Место евгения онегина в системе образов произведения. Система образов романа «Евгений Онегин»

Главным героем семейно-бытовой части повести является Пётр Андреевич Гринёв. Сын помещика, Гринёв получил домашнее воспитание по обычаю того времени - сначала под руководством дядьки Савельича, потом - француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринёва, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своём сыне настоящего дворянина, как он это понимал.

Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринёв отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он «потянул лямку», стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил своё понимание службы: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Пётр Гринёв стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведёт себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачёва поступить к нему на службу Гринёв после минутного колебания отвечает решительным отказом. «Голова моя в твоей власти, - сказал он Пугачёву:- отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья». Прямота и искренность Гринёва понравились Пугачёву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Однако не всегда долг побеждал в душе Гринёва. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую девушку. И только освободив её, притом при помощи Пугачёва, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина.

Пётр Гринёв разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нём «бунт бессмысленный и беспощадный», а в Пугачёве - разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведёт себя, как помещик-крепостник.

Но по своей натуре Гринёв человек мягкий и добрый. Он справедлив и признаётся самому себе в своём легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, даёт слово впредь слушаться своего дядьки. Гринёв любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачёвцев Бердской слободы. Гринёв доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринёв к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых.

Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачёва, он видит в нём умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. «Зачем не сказать истины?- пишет Гринёв в своих записках.- В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал... спасти его голову...»

Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение, в каждом случае психологически мотивировано. Из изображённых в повести представителей дворянства он - единственное положительное лицо, хотя и остаётся по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.

Тема : Система образов романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Обобщающий урок.

Цель: продолжить знакомство с системой образов; закрепить знания учащихся об «онегинской строфе»; развивать умение выявлять и формулировать концептуальные идеи критической статьи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала; воспитывать любовь к литературе.

Оборудование: роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»; иллюстрации к роману.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с системой образов романа, закрепим знания об «онегинской строфе», выявим степень усвоения пройденного материала.

3.Работа с новым материалом

1)Слово учителя.

Роман «Евгений Онегин»- произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более 7-ми лет - с мая 1823 по сентябрь 1830. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман написан особой «онегинской строфой». Что это такое? (Слайды № 1,2,3)

(Строфа включает 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой. Всего14 строк:4+4+4+2. Система рифмовки: перекрестная, парная, кольцевая и куплет. Каждая «онегинская строфа» - определенный элемент в движении сюжета)

Назовите героев произведения.

2)Образ Онегина. (Слайд №4)

Расскажите об Онегине (слайды № 5,6). Сообщение ученика.

В романе "Евгений Онегин"в центр Пушкин ставит героя, который становится очень типичным для этого времени в России и русской литературе С этой точки зрения роман Пушкина становится трагической историей о том, как талантливый и одаренный человек не находит себя в жизни. Евгений Онегин из множества возможных путей выбирает наихудший, ведущий в пустоту - путь постепенного и последовательного растрачивания себя самого по мелочам, на незначительные внешние события. В результате он переживает множество любовных приключений и интриг, в совершенстве овладевая "наукой страсти нежной", но не узнает настоящую любовь; много читает и даже размышляет, но оказывается, что совершенно попусту; перемеривает множество разных масок и осваивает самые разные роли, но не находит собственного призвания и себя самого, а когда кажется, что это, наконец, произошло, Пушкин обрывает роман.
Читатель встречается с Онегиным, когда тот успел повзрослеть, "отблистать" какое-то время в свете, пережить множество любовных интриг. Учится Онегин за это время очень немногому, это лишь самое начало его эволюции. Он приходит к логичному, но неправильному в корне выводу о том, что все, что можно узнать об этой жизни, он уже узнал- так же, как о любви, о женщине, об отношениях между мужчиной и женщиной. Он еще не повстречал Татьяну, но уже здесь оказывается предопределенной его трагическая ошибка, когда он пройдет мимо своей судьбы. Попытки героя заняться самообразованием кончаются крахом: чтение не становится предметом напряженной внутренней жизни, поскольку совершенно не связано с реальностью: полученные знания применить и реализовать Онегину все равно было бы негде. Книги становятся интеллектуальной игрой, но требующей больших умственных затрат, поэтому и это занятие он так же закономерно бросает.
Внешнее изменение обстоятельств приводит к тому, что он оказывается в деревне. Там его начинают рассматривать как опасного вольнодумца, тогда как сам Онегин мается от полной душевной пустоты, которую совершенно нечем заполнить. Его представление о жизни делает невозможным сближение с другими помещиками, представления о любви делают невозможной даже мысль о семье. От "делать нечего" он сходится с Ленским и во многом благодаря ему знакомится с Татьяной.
Татьяна схожа с Онегиным тем, что тоже как бы "выпадает " из окружающей среды - в основном благодаря чтению, которое становится ее истинной жизнью. На всю жизнь она начинает смотреть сквозь призму прочитанных книг. А Онегина она также рассматривает через книги - как некий собирательный образ ее любимых героев. Татьяна внутренне готова к любви и ждет только подходящий объект: "Душа ждала... кого-нибудь". В этом смысле Онегин является самой достойной кандидатурой: загадочная личность как никто подходит под тот тип, который описан в романах. Онегин в кругу семьи Татьяны и перед ней самой разыгрывает из себя светского человека. Именно в таком качестве он проявит "души прямое благородство" и преподаст героине урок на свидании, а потом разыграет увлечение невестой Ленского-поведение, вполне типичное в светском мире, после чего убьет приятеля на дуэли. Убьет именно потому, что следует вполне четко определенной линии поведения светского человека, ведь отказ от дуэли спровоцирует общественное мнение, и одна мысль об этом неприятна Онегину. После дуэли пути Татьяны и Онегина разойдутся. Татьяна впервые задумывается о том, что же представляет собой ее избранник на самом деле. До сих пор она любила выдуманный ею самой персонаж, но теперь ее душа начинает новый этап эволюции, и героиня хочет постичь суть личности любимого. И выводы ее оказываются неутешительными. Онегин же в действительности осознает масштабы содеянного - через страшную и уже мучительную пустоту, абсолютное одиночество. И поэтому отправляется в путешествие. Важно здесь то, что Пушкин намеренно выносит главы с "Отрывками из путешествия Онегина" за пределы основного текста романа, чтобы тот душевный переворот, который предстоит пережить Онегину, казался еще более резким, неожиданным и трагическим.
Несмотря на то, что Татьяна в этой части романа еще во многом очень наивная читательница французской литературы, уже здесь становится очевидна противопоставленность Татьяны Онегину: ее сердечность, искренность, внутренняя твердость противоречит его внутренней пустоте. Патриархальные домашние идеалы девушки становятся все ближе автору. В последней, восьмой, главе его муза уподобляется "барышне уездной", то есть она приобретает черты юной Татьяны. На этом же этапе романа Онегин как никогда далек от автора. Героям суждено встретиться и еще раз - решительный прежде всего для Онегина, для его представлений о жизни, другом человеке, о женщине, любви, себе самом. Он случайно встречается с Татьяной на балу и без памяти влюбляется в нее. Внезапно с особой остротой молодой человек ощущает, что вся предыдущая жизнь была им растрачена, и важным здесь становится то, что это не холодный вывод, но тяжкое для него переживание и осознание. Еще более тяжким оно становится, когда Татьяна своим отказом перечеркивает все его надежды на возможность обретения счастья. Этот момент становится настоящим прозрением для героя бессмысленности его прошлого, сомнительности открывающегося перед ним будущего, когда все лучшее в себе он успел растратить. Самыми болезненными становятся слова Татьяны о том, что "счастье было так возможно". Онегин внезапно осознает все те возможности, которые он упустил или не увидел, которые не смог или не захотел претворить в жизнь. Единственным виновником в том, что не сложилась его собственная жизнь, в том, что не сложилась счастливо жизнь Татьяны, оказывается он сам-поскольку именно он полностью и целиком несет ответственность за итоги всех прошедших десятилетий своей жизни.
Итак, произошло прозрение героя. Но именно на этом Пушкин обрывает свой роман. От полной пустоты Онегин приходит к осознанию ошибочности всей его предшествующей жизни, которую, как оказывается, в действительности он совершенно не знает. И он снова в начале пути. Образ героя не завершен, как не завершен ни один живой человек. Читатель не знает, как сложится судьба Онегина, к каким последствиям приведет его пережитое потрясение, останется ли он холодным и равнодушным или же наконец обретет себя.

Почему в него влюбляется Татьяна?

Что говорит о дружбе Онегина и Ленского Пушкин? (Слайд №7)

Почему между Онегиным и Ленским произошла дуэль? Давайте прочитаем дуэль вслух. (Слайд №8)

Какие чувства испытал Онегин после смерти Ленского?

Что происходит с ним после встречи с Татьяной спустя несколько лет? (Слайд №10)

Как вы можете охарактеризовать Онегина?

Пушкин, закончив работу над основными главами “Евгения Онегина”, бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: “Аи да Пушкин!..” Поэт, которого даже холодный Николай II признал “одним из самых умнейших мужей России”, понял, что создал шедевр. Роман “Евгений Онегин” - легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот “магический кристалл”, отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность “золотого века”, - до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение. Ведь автору “Онегина” пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину. И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре - иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком... Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской - будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина... И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа “Евгений Онегин”? Многие считают, что главный герой романа - это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердцах жар угас...
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин “родился на брегах Невы”, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин. Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами...” Обобщая, Пушкин пишет: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так вос-питаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть”. Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее “высокой страстью”. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: “Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок”. По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.
Для Онегина любовь - это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству. Он пишет:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
На жизнь смотреть как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей...
Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та же”. Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди “дикого барства” в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это “ветошь маскарада”, и не просто сочувствует, он пишет: “Я так люблю Татьяну милую мою”. Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.
Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: “Там, под сению кулис, младые дни мои неслись”. Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:
Но грустно думать,
Что напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она.
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: “Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат”. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

4) Образ Татьяны Лариной. (Слайд №13)

В какой семье воспитывается Татьяна?

Почему образ Татьяны можно назвать национальным? Приведите примеры из текста. (Слайд №14)

Почему она влюбляется в Онегина?

Почему она решается написать признание в любви? Давайте прочитаем письмо вслух. (Чтение письма)

Как Онегин реагирует на письмо Татьяны? (Слайд №15)

Как это его характеризует?

На что решается Татьяна, чтобы лучше узнать Онегина?(Слайд №16)

Какой же ей мир открылся?

Какой пророческий сон ей снится? Давайте прочитаем его вслух. (Чтение сна, слайд №17)

Как сбылся этот сон?

Что же мы можем сказать о Татьяне?(Сообщение, слайд № 18)

Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.
Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и объясняет это так: “Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками:
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно:
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!
Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась Татьяна. Она “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, ее “тревожили приметы”,
„.страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей...
Татьяна - простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей (“она любила на балконе предупреждать зари восход”), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства - качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.
Она от природы одарена “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”. Татьяна тонко чувствует красоту природы:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму...
И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна - княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного - простоты, естественности, человеческого достоинства:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей”.
Все тихо, просто было в ней…
Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны - это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:
Я вас люблю, (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...” В последней строфе романа читаем строки: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял”. А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
С кого же написан “Татьяны милый идеал?” До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.

Давайте прочитаем письмо Онегина к Татьяне.

Как меняется Татьяна в конце романа? (Слайд №19)

5)Белинский о романе.

Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Давайте послушаем сообщение. (Сообщение, слайд №20)

"Евгений Онегин" есть поэма историческая", - утверждает Белинский. Действительно, в романе дано исторически конкретное изображение характеров русских людей и общественной жизни. Белинский связывает появление и содержание романа с ростом самосознания русского общества. Рост этот вызван историческими событиями" 1812-1825 годов. Великий критик чувствовал декабристский характер романа, поэтому и назвал его "поэмой исторической". Самого же Пушкина он считал "представителем впервые пробудившегося общественного самосознания" (8 статья). Общественным классом - носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов Белинский считал передовое культурное дворянство, класс, "который по своему образу жизни и обычаям представляет более развития и умственного движения" (8 статья). В 9-й" статье Белинский еще раз подчеркнул исторический характер произведения: "Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил общество в одном из фазисов образования, его развития..."

В своем романе Пушкин раскрывает жизнь, интересы и нравы русского дворянства. Прежде всего наше внимание привлекают мыслящие дворянские интеллигенты В романе они представлены образами Онегина, Ленского, Татьяны Лариной. Что отличает их? Онегин не хочет жить так, как живет окружающая его "посредственность", и он, и Ленский, и Татьяна не хотят жить, как заурядные, довольные собой люди.

Ленский и Онегин "не знают, чего им хочется, но знают, чего им не хочется". Их не удовлетворяют разговоры о "псарне и вине". Им интересны философские вопросы о жизни и смерти, о природе явлений. С Татьяной их роднит одиночество и чуждость.дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается: "Я здесь одна. Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна". Почему эти" герои одиноки? Потому что они стоят на голову выше той среды, в которой живут. По своему образованию, интеллекту, глубине чувств они значительно превосходят других. Что читал Онегин? Руссо, экономиста А. Смита, историю "от Ромула до наших дней", Байрона. Среди его знакомых Каверин, сам Пушкин. Ленский-воспитанник Геттингенского университета - "рассадника вольнодумства". Роднит их благородство душ. Ленский смотрит на взаимоотношения людей как на братство, верит в родство душ. Татьяна уверена, что на добро люди должны отвечать добром. Понятие" чести-одно из основных в ее "моральном кодексе". Юная Татьяна заканчивает свое-послание к Онегину словами: "Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю"; "взрослая" Татьяна так же просто и прямо признается Онегину: "Я вас люблю- к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна". Будет верна, хотя и отдана. Будет, потому что дала пред алтарем слово Богу, людям, себе. Ее понятие чести не позволит ей насушить данное слово.

Онегин отличает Ленского и Татьяну, верит в их чистоту, искренность. Роднит этих героев и их критическое отношение к миру, к обществу, их передовые взгляды.. Роднит их и многое другое: они умеют видеть прекрасное жизни, глубоко чувствуют природу, ее прелесть. Их объединяет и трагическая судьба: Ленский убит на дуэли, Татьяна томится в свете, Онегин остается на распутье.

Эти люди не могут быть счастливы. Образами Онегина и Ленского поднимается главная проблема романа - трагедия русского интеллигента, который оторван от народа, который не знает, куда ему идти. Поэтому "силы этой богатой натуры (Онегина) остались без.приложения, жизнь без смысла, а роман без конца" (Белинский).

Татьяна отличается от Онегина и Ленского своей близостью к национальному, русскому. Пушкин дает нам ненавязчивую, но достаточно полную, яркую характеристику петербургской знати, московских дворян, деревенских помещиков. Это самодовольные пошляки, обыватели, люди, стоящие на невысоком моральном уровне. Они ведут пустую, праздную жизнь (поэтому Онегин и бежит из Петербурга). Чтобы иметь представление о поместных дворянах, достаточно обратить внимание на их "говорящие" фамилии: Скотинин, Буянов, Петушков и т. д. их разговоры - "о псарне и вине", однако их "классовая сущность" прекрасно проявляется в реакции на новшества Онегина в деревне: "Да он опаснейший чудак!"

Приведем еще одну цитату из Белинского: "Разгадать тайну народной психеи для поэта - значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий". В своей "энциклопедии" Пушкин показывает нам и жизнь крестьян и трудового народа. Судьба няни; утренний Петербург, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала; бурлаки; нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; девушки, собирающие ягоды V. при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды,-вот они, картины жизни простого народа, в которые вглядывается читатель

"Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа", - заметил Гоголь. Богатство души простых людей (образ няни), своеобразие и поэтичность народных обычаев и преданий (сон Татьяны, картины святок) -все это является отражением "духа народа" в романе.

А. С. Пушкин дает в своем произведении великолепные картины русской природы. Наконец, огромно значение образа автора в романе: это передовой человек свое-" то времени, нашедший свое предназначение в творческом труде. А язык, которым написан роман, говорит о том высоком уровне культуры, которого достигло русское общество (в лице лучших его представителей, коим и является А. С. Пушкин) к концу первой четверти XIX века.

"Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть "Евгений Онегин" Пушкина... В ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении" (Белинский). Под истинной народностью литературы критик понимал не только отражение "духа и склада" народа, но и выдвижение важных для всей нации вопросов и решение их в прогрессивном духе, в соответствии с требованиями времени. Перечислим лишь некоторые из проблем, поднятых в романе: смысл жизни, взаимосвязь личности и общества, взаимоотношение передовой дворянской интеллигенции и народа, современный герой - "лишний человек", мораль и нравственность, экономика и политика, культура и просвещение, отношение к литературе и искусству, проблемы творчества и т. д.

Трудно переоценить значение романа "Евгений Онегин"; поистине это "энциклопедия русской жизни.

Роман «Евгений Онегин» переведен на множество языков, режиссеры всего мира снимали фильм по этому произведению, а в России распространенным жанром является опера. Давайте послушаем отрывок из оперы «Евгений Онегин».

4. Итог урока.

Что мы сегодня повторили на уроке?

Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Выбрать тему сочинения и составить план.

Разработка урока по теме:

Система образов в романе «Евгений Онегин». «Онегинская» строфа

Урок разработала: ,

учитель и литературы

стаж работы 20 лет

Тема: Система образов в романе «Евгений Онегин». «Онегинская» строфа.

Тип урока:

Изучение нового материала (усвоение новых знаний: знакомство с героями, их ; систематизация полученного материала – построение схемы «Система образов в романе»).

Цель урока: (Слайд 2)

Познакомить учащихся с героями романа; через систему взаимоотношений персонажей показать тему личной трагедии главного героя. Познакомить с термином «Онегинская строфа».

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

Развивающая: развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения; совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы; развивать культуру устной монологический речи.

Воспитательная: способствовать формированию духовно развитой личности, самостоятельности мышления, творческих способностей обучающихся.

Методы обучения:

словесный, наглядный, поисковый, исследовательский

Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая, индивидуальная

Место данного урока в теме, его связь с предыдущим уроком:


На роман «Евгений Онегин» отведено 5 уроков. На первом уроке говорилось об истории создания романа, происходило знакомство с главным героем, затрагивалась тема личной трагедии главного героя. На данном уроке через систему образов, при помощи технологии активно-продуктивного чтения и элементов технологии критического мышления, вырисовывается чёткое представление о героях и их месте в романе.

Оборудование: учебник «Литература», текст романа «Евгений Онегин», иллюстрации к произведению, тетрадь, мультимедийная презентация «Образы в романе «Евгений Онегин», компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Словарная работа: Dandy, франт, педант, «онегинская строфа».

Структура и ход урока:

I. Организационная часть урока. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта, продолжим знакомство с его выдающимся романом «Евгений Онегин», с героями, их взаимоотношениями.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим пройденное.

II. Актуализация опорных знаний.(устно)

Цель: проверить усвоение знание об истории создания романа.

Приём « Верно - неверно».

Верно, что – великий поэт девятнадцатого века? Правда ли, что «Евгений Онегин» - роман в стихах? Верно, что Евгений Онегин, главный герой романа, жил в Москве? Правда ли, что совсем не симпатизирует своему герою? Верно ли, что Евгений Онегин в романе постоянно ищет смысл жизни? Правда ли, что Евгений Онегин – тип молодого человека начала девятнадцатого века?

Последний вопрос вызывает затруднения? Чтобы ответить на него обратимся к теме нашего урока (запись темы урока в тетрадь). Именно в течение урока мы ответим на этот вопрос.

III. Слово учителя о романе.

Действительно, роман «Евгений Онегин» - это уникальное произведение, в котором отражены все особенности той эпохи, того времени. Герои показаны в реальных жизненных обстоятельствах, в условиях так называемой жизненной правды. Давайте познакомимся с героями данного текста, как представителями той эпохи, посмотрим, что их волновало, о чём они думали, к чему стремились.

3.1. Система образов в романе. Работа с текстом.

Цель: проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения.

А) Евгений Онегин (Слайд 3)

(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).

Глазами кого нам показан герой?

(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.

Словарная работа (Слайд 4)

Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов).

(Dandy в данном контексте (в примечаниях к роману) – это франт.


Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.

Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).

Как он относится к обязанностям человека из «высшего света»: к посещению театра, бала, балета?

(Ему все балы, театры, балеты давно наскучили. Везде он зевает, хочет быстрей уехать домой. И дома тоже скучно, ему всё надоело, его мучает «русская хандра», «к жизни вовсе охладел»).

Записываем кратко в тетрадях характеристику Евгения Онегина. (Приложение 1)

Кратко запишем в тетрадях характеристику Автора.

В) «Охарактеризуй героя». Класс делится на 3 группы.

Цель: развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения

В течение 3 минут каждая из групп рассказывает о своём герое, используя ОК «План-характеристика героя» (Приложение 1).

Внимательно слушают члены других групп, записывая главное о герое в тетрадь.

1 группа – Владимир Ленский (Слайд 6)

2 группа – Татьяна Ларина (Слайд 7)

3 группа – Ольга Ларина (Слайд 8)

3.2. Проблемный вопрос для всех групп.

Цель: совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы.

Все герои романа по-своему несчастны. В чём проблема каждого из них? Используя приём «фишбоун»,найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.

Представитель каждой команды дает развернутый ответ.

IV. Систематизация нового материала.

Цель: способствовать самостоятельности мышления, способности формулировать выводы.

Давайте составим схему, которую так и назовём: «Система образов в романе «Евгений Онегин». (Слайд 9)

(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).

Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени. Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?

(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).

Вывод: Евгений Онегин – яркий представитель молодого дворянства, «высшего света». Бесцельный, равнодушный, носитель личной трагедии. Но это трагедия и всего общества, в котором он живёт. Задача писателя-реалиста – показать все проблемы этого общества, не приукрашивая их – с чем блестяще справился в романе «Евгений Онегин».

V. Поэтическая минутка. (Слайд 10,11)

Цель: развивать поэтичность речи, способствовать формированию духовно развитой личности.

Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» . « Письмо Татьяны» (читает ученица), «Отказ Онегина» (читает ученик). (на фоне музыки Ф. Листа «Грёзы любви», Альбинони «Адажио»).

VI. Разбор понятия «Онегинская строфа». (Слайд 12,13)

«Евгений Онегин » выглядит как роман – импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями четырехстопного ямба – излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа «онегинской» строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными мужские).

Работа учащегося у доски – запись первой строфы романа. Остальные делают запись в тетрадях.

«Онегинская строфа» состоит из 14 строк, которые делятся на 3 четверостишья и заключительное двустишье в разными способами рифмовки:

Строки 1-4: а-б-а-б – перекрёстные рифмы

5-8: в-в-г-г – смежные рифмы

9-12: д-е-е-д –опоясывающие рифмы

13-14: ж-ж – смежные рифмы.

Но дело не только в рифме. Количество слогов в каждой строфе одинаково.

Строки 1-4: 9-8-9-8

Вывод: рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.

Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новой темы, а авторские замечания, лирические вставки заключают её. Таким образом написан весь роман, за исключением письма Татьяны к Онегину, письма Онегина к Татьяне и песни девушек.

VII. Рефлексия.

Приём «Синквейн» индивидуальное самостоятельное задание (Приложение2) (зачитать 2-3 синквейна).

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа «Евгений Онегин».

VIII. Подведение итогов урока. Оценки.(Слайд 14)

IX. Домашнее задание. (Слайд 15)

Письменно ответить на вопрос:

О чём пишет Татьяна в письме к Онегину?

Индивидуальное задание (письменно ответить на вопрос):

Использованная литература:

1. , Егорова поурочные разработки по литературе. . М.: ВАКО, 2007. – 416 с.

Лотман "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1980.

Приложение1

Опорный конспект (ОК)

План характеристики литературного героя.

1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте.
3. Анализ имени.
4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
5. Речевая характеристика.
6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
12. Оценка литературного персонажа его современниками.
13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Приложение 2

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях.

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему.

Существительное. Прилагательных два (допускаются причастия). Глаголов три (допускаются пояснения). Предложение из четырех слов. Существительное (вывод, обобщение).

А.С.Пушкин любит Петербург. История создания поэмы. Любимый пушкинский размер. В кабинете великого поэта. Негативная информация. Позитивная информация. Произведение «Медный всадник». Стал ли вам понятен Петербург Пушкина. История публикации. Петербург Пушкина. Работа в группах. Ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга. «Медный всадник». Кроссворд «Медный всадник». Афиширование. Тест «Медный всадник».

«Полтава» - Ещё напор – и враг бежит!.. Впрочем, война против Швеции тянулась еще более десяти лет. Самым достоверным родственники поэта считали портрет, гравированный Н. Уткиным. Построение поэмы. Пир Петра (стр.156-157): А Б А Б В Г В г. Торжественная песнь = ода. Картины летней ночи (1). Картина сражения динамична (одно событие сменяет другое). Композиция. Определение жанра «Полтавы». Олицетворения -- …. Сравнения -- ….

«Пушкин «Вновь я посетил»» - Философская лирика А.С.Пушкина. Композиция. Как выражена философская идея стихотворения. Сосны, молодая поросль – символический образ. Идея семьи. Актуализация знаний. Художественные особенности стихотворения. Простота и безыскусственность. Из мира вечности А.С.Пушкин обращается к вам. «Вновь я посетил…» (1835). Знакомство с философской лирикой. Философская идея cтихотворения. Образ неизменно обновляющегося леса.

«Стихи об осени Пушкина» - Унылая пора. Уж реже солнышко блистало. Октябрь уж наступил. И в час полуденный в кружок их не зовёт его рожок. Стоял ноябрь уж у двора. Уж небо осенью дышало. Встаёт заря во мгле холодной. Отец поэта. Няня А. С. Пушкина. Довольно скучная пора. Короче становился день. Пастух. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Ложился на поля туман. С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк. Александр Сергеевич Пушкин.

«Онегин и Байрон» - Творчество Байрона. Скука. Образ жизни. Значение образов. Разочарование в любви. Сравнительная характеристика. Ветреность. Отличия образа. Лень. Тоска человечества. Одиночество. Пресыщенность. Пушкин и Байрон. Нелюдимость. Открытое сравнение.

«Создание «Евгения Онегина»» - Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни». Система образов в романе «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна. Главный герой романа. Онегин и Ленский – «волна и камень», «лёд и пламень». Татьяна Ларина в любви. Особенности сюжета: 2 особенности. Александр Сергеевич Пушкин. Жанр. Зеркальная композиция. Лирические отступления в романе. Татьяны «милый идеал». Народная культура. Особенности и значение романа «Евгений Онегин».

И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.
А. С. Пушкин
В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал правдивую и яркую галерею русских характеров. Подобно Онегину и Татьяне, столь же жизненны, реалистичны и другие персонажи: Ольга, Ларина-мать, няня Филипьевна, соседи Лариных, петербургское общество.
В образе Филипьевны ясно видны черты пушкинской няни Арины Родионовны. Она плоть от плоти народа - хранительница обрядов и традиций. Именно она готовит Татьяну к гаданию, рассказывает ей сказки, старинные обряды и о своем прошлом. Ее же, верную наперсницу, Татьяна посвящает в свои тайны, ни с кем другим героиня не советуется, лишь нянюшке поверяет свою трепетную любовь.
«Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена».
В этой сцене мы впервые видим типичный облик няни:
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке...
Она готова коротать ночи с любимицей, утешать и развлекать воспитанницу. Няня уже стара, но с готовностью вспоминает свое отрочество, которое представляется и Татьяне и читателям далекой сказкой.
Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
«Отправляя» Татьяну в Москву, автор рассказывает историю замужества ее матери, некогда чувствительной барышни. Выданная за Дмитрия Ларина, она пролила немало слез по своей несостоявшейся любви.
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Перерождение романтической барышни в помещицу вначале показано автором с достаточной долей иронии, но потом Пушкин переходит к описанию быта Лариных и их патриархальности, здесь тон меняется на сентиментальный.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели...
...
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
Ларины были обычной провинциальной семьей, достойные как осмеяния, так и уважения за приверженность традициям, доброту, хлебосольство. Критически настроенный Онегин обронил о хозяйке несколько приятных слов:
...Ларина проста.
Но очень милая старушка.
«Проста» - это слово запомним, чтобы сравнить Татьяну, естественно и с достоинством держащую себя в свете, с той городской дамой, когда Онегин увидит ее уже в Петербурге. Она окружена завсегдатаями гостиных, вероятно, не всеми ее доброжелателями, но ее безупречная репутация и естественность обращения располагают к ней разных людей.
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины, кланялися ниже,
...
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Роман «Евгений Онегин» населен большим количеством героев - петербургских и деревенских «жителей», но, несмотря на достаточную их многочисленность, все характеры выписаны если и не очень подробно, то достаточно ярко, чтобы создать не только фон, на котором действуют главные герои, а обрисовать русские лица, составляющие общество того времени.
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой.
Колоритную картину пошлого и бездуховного общества дает автор при описании бала в доме Лариных, провинциальные повесы и остряки оказываются не привлекательнее, чем петербургские. На фоне совершенной природы, естественной красоты они выглядят нелепыми и жалкими, недостойными уважения.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный.
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный. Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком.
...
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут.
Обжора, взяточник и шут.
Мы не рассматриваем характеры Ольги и Ленского не по забывчивости, а потому что о них не скажешь кратко - это тема отдельного сочинения.
Описывая окружение главных героев, Пушкин придерживается иронического тона, очень часто так же смотрит и на Онегина, а вот о Татьяне говорит серьезно - это его идеал, над ним не следует смеяться.