Тема произведения вишневый сад. Анализ пьесы "вишневый сад" и ее композиция

    Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти...

    «Симпатичные белоручки» и «отцветшие орхидеи» - это, конечно же, владелица сада разорившаяся помещица Раневская и ее столь же легкомысленный брат Гаев, проевший свое состояние, по образному чеховскому выражению, на леденцах. Они действительно бессильны...

  1. Новое!

    Дочь Раневской, Аня, и Петя Трофимов, бывший репетитор ее покойного младшего брата, не являются главными героями «Вишневого сада» - ведь действие пьесы сосредоточено на истории продажи усадьбы с вишневым садом. С этим центральным эпизодом гораздо более...

  2. Удачливому дельцу Лопахину в пьесе противопоставлен студент Петя Трофимов. Это противопоставление само по себе говорит о значении образа Трофимова в идейном замысле пьесы. Петя Трофимов - бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий...

    Пьеса «Вишневый сад» начинается с вопроса о времени. Вторая реплика Лопахин – это вопрос «Который час?» Упоминания о времени есть и в ремарках. Писатель делает это не случайно. С первых строк произведения он дает понять, что тема времени в пьесе важна....

  3. Новое!

    «Распалась связь времен», - с ужасом понимает Гамлет, когда в Датском королевстве, едва схоронив государя, играют свадьбу вдовствующей королевы и брата усопшего, когда на только что засыпанной могиле возводят пышные дворцы «новой жизни». Самое трудное...

1. Проблематика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».

2. Особенности жанра пьесы.

3. Основной конфликт пьесы и ее герои:

а) воплощение прошлого - Раневская, Гаев;

б) выразитель идей настоящего - Лопахин;

в) герои будущего - Аня и Петя.

4. Трагедия эпохи - разрыв связи времен.

1. Пьеса «Вишневый сад» была закончена А. П. Чеховым в 1903 году. И хотя в ней отражены реальные общественные явления тех лет, пьеса оказалась созвучна настроениям последующих поколений - прежде всего потому, что в ней затронуты вечные проблемы: это недовольство жизнью и желание ее изменить, разрушение гармонии между людьми, их взаимная отчужденность, одиночество, ослабление родственных связей и утрата духовных корней.

2. Сам Чехов считал, что его пьеса является комедией. Ее можно отнести к лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни.

3. Центральный образ пьесы - вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад - это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ - символ красоты русской природы, России. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.

В пьесе мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего. За обычными разговорами, за спокойным отношением друг к другу героев пьесы скрыто их непонимание друг друга. Основной конфликт пьесы «Вишневый сад» в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.

Старшее поколение - это Раневская, Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице Лопахина. Самое молодое поколение, судьба которого в будущем, представлено Аней, дочерью Раневской, и Петей Трофимовым - разночинцем, учителем сына Раневской.

а) Хозяева вишневого сада кажутся нам людьми изящными, утонченными, полными любви к окружающим, способными чувствовать красоту и прелесть природы. Они бережно хранят память о прошлом, любят свой дом: «В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мной каждое утро...» - вспоминает Любовь Андреевна. Когда-то Любовь Андреевна, тогда еще молоденькая девушка, утешила Ермолая Лопахина, пятнадцатилетнего «мужичка», которого его отец-лавочник ударил кулаком по лицу. Лопахин не может забыть доброту Любови Андреевны, любит ее, «как родную... больше, чем родную». Она ласкова со всеми: старого слугу Фирса называет «мой старичок», радуется встрече с ним, а уезжая, несколько раз осведомляется, отправлен ли он в больницу. Она щедра не только к любимому человеку, который обманул ее и ограбил, но и к случайному прохожему, которому отдает последний золотой. Сама без гроша в кармане, она просит одолжить деньги Семенову-Пищику. Отношения между членами семьи проникнуты сочувствием друг к другу и деликатностью. Никто не упрекает Раневскую, которая фактически привела к краху свое имение, Гаева, который «проел состояние на леденцах». Благородство Раневской в том, что и она никого не винит, кроме себя, в постигшем ее несчастье - это кара за то, что «уж очень много мы грешили...». Раневская живет только воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. Чехов именно Раневскую и Гаева считает виновниками их трагедии. Они ведут себя, как маленькие дети, которые закрывают глаза от страха, когда им грозит опасность. Поэтому и Гаев, и Раневская так старательно избегают разговоров о реальном плане спасения, выдвигаемом Лопахиным, надеясь на чудо: вот если бы Аня вышла замуж за богатого человека, если бы ярославская тетушка прислала деньги... Но ни Раневская, ни Гаев не пытаются ничего изменить. Говоря о «прекрасной» старой жизни, они, кажется, смирились со своей бедой, пускают все на самотек, уступают без борьбы.


б) Лопахин - представитель буржуазии, человек настоящего. С одной стороны, это человек с тонкой и нежной душой, умеющий ценить красоту, верный и благородный; он труженик, работает с утра до ночи. Но с другой стороны, мир денег уже подчинил его себе. Делец Лопахин победил свою «тонкую и нежную душу»: не может читать книги, неспособен любить. Его деловитость вытравила в нем духовность, и он сам это понимает. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. «Идет новый владелец вишневого сада!» «Пусть все, как я желаю!» - говорит он. Лопахин не забыл своего прошлого, и теперь настала минута его торжества: «битый, малограмотный Ермолай» купил «имение, прекраснее которого нет ничего на свете», имение, «где отец и дед были рабами».

Но Ермолай Лопахин так и остался «мужичком», несмотря на то, что вышел «в люди». Он не способен понять одного: вишневый сад - это не только символ красоты, это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящим. Нельзя рубить свои же корни. И то, что Лопахин этого не понимает, является главной его ошибкой.

В конце пьесы он говорит: «Скорее бы изменилась... наша нескладная, несчастливая жизнь!» Но как это сделать, он знает только на словах. А на деле он вырубает сад, чтобы строить там дачные участки, тем самым разрушая старое, на смену которому пришло его время. Разрушено старое, «порвалась дней связующая нить», а новое еще не создано, и неизвестно, будет ли создано хоть когда-нибудь. Автор не спешит с выводами.

в) Петя и Аня, идущие на смену Лопахину, представляют будущее. Петя - «вечный студент», всегда голодный, больной, неухоженный, но гордый человек; живет одним трудом, образован, умен. Его суждения глубоки. Отрицая прошлое, он предрекает кратковременность пребывания Лопахина, так как видит его хищную сущность. Он полон веры в новую жизнь: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Петя сумел вдохнуть в Аню желание трудиться, жить за свой счет. Ей уже не жалко сада, ведь впереди жизнь, полная радостного труда на общее благо: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого...» Осуществятся ли ее мечты? Неизвестно. Ведь она еще не знает жизни, чтобы ее изменить. А Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе одних только идей. Да и во всем облике этого героя сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие здоровой жизненной силы. Автор не может доверить ему. то красивое будущее, о котором он говорит. Петя не пытается даже спасти сад, его не волнует та проблема, которая волнует самого автора.

4. В пьесе нет связи времен, разрыв между поколениями слышится в звуке лопнувшей струны. Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином «вишневого сада», хранителем его красоты.


А.И.Ревякин. "Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова"
Сборник статей "Творчество А.П.Чехова", Учпедгиз, Москва, 1956 г.
OCR сайт

Третий этап русского освободительного движения, характеризовавшийся усложнением социальных отношений и противоречий, обусловил новый, более высокий уровень развития прогрессивной художественной литературы.
На этом этапе освободительного движения русский критический реализм вступил в завершающую стадию своего развития.
Достижения критического реализма этой поры выразились в дальнейшем углублении его лучших традиций, т. е. еще большим приближением к жизни, ещё большей правдивостью художественного изображения действительности.
А. П. Чехов подчёркивал необходимость органической, предельной связи литературы с жизнью. «Художественная литература, - утверждал он, - потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле» (А. П. Ч е х о в, Полное собрание сочинений и писем, т. 13, Гослитиздат, М., 1949, стр. 262).
Показ жизни «такою, какова она есть на самом деле» является основополагающим художественным принципом Чехова. Этот принцип нашёл яркое выражение как в содержании, так и в форме «Вишневого сада».
В пору появления комедии «Вишневый сад» тема гибели старых дворянских усадеб и переход их в руки буржуазии, капиталистических предпринимателей, не была новой и оригинальной. На эту тему откликались многие писатели XIX века, в частности М. Е. Салтыков-Щедрин («Убежище Монрепо») и А. Н. Островский («Горячее сердце», «Волки и овцы», «Светит, да не греет»). Особенно широкое распространение эта тема получила в самом конце ХIХ и в начале ХХ века.
Среди многочисленных пьес, воплощавших эту тему, наиболее щего внимания заслуживают «Закат» А. И. Сумбатова (1899), «Дело жизни» Н. И. Тимковского (поставлена в Московском Малом театре в 1903 году) и «Искупление» И. Н. Потапенко (1903).
Но в сравнении с комедией «Вишневый сад» всем этим пьесам не хватает ни тематической широты, ни идейно-психологической глубины, ни художественного мастерства.
В пьесе «Закат» А. И. Сумбатова изображается экономическое и моральное оскудение дворянства, нагло-циническое хищничество буржуазии, но не показывается никакого просвета, выхода из создавшегося положения, если не считать приезд в губернию видного петербургского чиновника для выяснения мер по предотвращению бедственного положения населения.
В пьесе «Дело жизни» Н. И. Тимковского бесстыдному хищничеству дворянства и буржуазии противопоставляется благородная деятельность землевладельца Черемисова и земского врача Корягина, охваченных народническими идеями и стремяшихся облегчить жизнь крестьян путем земских и благотворительных мероприятий.
Характеризуя жизнь крестьян, Корягин говорит: «Живут в тесноте, в грязи, спят все вместе» (д. 1-е, явл. 10), а Черемисов добавляет: «Почва бедная, народ темный, из года в год неурожаи, разорение хозяйств» (д. 1-е, явл. 11).
Черемисов и Корягин работают на благо народа не покладая рук, но их труды не улучшают его положения. И Черемисова охватывают сомнения, которые он и высказывает своей дочери: «Мы ждем, что вот-вот взойдет какое-то солнце и все озарит кругом, мы верим в это. А взойдет ли оно? Озарит ли? А если попрежнему будет все моросить и конца не будет этой беспросветной мути? Устал я... (Подходит к Тане.) И ты, я вижу, голубка моя, устала... или душа у тебя болит?.. (Кладёт ей на голову руку.) Не пора ли нам с тобой, Танюша, взяться за ум, а? Перестать надрываться, пожить хоть год спокойно, беззаботно? Ведь жизнь уплывает, уплывает...» (д. 4-е, явл. 9).
Эти пессимистические раздумья прерываются криками о пожаре в соседнем селе, где «полная беспомощность» и может сгореть «последнее». Черемисовы едут на пожар помогать крестьянам.
Черемисовы не оставят своей общественной деятельности, они не изменят народу - таков смысл их выезда на пожар. Но это не снимает ощущения полной бесперспективности в состоянии крестьян, находившихся в кабале у помещиков и купцов.
В пьесе «Искупление» И. Н. Потапенко рисуется экономическое оскудение и духовное вырождение когда-то знатного и богатого дворянского рода Сандаловых.
Сандаловы, моральные уроды, дегенераты, размотали свое огромное имение, уже назначенное к торгам за долги, и требуют от опекуна, честного труженика Валежникова, бывшего мужа их сестры, чтобы он заложил их второе, маленькое, имение. Опекун пытается сохранить имение, часть которого принадлежит его несовершеннолетнему сыну. Но Сандаловы доводят Валежникова угрозами, инсинуациями и шантажом почти до безумия. Выведенный из терпения подлостью своей бывшей жены, он стреляет в нее из случайно подвернувшегося револьвера.
Перед выстрелом он говорит ей: «Вы развратили и изуродовали душу моего сына... Вы врываетесь в мой дом, оскорбляете мою семью, топчете вашими грязными ногами моё святое... Вы отняли у меня способность здоровой жизни, вы отравили мой мозг, я больше уже не разумное существо, отвечающее за каждый свой шаг»...
Эти пьесы, как и другие, например «Пустоцвет» Н. Л. Персияниновой (1903) или «Вопрос» А. С. Суворина (1903), раскрывали интересующую нас тему по преимуществу в морально-психологическом, интимно-бытовом плане и не давали ей необходимого социального разворота. Их конфликты носили узко личный характер.
Иначе подошёл к той же теме Чехов. Он увидел в ней сложный конфликт большого социального значения.
Пьеса «Вишнёвый сад» отличается широтой и глубиной содержания. Это пьеса о прошлом, настоящем и будущем России, как оно представлялось Чехову в самом начале ХХ века.
Основная тема «Вишневого сада» - ликвидация дворянских гнёзд и утрата их владельцами (Раневской и Гаевым) экономического и общественного влияния, торжество сменяющей дворянство буржуазии (Лопахин), рост в жизни новой социальной силы, противостоящей и дворянству, и буржуазии (Трофимов и Аня).
В пьесе «Вишнёвый сад» основной конфликт, отражая глубинные общественные противоречия конца XIX - начала XX века, состоит в борьбе за вишневый сад, назначенный к торгам.
Владельцы вишневого сада Раневская и Гаев желают сохранить за собой вишнёвый сад, являющийся символом старых, феодально-крепостнических устоев жизни, в том его виде, в каком он находится. Лопахин же считает необходимым превратить вишнёвый сад в промышленно-капиталистическое предприятие.
Лопахин не является врагом Раневской и Гаева. Он их друг и союзник. Предлагая превратить вишнёвый сад в промышленное предприятие, Лопахин имел в виду экономические интересы Раневской и Гаева. Его предложение являлось единственным средством сохранить вишневый сад за старыми владельцами.
Раневская и Гаев не послушались делового совета Лопахина. Не найдя необходимых средств для уплаты процентов за свои долги, они лишились имения. На торгах вишневый сад был куплен Лопахиным.
Конфликт между Раневской - Гаевым, с одной стороны, и Лопахиным, с другой, не исчерпывает содержания пьесы. Он органически объединяет другие конфликты, раскрывающиеся в пьесе.
Углубляя достижения своих предшественников, стремясь к наиболее полному, многостороннему отображению жизненного процесса, Чехов осложнил основной сюжетный конфликт пьесы «Вишневый сад» (борьба за имение) параллельными конфликтамя (Трофимов - Раневская, Гаев и Лопахин; Варя - Лопахин; Дуняша - Яша; Епиходов - Яша), мотивами (Пищик - Раневская - Гаев; Раневская - Шарлотта) и эпизодами (встреча с Прохожим).
Наряду с изображением смены дворянства буржуазией и формирования новых, демократических сил, неудовлетворенных капиталистическими порядками, Чехов ставит в этой пьесе проблемы труда и положения трудящихся, подлинного счастья, истинной красоты, настоящей любви и действенного патриотизма.
Основной идейный пафос «Вишневого сада» проявляется в отрицании остатков барско-поместного, самодержавно-крепостнического строя, уже давно изжившего себя, связанного с беспросветно тяжелым положением трудового люда, с бескультурьем; в пьесе признается роль буржуазии как относительно прогрессивной, временно необходимой силы, способной внести в жизнь частичные улучшения; здесь утверждается и тот неоспоримый факт, что в жизни формируется новая социальная сила, противостоящая не только дворянству, но и буржуазии.
Чехов верил, что эта новая общественная сила призвана перестроить жизнь на началах подлинной человечности, гуманности и справедливости.
Обличая прошлую и современную ему жизнь, писатель приветствовал в лице Пети Трофимова и Ани Россию будущего.
Трофимов, призывая всех к труду на общее благо, к участию в переустройстве жизни, говорит: «у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... Мы отстали, по крайней мере, лет на двести...».
Важно отметить, что в этой пьесе критика общественных условий ведется не только Трофимовым, но и другими действующими лицами, разумеется, с иных позиций.
На дурацкую жизнь жалуется Лопахин, на неудовлетворительные порядки ворчит Гаев, на серость быта указывает Раневская.
Всей совокупностью образов пьесы Чехов убеждает своих читателей и зрителей, что нелепа вся тогдашняя жизнь, основанная на ложных социальных принципах.
В пьесе нет ни одного персонажа, довольного своим существованием, окружающей его действительностью. Нескладна жизнь всех лиц, населяющих пьесу. Здесь все люди разобщены, разъединены. Их жизнь в той или иной мере изломана, несчастна.
Дуняша и Яша испорчены дурным влиянием своих господ. Судьба Дуняши верно раскрыта словами Фирса: «Закрутишься ты». Глубоко несчастна и одинока Шарлотта: «Откуда я и кто я, - не знаю, - говорит она. - ... Так хочется поговорить, а не с кем... Никого у меня нет».
Окружающая жизнь не дала Епиходову верного направления, и он даже не знает, чего ему хочется: «Жить... али застрелиться».
Варя, уставшая от нескладной жизни, мечтает о монастыре.
О всеобщей жизненной неурядице той поры очень хорошо сказал Фирс: «Теперь все враздробь, не поймешь ничего».

Общее описание комедии.

Данная лирическая комедия, как называет её сам Чехов, направлена на раскрытие социальной темы о гибели старых дворянских усадеб. Действие комедии происходит в имении Л. А. Раневской, помещицы и завязано на том, что из-за долгов обитателям приходится продавать так любимый всеми вишневый сад. Перед нами дворянство в состоянии упадка. Раневская и Гаев (её брат) - люди непрактичные и не умеющие хозяйничать. Являясь людьми слабохарактерными, они резко меняют свое настроение, с легкостью проливают слезы по пустяковому поводу, охотно пустословят и устраивают роскошные праздники накануне своего разорения. В пьесе Чехов показывает и людей нового поколения, возможно, за ними будущее. Это Аня Раневская и Петя Трофимов (бывший учитель погибшего сына Раневской Гриши). Новые люди должны быть сильными борцами за грядущее счастье. Правда, Трофимова отнести к числу таких людей трудно: он “недотепа”, не слишком силен и, по-моему, недостаточно умен для великой борьбы. Надежда - на юную Аню. “Мы насадим новый сад, роскошнее этого...” - верит она, и в этой вере - единственный в пьесе вариант счастливого для России развития ситуации.

1) Форма : а) проблемная часть (предметное начало), мир художественного произведения: Главные герои (образы) : помещица Раневская Любовь Андреевна, её дочери Аня и Варя, её брат Гаев Леонид Андреевич, купец Лопахин Ермолай Алексеевич, студент Трофимов Петр Сергеевич, помещик Симеонов-Пищик Борис Борисович, гувернантка Шарлотта Ивановна, конторщик Епиходов Семен Пантелеевич, горничная Дуняша, лакей Фирс и Яша, а также несколько второстепенных героев (прохожий, начальник станции, почтовой чиновник, гости и прислуга). Кроме этого, мы выделяем «сад» как самостоятельного героя, он занимает своё место в системе образов пьесы. б) Структура (композиция) произведения, организация произведения на уровне макротекста: комедия состоит из четырёх действий. Все они переплетаются между собой сюжетно и хронологически, образуя единую картину событий. в) Художественная речь

Данное произведение является комедией, поэтому оно весьма эмоционально. Отмечаем, что текст пьесы полон историзмов и архаизмов, обозначающих предметы и явления из жизни людей начала 20-го века (лакей, дворяне, барин). Присутствует разговорная лексика и разговорные формы слов в репликах прислуги («Я-то хорош, какого дурака свалял!», «Очаровательная, все-таки сто восемьдесят рубликов я возьму у вас... Возьму...»), также многочисленны заимствования из французского и немецкого языков, прямая транслитерация и иностранные слова как таковые («Пардон!», «Ein, zwei, drei!», «В зале танцуют grand-rond»).

    тема - это явление внешней и внутренней жизни человека, которое является предметом исследования художественного произведения. Исследуемое произведение политематическое , т.к. содержит больше одной темы.

По способу выражения темы делятся на: 1) эксплицитно выраженные: тема любви к родному дому («Детская, милая моя, прекрасная комната…», «О, сад мой!», «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости»), тема семьи, любви к родственникам («Душечка моя приехала!», «ненаглядная дитюся моя», «Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала»), тема старости («Надоел ты, дед. Скорее бы ты подох», «Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив»), тема любви («И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу», «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться»; 2) имплицитно выраженные: тема сохранения природы , тема будущего России .

2) культурно – исторические темы : тема будущего России

По классификации филолога Потебни:

2) Внутренняя форма (образные структуры, элементы сюжета и т.д.)

3) Внешняя форма (слова, структура текста, композиция и т.д.)

Проблематика произведения.

Основными проблемами данной пьесы являются вопросы о судьбе Родины и долга, ответственности молодого поколения. Проблема является имплицитно выраженной, так как автор доносит эту мысль через символ вишневого сада, раскрытый с различных аспектов: временных, образных и пространственных).

Конкретная проблематика: а) социальная (общественные взаимоотношения, построение новой жизни, проблема дворянского праздно гуляющего общества); б) социально-психологическая (внутренние переживания героев); г)историческая (проблема привыкания дворян к отмене крепостного права).

Хронотоп.

Прямолинейный, действия происходят в мае 1900-х годов, сразу после отмены крепостного права, и заканчиваются в октябре. События происходят в хронологической последовательности в поместье Раневской, однако имеются отсылки к прошлому героев.

Характеристика героев.

Стоит отметить, что в произведении нет резко положительных или резко отрицательных героев.

Внешний облик героев даётся очень кратко, причем описывается в основном только одежда. В тексте присутствует характеристика не всех героев.

    Лопахин – «в белой жилетке, желтых башмаках», «со свиным рылом», «тонкие, нежные пальцы, как у артиста»

    Трофимов – 26-27 лет, «в поношенном старом мундире, в очках», «волосы не густые», «Какой Вы стали некрасивый, Петя», «строгое лицо»

    Фирс – 87 лет, «в пиджаке и белом жилете, на ногах туфли».

    Любовь Раневская, помещица – «Хороший она человек. Легкий, простой человек», очень сентиментальна. Живет праздно в силу привычки, несмотря на то, что вся в долгах. Героине кажется, что все образуется само собой, но происходит крушение мира: сад достается Лопахину. Героиня, потеряв имение и свою родину, уезжает обратно в Париж.

    Аня, дочь Раневской - влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Увлечена идей, что дворянство виновато перед русским народом и должно искупить свою вину. Аня верит в будущее счастье, новую, лучшую жизнь («Мы насадим новый сад, роскошнее этого», «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»).

    Варя охарактеризована своей приемной матерью Раневской как «из простых, работает целый день», «хорошая девушка».

    Леонид Андреевич Гаев – брат Раневской, «человек восьмидесятых годов», человек, путающийся в словах, словарный запас которого состоит в основном из «бильярдных словечек» («Режу в угол!», «Дуплет в угол... Круазе в середину...») и совершенного бреда («Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»). Один из немногих, который придумывает различные планы по спасению вишневого сада.

    Ермолай Алексеевич Лопахин – купец, «он хороший, интересный человек», сам характеризует себя как «мужик мужиком». Сам из рода крепостных, а ныне – богатый человек, который знает, куда и как вкладывать деньги. Лопахин является очень противоречивым героем, в котором черствость и грубость борятся с трудолюбием и смекалкой.

    Петр Трофимов – Чехов описывает его как «вечного студента», уже постаревшего, но всё еще не окончившего университет. Раневская, разозлившись на его во время спора о любви, кричит: «Вам двадцать шесть лет или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса!», Лопахин иронично спрашивает «Сколько лет, как ты в университете учишься?». Этот герой принадлежит к поколению будущего, он верит в него, отрицает любовь и находится в поиске истины.

    Епиходов, конторщик Раневской и Гаева, безумно любит их горничную Дуняшу, которая отзывается о нём немного неоднозначно: «Человек он смирный, а только иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно. Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...». «Ходишь с места на место, а делом не занимаешься. Конторщика держим, а неизвестно для чего»: в этих словах Вари – вся жизнь Епиходова.

Портреты, как мы уже описали ранее, краткие – несамостоятельный элемент произведения.

Интерьер является самоценным элементом в произведении (т.е. нужен для описания как такового), так как помимо прочего создает образ времени: в первом и третьем действии, это образ прошлого и настоящего (уют и тепло родного дома после долгой разлуки («Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала», «Гостиная, отделенная аркой от залы. Горит люстра»)), в четвертом, последнем действии – это картина будущего, реалии нового мира, пустота после уезда героев («Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта»).

Таким образом, интерьервыполняет описательно-характеристическую функцию.