Самостоятельная работа по русской литературе рассказ передышка. Учебно- методическая разработка урока литературного чтения «Передышка» Г.А

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали «Передышкой».

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день — солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути, у самой дороги, росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы ни шёл из леса в деревню или обратно, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж бывало заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит — для всех берёза посреди поля служит местом отдыха.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанкой хвороста. Дошли они до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил; «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Наломали сухих палочек из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит: ветром огонь задувает.

— Постойте! — кричит один мальчуган. — Тащите- ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору с дерева пообдирали. А между корнями выжгли большую чёрную дырку — настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом: и поля, и леса — засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И когда утром солнце вставало, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по- прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна — снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи. Запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер обломал у неё сухие ветки и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

«Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки», — говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилой, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним — чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже пошли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

— У кого же это, — говорит, — хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали...

Стыдно стало ребятам. Вот ведь что они наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику. Тот покачал головой.

— Ну, — говорит, — что было, того не воротишь, а теперь надо вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

— А вот как, — сказал старик. — Осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: (3 урок) «Передышка» Г.А. Скребицкий. Урок добра.

Цель урока: создать условия для формирования понятия «добро»

    создать условия для обсуждения темы;

    учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;

    содействовать воспитанию любви к окружающему миру через воображение и удивление;

    способствовать развитию речи, навыков осознанного чтения.

Тип урока: комбинированный

Технология: развитие критического мышления на уроках

Вид учебной деятельности:

    Самостоятельная работа

    Групповая работа

    Поисковая работа

    Работа в парах

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные УУД

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности:

ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение. родина;

оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

    умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

    поиск и выделение необходимой информации;

    анализировать художественный текст;

    обобщать и систематизировать учебный материал.

Коммуникативные УУД:

    умение слушать и понимать речь других;

    умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

    умение договариваться и находить общее решение;

    понимание разных точек зрения на один и тот же вопрос;

    проявлять интерес к общению и групповой работе.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно;

    умение работать по предложенному учителем плану;

    самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи;

    соотносить внешнюю оценку и самооценку;

    строить устные и письменные высказывания с учётом учебной задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Приложение: презентация, музыка для релаксации, лист бумаги А4, фломастеры, сердечки из бумаги (30 ш.), карточки (ситуации), плакат «дерево добрых дел», памятки «Твори добро»

Ход урока.

I. Стадия вызова

Цель этапа: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся. Дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.

Задачи: создать положительный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.

А) Организационно-подготовительный

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости

Что такое добро? А такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Б) Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений необходимых для открытия новых знаний.

И так, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

Cлайд 1 («Твори добро»)

В словаре Ожегова слово доброта определяется так:

Слайд 2 («Листок » из толкового словаря)

В) Постановка собственных целей обучения.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Так какая тема нашего урока? (что такое добро и что такое зло)

А цель урока? (раскроем значение этих слов и узнаем как влияют эти общечеловеческие нормы на окружающих)

Чтобы раскрыть смысл этих норм, нам необходимо вернуться к рассказу Скребицкого Г.А. «Передышка».

Г) Открытие новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Учитель начинает рассказ текста:

От деревни дорога шла через широкое поле. Солнце так и печёт. Но как раз у самой дороги ….

Ученики продолжают рассказ.

Почему однажды берёзка не покрылась зеленью?

Работа в группах

1 группа выписывает слова о берёзке до беды

2 группа - какая она стала после вмешательства детей

1 группа 2 группа

Зелёная, Чёрный,

свежо, прохладно, пообдирали,

шумят листья обледенелая,

нарядная, голая, потемневшая,

золотая, обломали, засохла,

жёлтая. свалили. Радость, красота, восторг Печаль

Слайд 3 («Берёзка до беды и после беды»)

Действительно, проникаешься сочувствием к дереву, как человеку.

Наши предки бережно относились к деревьям, считали, что ни живые. Прежде чем срубить дерево, они просили у него прощения.

Сколько поэтов посвятили свои строки берёзе. А сколько художников изобразили берёзу на своих полотнах…. Каждый старался излить свои чувства перед берёзой.

II Стадия осмысления

Цель этапа: помочь активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

А) Творческое применение и добывание знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Слайд 4 (И. Левитан, И.Шишкин «Берёзовая роща»)

Слайд 5(А.Куинджи «Берёзки»)

1) «Встреча» поэтов и художников

а) Рисунки детей на доске на тему «Русская берёзка»

б) Чтение стихотворений поэтов учащимися по ходу показа слайдов.

Чем является берёзка для России? (Символом)

Сейчас идёт олимпиада-это символ…. (дружбы, порядочности, доброжелательности.)

А что является символом олимпиады? (Заяц, медведь, тигр.)

А мира? (Голубь.)

Б) Осознание и осмысление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.

Цель, которую хочет достичь учитель: проверить осознанность усвоения учебного материала.

Сейчас вы нарисуете символ доброты.

1) Творческая работа.

На листах А4 дети рисуют символ доброты.

(Работы прикрепляются на доску)

2) Игра-тренинг «Волшебный цветок» (проходит под музыку для релаксации «Красивая мелодия»)

Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу, (звучит музыка)

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

А теперь откройте глаза. Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.

III. Стадия размышления

Цель этапа: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему

А) Закрепление учебного материала

Цель, которую хочет достичь учитель: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить степень усвоения учебного материала.

Почему берёзка оказалась в таком положении?

Почему дети рассказали леснику, что это они погубили берёзку?

Что предложил лесник?

Оправдывает ли рассказ своё название?

Представьте себя на месте тех детей, как бы вы поступили?

1)Работа в парах

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлую сумку, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

Ситуация 2.

Когда старушка - соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для неё хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то его отблагодарить.

По каким мотивам совершались добрые дела этих мальчиков?

(1-бескорыстно, 2- с выгодой)

Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

А вы совершали добрые дела?

2) «Дерево добрых дел»

(дети прикрепляют сердечко на дерево, называя добрый бескорыстный поступок)

3) Индивидуальная работа.

Работа с пословицами.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Передышка» и объясните выбор.

1. Слово лечит, а злое калечит.

2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь и мила.

3.Худо тому, кто добра не делает никому.

4.Добро творить- себя веселить.

5.Хорошо тому, кто добро делает, ещё лучше тому, кто его помнит.

За любой поступок отвечаем мы и никто, кроме нас. Прежде, чем что-либо совершать, мы должны думать о последствиях.

Всё в наших руках: как мы себя поведём, что выберем - зависит от нашего выбора.

Необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях: не несут ли они страдания окружающим.

Б). Рефлексия

Цель, которую хочет достичь учитель: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности своего класса.

Скажите, для чего доброта нужна человеку?

Слайд 6 (Твори добро)

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

    Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - ТВОРИ ДОБРО.

    ТВОРИ ДОБРО и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

Ш. А. Амонашвили

(Памятку получает каждый ученик)

IV.Домашнее задание

Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на выполнении разноуровневых заданий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выбрать задание и, применив добытые знания, выполнить его самостоятельно.

Слайд 7 (Домашнее задание)

(разноуровневые задания)

1.Сочинить сказку «как берёзка с дождиком подружилась»

2.Написать сочинение на тему « Русская берёзка»

3.Придумать разговор берёзки с ветром

Открытый урок по чтению 2 класс «Живое слово» Романовская

Г. Скребицкий «Передышка»

Цель: 1. Формировать навык осознанного, выразительного чтения

2. Развивать умение мыслить, выражать свою мысль, выделять главное.

Нравственная проблема

3. Воспитывать любовь к природе

4. Развивать речь через словарную работу, обогащать ее синонимами.

I подготов п\в

Каких известных писателей, описывающих природу, вы знаете?

Бианки, Пришвин, Чарушин, Мамин- Сибиряк, Паустовский…

Какие это люди?

Наблюдательные, внимательные, любящие природу…

Сегодня мы пополним список этих людей. Г.Скребицкий «Передышка»

II подготов п\в

В тексте вам встретятся слова:

ВЯЗАНКА ХВОРОСТА

ДРОГИ
ПРОТАЛИНЫ
СТОРОЖКА

Послушайте произведение и скажите о чем оно?

Чтение учителем текста

III Снятие п\в

Так о чем это произведение?

О березе, о плохом поступке детей

Давайте это обсудим, но сначала определим жанр этого произведения?

Это рассказ- небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность событий, малое число действующих детей.

IV Анализ

Прочитаем комбинированно I часть

О чем прочитали?

Как выглядела береза, где она росла, что сделали ребята

Перечитайте отрывок на с.94

(1,2 абзац).

Где она росла?

Какие слова усиливают представление о жаре, заставляют почувствовать жару, пекло?

Солнце печет, жара, конца- краю нет

Как назвали место, где росла береза? С. 94

Посидели ребята…

А здесь какие слова усиливают состояние сырости, холода? С.96

Кругом неуютно…

На сколько логических частей можно разделить эту часть?

2 части: 1 часть-описание дерева, 2 – поступок ребят

Давайте озаглавим эти отрывки

  1. Береза- спасительница
  2. Костер под деревом

Комбинированное чтение II части

О чем узнали из этой части?

Как погибла береза

Но вот и зима…

Как озаглавим?

Гибель березы.

Комбинированное чтение III части

О чем эта часть рассказывает?

Перечитайте, как ребята осознали свою ошибку?

С. 98 III часть 1 абзац, 3 абзац

Как озаглавим?

Ошибка исправлена

Итак, что у нас получилось? (читаем план)

Перед нами кратко изложена вся жизнь березы. Попробуем это понять.

Найдите описание березы ЛЕТОМ с.94

ВЕСНОЙ С.96

ОСЕНЬЮ С.96

ЗИМОЙ С.97

РИСУНКИ

Зеленая, развесистая

Нарядная, клейкие листы

Желтая, золотые листья

Нежно- розовая на синем фоне

Найдите описание березы в конце истории. С.97

(И только Передышка…) Сухая, спиленная на дрова

Почему так трагически закончилась жизнь дерева?

Безжалостное, необдуманное отношение людей

Посмотрите, как противопоставлены картины друг другу.

Какой была береза в начале этой истории?

Развесистая…

А какой она стала?

Сухой, спиленной на дрова

С.98 остался только пень…

В чьей-то печи она отдаст последнее тепло людям, которые с ней жестоко обошлись, хотя сами того не предполагали.

С какой целью ребята разжигали костер?

Погреться, поесть картошки

Перескажите, почему место назвали «Передышкой»? С.94

Это имя. Он рассказывает о ней, как о живой.

На этом история заканчивается? Все, березка погибла?

Нет

Ребята осознали всю трагедию, признались и попытались исправить

Можно ли сказать, что ребята исправили ошибку?

Нет. Жизнь Передышке уже не вернуть

Почему же место по-прежнему назвали Передышкой?

По привычке, в память о березе

Объясните мне глубокий смысл названия «Передышка». От какого слова образовалось?

Отдых, дыхание

Передышка- это не только место отдыха, это история одного дерева, имя которому Передышка. Дерева, которое давало людям надежду, спасало от жары.

А что бы вы хотели мне сказать, что говорит ваше сердце?

Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет ее смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью. Порой жестокость, глупость и невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Какой отрывок вам хотелось бы мне пересказать? Почему?

Итог

Зачем в нашем учебнике поместили этот рассказ? Что мы должны понять?

Мы- часть природы и должны заботиться о ней, любить и беречь. Достаточно обойти школу и увидеть жестокое обращение с березой и сиренью (качаются, ломают, царапают). Деревья кричат от боли и медленно погибают, а мы не слышим, лишь потом удивляемся, почему они погибают. А к березе у русского человека особое отношение. Береза- символ России. Ни в одной стране мира не растет столько берез, как в России.

Я хочу закончить урок стихами Вс. Рождественнского «Березка»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.


Альма, да ты что же, не узнала меня? Альмушка!

Но собака меня, конечно, узнала. Она прилегла к земле, виновато глядела в глаза, виляла своим обрубком хвоста; она как будто просила простить её, но шляпу всё-таки не отдавала.

Можно, отдай, отдай, - разрешил хозяин.

Тогда Альма весело взвизгнула и охотно разрешила взять мне её поноску.

Я погладил собаку. Она смотрела на меня так же ласково и дружелюбно. Но я чувствовал, что теперь она нашла своего настоящего хозяина, которому будет повиноваться во всём.

Умница пёсик, - сказал я. И мне не было больше обидно, что Альма так легко променяла меня на другого. Ведь тот, другой, вырастил, воспитал, обучил её, и ему одному она отдала навек всю свою преданность и любовь.

«ПЕРЕДЫШКА»

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

ЛЕСНЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда тучи вдруг разошлись, выглянуло солнце, и опять стало совсем тепло.

Серёжа забрал поскорее удочки, банку с червями и побежал к своему приятелю Вите звать его на рыбную ловлю.

С Витей они встретились по дороге. Тот бежал с удочками к Серёже.

Вот это здорово! - обрадовались оба. - У нас всё согласованно. Чтоб без промедлений!

И мальчики, подмигнув друг другу, весело направились за деревню к реке.

Твёрдая, будто укатанная, дорожка юркнула в густые заросли ивняка. Ребята не без труда пробрались сквозь цепкие ветви на берег.

Река раскинулась перед ними широкая, полноводная.

Смотри, Витя, вода совсем синяя, - сказал Серёжа. - Это всегда так бывает к осени.

Витя тоже взглянул на синюю реку, на первые жёлтые листья, плывущие возле берега, и хмуро ответил:

Да, лето прошло. Прощай теперь купание, рыбалка…

Мальчики слазили под большой ивовый куст, достали оттуда два самодельных весла, отвязали стоявшую под ракитой плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку под крутояром. Это место было им хорошо знакомо. Там брались крупные окуни, а иной раз попадали подлещики.

Добравшись до крутояра, рыболовы опустили на дно вместо якоря тяжёлый камень на верёвке. Лодка сразу остановилась, слегка покачиваясь от медленного течения воды.

Пока Витя не спеша развязывал свои снасти и надевал на крючки насадку, Серёжа уже закинул две удочки.

Да не копайся же ты! - нетерпеливо сказал он приятелю.

Наконец и Витя тоже всё наладил, закинул удочки, и оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки.

Не упуская из виду своих поплавков, ребята в то же время поглядывали по сторонам, на широкий, уже по-осеннему хрустально чистый простор реки. Её левый берег, который подмывала вода, был крутой, облесённый. Старые разлатые берёзы и сосны точно спускались по глинистому откосу к реке. Они хватались за выступы берега крючковатыми обнажившимися корнями. Тут же, на рыхлых глинистых оползнях, примостились какие-то кустики. Всё было ещё зелёное, и только вдали, на самой излучине, будто огонь костра в безветренный день, ярко краснел одинокий куст рябины - первый вестник наступающей осени.