Шендерович где живет. Виктор шендерович - биография, информация, личная жизнь

Виктор Шендерович в любимой кофейне Нью-Йорка. Фото: Павел Терехов

Шендерович приехал в Америку с «Блокадой мозга». В новой книге сатирик, по собственному признанию, впервые выступает “хроникером конца” и описывает катастрофу путинского режима. ForumDaily встретился с автором в Нью-Йорке, откуда он отправился в тур по шестнадцати городам Америки. Известный публицист и просто любимый в народе “кукольщик” рассказал о том, кто теперь «новые русские”, как окончилась “колбасная эмиграция”, зачем Путин блефует, и почему в Нью-Йорке нельзя быть чужим.

Как часто бываете в Штатах?

Так сложилась жизнь, что когда-то я был глухо не выездной, сегодня в каком-то смысле не въездной. Поэтому привычным уже образом я езжу в Париж или Нью-Йорк, Мюнхен или Ванкувер, но афишный концерт в Петербурге, Москве или Екатеринбурге для меня сегодня недосягаем. В этом есть какой-то забавный парадокс.

Вы обращаетесь к русскоязычной публике, или к “нерусским” американцам тоже?

Ну, конечно же, к русским. Была пара забавных случаев, когда, к примеру, газета Los-Angeles Times брала у меня интервью, и журналист, узнав, что у меня будут концерты, дал рекламу. Не было указано, что вечер будет на русском. И туда пришла пожилая американская пара. Для них это это был сильный антропологический опыт — они посреди Лон-Анжелеса оказались среди огромного количества русских. С большим интересом и уважением просидели два часа. Но такая история больше походит на анекдот, чем на норму.

Ваше отношение к эмиграции: трусость — мол, хорошо критиковать родину и учить жить соотечественников издалека — или вынужденный шаг? Думали ли сами уехать?

Сказать, что ко мне не приходят эти мысли, нельзя. Потому что я регулярно получаю угрозы.

Меня и государство, и его опричники выдавливают из моей страны.

Конечно, это продолжается уже много лет. Но мой жанр – сатира – острогражданский.Сатирик, живущий за рубежом — это немножечко не точно. Смещается хрусталик, угол зрения, от которого зависит пейзаж. И когда ты живешь внутри, то ты лучше чувствуешь температуру, нерв этого дня, даже предрассудки этого дня. Что касается моих близких: дочь моя – полонистка, специалист по Польше, пишет диссертацию и живет между Варшавой и Москвой, я живу в Москве, мой отец, моя жена и много моих друзей живут тоже в Москве. Я сейчас живу такой странной жизнью, я могу спокойно, по крайней мере, пока, поехать, попутешествовать и увидеть что-то.

Но я хочу оставить за собой право вернуться домой. Я не хочу, чтобы какие-то политические бактерии, которые меня облепили со всех сторон, указывали, где мне жить, решали, могу я утром выйти в родной парк «Сокольники» или не могу.

Кто такие «русские» в Америке? Как изменился портрет эмигранта? Кто сейчас бежит?

Должен сказать, что русская эмиграция сейчас — в значительной степени более русская, чем была раньше. Это заметный сдвиг с еврейской темы.

Сегодняшние мои зрители – это совершенно не обязательно еврейская эмиграция.

В значительной степени — люди, уехавшие в последнее время, в путинское пятнадцатилетие. Это – политическая и космополитическая эмиграция. Это не «колбасная» эмиграция, это не «еврейская» эмиграция, это люди, уехавшие от политического строя, от Путина.

Я привык к тому, что брайтонская публика очень специфическая: пожилая, еврейская. Часто местечковая. Но в последний раз, когда я там был, меня поразили молодые лица в зале.

«Русские» в Америке разделяют общее мировозрение, политические взгляды?

Очень сильная трещина пролегла, особенно в последний год, между русскими в эмиграции. В последний мой приезд в Америку выяснилось, что никакого единства нет. Но в паре городов, в Сиэтле, например, в Ванкувере, где очень сильная украинская диаспора, меня специально попросили не очень концентрироваться на этой теме, потому что даже семьи распадаются.

И меня поразило количество про-путински настроенных эмигрантов. Они смотрят русское телевидение, они смотрят на мир и на события глазами кремлевской пропаганды. И это работает, и это совершенно поразительно.

Я неоднократно советовал этим людям как-то участвовать в строительстве русского мира.

А то довольно странно жить в Сиетле, на шее у американского государства, и поддерживать Путина.

Почему люди, которые вырвались из СССР, позже из России, сидят в путинском информационном болоте? И уверенно повторяют о фашистах и убитых евреях на улицах Киева? В то время как за прошлый год из Украины, охваченной войной, выехали почти 5 тысяч евреев, а из мирной Франции — около 6 тысяч.

А пропаганда вообще всегда эффективна. Пропаганде может противостоять только сильный интеллект, способность и привычка анализировать, проверять источники, не верить на слово, все подвергать сомнению, как велел Декарт. Но эти люди всегда и везде в меньшинстве, и не только в России. Козьма Прутков говорил:

Люди подобны колбасам, чем их начинить, то в себе и носят.

Вот люди носят то, чем их начиняют. И они совершенно искренне убеждены, что у них есть убеждения. На самом деле, они говорят просто готовыми фразами из путинского телевизора. Но есть и другие — которые уже тоже в Америке, Австралии, Европе и Израиле, к сожалению для России, к счастью для себя и своих детей. И вот эта «запасная Россия» могла бы составлять надежду России. Молодые, образованные, вписанные в мир, без признаков ксенофобии, без комплекса неполноценности и без агрессии – новые русские в первоначальном значении этого слова.

Сколько денег пожирает кремлевская машина пропаганды: все эти Russia Today, боты, «молодые единоросы», церковь и прочее?

Безусловно, речь идет о десятках миллионов долларов. Несколько лет назад, когда все только начиналось, бюджет Russia Today был 30 миллионов. Есть еще и закрытое финансирование, полуфашистские полунелегальные образования, которые тоже кормятся из Кремля. Это компьютерный центр под Петербургом, куда в буквальном смысле люди ходят на работу, чтобы гадить в интернете.

Кажется, что армии российских ботов с недавних пор было дано указание разжигать антисемитизм. На ведущих новостных сайтах идут типовые посты о том, что «войну в Украине спровоцировали жиды». Почему?

Совершенно ясно, что антисемитизм существует везде. Дальше следует вопрос: до какой степени это государственный антисемитизм? В Украине есть огромное количество и антисемитов, людей с крайне националистическими взглядами. Но выборы в Украине — свободные, честные, равные — показали, что эти люди маргиналы в украинском обществе. Но для пропаганды, в том числе для международной, это очень мощный козырь.

Ясно, что антисемитская карта лежит рядом с олигархической, и этим пользовался еще Гитлер. Люди, которые играют на этом, используют две темы: националистическая, в скобках расовая, и классовая: отнять и поделить. И если олигарх, а еще к тому же еврей, то это совершенно идеальный вариант для расчесывания до крови.

Что ждет Россию, а с ней и Таможенный Союз, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизстан? Есть ли шанс, что Путин уйдет, произойдет ли это мирно?

Если война на Украине будет остановлена, Россия будет отброшена. Это означает полное политическое поражение Владимира Путина. Он шел ва-банк и проиграл. Это обозначает, что на выходе мы имеем Россию с обрушенной экономикой, с обрушенными рейтингами, с обрушенной валютой, выброшенную из всех мировых «семерок» и «восьмерок»; Россию в статусе страны-изгоя, возле границ которой стоят войска НАТО; страну, которая проиграла даже ближайшее свое зарубежье, которая умудрилась сделать врагом даже Украину; страну, от которой дистанцировались уже даже Казахстан и Беларусь.

Единственный шанс поддерживать неврастеническое возбуждение в народе, отвлекать людей от обменников, от драматического состояния экономики и страны – это война.

Конечно, это никакое не завоевание, никакой не поход на Киев, это блеф. Поддержание этого ада, постоянный нож в горло Украины, постоянный шантаж ядерным оружием, это то немногое, что сегодня составляет инструментарий Владимира Путина. И он будет этим инструментарием пользоваться, не сомневайтесь. Окончательно отступить Путину — значит, признать свое полное поражение. Как мы знаем по опыту, между собственным политическим поражением и кровью мирных жителей Путин выбирает кровь мирных жителей. Он очень заточен на агрессивные варианты обострения. Это его единственный шанс — к сожалению, я не большой оптимист в этом вопросе.

Шендерович о любимых местах в Нью-Йорке — Stаrbucks и Централ-Парке

Когда я жил в Нью-Йорке, я спускался в Stаrbucks недалеко от Централ-парка на завтрак. И вот это ощущение: ты приезжий, но ты не чужой. В этом Stаrbucks все равны. Начинают день с этой чашки кофе, с этим немыслимым отвратительным маффином. Рабочий, который пойдет потом на соседнюю стройку, и человек, который, потом сядет на А-трейн и поедет на Уолл-Стрит. Ничего страшного, если ты говоришь с акцентом по-английски — тут все говорят плохо и с акцентом.

В Нью-Йорке совершенно особенная атмосфера, в нем нельзя быть чужим. Ты — свой потому, что все приезжие, такие же, как ты. Тут ты дома. Тут собралось человечество.

Виктор Шендерович – это известный журналист, писатель и правозащитник. За свою жизнь наш сегодняшний герой успел прославиться в самых разнообразных отраслях. А потому уже давно успел стать одним из самых ярких представителей мира российской публицистики.

Ранние годы, детство и семья Виктора Шендеровича

Виктор Анатольевич Шендерович появился на свет 15 августа 1958 года в города Москва. Его отец – Анатолий Семенович – был довольно известным в СССР инженером, а мама – Инесса Евсеевна – большую часть жизни работала в качестве музыкального педагога.

Со стороны обоих родителей у Виктора есть еврейские корни. В период становления Советского союза дед нашего сегодняшнего героя – Семен Маркович – был известен как яркий политический деятель, находившийся в троцкистской оппозиции. Другой дед был героем Войны.


Возвращаясь непосредственно к личности нашего сегодняшнего героя, отметим, что его путь к известности начался с увлечения театром. В школьные годы Виктор время от времени выступал на сцене в качестве актера, однако впоследствии все-таки решил выбрать для себя несколько иную судьбу. Окончив школу и отслужив два года в советской армии, Шендерович поступил в Московский государственный институт культуры, где учился по специальности «режиссёр самодеятельных театральных коллективов».


После получения диплома наш сегодняшний герой начал работать в одном из московских Дворцов пионеров. В этом качестве Виктор провел несколько лет. Однако впоследствии решил попробовать себя несколько в другой сфере. В 1988-м году наш сегодняшний герой прошел стажировку в Высшем театральном училище имени Щукина, после чего устроился на работу в ГИТИС, где несколько лет работал в качестве педагога по сценическому движению.

Звездный путь писателя и сатирика Виктора Шендеровича

В девяностые годы Виктор Шендерович начал работать в качестве писателя. В 1991-м году он представил свой первый сборник рассказов «Цветы для профессора Плейшнера», следом за которым были выпущены еще два сборника – «В деревне Гадюкино – дожди» и «Семечки».

Впоследствии Виктор Шендерович стал часто работать в качестве публициста. Он писал статьи для различных газет, а также сочинял комические монологи для Геннадия Хазанова . В итоге многие юмористические эссе автора были отмечены некоторыми престижными литературными премиями.

Шендерович на телевидении

Параллельно с этим наш сегодняшний герой также начал работать в качестве сценариста на телевидении. В 1992-м году по его сценариям была поставлена серия фильмов о Зиновии Гердте и Геннадии Хазанове. Данные проекты вышли на канале ОРТ, однако впоследствии Шендерович стал более тесно сотрудничать с каналом НТВ.

Виктор Шендерович: трансформация анекдотов про Путина

Особенно известной стала его работа над серией юмористических передач «Куклы». Данный проект стал очень популярен среди зрителей, а также принес своему автору премию «Золотой Остап» и ТЭФИ в номинации «Событие года». В 1997-м году Виктор Шендерович решил попробовать себя также и в качестве ведущего.

Продолжая работать над новыми публикациями, а также писать сценарии для передачи «Куклы», наш сегодняшний герой стал работать ведущим на программах «Итого», «Бесплатный сыр» и «Помехи в эфире». Как правило, большинство из его передач носило сатирический характер.

В начале 2000-х годов после прихода к власти Владимира Путина , в творчестве сатирика начинает появляться заметный оппозиционный крен. По одной из распространенных версий личная неприязнь между Шендеровичем и Путиным возникла после того, как президент России был представлен в программе «Куклы» в виде уродливого карлика. После этого программа надолго пропала из эфира, а впоследствии стала выходить лишь по ночам.

Куклы - успешный проект Шендеровича

В последующие годы Виктор Шендерович стал часто появляться в эфире радиостанции «Эхо Москвы», а также «Радио Свобода». Впоследствии на обоих из этих радиоканалов Шендерович стал вести собственные передачи («Плавленый сырок» и «Все свободны»).

Шендерович в политике

В 2005-м году Виктор Шендерович также предпринял попытку пробиться в Государственную Думу РФ. Известный публицист и ведущий участвовал в выборах в качестве независимого кандидата, но в итоге набрал лишь 19 процентов голосов в Университетском округе Москвы. О своем неудавшемся походе в политику известный российский автор написал отдельную книгу - «Недодумец, или как я победил Марка Твена».

После 2005-го года Виктор Шендерович в выборах больше не участвовал. Однако вел активную деятельность в качестве оппозиционной группы «Комитет 2008: Свободный выбор». Впоследствии известный публицист стал также одним из деятелей культуры подписавших открытый манифест «Путин должен уйти».


В этот период Виктор Анатольевич не прерывал своей деятельности в качестве ведущего. В разные годы он вел передачи на канале «RTVi», а также выпускал на Сетевом общественном телевидении проекты «Короче!» и «Изюм из булки», которые также носили сатирический характер и высмеивали действующую в России власть.

Виктор Шендерович в настоящее время

В настоящее время Шендерович продолжает работать в качестве писателя и радиоведущего. Кроме того, известный российский сатирик ведет свою колонку в общественно-политическом журнале The New Times.

Личная жизнь Виктора Шендеровича

Вот уже много лет Виктор Шендерович живет вместе со своей женой Людмилой Чубаровой. Супруга писателя также является журналисткой, однако известна не так широко как муж. В настоящее время знаменитости живут в Москве, а также занимаются воспитанием совместной дочери Валентины.

Теперь стало понятно, что в СССР жили и мучились люди с тяжелым, беспросветным детством. Каждый их день был серым и грязным: голодали, попрошайничали, тырили мелочь по карманам. Может быть, с детства их заставляли заниматься проституцией, прививая рыночные навыки. Не удивительно, что подобные особи ненавидят СССР какой то особой звериной, лютой ненавистью. Они и детей своих зачали на кухнях под аккомпанемент антисоветского брюзжания и "голоса Америки". Вот эти детишки выросли, приобрели одинаково характерную внешность и теперь кучкуются вокруг "Дождя" и "ЕЖ", продолжая дело воров нашего социализма. Их главная цель - обрызгивать всех своими умственными миазмами, как флюс, прорвавшийся словесным гноем.

Шендерович - типичный представитель изначально проигравших и оттого безмерно злобных либеральных маргиналов. Сегодня он разразился на "ЕЖ" очередным словесным недоразумением (http://www.ej.ru/?a=note&id=24426) , объясняя свою озабоченность " мощной пиаровской составляющей Олимпиад". Но не так уж просты эти богоизбранные воры социализма. Шендеровича заклинило именно на сочинской олимпиаде, потому что его пронизывающий либеральный взгляд разглядел, что "пиарные составляющие" нынешней и гитлеровской олимпиад аналогичны. А это значит, что путинский и гитлеровский режимы одинаковы по своей сущности и содержанию. Короче говоря, Шендерович нашел еще одну причину для "конструктивной и предметной критики ненавистного путинского режима".

Кухонное зачатие не остается без последствий, но все же Шендеровичу надо знать разницу между немецким фашизмом и гитлеровским нацизмом. Можно сколько угодно говорить, что его высказывания являются антифашистскими, но это ничего не меняет. Характер подобных аналогий - нацистский. Тот самый, что составлял суть гитлеровской олимпийской пропаганды. И это будет, действительно, не фашизм, а либеральный нацизм - нечто несравнимо более мерзкое и людоедское.

Иная аналогия настолько бредова, что кроме отвращения и презрения ничего не вызывает. Шендерович - типичен в этом смысле. Он обвиняет в непорядочности всех, даже Еврейский конгресс. Якобы, его не читали, ему приписывают то, что он не писал и т.д. Оправдывается и отбрыкивается как может, т.е. неуклюже и неумно. Типа, он не говорил, что все, кому понравилась фигуристка, являются нацистами. Действительно, он сказал не это, а то, что сочинскую Олимпиаду организовал режим аналогичный гитлеровскому нацизму. Значит, все российские спортсмены укрепляют этот режим своим участием в Олимпиаде. Значит, и юная фигуристка, по сути, показала своей мастерство и талант в качестве адепта гитлеровского нацизма. То есть, по задумке Шендеровича, юная фигуристка - типичная нацистка.

При таком "мышлении" глупо возмущаться объективной критикой со стороны нормальных людей. Шендерович это понимает и поэтому давит на разговоры "про жизнь", типа: а кто у нас становится миллиардерами.., а выборы и правосудие превратились в фарс.., а либералов у нас травят..., а пресса наша монополизирована..., а штурмовики проламывают нам головы..., а Путин уже сидит дольше Гитлера и т.д. и т.п. Да, Шендерович не приравнивает "путинский режим" к гитлеровскому. Он использует демагогию гитлеровского нацизма, чтобы доказать, что "путинский режим" намного хуже гитлеровского. Антисоветские диссиденты, используя аналогичную демагогию, точно также бурчали на кухнях в советское время. Теперь, когда свобода демократии и европейские ценности воцарились, Шендерович может открыто позиционировать себя как либерал. Но на самом деле он не просто либерал, он - нацистский либерал.

Одним из самых заметных телеведущих и писателей-сатириков постсоветской России является Виктор Шендерович, биография которого представляет собой пример успешной карьеры представителя русской интеллигенции. За годы работы он успел побыть и театральным актером, и критиком, и колумнистом. В последнее время Виктор Шендерович сосредоточился на политической деятельности, являясь одной из ключевых персон российской либеральной оппозиции.

Ранние годы

15 августа 1958 года в столице СССР родился Виктор Шендерович. Семья будущего журналиста имеет глубокие еврейские корни. Его отец работал инженером, а мать была учителем. На мировоззрение будущего оппозиционера сильно повлиял тот факт, что его дед Евсей Самуилович был дважды репрессирован по политическим мотивам. Родители Виктора были типичными представителями советской интеллигенции. Отец публиковался в крупных журналах «Крокодил» и «Литературная газета».

Будучи учеником 10 класса, Виктор Шендерович был замечен и попал на обучение в театральную школу Олега Табакова. Этот факт определил дальнейшую судьбу подростка. В 1975 году он поступает на режиссуру и спустя 5 лет успешно защищает диплом Московского института культуры и искусств.

После обучения Виктор проходит срочную службу в армии. В дальнейшем он говорил, что именно служба дала ему многие сюжеты, которые он воплотил в своих сатирических произведениях. Вплоть до 1990 года Шендерович работал в ГИТИСе, где не только преподавал сценическое мастерство, но и ставил собственные картины. Так, в 1988 году по сатирическому рассказу Виктора свое выступление сотворил Геннадий Хазанов. Однако пик карьеры режиссера пришелся на 1990-е годы.

Первые годы «Кукол»

Будучи знакомым с востребованным драматургом Григорием Гориным, Виктор Шендерович в 1994 году был приглашен для написания сценария в новое шоу под названием «Куклы». По замыслу создателей в передаче должны были высмеиваться насущные проблемы нового российского общества, а главными героями сюжетов являлись фигурки политиков, созданные из папье-маше.

«Куклы» быстро стали одним из самых популярных шоу российского телевидения. Выпуски, написанные по сценарию Шендеровича, были настолько острыми и злободневными, что телеканал "НТВ" постоянно подвергался нападкам со стороны обиженных критиков. Так, в 1995 году генеральный прокурор Ильюшенко инициировал иск против руководства компании за сцену «На дне», представленную в очередном выпуске шоу. В ней с легкой руки Шендеровича изобличалась нищета общества, а политики были представлены в образе бомжей. Руководство «НТВ» собрало пресс-конференцию по этому поводу. Роль защитника телепрограммы досталась Виктору Шендеровичу. Именно с этого момента он стал восприниматься российским обществом как создатель самой популярной телепрограммы. Год спустя иск против «НТВ» был закрыт за отсутствием состава преступления.

Пик карьеры

В 1996 году проект «Куклы» был удостоен премии «ТЭФИ» в номинации «Лучшее сатирическое шоу». Сегодня многие вспоминают этот проект как один из самых успешных в истории отечественного телевидения.

Параллельно с основной работой Шендерович начинает пробовать себя в роли телеведущего. Он запускает проекты «Итого» и «Бесплатный сыр», которые быстро полюбились отечественному зрителю за актуальность и остроту мнения.

Переломным в карьере Виктора стал 2000 год. После прихода к власти Владимира Путина «Куклы» показали ролик, в котором новый Президент был показан в уничижительном свете. Как отмечают эксперты, Путин не простил такого отношения, и уже спустя год один из самых успешных телепроектов современности был закрыт, а руководство телекомпании «НТВ» полностью поменялось.

Политика

После закрытия «Кукол» Виктор Шендеровичсосредоточился на работе в должности директора телеканала ТВ-6, однако уже год спустя Министерство печати потребовало ввести ряд цензурных ограничений и закрыть передачу «Итого». Шендерович отказался подчиняться, тогда у телеканала была отозвана лицензия. Виктор начинает сотрудничать с «Радио Свобода» и зарубежным телеканалом RTVi.

Шендерович воспринял интерес органов государственной власти как личную обиду Путина. Вероятно, именно поэтому он ударился в оппозиционную деятельность. С 2004 года он входит в «Комитет-2008», возглавляемый Гарри Каспаровым.

В 2005 году Виктор Шендерович пробовал пройти в состав Государственной Думы как представитель либеральной оппозиции. Он баллотировался по Университетскому округу Москвы, но набрал около 20% голосов. После неудачи он уходит в уличную политику, принимает активное участие в массовых митингах, выходит с одиночными пикетами. Его имя стоит 7 строкой под манифестом «Путин должен уйти». Сегодня журналист является одной из ключевых фигур

Личная жизнь

Виктор Шендерович, фото которого с супругой не так уж просто отыскать, уже много лет счастлив в браке. В 1985 году он женился на Людмиле Чубаровой, также журналистке, долгое время работавшей в скандальной газете «Спид-инфо». Вместе они воспитывают дочь Валентину, которая живет под фамилией матери.

В следующем, 2018 году, 15 августа свой юбилей, 60-летие, будет праздновать известный российский писатель-сатирик, либеральный деятель, телеведущий и журналист Шендерович Виктор Анатольевич.

Детство, юность

Родился он в Москве, на Чистых Прудах. Его родители - Шендерович Анатолий Семенович и Дозорцева Инесса Евсеевна - рано заметили в Викторе творческое начало. Пожалуй, еще в школьные годы. Позже сатирик немного ностальгически напишет: «Человек с детства имеет право слегка пошуметь на перемене».

По всей видимости, бойкий и творческий нрав достался ему по наследству. Его дед Семен Маркович был ярым и убежденным сподвижником Льва Троцкого, за что дважды был репрессирован. Отец будущего сатирика в свое время сам был склонен к литературному творчеству. Его фельетоны не однажды печатались в юмористических журналах и литературной газете. Мама Вити работала музыкальным педагогом, играла на скрипке. Благодаря ей ребенок получил музыкальное образование. Проходя школьный курс, десять лет Виктор Шендерович параллельно учился в музыкальной школе играть на фортепиано.

Будущий сатирик, несмотря на хорошие оценки, зубрить учебники не любил. Позже он иронично напишет, что коллективизм невзлюбил еще с детского сада, а обучение в школе закончил «без сожаления».

Юноше больше по душе была актерская игра, чем игра на музыкальных инструментах. Это он понял, посещая театральную студию Олега Табакова при Бауманском дворце пионеров. В ту пору у него и родилась заветная мечта стать актером, режиссером.

Сценическое искусство детям преподавал достаточно крепкий коллектив молодых педагогов (там работали Авангард Леонтьев, Константин Райкин, Иосиф Райхельгауз, Валерий Фокин). Однако талант актера в Викторе, несмотря на его личные старания, пока проявлялся не в полной мере. Очевидно, сказался все еще небольшой жизненный опыт.

Актерское образование

Будущий сатирик получил высшее образование в столичном институте культуры, а диплом ему вручили в год Московской олимпиады. Во взрослую жизнь он вошел со специальностью режиссера театральных коллективов.

Кстати, после обучения в вузе Виктор Шендерович достойно отслужил полтора года срочной службы в Забайкальском военном округе, уйдя на дембель в звании младшего сержанта. О своей службе сатирик с юмором и весьма лаконично высказал личное впечатление лингвистического толка: «Обучился матам».

Затем Виктор руководил театральным кружком Дворца пионеров на Ленинских горах. И вот уже на этой стадии, как замечают его биографы, начинает мощно проявляться его творческий потенциал. Молодой человек пишет сценарий пьесы, завоевавшей первое место на всесоюзном смотре детских коллективов. Это было признанием! Следующий его сценарий послужил основой для празднования 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции в московском зале «Россия». Шендеровича заметили специалисты.

На театральных подмостках

В 1988 году Виктор Шендерович, заслуживший репутацию молодого дарования, окончил Щукинское театральное училище как педагог сценического движения. Затем он восемь лет вдохновенно преподавал, согласно специальности, в Щукинском училище и в ГИТИСе. Наивысшим своим театральным достижением он считает поставленную пластику в спектакле режиссера Валерия Фокина «Нумер в гостинице города НН», награжденный уважаемым в мире творчества театральным призом «Золотая маска».

Начало литературной деятельности

Анализируя дальнейшее творчество писателя и либерала, уместным будет суждение о том, что в нем с недюжинной силой проявились гены отца, сатирика, писавшего фельетоны, и деда-троцкитста, обладавшего темпераментом и харизмой.

Будущий писатель с детства читал много. Последующая театральная учеба и работа настолько увеличили его литературный кругозор, что привели к потребности творить самому. Примерно десять лет Виктор Шендерович настойчиво писал в стол, обивая пороги издательств журналов, а те его упорно игнорировали. Так закалился его характер, а писательство стало жизненной необходимостью. Не об этом ли впоследствии он пошутит: «Окурок есть сигарета с большим опытом жизни».

Полоса безызвестности писателя-сатирика неизбежно и счастливо закончилась с появлением на телевидении монолога «В Гадюкино опять идут дожди» от Шендеровича в исполнении Геннадия Хазанова.

В 1991 году был напечатан его первый сборник «Цветы для профессора Плейшнера». Вслед за ним были написаны еще два сборника: «Деревня Гадюкино» и «Семечки».

К счастью, его литературный талант, благодаря классическому театральному образованию, был глубже чисто сатирического. Писатель мог быть лиричным и проницательным, особенно относительно людей, которых глубоко уважал. Именно такого рода сценарии создает Шендерович к полюбившимся публике телепрограммам о Геннадии Хазанове и Зиновии Гердте.

Однако с особым вдохновением Шендерович все же сотрудничал с артистом, сделавшим ему имя, Хазановым Г.В., для него он пишет миниатюры «Весна», «Лужа», «Диснейленд», «Самоопределение».

Программа «Куклы»

1992 год стал знаменательным для него. В этом году его приняли в Союз Писателей, а также началось его сотрудничество с ОРТ. С легкой руки Григория Горина пришел в программу Виктор Шендерович «Куклы» от телекомпании НТВ. Продюссировал ее Василий Григорьев (купивший у французской стороны право на аналогичную съемку в России), а сюжеты соответствовали злободневным вопросам российской политики.

Благодаря стараниям Шендеровича для съемок сериала был создан замечательный творческий коллектив. Программа пользовалась неизменным успехом у зрителей с 1994 по 2002 год. Каждая ее серия представляла собой мини-пьесу, которую ставил Виктор Шендерович. Биография писателя свидетельствует, что период работы над «Куклами» совпал с его наивысшей популярностью в России. Его яркий талант бил ключом. Параллельно упомянутой суперпрограмме Виктор был ведущим и в других телешоу: «Бесплатный сыр», «Итого», «Помехи в эфире».

К сожалению, острые политические оценки и характеристики, данные выпусками «Кукол» президенту России Путину, вызвали ответную реакцию - закрытие суперпрограммы. Либеральное демократическое мировоззрение Шендеровича вошло в неминуемый конфликт с официальной проимперской политикой.

Оппозиционная деятельность

Поначалу, после опалы, предпринял попытку возврата к театральной деятельности писатель Виктор Шендерович. Он создал пьесу «Два ангела, четыре человека», которую принял в свою программу театр «Табакерка» Олега Табакова. Однако обида на недемократический шаг власти взяла верх в нем. Последующая деятельность писателя приобрела ярко выраженный оппозиционный характер по отношению к действующему президенту России Владимиру Путину.

Власть признала, что у нее появился непростой критик. Прекрасное аналитическое мышление и великолепная подача текста делали свое дело. Выступления Виктора Шендеровича, а позже и его программы, стали рейтинговыми на «Радио Москвы» (передача «Плавленный сырок»), «Радио Свобода» (передача «Все свободны»).

С 2005 года Виктор Шендерович еще более плотно вошел в политику. Он выдвинул свою кандидатуру на выборы в Государственную Думу РФ. Однако набранных голосов (19%) не хватило, и депутатом таки не стал Виктор Шендерович. Книги его, впрочем, после этого эпизода пополнились еще одной: «Недоумец, или Как я победил Марка Твена». Это была констатация жизненного опыта.

Заметим, что общая библиография писателя насчитывает 27 книг. Большинство из сочинений автора есть основой для сценариев телепрограмм. Они известны и уважаемы сатириками. Неизменно пользуются популярностью и разбираются читателями на цитаты его следуюшие более поздние книги: «Схевенинген», «Хромой стих», «Операция "Остров"», «Случай с йеху», «Блокада мозга», «Рептилион», «Проклятие Пелопа», «Соло на флейте».

Виктор Шендерович как автор силен тем, что никогда не заигрывает со своим читателем, а приглашает его осознать парадоксальность окружающего и самому отличить светлое и темное. К тому же писатель всегда общается со своими почитателями языком иронии: «Народу не дано создать «Божественную комедию». Зато ему вполне по силам изгнать из страны ее автора и впоследствии столетиями гордиться им».

Текущая деятельность

К нынешнему времени он уже более десяти лет последовательно продолжает оппозиционную по отношению к президенту деятельность:

  • участвует в антипутинской организации «Комитет 2008»;
  • подписал манифест «Путин должен уйти»;
  • создал на общественном телевидениии политические программы «Изюм из булки» и «Короче»;
  • сотрудничает с общественно-политическим журналом The New Times.

Суждения Шендеровича привлекают зрителя. Они просты и логичны, остроумны, основаны на здравом смысле. Возможно, поэтому официальная пропаганда не спешит вступать с ним в открытые дебаты. Ведь переиграть Шендеровича практически невозможно. Вместо этого за ним пристально наблюдают и при случае обнародуют компромат.

Личная жизнь

Виктор Шендерович 32 года живет в браке с журналисткой Людмилой Чубаровой. Супруги воспитывают дочь Валентину.

Заключение

Известной публичной персоной в России и за ее пределами является Виктор Шендерович. Он как сатирик смел, креативен и оригинален. Кроме того, его отличает талант молниеносно выделить в сложном общественном явлении его главную, родовую черту и с потрясающим юмором донести ее слушателям или читателям. Подобная динамичность дорогого стоит, ведь, согласно шутке Шендоровича об Эрмитаже, «на созерцание уйдет восемь лет, если каждому экспонату уделить всего одну минуту». Возможно, поэтому его не любят, но все же уважают даже оппоненты.