«Религия в современном мире: культура и практика» (Фоторепортаж). Женская религиозность как специфический феномен

Хотя влияние религии в условиях социализма уменьшается, религиозность среди части людей еще сохраняется. Сознание некоторых советских людей отстает от социалистической действительности. Это особенно проявляется в сфере религии, ибо религиозное сознание в большей степени удалено от экономического базиса и изменяется медленнее, чем политические и правовые взгляды. Сила привычки, традиции предшествующих поколений отчетливо проявляются именно в религии, которая сохраняет известный запас представлений, унаследованных от прошлых исторических эпох.

Сохранение религиозности среди различных групп населения детерминируется комплексом причин, условий, факторов. Причины сохранения религиозности следует прежде всего искать в недостаточной развитости практики, социальных отношений и познания у части советских людей. На современном этапе развития социалистического общества отношения некоторых людей друг к другу и природе еще не всегда являются гармоничными в полной мере. Имеются люди, не участвующие в производственной, общественной и политической деятельности, не связанные или слабо связанные с социалистическими коллективами, не обладающие достаточными знаниями и культурой. Сохранение религиозности связано с наличием различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, с остатками старого быта.

В настоящее время еще не всегда природные силы находятся под сознательным контролем людей. Известно, что характер отношений общества и природы определяется уровнем развития производительных сил. За годы Советской власти производительные силы сделали в своем развитии гигантский скачок. В целом практическая производственная деятельность советских людей преобразовывает природу в соответствии с познанными закономерностями.

Но еще имеются такие сферы отношения общества и природы, в которых современный уровень развития средств труда и науки не обеспечивает в должной мере господства над природными силами, не исключает стихийных бедствий. Эта зависимость, обнаруживающаяся в некоторых сферах жизнедеятельности людей, может способствовать оживлению религиозных настроений.

Для некоторой части людей контроль над стихийными силами природы и управление общественными процессами осложняются их низким уровнем квалификации и образования. За годы Советской власти значительно возрос культурно-технический уровень рабочего класса. Большие сдвиги произошли в профессиональной структуре сельского населения, среди которого большую долю составляют механизаторы, специалисты сельского хозяйства. Великим достижением социалистического строя является быстрый рост уровня образования. Если, по данным переписи 1939 г., среди всего работающего городского населения СССР лиц со средним (полным и неполным) и высшим образованием было 24,2%, а на селе- только 6,3%, то перепись, проведенная в 1970 г., показала, что среднее и высшее образование имеют 75% трудящихся города и более 50% тружеников села.

И все же различия между умственным и физическим трудом пока продолжают сохраняться. Еще значителен процент промышленных рабочих с низкой квалификацией (I и II разряды) и неквалифицированных, с низким уровнем образования. Среди колхозников доля неквалифицироваиных работников с низким уровнем образования еще выше. Низкий уровень квалификации и образования части советских людей суживает возможности их участия в управлении процессами природы, ограничивает преобразующую роль их практической, производственной деятельности, затрудняет сознательное управление социальными процессами. Им трудно понять природные и общественные закономерности. Неквалифицированный труд не стимулирует повышения культурного и общеобразовательного уровня. Не удивительно поэтому, что, с одной стороны, именно в группе людей неквалифицированных, с низким уровнем образования наибольший процент верующих, а с другой - именно лица с низким уровнем квалификации и образования составляют большую часть членов религиозных общин.

Религиозные пережитки среди сельского населения более живучи, чем среди городского, что связано с наличием различий между городом и деревней. Деревня отстает от города по уровню механизации производственных процессов. Как было отмечено, религиозные группы вбирают в себя представителей групп населения с низким уровнем квалификации, образования, представителей старших возрастных групп и в большей пропорции, чем представителей других групп. В структуре сельского населения доля лиц с низким уровнем образования и квалификации выше, чем в структуре городского населения. На селе более действенны традиционные формы быта и взаимоотношений людей. Все это обусловливает большую распространенность религиозных взглядов и настроений среди сельского населения.

Сохранению религиозности способствует ограниченность социальных отношений части советских людей, узость их общественных связей. Наибольший процент верующих обнаруживается среди наименее социально активной части населения. Более всего подвержены влиянию религии лица, не участвующие в общественном производстве. Исследования в Пензенской области показывают, что если среди рабочих верующие составляют 6%, среди служащих - 4%, то среди пенсионеров их 39%, а среди домохозяек - 43% В составе религиозных общин преобладают лица, не участвующие в общественном производстве.

Узки социальные связи большинства верующих и в непроизводственной сфере. Исследования в Земетченском районе Пензенской области показали, что лишь 3,9% верующих принимает участие в общественной работе.

Низкий уровень социальной активности многих верующих создает благоприятную почву для включения последних в систему отношений в религиозной группе, для выполнения ими какой-то роли в религиозной общине. Это позволяет верующему находить выход своей активности. Показателен в этом отношении состав активистов религиозных общин. Материалы обследования, в Пензе позволили сделать вывод, что среди членов «двадцаток» в религиозных общинах: составляют пенсионеры (33%) около половины (45%) -домохозяйки. Следовательно, 78% состава, играющего активную роль в религиозной группе, составляют люди, оторванные от производственной и общественной деятельности.

Сохранение религиозности обусловлено и пережитками прошлого в сфере быта. Остатки старого быта особенно сказываются на положении женщины. Известно, что большинство верующих (около 80%) составляют женщины.

Социализм предоставил женщине равные права с мужчиной, открыл доступ во все сферы производственной, государственной, научной, культурной деятельности. Постоянно расширяется сеть общественно-бытовых учреждений, яслей, детских садов, школ-интернатов и т. д. Все это значительно освобождает женщину от прикованности к домашнему хозяйству, расширяет возможности активного участия в общественной деятельности. Однако остатки неравенства ее с мужчиной в быту продолжают сохраняться. Ведение домашнего хозяйства требует от женщины больших затрат труда, причем труда ручного, малопроизводительного и монотонного. Многие семейные женщины вынуждены заниматься исключительно домашней работой. Это обусловливает некоторое отставание части женщин в уровне образования, квалификации, социальной активности. Отсутствие у части женщин-домохозяек связей с коллективами, неучастие в производстве и общественной деятельности, способствует сохранению в их среде религиозных пережитков.

Условия, способствующие сохранению религиозности, могут быть связаны и с наличием других пережитков прошлого. Партия постоянно принимает меры к тому, чтобы в нашем обществе развивалась такая моральная атмосфера, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту уважительного и заботливого отношения к человеку, честности, требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью. Принципы морального кодекса строителя коммунизма становятся глубоко личным убеждением все большего числа советских людей. Однако не все еще освободились от пережитков прошлого, встречаются случаи стяжательства, клеветы, нечестности, пьянства, хулиганства, бездушного отношения к людям. Сталкиваясь с подобными фактами, отдельные люди утрачивают веру в свои силы. Пережитки могут создавать такое психологическое состояние у подвергшихся их действию людей, которое становится благоприятной почвой для сохранения религиозных взглядов и настроений.

При объяснении причин сохранения религиозности нельзя игнорировать влияние капиталистической системы. В современных условиях мировая система социализма является решающей силой в антиимпериалистической борьбе, в качестве важного фактора развития международных отношений выступают развивающиеся страны. Ряд положений Программы мира, выработанных XXIV съездом КПСС, благодаря мудрой политике Центрального Комитета по существу уже выполнены, сделаны реальные тнаги к устранению угрозы ядерной катастрофы. Однако опасность термоядерной войны в определенной мере стимулирует развитие эсхатологических и апокалиптических настроений среди верующих.

Империализм задерживал развитие нашей страны посредством войн. На каждые полтора года мирного строительства приходится год войны или восстановления разрушенного войной. Известно, какие огромные потери понес советский народ в последней мировой войне, развязанной германским фашизмом. Были разрушены 1710 советских городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень К Погибли миллионы рабочих, колхозников, интеллигенции. На долю советских людей выпали великие страдания, потери, материальные трудности. Были разрушены многие семьи: женщины остались вдовами, дети линщлись родителей, родители - детей.

Исследования показывают, что в военные и первые послевоенные годы наблюдался приток людей в религиозные общины. Показательны в этом отношении данные белорусских ученых о времени вступления в общины ЕХБ баптистов в возрасте 30-40 лет (исследования проводились в 60-х годах). До 1940 г. в общины вступило 2,4% баптистов указанного возраста, в 1941-1945 гг. - 14,3, в 1946-1950 гг. - 36,7, в 1951-1955 г. - 16,7, в 1956- 1960 гг.-21,4,^ 1961-1967 гг. -2,4%. Таким образом, наибольший процент обращения людей к религии приходится на послевоенные годы.

Капиталистическая система пытается оказать и идеологическое воздействие на советских людей с целью закрепления религиозных взглядов. Буржуазная пропаганда стремится укрепить всякого рода пережитки прошлого, пытается возбудить страх и тревогу за судьбы современного мира, иначе говоря, создать благоприятные социально-психологические условия для сохранения религиозности. Различные пропагандистские цептры капиталистических стран ведут и прямую религиозную пропаганду.

Сохранению религиозных пережитков способствует и деятельность религиозных организаций. Она направлена, с одной стороны, на удовлетворение религиозных потребностей верующих, с другой - на сохранение религии. Богословы пытаются найти действенные методы своей пропаганды, приспособить их к сознанию современного верующего. Модернизация религиозной идеологии и культа, совершенствование средств воздействия на психологию религиозных людей, специализация проповеди в зависимости от категории верующих (пожилые женщины, молодежь), привлечение рядовых верующих к активному участию в деятельности религиозных общии - все это призвано задержать процесс отхода от религии.

Религиозные организации придают важное значение участию рядовых верующих в распространении религии. Большую роль в сохранении религии играет религиозное воспитание в семье. Украинские ученые установили, что воспитание в религиозной семье оказало определяющее влияние на религиозность 82,7% обследованиях членов религиозных общин и бывших верующих. Именно в сфере семейных отношений рядовые верующие играют роль хранителей религиозных взглядов, настроений и действий.

Влияние верующих проявляется и в рамках таких групп, как «соседи», «деревня», «улица». Здесь представителям старшего поколения верующих иногда удается создать локальное общественное мнение, стимулирующее проявление религиозности и осуждающее уклонение от религиозного поведения. Это мнение в условиях микросреды может оказаться действенным для сохранения влияния религии.

Процесс преодоления религиозных пережитков сдерживается также недостатками, которые имеют место в организации атеистического воспитания. Еще встречаются факты просветительского подхода к преодолению религии, идейная борьба с ней иногда ведется в отрыве от решения экономических, социальных, культурных задач, от вовлечения масс в активную производственную и общественную деятельность. На некоторых предприятиях, в населенных пунктах, в районах мало внимания уделяется атеистической работе, отсутствует постоянно функционирующая система атеистического воспитания, однообразны формы и бедно его содержание. Большой вред делу борьбы с религией наносят факты администрирования. Далеко не все организации (школы, вузы, медицинские учреждения, печать, радио, телевидение) полностью используют свои возможности в развертывании атеистического воспитания. Не всегда атеистическое воспитание проводится дифференцированно, с учетом социально-демографической принадлежности, уровня образования, вероисповедной принадлежности тех или иных групп верующих. Если атеистическая работа ослабляется, то процесс преодоления религии затормаживается и создаются благоприятные условия для деятельности религиозных организаций, для усиления религиозной пропаганды.

Рассмотрение причин, способствующих сохранению религии, убеждает, что они носят временный характер и будут преодолеваться по мере движения нашего общества к коммунизму.

«Религия, - говорил К. Маркс в интервью корреспонденту американской газеты «Chicago Tribune», - будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм».

Процесс секуляризации значительно ускорился с вступлением нашего общества в период развитого социализма. Борьба за создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование общественных отношений, оптимизация управления всеми звеньями общественной жизни, воспитание гармонически развитой личности повышают социальную активность, расширяют социальные связи советских людей. Научно-технический прогресс все более увеличивает власть человека над природой. Постоянный рост культуры и образования масс позволяет всем советским людям глубже понимать объективные закономерности природных и общественных процессов. Улучшение воспитательной работы в целом и атеистической в частности ускоряет процесс формирования научного мировоззрения у всех тружеников советского общества, обусловливает неуклонное движение к обществу, свободному от религии.

Описание.

Глава I. Статус женщины в Исламе
Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

Выдержка из работы.

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А. С. ПУШКИНА»

Реферат

На тему

по

Выполнила: Красавина Марина Львовна,

Студентка 106 группы

Государственное и Муниципальное Управление

Санкт-Петербург

2009 год

Содержание

Введение 3

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе 4

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом 5

1.3 Одежда 7

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде 7

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе) 8

1.4 Понятие о разводе и его условиях 9

1.4.1 Условия развода 9

1.4.2 Порядок развода 10

1.4.3 Нежелательность развода 11

Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

2.1 Индуизм как религия 13

2.3 Женские движения 15

2.4 Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка 16

2.5 “Неприкасаемость” и рост самосознания далитов 17

2.6 Религия и протест 19

2.7 Образ женщины в современном христианстве 20

Заключение 22

Литература 28

    Введение

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Тема данной работы - «Женщины в религии Востока». Мы обратились к этой теме в связи с тем, что упорный рост насилия, направленного против женщин, как личного, так и на уровне институтов общества, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития социума и принятия решений. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие жизненная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное верование, будто женщины это обуза, делают их легкой мишенью для чувства гнева. Иногда, когда экономика испытывает упадок, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Повсеместно насилие к женщинам процветает потому, что оно проходит безнаказанным. Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Цель работы:

  • определить имеют ли три традиции - исламская, иудейская и христианская - единый взгляд на положение женщины или, напротив, они в этом вопросе различаются?
  • Определить, в иудаизме и христианстве положение женщины лучше, чем в Исламе?

Найти ответы на такие сложные вопросы нелегко. И первая трудность заключается в том, чтобы занять ясную и объективную позицию, или, по крайней мере, сделать для этого все возможное, ибо этому и учит Ислам. Другая большая трудность - широта предмета.

В связи с этим задачей работы является рассмотрение статуса и положения женщины в трех религиях: Исламе, Индуизме и Христианстве.

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

3. Три религиозные системы поразительным образом различаются в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.

Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего:"А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Евангелие от Матфея, 5:32).

Такой бескомпромиссный идеал является, без всякого сомнения, недостижимым. Он предполагает такой уровень морального совершенства, которого человеческие общества вряд ли когда-либо смогут достичь. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, то запрет на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не является ни эффективным, ни разумным. Неудивительно, что весь христианский мир добился разрешения на развод.

Иудаизм, с другой стороны, позволяет развод без всякого повода к нему. В Ветхом Завете мужу дается право на развод с женой, если она ему просто не нравится: "Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жены, после того, как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел" (Второзаконие, 24:1-4).

Вышеприведенные стихи вызвали серьезные дебаты среди еврейских теологов, у которых возникли разночтения таких слов, как "неприятный"(displeasing), "непристойность" (indecency), "отвращение" (dislike), упомянутых в стихах. В Талмуде "зарегистрированы" эти разные точки зрения: "Школа Шаммай придерживается мнения, что муж не должен оставлять свою жену, пока не обнаружит ее вины в половых отношениях, в то же время, согласно учению Хиллел, считается, что он может развестись с ней, даже если она просто разбила блюдо в его доме. Ребе Акиба говорит, что развод возможен, если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена" (Гиттин, 90 а-б).

Новый Завет придерживается шаммаитской школы, иудейские же законы основаны на мнении последователей гиллелитской школы и Ребе Акиба. Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой причины на это.

Ветхий Завет не только дает мужу право разводиться с "разонравившейся" женой, он считает развод с "плохой" женой обязанностью мужчины: "Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина - источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя" (Екклесиаст, 25:25).

Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина, и после совершения которых, муж обязан дать ей развод: "Если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, в каждом случае, как говорит ребе Мейер, она должна покинуть своего мужа" (Гиттин, 89а).

Талмуд также рекомендует развод с бесплодной женой (у которой нет детей в течение десяти лет): "Наши ребе учат: если муж взял себе в жены женщину и прожил с ней десять лет, и она не зачала, он должен дать ей развод" (Е.,64а).

Жены, напротив, по иудейскому праву не могут быть инициаторами развода. Еврейская жена, однако, может просить права на развод перед иудейским судом в случае, если у нее существуют для этого веские причины. Существует совсем немного таких причин, в соответствии с которыми женщина может обратиться с просьбой о разводе. Эти основания таковы: наличие у мужа физических недостатков или кожной болезни, или в случае невозможности мужем выполнять свои супружеские обязанности и т.п.

Суд может поддержать просьбу женщины о разводе, но не может расторгнуть брак. Только ее муж может расторгнуть брак с ней, выдав ей разводное письмо. Суд может осудить, наложить штраф, взять под стражу, вынести общественное порицание с тем, чтобы заставить его выдать необходимое разводное письмо его жене. Однако если муж достаточно упрям, он может отказаться дать жене развод и она будет связана с ним. Хуже того, он может покинуть ее, не дав развода, и она будет незамужней и неразведенной.

Он же имеет право жениться на другой женщине или сожительствовать с незамужней женщиной без совершения свадебного обряда и иметь от нее детей, которые в соответствии с иудейским правом будут считаться законнорожденными. Покинутая жена, напротив, не сможет выйти замуж за другого человека, пока она является замужней перед законом и не может сожительствовать с другим мужчиной, поскольку в этом случае она будет считаться прелюбодейкой, а ее дети от этой связи будут считаться вне закона на десять последующих поколений.

Женщина, находящаяся в таком положении, называется "агуна" ("связанная") . В США сегодня по приблизительным данным от 1000 до 1500 таких женщин, а в Израиле их около 16000. Мужья способны вымогать тысячи долларов у своих "связанных" жен за дачу разводного письма по еврейскому закону.

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их матримониальные отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод) , более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "кула".

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" (Коран, 4:20).

Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра ], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра , при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, - нечестивцы" (Коран, 2:229).

» Положение женщины в мировых религиях

Одним из ложных представлений об исламе, который закрепился в современном обществе, является стереотип «униженного» положения женщины-мусульманки . В этой статье приводятся факты, рассеивающие это заблуждение, и рассказывающие о том, какое место женщина занимает в других религиях.

Женщина — она и мать, и сестра, и дочь, и жена, и бабушка. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин контролируется Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. Вопреки бытующему мнению, ислам отводит женщине особое место и высокое положение в семье и в обществе.

Женщина в древнем мире

«Нет ничего пагубнее женщины», «четыре рабочих вола за одну жену», «Любовь к женщине — это яд», «огонь, женщина и море — три бедствия» — вот, что писали Гомер, Эзоп Сократ и другие великие мужи Древней Греции . В этих кратких фразах ярко охарактеризовано отношение мужчин к женщинам в древнюю эпоху. Женщина в то время была бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не могла распоряжаться даже личным имуществом. Она могла «делить с мужем ложе, но не трапезу», как утверждают историки. Позднее, уже в Древнем Риме , согласно законодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж, и все ее имущество переходило во владение мужа, жена покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт.

В Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. В случае смерти мужа в Индии жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Эта безжалостная традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней. У многих древних народов влиятельный человек, будь то предводитель племени или рода, шаман, хан, жрец, или князь, пользовался по отношению к невесте правом первой ночи. У большинства народов Аляски и других народов традиция права первой ночи существует и сегодня. Подобная традиция была распространена у многих народов, ныне исповедующих ислам.

В Египте муж немедленно сжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии , если женщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж со спокойной совестью отрезал ей уши. После смерти мужа жена оставалась полностью в распоряжении его семьи и была обязана выйти замуж за одного из его родственников. В Древней Руси брака не существовало вовсе. Девиц доставали себе уводом и похищением в неограниченном количестве. Подобных примеров можно приводить еще очень много. Однако и перечисленного вполне достаточно, чтобы понять отношение мужчин к женщине в древности.

Женщина в иудаизме

«Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой» (Бытие; 3:15) .

Женщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. Согласно Талмуду, еврейскому религиозно-юридическому кодексу, муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме или если муж найдет другую женщину, красивее нее. В принципе, в иудейском законе доминирует точка зрения, согласно которой муж имеет право на развод без всякой на то причины. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течение десяти лет и т.п. Сама же жена не имеет право на развод.

Иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в семье и в обществе. Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала. Согласно Талмуду, жена — послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения мужчине.

Женщина в христианстве

Рассмотрим предписания Библии, проливающие свет на основы неравенства женщины. По Закону Моисея, жена должна быть обручена. Объясняя это понятие, Библейская Энциклопедия утверждает: «Обручить жену с собой — значит просто завладеть ею, купив за деньги» . С юридической точки зрения, для легализации ее замужества согласия девушки не требовалось, и необходимость в нем нигде в Законе не указывается.Что касается права на развод, то таким правом обладал лишь мужчина. Вот, что пишет по этому поводу Библейская энциклопедия: «Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись с нею, разумеется, само собой» .

В своей книге Супружество на Востоке и на Западе Давид и Вера Мейс писали: «Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства».

Женщина в раннем христианстве представляется «вратами ада», «матерью всех земных зол» , она была обвинена в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Ей приписывались все несчастья, которые она принесла миру. Как говорится в Библии: «…. и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2:14-15) . Объясняя эти стихи, христиане говорят: «Понимать нужно так; будет спасена, будет рожать детей (чародие), если будет жить с верой». Пожалуйста — и у женщины, как видим, есть шанс попасть в Царство Небесное. Правда, для этого нужно познать всю прелесть чадородия (материнства). У нерожавшей женщины шанс спастись резко снижается.

Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан, один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, который впервые выразил концепцию Троицы: «Знаете ли вы, что каждая из вас — Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы — та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога — мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть» .

Как можно вообще говорить о правах женщины в христианстве, если долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу! В 585 г. Маконский церковный собор (г. Маконе, Франция) принял решение о том, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-таки имеется некое подобие души. Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому полу привели к отрицательному, потребительскому отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

Женщина в исламе

Целью данной главы не является принижение иудаизма или христианства. Все мусульмане с одинаковым почетом относятся к Моисею и Иисусу (мир им), как к великим пророкам Всевышнего Аллаха. Однако положение женщины в этих религиях существенно отличается от того, что мы наблюдаем в исламе. Всем известно, что у арабов до прихода ислама считалось позором рождение в семье девочки, и существовал обычай хоронить девочек заживо. Даже сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует) застали эту ужасную традицию. Но все изменилось с началом ниспослания откровения.

«О люди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин» (Коран,4:1) ;

«Он (Аллах) — тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее» (Коран, 7:189) ;

«Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют?» (Коран, 16:72) .

Исламские ученые, объясняя эти аяты, полагают, что нет текстов, ни древних, ни новых, которые бы рассматривали человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это представлено в Коране.

В отличие от христианства и иудаизма, ислам не обвиняет женщину в грехопадении Адама. В Коране об этом не говорится ни слова. Более того, всю вину и ответственность Всевышний возлагает на Адама: «Прежде Мы (Аллах) заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли. Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только иблис (сатана) отказался. Мы сказали: «О Адам! Это — враг тебе и твоей жене. Пусть же он не выведет вас из Рая, а не то ты станешь несчастным. В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя». Но иблис стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?» Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себя райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение» (Коран, 20:115-121) .

Многоженство в мировых религиях

Другой немаловажный вопрос будоражащий воображение современных обывателей — это вопрос многоженства, или полигамии. В энциклопедии Брокгауза-Ефрона читаем: «Полигамия — многоженство: обычай, существовавший у большинства народов во всех частях света и существующий еще местами и теперь, как у менее культурных племен Африки, Меланезии, Америки и т. д., так и у более культурных, исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Обыкновенно, полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является — по крайней мере, первоначально, а фактически (например, у султанов, шахов и т. д.) еще и теперь — неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жен (напр. у мусульман — четырьмя). У индусов закон ввел моногамию только у судров, людей низшего и бедного класса; в касте ваисиев можно иметь 2 жены, в касте воинов — 2 или 3, в касте браминов — до 4. Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами». Как видно из этого определения многоженство было распространено во многих человеческих обществах.

Талмуд рекомендует иметь не более четырех жен. Среди европейских евреев многоженство было распространено вплоть до XVI в. У восточных евреев многоженство существовало до тех пор, пока они не эмигрировали в Израиль, где оно запрещено гражданским законодательством. Однако религиозный закон, в ряде случаев имеющий преимущество перед гражданским, допускает наличие у одного человека нескольких жен.

Библия в свою очередь отнюдь не запрещает многоженство, напротив Ветхий Завет подчеркивает законность полигамии. «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены сердце его» (3 Царств 11:1-3) . И о царе Давиде говорится, что у него было множество жен и наложниц: «И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона» (2 Царст 5:13). Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены сестер: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее» (Левит 18:18) .

А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей книге «Новый взгляд на многоженство», «…нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство». Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил. В то же время выдающийся церковный деятель, богослов, христианский писатель, Отец и Учитель Церкви Св. Августин (Аврелий Августин (354-430 гг.)) писал: «Сейчас, в наше время и согласуясь с римским обычаем, не допускается более брать себе вторую жену». Фактически Римская Церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, институт наложниц и проституцию. Осознавая не каноничность данного запрета, африканские церкви и африканские христиане часто напоминают своим европейским братьям, что запрет на полигамию является не исконно церковно-христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией.

Коран также допускает многоженство, однако, не без ограничений: «Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, — на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной» (Коран 4:3) . Таким образом, именно Коран, в противоположность Библии, ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Но не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.

Еще один немаловажный вопрос, о котором забывают все, кто начинают обсуждать вопрос многоженства это то, что многоженство в исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену. Библия, напротив, в некоторых случаях навязывает многоженство. Так, согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия: «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Бытие 38:8-10) .

Следует также отметить, что в большинстве мусульманских стран многоженство представляет собой довольно редкое явление, а количественная разница между мужчинами и женщинами не столь велика. Можно с уверенностью сказать, что полигамные браки в мусульманском мире гораздо более редки, чем внебрачные связи на Западе, где де-юре отказываются от многоженства, де-факто давно с этим смирились.

Хиджаб

Наконец, следует пролить свет на самый яркий, с точки зрения Запада, символ угнетения и дискриминации женщин — Хиджаб, или головное покрывало. Действительно ли в иудео-христианской традиции отсутствует такое явление, как покрывание головы женщинами? Как указывает профессор библейской литературы раввин Менахем Брайер в своей книге «Еврейская женщина в раввинистической литературе», у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе, как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Автор приводит слова одного из древних учителей: «Не годится дочерям Израиля выходить с непокрытой головой». «Да будет проклят тот мужчина, который позволяет своей жене показывать ее волосы… женщина, которая выставляет напоказ свои волосы в качестве украшения, приносит бедствия» .

Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается «нагой». При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности. Иногда головное покрывало в гораздо большей степени символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа. Женщины из низших слоев часто носили головное покрывало, чтобы произвести впечатление обладания более высоким социальным статусом.

В Европе еврейские женщины продолжали покрывать голову вплоть до XIX в., когда их жизнь стала более тесно связанной с окружавшей их светской культурой. Некоторые еврейские женщины стали тогда носить парик в качестве своеобразного головного покрывала. Сегодня, даже наиболее набожные из них не покрывают голову уже и в синагоге, однако, некоторые, например, представительницы хасидов (религиозно-мистическое течение в иудаизме), продолжают носить парик.

Что касается христианства, то известно, что католические монахини испокон веков покрывали голову. Весьма интересны высказывания Св. Павла в Новом Завете относительно покрывания головы женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:3-9) .

Из всего вышесказанного следует, что обычай покрывать голову женщинам, не был изобретен исламом. Однако он был поддержан исламом. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею: «… Скажи (О, Мухаммад) верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что недозволенно им] и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, ладоней и стоп); пусть закрывают покрывалами вырез на груди…» (Коран 24:30-31) . «О Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои. Так легче будет отличить их [от служанок и рабынь], и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (Коран 33:59) .

Единственной причиной предписания женщинам покрывать голову, тело является их защита. В отличие от христианства, покрывало в исламе не является знаком мужской власти над женщиной; в отличие от Иудаизма, оно не является знаком особой выделенности знатных замужних женщин. В результате этого краткого обзора становится очевидным тот факт, что ислам определил особенное положение женщине в обществе. Возвеличил ее в качестве, сестры, дочери, жены, матери. А все безосновательные упреки в адрес ислама не более чем «мифы», которые при детальном рассмотрении не выдерживают элементарной критики.

Эльдар Зиганшин.
Специально для сайта » www.whyislam.ru — Почему Ислам?«

Введение

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом

1.3 Одежда

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе)

1.4 Понятие о разводе и его условиях

1.4.1 Условия развода

1.4.2 Порядок развода

1.4.3 Нежелательность развода

Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

2.1 Индуизм как религия

2.3 Женские движения

2.4 Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка

2.5 “Неприкасаемость” и рост самосознания далитов

2.6 Религия и протест

2.7 Образ женщины в современном христианстве

Заключение

Литература

Введение

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Тема данной работы - «Женщины в религии Востока». Мы обратились к этой теме в связи с тем, что упорный рост насилия, направленного против женщин, как личного, так и на уровне институтов общества, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития социума и принятия решений. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие жизненная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное верование, будто женщины это обуза, делают их легкой мишенью для чувства гнева. Иногда, когда экономика испытывает упадок, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Повсеместно насилие к женщинам процветает потому, что оно проходит безнаказанным. Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Цель работы:

· определить имеют ли три традиции - исламская, иудейская и христианская - единый взгляд на положение женщины или, напротив, они в этом вопросе различаются?

· Определить, в иудаизме и христианстве положение женщины лучше, чем в Исламе?

Найти ответы на такие сложные вопросы нелегко. И первая трудность заключается в том, чтобы занять ясную и объективную позицию, или, по крайней мере, сделать для этого все возможное, ибо этому и учит Ислам. Другая большая трудность - широта предмета.

В связи с этим задачейработы является рассмотрение статуса и положения женщины в трех религиях: Исламе, Индуизме и Христианстве.

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -это глава семейства, а жена - хозяйка дома.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

Глава 15

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКЕ

Человечество делится на две половины: мужчины и женщины. Роковое противопоставление мужчины как "господина", "главы", "вершителя судеб" женщине как существу второстепенному, созданному из ребра Адама [Существует еще одна версия о создании мира как равнозначного акта для мужчины и женщины: "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину в женщину сотворил" (Первая книга Моисеева Бытие).], в какой-то мере обусловливает дисгармоничность общественного устройства, влияет на социальное неравенство мужских и женских ролей.
Женщина по имени Ева первой сорвала запретный плод с древа познания. Ее имя навсегда осталось в памяти человечества, а познание привело к обесценению женщины и сделало ее воплощением греховности. История доносит до нас весьма противоречивый образ женщины - Евы и Девы. В нем заключается светлое и темное, возвышенное и низменное, доброе и плохое, ангельское и дьявольское.
В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последняя занимала подчиненное положение, выполняя свои домашние и материнские обязанности. Тем не менее в глубокой древности были времена, когда женщина играла выдающуюся роль в общественной жизни, о чем свидетельствуют историки и археологи. Это была эпоха матриархата.
В большинстве городов-государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, и им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участие в управлении городом, им не разрешалось наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщины даже не могли делать покупки вещей, стоимость которых превышала определенную сумму. В течение всей жизни они подчинялись родственникам по мужской линии - сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну.

Знаменитый греческий философ Сократ говорил: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Философ Аристотель, учитель Александра Македонского, считал, что "женщина является женщиной в силу отсутствия мужских свойств, поэтому мы должны видеть в женщине существо, страдающее природной неполноценностью". А Гиппократ из Эфеса полагал, что лишь дважды радуется тебе жена: в день свадьбы и в день похорон.
"Сотворение из ребра" послужило основой для серьезных нападок на женщину. Ведь в Библии говорится, что после сотворения Адама Бог вдохнул в него бессмертную душу, а относительно Евы нет никаких указаний - вдохнул Бог в нее душу или нет. Вопрос, есть ли душа у женщины, вызывал среди духовенства большие споры. Многие стали даже сомневаться, является ли женщина вообще человеком. В 585 г. христианские священники на масонском Вселенском Соборе специально обсуждали этот вопрос и после долгих дискуссий большинством только в один голос формально признали, что женщина имеет душу. Такое поистине "героическое" признание оказалось возможным благодаря тому спасительному месту писания, где указывается, что сын Божий Иисус Христос был в то же время сыном человеческим, так как мать его Мария была человеком.
Тем не менее современники подвергли сомнению это решение и в течении многих веков к рассмотрению данного вопроса обращались вновь и вновь. Так, в 1690 г. во
Франкфурте вышла книга под названием "Женщина не человек", а в 1750 г. в Лейпциге появилась книга "Любопытное доказательство, что женщина не принадлежит к человеческому роду". Для эпохи Средневековья была характерна так называемая "охота на ведьм". Так вот, по подсчетам специалистов, соотношение мужчин и женщин, казненных инквизицией, составляет 1:20, а некоторые считают что 1:100 и даже 1:1000.
Прошли века, а мнение не изменилось. Огюст Конт, известный ученый, философ, которого принято считать родоначальником социологии, писал, что неравноправное положение женщины в обществе определяется "естественной слабостью женского организма, общественного равенства между мужчиной и

"Грехопадение". Картина художника Лукаса Кранаха. XVI в.

Женщиной не может быть, а исключительное призвание женщины - семейные обязанности". А вот как определялась роль женщины в "Книге о супружеской жизни", вышедшей в свет в 1943 г. в Европе: "Долг женщины по отношению к ее мужу состоит в том, чтобы служить ему со смирением, быть скромной в речах и одежде, следить за порядком в доме и вести хозяйство". И это все!
На протяжении многих веков во всех странах мы видим женщину, закрепощенную семьей и государством. На Руси существовал домострой, и когда девушка выходила замуж, то отец передавал мужу плеть, что символизировало передачу власти.
В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине-ведьме и множество женщин стало его жертвами. В конце XIX в. миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей. В XX в. в бывшем Советском Союзе господствовал миф о суперженщине: матери, работнице и общественной деятельнице одновременно.
Следует также упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: "Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше ее декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту". Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни "лишних" дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек.

"В детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности - мужу, после смерти мужа - сыновьям... Женщина никогда не должна быть свободна от подчинения", - гласят индийские "Законы Ману". "Благодарю тебя, Господи, что ты не сотворил меня женщиной!" - повторяет в молитве ортодоксальный иудей. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господину, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви", - настаивает Библия (Послание к Ефесянам). "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими" - увещевает Коран (сура 4, аят 38). Сказанное достаточно убедительно говорит о том, что во всех религиозных уче-

Ниях утверждается правомерность неравноправного положения женщин в обществе, а потому вполне оправданным кажется утверждение о том, что религия не беспола, она мужского рода".
В священных писаниях получило отражение "всемирно-историческое поражение женского пола, сопряженное с ниспровержением материнского права, устранением женщины из общественного производства, что было детерминировано коренными социально-экономическими изменениями, ибо известно, что самым важным ключом к статусу женщин повсюду является степень ее участия в экономической жизни, ее контроль над собственностью и продуктами своего труда, зависящими, в свою очередь, от существующей в обществе системы власти" [Смелзер И. Социология. - М., 1994.].
Патриархальный характер общественных отношений практически не подвергался сомнению в течении многих веков. Религиозные институты выступали непреклонными стражами и гарантами патриархального мироустройства, и только XVI в. - век Реформации, когда произошли радикальные перемены в христианстве, вызванные зарождением и развитием в недрах феодализма новых, буржуазных отношений, принес с собой ветры "феминистского возрождения". Краткий промежуток между Лютером и Кальвином дал женщинам миг свободы, который они не преминули использовать: "Как у вынесенных на солнечный свет растений, до этого долгое время находившихся в темноте, их реакция на непривычный свет и тепло была чудодейственной" [Крис Огден. Маргарет Тэтчер - женщина у Власти. - М., 1992.]. Беатриса Галиндо, Франческа де Лебрикса, Катерина Арагонская, королева Мэри, Анна Бэкон, Джейн Грей, Маргарет Ропер, Мэри Сидней - вот некоторые имена выдающихся женщин начального периода Реформации.
Ветры благотворных перемен, хотя еще очень слабые и кратковременные, стали ощущаться вновь XVIII в. В период буржуазных революций во Франции и Америке, выдвинувших лозунг: "Свобода, равенство и справедливость!", возросла политическая активность женщин. Но стоило улечься революционным бурям, как общество поспешило предать забвению женский вклад в победу: поголовно мужским оказывалось представительство во всех законодательных и исполнительных органах государства, женщины по-прежнему оставались лишенными элементарных политических и экономических прав.
Только в XX в. движение против дискриминации приобрело необратимый характер. С каждым десятилетием, особенно с 60-х гг., оно набирает силу, в его ряды включаются представительницы самых различных слоев современного общества.
Неуклонный рост вовлеченности женщин в сферу общественного производства убедительно свидетельствует о том, что пересмотр их социального статуса становится объективной необходимостью. Однако темпы и безболезненность реализации

Указанной закономерной тенденции зависят не только от материального развития общества, но и от факторов идеологического порядка. К числу таковых, в частности, относятся стереотипы, поддержание которых в сознании людей в огромной степени зависит от религии и ее институтов.
Могут ли мировые и национальные вероучения измениться таким образом, чтобы содействовать общественному прогрессу, компонентом которого является ликвидация дискриминации женщин? На этот вопрос даются разные ответы.
Одни - наиболее консервативно мыслящие - считают такого рода идеи неуместными, противоречащими духу самой религии. Другие, их число наиболее значительно, готовы и стремятся в той или иной мере реформировать традиционные вероучения. Известно, например, что индуистским реформаторам удалось добиться отмены ряда религиозных предписаний и даже законодательного запрета некоторых из них. В частности, в 1892 г. была запрещена практика самосожжения вдов - сати, в 1896 г. вдовам официально разрешили вторичное замужество, хотя до сих пор очень немногие пользуются этим правом. В 1929 г. был принят закон о детских браках, запрещающий замужество девочек до 14 лет. Наконец, Конституция Индийской республики 1950 г. в ст. 14 и 15 раздела об "Основных правах" провозгласила равенство граждан независимо от пола. Тем не менее все эти законодательные акты и даже то обстоятельство, что в течение довольно длительного времени индийское правительство возглавляла Индира Ганди, не позволяют констатировать наличие в стране фактического равноправия женщин и мужчин. По-прежнему бесчисленны вопиющие факты дискриминации женщин, о чем свидетельствует сохраняющаяся практика сати, возрастание выкупа за женихов (даури) и т.п. Примечательно, что все обычаи, унижающие женщин, имеют религиозное обоснование.
Женский вопрос оказался наиболее сложным для реформаторов ислама. Даже те из них, которые подвергали радикальному переосмыслению основополагающие представления мусульманства о бытии, о божественном всемогуществе и свободной воле человека, о соотношении веры и знания, религии и науки, которые предлагали пересмотреть положения шариата, касающиеся политического и социально-экономического устройства обществ, не решались в полный голос требовать изменения сугубо патриархальной ориентации ислама. Самое большее, на что решаются мусульманские реформаторы, это на смягчение наиболее вопиющих по своей несправедливости предписаний, касающихся узаконенного исламом многоженства, односторон-


Рис. Мери Годвин (1759-1797), одна из первых английских женщин-феминисток

Него мужского права на развод, обязательности ношения хиджеба (покрывала), символизирующего затворничество женщин.
О слабости или об отсутствии вообще какого-либо движения за эмансипацию женщин в мусульманском мире говорит действующая в большинстве исламских стран законодательная практика, по-прежнему соответствующая средневековому шариату. Более того, наблюдаются отказ от некоторых ранее достигнутых подвижек и восстановление самых жестоких в отношении женщин мусульманских предписаний (особенно показателен в этом смысле пример Ирана).
Наибольший размах реформаторское движение, направленное на ликвидацию дискриминации женщин, получило в христианском мире, что, безусловно, связано с общественным прогрессом, характерным для большинства стран Запада. Несомненным достижением этого движения является допуск женщин к церковной иерархии, хотя, конечно, число женщин-священников далеко не пропорционально их представительству в конфессиональной общине, и они по-прежнему отсутствуют в высших эшелонах церковной власти. Как справедливо отмечают феминистки, христианство все еще остается "мужской религией", поддерживающей стереотипы, дискриминирующие женщин. Этому способствуют, в частности, следующие представления.
Во-первых, "мужской образ" Бога. В Ветхом Завете Бог не имеет пола, однако на протяжении всей своей истории Церковь возглавлялась мужчинами, они же выступали толкователями Священного Писания, при ссылках на Господа использовались исключительно местоимения мужского рода, христианская Святая Троица состоит из "мужских терминов" (Бог отец, Бог сын и Святой Дух) и т. д. Все это привело к укоренению в общественном сознании представление о том, что Бог мужского рода.
Во-вторых, история божественной предопределенности подчиненного положения женщины. Основания к этому усматривают-


Рис. "Явление Христа Марии Магдалине". Картина художника Александра Иванова.

Ся в библейской истории о сотворении человека, в соответствии с которой женщина (Ева) была сотворена из ребра Адама для того, чтобы служить мужчине.
В-третьих, две ипостаси женщины в христианской символике: Ева и святая Мария. В первой - олицетворение Зла, ибо ответственность за грехопадение человека несет Ева, в другой - абсолютная непорочность, вечная женственность. Феминистки считают, что христианская теология содействовала распространению символики, отражающей мужские идеи о сексе: сексуальное зло - блудница, сексуальная чистота - девственница, сексуальное воспроизводство - мать. "Описание женщины в категориях девственницы, невесты и матери означает отношение к ней исключительно в рамках секса", в то время как никому не приходит в голову свести характеристику мужчины к категории "непорочного мужа и отца" [См.: Марио Р. Дедерикс. Хиллари Клинтон. - М., ИСЭН, 1995; Силласте Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социс. 1995, №4.].
В-четвертых, "божественное доказательство" более низкой по сравнению с мужской природы женщины (чему и должно соответствовать ее подчиненное положение), которое христианские церковники видят в посланиях Апостола Павла. При этом, как бы в подтверждение, цитируются слова из первого Послания коринфянам, запрещающие женщине молиться с открытой головой, в то время как "муж не должен покрывать свою голову, потому что она есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужу, ибо не муж создан от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа", а также упоминавшиеся выше строки Послания к ефесянам и наставления из первого Послания к Тимофею: "Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева".
Реформаторски мыслящие теологи и церковное руководство под давлением феминистского движения и принимая во внимание изменения, происходящие в современном обществе, прибегают в ряде случаев к новой интерпретации Священного Писания и христианских традиций с целью отказа от установок, наиболее откровенно дискриминирующих женщин. Однако определенная часть феминисток считает такого рода реформаторство бесперспективным, а потому выдвигает идею создания собственной "феминистической религии", или "женской спиритуальности". "Спиритуаль-ный феминизм" - не однородное движение, оно объединяет поклоняющихся Богине (goddess) теоретиков матриархального футуризма, приверженцев ведьминс-кой практики и др. При всем разнообразии феномена, условно именуемого "феминистской религией", можно выделить нечто общее. Это прежде всего то, что дихотомирующему принципу (от греч. dichotomic - разделение на две части) патриархального мировоззрения противопоставляются целостность и единобытие, присущие жен-

Скому мировосприятию. Единобытие предполагает гармонию тела и разума, плоти и духа, теории и практики, слова и дела. Целостность означает также единство природы и человека, с особой полнотой ощущаемое женщиной. Женщина - это природа, вкладывающаяся в природу. Поэтому делается следующее заключение: в отличие от патриархального менталитета, конфликтующего с природой, насилующего ее своим безумным вмешательством, феминистский менталитет несет в мир гармонию, спасение от экологического кризиса.
Господу как силе трансцендентной теоретики "феминистской религии" противопоставляют божество женского рода. Боги исторического иудаизма и христианства не подходят современным женщинам, а потому будут отвергнуты и заменены новыми женскими формами религиозной экспрессивности. Согласно "спиритуальному феминизму", богиня не противостоит природе, не трансцендентна по отношению к ней, напротив, она - часть природы и находится во взаимодействии с естественными силами, признавая их не как нечто иное, подлежащее покорению, а другое измерение себя. Феминистская спиритуальность - это по сути дела экологическая форма поклонения.
Хотя приверженцы "спиритуального феминизма" полагают, что в основе философии их религии лежит идея единобытия, им самим преодолеть критикуемый дихотомизм не удается. По существу, их мысль не выводит человека за пределы того же мира раздвоенности, вину за существование которой они возлагают на "мужскую культуру". Разница в конечном счете состоит лишь в выборе приоритетов. Если, скажем, патриархальная культура акцентирует значимость разума и культуры, то "женская" отдает предпочтение интуиции и природе. Патриархальные мифы замещаются матриархально ориентированным мифотворчеством, идеализирующим систему, основанную фактически на доминировании женщин.

В проекте конституции одного из лидеров движения декабристов - Никиты Муравьева - можно найти важную оговорку: "Женщина не только не является субъектом политических прав, но ей даже запрещено присутствовать на открытых заседаниях высшего законодательного органа". Двухпалатный парламент во время своих
заседаний обычно допускает присутствие зрителей, но женщинам и несовершенолетним (т.е. мужчинам моложе 21 года) всегда возбраняется вход в Палаты [См.: Дружинин И. М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX веке. - М., 1985.].

Такой взгляд на политическое равноправие женщин в 20-е гг. XIX в. казалось вполне естественным не только в России, но и в Европе. И так же естественно, что по мере развития идей женской эмансипации этот взгляд должен был рано или поздно подвергнуться существенному пересмотру. Освобождение женщины от мужского патронажа, выход за пределы треугольника "церковь - кухня - дети" предполагали ее полноправное участие в жизни гражданского общества. Потенциально в этом заключался вопрос о предоставлении женщинам политических прав, т.е. прежде всего права избирать и быть избранной в органы законодательной власти. Собственно говоря, основным содержанием эмансипационных движений во второй половине XIX в. и в XX в. в Европе и Америке была борьба за женское юридическое и политическое равноправие.
Важным изменением в социальном статусе женщин явилось получение ими избирательного права. В начале века женщины во многих странах получили это право и стали принимать участие в политической жизни общества. Первыми добились успеха в обретении избирательных прав финские женщины (1905), затем норвежские и датские. В 1918-1920-х гг. право голоса получили женщины Бельгии, Германии, Польши, Канады, США. Правда, есть сегодня и такие государства, как Кувейт и Саудовская Аравия, где женщины не имеют права голоса.
В XX в. изменилась и социальная роль женщины. Этим изменениям присущи следующие черты: во-первых, глобальность, т.е. затронуты разные регионы, страны мира; во-вторых, множество сфер жизнедеятельности (политика, экономика, образование, семья), где происходят изменения; в-третьих, сложность и противоречивость этого процесса.
Прежнее жесткое разделение ролей: мужчина - добытчик, основной работник, а женщина - мать и домохозяйка - было разрушено самой жизнью. Женщины во многих странах постепенно стали вовлекаться в экономическую жизнь. На Западе даже появился термин "розовые воротнички", означающий женскую занятость в общественном производстве. Например, в США уже в 1985 г. они составляли 45% рабочей силы.
Основным критерием современной политической деятельности является задача действовать сообща, учитывая интересы всех - как мужчин, так и женщин, как большинства, так и меньшинства, устраняя противоречия и нарушения и преодолевая конфликты в распределении материальных благ. Вопрос очеловечения общества гораздо важнее тревог по поводу того, у которого из полов больше власти. Однако на пути такого преобразования стоит множество препятствий. Одна только мысль о повсеместном женском присутствии в тех сферах деятельности, где место только сильным, суровым мужчинам, до сих пор вызывает у многих ожесточенное сопротивление.
После того как женщины получили право на участие в выборах, президент США заявил: "С приходом женщин в нашу поли-

Тическую жизнь мы можем рассчитывать на то, что их интеллект, их организаторские способности, утонченность их натуры и дар оказывать благотворное влияние будут способствовать улучшению социального устройства нашего общества". Это было сказано 4 марта 1921 г. Но даже в настоящее время участие женщин в государственном управлении выглядит бледно ввиду их незначительного количества в верхних эшелонах власти, и потому делать какие-либо выводы о влиянии их на общество пока трудно.
Правда, история знает примеры выдающихся женских личностей, которые не уступали большинству мужчин в делах управления государством. Египетская царица Клеопатра пользовалась "оружием женщины" для завоевания сердец римских властителей Цезаря и Марка Антония и "оружием мужчин" для ведения тридцатилетней войны против своего собственного брата Птолемея XII, бросив вызов самому Риму. Королева Елизавета I возвеличила Англию, осуществив прогрессивные реформы в государственном устройстве, религии, финансах, а также в деле создания сильного военно-морского флота. Она внесла изменения в права беднейших слоев населения. Именно во время ее правления была разгромлена испанская "непобедимая армада".
Немецкая принцесса на русском троне - Екатерина Великая - проводила прогрессивную политику по модернизации всех сфер жизни в тогдашней отсталой, по западным меркам, стране, способствовала расцвету и развитию русской науки и культуры, поднятию престижа России в международном масштабе, но одновременно привела страну к непрекращающейся войне (военные конфликты с Турцией, Польшей и Швецией). Другая принцесса, но уже итальянская, - Екатерина из рода Медичи - стала королевой Франции и вошла в историю как коварная интриганка и устроительница массовой резни (Варфоломеевская ночь 1572 г.).
Примеры относительно женщин, руководящих государством, занимающих важные правительственные посты, можно найти и в нашем времени. В первую очередь нужно назвать Сиримаво Бандаранаике - вдову убитого в 1959 г. Соломона Бандаранаике президента Цейлона (теперь - Шри-Ланка). Она победила на выборах и стала премьер-министром островного государства, причем избиралась на столь высокий пост дважды (1960-1965. 1970-1977).


Рис. Английский плакат времен Первой мировой войны

В 1966 г. в Индии главой правительства страны стала Индира Ганди, приняв бразды правления после смерти своего отца - Джавахарлала Неру, возглавлявшего государство более десяти лет. Годы ее правления (1966-1977; 1980-1984) были отмечены рядом демократических реформ. После того как она была злодейски убита, дело "демократической династии" Ганди продолжал ее сын Раджив.


Рис. Королева Виктория (1819 - 1901)

С 1974 по 1976 г. президентом Аргентины была жена ушедшего из жизни президента страны генерала Хуана Доминго Перова - Изабель Перон. В прошлом танцовщица, она правила страной в течение двух лет хаоса и была свергнута в 1976 г. военной хунтой. Дело мужа продолжала и Карасон Аки-но на Филиппинах В 1986 г. она возглавила народное движение и отомстила за смерть мужа, стала президентом вместо свергнутого ею диктатора Фердинанда Маркоса. Акино управляла страной до 1992 г.
А вот пример того, как дочь становится премьер-министром, заменив приговоренного к смерти отца. Дочь бывшего премьер-министра Пакистана Зульфикара Али Беназир Бхутто удерживала власть с 1988 по 1992 г.: ее обвинили в развале экономики страны, отстранили от власти, но она продолжала борьбу и вернула утраченную власть, которую недавно опять потеряла.
В Никарагуа победила на выборах в 1990 г., опередив кандидатов от сандинистов (партии левой ориентации), Виолетта Барриоз де Чаморро, возглавлявшая оппозиционное движение после смерти мужа, известного политического деятеля.
Вторая половина XX в. вообще пропита под "знаком женщин" Так, в Израиле впервые в истории этого государства в 1969 г. к власти приходит женщина. Приходит по велению собственной совести и по праву. Ведь она стояла у истоков создания еврейского государства. Речь идет о ветеране рабочего движения, премьер-министре Голде Мейер. Она находилась у власти в течение пяти лет.
Однако ни одна из женщин-политиков не оставила такого глубокого следа в истории всемирной политики, как "железная леди" - премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, управлявшая страной, руководствуясь исключительно правилами последовательного консерватизма. Тэтчер находилась на посту премьер-министра с 1979 по 1990 г. Она про-

Жила долгую жизнь политика, гораздо более длинную и счастливую, нежели другие женщины, когда-либо державшие бразды правления в своих руках. За период ее правления в Англии выросло целое поколение людей, которые считают в порядке вещей ситуацию, когда во главе правительства и страны стоит женщина. Их не смущает тот факт, что в сравнении с этой женщиной мужчины - члены ее кабинета министров и те, что пришли после нее, выглядят "неженками". Политическое кредо Маргарет Тэтчер видно из ее высказывания: "Лучшее правило для политика: если хочешь что-то сказать - спроси совета мужчины; если хочешь что-то сделать - спроси женщину" [Крис Огден. Маргарет Тэтчер - Женщина у Власти. - М., 1992.].
Ее примеру следовали все целенаправленные женщины-политики: Гро Херлем Брунтланд, трижды избиравшаяся на пост главы правительства Норвегии, известная во всем мире как борец за охрану окружающей среды; Милка Планич - первая женщина премьер-министр, партийный работник из Хорватии, ставшая во главе югославского государства (1982-1986), которую тоже называли "железной леди".
Но, согласно статистическим данным за 1994 г., лишь в восьми из 170 стран во главе правительства стояли женщины. Немногим лучше обстояли дела и в парламентах, причем исключением не стали даже экономически развитые страны с прогрессивной системой демократического правления. Количество женщин в государственных органах невелико. Например, в палате представителей конгресса США их всего 10,8%. Этот показатель выглядит лучше лишь в пяти из 12 стран - членов ЕЭС: Дания - 30,7%, Нидерланды - 21,3%, Германия - 21,5%, Испания - 13% и Люксембург - 21,3%.
В современной России в высшем органе представительной власти - Государственной Думе - насчитывается 12% депутатов-женщин. В законотворческой деятельности активное участие принимают Старовойтова, Ляхова, Панфилова, Музулина. В исполнительной ветви власти РФ - в правительстве - заметную роль играют женщины-министры А. Дмитриева, Н. Дементьева и И. Хакамада, недавно назначенная на важный пост председателя Комитета по содействию малому бизнесу.
Итак, человечество делится на две половины: мужчин и женщин. И это половины единого целого - мира. Между ними присутствуют чувства любви и ненависти, привязанности и взаимного непонимания. Противопоставление мужчины как "господина", "вершителя судеб" женщине как существу второстепенному создает значительную дисгармонию в общественном устройстве. Следует заметить, что проблемы одной "половины" всегда прямым или косвенным образом отражаются на состоянии другой. Положение женщин в обществе является проблемой осознания общей роли мужчин и женщин в социуме, поэтому и решать ее надо сообща.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о взглядах философов и представителей естественных наук ХУЛ-XIX вв. на положение женщины в обществе.
2. Как тезис из Библии о сотворении Евы из ребра Адама повлиял на отношение к женщине как к существу низшему по сравнению с мужчиной?
3. Почему во всех религиях женщине отводится второстепенная роль, отрицается ее самостоятельный социальный статус?
4. Почему феминистическое движение трактует христианство как мужскую религию?
5. Что представляет собой движение "Спиритуальный феминизм"?
6. Как изменялся социальный статус женщины на протяжении XX в.? Какие социально-экономические и политические причины вызвали эти изменения?
7. Приведите примеры активного участия женщин в политической жизни современных государств.
8. Почему общемировые проблемы могут быть решены только при действительно равноправном положении женщин в обществе?