Посмертная маска высоцкого. Марина влади продала посмертную маску и последнее стихотворение высоцкого

Такого Владимира Высоцкого как в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» мог сыграть кто угодно

«И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи, -
И не знаю, кто их надоумил, -
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей, -
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей».

Владимир Высоцкий, «Памятник».

Вопреки ожиданиям, драматургическая основа фильма оказалась многообещающей. К Никите Высоцкому как к сценаристу претензий нет. Точнее, претензии к нему как раз предъявляют («нестыковки», «невнятные мотивы»), однако общая картина все равно могла бы сложиться впечатляющая. Но не сложилась. Потому что дальше начинается чертовщина.

Чертовское любопытство

«Актер должен оживлять всё, чего касается», - звучит с экрана. На деле же в фильме режиссера Петра Буслова происходит обратное. Владимир Высоцкий на экране так и не появляется. Вместо Высоцкого – Мертвецкий. То есть некто, на кого неприятно смотреть. Перед нами безликий человек, который умер еще до смерти. Он мертвее всех мертвых. Весь фильм опровергает название «Спасибо, что живой».

Где жизнь? В фильме живет кто угодно, только не тот, кого называют Высоцким. Его азиатские скулы все-таки стесали вчистую.

Мы видим бюст Владимира Высоцкого, надвинутый на плечи безымянного актера, в котором на уровне жестов и походки, угадываются черты Сергея Безрукова. Безруков без грима тоже появляется – для того, чтобы пройтись плечом к плечу с Высоцким по коридорам Таганки.

Положение тела

Сейчас зрители продолжают гадать – так кто же все-таки играет главного героя. Безруков? Смольянинов? Вдовиченков? Да какая разница – кто? Оксана Акиньшина. Почему бы и нет? Читайте титры. Все дело в количестве часов, требующихся для гримирования.

В любом случае, это – худшая роль. Неважно кто ее исполнял. И актерской вины в этом нет. Прием, доведенный до абсурда, подвел. Таковы обстоятельства, навязанные продюсерами. Похоже, эти люди всерьез думают, что при наличии больших денег можно сделать всё из всего. На передний план выходят технологии. Чем изощреннее, чем лучше. Кто был ничем, тот станет всем. Все дело в цене.

Но это – самое большое заблуждение, которое может быть. Тело похоже, а души нет и не предвидится. Имитация.

По этой причине даже выход из состояния клинической смерти в бухарской гостинице кажется частью компьютерной игры. Вот Высоцкий горизонтальный, а вот – вертикальный. Разница между живым и мертвым - в положении тела. Только и всего.

Нехорошая картина

Один из самых живых и энергичных актеров представлен ходячей мумией. «Он не двойник и не второе «я», // Все объясненья выглядят дурацки», - как написал когда-то Высоцкий.

По экрану передвигается памятник. Или актер, облаченный в посмертную маску другого актера. Любой человек с живым лицом, без толщи грима и компьютерных доработок, был бы здесь более уместен. Особенно если сравнивать загримированного под Высоцкого актера с теми, кто в фильме все-таки действительно играет, а не просто движется в заданном направлении.

Удивительно, но главным героем фильма становится Дмитрий Астрахан в роли администратора филармонии. Известный режиссер, сыгравший администратора, попавшегося на крючок КГБ, по-настоящему живой. Спасибо, что живой. Привычно светится на экране Оксана Акиньшина в роли подруги Высоцкого. А рядом с ней двигается какой-то самозванец, от которого исходит могильная скука беззубой улыбки.

Высоцкий в сопровождении своей небольшой свиты похож на провинциального Воланда.

Его сопровождают Коровьев, Азазелло и Кот-Бегемот. (Иван Ургант, Максим Леонидов и Андрей Панин). В таком случае, Астрахан – администратор варьете Варенуха. Вокруг свиты суетятся чекисты. Вынюхивают, выслеживают, записывают.

Вместо того чтобы слушать Высоцкого, они его прослушивают. Контора пишет.

«Железные рёбра каркаса»

«Я не знал, что подвергнусь суженью // После смерти…», - писал поэт Владимир Высоцкий. А раз писал, то все-таки знал. Предвидел, а точнее – предчувствовал. С его песнями это уже случалось много раз, а теперь вот перекинулось на большой экран.

«И железные ребра каркаса // Мертво схвачены слоем цемента…» Тот человек, который бродит в пространстве фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», покрыт слоем даже не цемента, а непробиваемого равнодушия. Кто он такой? Неужели поэт? Как будто еще и актер? Говорят, он еще и песни пишет и сам их исполняет? Кто бы мог подумать.

Еще в прошлом веке наследники Высоцкого стали «популяризовать» творчество поэта и актера, устраивая песенные шоу с участием поп-музыкантов, чьи имена лучше не произносить вслух. Получилось точно так, как написал Владимир Высоцкий: «С крыш ударил направленный свет, - // Мой отчаяньем сорванный голос // Современные средства науки // Превратили в приятный фальцет».

Теперь вот настало время поработать с лицом. Подогнать с помощью современных средств науки под новый стандарт.

Безжизненное пространство

Хотя, возвращаясь к сюжету, кино могло получиться совсем другим. Все составляющие крепкого фильма имелись. Любовная, философская, криминальная и историческая линии сошлись вместе. А свободный человек в окружении несвободных людей гнет свою линию и, несмотря на давление системы, отвоевывает жизненное пространство.

Очень актуальная для современной России тема. Осталось только ее художественно воплотить.

На этот раз сорвалось. Была сделана ставка на примелькавшихся актеров и технологические фокусы.

В том самом 1979 году, когда происходит действие фильма, Владимир Высоцкий написал:

А мы живем в мертвящей пустоте -
Попробуй надави, так брызнет гноем...
И страх мертвящий заглушаем воем -
И вечно первые, и люди, что в хвосте.
И обязательное жертвоприношенье,
Отцами нашими воспетое не раз,
Печать поставило на наше поколенье,
Лишило разума, и памяти, и глаз…

На этот раз в жертву принесли самого Высоцкого, обставив это как большое творческое достижение.

Возвращаясь к сравнению со свитой Воланда, можно еще вспомнить оторванную, а затем вновь приставленную голову Жоржа Бенгальского. Бедный конферансье у Булгакова жалобно бормотал на сцене варьете: «Отдайте мою голову! Голову отдайте! Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!»

Отдайте актеру его голову. Оживите мертвящую пустоту. Снимите гипс. И только потом благодарите за то, что живой.

«Высоцкий. Спасибо, что живой» вышел в прокат на исходе 2011 года, когда миф о возвращении эпохи застоя уже захватил ведущие СМИ. Сейчас трудно сказать, кто первым произнес слово «застой» — Горбачев, Немцов, Ясин или Медведев еще в 2010?м («не секрет, что с определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя»), и кому этот миф на руку — власти или оппозиции, но о «брежневизации» Путина и новом политбюро не написал только ленивый. Пик дискуссий о застое пришелся как раз на премьеру «Высоцкого», предвосхитив возвращение Путина: на страницах «Новой газеты» выступил с филиппикой Михаил Горбачев, по Первому каналу вне графика показали сериал «Брежнев» Сергея Снежкина, в ноябре того же 2011 года вышел «Русский репортер» с чернобровым генсеком на обложке. В начале третьего срока Путина Эрнст принялся за съемки «Обратной стороны Луны» — сериала о милиционере, провалившемся в застойное прошлое, а в декабре 2012 года Times опубликовала колонку Роджера Бойза Putin is no Stalin . He’s a latter-day Brezhnev , увековечившую словосочетание «путинский застой» в западных медиа. Дмитрий Быков не заставил долго ждать и срифмовал 1970?е и 2010?е в политической сатире «Кисляк». Эта неточная, но эффектная рифма быстро проникла в самый «свободный» эфир Первого канала. Именно «Вечерний Ургант», шоу с налетом оппозиционности для тридцатилетних, взяло на себя роль рупора застойной эстетики. В антураже программы содержится ироническая отсылка к юмористическому киножурналу советских времен (от укороченных брюк-дудочек ведущего до названий рубрик — «Пойдем в кино, Оксана!»), но в эту иронию верится с трудом, когда Ургант обрывает на полуслове сводки московских задержаний. Есть, правда, одно существенное отличие того «застоя» от сегодняшнего: ни один диктор, вешавший лапшу на уши в каком-нибудь 1975 году на Центральном телевидении, не выдавал себя за Анжелу Дэвис, в то время как Ургант и его команда, кажется, давно не понимают, на какой они стороне луны. Впрочем, как показал в «Обратной стороне луны» Эрнст, большой разницы между ними нет.

Кино и телевидение поддержали новый миф о застое целым рядом инициатив: Никита Михалков и «ТриТэ» спродюсировали байопик о Валерии Харламове, сконцентрировавшись на первой суперсерии СССР — Канада; начались съемки австрийско-российской копродукции «Спорт без границ», где тренера олимпийской сборной горнолыжников играет Жерар Депардье; ему в спину дышат «Чемпионы» — патриотичная малина о российских олимпиониках; на ТВ с размахом отметили 30?летие со дня смерти Брежнева, приписав ему в заслуги успех Леонида Гайдая. В процессе дележа хитов 1970?х годов («Служебный роман», 1977; «Ирония судьбы», 1975) компания «Марс Медиа» выкупила права на пьесу Булгакова «Иван Васильевич» и посадила в режиссерское кресло создателя «Бригады» Алексея Сидорова. Кстати, именно в лидере советского проката «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) был впервые явлен феномен народной любви к Владимиру Высоцкому.

«Высоцкий. Спасибо, что живой» должен был стать хедлайнером кампании по реабилитации 1970?х годов. Но вместо байопика о народном герое, которого ждали зрители, получился очередной некролог, искусственный венок на могилу. Критика винила в этом монструозный грим, сделанный на основе посмертной маски, и по выходе фильма на экраны прямо назвала протагониста кадавром (рецензия Романа Волобуева «Мертвец идет» в «Афише», статья Марии Кувшиновой на OpenSpace «Петр Буслов и Констанин Эрнст сняли своего "Мертвеца"»). Такое видение вполне вписывается в постперестроечный канон восприятия Высоцкого: еще в 2005 году вышел документальный фильм Виталия Манского «Смерть поэта. 250 дней» — хроника предсмертной агонии Высоцкого, носившая подзаголовок «Посмертная маска». (В фильме излагалась душераздирающая история о том, как посмертную маску долго отдирали от лица покойного.) О маску споткнулись и в этот раз, что неудивительно: основная интонация рассказов о Высоцком с 1990?х по 2010?е — мемориально-заунывная. За это время устанавливается около сотни (!) крупных памятников Высоцкому — от Калининграда до Владивостока — и еще больше памятных досок. Почти все они (за исключением памятника Шемякина в Самаре) отличаются откровенным натурализмом: коренастая, низкорослая фигурка в обтягивающих джинсах, слишком тяжелая голова, хипповатая стрижка, коротенькие ножки. Такой Высоцкий напоминает персонажа анекдота, а не героя сопротивления. Он очевидным образом утратил всякий освободительный (в широком смысле) пафос и превратился в добродушного дяденьку с гитарой из соседней подворотни, слился с ландшафтом. В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» предпринята попытка вернуть этот карликовый памятник в контекст большого стиля — «эпоху застоя, эпоху застолья, эпоху пышных похорон». Но это большой стиль сегодняшнего дня — великодержавный сентиментализм со всей его идеологической рыхлостью. В соцреалистическом искусстве невозможно было показать героя, который пьет и колется, современное «прогосударственное» кино (известно, что Никита Высоцкий первым делом показал фильм Путину) легко допускает сочетание развязного упадничества и патриотизма в «безопасных» сюжетах, ставших историей. Так, в основу фильма о Высоцком лег эпизод загула в Бухаре на фоне подготовки к Олимпиаде?80.

Фильм начинается с объявления о том, что политбюро утвердило олимпийскую программу, полковник КГБ мрачно повторяет «Олимпиада на носу, все напряжены»; в мерседесе Высоцкого тревожно покачивается олимпийский мишка. С работой никто не справляется: ни Высоцкий, который отменяет концерт в присутствии первого секретаря партии, ни полковник КГБ, который отпускает его на все четыре стороны, ни даже сексот Фридман, сжигающий улики. От чего, собственно, сходят с ума миллионы, в фильме не показывают: единственный раз, когда Высоцкому дают право голоса, он поет за кадром, на первом плане толкутся администраторы, фатоватые импресарио, буфетчицы, полотеры, таксисты, весь узбекский сервис. За кулисами звучит хамоватое «Зачем орать? И так все слышно!», и это не самые нежные слова, которые может адресовать сын покойному отцу. В центре сюжета — вялое и бессистемное столкновение интересов Высоцкого и КГБ: Высоцкий — загибающийся от ломки наркоман — хочет одного: пустить морфин по вене и уйти в отрыв, а КГБ пытается то ли уложить его в больницу, то ли поймать на левых концертах и морфине, то ли взять автограф. Амбициозный особист средних лет полковник Бехтеев введен в заблуждение противоречивыми приказами и, уязвленный бестолковостью советской системы, предпочитает поэзию государству. В отсутствие четких мотивировок у органов безопасности отношения между ними и Высоцким окрашиваются в какие-то интимные розовые тона. Официально Высоцкий ненавидел гэбню: «Если б знал я, с кем еду, с кем водку пью, он бы хрен доехал до Вологды». Но авторы не торопятся записывать своего героя в диссиденты и антисоветчики, к которым Высоцкого причисляло целое поколение интеллигенции, оперируя строчками «Голосуйте, только, чур, меня не приплюсуйте, я не разделяю ваш устав» (классический образец подобной статьи — «Передозировка истиной» Валерии Новодворской). В фильме Высоцкий разговаривает по душам с кгбшником так, как будто он разговаривает с ними каждый день. Никита Высоцкий уже который раз подает в суд на сторонников версии о том, что Высоцкий был агентом 5?го управления и «парадным диссидентом», но после «Спасибо, что живой» кажется, что не все тут чисто. Сценаристы специально вырезали из цитирующейся в финале фильма песни несколько сомнительных абзацев, оставив романтику.  А между тем в этом тексте был знакомый нам персонаж полковника Бехтеева — «мой черный человек в костюме сером» и строчка «Я даже прорывался в кабинеты и зарекался "Больше — никогда!"» Что — больше никогда ?

Так как социальный и политический смысл противостояния Высоцкого и КГБ для авторов не очевиден (или они его замалчивают), им приходится перейти на абстрактно-метафизический уровень чисто «человеческих» взаимоотношений, а шпионскую интригу подменить агиографией. Монтаж, подготавливающий появление примы, почтительные движения камеры, повадка Безрукова и патетическая музыка с первых секунд настаивают на том, что перед нами небожитель. Оператор не жалеет света, и от фигуры Высоцкого иногда в буквальном смысле исходит сияние. В окружении болтливой массовки он кажется полным нездешней тайны идолом. Насколько бескровен и диетичен драматургический конфликт между КГБ и Высоцким, настолько же неотвязно ощущение магического превосходства протагониста — истукана, бога-отца. Рядом с туристами, которые суетятся из-за покупки ковра, Высоцкий выглядит отбывающим некое наказание или мученичество. Эпизод клинической смерти показан как чудо воскрешения, в том числе монтажно: когда полковник прибывает в гостиницу «Зарафшан» за трупом, дверь ему открывает сам покойник. Все, что происходит после, относится к разряду посмертных чудес, которые творит Высоцкий: полковник КГБ начинает декламировать стихи Пушкина в чистом поле, а жулик становится человеком. Самый трогательный момент, заменяющий отсутствующую постельную сцену, разыгран на двоих Высоцким и гэбистом: пока первый лежит в койке и молится, второй чуть не плачет от умиления, слыша все в наушниках. Двухминутный молебен, снятый красивой панорамой, — важный симптом: так, по мысли авторов, на смену большой советской идее, которая пала, приходит новая православная идея, которая может объединить всю страну. Шутки шутками, но факт: Высоцкого, спевшего не только о Синявском и Даниэле, но и «купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал», уже предлагали канонизировать. Излюбленная российским кино нулевых тема чуда проникла в пыльный советский сюжет 1970?х, где по разряду чудес проходила в основном дефицитная колбаса.

Очевидно, что фильм настаивает на крахе советской системы, а Высоцкий и КГБ — это две стороны одной медали. Если в 1968 году Высоцкий исступленно рычал «Идет охота на волков, идет охот?т?та», то в 1979 году в Бухаре — а это, к слову, год выхода на экраны фильма «Гараж» и подготовки советских войск к вводу в Афганистан — он исполняет «Мы больше не волки» и «Безвременье вливало водку в нас». Полковник КГБ открывает фильм критикой организации, которая явно измельчала с 1937 года: «Огромное учреждение полгода пахало, чтобы впаять какому-то Фридману десятку. Гора родила мышь». Государство предпринимает попытки реставрации большого стиля — Высоцкий, Олимпиада, Афганистан, — но каждый раз садится в лужу. Спасти его может только чудо, которое мыслится авторами не только в рамках личной истории персонажей, оно открывает им глаза на судьбу Союза. В сущности, этот фильм полон исторического провиденциализма и что есть силы призывает перестройку и 1991 год. И в то же время слегка ностальгирует по большому стилю. Нужно ли этого опасаться, как считают те, кто побаивается «положительных чекистов» на экране как признаков красной угрозы? Вряд ли. Перед нами скорее либеральный ход — и кгбшники любить умеют, — а вовсе не ода тоталитаризму. Тем, кто говорит о возвращении сталинских методов управления и новых «репрессиях», следовало бы помнить, что Путин вышел не только из КГБ, но и из либеральной, прозападной команды Собчака, а значит, в мировоззрении «путинской эпохи» смешались самые разные элементы: наивное западничество и декоративное самодержавие, ностальгия по режиму и капиталистический релятивизм, православие и толерантность, депрессия по поводу своей исторической роли и культ креативности, мистическое суеверие и цинизм самого буржуазного пошиба. Многое из этого есть и в «Высоцком», который впитал в себя современный плюрализм и вывел на сцену силиконового декадента отжившей эпохи с уклоном в православие, от которого уже недалеко до какого-нибудь Кинчева или Шевчука. Этот персонаж, стиляга и недоделанный тайный агент — в первую очередь слепок с нашего времени, и не имеет ничего общего с реальным Высоцким, который был слишком талантлив для того, чтобы стремиться раздвинуть эстетические границы эпохи. Забавно, что в отсутствии чувства реальности кинематографистов упрекали еще в 1972 году — в постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии».

Посмертная маска

26 июля художник Юрий Васильевич Васильев вместе со своим сыном Михаилом, студентом Строгановского училища, по просьбе Ю. Любимова снимает посмертную маску Владимира Высоцкого. Васильев был хорошо знаком с Высоцким. Он был художником спектаклей «Павшие и живые» и «Пугачев», был знаком со скорбным ремеслом создания посмертных портретов. В свое время он делал посмертную маску турецкого поэта Назыма Хикмета…

В 14 часов 10 минут Васильев по всем правилам наложил маску, как это делал всегда. Когда же он попытался ее снять – это оказалось невозможным. Как будто какая-то сила прижала ее к лицу. Юрий Васильевич вспоминал, что он обратился к Высоцкому: «Володенька, отпусти». Неожиданно легко маска снялась.

М. Влади помогала при этой работе художнику. В своих воспоминаниях она напишет: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску».

Конечно же, романтичнее и таинственнее снимать посмертную маску самой и ночью, тем более когда тебе «помогает скульптор»…

И с меня, когда взял я да умер,

Живо маску посмертную сняли

Расторопные члены семьи…

Одновременно с маской был сделан слепок левой руки Высоцкого. Этот слепок Ю. Васильев передал в Музей Высоцкого. Решением фондовой комиссии музея слепок был принят на хранение во вспомогательный фонд. Музейные правила предполагают включение предметов в основной фонд лишь при гарантированной возможности их хранения сколь угодно долго. Материал слепка – гипс. По мнению работников фондового отдела, этот материал не обеспечивает длительной сохранности без надлежащих условий.

По первому слепку маски была изготовлена разъемная форма, по которой были изготовлены три гипсовые копии и три отливки из металла. Отличительной особенностью масок работы Юрия Васильевича было наличие на обратной стороне по мягкому материалу надписи «Вл. Высоцкий», подписи скульптора «МОН» (это было его детское прозвище) и римских цифр – порядкового номера маски: I, II, III. Первичный же слепок не был заполнен гипсом изнутри (полый), находился в мастерской скульптора (с застывшими в гипсе ресничками) и пропал из мастерской, когда Юрий Васильевич был болен и в мастерской жила его дочь.

Гипсовая маска с номером «один» была подарена Васильевым своему другу, профессору Ю. Делюсину, который долгое время входил в художественный совет Театра на Таганке; вторая маска была выполнена мастером по личной просьбе В. Золотухина и находится у него; третью маску 13 июня 1991 года жена Ю. Васильева Елена Петровна передала в музей.

Потом были заказаны бронзовые копии, тоже в трех экземплярах. Для качественной отливки Юрий Васильевич отдал свои серебряные ложки.

Одна из них – во Франции у М. Влади, вторую Васильев отдал лично Ю. П. Любимову, который положил маску в сейф, третья маска, которая предназначалась для семьи, Васильев передал Артуру Макарову.

В 1983 году Ю. Любимов уезжает в Лондон ставить там спектакль «Преступление и наказание», и вторая маска исчезает из сейфа… Противоречивая информация от разных лиц судьбу этой маски так и не раскрыла.

В. Янклович: «Скульптору Распопову, который делал фигуру Высоцкого, понадобилась маска, понадобилась для работы. Распопов решил обратиться к Дупаку (раз в театре – значит у директора). Дупак ответил, что маски у него нет, Любимов увез ее за границу… Но Петрович никакой маски за границу не увозил, она должна быть у Дупака…» Семья беспокоится тоже. Нина Максимовна Высоцкая приезжает в театр… Где маска? «Дупак повел нас в кабинет… Нет ключа от сейфа! Долго искали ключ. Открыли сейф в кабинете Любимова – маски нет. А Дупак говорит: «Я ничего не знаю. Маска была». – «Как же так, Николай Лукьянович!» – «Я буду искать». Звоню на следующий день: “Вы знаете, Нина Максимовна, обратитесь к Марине… Мы и вторую отдали ей…”»

Бронзовую маску не нашли, зато массово обнаружились гипсовые подделки. В 1990 году ленинградцем Александром Кисиленко в музей была передана гипсовая маска Высоцкого. Людмила Абрамова, работавшая в то время в музее, рассказала, что они с вдовой Ю. Васильева положили рядом оригинал посмертной маски Высоцкого и «ленинградскую версию»: «У «ленинградской копии» перепутаны правая и левая стороны. У настоящей маски на одну сторону уголок рта опущен, а у копии – на другую. Но вполне возможно, что это делал скульптор, причем скульптор неплохой, потому что определенное сходство там есть… Но делал по фотографиям. Вдова Васильева говорит, что это самостоятельная работа… Воссоздание, которое выдают за посмертную маску… Ведь Васильев снимал только лицо, потому что был сильный отек шеи, и он сделал только до подбородка… А на «ленинградской» работа очень глубокая: шея, уши, волосы… Причем волосы сделаны совершенно не так…»

Из книги Эдуард Мане автора Перрюшо Анри

Посмертная судьба Мане похоронили 3 мая 1883 года на кладбище Пасси.12 мая «La Vie moderne» писала: «По тому шуму, который вызывает смерть человека, можно очень точно определить, какое место занимал он при жизни. На следующий же день после смерти Мане вся пресса отозвалась на это

Из книги Сезанн автора Перрюшо Анри

Посмертная судьба Сезанн оставил 800 с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков. В каталоге работ Сезанна, составленном Лионелло Вентури, автор относит около 130 полотен к началу деятельности художника (до 1871 г.), 160 – к так называемому

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

Посмертная усталость «С Новым годом! С новым горем!» – написала в начале 1940-го Ахматова.Так он и начался, этот год: с нового горя, с провала наступления на Финляндию, с новых жестокостей, с новых смертей: 17 января расстрелян Бабель, 2 февраля – Кольцов и Мейерхольд… (Ирина

Из книги Жизнь Тулуз-Лотрека автора Перрюшо Анри

Из книги Шекспир автора Морозов Михаил Михайлович

XXVIII. ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА Пьесы Шекспира, как мы знаем из многочисленных источников, пользовались шумным успехом у зрителей «общедоступных» театров. Напомним уже цитированные нами слова современника Шекспира, Антони Сколокера, писавшего в 1604 году о том, что пьесы Шекспира

Из книги Запрещенный Тесла автора Горьковский Павел

Посмертная маска ученого Достигнув почтенного возраста, изобретатель продолжал жить в мире тайных встреч, резидентов конкурирующих разведок и паролей. Среди его новых знакомых были даже анархисты - люди, не признающие ни эксплуатации, ни иерархии, ни государства, зато

Из книги Скобелев: исторический портрет автора Масальский Валентин Николаевич

Глава VII. Последние дни. Смерть и посмертная судьба Когда до Петербурга дошла весть о парижской речи Скобелева, это вызвало к нему новый взрыв интереса и сочувствия, питавшийся как сенсационностью новости, так и содержанием речи. «В Петербурге только и разговору, что про

Из книги Великий Мао. «Гений и злодейство» автора Галенович Юрий Михайлович

Посмертная оценка Сталина и Мао Цзэдун Хрущев вспоминал: «На XX съезде КПСС мы осудили Сталина за его эксцессы, за то, что он произвольно репрессировал миллионы честных людей, и за его единоличное правление, которое нарушало принципы коллективного руководства. Сначала Мао

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Посмертная судьба ВСТУПЛЕНИЕ Потомством взвесится, Кто сколько утаил… Н.Гумилев Стихотворение гения возможно анализировать и через сто лет после его смерти, а что касается биографии - тут многое зависит от современников. Ответственность современников в том, чтобы

Из книги Александр Галич: полная биография автора Аронов Михаил

Из книги Роден автора Шампиньоль Бернар

Часть четвертая Посмертная судьба Последний путь 1В первом номере журнала «Посев» за 1978 год был напечатан редакционный некролог: «Отпевали Галича 22 декабря в переполненной русской церкви на рю Дарю. Присутствовали руководители, сотрудники и авторы “Континента”,

Из книги Пифагор автора Суриков Игорь Евгеньевич

ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА Почти до конца жизни Родена его искусство вызывало ожесточенные споры. Но время всё расставило на свои места. То, что казалось скандальным, постепенно стало восприниматься иначе, позволяя увидеть гениальность новатора. В XX веке не было другого такого

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Глава пятая. ПОСМЕРТНАЯ СУДЬБА

Из книги Рихард Зорге. Джеймс Бонд советской разведки автора Соколов Борис Вадимович

168. Моя посмертная судьба Ни там, где песня ангельских кларнетов Под меди звон встречает утро дня, Когда умру, не сыщете меня Среди присноблаженных силуэтов; Ни там, где ярким блеском самоцветов Под светочем небесного огня Горит на Божьем воинстве броня, - Но только в

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Посмертная слава Американцы, оккупировав Японию в сентябре 1945 года, получили доступ к документам японских спецслужб, в том числе, касающимся Рихарда Зорге и его группы. Документы эти сохранились не полностью. Часть их сгорела во время пожаров во время одного из

Из книги автора

Посмертная история трудов Леонардо Согласно завещанию Леонардо да Винчи все бумаги, книги и инструменты достались его ученику Франческо Мельци. Почти сорок лет Леонардо заносил в свои записные книжки схемы и рисунки изобретений, расчеты, научные гипотезы. Рисунки

Яркой звездой вспыхнул и погас в прошлом веке талант замечательного советского актера, поэта, композитора и исполнителя В. С. Высоцкого. Жизнь этого удивительно способного человека стала символом целого поколения. Сегодня благодаря видео- и аудиозаписям можно вновь услышать его голос и увидеть его лицо. Сохранилась и посмертная маска Высоцкого.

Однако именно она и стала сейчас предметом громких споров.

Когда и как был сделан слепок с лица Высоцкого?

Высоцкого была сделана в день его смерти, 25 июля 1980 года, по инициативе его последней жены актрисы Марины Влади.

По свидетельству очевидцев, Влади вызвала художника Ю. Васильева, который, при ее помощи, сделал три слепка: один должна была забрать жена, вторая оставалась для семьи, а третью предполагали отдать в театр.

Слепок руки актера художнику Васильеву сделать не удалось.

Однако в целом вопрос о том, как делали посмертную маску Высоцкого, остается до конца не раскрытым, потому что свидетели этого процесса сегодня говорят о разном.

Следует заметить, что само изображение и копии делались в спешке. Возможно, поэтому судьба их сложилась очень по-разному.

Что произошло с тремя "посмертными лицами"?

Посмертная маска Высоцкого, увезенная во Францию Мариной Влади, долго хранилась в ее доме.

Судьба двух остальных доподлинно не известна.

Дело в том, что, судя по воспоминаниям очевидцев, одна из них досталась сначала не семье, а друзьям Высоцкого, потом ее, по некоторым источникам, все-таки передали прямым наследникам поэта.

История с третьей копией лица еще более запутана: она была передана режиссеру Театра на Таганке Юрию Любимову, который убрал ее в сейф. Однако вскоре режиссер оказался за границей, а гипсовая копия загадочно исчезла. Ее долго потом искала мать Высоцкого, однако до сих пор судьба маски неизвестна.

Копии, сделанные художником Васильевым

Дело в том, что еще существовали копии маски, которые сделал сам художник Васильев. Некоторые из них он подарил друзьям Высоцкого, в частности, В. Золотухину. Потом эта копия была передана в музей.

Позже стали появляться копии, называемые «ленинградскими», так как были впервые обнаружены в Ленинграде. Сделаны они были профессионально, однако у них была перепутана левая и правая части лица, по сравнению с оригинальной маской. Это говорило о том, что скульптор, который их изготовлял, имел доступ только к плохой и перевернутой копии лица выдающегося поэта и композитора.

Решение Марины Влади о продаже вещей умершего мужа

Посмертная маска Высоцкого снова стала предметом разговоров и толков уже в 2015 году, когда стало известно, что последняя жена поэта и композитора француженка Марина Влади выставила ее, автограф стихотворения и некоторые личные вещи своего умершего мужа на продажу.

Поступок актрисы стал активно обсуждаться в русскоязычной среде. Некоторые друзья и коллеги Высоцкого достаточно критично оценили подобный жест со стороны Влади.

В своем интервью одной из российских газет сама актриса объяснила свое решение просто: она хотела бы переехать из частного дома в маленькую квартиру, поэтому часть вещей ей необходимо продать. Также Влади заметила, что решала расстаться со своим прошлым, чтобы смело смотреть в будущее.

Почему Марина Влади решилась на продажу?

Решение актрисы и вдовы Высоцкого настолько поразило наших сограждан, многие из которых являются поклонниками таланта В. С. Высоцкого, что сразу вызвало множество домыслов и пересудов.

Однако некоторые коллеги по цеху Высоцкого пришли к выводу, что решение продать вещи поэта пришло к его вдове после того, как сын Высоцкого Никита снял фильм под названием «Спасибо, что живой», где на весь мир рассказал о том, что его отец был законченным наркоманом. Вторая жена Высоцкого - Людмила Абрамова (мать его сыновей Аркадия и Никиты) - изображена в этом фильме сугубо положительно. А вот Марина Влади (которая стала третьей женой великого актера и композитора) является, скорее, персонажем отрицательным: вместо того чтобы помочь своему мужу, алкоголику и наркоману, она уезжает домой во Францию и тревожит его надоедливыми телефонными звонками.

Безусловно, это фильм не мог понравиться актрисе Марине Влади. Она оценила работу весьма критично, кроме того, ее не устроил факт того, что на актере, исполнявшем роль Высоцкого, была надета маска ее покойного мужа. Лицо актера (эту роль сыграл Сергей Безруков) буквально до мелочей повторяло облик Высоцкого.

Так что использовать копию лица покойного поэта и певца в своих целях и делать это весьма привольно первым решился сын Высоцкого.

Возможно, поэтому актриса Марина Влади продала посмертную маску Высоцкого. Ведь тем самым она как бы напомнила миру о том, что именно она является вдовой Высоцкого и хранительницей его вещей и документов.

Что было выставлено на аукцион?

На аукцион актриса выставила около 200 экспонатов, которые связаны с ее жизнью вместе с Высоцким. Это фотографии, сделанные в разные годы в Европе и в СССР, фото с кинопроб Высоцкого, автограф стихотворения поэта, посвященного Влади. Посмертная маска Высоцкого на аукционе заняла также важное место.

Так или иначе, актриса решила продать большую часть своего архива и семейного фотоальбома. Единственное, что сохранила она для себя - это личные письма Высоцкого.

Кто купил посмертную маску Высоцкого?

Журналисты, узнав о приближающемся аукционе, живо заинтересовались им. Самые проворные тут же обратились к сыновьям Высоцкого Никите и Аркадию, его второй жене Людмиле Абрамовой и друзьям поэта с вопросом о том, не хотят ли они приобрести вещи, выставленные Мариной Влади на аукционе.

Многие отказались от интервью и каких-либо комментариев по этому поводу, сославшись на то, что Влади продает принадлежащие ей вещи, поэтому имеет право делать все, что ей угодно.

Сын Владимирович говорил журналистам о том, что хотел бы выкупить автограф стихотворения своего отца.

В итоге аукцион состоялся без участия других родственников поэта. Вопрос о том, кто купил посмертную маску Высоцкого, был самым интригующим.

Покупателем оказался наш соотечественник - уральский бизнесмен и почитатель таланта барда Андрей Гавриловский. Бизнесмен заплатил за слепок лица Высоцкого 55 тысяч евро.

О том, что посмертная маска Высоцкого продана, передали даже новостные каналы российского телевидения. Это говорит о том, что Высоцкий до сих пор остается любимым актером и исполнителем многих наших соотечественников.

Как сложится судьба копии лица поэта и композитора?

Когда маска была приобретена русским бизнесменом на торгах, состоявшихся 25 ноября, это вызвало широкий общественный резонанс. Поклонники таланта Высоцкого искренне заинтересовались личностью покупателя - однако об этом человеке известно очень немногое.

Так, фактом является то, что Андрей Гавриловский основал в Екатеринбурге огромный музей Высоцкого, даже назвал его именем небоскреб. При этом сегодня до конца не известно, появятся ли купленные им вещи в его музее, так как бизнесмен живет за границей, а на Родине против него пытаются возбудить уголовные дела.

Мнение Людмилы Абрамовой

Разговоры о состоявшемся аукционе, на котором были проданы вещи Высоцкого, достаточно долго не умолкали. Журналисты писали о том, за сколько продана посмертная маска Высоцкого, кто стал ее новым владельцем, вспоминали слова покойного художника и скульптора Васильева о том, что с изображениями лица нужно обращаться очень бережно и т. д.

Журналисты взяли интервью по этому поводу и у второй жены Высоцкого, проживающей в России, Людмилы Абрамовой. К чести этой мужественной женщины, она вела себя очень достойно. Призывала журналистов не осуждать поступок Марины Влади, которая решилась на эту продажу. Указывала на то, что журналисты не могут знать тех причин, которые побудили Влади на это.

Говорила о Влади, что та еще много лет назад передала в музей Высоцкого на добровольной и безвозмездной основе множество фотографий и других документов. Абрамова объяснила, что она даже рада, что эти вещи выкупил русский бизнесмен, который искренно любит наследие ее мужа. Музей же Высоцкого не мог позволить себе таких трат, но это несущесвенно, так как в нем уже имеется много экспонатов, связанных с жизнью и творчеством замечательного русского барда.

В целом следует отметить, что история с продажей вещей Высоцкого не является чем-то негативным. Не стоит осуждать поступок Марины Влади, которая похоронила своего мужа 35 лет назад и имеет право на забвение и покой. Свои трудные отношения с Высоцким Марина Влади описала в автобиографических книгах.

А сегодня наступает новая эпоха - людей, которые уже не знали Высоцкого лично, но от всей души полюбили его песни, кинофильмы и спектакли.