Занятие в подготовительной группе "мой замечательный нос". Конспект занятия «Нос в жизни человека Работа в лабораториях

Органом обоняния называют начало дыхательных путей – нос. В носу есть перегородка, которая делит его на две, практически равные части. Вход в полость носа называется носовым отверстием. На месте перехода носовой полости в глотку находятся хоаны.

Нос – это выступающая вперед часть лица. Кости и хрящи образовывают стенки носовой полости. На передней внешней части и кончике носа находится соединительная ткань. Перегородка носа также включает в себя некоторое количество хрящей и костей.

Две части носовой полости расширяются книзу и сужаются . В каждой из двух частей наблюдаются три носовых раковины. У младенцев часто наблюдается еще и четвертая раковина, которая по мере взросления исчезает. В носу наблюдается сложная система каналов, проходов и полостей.

Обоняние человека и не только

Человек может различить огромное количество запахов. Однако обоняние животных развито гораздо лучше. К примеру, по сравнению с человеком, в сто миллионов раз больше обонятельных клеток. У некоторых насекомых также наблюдается очень острое обоняние. Например, бабочки чувствуют запахи на расстоянии километра.

Действие органа обоняния

На самом деле, нос несет гораздо большую ответственность за дыхание, чем за различение запахов. Верхняя носовая раковина имеет площадь обонятельной части слизистой оболочки около 250 миллиметров квадратных. Слизистая оболочка носа, отвечающая за обонятельный процесс, имеет желтовато розовый цвет. На обонятельной слизистой оболочке находятся мерцательный эпителий – особые клетки с ресничками. Именно эти клетки и помогают человеку различать запахи.

Кроме этого, орган обоняния выполняет и ряд других функций – физическая и иммунная защита организма. Обоняние предохраняет человеческий организм от яда и газов. Эта функция очень важна для людей с некоторыми профессиями – кулинаров, парфюмеров, виноделов. А также нос принимает непосредственное участие в образовании звуков.

Обонятельные клетки соединены с волокнами обонятельного нерва. Они улавливают ароматы веществ и передают сигналы в головной мозг человека. Там уже запахи начинают распознаваться и классифицироваться. Очень интенсивные запахи мозг распознает даже в небольших количествах и в короткий промежуток времени. Обоняние может зависеть от таких факторов как влажность воздуха. Также важную роль играет вид пахучего вещества. Лучше всего запахи различаются при глубоком вдохе.

Вкусовые и обонятельные ощущения имеют между собой тесную связь. Это доказывает, например то, что, когда у человека наблюдается насморк, и он начинает хуже различать запахи, еда начинает казаться безвкусной. Без ощущения запахов не стимулируется функция пищеварения. Также на вкус пищи влияет не только запах, но и ее температура.

Часто многие люди даже не задумываются о том, что им свойственно по-своему ощущать некоторые запахи. Ведь бывает и так, что какой-нибудь аромат одному человеку кажется приятным, в то время как другому он может совершенно не понравиться! И дело тут касается не только пристрастий. Конечно, люди разные, и у каждого может быть свой вкус. Но тем не менее, различные ароматы люди воспринимают по-своему.

Человеческое гораздо слабее, нежели у многих , и все-таки оно довольно острое. Люди могут распознавать тысячи различных запахов и оттенков, а некоторые даже в состоянии ощущать ароматы в бесконечно малых количествах. Характерно, что обоняние может быть противоречивым чувством. На него влияют различные внешние факторы: циркуляция воздуха, наличие разных других запахов и так далее.

Так что же обоняние? Это способность к ощущению и распознаванию запахов (даже тех, которые могут быть рассеяны в воздухе или растворены в воде). Наша функция обоняния заключена в двух маленьких, обнаруживающих аромат, участках. Они состоят приблизительно из пяти миллионов желтоватых клеток, расположенных высоко в носовых проходах. Человеческий нос - фактически главный , отвечающий за распознавание запахов. Так, вкусовые на могут различить только четыре вида вкуса – сладкий, кислый, горький и соленый - все другие вкусы обнаруживаются обонянием.

Что же дает человеку обоняние? Ощущая приятные запахи, исходящие от любимых продуктов, чувствуя чудесный аромат цветов, человек в полной мере может наслаждаться жизнью. Обоняние является также своеобразной системой предупреждения, заботясь о безопасности. Например, утечка газа, испорченные продукты или огонь могут принести беду, однако обоняние в определенной степени препятствует этому. Любая потеря обоняния может негативно повлиять на качество жизни. Как это часто бывает, с возрастом у людей обоняние притупляется. Это может быть связано с тем, что атрофируются обонятельные волокна, которые расположены в обонятельном нерве. Примечательно, что обладателями самого острого обоняния являются младенцы. Однако уже через год жизни этот показатель снижается почти на 50%.

Видео по теме

Запах является одним из свойств вещества. В воздухе запахи распространяются путем диффузии. Для определения присутствующих в воздухе пахнущих веществ у человека служит обоняние.

Инструкция

Орган обоняния в стенках верхнего отдела носовой полости. Обонятельная включает в себя слизистую оболочку, покрывающую верхнюю часть перегородки носа и верхнюю носовую раковину. Эпителий, покрывающий участки слизистой, содержит нейросенсорные и поддерживающие эпителиоциты. Они расположены на базальной мембране.

На утолщении каждой обонятельной (нейросенсорной) клетки имеется 10-12 подвижных обонятельных ресничек. Всего обонятельных клеток порядка 6 миллионов (по 30 тысяч клеток на квадратный миллиметр). Базальной частью они переходят в узкие извитые аксоны.

Обонятельные , находящиеся в рыхлой соединительной ткани обонятельной , выделяют секрет, увлажняющий покровный эпителий. Этот секрет омывает реснички чувствительных обонятельных клеток и растворяет пахучие вещества, воспринимаемые в таком виде рецепторными мембранными белками ресничек.

При взаимодействии с веществом определенного состава обонятельная клетка посылает в мозг нервные импульсы. Центр обоняния находится в коре больших полушарий головного мозга, в зоне парагиппокампальной извилины. Раздражение нейросенсорных клеток могут вызвать лишь летучие или растворимые в воде или в жирах вещества.

Человек может воспринимать запахи только при вдохе. Если поднести к носу пахнущий предмет и задержать дыхание, запаха вы не почувствуете. А чтобы ощутить запах как можно лучше, необходимо сделать несколько коротких резких вдохов: создаваемые таким образом вихри воздуха хорошо доносят запах до органа обоняния.

Видео по теме

Обратите внимание

Вещества, имеющие запах, как правило, способны «оседать» на предметах и поглощаться. Этим объясняется то, что одежда зачастую может быть пропитана запахами дыма, духов, приготовленной пищи и т.д. Человеку обоняние помогает определять качество воздуха, которым он дышит, и защищаться от различных вредных примесей.

Организм человека осуществляет массу процессов, важных для жизнедеятельности. Дыхание относится именно к таким процессам. В его реализации принимают участие несколько органов, в числе которых - нос.

Какие органы участвуют в дыхании

К органам дыхания относятся несколько частей организма. Начинается дыхательный путь с носовой полости и наружного носа, а затем процесс продолжают осуществлять глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. Все эти органы, кроме легких, являются воздухоносными путями. Именно по этим путям воздух и поступает в легкие. Легочная паренхима вместе с легкими образуют дыхательную часть, которая осуществляет обмен газов между воздухом и кровью.

Строение наружного носа

Наружный нос имеет форму трехгранной пирамиды. Парные носовые кости составляют его костную часть. По средней линии носа эти кости соединяются, образовывая тем самым спинку носа. Лобные отростки верхней челюсти располагаются латерально от носа. Эти отростки становятся боковыми поверхностями наружного носа. Внизу носа кости образовывают грушевидные отверстия. У краев отверстий можно наблюдать хрящевые образования: верхнее ребро четырехугольного хряща и парные, латеральные, добавочные и крыльные хрящи. Носовой отросток лобной кости образовывает переносицу. Каждое образование покрыто слоем кожи. Можно сказать, что нос состоит из двух ноздрей, крыльев носа, перегородки носа и нижнего края грушевидного отверстия.

Носовая полость

Кожа покрывает не только наружную часть носа, но и его внутренности. Именно внутреннюю часть носа называют носовой полостью. Она разделена на две половины перегородкой. На дне полости находятся горизонтальные отростки верхней челюсти и небной кости. Кроме того, эти отростки являются основой твердого неба.

Дыхательная область носа

Дыхательная область носа представляет собой слизистую оболочку. Эта оболочка продолжается в околоносных пазухах. Слизистая оболочка покрыта кавернозной пещеристой тканью и слизистыми железами. Слизистые железы обычно располагаются в нижней части носовых раковин. Если кавернозные тела наполняются кровью, то толщина слизистой оболочки может достигать до 4-5 миллиметров. Раковина может набухать достаточно сильно. Иногда она даже полностью закрывает носовой ход. На слизистой оболочке носа находится мерцательный эпителий. Среди его клеток располагаются секреторные клетки, напоминающие своей формой бокалы.

Врожденные аномалии органов развития дыхания

Нарушение развития носа встречается довольно редко. К ним относятся полное или частичное нарушение развития, избыток роста частей носа, неправильное расположение частей носа. В мире встречались такие дефекты носа, как расщепление носа, двойной нос, свищи или кисты носа, пороки развития носовых раковин и другие нарушения.

Видео по теме

Чей нос лучше? — рассказ Виталия Бианки о птицах. Главный персонаж Мухолов-Тонконос, который жаловался на свою трудную жизнь. Закончилось всё тем, что главный персонаж попал на обед к Ястребу-Крючконосу. Произведение входит в список литературы к прочтению после 2 класса по программе «Перспектива». Предлагаем ознакомиться с текстом рассказа, послушав его или прочитав текст с картинками. Также предлагаем ознакомиться с вариантом заполнения читательского дневника по данному произведению.

Слушать рассказ «Чей нос лучше?»

Нажмите на кнопку «Play» и можете послушать рассказ Виталия Бианки «Чей нос лучше?».

Читать текст рассказа «Чей нос лучше?»

Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.

Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит.


Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости дубоноса и стал жаловаться ему на свое горькое житье.


— Очень уж мне утомительно, — говорит, — пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.

— Да, твой нос никуда не годится! — сказал Дубонос. — То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.


Дубонос клюет косточку

Услыхал его Клёст-Крестонос и говорит:

— У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.


Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

— Верно, — сказал Мухолов, — твой нос хитрей устроен!

— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота Бекас-Долгонос.


Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтобы им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

— Ах, — сказал Мухолов, — вот бы мне такой нос!


Два кулика — Шилонос и Кроншнеп

Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, и оба тонкие, как иголка.

— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал Шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал Кроншнеп-Серпонос, — чтобы им червяков да букашек из травы таскать.

— Ну, — сказал Мухолов, — лучше ваших носов и не придумаешь!

— Да ты, видно, настоящих носов и не видал! — крякнул из лужи Широконос. Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!


Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос!

— Ну и лопата!

— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувыркнулся головой в лужу.

— Обратите внимание на мой носик! — прошептал с дерева скромный серьенький Козодой-Сетнонос. — У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.


— Это как же так? — удивился Мухолов.

А вот как! — сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, — все птицы так и шарахнулись от него.


— Вот счастливец! — сказал Мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!

— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!

— Эй вы, мелюзга! — крикнул им Пеликан-Мешконос с озера.


— Поймали мошку и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.

Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.


— Вот так нос! — воскликнул Мухолов, — целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!

— Ты, должно быть, моего носа еще не видал, — сказал Дятел. — Вот, полюбуйся!


— А что же на него любоваться? — спросил Мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.

— Нельзя же всё только об еде думать, — сказал Дятел-Долбонос. — Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!

— Чудеса! — сказал Мухолов. — Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.

Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед.


А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.

Читательский дневник

Главный персонаж Мухолов-Тонконос, встретив дубоноса начал жаловался на свою трудную жизнь. Он начал хвастаться какой у него замечательный нос. Тут его подхватили другие птицы и каждая говорила, что ее но самый лучший. Закончилось всё тем, что главный персонаж попал на обед к Ястребу-Крючконосу так и не определив чей нос лучше.

Главная мысль

Главное в рассказе — не просто показать красоту и разнообразие природы, раскрыть тайны образа жизни птиц, но показать человек, что нужно уметь радоваться тому, что у тебя есть и не быть вечно не довольным.

Главные герои

  • Два кулика — Шилонос и Кроншнеп

Кому как нос помогает?

  • круглый год семечки из шишек вылущивает — Клёст-Крестонос
  • рыбку ловит и в мешок откладывает — Пеликан-Мешконос
  • устраивает жилище для себя и других птиц — Дятел
  • живность мелкую поддевает — Шилонос
  • косточки раскусывает, ягоды клюет — Дубонос
  • ловит комаров и бабочек в глотку-сетку — Козодой-Сетнонос
  • козявок из тины достает — Бекас-Долгонос

Наталия Безверхова
Конспект занятия «Нос в жизни человека»

Цель : Дать детям представление о том, что нос необходим человеку для жизни и здоровья (нос дышит, улавливает запахи) . Дать детям понятие о профилактики простудных заболеваний. Развивать умение заботиться о своём здоровье, прививать навыки ЗОЖ.

Ход беседы

В гости к детям приходят «Зайка» и «Степашка» .

Зайка детям предлагает отгадать загадку.

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

Дети думают, а Степашка «читает» стихотворение.

Есть прямые носики, есть носики курносики.

Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.

Ответы детей : Это стихотворение и загадка о носе.

Беседа – рассуждение «Зачем нам нос» .

Зайка спрашивает у детей. Зачем нам нужен нос? (дети думают) .Зайка продолжает рассуждать. Одни страдания с ним. То с горки упадёшь, да нос разобьёшь. То он чихнёт. Дышать ведь мы и ртом можем. Так?

Степашка : Так, да не так. Нос нам важен не менее, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом.

Зайка : Почему?

Степашка : А вот послушай, что я знаю о носе сейчас, об этом расскажу тебе и детям.

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски исполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. (Показать рисунок носа в разрезе) .

Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным то микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем. И нос очищается.

А ещё нос первым сообщает мозгу о неприятном для дыхания воздухе. Мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов.

Зайка : Степашка ты так интересно рассказал, что хочется послушать ещё.

Степашка : Я рад, что тебе понравилось и готов рассказать сказку «Как найти дорожку» В. Берестова.

Ребята пошли в гости к деду – леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошёл с зайцем.

Скачет заяц. Ребята и ему спели песенку :

Зайка, зайка расскажи. Зайка, зайка покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

В сторожку? – переспросил заяц – нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норкой. Так? Обскочите этот запах слева или справа. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка – лесник самовар ставит.

Степашка : Зайка, а как ты думаешь, смогут ли по такому описанию ребята найти дорожку? (ответы детей) .

Степашка : А ещё Зайка я хочу тебе напомнить о правилах гигиены и безопасности.

*Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом.

*Нельзя засовывать в нос острые предметы.

*При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.

*Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным

Степашка и Зайка : давай правильно поучимся дышать и научим этому детей.

Зайка : Я согласен Степашка.

*Приготовились к первому упражнению : Делаем десять вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем.

*Второе упражнение : Делаем спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием по крыльям носа и произносим слоги «ба – бо–бу» .

*Третье упражнение : Сжимаем пальцы в кулак. Во время вдоха широко открываем рот и, насколько возможно, высовываем язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдыхаем, разжимаем пальцы.

Зайка : Ой, Степашка это трудные упражнения, но я думаю, что мы научимся их выполнять вместе с детьми правильно.

Степашка : Зайка а что –же у тебя на шее за волшебная ниточка, да ещё и игрушка какая – то интересная с запахом.

Зайка : Это игрушка Степашка, называется киндер – сюрприз, а ещё в ней есть дырочки, из которых пахнет луком или чесноком. Это необходимо делать, чтобы не заболеть насморком или другими простудными заболеваниями. Посмотри Степашка такие, красивые ниточки ты увидишь у всех детей в группе.

Зайка : Ребята, а давайте подарим Степашке такой- же киндер – сюрприз с запахом лука или чеснока, чтобы он не болел.

Степашка благодарит детей за подарок.

Зайка «читает» стихотворение о носе.

Нос не должен быть простужен

Нос здоровым всем нам нужен.

Чтобы сон когда придёт

Тихо спать закрывши рот.

Итог : Зайка и Степашка уточняют у детей зачем человеку нос ?

Чем нос зайчика отличается от носа мальчиков?

Что нельзя делать с носом, чтобы не повредить ему?

Что нужно делать, чтобы нос был здоровым.

Использование метода проекта в работе с детьми предлагает следующий алгоритм:

  • ребенок и взрослый выделяют и ставят проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения и проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения и расширяет, систематизирует знания об окружающем мире.

Таким образом, при формировании у детей системы знаний об окружающем мире средством метода проектов мы развиваем у детей способности к поисковой деятельности, учим определению задач, исходя из поставленной проблемы, планированию этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

Цель: Систематизация знаний о носе как важном органе.

Задачи:

  • Дать знания о своем организме – о функциях носа; особенности строения; форме носа; значении носа.
  • Развивать интерес к собственному здоровью.
  • Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
  • Закрепление знаний правил безопасности жизнедеятельности; правил ухода за носом.
  • Воспитание у детей культуры здоровья.
  • Развитие умения работать в коллективе.
  • Развитие памяти, мышления.
  • Развитие доказательной речи.

Словарь: многозначность слова нос, курносый, орлиный, прямой, носище, носик, носишко.

Форма проведения – бинарное занятие, работа с подгруппами.

Используемые технологии: проективные, здоровьесберегающие (развитие дыхания, развитие слухового внимания, физминутки, релаксация), игровые, ИОС.

Приемы: беседа-рассуждение, художественное слово (стихи, загадки, фразеологизмы), эвристический метод, наблюдения, дидактические упражнения, экспериментирование, загадки, игровой прием, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Наглядность: дидактические игры « Где чей нос?», «Кому какой нос?», картинки с изображением предметов, мнемотаблица, картинки с изображением носа, сказочных героев, животных, птиц, транспорта, обуви, посуды, человека, таблицы с правилами гигиены и безопасности, схема самомассажа.

Материал: ватман, карандаши, клей, кисточки, флаконы с различными запахами, кукла Буратино, зеркала, кукла Неболейка, карточки с названием запаха, фишки, названия лабораторий, носовые платочки.

Предварительная работа: чтение рассказа В.Бианки «Чей нос лучше», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», занятие «Воздух и его свойства», составление модели трех вопросов по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Вы рады, когда гости приходят?
– Давайте порадуемся вот так (хлопки под счет 1-3-1)
– Расскажите гостям о себе

Ха-ха-ха, хи-хи-хи
Мы ребята не плохи
Любим улыбаться
Шуткой обменяться

Буратино хочет загадать вам загадку.

На лице у всех гора
Двухпещерная она.
Что же это за гора?

И зачем она нужна? (Если затрудняются – на доске ОСН – поменять буквы местами)
2 3 1

2. Беседа-рассуждение «Зачем нам нос?»

Буратино: И зачем они только нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь да нос разобьешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы ведь и ртом можем. Так?

Воспитатель: Так, да не так. Нос наш важен не менее чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?
– О чем может рассказать нос?
– Как и где можно узнать о нем?
Представьте, что вы ученые. Ученые работают в лабораториях. У нас тоже есть лаборатории. Перед «учеными» стоит задача – узнать о носах, затем рассказать нам о них. В лаборатории «Почемучек» вы прочитаете о носах. В лаборатории «Сказочной» узнаете, какие бывают носы. В лаборатории «Экспериментов» вы узнаете о важности носа. И в лаборатории «Здоровья» научитесь беречь свои носы.

3. Распределение на группы (по фишкам)

«Ученые» возьмите фишку и пройдите в свои лаборатории. Буратино присоединяется к ребятам.

4. Работа в лабораториях

1. Лаборатория «Почемучка»

Загадка о носе

а) Дидактическая игра «Где чей нос?» Многозначность носа. (Нос корабля, животного, у птицы нос – клюв, самолета, носик чайника, нос у сапога, нос человека)
у кого есть нос? У каких предметов бывают носы Кому он нужен и для чего?

б) Откуда пришли такие выражения?
– Носом землю рой, а найди.
– Держи нос по ветру.
– Носом чую: беда будет.
(Все перечисленные выражения указывают на сходство с поведением животных.)

в) Подумать чем пахнет человек, изображенный на картинке
(кондитер, врач, плотник, пожарный, рыбак, парикмахер)
– Почему так решили?
– Чем пахнет лодырь? (Ничем)

в) Подготовить презентацию рисунки носов (Нос корабля, животного, у птицы нос – клюв, носик чайника, нос у сапога, нос человека)

2. Лаборатория «Сказочная»

а) Дидактическая игра «Кому какой нос?» (Сказочные герои – Баба-Яга – нос орлиный. У Карлсона – картошкой, Буратино – длинный, у Чебурашки – короткий – пуговкой, у клоуна – круглый, у принцессы – курносый, у карандаша – острый, и т.д.)
– У кого еще курносый? У Красной шапочки, Малыша, у Мальвины
– У кого картошкой – у Бармалея,
– У кого нос орлиный?

б) Когда так говорят?

Совать нос не в свое дело.
– Водить за нос
– Остаться с носом.
– Нос не дорос.
– Нос повесил.
– Держи выше нос.
– Нос утереть.

в) Замечательные носы в сказках и мифах

Нос Буратино длинный, тонкий, отражает любопытный характер своего хозяина, который очень любил совать свой нос во все дела (А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Нос Пинноккио рос, если хозяин говорил неправду.
Карлик Нос до встречи с ведьмой был нормальным мальчиком. Но, насмеявшись над носом старухи, и сам стал обладателем безобразного носа (В. Гауф. Карлик Нос).
– Про кого из героев можно сказать – Любопытный нос, его водили за нос? (Буратино).
Нос не дорос – (Малыш)
Нос повесил – (Пьеро)
– Что узнали о носах
Они бывают разной формы: курносые, длинные короткие, орлиные картошкой.

г) Подготовка презентации – рисунки формы носа, охарактеризовать

3 Лаборатория «Экспериментальная»

а) Чтение отрывка «Как найти дорожку»

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать.Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А заяц ответил – «Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Потом - заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскачете этот запах слева или справа. Когда он останется позади, скачите прямо, никуда не сворачивая.»
– Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?
– Почему не смогут?

б) Соотнесение запаха с предметом

Какие запахи вам знакомы? (Дети вспоминают)
Запахи могут быть опасными, ядовитыми, отравляющими. Поэтому нельзя нюхать неизвестные предметы. Проверяя запахи во флаконе нужно рукой направить запах к носу, а не подносить флакон к носу.
Определить по запаху и соотнести с картинками (лук, чеснок, роза, торт, шоколадка, хвоя, лимон, апельсин)
А как бы мы могли наслаждаться чудеснымзапахом цветов, если бы не наш замечательный нос.
– Почему я поставила флаконы с запахом лука, чеснока и хвои рядом? (Эти запахи полезные – убивают микробы)
– Запах сигарет полезен?
Запах дыма, газа, сигарет вреден.

в) Опыт «Значение носа для речи»

– Закрыть нос и сказать слово «нос». Что происходит со звуками. (изменяются, становятся не четкими)
– Если нос заложен, сможем мы узнать запахи?
– Что узнали о носе? Нос может разговаривать (звуки меняются, с помощью носа можно узнать разные запахи)

г) Подготовить презентацию – расставить флаконы в соответствии с картинками.

4. Лаборатория «Здоровье»

а) Рассматривание носа

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце, Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, (Можно показать рисунок - нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью - слизью.
К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.
Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в легкие он попадает уже теплым и очищенным от микробов.
Когда слизи с налипшими микробаминабирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! Инос очищается.

б) Рассказ куклы Неболейки о насморке

Насморк

Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно больше слизи, С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень много, нос пытается освободиться от нее. Как? А вот так: А-ап-чхи! Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находится рядом.

Как бороться с насморком

Вспомните: что делает ваша мама, когда у вас начинается насморк?
Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в тепле. При чем здесь ноги? А вот при чем. Еще древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка. Промочил ноги - схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей (но такой, чтобы не обжечься) водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и посидите, прогрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо ноги и поскорее надевайте теплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье. Подойдет чай с медом, малиной, другими лекарственными травами. Можно попить теплое молоко. Главное, побольше тепла!

Профилактика насморка

Еще древние греки говорили: «Держи голову а холоде, желудок е голоде, А НОГИ В ТЕПЛЕ». Старайтесь, чтобы ноги всегда были теплые и сухие. Промочили ноги - немедленно домой, переобуваться. Опытные туристы и путешественники всегда носят с собой запасные носки и обувь. И никогда не тронутся в путь, пока не высушат отсыревшую пару у костра...
Можно нос закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан воды комнатной температуры полчайной ложки соли).
Можно закапывать в нос настойку из чеснока (мелко нарезанный зубчик чеснока заливается стаканом воды и настаивается 1-2 часа.

Правили гигиены и безопасности

Нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
при насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь е себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи,

5. Физминутка

Буратино улыбнулся
Раз – нагнулся, два – нагнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Встали – вдох носом.
Опустились – выдох ртом.

6. Презентация работы «ученых» (каждой лаборатории)

«Почемучки»

  • – Носы бывают у самолета, парохода, у животных, у птиц – клюв, у чайника – носик, у обуви,– у человека.
  • нос самолету нужен, чтобы лететь, пароходу, рассекать волну, животным – находить по запаху пищу, птице – клевать пищу, чайнику – наливать кипяток, обуви – для пальцев ноги, человеку – определять запах.

«Сказочная»

  • Носы бывают разной формы – курносые, прямые, длинные, горбатые, картошкой.
  • Про любопытных говорят – сует нос не в свое дело. Про малышей – нос не дорос. Про грустных – нос повесил.

«Экспериментальная»

1. Нос может разговаривать – стихотворение по таблице

Мой замечательный нос (Э. Мошковская)

Я ничего не знаю.
И вдруг мой нос говорит.
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-он туда положил!
Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.
Нос говорит: "Погуляем!
Очень тебя прошу».
Ходишь с ним и гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит: «А знаешь,
Пахнет уже весной!»

2. Первым сообщит о опасных запахах – дым и газ и др.
3. Нос нужен, чтобы произносить звуки.

«Здоровье»

1. Нос нужно беречь потому что в нем есть перегородка, и если её сломать, искривить – будет плохо дышать и заболеешь
2. Закаляться
3. Ухаживать за носом
4. Выполнять правила

7. Итог занятия

– Вот мы и рассказали гостям и Буратино о замечательном носе. А теперь наш нос поможет нам найти сюрприз. Во флаконах различные запахи, нам нужно определить запах и найти путь к сюрпризу. 1. лук 2. хвоя 3. лимон 4 духи
Определить запах – подойти к столу с соответствующей надписью.
Определить следующий запах (у всех запах мяты) – подойти к столу (если не знают – методом исключения – это запах шоколада – нет, это запах апельсина – нет. Значит это запах чего? – мяты).
Сюрприз – чай с мятой. Знаем запах, попробуем на вкус.
– Это трава, лечебная.
– Какие еще лечебные травы знаете?
– Где можно узнать о них?
– Об этом мы поговорим на следующем занятии.
Кукла Неболейка дарит носовые платочки.