Вспомогательные науки для изучения истории. Вспомогательные исторические дисциплины

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки и науки Российский Федерации

Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин и иностранных яз ы ков .

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Вспомогательные исторические дисциплины»

по учебной дисциплине: ИСТОРИЯ

Кеи?с-задание 3

Составьте и заполните таблицу «Вспомогательные исторические дисциплины». Отразите в ней следующие характеристики: предмет дисциплины; задачи; вклад в изучение исторического прошлого.

Изучая Историю, отталкиваясь от дат и событий, мы часто не замечаем всей ее глубины, а ведь «История», это не только и не столько даты, это, скорее, картина того как жили люди - как их звали, где они селились, как говорили и писали, во что верили, чем пользовались, как общались и сотрудничали. Одной общей дисциплины не достаточно, чтобы описать всю многогранную жизнь, поэтому с углублением в узкую тематику, ученые-историки открывали целую новую отрасль исторической науки, организуя ее изучение в рамках новой, вспомогательной, дисциплины. Описание этих дисциплин представлено в Таблице 1.

Таблица 1 - Вспомогательные исторические дисциплины.

Название

дисциплины

дисциплины

Вклад в изучение

исторического прошлого

Антропология {культурная, историческая}

Культура

Изучение культуры, как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения.

Знание об основных институтах культуры, различных аспектах культуры человечества дополняет и объясняет исторические события, делая более детальной реконструкцию тех или иных событий.

Антропонимика

{ономастика}

Имена людей

Изучение имен людей {в том числе фамилий, отчеств, псевдонимов и прозвищ}, их происхождение, эволюцию и закономерности.

Имя несет информацию о человеческих качествах, связи с семьей, национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности и сословия. Имена могу меняться со вступлением в брак или тайное общество, сменой веры или совершением поступка, в них отражаются как исторические события, так и социальные явления, религиозные представления, национальные традиции.

Археоастрономия

Астрономические представления людей

Изучение археологических артефактов и этнографических данных на предмет астрономического и космологического смысла.

Наука объясняет источники мифов, объясняет как рассчитывалось время определенными народами, и позволяет понять, что двигало людьми в изучении мира.

Археография

Письменные

исторические

источники

Выявление и сбор исторических памятников, их описание и публикация, а также разработка теории и издания письменных источников.

Организует доступные письменные исторические материалы, делая их доступнее для работы ученых.

Археология

Поиск и изучение результатов трудовой деятельности человека, проведение по ним научной реконструкции, восстанавливая историческое прошлое человечества.

Наука расширила пространственный и временной горизонт истории за рамки цивилизаций, обладающих письменностью, раскрыв для ученых период истории человечества до появления письменных источников информации.

Архивное дело

Исторические источники {вещественные}

Хранение и учет исторических памятников и источников, предоставление к ним доступа.

Обеспечивает сохранность и, одновременно, доступность для ученых вещественных источников, письменных и не только.

Архонтология

Должности и лица,

их занимающие

Изучение хронологии смены лиц, занимающих должности, и их биографии.

Наука позволяет разрешать хронологические и другие споры посредством уточнения данных о правителях, объясняет политические, социальные и культурные процессы, смену вех, опираясь на информацию о личностях и должностях.

Биографика

Биографии

Решение проблем теоретического и методического изучения и формирования биографий исторически важных личностей.

Если мы говорим об исторически важных личностях, то их жизненный путь повлиял и, порой, продолжает влиять на жизнь общества. Поэтому биография является источником исторического значения, и составление ее - отдельная наука, со своими правилами, постулатами и аксиомами.

Бонистика

Денежные знаки,

вышедшие из употребления

Изучение вышедших из употребления денежных знаков и кредитных документов как исторических документов.

Результаты исследований позволяют изучить экономическое и политическое состояние общества на момент, когда использовались те или иные денежные знаки.

Вексиллология

Флаги, знамена, штандарты и пр.

Изучение символики и использования флагов

Генеалогия

Семь, роды

и их связи

Изучение и систематизация информации о происхождении и родственных связях и взаимосвязей людей, родов и отдельных лиц.

Происхождение и родственные связи всегда играли роль при принятии решений на всех уровнях управления. Генеалогия проливает свет на причины многих состоявшихся и не состоявшихся события.

Геральдика

Изучение геральдического языка, особых исторически сложившихся правил, традиций и практик их применения, объясняя значения тех или иных элементов гербов.

Появление и изменение гербов несет информацию об обществе и проходящих в нем процессах {деление на социальные группы, военные походы и тд}. Правильное толкование расскажет как о родственных связях, нравах, так и произошедших событиях.

Дипломатика

Документы

дипломатического и юридического характера.

Изучение грамот, актов и других документов, как текстов, так и оригиналов, проверка их на подлинность, систематизация.

Юридические документы древности содействуют развитию исторической науки и несут в себе большое количество исторической информации, при этом важно, чтобы данные были подлинными, правильно прочитанными и интерпретированными.

Историография

Историческая наука

Изучение истории Исторической науки, проверка того, применяется ли научный подход при написании работ учеными-историками.

Влияет на формирования исторической памяти поколений, отвечает за то, чтобы прошлое восстанавливалось и фиксировалось с исторической точностью.

Источниковедение

Исторические источники

Изучение значимости интеллектуального продукта, как источника информации исторической науки, приемы и методы их изучения и использования.

Историческая география

География

территорий

в разное время

Изучение географии конкретных территорий в определенный период истории: природного ландшафта, населения и хозяйства, политических границ и событий.

Является источником топографической информации о событиях {границ, маршрутов}, а также связывает исторические процессы с экономической географией, природой местности, что позволяет устанавливать новые и проверять уже имеющиеся факты.

Кодикология

Документы

Рукописные

Изучение истории создания, дальнейшей судьбы и роли в истории, собирание, описание и каталогизирование рукописных книг.

Книги - ценный источник исторических данных, при чем интересен не только их текст, ведь данные можно получить из использованных материалов и оформления, переплетов и украшений, филиграни и почерка.

Медальерика

Изучение возникновение и историю медали, становление и развитие медального искусства,

Медали и медальные комплекты можно использовать, как источник для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся личностей, для изучения истории искусства.

Методология исторической

Историческая наука

Изучение научного и социального статуса исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания, основные теоретико-методологических направления.

Формирует научно-познавательные предпосылки для проведения исторических исследований.

Метрология {историческая}

Системы измерения

Изучение истории развития различных систем измерений, отдельных мер, их количественных соотношений и реальные величины.

Важность дисциплины обоснована тем, что для понимания и правильной реконструкции необходимо реальное представление об используемых в исторических документах мер и размерностей.

Некрополистика

Захоронения и кладбища

Описание, изучение и сохранение кладбищ и некрополей.

Добывает важные данные для генеалогических и биографических исторических исследований, сохраняя источники информации для будущих исследований.

Нумизматика

Денежные знаки

Изучение истории чеканки и денежного обращения монет.

Помогает как глубже понять историю в разрезе экономики древних государств, так и рассказывает о государственном строе, городах, героях и событиях прошлого.

Палеография

Письменность

Изучение истории письма, изменений графики {букв, пропорций знаков, шрифтов и сокращений}, материалов и инструментов

Позволяет на основе анализа графических форм письма, его нюансов и внешнего вида рукописей датировать их по времени и локализовать место происхождения того или иного документа.

Просопография

Биографии исторических лиц

Создание коллективных биографий лиц, объединенных по особому признаку {эпохе или местности, чертам, политическим, этническим, социальным, должности}.

Дает возможность анализировать закономерности посредством коллективных биографий, как способ изучения определенного общества в конкретный период.

Психоистория

Психологическая мотивация

Изучение психологической мотивацию поступков людей в прошлом, с особым акцентом на исследование семьи и детства, антропологии и этнологии.

Результаты исследований нужны для понимания эмоциональной природы социального и политического поведения групп и наций в прошлом, и последствий в настоящем.

Сфрагистика

{сигиллография}

Изучение печатей и их оттисков на различных материалах, установление их подлинности, классификация, хронологией и типизацией.

Печати - источник информации внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений в историческом прошлом, ведь изменение символики всегда происходит под влиянием политических событий.

Топонимика {ономастика}

Географические названия

Изучение географических названий, континентов, регионов, стран и городов, их истории происхождения, смыслового значения, развития, написания и произношения.

Многие факты исторической географии и демографии не могут быть правильно поняты без специфических знаний в области историю географических названий, которые также дополняют знаний о процессах миграции населения.

Униформология

Служебная форма

Изучение истории возникновения и развития, характерные особенности военной и другой служебной формы, опираясь на вещественные источники {саму форму, картины, фото} и нормативные акты.

История костюма тесно связана с бытовыми и социальными реалиями своего времени, позволяет определить социальный статус, а порой и личность исторического лица, проводить правильную реконструкцию событий.

Фалеристика

Памятные знаки

Изучение истории и атрибуции орденов, медалей и других наград.

Многие исторические отрезки в событийном и социологическом плане отражаются в наградных знаках, их изучение в совокупности с атрибутами того времени дают более полную и ясную картину общественной и политической жизни.

Хронография

Системы летоисчисления и календари

Изучение того, как разные народы в разные периоды своей истории отсчитывали года, датировали документы.

На основании знаний о том, как отмерялись года и именовались, можно точно вычислить и установить точную историческую дату относительно современного летоисчисления.

Хронология

Даты исторических событий

Изучение исторических документов с целью установления дат исторических событий

Историческая наука, рассматривая закономерности развития мира, рассматривает человеческое общество в пространстве и времени, поэтому крайне важно правильно ориентироваться в последовательности происходящих событий.

Эмблематика

Изучение условно-символических изображений определенных понятий или идей, которые исполнены в графической или пластической форме

Эмблемы, значки и логотипы - памятники истории, которые могут рассказать о политических, территориальных и социальных изменениях в обществе и даже взаимосвязь между различными национальными традициями.

Эпиграфика

Надписи на вещественных источниках

Надписи на стенах соборов, культовых сооружений, на посуде, на крестах - ценный источник информации, и порой единственный, о культуре, политике и экономике. Однако, многие надписи до сих пор до конца не расшифрованы, споры по ним ведутся до сих пор.

Этнография

Народы и этносы

Изучение народов мира, этнических групп и образований, их состава, расселения, быта, их материальной и духовной культур, исторического развития.

Накопленный материал имеет огромную научную ценность, при чем независящую от интерпретации: особенности культуры и быта народов, их ценности и особенности развития неотъемлемая часть реконструкции истории, потому как проливает свет на причины, последствия и ход развития исторических событий.

Заключение

Вспомогательные исторические дисциплины позволяют исследователю установить исторический факт, доказать его достоверность, всестронне его изучить {причины, предпосылки и следствия}, открывают новые страницы истории, углубляют наши знания. антропология памятник архивный орден

Дисциплин этих также много, как областей человеческого знания. Собранная мной информация не претендует на полноту и завершенность, так как мной не были рассмотрены такие узкоспециализированные ответвления исторической науки, как филигранология, папирология и берестология, которые являются ответвлениями палеографии, летописеведение и эпистолография, как частные случаи эпиграфики, икинография и оружиеведение, названия которых говорят сами за себя, филателия и филократия, множество субдисциплин ономастики {такие как теонимика, геонимики и другие}, герменевтика, так как по сути является не вспомогательной исторической, а полностью самостоятельной дисциплиной с гораздо более обширным полем деятельности, чем толкование исторических документов, историческая демография и страноведение, как части исторической географии, историческая медицина, психология, языкознание и философия истории, так как задачи их связаны скорее с медициной, психологией, филологий и философией соответственно, не же ли с историей, а также клиодинамика, споря о статусе которой еще не окончены.

Список вспомогательных исторических дисциплин постоянно расширяется, так работа над источниками нового и новейшего времени требует дальнейшего развития сложившихся дисциплин и, как и применение все новых технологий в исследованиях, обработке и хранении данных и материалов, ведет к появлению новых дисциплин.

Список использованных источников

1. Дмитриева О. В. // Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие -- М.: Изд-во МГУ, 1990. Стр. 280.

2. Гречило А. Емблематика // Спеціальні історичні дисципліни: довідник: навч. посіб. для студ. К.: Либідь, 2008. Стр. 219--223.

3. Гумилёв Л. Н. По поводу предмета исторической географии // Вестник Ленинградского ун-та. № 18, вып. 3. -- Л., 1965. -- Стр. 112-120.

4. Дипломатика // Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. -- Режим доступа: http://megabook.ru/ article/Дипломатика {дата обращения 12.09.2017}.

5. Ефимов Н.Ю. Военная униформология как социокультурный феномен: содержание и тенденции развития // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, М., 2010. Стр. 206

6. Коломийцев В. Ф. Методология истории {От источника к исследованию} // «Российская политическая энциклопедия» {РОССПЭН}, М., 2001. Стр.191

7. Русина Ю. А. Методология источниковедения // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. ун-т. Екатеринбург: Урал. ун-та, 2015. Стр. 118.

8. Суперанская А. В. Что такое топонимика? -- М., 1985.

9. Этнография // Большой энциклопедический словарь, гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.

10. Robert Sarwark What"s in a Flag? // A Brief Introduction to Vexillology Glocal Notes from the International and Area Studies Library. 2015.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография российского историка и краеведа С.О. Шмидта. Просветительская деятельность в архивном деле: "Археографический ежегодник" и труды по истории Российского государства. Совместная деятельность С.О. Шмидта и Д.С. Лихачёва в Советском Фонде культуры.

    реферат , добавлен 27.06.2009

    События и проблемы российской истории IX-XX вв. в соответствии с представлениями о них современной науки. Социально-экономическое, государственно-политическое развитие, внешняя политика, история культуры и церкви. Деятельность исторических личностей.

    курс лекций , добавлен 07.12.2011

    Церковные, княжеские и частные архивы Древней Руси. Реформы в архивном деле в начале XVIII в.: отделение архивов от канцелярий, появление сети местных архивов и исторических архивов. Уничтожение архивов и создание губернских учёных архивных комиссий.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    История создания, расцвета и упадка духовно-рыцарских орденов, характеристика их положение на политической арене Европы. Характер деятельности рыцарских орденов католической церкви, их структурная организация, духовность, образования, культуры, морали.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2011

    Изучение предмета, задач и методов источниковедения – комплексной специальной научной дисциплины, которая изучает различные типы исторических источников и разрабатывает некоторые методы извлечения из них достоверной информации об исторических процессах.

    реферат , добавлен 05.12.2011

    Особенности и направления изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - орудий труда, стоянок, наскальных изображений, погребений. Их значение в формировании исторических знаний о ранних этапах становления и развития человечества.

    презентация , добавлен 04.10.2015

    История становления и развития геральдического дела в Российской империи времен правления Петра I. Отличительные черты первых дворянских гербов, гербов корпораций - цехов, рыцарских орденов, а также территориальных гербов - городов, владений и государств.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Основные направления и методы охраны культурных памятников в советской России в 1920-1930-е годы. Анализ политики государства в отношении церкви и культурных религиозных памятников, культурно-просветительская и законотворческая деятельность Луначарского.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2012

    Положение закона РФ "Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах" о порядке хранения документов Архивного фонда РФ. Основные задачи и функции архива. Порядок передачи документов в архив на постоянное хранение и комплектование архива.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2016

    Кризис современной российской исторической науки, отечественной историографии. Марксистский подход к "типизации и периодизации исторического развития". Исследование истории российских представительных учреждений, истории местного самоуправления.

Учебник состоит из глав, посвященных палеографии (науке о рукописях), геральдике (науке о гербах), сфрагистике (науке о печатях), хронологии (науке о системе счета времени), метрологии (науке об измерении расстояний, веса, объема), генеалогии (науке о происхождении родов) и др. Эти науки объединены понятием "вспомогательные исторические дисциплины", поскольку без них невозможно изучение и понимание прошлого.

В книге раскрываются особенности методических приемов каждой из дисциплин, специфика предмета. Главное - помочь студенту всесторонне изучить исторический источник, дать максимальную информацию о его происхождении.

    Введение 1

    Глава 1. Палеография и археография 7

    Глава 2. Нумизматика 26

    Глава 3 Сфрагистика 43

    Глава 4. Геральдика. Вексиллология 51

    Глава 5. Метрология 60

    Глава 6. Хронология 68

    Глава 7. Историческая ономастика 74

    Глава 8. Генеалогия и системы социального этикета 81

    Литература 91

    Иллюстрации 92

    Примечания 96

Галина Александровна Леонтьева, Павел Александрович Шорин, Владимир Борисович Кобрин
Вспомогательные исторические дисциплины

Введение

Что такое вспомогательные исторические дисциплины

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и др. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, - звуковые записи, фото- и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.

Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?

Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановление утраченных мест и первоначального текста, установление редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научная ценность источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.

Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника.

Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в oтрыве от них, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика - их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.)

Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно связана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквенные изображения цифр, а палеографические наблюдения над материалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной монете или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно связана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии - с нумизматикой. Археография тесно связана с палеографией, так как разрабатывает методы передачи архивных текстов. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик и сопоставления выводов каждой из них.

Каково соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин? Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но источниковедение, занимающееся классификацией источников, разрабатывающее комплексную методику всесторонней внешней и внутренней критики источника и анализирующее всю их совокупность, шире любой из вспомогательных исторических дисциплин, поскольку каждая из них ограничена "своим" объектом исследования и "работает" своими методами. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в источниковедческом анализе для определения как происхождения, так и содержания источника.

Специальные исторические дисциплины (другое наименование - вспомогательные исторические дисциплины ) - специализированные, относительно автономные отрасли исторической науки , которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К специальным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию), дипломатику , генеалогию , геральдику , сфрагистику , историческую метрологию , нумизматику , хронологию , историческую географию , историческую информатику и некоторые др.). Иногда к числу специальных исторических дисциплин относят специальные разделы исторической науки (историографию , методологию истории) или даже специальные исторические науки (археологию или, реже, - этнографию).

Литература

  • Специальные исторические дисциплины. Учеб. пособие / Сост. М.М. Кром. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 634 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Специальные исторические дисциплины" в других словарях:

    1) то же, что вспомогательные исторические дисциплины.2) Иногда название специальных исторических наук (археология, этнография) и отраслей исторической науки (историческая география, историография) …

    1) то же, что вспомогательные исторические дисциплины. 2) Иногда название специальных исторических наук (археология, этнография) и отраслей исторической науки (историческая география, историография). * * * СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ… … Энциклопедический словарь

    См. Вспомогательные исторические дисциплины …

    Система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований. Формировались в XVIII XX вв. С XVIII в. закладывались основы генеалогии, геральдики, нумизматики, палеографии, сфрагистики и др. С XIX в. тесно… … Энциклопедический словарь

    Дисциплины см. Вспомогательные исторические дисциплины … Большая советская энциклопедия

    - (другое наименование специальные исторические дисциплины) особые, относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания… … Википедия

    - (специальные исторические дисциплины) изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология и др … Большой Энциклопедический словарь

    - (специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика (см. ГЕРАЛЬДИКА), дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография,… … Энциклопедический словарь

    Методология исторической науки (истории) специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её… … Википедия

    Медальерика вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования… … Википедия

Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины

Длительное время источниковедение считали одной из вспомогательных исторических дисциплин. Рецидивы подобного отношения встречаются и по сей день. С одной стороны, если принимать во внимание исключительно вспомогательные функции, то может показаться справедливым объединение источниковедения с вспомогательными историческими дисциплинами или включение его в их комплекс, поскольку оно, в конечном счете, обслуживает, облегчает историческое познание, оптимизируя функционирование системы «источник – исследователь». С другой стороны, для решения вопроса о соотношении источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин необходимо провести их сопоставительное изучение, уточнив: каковы объект, предмет и задачи каждой отдельной вспомогательной исторической дисциплины и всего их комплекса.

Вспомогательные исторические дисциплины (далее – ВИД) - собирательное понятие. На современном этапе развития отраслей исторического знания их комплекс постоянно расширяется и насчитывает теперь более 50 наименований. Самоё слово – «вспомогательный» - указывает на место этих дисциплин в исторической науке.

Вспомогательные исторические дисциплины - отрасли исторического знания, у которых гносеологические функции имеют вспомогательный характер, способствующий решению главных вопросов исторического исследования .

Каждая из комплекса ВИД решает важные вопросы, однако, как правило, имеющих частный характер. Применение их методов позволяет получить знания об отдельных сторонах, свойствах каких-либо групп источников, в некоторых случаях охватывая одновременно разные типы источников (письменный, изобразительный, вещественный). ВИД расширяют и углубляют наши знания о прошедшей исторической действительности, в том числе об источниках, как её производном, как части этой действительности и её отражении.

В современной исторической литературе до сих пор не существует общепринятой классификации ВИД, хотя и было предложено делить весь комплекс ВИД на две (И.А. Булыгин и др.) или три (Л.Е. Шепелев и др.) группы.

По мнению некоторых исследователей, одна группа включала дисциплины, изучающие какой-либо определенный комплекс источников . Геральдика изучает гербы, дипломатика - акты, нумизматика - монеты, сфрагистика - печати.

Вторая охватывала дисциплины, изучающие какую-то одну из сторон источников , какой-то определенный круг данных, заключенных в источниках. К ней группе исследователи относили: архивоведение, предметом которого является собирание, описание и хранение источников; археографию, занимающуюся публикацией источников; генеалогию, предмет которой состоял в изучении родственных связей людей; метрологию, изучающей систему различных мер; палеографию, в центре внимания которой были внешние признаки источников; текстологию, анализировавшую историю текста источников; хронологию, посвященной проблеме измерения времени. В развитие и уточнение указанной классификации поступило предложение о выделении архивоведения и археографии в отдельную, третью группу. Отдельные исследователи (Д.С.Лихачев и др.) считали текстологию отдельной и самостоятельной дисциплиной (и даже наукой), вышедшей из комплекса ВИД.

Недостатки таких предложений были очевидны, так как при разделении ВИД на группы в качестве критерия использовались разные параметры: в одном случае – объет исследования, во втором – его предмет.

Подобный подход противоречил законам и принципам логики – основа деления должна быть единой.

Очевидно, что в критерий классификации ВИД должен одновременно охватывать такие параметры как: объект, предмет и задачи исследования, относящиеся к каждой из них.

Вспомним:

объект - это то, что изучается, т.е. тот реальный объект, который существовал и существует в реальной действительности (был создан в прошлом и сохранился до наших дней) и на который направлено исследование;

предмет - это цель или угол зрения , с которой или под которым изучается объект;

задачи - это комплекс проблем , требующих решения на основе изучения данного объекта под избранным углом зрения для выполнения поставленной исследовательской цели.

На основе указанных параметров комплекс ВИД можно разделить на три группы .

1. Дисциплины одной из них изучают какую-либо одну сторону , одну часть , одно свойство (характеристику) информации разных типов и видов исторических источников: палеография (в том числе и неография как ее ответвление), папирология и берестология , филиграноведение , эпиграфика , метрология и хронология , а также генеалогия .

Объект дисциплин, входящих в эту группу, - источники любых видов, содержащих необходимую информацию, соответствующую предмету отдельной ВИД; предмет - у каждой свой, охватывающий определенную часть информации; задача - всеобъемлюще изучить эту сторону информации источника.

Например, палеография изучает внешние признаки письменных исторических источников. Ее объект – текстовые, письменные (рукописные и печатные) источники, а предмет – их графико-оформительские особенности. В задачу палеографа входит исследование характерных для источника атрибутов: материал, на котором он был создан (пергамен, бумага, береста, шелк и т.п.); орудия письма или тиражирования, которыми он был выполнен (гусиное или металлическое перо, шариковая ручка, типографский станок, гектограф, пишущая машинка или принтер и т.д.); особенности и эволюция графики письма и почерка автора; украшения рукописей и печатных изданий (миниатюры, филиграни – водяные знаки, карикатуры и другие рисунки, усиливавшие эмоциональное восприятие текста). Совокупное изучение этих признаков позволяет установить время и место создания источника, его автора (переписчика), финансовое и / или общественное положение лиц, создавших источник (российские антиправительственные зарубежные организации, например, издавали свои газеты и листовки на папиросной бумаге для облегчения транспортировки издания в Россию; журналы, рассчитанные на состоятельную публику и популяризировавшие модную одежду и интерьеры, издавались на роскошной бумаге лучших сортов и снабжались красочными иллюстрациями). Ранее считалась, что объектом палеографии являются только документы древности. Теперь есть тенденция включать в ее объект и источники новейшего времени. В целом, палеография занимается изучением истории письменности в связи с развитием общества. На современном этапе методы палеографии (или неографии) активно используют криминалисты для определения по почерку или типографскому шрифту «виновников» создания документа.

Важно отметить, что ВИД, отнесенные к первой группе, сосредотачивают свое внимание только на трех типах исторических источников (письменные, вещественные и изобразительные), но фонические как бы «выпали» из этого круга. Уже одно это обстоятельство показывает, что объект ВИД, выделенных в первую группу значительно меньше, ўже, чем у источниковедения, так как оно изучает все типы источников вне зависимости от того, в какой форме они фиксируют, сохраняют и передают информацию. Точно также предмет и задачи ВИД этой группы ўже, чем у источниковедения, так как оно нацелено на определение всего научно-познавательного потенциала каждого изучаемого источника.

2. ВИД, включенные в другую группу, всесторонне и полностью изучают информацию какого-либо одного комплекса (типа или вида) исторических источников.

Так, например, объект геральдики - государственные, городовые и родовые гербы, фалеристики – наградные знаки (ордена, медали и др.), нумизматики - монеты, бонистики - бумажные денежные знаки, дипломатики - акты, сфрагистики - печати. Каждая из них имеет исключительно свой объект изучения, который исследуется с максимально возможной полнотой, и, следовательно, предмет и задачи у них имеют принципиальное сходство - изучение всех особенностей внешнего вида, структуры, формы и содержания источника. Иными словами, различие ВИД внутри этой группы обусловлено разными объектами, а не предметом, нацеливающим исследователя на анализ всей информации избранного объекта.

Изучение гербов государств и различных наградных знаков имеет особое значение, так как позволяет увидеть прошлое в своеобразном ракурсе, который не раскрывают источники других видов.

Например, система награждений, существовавшая в России XVIII – первой половины XIX в., наглядно характеризовала ее крепостнический характер. Частновладельческие крестьяне не имели права носить полученные за подвиг знаки отличия. Поэтому Алексей Кропоткин (отец революционера Петра Кропоткина) носил орден Св. Анны за то, что во время Кавказской войны его денщик Фрол спас из огня маленького ребенка.

Писатели, художники и ученые в то время сравнительно редко получали государственные награды, так как занятие литературно-художественной или научной деятельностью считалось частным делом и в этом отражалось отношение царского правительства к демократической интеллигенции. Ордена получали лишь те деятели, которые своими произведениями выполняли государственный заказ (историк Н.М. Карамзин, архитекторы А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров, художники К.П. Брюллов и В.В. Верещагин).

Изучение государственных гербов позволяет наглядно увидеть процесс государственного строительства и понять декларируемый характер государства, отражавшийся в атрибутах (символике) герба. Например, с древности все государственные гербы имели среди своих атрибутов изображения каких-либо хищных животных или птиц (львов, орлов и т.п.).

Российский герб в XV в. включал две эмблемы: всадника с копьем, поражавшего змия («ездец»), и византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами – символ восприятия власти от павшей Византийской империи. С 1625 г. двуглавый орел изображался под тремя коронами, что символизировала объединение Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Большой герб Российской империи, утвержденный в 1882 г., представлял собой золотой щит с черным двуглавым орлом, держащим в лапах скипетр и державу. Он был коронован двумя императорскими коронами, над которыми помещалась еще одна корона большего размера с развевающимися лентами Андреевского ордена. После Февральской революции 1917 г. государственный герб России утратил императорские короны и другие властные атрибуты – остался двуглавый орел, перерисованный с печати Ивана III .

Лишь герб Советского государства (РСФСР, утвержден 24 июля 1918 г.) не имел угрожающих символов. Впервые в истории в него были введены принципиально новые атрибуты, отражавшие миролюбие и классово-политическую структуру государства: красного цвета щит (знамя); пятиконечная звезда – знак вечности, света и манящей цели; хлебные колосья, перевитые лентами, символизировавшими союз республик; серп и молот в знак союза рабочих и крестьян. Революционные внешнеполитические задачи отражал девиз герба – «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», находившийся на красной ленте, соединявшей колосья.

Нумизматика и бонистика позволяют выявить информацию не только по истории денежного обращения, но и дают богатый материал по истории экономической и политической жизни общества. При этом особое внимание исследователи обращают на изучение изображений (иконографии) на монетах, кредитных билетах и ассигнациях, а также на имеющиеся на них девизы (легенды).

Особое место в этой группе ВИД занимает дипломатика, изучающая акты – документы, оформляющие какой-либо договор или сделку (между государствами, организациями и частными людьми). Выработанный специалистами по дипломатике формулярный анализ в настоящее время активно используется как метод для изучения письменных источников других видов и форм, имеющих устойчивую, постоянную и обязательную структуру - формуляр.

Например, в тексте международных договоров, как правило, есть преамбула, в которой объясняются цели договаривающихся сторон; за преамбулой следует текст, разделенный на статьи; в конечном протоколе обязательно указываются дата, место подписания документа и фамилии дипломатов или политических деятелей, подписавших договор по поручению своих правительств. Необходимо учитывать, что фамилии под текстом во многих случаях не принадлежат лицам, которые составляли документ, и, следовательно, эта его часть не может служить информацией об авторах договора.

Приведем типичный пример. Под текстом Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. стоят подписи П. А. Румянцева и его помощника Н. В. Репнина. Однако подлинным автором текста, отстоявшим его в упорных переговорах с турецкими представителями, был дипломат, представитель России в Константинополе А. М. Обрезков (1718 – 1787), не сумевший из-за разлива рек во время приехать в ставку главнокомандующего русской армией - месту подписания договора России с Турцией.

С дипломатикой тесно связана еще одна ВИД этой группы - сфрагистика. Первоначально она была частью дипломатики, так как ее задачей было установление подлинности актов на основе изучения печатей, скреплявших и удостоверявших документ. Однако, по мере нахождения печатей, утративших связь с документом (особенно это касалось так называемых вислых печатей – в месте прикрепления печати мог истрепаться папирус, пергамен или бумага или сгнить шнурок), сфрагистика выделилась в отдельную дисциплину. Результаты изучения печатей расширяют сведения историков о социально-политическом строе государств, о взаимоотношениях различных государственных и общественных структур. Особое внимание уделяется личным печатям авторам писем и источникам других видов, так как по ним устанавливается авторская принадлежность текста.

Итак, геральдика и фалеристика, нумизматика и бонистика, дипломатика и сфрагистика составляют еще одну группу ВИД. Критерий их объединения в нее обуславливается общностью предмета каждой из них - всестороннее изучение своего объекта, несмотря на то, что у каждой дисциплины он свой, особенный.

3. Еще одна группа ВИД представлена дисциплина, изучающими только один тип исторических источников, но разными методами и с разными целями. В нее входят: архивоведение , археография и текстология . Это объединение обусловлено тем, что у них один (общий ) объект изучения - письменные (текстовые) источники. Однако заметим, предмет и задачи исследования у каждой свой.

Архивоведение – это комплексная научная дисциплина о теории и практике хранения различных документов (исторических источников) в специальных хранилищах (архивах).

Комплексность этой дисциплине придает, во-первых, та её особенность, что, хотя в фондах архивов собираются, как правило, письменные источники, но нередко сюда передают и источники других типов. Эта особенность сближает практическую работу архивистов с деятельностью музейных работников. И те, и другие хранят и приумножают путем целенаправленного сбора национальное достояние – документы и предметы старины, без которых, как уже упоминалось выше, невозможно познание прошлого и которые являются питательной средой (информационной опорой) исторических исследований.

Во-вторых, комплексность архивоведения определяется его предметом и задачами, в которые входит не только теоретическая и практическая разработка методов сбора, обработки для сохранности и хранения исторических материалов, допуска к ним исследователей, но и изучение истории архивного дела, а также разработка исторических проблем на основе найденных в хранилищах документов.

По предмету и задачам архивоведение сходно с музееведением , но объект последнего шире. В него (по определению) входят источники всех типов - вещественные, изобразительные, фонические и письменные. Практически в каждом музее есть свой архивный фонд (иногда очень значительный), включающий различные письменные материалы.

Археография – специальная научная историческая дисциплина о теории и практике публикации исторических источников. Ее объект – письменные источники, предмет – научное описание и приведение хранящихся в архивах материалов в известность, в научный оборот, что способствует расширению источниково-информационной базы исторических исследований. Кроме того, археографы занимаются также и изучением истории археографии, которая в нашей стране занимает два столетия.

Археография тесно связана с источниковедением, палеографией, дипломатикой, текстологией и филологией, с архивоведением и другими научными дисциплинами, занимающимися изучением текстовых источников.

Первые публикации исторических источников были осуществлены в первой половине XVIII в. В.Н. Татищевым (Русская Правда и Судебник 1550 года). Затем Академия наук начала публикацию русских летописей. Во второй половине века большой вклад в издание источников внесли князь М.М. Щербатов, Г.Ф.Миллер, Н.И. Новиков, И.И. Голиков. В 1811 г. была создана Комиссия печатания государственных грамот и договоров, в 1834 г. - Археографическая комиссия. С середины XIX в. началась целенаправленная выработка правил научного издания исторических источников. Одним из первых был Н.Г. Устрялов, затем его работу в начале ХХ в. продолжили А.С. Лаппо-Данилевский, А.А. Шахматов, С.Б. Веселовский и др.

В 1955 г. были созданы единые «Правила издания исторических документов», в которых четко прописаны требования к научной публикации. Они включали все параметры археографического оформления: грамотное оформление заголовка, в котором должны отражаться имя автора и время создания источника, его видовая принадлежность и главный смысл содержания; соблюдение научных принципов передачи текста; приведение легенды, с указанием места хранения источника, его внешнего вида и, если таковые были, предыдущие публикации. Научное издание должно было включать научно-справочный аппарат: комментарии и примечания, поясняющие текст и раскрывающие «темные места» в источнике; расшифровку аббревиатур и других сокращений; предметный, именной и географические указатели. Эти правила сохранили свое значение и по сей день, на них ориентируются и современные публикаторы.

В ту же группу ВИД (с некоторыми оговорками) можно включить и текстологию – специальную научную дисциплину, объектом которой также являются письменные (текстовые) источники. Предмет текстологии – изучение текста, всех его атрибутов (оформление, структура, автор, время, место и мотивы создания текста, его происхождения), а также содержания (лексическое и семантическое прочтение).

По вопросу о междисциплинарном статусе текстологии в литературе есть разные мнения. Их разбору посвящена отдельная лекция при характеристике текстологического этапа источниковедческого исследования.

Подведем итоги. Трансформация, отпочкование некоторых дисциплин от своих «прародительниц» в отдельные ВИД, с одной стороны, служит наглядным свидетельством того процесса дифференциации наук, о котором упоминалось в начале изучения проблемы междисциплинарного статуса источниковедения.

Из палеографии выделились эпиграфика, берестология и филиграноведение; из дипломатики – сфрагистика; из нумизматики – бонистика; из геральдики – фалеристика.

С другой стороны, наблюдается и известная интеграция ВИД, их сближение и переплетение их задач, методов и результатов исследования. Так, весьма плодотворно сотрудничают специалисты по метрологии и нумизматике при изучении различных экономических процессов и явлений. Применение специфических методов исследования, присущих генеалогии и геральдике, способствует расширению знаний о родственных связях людей.

Процесс интеграции дисциплин проявляется в двух формах.

Во-первых, путем заимствования методов исследования. На современном этапе развития наук заимствование методов, разработанных одной дисциплиной для каких-либо видов источников, эффективно используется при анализе других видов источников. Например, формулярный анализ – основа дипломатики – активно применяется для изучения делопроизводственной документации и даже публицистики; в нумизматике – методы эпиграфики; в неографии – методы палеографии.

Во-вторых, путем вовлечения в сферу внимания специалистов новых видов и разновидностей источников. Разумное расширение источниковой базы исследований за счет привлечения тех источников, которые являются основными объектами других ВИД, приводит к весьма значительным результатам, выражающимися в углублении нашего познания прошлого, в понимании тех деталей и нюансов, которые раньше оставались вне поля зрения историков. Так, для более полного изучения печатей, наградных знаков и родовых гербов специалисты соответствующих ВИД привлекают объекты генеалогии (родословные), делопроизводственные документы и акты. О тесной связи археографии со многими историческими дисциплинами уже говорилось выше.

В целом, вспомогательные исторические дисциплины не только обогащают научно-методический аппарат друг друга, но и помогают в исторических и источниковедческих исследованиях. Вспомогательный, прикладной характер ВИД нисколько не умаляет их значения для исторической науки в целом, так как они насыщают ее важной и необходимой (для датировки, установления авторства, понимания происхождения текста источников, установления их генеалогических связей и т.п.) информацией, добываемой своими – специальными - методами.

Однако, необходимо подчеркнуть, что источниковедение не растворяется, не входит в комплекс ВИД, поскольку его объект (все источники любых видов, типов и форм), предмет и задачи, его гносеологические функции гораздо шире, чем аналогичные параметры и у каждой из вспомогательных исторических дисциплин, и даже у их совокупности.

Таким образом, рассмотрев соотношение источниковедения с исторической наукой и с вспомогательными историческими дисциплинами, можно получить два вывода . С одной стороны, все они очень близки и входят в одну систему исторических знаний (отраслей науки), а с другой – каждая из них вполне самостоятельна, поскольку решает отличающиеся исследовательские задачи. Историческая наука реконструирует прошлое, осознает и объясняет его на основе выведенных закономерностей. Источниковедение разрабатывает теорию и практику изучения источников, на экспериментальном уровне определяет степень выполнения ими их гносеологической функции и на этой основе дает рекомендации историкам о перспективах и местах выявления источников и способах их наиболее результативного использования. Вспомогательные исторические дисциплины обогащают и историков, и источниковедов дополнительной информацией, способствующей более полному и глубокому выполнению ими их исследовательских целей. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968. С. 57; Пронштейн А.П., Лубский А.В. Методологические проблемы источниковедения в современной советской литературе // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавания в вузах: Тезисы докладов III Всесоюзной конеренции. Новороссийск, 1979. - М., 1979. С. 24; Источниковедение истории СССР: Учебник... 1981. С. 11.

См.: Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1982. Т. XIII. С. 15 - 16.

Название этой ВИД происходит от латинского слова falera , обозначавшего большую медаль, бляху, которую помещали на знамени отличившегося в боях легиона или на груди прославленных римских легионеров.

Формуляром называют структуру документа, имеющего четкую последовательность частей текста. Это постоянная и присущая определенным разновидностям источников знаковая система, в которой обязательное, регламентированное законом расположение частей текста (начальный и конечный протоколы, клаузулы - отдельные абзацы) само по себе несет информацию в кодированном (шифрованном) виде.

Слово «архив» происходит от греческого arch é – начало.

Правила, методы и методика поисково-исследовательской работы в архивах рассматриваются в лекциях, посвященных эвристическому этапу источниковедческого исследования.

Более подробно вопрос о различии публикаций исторических источников, осуществленных с практической, научной и учебной целью, рассматривается в лекции, посвященной эвристическому этапу источниковедческого исследования. См. также: Георгиева Н.Г, Георгиев В.А. Историческое источниковедение: проблемы теории, истории и методики: Глава из учебника для студентов исторических специальностей // Вестник РУДН. Серия «История России». 2003. № 2. С. 251 – 257.

Вспомогательные исторические дисциплины - это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.


Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики : выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) - самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география - изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения - изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география - изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география - изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы - прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география - изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение - научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет , насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика - вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.