World of Tanks карта Карелия. Карта Карелия в World of Tanks

Карта

Стандартный бой

Штурм


Условные обозначения

Описание

Болота, скалы и каменистые обрывы делят карту на три основных операционных направления. Отсутствие построек и небольшое число скальных укрытий благоприятствуют действиям артиллерии. Для успеха необходимо сосредоточение сил атакующих на одном из направлений при отвлекающих действиях или жёстком сдерживании противника в других секторах. Название в файле записи боя: karelia.

Тактика в стандартном бою

Игровая локация Карелия была введена в игру на раннем этапе и несмотря на то что в версии 0.6.5 она была очень серьезно переработана, ее суть остается достаточно простой. Карта симметрична. Условно ее можно разделить на 3 зоны: плато (равнина), ущелье со «штанами» и болото в центральной зоне. Через болото пролегает грунтовая дорога, которая связывает базы.

Тактика в стандартном бою редко отличается оригинальностью. Основные силы идут в ущелье, при этом быстроходные танки стремятся как можно скорее занять «штаны». Меньшая группа идет на плато. Одиночные танки и ПТ-САУ могут попытаться незаметно прокрасться через болото. Балкон в «штанах» является ключевой позицией, так как с него можно контролировать болото, бить во фланг противнику, идущему по ущелью, вести огонь по чужому засвету на плато, а при удачном стечении обстоятельств - обнаружить артиллерию в районе вражеской базы. Плато представляет собой открытый участок с большим количеством валунов, которые предоставляют отличное укрытие. Движение по болоту очень затруднено, однако обильная растительность и наличие валунов способствует маскировке.

Плато

Данное направление самое масштабное по площади, так как охватывает территорию в 22 игровые клетки. Оно имеет наибольшее количество вариантов ведения боя. Зачастую, большинство танков стараются занять сам угол карты, чтобы обезопасить себя от прострела с центра. Такая тактика занимает больше времени, чем остальные на этом фланге, так как после занятия больших камней в квадратах С1 и А2, А3 , многие боятся продвигаться дальше из-за опасности быть убитым вражескими ПТ, стоящие в квадратах J1 (НБ) и A9 (ВБ). В некоторых же случаях можно увидеть продвижения сил в квадратах ближе к центру (D2, C3, B4 ). Эти квадраты образуют довольно таки приятные условия для продвижения танковых сил. На нем имеются камни, за которыми, в случае опасности, можно укрыться, а также, при наличии света, отсюда можно вести огонь по центру находясь по факту на краю круга отрисовки и, тем более, за кругом радиуса обзора врага. Ко всему этому, на плато имеется выезд на болото находящийся в квадрате D4 .

Болото

Из-за болотистой местности и трудности передвижения, центральная часть карты обкатывается лишь быстроходной техникой. В первые минуты боя центр опасен, так как попав в засвет, вражеская команда, еще не успевшая разъехаться, возьмется переводить свои орудия на вас. Именно из-за этого на болоте Карелии можно увидеть только легкие танки, дающие засвет для союзной артиллерии и близстоящих ПТ-САУ. После того, как обстановка на карте разряжается и все танки разъезжаются по флангам, центральная часть становиться в какой то мере пригодной для проезда. Не рекомендуется пересекать данное направление сугубо по центру, так как подобное действие повлечет за собой массу неприятностей начиная с элементарного сбития гусениц и заканчивая шквальным огнем с двух соседних направлений. Передвигаться по болоту следует как можно сильнее поджимаясь под балкон (H6, G7 ). Проход по левой стороне болота не рекомендуется. Квадраты Е4 и D5 в принципе не имеют растительности, что пагубно сказывается на маскировке вашего танка. После успешного преодоления болотистой местности открывается путь к вражеской базы, но не стоит забывать, что подъем к кругу захвата простреливается практически с любого фланга. Стоит отметить, что в квадрате G6 находиться подъем на балкон со стороны болота. Воспользоваться им может разве что быстрая техника, так как этот участок активно простреливается с обеих баз.

Штаны

Самое излюбленное всеми направление имеет довольно таки скромный набор игровых сценариев. J7 и G9 с самого начала боя начинают контролироваться тяжелыми танками, которые в большинстве случаев подвергаются огню ПТ-САУ стоящие в квадратах K7 и G0 . Их действия заставляют тяжей продвигаться далее, тем самым уходя из прострела самоходок. Также, в начале боя средние танки, испытывая судьбу, пробуют занять горку и получить преимущество на балконе. Квадраты J8 , J9 и H9 подойдут для танков с крепкими башнями, ведь ландшафт в этих квадратах далеко не ровный и складки местности сыграют важную роль в проведении атаки. Отдельно стоит отметить балкон, расположенный на вершине холма. На нем можно найти множество растительности и камней. Они прекрасно будут скрывать ваш танк от засвета врагов, воюющих на плато. Отсюда открывается вид почти на всю карту. Из-за ограниченного круга видимости пострелять по всему плато не получиться, но центральная часть карты будет как на ладони. Также с этой позиции можно частично защищать свою базу, либо производить обстрел вражеской. А еще, развернувшись в сторону штанов, можно контролить передвижение вражеских танков по J8 , J9 и по возможности настреливать им в борта. Балкон, по факту, является самой универсальной и полезной позицией на карте Карелия, но не стоит забывать что большая его часть активно простреливается артиллерией.

Тактика по классам техники

Легкие танки

Центральная дорога позволяет достичь вражеской базы за считанные секунды. За такое время танки противника едва ли успевают тронутся с места, и наверняка будут обнаружены. Легкие танки также со старта могут занять штаны либо устремиться навстречу противнику по плато вдоль края карты. Еще одним эффективным способом применения легких танков является «пассивный свет» с болота.

Средние танки

В зависимости от состава команд, средние танки могут со старта поехать в ущелье на захват «штанов», а могут отправиться на плато. Там при поддержке артиллерии они могут сражаться на равных даже с тяжелыми танками противника.

Тяжелые танки

Тяжелые танки традиционно спускаются в ущелье. Обычно им не хватает скорости для того, чтобы заехать в «штаны» и они ведут малоинтенсивную перестрелку на дальней и средней дистанции. ТТ могут также пройти и по плато, в виду того, что после переработки карты в версии 0.6.5 там было добавлено множество укрытий в виде валунов и перепадов рельефа.

Противотанковые

ПТ-САУ, как правило, прикрывают базу и подступы к ней. Малозаметные самоходки могут спуститься в болото. Тяжелобронированные ПТ в состоянии заменить или помочь ТТ в ущелье.

Самоходные артиллерийские установки

Несмотря на то что гора затрудняет стрельбу по танкам в ущелье, карта благоприятна для артиллерии. Некоторые игроки предпочитают покинуть традиционную позицию на базе и спуститься в ущелье, хотя эта тактика и сопряжена с большим риском.

Тактика в режиме «Штурм»

В режиме «Штурм » стартовые позиции команд изменены. Команда атакующих начинает бой в ущелье. Их задача уничтожить всю технику противника или захватить его базу, расположенную на плато. Как правило, на балконе и на плато остаются небольшие силы прикрытия, в то время как основные боевые действия разворачиваются на флангах. Контроль возвышенностей, где в стандартном бою располагаются базы команд, при «Штурме» приобретает особую важность. Помимо того, что это отличный плацдарм для развития наступления, занятие высоты создает предпосылки для обнаружения и уничтожения артиллерии противника.

В режиме Штурм у атакующих база, а точнее точки респауны, находятся на территории штанов, а обороняющиеся появляются возле своей базы в квадрате С3 на плато. Тактика ведения боя полностью отличается от стандартного боя. Направления имеют совершенно другой вид и порядок проведения атак. Команда атакующих за 10 минут должна либо захватить вражескую базу, либо уничтожить всю технику противника. У обороны задача аналогична: они должны отстоять свою базу до окончания времени, или же уничтожить все силы атакующей команды. Ничья в данном режиме возможна лишь в случае одновременного уничтожения последних игроков из разных команд.

Нижняя база

Атака через нижнюю базу имеет несколько вариантов. Самым популярным из них является проход по первой линии в глубь плато и дальнейшего захода в тыл врага. Менее используемым можно выделить проезд в ложбину находящаяся в F2 . После нее к базе противника остается меньше 300 м, но этот участок активно простреливается силами стоящие на плато за камнями, поэтому нужно быть внимательным при заезде на плато. Со стороны обороняющихся лучше всего будет занять позиции на D1 , E1 , C2 и D2 . Контратаку обороняющимся рекомендуется производить только в случае перевеса сил в их сторону, так как при потере фланга, вражеские силы займут выгодные позиции на плато или станут на захват базы, что приведет к проигрышу.

Верхняя база

Тактика ведения боя на территории верхней базы очень схожа с тактикой нижней. Весомые отличия от последней, это наличие большего количество камней в квадратах А7, А8, В7, В8 . Благодаря этому, атаки на данном направлении более вариативны, чем на нижней базе. В квадрате В6 находиться ложбина, очень схожая с тем что есть на F2. С нее также открывается короткий путь на базу противника, но и в этом случае существует вероятность быть расстрелянным. Чаще всего атакующие пробиваются к камням на А4 , А5 , с которых открывается путь к базе врага, а также появляется возможность зайти в тыл противника. Контратака обороняющихся через территорию верхней базы более вариативна. Можно пройти по В8, С9 , либо выбрать вариант по безопаснее и проехать через А0 , тем самым обезопасив себя от прострела с балкона.

Болото

Атака через болото является самой опасной и рекомендуется лишь используя прикрытие с балкона. Не рекомендуется ехать по центру на медленной технике (Maus, Type 5 heavy и пр.). Продвижение будет затруднено болотистой местностью, плюс к этому, подвижности в связке со временем будет очень не хватать, дабы успеть добраться до подножия плато. Лучше всего использовать какой нибудь средний или легкий танк, у которых хорошая удельная мощность, позволяющая быстро доехать до заезда на вражескую территорию. Быстрее всего к базе противника можно добраться через центральный заезд в квадрате D4 , но помимо него, существуют также заезды на В5 и Е2 . Они подойдут в случаях, когда союзники захватили значительную часть карты и начали занимать плато. Контратака через болото весьма опасное дело. Для успешного его проведения следует всегда смотреть на балкон и быть готовым, что оттуда прилетит снаряд вражеской ПТ, которые чаще всего любят там стоять. Если же успешно захватить балкон и штаны в целом, то появляется возможность зайти к атакующим в тыл. Главное чтобы не было слишком поздно, так как в момент контратаки. противники могут быть уже на подходе к вашей базе.

Тактика по классам техники

Легкие танки

Легкие танки, как правило, занимаются разведкой в районе возвышенностей. Разведчики атакующей команды имеют больше шансов обнаружить вражескую артиллерию нежели ЛТ защитников. Более того, даже если САУ атакующей команды оказываются обнаружены, у них есть большие шансы на выживание, так как, в случае опасности, они обычно перемещаются в мертвую зону под горой.

Средние танки

Средние танки ведут бой за возвышенности. Как правило, они едут туда со старта в стремлении опередить соперника. Эффективной тактикой также может быть концентрация средних танков с последующим сокрушительным ударом во фланг или тыл сражающимся за высоту тяжелым танкам.

Тяжелые танки

Тяжелые танки сталкиваются лоб в лоб в сражении за обладание высотами по углам карты. Умение игрока предугадать расположение вражеской артиллерии и укрыться от ее огня может стать решающим фактором в этом противостоянии.

Противотанковые САУ обычно прикрывают союзников с балкона либо из-за валунов на плато. После захвата одной из высот они могут переместиться туда.

Самоходные артиллерийские установки

Артиллерия атакующих находится в лучших условиях. Она может вести огонь из ущелья либо подняться на балкон. В последнем случае она получает отличные сектора обстрела, хотя и может быть обнаружена при неосторожной игре. В случае опасности, САУ атакующих могут сместиться в мертвую зону за горой и попытаться устранить угрозу своими силами.

Галерея скриншотов

Вы можете помочь проекту, добавив скриншоты интересных мест на карте.

История изменений

Карты

Летние

Карелия Малиновка

Сегодняшний тактический обзор посвящен карте «Карелия».

Карелия - довольно старая и хорошо исследованная игроками карта, чем-то похожая по общей тактике на карту Степи. На ней четко выделяются 3 направления, условия местности которых довольно качественно продуманы для ведения боя сразу несколькими видами техники на одном и том же плацдарме. Однако, действия противника в таких условиях также предсказуемы. В этом виден почерк философии разработчиков по отношению к старым картам игры. Основными плацдармами являются так называемые «штаны» (1), центр (2). И плато (3). К слову, Карелия - одна из тех карт «Мира танков», где плацдармы изолированы друг от друга настолько, что не приходится говорить о их взаимовлиянии друг на друга и взаимодействии сил на них. Другими словами, помощи со стороны ждать здесь не приходится и команда, допустившая прорыв врага на одном из плацдармов, скорее всего, потерпит поражение.

«Штаны».

Такое прозвище этот район карты получил благодаря горному хребту с заездом на его вершину в виде штанов. Это место столкновения сразу нескольких видов техники, однако, стоит сказать, что и здесь в какой то мере эти столкновения изолированы друг от друга по классовому признаку. Так, для захвата стратегической инициативы на штанах, наиболее важно взять вершину заезда на горный хребет (красная позиция 3 и зеленая 5). С этой задачей наиболее успешно справляются СТ, имеющие достаточную маневренность и огневую мощь, чтоб попытаться добраться туда первее основных сил врага и быть готовыми к столкновению с вражескими СТ, которые имеют те же задачи.

При подходе, главные силы занимают свои привычные места. Это продиктовано преимуществами той или иной позиции для того или иного вида техники, познанное на опыте. Так, наиболее выгодные позиции для ТТ - это красная и зеленая 1. Здесь медленные ТТ наиболее защищены склонами гор от огня артиллерии. Те же горы станут хорошим укрытием на время перезарядки. Позиции в тылу занимаются ПТ (красная и зеленая 4), их выбор обусловлен тем, что здесь их обнаружат в последнюю очередь. Тем не менее, несмотря на тыловые позиции, ПТ по засвету союзников способны простреливать почти весь узкий «коридор». Узконаправленность огня - также плюс для ПТ.

Позиции 4 на штанах - место расположения артиллерии. Но, несмотря на довольно ровный «коридор», позиция артиллерии будет меняться в зависимости от того, где именно в её поддержке будут нуждаться союзники - то ли на вершине самой горы, то ли наоборот, при обстреле фронтовых позиций врага 1, 2, 3 и 1, 2, 5 соответственно. Заняв одну позицию, из которой есть возможность покрывать одну часть коридора, другая его часть будет недоступна ввиду неровностей местности, каменных глыб и склонов гор.

Позиции красных 5 и зеленых 3 здесь наиболее экстремальные, но и наиболее решительные и ответственные. Часто именно прорыв в борт врага является залогом успеха на штанах. Это обуславливается тем, что противникам приходится держать удар сразу с двух позиций, это рассредотачивает их внимание и огонь. Также с позиций 3 и 5 можно помогать своим СТ на горе.

Таким образом, бой на штанах складывается из почти изолированного боя СТ, и изолированного боя ТТ и ПТ под огнем артиллерии, ждущей от врага ошибки или проявления невнимательности. Обход же врага в борт является делом настолько эффективным, насколько и рискованным.

Центр.

Центральная часть карты имеет болотистую местность, поэтому мало играбельна. Вязкая почва серьезно ухудшает маневренность даже ЛТ. Тем не менее, наличие множества растительности и каменных глыб сделают Ваш визит к базе врага довольно неожиданным, даже если Вы управляете большим и плохо маскируемым танком.. Тем более, это самая короткая дорога от Вашей базы к вражеской. Преимуществом прорыва по центру является и возможность обхода врага, расположенного в штанах, в тыл. Также с центральной части можно обстреливать позиции врага на плато, если он недостаточно верно использует укрытия. Именно поэтому небольшое количество танков нужно оставлять прикрывать центр. Здесь же понадобиться и поддержка артиллерии, для которой центральная часть является хорошо обстреливаемой. Иногда команды применяют несвойственную для Карелии тактику, подождав, пока основные силы врага предсказуемо разойдутся по краям карты, а сами производят раш по центру под прикрытием лесистой местности.

Работа же света здесь удобна прикрытием лесистой местности и многочисленных укрытий для ведения пассивного обнаружения. То есть, заняв позицию в укрытии и обнаруживая врагов для союзной артиллерии, пока они еще не разошлись каждый в свою сторону. Также это действие света сможет помочь понять своим союзникам, как правильнее распределить свои силы, учитывая какое количество противников пошло в том или ином направлении.

Плато.

Плато нужно рассматривать на равнее со штанами по важности. Аналогично бою на штанах, прорыв на плато скорее всего означает поражение. Аналогично штанам, плато также можно охарактеризовать зеркальностью позиций и предсказуемостью действий противника. Однако, именно в равных и читаемых условиях и решает индивидуальный скилл игрока. Передовые позиции на плато занимаются в основном СТ и маневренными ТТ, способными сделать выстрел и вовремя укатить за укрытие. Позади располагаются позиции снайперов и ПТ (зеленые и красные 1 и 2), которые смогут поддержать свои передовые позиции при попытке окружения их врагом. Стоит сказать, что неровности местности довольно сильно мешают поддержке атаки с ПТ-шных позиций по засвету. Не каждый угол вертикальной наводки сможет их компенсировать. Здесь часто решает артиллерия. Поэтому бой протекает в основном вязко и нерешительно. Главной задачей при равенстве или недостатке сил на плато является сдерживание. Стремительный раш происходит лишь при явном численном и качественном преимуществе в технике. И то, все нужно делать очень быстро, чтоб как можно меньше потерь понести от вражеской артиллерии и тыловых позиций ПТ.

Вывод:

Карелия - классическая карта «Мира танков», чем-то похожая на Степи в тактическом плане. Плацдармы изолированы друг от друга так, что прорыв на одном из них в большинстве случаев не может быть остановлен силами из другого. Каждый из плацдармов располагает условиями для проявления преимуществ разных видов техники. Тактика и поведение врага в разных ситуациях весьма предсказуемы. Здесь часто решает индивидуальный скилл игрока и его опыт.

Приветствую вас, уважаемые гости игрового портала сайт . Сегодня мы поведаем вам о карте wot Карелия : что за карта, укромные места и направления на ней, как играть на карте, а также позиции для различных типов танков. Начнем.

Общая информация.

Карта Карелия wot является весьма стандартной картой для нашей игры по своим техническим параметрам:

  • 1000*1000 размер карты.
  • Карта wot Карелия относится к летним картам (хотя по обстановке на карте, она больше осенняя).
  • Доступна для боев 4 - 11 уровней.
  • Два режима случайных боев - стандартный и штурм.
Кстати, друзья, это первая карта в игре World Of Tanks. Именно карта Карелия имеет порядковый номер - 1. Правда, стоит отметить, что за всю свою историю, карта поменялась очень сильно. От прежней Карелии, сейчас осталась, пожалуй, только общая атмосферность.


Картинка 1. Миникарта стандартного боя.


Картинка 2. Миникарта штурма.

Также на Карелии два доступных режима случайных боев отличаются по геймплею очень сильно. Другой такой карты в данный момент в игре нет, чтобы игралось совершенно по разному в одном режиме по сравнению с другим.

А сейчас рассмотрим ключевые составляющие карты Карелия.


Картинка 3. Условные обозначения.

  1. Плато или левый фланг. Большая, ровная местность с многочисленными скалами и камнями для укрытий, является второстепенным направлением для атаки. При попытке использовать это направление, как основное, вы наверняка проиграете. Это обусловлено рельефом карты. Однако, с плато открывается много прострелов по всей Карелии (впрочем, как и отовсюду). В режиме встречного боя, здесь располагается база обороняющихся (об этом подробнее поговорим ниже).
  2. Ямы присутствуют для обеих команд. Они не несут какой-либо важной игровой составляющейся, но не отметить их нельзя. Зачастую здесь прячутся последние враги.
  3. Районы баз в режиме стандартного боя, они одинаковы по возможностям и находятся на возвышенности. Это значит, что на сбитие или захват вам предстоит карабкаться в гору. Следует помнить этот нюанс, чтобы не пропустить момент, когда нужно вернуться на защиту базы, особенно, если вы на медленном танке. Собственно, здесь же находятся позиции для артиллерии и ПТ-САУ. В режиме встречного боя эти районы превращаются в левый и правый фланг.
  4. Центр карты - это болотистая местность, используемая легкими танками для подсвета. Здесь много кустов и укрытий в виде больших камней. Также сюда едут не очень умные игроки на ТТ или СТ, чего делать категорически не стоит. В режиме встречного боя эта часть карты приобретает исключительную важность.
  5. "Штаны" или горка - это правый фланг в режиме стандартного боя и главнейшее направление для атаки. Именно здесь зачастую решается исход боя. Та команда, которая смогла продавить правый фланг будет иметь преимущество. С горки простреливает вся карта в пределах круга отрисовки. Кроме того, именно тут можно кое-как потанковать на этой карте тяжелым танкам. В режиме встречного боя здесь располагаются респауны атакующей команды.

Рассмотрим, как играть на карте Карелия wot в режиме стандартного боя.


  1. Первыми должны быстро занимать позиции на самой вершине горки быстрые средние или легкие танки (некоторые подвижные тяжелые танки также могут успеть). Здесь они ведут перестрелку с вражескими танками. Также важно занять камень под горкой, как показано на картинке, правда там место есть всего для одной-двух машин. После этого вам открывается множество возможностей, так как с горки открываются прострелы по всей карте, ограничить вас может только круг отрисовки. Однако будьте бдительны, ведь если внизу не осталось танков, прикрывающих вас, то враги очень скоро заберутся на горку. В таком случае необходимо занять оборону и отбивать атаки противников. Вобщем-то, расслабляться можно только после того, как все это направление будет зачищено. Роль, по захвату горки является важнейшей на этой карте.
  2. Не менее значимым является роль для тяжелых и бронированных танков, которые медленно подкатываются под горку и танкуют тут. Главное, что они делают - прикрывают союзные танки, которые заняли "штаны" и не позволяют наглеть вражеским тяжам. Тяжелые танки на этом направлении - это костяк командной игры. В дальнейшем, вы можете продвигаться далее и продавливать это направление. Однако, спешить не стоит, ведь иногда здесь враги выстраивают крайне эффективную оборону, на откате и под прикрытием артиллерии.
  3. Помогают тяжелым танкам в перестрелке с врагами ПТ-САУ, которые занимают позиции, как показано на картинке. Отсюда открывается отличный прострел на вражескую сторону. Кроме этого, здесь вы будете оставаться незамеченными, при этом круга отрисовки хватает до всех вражеских позиций. Это отличное место для поддержки и помощи, но главную роль эти танки не играют. Даже больше скажу, если тяжелых танков здесь нет, то ПТ-САУ на этих позициях практически бесполезны. Другие позиции для любителей постоять в кустах и пострелять на 500 метров на карте Карелия обозначены фиолетовым цветом и находятся они в районах баз.
  4. Немаловажное дело для любого светляка на карте Карелия - это свет по центру и подъем на "штаны". Это делать следует исключительно легким танкам, которые могут успеть сюда заехать. Даже средние танки по этому пути скорее всего не успеют. Во время заезда вы не только увеличиваете шансы вашей команды на взятие горки, но и попутно просвечиваете вражеский переезд и весь центр карты. ПТ-САУ и артиллерия наверняка отработают по вашему подсвету.
  5. Светить можно не только с заезда на горку, но и укрываясь прямо в центре карты на болоте за многочисленными кустами и камнями. В этом случае вы можете остаться не замеченным, а в дальнейшем очень скоро проскочить на вражескую базу за артиллерией.
  6. Эти позиции отлично подходят для точных танков, так как отсюда можно не только защищать левый фланг, но и отстреливать врагов на горе. Тем не менее, весь левый фланг обладает низким приоритетом. Конечно, бросать его нельзя, но и толпиться тут также не стоит.
  7. Главное направление в пределах левого фланга. Если вы решились продавить это направление, то вам стоит это делать именно по этой дороге. Помните, что вас будут встречать вражеские ПТ-САУ с базы.

Тактика на карте Карелия wot в режиме штурм.

Итак, данный режим на этой карте кардинально отличается от стандартного боя. Здесь совершенно другие позиции, направления, а базы и респауны расположены "поперек" (впрочем это вы можете увидеть на миникарте в начале нашего гайда). Рассмотрим вкратце основы ведения боя в режиме штурм на карте Карелия отдельно для атакующих и обороняющихся.


Там где в стандартном бою были расположены базы, здесь это фланги! Естественно фланги являются основными направлениями для атаки. Они выделены синим (левый фланг) и красным (правый фланг) цветом. По моим собственным наблюдением давить через левый фланг гораздо проще и удобнее, а на правом фланге находится очень много позиций для ПТ-САУ, которые к тому же не контрятся. Однако из-за весьма необычного расположения респаунов команды атакующих, вам будет сложно переехать на левый фланг, если вас зареспило на правом (также и наоборот).

Немаловажную роль в этом режиме будут играть и светляки, которые должны (именно должны) ехать в центр карты. Здесь в самом начале боя происходят жаркие перестрелки между светляками обеих команд и ваша первоочередная задача - обхитрить врагов и выиграть эту перестрелку. Благодаря этому вы обезопасите своих артиллеристов, не дадите врагам поджаться под вашу горку и светить оттуда. В целом и общем - это наиважнейшая роль в бою.

Кроме этого, на Карелии есть и местечко для пассивного света - уютные и отличные кусты, расположенные в самом центре болота (они обведены в розовый круг). Если вам удалось добраться сюда и занять эти кусты, то вы будете безнаказанно просвечивать всю вражескую базу. По своему опыту скажу, что в этих кустах светляк будет светиться лишь когда к нему подъедут в упор.

Позиции для артиллерии выделены коричневыми областями. Но вам следует помнить, если ваши светляки проиграют центр, то за вами скоро приедут. Следует действовать по ситуации.

Многие ПТ-воды на данной карте в режиме штурм очень любят стоять на краю горки, как показано фиолетовым цветом, но лично я не вижу особой целесообразности в этих позициях. Всяко лучше поехать на фланг и поддержать там вашу команду. В конце концов, именно вы должны атаковать, а не стоять.


Обороняющаяся команда также занимает оба фланга, чтобы не пропустить врагов. Светляки, как я уже говорил устраивают перестрелку в центре карты с последующим подсветом горки или прорывом к артиллерии. Кстати, тот куст для пассивного света актуален и в этом случае. Для команды обороняющихся значительно больше актуальных позиций для ПТ-САУ, а также более надежные позиции для артиллеристов.

Но самое главное знание, которое должно присутствовать в вашей голове - вы обороняетесь, время играет на вас и вам не следует никуда уезжать! Ждите противников, нет смысла лезть на них. Если на вашем фланге нет врагов, то отправляйтесь на другой фланг. В любом случае, вам рашить и лезть в атаку совершенно не стоит.

В заключении.

Карта Карелия достаточно интересна и сбалансирована, причем для обоих доступных режимов боев. Здесь Много позиций, направлений и возможностей для самого искушенного игрока. Бои здесь жаркие и ожесточенные. Отличная карта для нашей игры.

На этом мы заканчиваем гайд по карте Карелия wot. До скорых встреч, друзья.

Вышел патч 1.4.0.0. теперь моды нужно устанавливать в папки " res_mods\1.4.0\" и "mods\1.4.0.\". Если после обновления у Вас перестал работать мод, то просто перенесите его в папку "1.4.0". Некоторые моды и сборки модов могут оказаться неработоспособными либо работать с багами. В самом ближайшем времени все нерабочие моды и сборки будут обновлены. Наберитесь терпения и следите за обновлениями. Если после обновления мода / сборки у вас без причин зависает или вылетает клиент, скачайте скрипт очистки кэша игры и запустите его, проблема должна решиться.

Карелия – одна из старейших карт в World of Tanks, была доступна на альфа тесте игры. Она представляет собой болотистую скалистую местность. Ввиду отсутствия резких перепадов высот карта является довольно комфортной для игры на САУ. Артиллерию так же спасает и то, что центральная часть карты, разделяющая респауны соперников – это болото, скорость движения по которому у ЛТ сильно падает, в следствии чего они не в состоянии быстро уничтожить САУ. Данная карта является универсальной для всех видов техники. В данный момент для нее доступно два режима боя – стандартный, и режим «штурм». Основные направления и позиции на них скомбинированы очень удачно и любой танк в состоянии найти себе должное занятие.

Карта условно поделена на 3 основных направления:

Центр;
- плато;
- ущелье и «штаны».

Центр

Стандартный бой

Центральная часть карты представлена большим болотом. Лишь центральный проезд по нему является относительно сухим. Именно из-за этого центр не пользуется большой популярностью. Лишь изредка туда забредают ЛТ и быстрые СТ с целью прорыва к вражеской артиллерии.

Оптимальный вариант тактики использования центра – это организация тыловых ударов по танкам противника занимающим плато или ущелье, либо прорыв к САУ. Однако всем этим стоит заниматься лишь спустя 2-3 минуты после начала боя.

«Штурм»

В этом режиме боя функциональность центра практически нулевая – он лишь изредка может использоваться легкими танками для подсвета вражеского респауна расположенного на плато.

Плато

Стандартный бой

Это тактическое направление одно из важнейших на карте Карелия. Именно оно является альтернативным плацдармом для организации прорыва превосходящих сил союзников к вражеской базе. Несмотря на визуальную открытость, это направление не очень хорошо простреливается артой – по всему плато разбросаны огромные валуны, прячась за которыми можно гарантированно защитить себя от «чемоданов» артобратков. Стоит отметить, что танки, продавливающие или обороняющие это направление, крайне уязвимы для тыловых ударов организованных с центра карты. Стоит быть бдительным, что бы не допустить подобного, ибо в противном случае уничтожить окруженные танки будет очень легко.

«Штурм»

В режиме боя «штурм» база обороняющейся команды расположена именно на плато. В таких обстоятельствах это направление становится очень удобным для дефа – круг захвата расположен на простреливаемом месте, а около него полно больших камней из-за которых обороняющееся могут с легкостью отстреливать штурмующих и при этом минимально подвержены эффективному встречному обстрелу.

Ущелье и «штаны»

Стандартный бой

Это направление так же является одним из ключевых. В отличие от плато, в ущелье довольно мало хороших укрытий от прострела САУ, следует быть предельно аккуратным. Так называемые «штаны» (подъем на гору напротив ущелья) являются излюбленным местом для СТ и быстрых ТТ. Команда, занявшая штаны, получает весомое преимущество – появляется возможность обстреливать танки на центре и плато, а так же ощутимо облегчается продавливание ущелья. Так же, спустившись с горки на центр, можно без труда обойти вражеские танки в ущелье.

«Штурм»

В режиме боя «штурм» в ущелье и «штанах» расположен респаун атакующей команды. В таком режиме боя важность этого направления практически нулевая. Лишь с горки в начале боя могут совершить первичный отстрел ПТ-САУ, а арте на протяжении всего боя будет удобнее стрелять именно со «штанов».

Подведем итоги

Карелия – очень интересная и тактически гибкая карта в Мире танков. На ней вы всегда имеете возможность придумать что-то новое, тем самым удивив противника и принеся пользу своей команде. Самое главное – это четкая координация действий команды. Готовность в любой момент изменить направление атаки, перейти из дефа в атаку и наоборот – залог победы на этой карте в World of Tanks!

Мы рассмотрим основные маршруты движения танков на карте Карелия. На этой карте следует отметить две важные точки, захват которых часто решает исход боя. Основная точка это возвышенность в районе гор и вторая точка это равнина. Если занять эти места, то в дальнейшем можно начинать планировать дальнейшие атаки.

Легкие танки на карте Карелия в онлайн игре World of Tanks движутся в трех направлениях: через болото, через гору и через равнину. Самый быстрый способ засветить вражескую технику – поехать через болото. Легкие танки в районе горы отыгрывают важную роль в захвате возвышенности, поскольку они туда приезжают первыми. На равнину легкие танки ездят реже, тем не менее, и в этой части карты их можно увидеть. Все маршруты движения легких танков показаны желтыми стрелочками .

Противотанковые самоходные артиллерийские установки (Пт-сау) на карте Карелия часто стоят в защите в местах отмеченных зелеными кружками . Иногда пт-сау едут возле горы и занимают удачные позиции для отстреливания вражеской техники.

На этой карте можно отметить 2 основных места сражения и одно место сражения, в котором происходят бои реже. Все места сражений отмечены красными кругами .

Средние танки игры World of Tanks на карте Карелия в основном едут по 2 маршрутам: на горку и через равнину. Основные места сражения средних танков отмечены синими кругами . Также хотим подметить, что на этой карте очень важно кто займет горку. Легкие танки успевают залезть на горку первыми, потом идет черед средних танков, которые зачастую также успевают проехать на неё, что касается тяжелых машин, то они обычно не доезжают до горки и дерутся, вылезая из-за скалистых укрытий перед горкой.

Артиллерия на этой карте занимает стандартные места, которые отмечены на скриншотах фиолетовыми кругами.

Тяжелые танки едут по тем же маршрутам что и средние танки, правда иногда можно встретить тяжелую машину за камнем в болоте, но такое случается не часто.

Раш на карте Карелия в World of Tanks оправдан, конечно, не всегда получается провести хорошую тактику РАШ, но тем не менее игроки создают внезапные атаки на этой карте. Рашить, можно со всех трех направлений, но по нашему мнению самое лучшее направление – РАШ по болоту. Этот маршрут позволит вашим танкам быстро добраться до базы врага и захватить её или расстрелять вражеские танки сзади. Два другие маршруты раша также неплохие, но они состоят из более длинного пути, что не на руку атакующей стороне.