Что такое лид в журналистике. Массмедийный лид: пути эффективного начала

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ

Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:

СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.

В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).

Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.

Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.

УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.

В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.

ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.

Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.

  • КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.
  • НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.

Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.

Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.

Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.

  • БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.
  • НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.

Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.

В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.

Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.

КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ

Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:

  • Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).
  • Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).
  • Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.
  • Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.
  • Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
  • Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.
  • Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».
  • Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
  • Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.

Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:

  • Повествовательный лид или «лид -- рассказ».
  • Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
  • Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
  • Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
  • Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
  • Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.
  • Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ

Резюме, или краткое изложение события (результатов).

Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.

Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.

Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.

Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.

Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.

  • Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
  • Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
  • Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.

Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.

  • Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
  • Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
  • Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
  • Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”

Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.

Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.

Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:

  • 1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
  • 2. Простое ли это событие или сложное?
  • 3. Что в материале главное - люди или события?
  • 4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
  • 5. Насколько это важно для читателя?

Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.

Ответы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. Этот выпуск познакомит вас с двумя типами новостей – «жесткой» и «мягкой». Кроме того, мы научимся начинать наши тексты так, как это делают профессионалы – с лида.

Вы наверняка обратили внимание, что практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона).

Это – лид (lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин:

  • он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес
  • он сообщает наиболее важную информацию по теме
  • он устанавливает тон повествования

Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому.

Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body (корпус), а в России чаще всего просто «текст».

Различают «жесткое» и «мягкое» информирование.

«Жесткая» новость

Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью (hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body).

Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.

Вот какой текст написал начинающий журналист провинциальной американской газеты: Парк-Отель был полностью уничтожен вчера пожаром, начавшимся после шести вечера на кухне ресторана. Никто из тех, кто жил в его 18 номерах, не пострадал. Это был каркасный двухэтажный дом в северо-восточной части города. Владелец считает, что его нынешняя стоимость составляет примерно (названа сумма) долларов.

Все, казалось бы, правильно в этом лиде, но он хаотичный и читать его скучно. Некоторые детали безболезненно могли бы быть перенесены подальше от начала. Подобные вступления называют лид-«вешалка»: практически исчерпывая в первом абзаце весь новостной материал, автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все вопросы.

По требованию и при помощи редактора журналист переписал лид, и в печать пошел гораздо более удачный вариант: Пожар уничтожил вчера 18-комнатный Парк-Отель в северо-восточной части города. Владелец оценивает убытки примерно в (названа сумма) долларов. Человеческих жертв, к счастью, нет.

«Мягкая» новость

В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним.

Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.

Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему.

В коллективной копилке опыта репортеров таких заходов множество. Ниже приведены примеры некоторых из них. Но для сравнения сначала изложим новость-пример в «жестком» ключе: Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.

(Для понимания молодежи: проект бюджета вносит мэр, т. е. глава исполнительной власти города, утверждает совет – местная законодательная власть. Формируется бюджет из налогов, которые платят все жители территории. Так и в России.)

А теперь – примеры «специальных» лидов:

«Единичный» лид, выделен только один важный аспект: Если вы – рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.

Драматический лид: Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионом бюджете города. Голоса разделились поровну – три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: "Я – за".

Цитатный лид: Город нуждается во многом, – сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. – Другого пути не было. Я должен был голосовать "за".

«Затяжной» лид. Он персонифицирован или основан на случае из жизни: Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совете, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать – налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить.

Аналитический лид: Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост.

Вопросительный лид: Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?

Лид – «одиночный выстрел»: Налоги рванули вверх.

Кроме того, вы встретите в газетах и сами можете написать лид-сюрприз, контрастный, дразнящий, статистический, знакомящий с грядущим событием, анекдотический, ретроспективный...

В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом.

«Затяжки» и «сенсации» в качестве заходов все чаще стали употребляться со второй половины XX века как альтернатива «перевернутой пирамиде», которой хроникеры по мнению читающей публики чересчур увлеклись.

Репортер, работая в стиле мягкой новости, особенно внимателен к «нужным длиннотам», – это могут быть ценные авторские находки. К примеру, корреспондент польского информационного агентства, оказавшийся на месте происшествия вместе с советскими коллегами оповестил о взятии имперской канцелярии в Берлине не так, как другие, – начал сообщение «лишними» словами: Я пишу эти строки на письменном столе Гитлера…

В принципе любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой или в мягкой форме. Возьмем сообщение: Михаил Мень назначен заместителем мэра Москвы… «Мягкий» вариант этой же новости: Мог ли предположить бас-гитарист молодежной рок-группы, что он будет устанавливать правила игры для культуры всей столицы?..

Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее можно было удобно проглотить, а мягкую – так, чтобы читатель посмаковал сообщение.

Подведем итоги. Журналистский текст начинается с вводного абзаца – лида. За ним следует собственно текст (body). Лиды и сами новости делятся на жесткие и мягкие. «Жесткая» новость «только фиксирует» факты, она нацелена на мгновенное проникновение в сознание читателя. Мягкие заходы оттягивают знакомство читателя с новостью, плетут интригу.

Выбор зависит от темы, от стиля издания и его ориентации на деловую, общественно-политическую или развлекательную информацию. Так, например, глянцевые журналы стремятся заинтриговать своих читательниц, в газетах соседствуют как жесткие, так и мягкие лиды, в Интернет-изданиях доминирует жесткая лаконичная подача информации, без «сантиментов».

Но даже и при мягкой подаче новости лучше избегать умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.

Теперь вы можете написать вашу новость довольно разнообразно. Не хватает лишь заголовка. Но это – тема следующего выпуска.

На страницах газет, журналов и сайтов все читатели видят заголовки и краткие описания статей. Для привлечения внимания каждого читателя обычно простого заголовка не достаточно, нужно вступление (лид). Далее поговорим о правилах составления лида.

Любая статья имеет четкую структуру: , краткое содержание (небольшой абзац) и непосредственно текст.

В чем заключается смысл лида?

Лид дает возможность одним взглядом пройтись по сути текста. Цель – завлечь внимание читателей, раскрыть, пояснить им суть .
Не нужно опасаться, что вступление полностью раскроет суть статьи, и не будет смысла читать ее полностью. Такое происходит только со скучными и бессмысленными идеями, а хорошие издания такого никогда не опубликуют.

Как должен выглядеть лид

  • Около 350 знаков с пробелами. Это только один абзац.
  • Он должен включать в себя не больше трех-четырех предложений.
  • Не менее 2 длинных или 3 небольших предложений (около трехсот знаков с пробелами).
  • Его необходимо писать от третьего лица. В редких случаях пишут от второго, и никогда от первого лица. В качестве исключения бывают статьи, в которых люди пишут истории из жизни.
  • Поскольку лид – это небольшой пересказ материала , автор может использовать некоторые выражения из статьи.
  • Избегайте вводных слов. Все предложения должны иметь свой смысл, и нести определенную ценность.
  • При написании не нужно использовать восклицательный знак. Желательно обходиться без точек с запятыми. Его не следует заканчивать многоточием. О вопросительных предложениях также лучше забыть, так как вопрос обычно задается в названии.

Каждый автор должен знать и помнить:
1) Написать вступление – не творческий механизм. Элементарный метод сочинить лид – из всех абзацев выбирать ключевые фразы, отсечь все не нужное и объединить оставшееся.
2) Вступление должно быть конкретным и ясным. Оно может не полностью раскрыть суть материала, но должно дать понять читателям, что их ожидает далее.
3) Если у вас не получается его составить, скорее всего, сам текст статьи написан не качественно.
4) Лид выводят на первой странице сайте, под заголовком статьи, поэтому писать лид лучше в виде конспекта, который отображает краткий пересказ статьи.

Виды лида

  • Резюме – вступление, в котором кратко изложены события.
  • Единичный – данный вид сосредотачивает внимание читателей только на одном, самом важном пункте статьи, который раскрывается далее.
  • Драматический – позволяет держать читателя в напряжении, выдерживает интригу до последней точки.

Есть и такие виды лида, которые не нуждаются в пояснении:

  • Цитатный
  • Описательный
  • Вопросительный
  • Аналитический

Что важно помнить при написании лида

Перед написанием вступления необходимо поставить перед собой некоторые вопросы: свежая ли это новость? Ситуация элементарная или требуется анализирование (проведение расследования)? Акцент поставлен на людях или на событиях? В какой степени люди осведомлены в этой ситуации? Какую роль данное событие играет для людей?
Для написания захватывающего лида можно брать:
1) Свежую, острую новость.
2) Резкий переход от проблемы к методу ее решения.
3) Спорное утверждение или провокация.

Как не нужно писать лид

Не пишите лид с придаточного предложения. Его следует делать «взрывным», а придаточные предложения не позволяют этого сделать. Избегайте и «числового» начала вступления, то есть не используйте цифры в первом предложении.
Не пишите начало своего текста, используя цитату. Как правило, только автор знает на 100%, для чего он написал цитату, а читателя при первом прочтении, не доходя до основного содержания, зачастую, это сбивает с толку.

Ни в коем случае в первом абзаце не пишите больше 20 строк. Читателю становится не интересно, он устает, и тем более, это его никак не настраивает на прочтение основного содержания. Он больше времени потратит на прочтение лида и это окончательно утомит его.

Всегда старайтесь делать лид уникальным. Возьмите тот аспект, который сможет затронуть и привлечь читателей.
Лид – слабое место многих журналистов. Они не могут как говорил Пол О’Нил «схватить читателя за горло первым предложением…». Такие журналисты не понимают, что это самая важная часть статьи. Им никто не мешает написать вступление, которое мгновенно прославит их и обогатит, не обязательно в финансовом аспекте, это могут быть и миллионные благодарности от читателей.

Как проверить качество лида

Проверять его качество необходимо после того, как будет написано вся статья. Это нужно для того, чтобы избежать многократного редактирования, но и к проверке относится необходимо очень серьезно. Читайте вступление, будто вы читатель. И анализируйте его: смог ли он вас заинтересовать? Хотите ли после него прочесть всю статью.
При возникновении сложностей с проверкой, пусть вступление прочтет кто-то из родных и выскажет свою точку зрения. Также внимательно проверяйте текст на ошибки. Вступление – это следующий важный компонент статьи, поэтому он должен быть качественным (первый компонент – заголовок).
Не забывайте, что оно должно информировать читателя. Вступление должно показать ему, что данная статья будет полезной, поможет разобраться в вопросе и решит проблемы, поставленные в ней. Статья стоит того, чтобы прочитать ее полностью. Когда вы научитесь писать качественные, эффектные лиды, ваши статьи станут гораздо качественнее.

Подзаголовок и лид входят в так называемый заголовочный комплекс. Их задача - обозначить тему журналистского материала.

Отличия и сходство

В заголовочный комплекс входят шапки, рубрики, заголовки (о них мы уже ), надзаголовки (как правило, их придумывает выпускающий редактор, оформляя полосу), подзаголовки и лиды.

«Лидом» в журналистике называется первый абзац (от английского lead - вести, побуждать, руководить, быть первым, быть впереди, возглавлять).

По общим наблюдениям, многие журналисты, даже состоявшиеся, путают подзаголовок с лидом. Между тем подзаголовок и лид - это разные составные части заголовочного комплекса.

Отличить их можно так: подзаголовок обычно поддерживает только заголовок (конкретизирует его содержание), лид раскрывает основную тему/идею журналистского материала.

И еще отличия: подзаголовок обычно состоит из одного предложения (как правило, до десяти слов), лид может состоять из нескольких предложений. Или одного, но длинного, с периодами.

Вот пример, не первый попавшийся, но попавшийся все-таки под руку, из свежего номера «КП в Беларуси»:

Заголовок: «В Витебске пьяный в трамвае средь бела дня напал с ножом на ребенка».

(К слову, несколько затянутый и слишком эмоциональный заголовок, «средь бела дня» из него вполне можно было перенести в подзаголовок или лид).

Подзаголовок: «Мальчика спас сотрудник Следственного комитета».

(Классический образец подзаголовка: пять слов, одно предложение, в нем три существительных, один глагол и одно прилагательное).

Лид: «13-летний мальчик получил резаную рану плеча, когда просто ехал в трамвае. На одной из остановок в салон зашел подвыпивший мужчина и устроился на сиденье Максима. Мужчина некоторое время бормотал что-то непонятное, а потом выхватил заточку и ударил ребенка». (Стандартный лид: три предложения, кратко описывающие произошедшее).

Как видим из вышеприведенного примера, подзаголовок и лид значительно отличаются друг от друга. А объединяет их общая задача: увлечь читателя вглубь текста. В смысле - заманить.

Но это, по-хорошему, без всяких там УК и КоАП: так уж устроена современная журналистика.

Зачем они нужны?

Подзаголовки и лиды журналисты используют не всегда. Но уж лучше бы использовали: с ними материал становится более увлекательным с самого начала, и с самого начала становится понятно - читать его или нет.

Скажем больше: развернутая информация, корреспонденция, статья без подзаголовка и лида - это вообще катастрофа. Бывает, надо доползти до середины материала, чтобы понять, о чем речь, что за тема?

Привести здесь пример такого рода довольно трудно, в таком случае надо цитировать весь материал. Но любопытные могут легко их найти и увидеть «картину» из серии: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»

Между тем все больше и больше в наших центральных (и не только) СМИ считается хорошим тоном использовать подзаголовок или хотя бы лид в информационных материалах (которые, в общем-то, и составляют большую часть газетных или интернет-публикаций).

И эта тенденция понятна: здесь не только вопрос вкуса и качества, но и конкуренции. Читатель предпочтет иметь дело с той прессой, где материалы поданы удобно и вкусно.

Причем, как отмечают современные исследователи, на долю заголовка/подзаголовка и лида должно приходиться примерно 70% общего смысла информации и только 30% - на всю оставшуюся часть публикации вне зависимости от общего количества строк.

И это правильно: скользящий по заголовкам, подзаголовкам и лидам читатель должен сразу понять, что за материал перед ним и какова его основная тема.

Именно так, с этой целью, и выстраивается информационный материал в современных СМИ: в начале - главное (ответы если не на все шесть (кто? что? когда? где? почему? как?), то, как минимум, на четыре вопроса журналистики), затем - второстепенное (детали, пояснения, комментарии, предыстория)…

Такой принцип построения называется «перевернутой пирамидой» (о ней мы подобно поговорим в последующих публикациях).

Где и как используются?

До сих пор мы говорили о подзаголовках и лидах - в целом. Не привязывая их к жанрам. Но, разумеется, есть разница, для какого материала планируется их написать.

Если для информационного (заметка, репортаж, интервью, отчет), то, как мы уже отметили, подзаголовок и лид для удобства читателей должны нести в себе информацию о событии. О том, о чем журналист собирается рассказать в публикации.

Если для тематической статьи, корреспонденции, очерка, фельетона и т. д., то подзаголовок (если используется) и лид не обязательно должны быть «информационными».

В частности, лид здесь может быть «игровым», или, как его еще называют, «сценическим», вопросительным, анекдотическим. А также - контрастным, статистическим, ретроспективным и т. д.

Здесь уже сам журналист должен определить, что ему важнее выделить, вынести в материале на первый план. Причем, так вынести, чтобы читателей «снесло», накрыло волной интереса к этой публикации. Когда это случилось, считайте, что ваша задача как журналиста выполнена.

Мнение эксперта

Александр Томкович, журналист, писатель.

На мой взгляд, подзаголовки и лиды важны не меньше, чем то, что мы напишем «в развернутом виде», то есть - в самом журналистском материале. Поскольку в них - сама суть, само сердце материала.

Например, в книгах (говорю уже как писатель) это кажется не столь важным. Но это - только на первый взгляд. Все эти вещи и в них, на самом деле, не менее важны, чем в газетах. Ибо книги тоже нужно «продать» читателям. Только с той разницей, что они «продаются» не каждый день, а гораздо реже…

1. Одним ударом. Это как бы мат в один ход: в первом же предложении вы сообщаете читателю самую суть события. Весь остальной материал, по сути, является лишь объяснением того, что вы сказали вначале, описанием подробностей. Такой лид называют ещё перевёрнутой пирамидой.

Надо ли объяснять, что не о любом событии можно написать таким образом? Тут не подойдут Дни именинника в кружке, окончание учебного года, стандартная дискотека. Сам факт должен быть достаточно незаурядным и шокирующим. Вот, например, как начал свое сообщение о крупнейшем землетрясении в Сан-Франциско Джек Лондон, когда работал репортером в одной из американских газет: «Сан-Франциско больше нет».

Еще пара примеров:

Слишком часто стали пропадать куртки в школе-лицее № 18.

Сразу по трем заболеваниям - дифтерии, коклюшу и менингококковой инфекции - объявили карантин в 18-й школе.

Этот лид также применяется в сообщениях, предупреждающих граждан об опасности, угрожающей их жизни и здоровью. В самом деле, если необходимо, чтобы все узнали о надвигающейся беде, ни к чему лишние слова.

2. Нагнетание напряжения. Каждое последующее предложение первого абзаца как бы более и более «накаляет страсти» не позволяя читателю «расслабиться».

Этот лид хорош для материалов, рассказывающих о реальных трагических или связанных с приключениями событиях, бедствиях, зонах военных действий, курьезных случаях.

Например:

...На вечер назначен бал. Гости приехали из самого Петербурга. Одна из знатных дам в пышном платье решила погулять по парку. Ни о чем не подозревая, она села на скамейку. Вдруг со всех сторон на нее обрушиваются струи воды. Нет, это не дождь. Просто барышня, наступив каблучком на камушек, включила фонтан. Ей, конечно, не до смеха, зато остальным гостям потеха.

В страшный и тяжелый день понедельник я встретил ее... С тех пор нет душе моей покоя! О, какая у нее фигура! Увидев ее, Останкинская башня покачнулась бы, а Пизанская свалилась-таки, наконец..

Если немного «обмануть» читателя, то есть, начать таким образом заметку о самом заурядном факте, всячески его обыгрывая, вы рискуете разочаровать какую-то часть аудитории, не оправдав ее надежд.

3. Зарисовка. Материал начинается с описания: места события, людей - героев материала, собеседника, если это интервью, обстановки, условий, которые сопровождали вас при написании материала или сборе информации.

Например:

Серая, мохнатая, полуоблезлая собака запрыгнула на заднюю подножку автобуса, тяжело дыша и роняя капельки слюны на пол. Она спокойно и скромно пристроилась у наших ног мордой к выходу.

Также вы можете заставить читателя нарисовать в своем воображении картину, свидетелем которой вы вовсе не обязательно были, или смысл которой не до конца ясен, так что весь материал будет служить пояснением к ней.

Описание может быть как более-менее подробным, так и состоять из нескольких грубоватых, размашистых штрихов.

4. Вопрос. В первом предложении задается один или несколько вопросов, ответом на который служит материал.

Желательно, чтобы это не были риторические или элементарные вопросы, на которые и так каждый знает ответ, типа: «В чем смысл жизни?», «Известно ли вам, кто такие панки?», «Довелось ли вам хоть раз в жизни посидеть ночью у туристского костра?»

Этот лид хорош, если вам удалось придумать действительно неожиданный, даже парадоксальный вопрос.

Например:

Говорите, у кошек не бывает стрессов?

О чем может рассказать твой Филька? Или Васька? Или, на худой конец, Барсик?

5. Цитата. Материал начинается не со слов автора, а с речи собеседника, если это интервью (В том, конечно, случае, если это очень интересный ответ, или часть ответа), источника информации.

Например:

- Я бы хоть сейчас каждому отличнику вручил по стипендии и именному подарку, - мечтательно улыбнулся Лев Петрович Иванов, директор шестьдесят третьей школы...

«Спокойной ночи, малыши!» - сказал дядя Володя, и во Дворце спорта «Юность» начался праздник. Вся веселая компания - Хрюша, Степашка, Филя - была в сборе.

Также можно процитировать слова известного писателя, поэта, мыслителя, рассказать пословицу, поговорку, напомнить фразу из песни.

Например:

«Ребята, давайте жить дружно!». Помните, так сказал один очень известный кот. О друге, верном, надежном, мечтает, наверное, каждый. Вот и мы хотим с вами подружиться.

В этом случае они чаще всего выделяются кавычками или оформляются как прямая речь. Главное, не перестараться в желании «образованность показать» - не переврать слова другого человека, да и не забывать о том, что цитируемая знаменитость вовсе не для всех читателей - авторитет. Кое-кого она может отпугнуть от материала, а не привлечь.

Неточная, приблизительная цитата может быть раскавычена:

Один мой знакомый сказал, что весь мир делится на читателей и писателей. Все, с кем мы встречаемся каждый день во Дворце, школе, в кино, трамвае, на улице - это читатели.

6. Анекдот, шутка. Если это уместно, рассказать анекдот на тему, на которую написан сам материал, шутливо обыграть факт.

Например:

«Бегемота можно положить в холодильник в три приема: открыть дверцу, положить бегемота, закрыть холодильник. А вот жирафа - в четыре: открыть дверцу, вынуть бегемота, засунуть жирафа и закрыть холодильник. Если, как утверждает анекдот, жираф в холодильник с трудом влезает, то в купе поезда - ни за что.

Вот и пришлось жирафам Иде и Ларику стать пассажирами кораблей Балтийского флота.

Разумеется, есть такие события и такие темы, когда шутить не стоит - реальное горе у людей, смерть, тяжелая болезнь, угроза жизни и здоровью.

7. Интересная подробность. Вы бросаете читателю для «затравки» какую-нибудь занятную, необычную подробность, чтобы он «клюнул», и не в коем случае не говорите в самом начале о том факте или событии, о котором хотите рассказать в материале. Чтобы понять, о чем, в целом идет речь, нужно прочесть весь материал или хотя бы его половину.

Этот лид как бы противоположен лиду «одним ударом».

Например:

Недовольный шепоток и усмешки в зале - таким был финал. А начинался концерт симфонической музыки так хорошо...

В этот день каждый, кто находился в лагере имени В. Терешковой, должен был носить бантик. Вернее, вынужден - иначе обольют холодной водой.

8. Повествование. Материал начинается с перечисления различных фактов и событий, таким образом, что каждое последующее предложение логически развивает, дополняет или обыгрывает тему предыдущего. Как правило, самое последнее предложение лида и бывает «ударным»: оно резко выбивается из выстроенной логической цепочки неожиданным выводом. Такой лид называют ещё «затяжной прыжок»

Например:

Маша была хорошей девочкой. Она слушалась маму, ела манную кашу и мыла руки. За что часто получала мороженое. Маша его очень любила. Так сильно, что, когда выросла, стала работать на мороженой фабрике. Директором. Правда, не долго. До тех пор, пока не ограбила сейф в своем же кабинете.

Какой лид выбирать для заметки - решать вам самим.