаровский, Фастовский, а также ряд городов-спутников, среди которых Березань, Борисполь, Бровары, Васильков, Вишнёвое, Ирпень, Фастов.

Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими о его создании.

Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли , подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия.

18 августа 2008 года в Исполком СНГ поступила нота МИДа Грузии о выходе из состава Содружества Независимых Государств. На заседании СМИД СНГ в Бишкеке 9 октября 2008 года по инициативе председательствующего в Содружестве Кыргызстана, было принято технического характера о членстве Грузии в СНГ, согласно которому выход Грузии из Содружества состоится через 12 месяцев после письменного извещения депозитария Устава СНГ. Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ, 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.

22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят (Свидетельство о регистрации Устава Содружества Независимых Государств в ООН). Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами - членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам - учредителям и государствам - участникам Содружества.

Туркменистан на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».

Содружество Независимых Государств служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.

В соответствии с Уставом СНГ целями Содружества являются:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Сегодня СНГ - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

В последующие годы завершена реализация первого (2009-2011) и второго этапов (2012-2015) по ускорению социально-экономического развития государств - участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли.

В этом важном политическом документе подчеркивается, что за прошедшие годы Содружество состоялось как уникальная и универсальная, не имеющая аналогов организация. Положенные в его основу принципы взаимного доверия и равноправия, учета интересов друг друга, признания права государств-участников на выбор собственной модели развития предопределили востребованность СНГ, его важную конструктивную роль в системе международных отношений.

В качестве представительного международного регионального объединения с широким членским составом и мандатом на координацию многопланового межгосударственного сотрудничества СНГ стало удобной базовой платформой для осуществления разноуровневой и разноскоростной интеграции в формате заинтересованных сторон.

В Заявлении также отмечается стремление государств - участников СНГ повышать результативность сотрудничества в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса на пространстве Содружества.

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, - Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование - Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию. А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  3. Азербайджан.
  4. Армению.

Богатейшими странами являются Россия, Азербайджан, .

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия - 146,8 млн человек.
  • Таджикистан - почти 8,7 млн человек.
  • - 32,2 млн чел.
  • Азербайджан - 9,6 млн чел.
  • Армения - почти 3 млн чел.
  • Беларусь - почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан - 6,5 млн чел.
  • Кыргызстан - 6 млн чел.
  • Молдова - 2,9 млн чел.
  • Туркменистан - около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам - большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам - членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 - разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 - происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года - идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2019, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Содружество Независимых Государств (СНГ), также называемое «Русским содружеством» является региональной организацией, чьи страны-участницы - бывшие советские республики, образовавшиеся во время распада Советского Союза.

СНГ является свободным объединением государств. Хотя СНГ имеет мало наднациональных полномочий, оно представляет из себя нечто большее, чем чисто символическая организация, и номинально обладает координационными полномочиями в области торговли, финансов, законотворчества и безопасности. СНГ также содействует развитию сотрудничества по трансграничному предупреждению преступности. Некоторые из членов СНГ образовали Евразийское экономическое сообщество с целью создания полноценного общего рынка.

История СНГ

Организация была основана 8 декабря 1991 года Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Украиной, когда лидеры трех стран встретились в природном заповеднике Беловежская пуща, расположенном в 50 км к северу от Бреста в Беларуси и подписали соглашение о роспуске Советского Союза и создании СНГ как правопреемника СССР.

В то же время они объявили, что новый альянс будет открыт для всех республик бывшего Советского Союза, и других стран, разделяющих те же цели. В Уставе СНГ сказано, что все его члены являются суверенными и независимыми государствами, и тем самым по сути был упразднен Советский Союз.

21 декабря 1991 года лидеры восьми других бывших советских республик - Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана - подписали алма-атинский протокол и вошли в состав СНГ, в результате чего количество стран-участниц увеличилось до 11. Грузия присоединилась к СНГ два года спустя в декабре 1993 года.

Между 2003 и 2005 годами в трех государствах-участниках СНГ произошла смена правительств в результате серии цветных революций: Эдуард Шеварднадзе был свергнут в Грузии; Виктор Ющенко был избран в Украине; а Аскар Акаев был свергнут в Кыргызстане. В феврале 2006 года Грузия вышла из Совета министров обороны СНГ в связи с тем, что "Грузия взяла курс на вступление в НАТО, и она не может быть частью двух военных структур одновременно", но она по-прежнему являлась полноправным членом СНГ до августа 2009 года, и вышла из СНГ через год после официального заявления о выходе сразу же после войны в Южной Осетии в 2008 году. В марте 2007 года Игорь Иванов, секретарь Совета безопасности России, выразил сомнения по поводу полезности СНГ, подчеркнув, что Евразийское экономическое сообщество становится более компетентной организацией, объединяющей крупнейшие страны СНГ. После выхода Грузии из СНГ, президенты Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана пропустил заседание СНГ в октябре 2009 года, при этом каждый из них имел свои собственные проблемы и разногласия с Российской Федерацией на тот момент.

В мае 2009 года Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина присоединились к Восточному партнерству - проекту, который был инициирован Европейским Союзом (ЕС).

Членство в СНГ

Соглашение о Создании оставалось главным учредительным документом СНГ до января 1993 года, когда был принят Устав СНГ. Устав закрепил понятие членства: страна-член определяется как страна, которая ратифицирует Устав СНГ. Туркменистан не ратифицировал Хартию и изменил свой статус в СНГ на ассоциированного члена по состоянию на 26 августа 2005 для того, чтобы соответствовать признанному ООН статусу международного нейтралитета. Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о Создании СНГ в декабре 1991 года, эта страна также не ратифицировала Устав СНГ, поскольку она была не согласна с тем, что Россия является единственным правопреемником Советского Союза. При этом официально Украина не считается членом СНГ, хотя фактически в нем состоит.

Официальные участники СНГ

Страна Подписанный Ратифицированный Устав ратифицирован Статус участника
Армения 21 декабря 1991 18 февраля 1992 16 марта 1994 Официальный участник
Азербайджан 21 декабря 1991 24 сентября 1993 14 декабря 1993 Официальный участник
Беларусь 8 декабря 1991 10 декабря 1991 18 января 1994 Официальный участник
Казахстан 21 декабря 1991 23 декабря 1991 20 апреля 1994 Официальный участник
Киргизия 21 декабря 1991 6 марта 1992 12 апреля 1994 Официальный участник
Молдова 21 декабря 1991 8 апреля 1994 27 июня 1994 Официальный участник
Россия 8 декабря 1991 12 декабря 1991 20 июля 1993 Официальный участник
Таджикистан 21 декабря 1991 26 июня 1993 4 августа 1993 Официальный участник
Узбекистан 21 декабря 1991 1 апреля 1992 9 февраля 1994 Официальный участник

Государства, не ратифицировавшие Устав СНГ

14 марта 2014 года был внесен в парламент Украины законопроект о выходе из СНГ после присоединения Крыма к России.

Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о создании СНГ в декабре 1991 года, Украина действительно не провела ратификацию Устава СНГ. В 1993 году Украина стала "Ассоциированным членом" СНГ.

Бывшие страны-члены СНГ

Исполнительные секретари СНГ

Права человека в СНГ

С момента своего создания, одна из основных задач СНГ состояла в том, чтобы служить форумом для обсуждения вопросов, связанных с социально-экономическим развитием новых независимых государств. Для достижения этой цели государства-члены цель договорились о поощрении и защите прав человека. Первоначально усилия по достижению этой цели состояли лишь из заявлений доброй воли, но 26 мая 1995 года, СНГ принял Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах.

Еще до 1995 года защита прав человека гарантировалась статьей 33 Устава СНГ, который был принят в 1991 году, а созданная Комиссия по правам человека находилась в Минске, Беларусь. Это было подтверждено решением Совета глав государств СНГ в 1993 году. В 1995 году, СНГ принял договор в области прав человека, который включает в себя гражданские и политические, а также социальные и экономические права человека. Этот договор вступил в силу в 1998 году. Договор СНГ был составлен по образцу Европейской конвенции по правам человека, однако в нем не хватает сильных механизмов реализации прав человека. В договоре СНГ очень смутно определены полномочия Комиссии по правам человека. Устав Комиссии по правам человека, однако, используется в государствах-участниках СНГ в качестве решения проблем, что дает Комиссию право на межгосударственные, а также индивидуальные коммуникации.

Договор СНГ предлагает ряд ценных новшеств, которые не встречаются в других организациях. Особенно региональные договоры по правам человека, такие, как Европейская конвенция о защите прав человека с точки зрения прав человека, которые он защищает и средства защиты. Он включают в себя сочетание социальных и экономических прав и прав в профессиональном образовании и гражданстве. Он также предлагает в странах бывшего Советского Союза возможность иметь дело с вопросами прав человека в более привычной культурной среде.

Тем не менее, члены СНГ, особенно в Центральной Азии, по-прежнему находятся среди самых отсталых стран в области прав человека в мире. Многие активисты указывают на андижанские события 2005 года в Узбекистане, или культ личности Президента Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане, чтобы показать, что не произошло практически никаких улучшений в области прав человека с момента распада Советского Союза в Центральной Азии. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к устойчивому снижению скромного прогресса прошлых лет в России. Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в достижении даже основных международных стандартов.

Военные структуры СНГ

Устав СНГ определяет деятельность Совета министров обороны, который наделен полномочиями по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений, связанных с вопросами обороны и военных разработок; доводит вопросы, связанные с предложениями и инициативами до сведения Совета глав государств СНГ. Также важной является работа Совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.

Важным проявлением интеграционных процессов в области военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году совместной системы ПВО СНГ. На протяжении многих лет, численность военнослужащих совместной системы ПВО СНГ выросла в два раза вдоль западной европейской границы СНГ и в 1,5 раза на южных границах.

Связанные с СНГ организации

Зона свободной торговли СНГ (CISFTA)

В 1994 году страны СНГ "договорились" создать зону свободной торговли (ЗСТ), однако так и не подписали соответствующие соглашения. Соглашение о ЗСТ СНГ объединило бы всех членов, кроме Туркменистана.

В 2009 было подписано новое соглашение о начале создания ЗСТ СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь премьер-министров стран СНГ из одиннадцати: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами.

Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в странах СНГ на той же самой встрече в октябре 2011 года.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) возникло из таможенного союза между Беларуси, России и Казахстана 29 марта 1996 года. Оно было названо ЕврАзЭС 10 октября 2000 года, когда Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали соответствующий договор. ЕврАзЭС был официально создан, когда договор был наконец ратифицирован всеми пятью государствами-членами в мае 2001 года. Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей. ЕврАзЭС работает над созданием общего энергетического рынка и изучением более эффективного использования воды в Центральной Азии.

Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС)

Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан сформировали ОЦАС в 1991 году как Центрально-Азиатское Содружество (ЦAC). Организация продолжила работу в 1994 году как Центрально-Азиатский экономический союз (ЦАЭС), в котором Таджикистан и Туркменистан не участвовали. В 1998 году он стал называться Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС), которое ознаменовало возвращение Таджикистана. 28 февраля 2002 года он был переименован в свое нынешнее название. Россия присоединилась к ОЦАС 28 мая 2004 года. 7 октября 2005 года было принято решение между государствами-членами, что Узбекистан присоединится к Евразийскому экономическому сообществу и что организации будут объединены.

Организации присоединились 25 января 2006 года. Пока не ясно, что произойдет со статусом текущих наблюдателей ЦАС, которые не являются наблюдателями в ЕврАзЭС (Грузия и Турция).

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

После дискуссии о создании единого экономического пространства, между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, была достигнута принципиальная договоренность о создании этого пространства после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство предполагало создание наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая базируется в Киеве, первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет в подчинении правительствами четырех стран. Конечная целью станет региональная организация, которая будет открыта к присоединению для других стран, а также, и в конечном счете может привести даже к единой валюте.

22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосами при 51 «против» за создание совместного экономического пространства. Тем не менее, большинство считают, что победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах 2004 года стала значительным ударом по организации: Ющенко показал возрождение интереса к членству Украины в Европейском Союзе и такое членство было бы несовместимо с членством в едином экономическом пространстве. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года "Вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана не возможно сегодня, так как экономические принципы и законы ВТО не позволяют сделать это, а мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». Украина на тот момент уже являлась членом ВТО, а остальные страны СНГ - нет.

Таким образом в 2010 году был создан Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, а создание единого рынка было предусмотрено в 2012 году.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) или просто Ташкентский договор впервые стартовала как Договор о коллективной безопасности СНГ, который был подписан 15 мая 1992 года Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном и Узбекистаном в городе Ташкенте. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 декабря 1993 года, а Беларусь - 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.

Договор о коллективной безопасности был подписан сроком на 5 лет. 2 апреля 1999 года только шесть членов ОДКБ подписали протокол о продлении договора еще на один пятилетний период, в то время как Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписать его, и вышли из договора; вместе с Молдовой и Украиной, они сформировали более прозападную проамериканскую группу, известный как «ГУАМ» (Georgia, Uzbekistan / Ukraine, Azerbaijan, Moldova). Организация была названа ОДКБ 7 октября 2002 года в Ташкенте. Николай Бордюжа был назначен генеральным секретарем новой организации. В течение 2005 года партнеры по ОДКБ провели несколько общих военных учений. В 2005 году Узбекистан вышел из ГУАМ, и 23 июня 2006 года Узбекистан стал полноправным участником ОДКБ, а его членство было официально ратифицировано парламентом 28 марта 2008 года. ОДКБ является организацией - наблюдателем на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

Устав ОДКБ подтвердил стремление всех государств-участников воздерживаться от использования силы или угрозы силой. Подписавшие не могут присоединяться к другим военным союзам или другим группам государств, в то время как агрессия против одного подписавшего будет восприниматься как агрессия против всех. С этой целью, ОДКБ ежегодно проводит военные командные учения членов ОДКБ, чтобы иметь возможность улучшить сотрудничество внутри организации. Широкомасштабные военные учения ОДКБ были проведены в Армении и назывались "Рубеж-2008". В них было задействовано в общей сложности 4000 военнослужащих из всех 7 стран-членов ОДКБ для проведения оперативных, стратегических и тактических учений с акцентом в сторону дальнейшего повышения эффективности работы элементов коллективной защиты партнеров по ОДКБ.

В мае 2007 года генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа предложил Ирану присоединиться к ОДКБ, "ОДКБ является открытой организацией. Если Иран готов действовать в соответствии с нашей хартией, мы будем рассматривать его присоединение". Если бы Иран присоединился к ОДКБ, он было бы первым государством за пределами бывшего Советского Союза, которое стало членом организации.

6 октября 2007 года члены ОДКБ договорились значительно расширить организацию, в частности ввести возможность создавать миротворческие силы ОДКБ, которые могли бы быть развернуты по мандату ООН или без него в государствах-членах ОДКБ. Расширение также позволит всем членам приобретать российское оружие по той же цене, как и в России. ОДКБ подписала соглашение с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в столице Таджикистана Душанбе, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, преступность и незаконный оборот наркотиков.

29 августа 2008 года Россия объявила о своем намерении добиваться признания ОДКБ независимости Абхазии и Южной Осетии, через три дня после официального признания этих республик Россией. 5 сентября 2008 года Армения взяла на себя председательство в ОДКБ в ходе встречи ОДКБ в Москве, Россия.

В октябре 2009 года Украина отказалась разрешить Антитеррористическому центру СНГ провести антитеррористические учения на своей территории, потому что Конституция Украины запрещает размещение иностранных военных подразделений на своей территории.

Крупнейшие военные учения, когда-либо проводимые ОДКБ с участием до 12 тысяч военных, были проведены в период с 19 по 27 сентября 2011 года с целью повышения готовности и координации в области методов анти-дестабилизации, чтобы противостоять любым попыткам народных восстаний, таких как арабская весна.

Миссия наблюдателей СНГ

Организация СНГ по наблюдению за выборами является органом по наблюдению за выборами, который был сформирован в октябре 2002 года, после совещания глав государств Содружества Независимых Государств, на котором была принята Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. CIS-EMO отправляла наблюдателей за выборами в страны-члены СНГ; наблюдатели СНГ одобрили многие выборы, которые были подвергнуты резкой критике со стороны независимых наблюдателей.

Демократический характер заключительного тура украинских президентских выборов 2004 года, который последовал за оранжевой революцией и привел к власти бывшую оппозицию, изобиловал нарушениями, по мнению наблюдателей СНГ, в то время как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не обнаружила существенных проблем. Это был первый случай, когда команда наблюдателей от СНГ оспаривала законность выборов, заявив, что их следует считать нелегитимными. 15 марта 2005 года, в связи с этим фактом, Украина приостановила свое участие в организации по наблюдению за выборами СНГ.

СНГ высоко оценил парламентские выборы в Узбекистане в 2005 году как "легитимные, свободные и прозрачные", а ОБСЕ отозвался об узбекских выборах как о выборах в "значительной степени не соответствующих обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов".

Молдавские власти отказались пригласить наблюдателей от СНГ на молдавские парламентские выборы 2005 года – действие, которое подверглось резкой критике в России. Многие десятки наблюдателей из Беларуси и России были остановлены на границе Молдовы.

Наблюдатели от СНГ следили за парламентскими выборами в Таджикистане в 2005 году и в конце концов объявили их "законными, свободными и прозрачными". Те же выборы были охарактеризованы ОБСЕ как не соответствующие международным стандартам демократических выборов.

Вскоре после того, как Наблюдатели от СНГ приветствовали киргизские парламентские выборы 2005 года как "хорошо организованные, свободные и справедливые", по всей стране в знак протеста вспыхнули крупномасштабные и зачастую жестокие демонстрации, на которых оппозиция объявила о фальсификациях на парламентских выборах. В ОБСЕ сообщили, что выборы не соответствовали международным стандартам во многих областях.

Международные наблюдатели из Межпарламентской ассамблеи СНГ заявили, что местные выборы 2010 года в Украине были организованы хорошо, в то время как Совет Европы выявил целый ряд проблем в связи с новым законом о выборах, утвержденным непосредственно перед выборами, а Администрация Президента США Барака Обамы раскритиковала проведение выборов, заявив, что они "не соответствовали стандартам открытости и справедливости".

Межпарламентская Ассамблея СНГ

Межпарламентская Ассамблея СНГ, начавшая работу в марте 1995 года, является консультативным парламентским крылом СНГ, созданным для обсуждения проблем парламентского сотрудничества. Ассамблея провела свое 32-е пленарное заседание в Санкт-Петербурге 14 мая 2009 года. Украина участвует в Межпарламентской Ассамблее СНГ, а Узбекистан и Туркменистан не участвуют.

Статус русского языка в СНГ

Россия неоднократно призывала к тому, чтобы русский язык получил официальный статус во всех государствах-участниках СНГ. До сих пор русский язык является официальным языком только в четырех из этих государств: Россия, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Русский язык также считается официальным языком в регионе Приднестровья, а также в автономной области Гагаузия в Молдове. Виктор Янукович, поддерживаемый Москвой кандидат в президенты в 2004 году на украинских президентских выборах, заявил о своем намерении сделать русский вторым официальным языком в Украине. Тем не менее, Виктор Ющенко, победитель, не сделал этого. В начале 2010 года в связи с избранием на пост президента Янукович заявил (9 марта 2010 года), что "Украина будет продолжать рассматривать украинский язык в качестве единственного государственного языка".

Спортивные мероприятия СНГ

На момент распада Советского Союза в декабре 1991 года, его спортивные команды были приглашены или участвовали в квалификации в различных спортивных мероприятиях 1992 года. Объединенная команда СНГ соревновалась на зимних Олимпийских играх и летних Олимпийских играх 1992 года, а футбольная команда СНГ участвовала в Евро 1992. Сборная СНГ по хоккею с мячом сыграла несколько товарищеских в январе 1992 года и в последний раз появилась на публике в 1992 году на Кубке Правительства России, где она также играла против новой сборной России по хоккею с мячом. Чемпионат Советского Союза по хоккею с мячом 1991-1992 годов был переименован в чемпионат СНГ. С тех пор члены СНГ соревновались друг с другом отдельно в международном спорте.

Экономические показатели стран СНГ

Страна Население (2012) ВВП 2007 (USD) ВВП 2012 (USD) Рост ВВП (2012) ВВП на душу населения (2007) ВВП на душу населения (2012)
Беларусь 9460000 45275738770 58215000000 4,3% 4656 6710
Казахстан 16856000 104849915344 196642000000 5,2% 6805 11700
Киргизия 5654800 3802570572 6197000000 0,8% 711 1100
Россия 143369806 1.294.381.844.081 2.022.000.000.000 3,4% 9119 14240
Таджикистан 8010000 2265340888 7263000000 2,1% 337 900
Узбекистан 29874600 22355214805 51622000000 4,1% 831 1800
Общая ЕврАзЭС 213223782 1.465.256.182.498 2.339.852.000.000 - 7077 9700
Азербайджан 9235100 33049426816 71043000000 3,8% 3829 7500
Грузия 4585000 10172920422 15803000000 5,0% 2334 3400
Молдова 3559500 4401137824 7589000000 4,4% 1200 2100
Украина 45553000 142719009901 175174000000 0,2% 3083 3870
Общая ГУАМ 62932500 186996463870 269609000000 - 2975 4200
Армения 3274300 9204496419 10551000000 2,1% 2996 3500
Туркменистан 5169660 7940143236 33466000000 6,9% 1595 6100
Общий итог 284598122 1.668.683.151.661 2.598.572.000.000 - 6005 7800

Данные Статистического отдела Организации Объединенных Наций и ЦРУ

Что такое СНГ? Каковы цели деятельности у этой международной организации? И насколько тесным является сотрудничество в системе "Россия - страны СНГ"? Об этом пойдет речь в данной статье.

История создания организации

СНГ - это добровольная международная организация в Евразии, созданная с целью усиления сотрудничества между государствами. Аббревиатура расшифровывается как "Содружество независимых государств". Какие государства являются членами СНГ? Страны, некогда входившие в состав бывшего СССР, составили костяк этой международной организации.

В создании организации принимали участие руководители трех стран - России, Украины и Беларуси. Соответствующее соглашение было подписано ими в Беловежской пуще в декабре 1991 года. Этим же шагом было признано, что Советский Союз, как государственное образование, перестал существовать. Так и родилось Содружество Независимых Государств (СНГ).

Страны входили в состав этой организации по принципу общей истории, единых корней и близости культур. А основной целью будущей организации декларировалось стремление развивать и углублять взаимоотношения между молодыми суверенными странами.

Спустя пять дней после встречи в Беловежской Пуще, о намерении вступить в Содружество на равных правах заявили и главы пяти государств Средней Азии. Основные постулаты деятельности организации были задекларированы её членами 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Последними в организацию вступила Грузия (в 1993 году) и Молдова (в 1994 году). А в январе 1993 года в Минске был утвержден Устав - главный документ этой евразийской организации.

Важной датой в развитии сотрудничества между членами организации стало 18 октября 2011 года. Именно в этот день, восемью членами организации была создана единая зона свободной торговли в пределах Содружества.

Страны СНГ: список

На данный момент в составе организации числится 9 членов. Какие страны входят в СНГ сегодня?

Согласно Уставу организации, членами СНГ считаются лишь те страны, которые ратифицировали соглашение о её создании. Стоит отметить, что некоторые из стран-участниц (в частности, Россия и Украина) так и не осуществили эту формальность. Поэтому чисто юридически (по бумагам) их нельзя считать членами СНГ.

Страны, являющиеся участницами организации, перечислены ниже. Все они, в большей или же в меньшей степени, внесли свой вклад в развитие этой структуры. Итак, страны СНГ (список):

  1. Россия.
  2. Беларусь.
  3. Армения.
  4. Азербайджан.
  5. Молдова.
  6. Казахстан.
  7. Киргизия.
  8. Таджикистан.
  9. Узбекистан.

Еще два государства (это Туркменистан и Украина) имеют статус "наблюдателей" в этой организации.

В 2009 году, в связи с конфликтами в Абхазии и Южной Осетии, из Содружества выходит Грузия. Осенью 2014 года процесс выхода из СНГ инициировали и в Верховной Раде Украины.

Кроме всего прочего, желание присоединиться к организации выражали и те государства, которые не имели никакого отношения к СССР. В частности, речь идет о Монголии и Афганистане. Сегодня эти страны являются наблюдателями в отдельных органах Содружества.

Структура и основные цели деятельности СНГ

Современная структура Содружества представлена несколькими десятками различных органов. Все важные решения обсуждаются и принимаются на Совете глав стран СНГ. На сегодняшний день главой данного Совета является Нурсултан Назарбаев.

В основе деятельности международной организации - принцип равенства её участниц. К главнейшим целям деятельности СНГ можно отнести следующие:

  • тесное экономическое, политическое, а также культурное взаимодействие между странами;
  • мониторинг за соблюдением прав человека во всех государствах;
  • предоставление обоюдной юридической помощи;
  • содействие мирному урегулированию всех конфликтов и споров между странами-участницами СНГ.

Россия тесно сотрудничает с Содружеством начиная с самого первого года существования организации. Более того, она является одним из трех учредителей СНГ.

Сотрудничество в системе "Россия - СНГ" осуществляется по таким направлениям:

  • промышленность;
  • строительный комплекс;
  • транспортная система и коммуникации;
  • наука и высшее образование;
  • торговля и финансы;
  • военно-оборонительный комплекс;
  • вопросы безопасности и борьба с терроризмом.

Со всеми странами СНГ Россия ввела безвизовый режим. Ежегодный торговый оборот Росси с государствами Содружества составляет примерно 50 миллиардов долларов. В рамках деятельности организации поддерживаются также и тесные культурные связи между её участницами, сложившиеся на протяжении многих лет общей истории.

В заключение...

Содружество Независимых Государств - это международная организация регионального масштаба. Члены СНГ - страны, которые ранее входили в состав СССР. Эта международная организация была создана в декабре 1991 года, в Беловежской Пуще, сразу после развала мощной сверхдержавы.