Что должен знать и соблюдать каждый мусульманин. Ислам - правила жизни, традиции и требования

Уметь простить того, кто причинил тебе боль, подавить в себе чувство мести и боли. Простить человека в этой жизни, не причинив ему вреда в ответ. Простить его во всех смыслах.

Это не значит, что вы не учитесь на своих ошибках, наоборот, вы должны извлечь из неприятной ситуации урок.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

«Если что и приумножит Господь простившему [другого], так это величия (силы, мощи, славы, чести)».

Прощайте людей, чтобы Всевышний простил вас.

Ислам является религией мира, и Аллах призывает людей прощать.

Всевышний говорит в Коране:

«…[Верующие!] Прощайте, милуйте [не отвечайте на плохое плохим, не питайте злобы к тому, кто обидел вас, оскорбил, оклеветал, кто совершил по отношению к вам преступление]! Разве вы не желаете того, чтобы Аллах (Бог, Господь) [таким же образом] простил вам ваши прегрешения [как вы простите тех, кто был к вам несправедлив, груб или преступен]?! А ведь Он - Всепрощающ и Всемилостив [потому и вам следовало бы иметь хоть малость подобных качеств в сердце и поступках]» (Св. Коран 24:22).

Существует 3 уровня прощения:

1-й: Простить, когда вы чувствуете гнев. Это самое простое. Вы гневаетесь, когда кто-то причиняет вам боль, и при этом у вас есть возможность ответить обидчику аналогично, но вместо этого вы решаете его простить.

2-й: Простить и не сердиться. Когда вы заметили, что человек хотел причинить вам вред, но вы не разозлились и сделали вид, что ничего не произошло.

3-й: Не только простить обидчика, но и отнестись к нему с добротой. Это самый высокий уровень. Ведь для того чтобы простить человека, не ответить ему злом, а пожелать добра, нужна очень сильная вера.

Почему мусульманин должен прощать?

Первая причина – для того, чтобы угодить Всевышнему.

Мы должны иметь это намерение во всех наших делах. Когда вы прощаете, вы прощаете ради довольства Аллаха. Вас не должно волновать отношение людей, вы не думаете об этом.

Вторая причина – самосовершенствование.

Чтобы научиться контролировать свои эмоции. Даже если вы рассердились, вы сможете контролировать свой гнев и избавиться от чувства мести, таким образом вы станете сильнее и не будете поддаваться на провокации. В первый раз, когда вы простите, вы будете очень сердиться, через некоторое время гнев остынет, и когда вас кто-то обидит, вы не разозлитесь, а просто улыбнетесь и отнесетесь к человеку с добротой.

Третья причина – это способ сделать наставление без слов. Если человек умеет прощать и всегда находит оправдание для обидчика, безусловно, люди полюбят его. Они поймут, что ислам является религией мира.

Прощая, человек препятствует распространению ненависти в обществе. Если не препятствовать, общество испортится. Ислам – религия мира, основанная на любви между людьми, поэтому Всевышний обещал большую награду тем, кто умеет прощать.

Если Вы обнаружили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Что же такое Ислам? Каким должен быть мусульманин? Тема весьма актуальная. Многие находят ответы на такие вопросы, наблюдая за людьми, которые придерживаются норм Шариата.

Итак, каким же должен быть мусульманин?

Во-первых , истинно верующим, подающим пример своим поведением для окружающих. Ведь, как было выше сказано, люди, чтобы найти ответы на многие вопросы, вначале смотрят, какова жизнь тех, которые являются истинными мусульманами. К сожалению, нередко встречается ситуация, когда религия есть средство для достижения той или иной жизненной цели.

Есть люди, и они известны народу, которые неким образом могут быть и примером, но, вникая в жизнь таких людей, понимаешь и осознаёшь их фальшь по отношению к Исламу, к людям, к самому себе. Да, это является самообманом. Мало того, что такие люди нечисты перед Создателем, они ещё вводят в заблуждение других своей «религиозностью». Бывают случаи, что человек, прикрываясь Исламом, может обмануть другого человека, и в итоге у того сломлена вся оставшаяся жизнь. Примеров тому великое множество. Например, работодатель, прикрываясь Исламом, обманывает надежды людей, у которых, может быть, это был последний шанс поправить своё материальное положение. Или, демонстрируя действия истинного мусульманина, обманным путём женится на праведной девушке, а в браке открывается истинное лицо. На словах перед людьми он «глубоко верующий», а дома – изверг, который всяческими путями унижает и оскорбляет свою жену, дело может доходить до рукоприкладства. Вот его Ислам и вот его вера. Так о каком распространении и улучшении статистики мы можем говорить, пока есть такие носители Ислама?

Увидев весь этот негатив, люди, далёкие от Ислама, будут сторониться нашей религии. Можно найти благоразумный выход из всей этой ситуации, просто работать на выявление лицемеров и лжесторонников Ислама. Хватит уже использовать религию в своих мирских целях, пора работать во благо людей.

Самым мерзким среди всего этого является то, что «носители такого Ислама» умудряются каким-то образом обманывать и алимов и влиятельных людей. Спрашивается: для чего? Для того чтобы показать своё «Я». Наслаждаться своей «победой». А чувства других ни во что не ставятся – мол, кто Я, а кто они!

Надеюсь, что люди, вникая в распространение великой религии, оставят свои недостатки где-то позади, снимут маски лицемерия и выйдут на путь чистоты и духовной красоты. В хадисе сказано: «Не будет вера совершенна у чеговека, который не пожелает брату своему того, что желает самому себе». Что же нам мешает пожелать брату и сестре по вере самого лучшего? Гордость?

Во-вторых, мусульманину следует любить людей, быть вежливым и терпеливым. Ни о какой вере не может идти и речи, если ты не любишь людей. Про отношения между людьми в достоверном хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна » (имамы Бухари, Муслим).

Порой выходишь из дома и уже ждёшь каких-то неприятностей с чьей-либо стороны, будь это в общественном транспорте, в магазине или же в каких-либо учреждениях. Уже дошло до того, что люди сторонятся друг друга. Не говоря уже о соседях. В большинстве случаев, когда соседи не разговаривают между собой, причиной ссор и обид бывает самый простой быт, жилищные проблемы. Так давайте подумаем, стоит ли всё это наших душевных переживаний и нервотрёпки. Не легче ли простить и понять друг друга ради Творца и нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который любил людей и относился к ним терпеливо? Ведь мы знаем, что, даже если люди наносили Пророку (мир ему и благословение) вред, то он всё равно в ответ улыбался и был добр и вежлив с ними.

В-третьих, мусульманину следует любить родных, семью и уважать старших и учёных (алимов). С семьи начинается всё воспитание – уважение, любовь, наконец, вера. Так давайте же посмотрим на себя, какими мы выросли, и подумаем, какими вырастут наши дети; можем ли мы дать хоть что-нибудь из вышеперечисленного своим детям, своей семье? Я практически свыклась с высказыванием более взрослого поколения: «Какая молодёжь пошла испорченная!» А кто испортил молодёжь? Видите ли, время такое, виновато время… Нет, дорогие братья и сёстры, виноваты МЫ… Любовь и уважение к старшим переходит к поколению младшему от нас, взрослых. Ребёнок, выросший в семье, где видел сплошные побои, ругань, пьянство, будет изгоем общества, он будет искать любовь и сострадание на стороне, а где он это получит – известно одному Всевышнему. Многие родители, увлечённые работой и жизненными радостями, забывают про воспитание своего чада. Остановитесь на мгновение! Подумайте, к чему всё это приведёт, ведь завтра может быть поздно. Прививайте чадам чувства любви и уважения, научите и научитесь жить правильно, по нормам Шариата, и, иншааллах, Всевышний одарит нас благим потомством.

Дай Аллах нам силы и терпения в воспитании нашего будущего поколения! Амин!

Джамиля Гулиева

Нормальный Мусульманин должен:

1. каждый Нормальный Мусульманин должен регулярно получать знания по религии.

2. каждый Нормальный Мусульманин должен заботиться о делах своих братьев мусульман.

3. каждый Нормальный Мусульманин должен призывать окружающих его людей к Исламскому образу жизни.

4. каждый Нормальный Мусульманин должен по Богобоязненности жертвовать на пути Аллаха.

5. каждый Нормальный Мусульманин должен писать хотя бы короткие статьи – ради распространения Ислама.

6. каждый Нормальный Мусульманин должен встречаясь с другими мусульманами обсуждать правильные исламские мысли, состояние уммы и пути решения Её(уммы) проблем

7. каждый Нормальный Мусульманин должен понимать что он ответственен за призыв к исламу и выполняет работу пророков.

1. «каждый Нормальный Мусульманин должен регулярно получать знания по религии»

Пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах, и приветствует, сказал: «знание – это информация о том, как поступить тебе завтра». Не будет сюда относиться посещение лекций о том, как надо совершать хадж, в то время как у мусульманина много долгов и нет перспективы в этом году ехать на хадж. Так же не будет получением знаний прослушивание разного рода лекций, в которых говорится на основании текстов Корана и Хадисов, но не применительно к реальности. Простой тому пример: есть хадис, в котором говорится, что ангелы не входят в тот дом где есть изображения и собаки. Как я должен применить этот хадис? Почему ты именно этот хадис приводишь сейчас? Неужели это важнее чем убийство братьев в Кашмире, и похищения евреями детей для донорских органов в Палестине? Вот проблема! И мне нужно решение: как поступить сегодня(даже не завтра- а сегодня), чтобы эти дети не свидетельствовали против меня в судный день.

2. «каждый Нормальный Мусульманин должен заботиться о делах своих братьев мусульман.»

Забота о делах мусульман, проявляется в двух фактах:

1) тогда, когда мусульманин ищет пути достижения истинных интересов мусульман, а не того что мусульмане вбили себе в головы. Подобно тому как мама, по утрам кормила нас не вкусной кашей, в то время как в шкафу были сладости. Почему она так делала? Потому что понимала: в интересах её сына быть здоровым и крепким, а покушать сладостей – это его прихоть. Подобно этому, в интересах мусульман сегодня вернуться к исламскому образу жизни, освободить оккупированные мусульманские земли из под правления законов тагута. А построение мечетей, открытие халяльных банков(абсурд какой то), учреждение халяль комитетов – это лишь прихоти мусульман.

2) Раскрытие планов неверных кяфиров в их заговорах против уммы мусульман.

Дмитрий Анатольевич Медведев «дал» миллиард рублей на развитие умеренного ислама.

Проведение всевозможных форумов по противодействию экстремизму, терроризму и укрепление традиционного татарского ислама.

Введение «бесполетной зоны» над Ливией.

Принятие резолюций по проблемам Сирии со стороны ООН.

И тому подобные ухищрения, мало кто сказал что эти события «нож в спину», в тот момент когда они только разворачивались. Но когда планы кяфиров были близки к воплощению – для многих становилось ясно для чего все это затевалось.

3. «призыв к исламскому образу жизни» – это призыв к соблюдению шариата, на основе глубоко и четкого понимания со стороны мусульман, что ислам это единая система законов, источником которой является Аллах, Всевышний и Всемогущий. Для достижения этого необходимо чтобы Ислам вошел в сердце человеку.

Чтобы он был убежден в том что есть Аллах – единственный творец небес и земли, который установил и поддерживает этот порядок, а так же законы, которые существуют во вселенной.

Осознавал, что Творец во все времена отправлял к людям Пророков, которых из толпы выделяло какое либо чудо. Последним таким пророком был Мухаммад, да благословит Его Аллах, и приветствует, чудом которого является Коран – книга неповторимая по своему стилю, со времен появления.

И он понимал, что единственный кто имеет право устанавливать порядки и законы – это Аллах, который сотворил человека, и лучше знает что хорошо для человека, а что плохо. А посему не имеет право на правление и даже существование никакая система кроме Ислама, воплощенная в государстве Халифат.

4. «каждый Нормальный Мусульманин должен по Богобоязненности жертвовать на пути Аллаха.»

В чем отличие жертвования от подачки? Когда мы заходим в мечеть, и на нас джинсы за 3 тысячи рублей, и мы только что оставили пятьсот в Эврене, и проходя мимо бабушки на входе мы из кошелька выгребаем желтую мелочь? Это жертвование ради Аллаха?

Это не жертвование брат, и не ради Аллаха. Ради Аллаха Абдуррахман ибн Ауф пожертвовал 700 верблюдов. Абу Бакр Ассидык отдал на снаряжение войска для джихада ВСЕ что было в его доме. Когда об этом узнал “Умар ибн Аль-Хаттаб, который пожертвовал половину из того что было в доме, он сказал « с этого дня мне никогда не догнать Абу Бакра в благих делах»

Дать пятнадцать рублей бабушке около мечети – это не по сунне. Это ЛЕГКИЙ способ сказать своему нафсу «ТЫ ХОРОШИЙ- ТЫ БЛАГОЕ ДЕЛО СДЕЛАЛ».

Жертвование может быть не только деньгами. Я знаю что у братьев, которые СТАВИЛИ(в смысле основали и поставили на ноги) призыв в Крыму у многих болят ноги. Потому что они в холодную погоду ходили в галошах и делали призыв к Исламу и Исламскому образу жизни. Просто из-за осознания важности призыва к исламу. И того что здоровые ноги – это маленькая плата за довольство Аллаха.

Жертвование может быть всем чем угодно, главное чтобы это имело для тебя ценность. Пожертвовать вечер на объяснение Ислама, старому другу в морозный вечер, когда тебя дома ждет любимая жена и горячий ужин. Это жертва. Маленькая, но жертва.

Отдать 15 рублей бабушке – это не жертва. Жертва – когда из последнеё тысячи ты отдаешь половину.

5. «каждый Нормальный Мусульманин должен писать хотя бы короткие статьи – ради распространения Ислама.»

Для начала: Смотри пункт 3. скольких людей ты можешь за вечер охватить своим призывом? 3 максимум 5. Сколько людей прочитают эту статью? Больше чем 3 и даже чем 5. На написание этой статьи я потратил меньше чем 1 вечер.

6. «каждый Нормальный Мусульманин должен встречаясь с другими мусульманами обсуждать правильные исламские мысли, состояние уммы и пути решения Её(уммы) проблем»

Это простой принцип «сам понял – объясни другому». Когда мусульмане собираются и на своих встречах прославляют Аллаха – вокруг них собираются ангелы и делают за них дуа, пока они не разойдутся, или не перестанут обсуждать Ислам.

Не будет относиться к обсуждению дел\проблем уммы обсуждение вопроса – как там твой бизнес? Как жена? Как дети? Это исламский адаб. Но не попытка найти решение на какую либор исламскую проблему.

7. «каждый Нормальный Мусульманин должен понимать что он ответственен за призыв к исламу и выполняет работу пророков.»

« каждый стоит на своей границе ислама» - одного только этого хадиса достаточно, чтобы сказать: я ответственен за Призыв, в том конкретном месте, где я сейчас нахожусь.

Чем занимались все пророки? Они выводили людей из мрака неверия к свету покорности Аллаху. От поклонения своим низменным страстям – к поклонению творцу миров.

Таковы обязанности всех Нормальных Мусульман.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« А эту статью мне комментировать не разрешили, потому что я некошерный. То есть нехаляльный. В общем, намекнули, что я оскорблю чувства верующих, хотя, по-моему, это жуткое свинство »

Очень краткая история ислама

Ислам - самая молодая из трех авра­амических религий, появившаяся на полторы тысячи лет позже иудаизма и на шесть веков позже хрис­тианства. Эта религиозная версия была создана арабом из клана курайшитов, жителем Мекки Мохаммедом ибн Абдаллахом по кличке Куцый (такое прозвище Мохаммед получил за отсутствие у него сыновей и страстно его ненавидел).

Мохаммед родился в 570 году, остался без отца еще до своего рождения, в шесть лет потерял мать и вел печальную жизнь сироты. О нем кое-как заботились родственники, а в общем-то никому до него не было особого дела. Образования он никакого не получил, читать и писать не научился, хорошим воином тоже не стал, зато стал торговцем. Вскоре миловидного и скромного юношу приметила богатая вдова Хадиджа, которая была старше его на пятнадцать лет. Она послала к Мохаммеду сватов, и тот, естественно, долго не раздумывал. Так он получил в свое распоряжение не только средства, но и, видимо, надежного друга и советчика. При жизни Хадиджи он ни разу ей не изменил, всегда относился к жене с любовь­ю и почтением.

Когда Мохаммеду исполнилось сорок лет, он сообщил, что к нему стал являться архангел Гавриил и передавать слова Господа. Послания в основном представляли собой довольно наивный пересказ Ветхого и частично Нового завета (благо с иудаизмом и христианством арабы были весьма неплохо знакомы), были сдобрены восточным красноречием и глубокомысленными рассуждениями о злободневных событиях тогдашней Мекки. Эти слова Мохаммед передавал согражданам и надиктовывал секретарям - так был создан Коран. Сограждане, естественно, сперва подняли Мохаммеда на смех, потом, когда пророк допек их, выгнали его из города. Но с этим они запоздали: к тому времени Мохаммед успел собрать вокруг себя достаточно сторонников.

Надо сказать, пророков в Мекке было тогда немало. Собственной полноценной религии у арабов не было, они верили кто во что горазд, и в храме Каабы имелось более трехсот статуй самых различных богов. При этом иудейское и христианское влияние в последние века все больше брало верх над чистым язычеством, так что желавших навести тут порядок было предостаточно. Но Мохаммед оказался самым красно­речивым, настойчивым и талантливым. После ряда кровавых стычек с мекканцами он вернулся в город победителем, пустил под нож всех хулителей (особенно он не любил злословящих его поэтов), окружил себя толпой фанатично преданных сторонников, женился на девяти (по другим сведениям - на 11, 18 и даже 25) женщинах и девушках из самых влиятельных кланов и принялся строить новое общество. Он правил, истреб­ляя врагов и радуя сограждан все новыми предписаниями и законами, которые представляли собой причудливое сочетание традиционных арабских норм, законов Моисея, требований здравомыслия и личных предпочтений пророка (например, он был невероятно брезглив и чистоплотен, так что личная гигиена стала одной из важнейших составляющих ислама). В 632 году Мохаммед умер, создав к тому времени мощную исламскую общину. К Корану (тексты, продиктованные непосредственно Мохаммедом) была добавлена Сунна - воспоминания о словах и поступках пророка, записанные со слов его родственников и близких. Оба эти источника считаются основой ислама.


В данный момент в мире проживает примерно полтора миллиарда мусульман.


Является ли ислам только религией


Ислам - это комплекс представлений о мире, государственном и социальном устройстве, юридическая система и справочник этических норм. Ни одна религия в мире, даже христианство, никогда не регулировала так мощно общественную жизнь и государственную систему. Поэтому противники ислама всегда указывают на его опасную особенность - неготовность оставаться чистой верой, бесплотной идеей, которая может прижиться в любой среде и приспособиться под нее. К сожалению, любой настоящий мусульманин должен соглашаться с тем, что наиболее правильный образ жизни в любые времена - уклад полукочевых арабов VII века, так как никаких модернизаций и реформаций в исламе не предусмотрено: Коран и Сунна даны один раз и навсегда, их можно пытаться толковать на новый лад, но нельзя с ними спорить.

«Боже мой, какая дикость!» - говорит цивилизованный мир, глядя, как в Пакистане разбивают черепа грешниц камнями, а в Саудовской Аравии забивают палками комнатных собачек.

«А не вам решать, что дико, а что нет», - говорит исламский мир, тщательно умывая руки.

У них есть Книга, у них есть закон, а у нас - только благие намерения. И если в законе сказано, что любой, кто распространяет хулу на ислам, должен умереть, то европейской цивилизации остается только хоронить Тео ван Гогов и прятать Салманов Рушди, осуждать датских карикатуристов и посылать жалобные петиции в Иран о том, как плохо вешать маленьких детей на подъемных кранах.

Умеренного мусульманина быть не может. Если он умеренный - он не мусульманин. Тот, кто отказывается бросать камни в прелюбодейку, нарушает прямой приказ пророка, а не стоит забывать, что «ислам» означает «повиновение».


Что нельзя мусульманину


1. Есть свинину, а также мясо любых хищных животных и птиц


Всю прочую живность есть можно, но только при условии, что ее не убили током или дубиной, а закололи, произнося при этом имя Аллаха. Но имеется оговорка: на человеке нет греха, если он не знает, что случайно съел не положенное ему или неправильно убитое животное. Существует специальный хадис аль-Бухари, который говорит, что мусульманин не должен спрашивать иноверцев о происхождении поданного ему мяса, достаточно просто прошептать про себя «бисмилляхи» и есть что угодно со спокойной совестью. Поэтому, если у тебя за столом сидит мусульманин, не надо, даже из самых лучших чувств, с воплем «Вам это нельзя! Там свинья!» выдирать у него изо рта колбасу или холодец. После такого информирования он уже будет вынужден питаться исключительно всякой редиской, укоризненно глядя на тебя.


2. Пить вино

Мохаммед не сразу сообщил соотечественникам о полном запрете вина. В начале своей творческой деятельности в ранних сурах он лишь намекал на нежелательность его потребления. Но, утвердившись в Медине, он уже в полный голос обозвал любые опьяняющие напитки «мерзостью из деяний шайтана» и наложил на них абсолютный запрет. Известно его высказывание о том, что первая капля вина губит человека, и долгое время мусульманские алкоголики валяли ваньку, демонстративно выливая первую кап­лю вина из чарки и со спокойной душой потребляя все оставшееся. Но богословы средних веков осудили этот обычай. Сейчас в большинстве мусульманских стран продажа и потребление спиртного полностью запрещены. Наркотики, как относящиеся к «опьяняющему», тоже.


3. Смотреть на женское тело, исключая лицо и кисти рук

Если только эта женщина не приходится тебе женой, сестрой, дочерью или матерью.


4. Посещать общественную баню и носить шорты

Не только женское, но и мужское тело (правда, всего лишь от пупка до коленей) считается «авратом» - запретным для других, если только этот человек не твой кровный родственник. Смотреть на эту непристойность нельзя категорически, и нужно самому прятать подпупочный срам от посторонних глаз.


5. Держать дома собак

Их слюна, шерсть и отпечатки лап признаются нечистыми, оскверняющими и человека, и одежду. Так как каждый мусульманин обязан пять раз в день молиться, пребывая в «неоскверненном» виде, собака дома, естественно, свидетельствует о том, что ее хозяином может быть только безбожником, чьи молитвы недействительны: ведь микрочастиц слюны и шерсти невозможно избежать. Поэтому в шариатских странах за содержание дома собак вполне можно оказаться в тюрьме по обвинению в «оскорблении ислама». В Иране и Саудовской Аравии, например, регулярно проводят рейды по отлову тайных собачников. А в Великобритании полицейским собакам приходится надевать резиновые сапоги, если их работа требуется для осмотра мечетей или мусульманских квартир.


6. Жениться на язычницах

Желательно жениться на мусульманке, но мужчинам браки разрешаются также с представительницами «людей Книги», то есть с иудейками и христианками (женщина-мусульманка может выйти только за мусульманина). Атеистки и язычницы женами мусульманина стать не могут.


7. Играть в азартные игры

Они также являются сатанинской мерзостью, оскорбляющей ислам. При этом речь идет не только об игре на деньги (естественно, всякие казино и лотереи в исламских странах запрещены категорически). Часто на анализ к законникам попадают и игры, в которые можно играть без денег, - например, нарды или шахматы. По их поводу до сих пор ломают копья, пока же в большинстве стран они не запрещены - при условии, что играющие не опаздывают на намаз, «не слишком сильно горячатся при игре» и не играют во время священного месяца поста - Рамадана.


8. Давать деньги в долг под процент


На эту тему пророк, пострадавший в свое время от жадности заимодавцев, высказался категорически: те, кто дает деньги под процент, будут гореть в огне неугасаемом. В связи с этим современное исламское банковское дело является невероятно запутанной штукой, где принято считать кредитора участником торговой сделки, где все вкладчики банка являются торгующими сторонами, спонсирующими конкретные операции в долевом участии и где сам черт ногу сломит, пытаясь потом разобрать, кого из участников этой вакханалии он имеет право забрать в ад, а кто все же ухитрился остаться чистым перед требованиями шариата.


9. Носить шелковую одежду, золото и серебро

В Сунне приводятся слова пророка о том, что шелк, серебро и золото есть «харам» (запрещенное) для мужчин его уммы (женщинам эти излишества позволены при условии, что они не будут «смущать ими посторонних»). Перстни и кольца мусульманин может носить только стальные, золотыми и серебряными зажигалками и ручками он также не имеет права пользоваться.


10. Выщипывать брови

Более того, «та, которая это попробует» должна быть подвергнута строгому «увещеванию» со стороны мужа.


11. Не брить подмышки

А вот подмышки и лобок обязательно нужно брить (или эпилировать) не реже чем раз в сорок дней - как мужчине, так и женщине. А кто этого не делает, тот большой грешник.


12. Изображать людей

Изображение «идолов» у всех семитов рассматривалось как деяние кощунственное, так как, во-первых, человек таким образом пытается корчить из себя бога, а во-вторых, наверняка потом еще молиться этой гадости начнет - иначе к чему было ее лепить? Мохаммед настойчиво требовал, чтобы всем статуям, полученным с военной добычей, непременно отрубали головы. Так что скульп­турное искусство, понятное дело, не прижилось на арабских территориях. За одним-единственным исключением: Мохаммед разрешил мусульманским детям играть игрушками, похожими на людей и животных (и тут маленьким мусульманам повезло куда больше, чем маленьким иудеям, которые этого удовольствия лишены). Спасибо за это нужно сказать девятилетней жене пророка Айше, которая переехала в дом своего пожилого мужа вместе со всеми своими куклами и «конем с крыльями», который особенно умилял Мохаммеда. А вот с живописью все обстоит сложнее. Категорически запрещены портреты реальных людей, исторических лиц, а также живопись «с тенями», которая создает рель­ефное подобие реальности. Плоские изображения воображаемых людей более терпимы, животных - разрешены, но не слишком желательны, а пейзажи, растительность и геометрические орнаменты можно рисовать без каких-либо ограничений.


13. Оставаться наедине с женщиной, если она не его жена или родственница, либо прикасаться к ней

Этот запрет особенно украшает жизнь современного исламского мегаполиса. То, что стадионы, кинозалы и общественный транспорт должны быть строго поделены на женские и мужские части, давно уже не подлежит обсуждению. Сейчас же на полном серьезе рассмат­ривается и возможность введения отдельных тротуаров для лиц разного пола. Посещение магазинов, базаров и всяких публичных мероприятий невероятно опасно в смысле осквернения противоположным полом. На стадионы и в рестораны женщин можно просто не пускать, но, например, когда в некоторых регионах Пакистана для женщин сделали запретными городские рынки, то даже среди самых богобоязненных слоев населения начались пусть и робкие, но протесты. Много шумного веселья наделала и знаменитая фетва египетских богословов Аль-Азхара Иззатом Аттыйя и Абделя Махди Абдель Кадера, согласно которой женщина может работать с мужчиной в одном офисе только при условии, что она не менее пяти раз покормит его грудью, став таким образом его молочной матерью. Египет, как одно из наиболее светских государств с исламским населением, чаще остальных сталкивается с тем, что современные реалии плохо коррелируют с требованиями ислама, но даже там идея заставить чиновниц допустить до груди своих коллег мужского пола не показалась глупой шуткой - ее на полном серьезе обсуждали несколько месяцев.


14. Усыновлять детей

Чем ислам отличается от христианства

Тот, кто ответит «всем», не угадал. Но есть три основных положения, по которым христиане и мусульмане никогда не найдут общий язык.

1. Христиане верят в Троицу, а мусульмане - в Единого Бога. Христианские рассказы про то, что Троица и есть единое существо, мусульмане отметают как вранье язычников, которые мало того что верят в трех богов, так еще и вполне земную женщину Марию тоже норовят в божественный пантеон пропихнуть.

2. Иисуса мусульмане уважают как пророка, но не более того. Никаких сыновей у Аллаха быть не может - только рабы, коими все мы и являемся.

3. Идея первородного греха, на которой практически основано христианство, глубоко чужда мусульманам. Все мы, с их точки зрения, созданы вполне себе белыми и пушистыми и «портимся» уже самостоятельно по мере взросления - кто во что горазд.


Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб - весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. С точки зрения арабов, такой брак был бы безусловно кровосмесительным, так как на невестках, даже разведенных, жениться было нельзя, о чем сам Мохаммед сообщал до того неоднократно. Пришлось архангелу Гавриилу доставить пророку особое донесение, в котором говорилось, что у правоверного не может быть иных сыновей, кроме как по крови. Поэтому усыновления шариат не признает. Сироту можно взять на воспитание - при условии, что ребенку оставляют прежнее имя, семья не притворяется его родителями, а сам он не является их наследником. Но даже и такая форма опекунства в мусульманских семьях затруднена, так как перед мальчиком с шести лет его опекунша должна будет появляться только в хиджабе, что в домашних условиях весьма затруднительно, и не будет иметь права прикасаться к нему, а отец не должен будет оставаться один в комнате со своей воспитанницей.


И это далеко не полный перечень запретов, с которыми вынужден иметь дело мусульманин. Ислам - религия регламента, которая не считает ниже своего достоинства вмешиваться в самые ничтожные, казалось бы, мелочи жизни человека - от чистки ногтей до узора на подушках. И в тех странах, где государство не отделено от мечети, несоблюдение этого регламента может привести к весьма трагичным для ослушника последствиям.

В шариате есть такое понятие, как «худуд». Это наказания за преступления против нравственности, общественного порядка и за невыполнение религиозных обязанностей. Нарушение любого из указанных выше запретов и сотни других подобных - это всегда повод для худуда в зависимости от рвения религиозных властей и судов в том городе, где человек проживает.

Наказания же в шариате, увы, также заимствованы из времен Мохаммеда. Кроме вполне современных штрафов и тюрем, уголовное право ислама кишит телесными наказаниями, отрубанием частей тела и весьма изощренными смертными казнями вроде сбрасывания со скалы и раздавливания каменной стеной.


Исламский раскол

Думать, что все мусульмане - горячие единомышленники, не стоит. Как любой организм, ислам все же пускает веточки (пусть ему и запрещено развиваться), две из которых уже столь мощные, что поделили мусульманский мир на непримиримые части: суннитов и шиитов.

Суннитами являются девять из десяти мусульман. Их основное отличие от шиитов заключается в том, что они не верят в духовное превосходство имамов - потомков Мохаммеда, представителей его рода. Также они не признают особого положения священнослужителей, ограничивают юридические права богословов и являются гораздо более ортодоксальными мусульманами, чем шииты, предпочитая в любых решениях следовать предписаниям Мохаммеда и не слишком полагаясь на собственные умозаключения.

Шииты же считают, что духовными лидерами уммы (мусульманской общины) по божественному праву наследования могут быть только имамы - потомки кузена Мохаммеда, Абуталиба. При этом они гораздо менее ортодоксальны, чем сунниты, решения современных имамов у шиитов могут практически противоречить предписаниям Корана и Сунны. Большинство шиитов проживает в Иране, Азербайджане, Ираке, Ливане и Йемене.

Женщины в исламе


С каким бы умилением ни писали на исламских сайтах о «наших благородных подругах», «прекрасных женах» и «нежных сестрах», но даже поверхностное знакомство с исламскими законами о женщинах не оставляет камня на камне от веры в то, что в исламе женщина хоть в чем-то равна мужчине.

01

Девочка получает меньшее наследство от своих родителей, чем мальчик.


02

Девочку можно выдавать замуж в девять лет (хотя под давлением общественности во многих мусульманских странах брачный возраст потихоньку повышают). В девять же лет ее можно сажать в тюрьму и казнить за преступления против нравственности. Мальчик юридически считается ребенком до достижения им пятнадцати лет.

03

Жена не имеет права поднимать руку на мужа, а муж имеет право бить свою жену (но не нанося удары по лицу и не слишком жестоко, так, чтобы не осталось шрамов, - это дословное указание пророка).

04

Женщина не имеет права выходить на улицу без разрешения мужа, отца или опекуна. Также без их разрешения она не имеет права работать или учиться.

05

Женщина не имеет права принимать у себя дома гостей без разрешения мужа (даже если это ее родители).

06

Жена не имеет права отказывать своему мужу в близости. Муж, если сердится на жену, имеет право «отлучать ее от постели».

07

Мужчина может иметь до четырех жен и, кроме того, наложниц из числа своих слуг. Женщина может иметь только одного мужа.

Что же касается того, что за преступления против нравственности чаще казнят женщин, то тут нужно понимать нюансы шариатской юстиции. Дело в том, что пророк дал сразу несколько указаний относительно прелюбодеев. В одном случае он просто предлагал держать их под домашним арестом. Во втором - говорил, что сто плетей будет достаточным наказанием для грешников. Но существует хадис, в котором рассказывается, как Мохаммед приказал закопать мужчину и женщину, покаявшихся в прелюбодеянии, и побить их камнями. Это расхождение много веков занимает умы исламских богословов, и в разных странах существуют разные наказания: где-то казнят лишь замужних прелюбодеек и их любовников, где-то - и незамужних. Но дело в том, что для осуждения подозреваемого в этом преступ­лении требуются четыре свидетеля, которые подтвердили бы, что своими глазами видели прелюбодеяние. Поскольку при таком количестве свидетелей прелюбодействуют редко, мужчине достаточно просто не признаваться в том, что он занимался незаконным сексом. И пусть даже женщина указывает на него, суд не примет ее показания во внимание. Женщинам же запирательство не помогает: слишком часто их выдают физиологические особенности организма - отсутствие девственной плевы или беременность у незамужней.

«Тем, кто любит, когда разглашают мерзостную ложь среди верующих (и этим распространяют мерзость и непристойность среди них), уготована мучительная кара, как установлено в шариате, в ближайшей жизни, а в дальней жизни уготован им адский огонь, если они не раскаются. Поистине, Аллах ведает все ваши дела, явные и скрытые, а вы не знаете того, что Он знает »(Сура «Ан-Нур», аят 19).

«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном »(Сура «Аль-Худжурат», аят 6).

Первое, что должен сделать мусульманин, когда до него доходит слух — не верить ему и не распространять до тех пор, пока он не убедится в его достоверности. Если слух касается чести и достоинства мусульманина или мусульманки, ему следует говорить: «Субханака!!! Это великая ложь ».

Мы должны понимать, что в отношении каждого мусульманина действует презумпция невиновности и что оскорбление, злорадство и клевета на него — одна из причин того, что человек испытывается Аллахом. И если испытывают не его самого, то его семью. «Не наговаривай на брата своего и не злорадствуй в его горе, может быть Аллах простит ему и накажет тебя ».

Один из основных этических принципов мусульманина — не тратить время на ненужное и бесполезное развлечение, пустословие и распространение слухов, разговоры о том, что его не касается. Пусть для начала поставит на весы свои деяния и взглянет на себя, ведь, поистине, у каждого человека так много своих грехов, что нет нужды говорить о чужих. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал «Для того, чтобы оказаться лжецом, человеку достаточно передавать дальше все, что он слышит » («Сахих», Муслим ).

Если кто-либо станет выслеживать грехи своего брата-мусульманина, Аллах станет выслеживать его грехи и раскроет их, даже если он совершил их у себя дома.

С точки зрения исламской этики , верующий не должен слушать пустые разговоры, придавать значение слухам и обращать на них внимание. Так он сохранит себя и свое сердце от болезней и сердечных недугов.

Мусульманин правдив и искренен в сердце и своих речах, хорошо думает о других верующих. Абдурахман аль-Махди сказал:«Человек не станет имамом, за которым люди совершают молитву, пока не откажется от части того, что он слышит ».

Для мусульманина считается благом избегать хулы (ар. гибат) и порицать того, кто этим занимается, хорошо думать о мусульманах, особенно если речь идет о праведных и почитаемых людях, а также ученых.

Когда до тебя доходит дурная весть о мусульманине, не принимай ее на веру, наоборот –опровергни услышанное и защити честь и достоинство своего брата. Не водись со сплетниками, которые распространяют слухи, не будь в числе их слушателей, не распространяй пересуды. Знай: Аллах знает, что у тебя на душе.

Жертвами слухов нередко становятся ни в чем неповинные люди. Сплетни вызывают деградацию и раскол общества, увеличивают ложь и распространение грехов. Все это — от шайтана, который стремится таким образом расколоть ряды мусульман. Аллах в Коране говорит (смысл): «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это — великий грех » (Сура «Ан-Нур», аят 15).

Мусульманин должен искать оправдание мусульманину, а не торопиться с обвинениями. Пусть лучше он поможет словом или делом, пусть постарается объединить ряды мусульман по мере возможностей. Часто случается так, что слухи становятся причиной раздора и ненависти между братьями. Сколько лицемерия было проявлено из-за истории «Ифк»* и сколько раз слухи приводили к войнам и разрушениям отношений между мусульманами.

____________________________________

* История «Ифк» произошла во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), когда лицемеры распространили слух, что Аиша и Сафван бин Му’аттала (да будет доволен ими Аллах) совершили грех прелюбодеяния. В скоре слух был опровергнут откровением от Аллаха в виде 10 аятов суры «Ан-Нур». А тех, кто был уличен в распространении слуха, наказали.