Формы государственной собственности в период застоя. Ссср в период «застоя

Период охватывающий десятилетия с середины 50-х годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".

Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики.

Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.

Целью лекции является рассмотрение основных моментов в развитии государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.

1. Развитие органов государственной власти и управления в период замедления темпов общественного развития

К середине 50-х годов насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами.

В предшествующий период, как было отмечено на ХХ съезде КПСС:

* не соблюдался принцип коллегиальности;

* сессии Советов созывались нерегулярно, нарушались сроки созыва съездов;

* депутаты не отчитывались перед избирателями и т.д.

По сути дела это означало, что СССР был превращен в тоталитарное государство с авторитарной формой правления.

В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся", в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.

В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.

Разделение Советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение ожидаемых результатов дать не могло. Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС Президиум ВС СССР своим Указом восстановил единые Советы.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-8-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.


В числе сдерживающих факторов следует отметить:

* недостатки функционирования инструментов социалистической демократии;

* несоответствие политических и теоретических установок реальностям жизни общества;

* консерватизм механизма управления;

* волюнтаризм в определении основных направлений развития экономики

Усиление тенденций замедления темпов общественного развития в конце 50-х - начале 60-х годов посекундно осознавалось руководством страны. Вероятно поэтому, этот период отмечен поисками наилучшего сочетания территориального и отраслевого принципов управления, что выразилось в реорганизации системы управления.

В связи с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 14 октября 1954 года "О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата" в 1957 году было произведено разукрупнение министерств.

В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них СМ союзной республики создавался Совет народного хозяйства (СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Совнархозы сыграли определенную положительную роль:

* сблизили управление к производству;

* способствовала кооперированию производства в пределах экономических районов. Однако недостатком этой системы было то, что:

* управление отраслью промышленности было раздроблено;

* стали нарушаться производственные связи между предприятиями.

В соответствии с решениями сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон "Об изменении системы органов управления промышленностью". СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств.

Принцип отраслевого и межотраслевого управления было закреплено Конституцией 1977 г. (ст.135).

Следует отметить, что имевшие некоторые успехи в науке и технике, в т.ч. военно-космической промышленности, были достигнуты прежде всего за счет низкого уровня благосостояния народа, особенно колхозного крестьянства. И без того незначительные капиталовложения в сельское хозяйство в ходе исполнения бюджета, перераспределялись в пользу других отраслей. Сельское хозяйство приходило в упадок.

Сельскохозяйственная продукция у крестьян изымалась через колхозы по низким, установленным государством, ценам. В этих условиях наметилась тенденция массового ухода сельского населения в города.

Мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР", в котором указал (точнее будет, если сказать признал) серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством.

В марте ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление "О повышении роли министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством". 24 мая 1982 г. СМ СССР принял постановление "Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса", по которому предполагалось создание органов управления районным агропромышленным объединением, а также создать аналогичные органы управления в областях, краях, АССР и ССР.

Обобщая работу органов государственного управления в этот период следует отметить, что все народнохозяйственные программы 60-80-х годов были одна за другой провалены. А положение в с/х за полвека практически мало в чем изменилось.

В декабре 1958 года в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий был увеличен с 3 до 5 лет. Народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян, а военнослужащие - на общем собрании воинской части.

Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, всех других судов - перед Советами. Основы предусматривали образование Пленумов Верховного Суда союзных республик, что обеспечило более квалифицированное руководство деятельностью судов.

Законом от 25 декабря 1958 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Они входили в единую систему судов, применительно к организационной структуре армии.

Надзор за судебной деятельностью и руководство военными трибуналами осуществлялось непосредственно Военной Коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

За незначительными изменениями такое судоустройство сохранилось до распада союзного государства.

Таким образом, изменения в органах государственной власти в рассматриваемый период связаны с:

* восстановлением съездов Советов, СССР - как высшего органа государственной власти;

* введением института президентства в СССР.

В 90-е годы союзное государство распалось на независимые государства.

В Российской Федерации была упразднена советская система органов государственной власти, введен институт президентства.

Систему современных органов государственной власти РФ изучает дисциплина "Государственное право и государственное управление".

Со сменой руководства в 1964 г. были смягчены перегибы в политике времен Н.С.Хрущева (иногда говорят о "контрреформе", но это - эмоциональный термин). Наступил длительный (20 лет) период в целом умеренной политики государства, который впоследствии назовут "периодом застоя".

Это было продолжение "демобилизационной программы", с упором на рост благосостояния и сдвигом в сторону терпимости (19). В конце периода терпимость все больше переходила в попустительство (целые коллективы связывались круговой порукой хищений - мелких "внизу", покрупнее "вверху).

В целом, не было выработано государственной доктрины либерализации хозяйства, которая соответствовала бы типу советского общества, (в конце периода генсек КПСС Ю.В.Андропов признал: "Мы не знаем общества, в котором живем") (20). В 1965 г. была начата реформа, делающая в экономике и социальной сфере упор на товаро-денежные отношения, так что критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. Это был принципиальный отказ от представления о советском хозяйстве, которое дал Сталин в "Экономических проблемах социализма в СССР". Довольно быстро выяснилось, что хозяйственная система отвечает на изменения не так, как ожидалось, и реформа была без шума свернута (21).

Народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. Именно в "период застоя" было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (завершена полная электрификация села и газификация большей части). В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Хозяйство и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами, стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.

В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу надежно обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям эта программа хорошо выполнялась.

Конституция СССР 1977 г.

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями.

В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

По сравнении с Конституцией 1936 в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. 24 июня 1981 г. ВС СССР принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на "строительство наций" и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus. Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие "советский народ" те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации (22).

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что "в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства" (23).

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась "коренизация" нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций". Это в полной мере выявилось в ходе перестройки (24).

Предпосылки перестройки.

Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены (25). В то же время назревали факторы нестабильности и общего ощущения неблагополучия, которые накладывались на неизбежный и общий адаптационный стресс, связанный с массовой урбанизацией - переходом к городскому образу жизни. Видимыми симптомами стало широкое распространение алкоголизма, вновь появившееся после 20-х годов бродяжничество. В 1983 г. были выявлены 390 тыс. взрослых людей, "не занятых общественно полезным трудом". Расширилась мелкая коррупция и произвол чиновников: В 1984 г. в ЦК КПСС поступило 74 тыс. анонимных писем с жалобами.

И внутри страны, и в мире возникло предчувствие, что СССР проигрывает холодную войну. Важным признаком стал переход на антисоветские позиции сначала западной левой интеллигенции ("еврокоммунизм"), а потом и все более заметной части отечественной интеллигенции ("диссиденты"). Официальная идеология становилась все более напыщенной (концепция "развитого социализма") и все более чуждой настроениям людей. В сфере государственного строительства стали слабеть и размываться обе необходимые опоры власти - сила и согласие.

Взяв на себя, в отличие от западного общества, бремя организации почти всего хозяйства, советское государство обязано было иметь аппарат, способный хорошо или по меньшей мере приемлемо координировать усилия всех подсистем экономики и распределение ресурсов. Для этой цели служили план в производстве и рынок в потреблении. В 70-е годы, однако, масштабы, разнообразие и динамичность хозяйства превысили критические возможности планирования старого типа.

Производство стало недостаточно быстро отвечать на изменения как технологии, так и общественных потребностей. Мыслящие в категориях политэкономии кадры все больше сдвигались к идее использовать в советском хозяйстве стихийный регулятор - рынок. Поскольку категории политэкономии составляют неразрывную систему, речь шла уже не о рынке товаров, а о целостной рыночной экономике (рынок денег, товаров и труда). Таким образом, интеллектуальная часть номенклатуры стала воспринимать все устройство государства (Госплан, Госкомцен, Госбанк, министерства и предприятия), а также советское право (отношения собственности и трудовое право) как неправильные. Марксизм дал этому ощущению язык ("несоответствие производительных сил и производственных отношений").

Сама система государства стала терять целостность и неявно "распадаться" на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным критериям оптимизации. Наглядным выражением этого стала ведомственность (26). Этот известный дефект системы отраслевых министерств проявился в СССР уже с 20-х годов, но с особой силой - в период застоя. Со временем ведомство имеет тенденцию превратиться в замкнутый организм, так что возникает конфликт интересов: ведомства с государством в целом и ведомства с другими ведомствами.

Ведомственность подрывала одну из главных основ советского строя, придававшую силу его экономике - общенародный характер собственности и хозяйства (27). Складываясь в замкнутую административно-хозяйственную систему и обретая "чувство хозяина", ведомство неявно проводило денационализацию части хозяйства, вставало на путь, ведуший к приватизации. Это порождало и процесс разделения народа, пусть не на классы, а на группы и корпорации (что позже, в 1990 г., проявилось, например, в антисоветских забастовках шахтеров).

В период "сталинизма" важную роль в нейтрализации ведомственности играла партия, которая следовала "общим" критериям и держала хозяйственных руководителей в жестких рамках. Использовалась также частая ротация кадров (в конце 30-х годов даже с репрессиями) - зародыши неконтролируемой самоорганизации разрушались. В 70-80-е годы партийная номенклатура стала сращиваться с ведомственной, ротация кадров замедлилась, центральная власть все больше утрачивала контроль над госаппаратом. Поскольку это были годы больших технологических сдвигов ("научно-техническая революция"), а они требовали межотраслевых усилий, ведомственность стала важным тормозом научно-технического прогресса (28).

В 70-е годы произошло соединение ведомственности с местничеством - сплочением руководителей госаппарата и хозяйства региона в конфликте интересов с центром и другими регионами (другой тип субоптимизации - исходя из региональных критериев). В тех регионах, которые были национально-государственными образованиями (союзных и автономных республиках, областях и округах), местничество принимало национальную окраску. Образование региональных элит, включающих в себя и работников аппарата ведомств, и работников местных органов власти, породило новый тип политических субъектов - номенклатурные кланы.

До "оттепели" Хрущева государство вело с местничеством постоянную и тщательную борьбу, доходя в сталинский период до жестоких репрессий (29). Семилетний период территориального управления хозяйством через совнархозы создал сильные структуры с узаконенной идеологией местничества, и в последующий период они не были нейтрализованы. Да и номенклатура центральных органов включилась в процесс образования кланов. Началось неявное пока разделение страны. Государство становилось все менее советским.

Это было не следствием ошибок или злой воли, а результатом процессов самоорганизации. Разница в том, что до 1953 г. государство придавало всем этим процессам большое значение, постоянно держало их в центре внимания и регулировало исходя из общей политической программы. В ходе "десталинизации" были ликвидированы те небольшие по размерам или даже невидимые элементы государства, которые вели системный анализ всего происходящего, и в последующие периоды именно утрата системности стала особенностью планов и действий государства (30).

Для объяснения обществу причин уже ощущаемого неблагополучия идеологическая партийно-государственная машина внедряла в массовое сознание ряд мифов (внедряла как непосредственно, так и через "теневую" систему - самиздат, анекдоты, кухонные дискуссии). Cоветские граждане и не догадывались, что их угнетают и эксплуатируют, пока им этого не объяснили. Не было ничего похожего на массовое недовольство советским строем, отрицания самой его сути. Но людей начал грызть червь сомнения.

Все в более широких кругах населения СССР, прежде всего в кругах интеллигенции, нарастало отчуждение от государства и ощущение, что жизнь устроена неправильно. Тем самым государство лишалось своей второй опоры - согласия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 При этом страшная засуха на значительной территории европейской части СССР в 1946 г. привела к голоду c гибелью людей и как бы "продолжила войну". Такой засухи не было в нашей стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход "на мирные рельсы" произошел в конце 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой. При этой реформе малые и средние вклады в сберкассах не пострадали: они были автоматически увеличены в 10 раз, а крупные вклады - в 3 раза.

2 Из этих данных, кстати видно, насколько несостоятельны часто упоминаемые в прессе прогнозы 1897 г., согласно которым в России к середине ХХ века население должно было составить 540 млн. человек ("если бы не советская власть"). Даже до начала массовой урбанизации, при которой резко снижается рождаемость, естественный прирост в России в самом благоприятном 1913 г. был ниже, чем в 1950-1960 гг.

3 Поскольку речь идет именно о культе, то есть явлении иррациональном, объяснять его молодому поколению 90-х годов столь же бессмысленно, как объяснять истоки религиозной веры безбожнику. Однако это поколение обязано знать, что такое явление реально существовало полвека назад и оказывало огромное влияние на деятельность государства и бытие народа. К тому же похоже, что "количество культа" есть в каждом поколении величина постоянная (например, в 40-е годы никто не верил астрологам и не было "культа доллара").

4 У.Фостеp, министp в администрации пpи Тpумене и пpи Кеннеди, обосновывал удвоение военных pасходов США тем, что это "лишит pусский наpод тpети и так очень скудных товаров наpодного потpебления, котоpыми он pасполагает". Автор доктрины холодной войны Дж.Кеннан отмечал в 1965 г., что цели НАТО не могли быть достигнуты "без абсолютного военного поpажения Советского Союза или без фантастического, необъяснимого и невеpоятного пеpевоpота в политических установках его pуководителей".

5 Для управления восстановительными работами на несколько лет были созданы специализированные министерства (в том числе путем выделения из НКВД с его строительными организациями): Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, Наркомат по строительству топливных предприятий и др. В 1950 г. был учрежден Госстрой СССР.

6 Создавались и специальные органы, решавшие полученные от войны проблемы. Так, было создано Управление уполномоченного СНК СССР по делам репатриации. За время войны на работу в Германию было насильственно вывезено 5,6 млн. советских граждан. 2,8 млн. из них там погибли, 2,6 млн. репатриированы. Одним из первых столкновений "холодной войны" было нарушение властями США, Англии и Франции договора о репатриации. Они задержали (не только пропагандой, но многих и силой) 451,5 тыс. человек "невозвращенцев", которые составили "вторую эмиграцию" из СССР.

7 Важным моментом было появление работы И.В.Сталина "Вопросы языкознания". Главный ее смысл заключался в том, что учение академика Н.Я.Марра, который был главой "марксистского языкознания", не может обладать монополией на истину.

8 Макет учебника обсуждался на больших совещаниях с участием Сталина в 1941 и 1951 гг. Сам он работал над этим макетом несколько лет. Главный смысл его поправок - вывести советское хозяйство из-под диктата "закона стоимости".

9 Раздельные МВД и МГБ (Министерство госбезопасности) были слиты в марте 1953 г.

10 За время существования ОСО с 1934 по 1953 г. им были приговорены к смертной казны 10 101 человек. Мемуарная литература о репрессиях представляет ОСО как орган, который вынес чуть ли не основную массу приговоров - потому, что мемуары отражают судьбу узкого круга элитарной номенклатуры, которой и занималось ОСО.

11 В 1956 г., после укрепления дружественных отношений с Финляндией, Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР. Таким образом, в СССР с этого момента входило 15 союзных республик.

12 С 1947 по 1955 г. было произведено 727 млн. т. зерновых. За такой же девятилетний период с 1956 (первый урожай целины) по 1964 г. произведено 1138 млн. т.

13 Иногда говорят о якобы российской традиции укреплять новую власть, очерняя умерших, но это мелочь. Некоторые историки, исходя из перечня лиц, которые были погублены при Сталине и подняты на пьедестал Хрущевым, делают вывод, что речь шла о реванше номенклатуры и мести за репрессии против нее в 1937-38 гг. Положение самого Хрущева в кампании разоблачения было двусмысленным, т.к. в годы репрессий он, как секретарь Московского горкома ВКП(б), был председателем "тройки", выносившей внесудебные приговоры московским кадрам. Он был также и членом комиссии ЦК ВКП(б), которая рассматривала дело Бухарина и Рыкова. Возможно, поэтому разоблачения велись с излишней страстью и напором - и в то же время уничтожались многие архивные материалы.

14 В механистических воззрениях Н.С.Хрущева на государство отразился особый тип мышления аппаратчика. Он был лишен чувства России. При нем за несколько лет было разрушено больше храмов, чем за все предыдущие сорок лет советской власти, и после состоявшегося во время войны окончательного примирения государства с церковью это было совершенно лишено оснований.

15 Всякое идеократическое обоснование государства включает две связанных вещи - утопию (идеал) и теорию (рациональное объяснение жизни и проекта будущего). Государственная идеология периода "оттепели" испортила оба эти компонента и разъединила их. Утопия была уничтожена ее недопустимым приближением ("нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме") и опошлением ("бесплатный проезд в городском транспорте"). Теория была испорчена непредсказуемостью проекта и отходом от здравого смысла (кампания по внедрению кукурузы, "химизация народного хозяйства" и др.).

16 Эту возможность давал нетоварный характер научно-технической информации в СССР, что позволяло тиражировать ее бесплатно и давало огромную экономию. В США удалось лишь один раз организовать программу "советского" типа, собрав нужных ученых и конструкторов из разных фирм (разработку ракеты "Поларис"). Эта программы была очень эффективной, но больше фирмы своих ученых "не давали" из-за риска утечки информации.

17 Снятию Хрущева способcтвовало плохо проведенное повышение цен на мясо-молочные продукты с одновременным снижением расценок в ряде отраслей промышленности и импульсивная реакция властей на произошедшие в Новочеркасске волнения. Были применены неадекватные, неприемлемые в СССР меры - уличные репрессии, приведшие к жертвам (по рассказам очевидцев, войска дали залп поверх голов демонстрантов, и при этом погибли дети, смотревшие на события с деревьев сквера).

18 Множество символических событий, влиявших на разные стороны массового сознания, утвердили тогда образ советского государства как супер-державы: над Уралом в 1960 г. был сбит ракетой самолет-шпион У-2, который до того свободно пересекал территорию СССР, СССР представил миру спорт высшего класса в широком спектре, советские школьники стали уверенно побеждать на международных олимпиадах, в Москве открылся большой и хороший бесплатный Университет Дружбы народов им. П.Лумумбы. Сегодня все это не кажется странным только потому, что молодежь России еще живет с инерцией мышления великой державы.

19 СССР в "период застоя" был наименее репрессивным государством из великих держав. Вот примеры. В тюрьме ФРГ в 1977 г. были убиты руководители немецких анархистов. В 1978 г. В Англии шесть человек под пытками признались в несовершенном преступлении и пробыли в тюрьме 12 лет, пока под давлением общественности дело не было пересмотрено. В 1988 г. в Гибралтаре агенты полиции застрелили на улице трех известных республиканцев из Северной Ирландии, не пытаясь их арестовать. В ходе рассмотрения дела в Европейском трибунале прав человека выяснилось, что в Ольстере без суда и следствия были застрелены около 400 безоружных, уже арестованных республиканцев. В 1991 г., как сообщил генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер, была ликвидирована созданная НАТО в 1951 г. и подчиненная его высшему командованию организация негласных убийц "Гладиатор", работавшая в Западной Европе. Регулярно пресса сообщает о пытках и убийствах в полиции Европы и США "цветных". Ничего подобного ни по типологии, ни по масштабу не было в СССР "периода застоя".

20 Этот тезис повторялся и позже. Так, виднейший "архитектор перестройки" А.Н.Яковлев отмечал, что советское общество 60-80-х гг. фактически не исследовано (что, впрочем, не мешало ему давать категорические оценки и даже "перестраивать" это общество).

21 Впоследствии говорилось, что реформу задушили ретрограды, однако их консерватизм можно оценить и как чувство ответственности. Увидев, что ориентация на прибыль прежде всего вызвала тенденцию к повышению цен, ретрограды не стали доводить дело до краха экономики.

22 На деле единое хозяйство, единая школа и единая армия связали граждан СССР в гораздо более сплоченный народ, чем указанные нации. Ряд исследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов, показали наличие множества тонких, но важных объединяющих связей, так что возникли общие для советских людей культурно-психологические особенности (предрассудки и суеверия, любимые образы и типы юмора). Это в негативной форме признали и критики советского государства, введя понятие "совок". Разумеется, степень "советскости" была различной у разных групп населения.

23 Этот федерализм, возводя этничность в один из главных принципов построения государства, противоречил марксизму, для которого соединение политической власти с национальностью было неприемлемо. Огосударствление наций в позднем СССР не было и следствием программных установок В.И.Ленина, который признал его в 1922 г. как вынужденную необходимость, вызванную чрезвычайными политическими обстоятельствами.

24 Попытка М.С.Горбачева в 1986 г. сменить на посту секретаря ЦК компартии Казахстана казаха на русского вызвала волнения с использованием насилия. Центру был брошен уже прямой вызов.

25 Советский строй, выросший из крестьянского мироощущения, медленно отвечал на принципиально иные потребности растущего городского населения, особенно молодежи. Нарастал разрыв между новым социальным типом (молодого образованного горожанина среднего достатка) и строем жизни, что было объективной причиной нарастающего недовольства. Но никаких принципиальных препятствий для преодоления этого противоречия в советском типе государства не было.

26 Ведомство - совокупность центрального аппарата (например, министерства и его органов) с местными органами управления и подчиненными учреждениями, организациями и предприятиями.

27 Оптимизация по высшим, общим критериям объясняла известное явление: с точки зрения частных критериев советское государство выглядело отсталым и корявым, а в целом - было поразительно эффективным.

28 Преувеличивать значение этого фактора не следует, т.к. на главных направлениях (например, в производстве военной техники) поддерживался высокий уровень новаторства, а в целом экономические возможности оказывали на технический прогресс гораздо большее влияние. Однако психологический эффект задержек во внедрении новых технологий был очень велик.

29 Несколько волн репрессий 30-х годов против местной элиты как "националистов" на деле искореняли местничество. Национализм местных кадров был лишь идеологической маской, под которой шло их объединение. Современный анализ их слов и дел не позволяет считать их национал-сепаратистами.

1. Советское общество в «эпоху застоя»

В истории советского государства существует множество периодов развития. Одним из таких периодов является период застоя или «эпоха развитого социализма» Верт Н. История советского государства 1900-1991/ Пер с фр. - М. / Прогресс: Прогресс- Академия, 1992.. Это период начинается с отставки Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева Н. С. и победой консервативных сил.

Отставка Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева консервативными силами - это период начала застоя, который характеризуется консервативной идеологической политикой государства, где правящая верхушка не хочет что-то изменять, а стремится все оставить по - старому. Но оставлять все по - старому уже было невозможно, так как реформы, проводимые в 50 - х годах, образовали некоторые перемены в жизни общества и государства в целом. Это выражалось в повышении уровня жизни людей и в поддержании высоких темпов развития. Новое руководство страны все это понимало, но не хотело что-то менять. И чтобы как-то стабилизировать свое положение в обществе, закрепить свою власть и вернуть коллегиальное управление в государстве, выраженное в стабилизировании потенциала и интересов различных бюрократических структур новое руководство страны принимает решение о необходимости проведения экономической реформы, при этом исключая любую альтернативу к изменению.

Экономическая реформа была направлена на укрепление политических эшелонов власти, усиление кадрового аппарата партийными кадрами, которые были верны консервативным силам. Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств, которые были ликвидированны Хрущевым.

Реформа строилась на политическом консерватизме, который парализовывал общественную жизнь и приводил к постепенному свертыванию каких-либо экономических рычагов управления экономики государства. Эти рычаги замещались административными методами управления экономики, которые выражались в планах, восстановлением центральных промышленных министерств, созданием крупных государственных комитетов, таких как Госкомцен, Госснаб и другие. Планы охватывали все сферы народного хозяйства, имели свою иерархию -- их могли устанавливать на предприятии, в министерстве и Госплане СССР, корректировать в зависимости от вида плана -- годового, пятилетнего, перспективного, а также целевой, комплексной или программы регионального развития. Основой экономической реформы было планирование, которое позволяло предприятиям расширить свою автономию и стимулировать свою инициативу, оставляя часть доходов в своем распоряжении.

Экономическая реформа предполагала развитие предприятий, усиление роста валовой продукции и рост экономических показателей, но по факту было совсем по-другому: планы были завышены, и вышестоящие органы не могли изменять план в период его выполнения.

Экономическая реформа давала более широкие возможности государственному аппарату власти усилить административно-экономические полномочия органов власти, на основе личной преданности.

Процесс реализации экономической реформы показал, что проблемы развития экономики остались на прежнем уровне и характеризовались процессом застоя.

Главной причиной экономического застоя была ведомственность, которая выражалась принципом вертикального подчинения в системе экономического планирования и управления. Каждый нижестоящий орган взаимодействовал только с той инстанцией, которая стояла непосредственно над ним, и не существовало никакой связи между соседними предприятиями и организациями другого органа.

Экономическая реформа была направлена на рост и развитие бюрократического аппарата государственной власти, а не на экономический рост производственного фактора. И в этом была основная проблема проведения экономической реформы в государстве. Другими словами в государстве стал развиваться культ прагматизма, возведенного в систему, и это означало застой. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1999. - М.: Высш. шк., 1999. -

Для развития и роста промышленности нужно было развивать сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства новым правительством проводилось многочисленными реформами, направленными на реорганизацию управления колхозным производством. Реформа сельского хозяйства была направлена на укрепления связи сельского хозяйства с комплексом отраслей по производству продуктов питания. Основной чертой реформы сельского хозяйства было создание новых административных структур управления и производственных объединений, которые назывались Агропромышленные комплексы. АПК объединяли колхозы, совхозы, предприятия пищевой промышленности в единое целое.

Реформа сельского хозяйства включала в себя создание бригад, работающих на коллективном договоре. Члены бригад несли ответственность за все сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на отведенных участках, а их труд оплачивался по достигнутым результатам. Бригадный метод не нес в себе ничего революционного, но тем не менее встретил оппозицию со стороны многих руководящих работников АПК на местах, так как руководители АПК имели консервативный взгляд на развитие сельского хозяйства и они ничего не хотели менять.

Брежневская стратегия, консервирующая прежние структуры развития сельского хозяйства не смогла решить проблему развития сельского хозяйства, а наоборот способствовала лишь росту затрат, расточительства и росту бюрократического аппарата управления.

Управление государства строилось на отношениях личной преданности и симпатиях, проявляющихся в возвышении культа личности лидера консервативных сил Брежнева Л.И. Все руководящие посты в государстве занимали лица, приближенные консервативным силам.

Эпоха застоя - это время расцвета номенклатурных привилегий и персонализации власти, преследовавшая сохранение стабильного положения элиты, затрагивающая интересы различных бюрократических аппаратов которые укреплялись на основе личной преданности, что создавало безопасность лидеру консервативных сил.

Для укрепления рычагов власти в советском государстве консервативные силы разрабатывают и принимают новую конституцию, которая утверждала ведущую роль Коммунистической партии в управлении государством. Новая конституция формально узаконивала КПСС как руководящую и направляющую силу советского, определяла политическую систему управления государственных и общественных организаций. Конституция эпохи застоя определяла важность участия общества в управлении государством на основе коммунистического самоуправления. На основе конституции в государстве стали появляться общественные организации и системы народного контроля. Общественные организации и народный контроль находились под полным контролем правящей партии. Эти все изменения в общественном самоуправлении были формальными, так как все изменения контролировались КПСС. Руководство страны не хотело и не давало полностью общественно-социальным слоям участвовать в управлении государством, так как вся власть в государстве предлежала одной партии.

Внешняя политика советского государства в период застоя характеризуется устранением угрозы распада социалистического лагеря, выраженное в сплочении политических, военных и экономических отношений, направленных против капитализма. Вся внешняя политика была направлена на стабилизацию отношений между Востоком и Западом, вызванная усилением военной агрессии с их стороны. Советское государство проводило внешнюю политику в поддержании прогрессивных движений и режимов во всем мире. Эта политика была особенно активна для находившихся в непосредственной сфере влияния СССР.

Основными особенностями застоя является то, что стабильная и спаянная правящая верхушка, своего рода «олигархия», удерживала власть благодаря согласию в стремлении институционализировать властные отношения, защитить интересы бюрократических структур, при этом сохраняя коллективное руководство и не нарушая баланс этих структур, сосредоточенный в окружении одного человека, который оказался неспособным решить проблемы структурной перестройки экономики, так как не хотел что-то менять.

Политический консерватизм и экономическая реформа стабильности кадров или выдвижение новых поколений функционеров, личная преданность или компетентность, жесткое администрирование или допущение элементов рынка, приоритет тяжелой и оборонной промышленности или легкой, партийность или технократические ценности, руководящая роль партии или активность общественных масс в организациях, более или менее надежно контролируемых, -- все эти основные проблемы, решение которых предполагало выбор, никогда не доводились до конца из-за боязни нарушить стабилизацию и сломать сложившиеся устои консерватизма. И это все приводило к торможению, а затем и провалу многих попыток реформ в государстве. Правящая верхушка не пыталась решить проблемы, а наоборот их укрепляла, создавая централизацию власти, усиливая бюрократизм органов управления, который зародился в тридцатые годы. Реформы, проводимые в государстве, имели чисто косметический характер. Это проявлялось в создании новых структур бюрократического аппарата власти, которые назывались по-новому, а управление этими структурами производилось по-старому.

интенсификация советский застой

Заключение

Время реформирования, проводимое Хрущевым и эпоха застоя советского государства - это определенный этап исторического развития нашей страны. С одной стороны характеризует, что в советском государстве происходит реформирование и само государство готово к этому реформированию, а с другой стороны процесс реформирования приводит к нарастанию кризиса, который приводит к свертыванию реформ - как процесса. И процесс свертывания реформ образует застой, где новое правительство готово на изменения, но менять ничего не хочет.

Список использованных источников.

1. Власов Д.В. Логические и философские подходы к построению теоретической модели образования понятия М. Знание 2010 - 564 с

2. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советского государства 1941-1999. М.: Высшая школа 1999. - 415

3. Якуненко С.В История КПСС М.: Новый свет 1999 - 1, 2 том

4. Личман Б.В., Скоробогтский В.В., Постников С.П. История России с древнейших времен до наших дней. Курс лекций Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 1995 - 453 с

5. Верт Н. История советского государства 1900-1991/ Пер. с французского - М/Прогресс: Прогресс-академия, 1992 - 480 с.

Главными особенностями внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем - мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г. К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады.

СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне - ОСВ-1 и ОСВ-2.

Развивались отношения СССР с социалистическими странами. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы.

Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов.

Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и законом «О статусе народных депутатов в СССР».

С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.



В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.

В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.



Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов.

С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.

В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов - объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций. В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).__

Вопрос 84.

Новая Конституция СССР была утверждена Верховным Сове­том СССР 7 октября 1977 г. В Конституции назывались основные признаки «развитого со­циализма»:

1) на этапе «развитого социализма» социализм развивается на своей собственной основе;

2) «развитой социализм» - это общество, в котором созданы многие производительные силы и складываются все более благо­приятные условия для всестороннего развития личности;

3) это общество зрелых социалистических общественных отно­шений;

4) это общество высокой организованности, идейности и созна­тельности трудящихся;

5) это общество подлинной демократии.

В первом разделе Кон­ституции, посвященном основам общественного строя СССР, со­ветское гос-во по своей сущности характеризовалось как «со­циалистическое общенародное государство» (ст. 1). Основным кри­терием общенародности гос-ва считалось, во-первых, то что оно выражало волю и интересы всех слоев советского общества - рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и на­родностей страны, во-вторых, как отмечалось в статье 2, «вся власть в СССР принадлежит народу». В тексте Конституции появилось еще одно новое понятие «советский народ». Понятие «советский народ» рассматривалось как исторически сложившаяся социальная и интернациональная общность советских людей, имеющих общую родину, общую тер-рию, единую, основанную на общественной собственности экономику, единую по социалистическому содер­жанию и многообразную по национальным особенностям культур, а также и общую цель - построение коммунизма.

Но положение ст. 2 о том, что вся власть в СССР принадлежит народу, отвергалось ст. 6 Конституции, которая в правовом отно­шении узаконивала руководящую роль в КПСС в советском обще­стве. Из данной статьи вытекало, что КПСС объявлялась высшей властной структурой.

Второй раздел Конституции «Гос-во и личность» был призван законодательно закрепить официальную версию о том, что в СССР существовал демократический пол. режим. Если исходить из текста Конституции, то гражданам СССР не только предоставлялись, но и гарантировались широкие демок­ратические права и свободы. Причем по сравнению с Конститу­цией СССР 1936 г. перечень прав и свобод граждан значительно расширился. Согласно ст. 49 граждане СССР получили право вносить предложения в гос и общественные орга­ны об улучшении их деятельности, более того, критиковать их за недостатки в работе. Граждане СССР получили право на вы­бор профессии (ст. 40), право на жилище (ст. 44) и т. д. Провозглашенные права и свободы на деле оставались юр. фикцией. Наблюдается реанимация сталинизма, его негативные стороны стали затушевываться. Поэтому пол. режим остается тоталитарным.

Как видно из третьего раздела Конституции, каких-либо суще­ственных изменений в гос устройстве СССР не происходит, кроме того, что союзные республики получили право со­вещательного голоса в обсуждении вопросов, отнесенных к компе­тенции союзных органов, а автономная республика в свою очередь могла участвовать в обсуждении вопросов, отнесенных к ведению союзной республики.

Разделы IV-VII Конституции были посвящены государственно­му механизму.

Вопрос 85.

Советское государство в период перестройки (1985-1991 гг.)

Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство Советского Союза во главе с М. С. Горбачевым столкнулось с проблемой продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в стране в сравнении с развитыми капиталистическими странами. В этих условиях оно выбрало путь реформирования социализма, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматов социализма.

Начавшиеся реформы основывались на устранении идеологического диктата КПСС и демократизации отношений внутри самой КПСС. Демократизация внутрипартийных отношений привела к отказу от важнейшего принципа партийного строительства - принципа единства партии.

В обществе свободно и открыто, в том числе и на страницах печати, начинают обсуждаться актуальные вопросы общественной и государственной жизни, наиболее драматические и сложные периоды нашей истории. Отменяется цензура. Появляются новые газеты, журналы и другие издания, а впоследствии телевизионные и радиовещательные организации и программы.

Формируются общественные движения и политические партии. Возрождается многопартийность.

Власти перестали чинить препятствия гражданам, выражающим оппозиционные мнения путем различных общественных акций: демонстраций, митингов, пикетирований и т. д. Реабилитируются диссиденты.

Съезд народных депутатов СССР становится высшим органом государственной власти в стране.

Этот орган наделяется полнотой власти и имеет право принять к рассмотрению любой вопрос.

Съезд состоял из 2250 депутатов.

При этом меняется избирательное законодательство. Новый Закон о выборах, принятый 1 декабря 1988 г., предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества кандидатов, в том числе от общественных объединений и собраниями избирателей по месту жительства, и проведение выборов на альтернативной основе в условиях нескольких кандидатов.

Проведенные в 1989 г. на основе этого Закона выборы депутатов съезда народных депутатов СССР были первыми демократичными выборами.

В соответствии с изменениями в Конституции Верховный Совет СССР потерял роль органа, олицетворяющего полновластие Советов. Теперь он становится постоянно действующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране. В этой связи ему передается ряд полномочий, ранее принадлежавших Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР.

Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат, сохранивших свои названия и выбиравшихся съездами народных депутатов.

Длительное время фактическим руководителем в СССР являлся глава КПСС. Процесс отделения КПСС от государства поставил вопрос о руководителе государства и механизме замещения этой должности. 14 марта 1990 г. съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР.

Президент - это высшее должностное лицо - глава государства. Первый Президент СССР М. С. Горбачев избирался на съезде народных депутатов* 15 марта 1990 г., однако впоследствии предусматривалось проводить выборы президента всенародным голосованием. На должность президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать этот пост более двух сроков. Срок полномочий президента составлял 5 лет.

Президент объявлялся гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, обладал законодательной инициативой и правом вето, преодолеваемого большинством Верховного Совета, принимал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве. На президента возлагалось принятие мер по охране суверенитета СССР и союзных республик. Он координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление.

Изменениями к Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы.

Появляется структура, похожая на конституционный суд, - Комитет конституционного надзора. Меняются порядок замещения судей и сроки их полномочий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивался до 10 лет. Впоследствии принимается ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти.

Реформируется арбитраж. 17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР». Арбитраж входит в систему судебных органов, расширяется его подсудность. Если раньше он рассматривал хозяйственные споры только между государственными организациями, то теперь стал рассматривать споры и между другими субъектами.__

Вопрос 86.

Советский федерализм

После Великой октябрьской социалистической революции Советская Россия, а затем Советский Союз были объявлены федеративным государством.

Принципиально важным в этой связи было принятие резолюции Третьим Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. "О федеральных учреждени­ях Российской Республики", в пункте первом которой, в частности, говори­лось: "Российская Социалистическая Советская республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как Федерация советских рес­публик этих народов". В пункте 5-ом и 6-ом речь шла о разграничении сферы деятельности федеральных и местных органов власти, и отмечалось, что "все местные дела решаются исключительно местными Советами" и далее "Цен­тральная Советская власть обязана следить за соблюдением основ федерации, и представляет Российскую Федерацию Советов в ее целом. На центральную власть возлагается также проведение мероприятий, осуществимых лишь в об­щегосударственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных, вступивших в федерацию, областей".

Создание федерации рассматривалось, прежде всего, как средство разре­шения национального вопроса в многонациональной стране. Исторически пер­вой была создана Российская Федерация (ее образование закрепила Конститу­ция РСФСР 1918 года). Ее главная особенность заключалась в том, что она была основана на автономии. Второй исторически возникшей формой была Закавказская Федерация. Она просуществовала с 1922 по 1936 год, и затем входившие в нее республики вошли непосредственно в состав СССР.

В отличие от РСФСР Закавказская Федерация основывалась на договоре. Советский Союз как новая форма федерации был основан на суверените­те своих субъектов и объединил как унитарные, так и федеративное (РСФСР) государства. Основными принципами построения советской федерации были провозглашены принцип добровольности объединения субъектов, их равно­правность, демократический централизм. Но главным был национальный принцип построения федерации.

В составе Советского Союза насчитывалось 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. Эта громоздкая и сложная система практически управлялась строго централизо­ванно на основе единой для всех Конституции СССР и советского законода­тельства. Главным, связывающим в единое целое звеном была коммунистиче­ская партия, проводимая ею политика. Большой знаток советской истории, известный английский ученый Эдвард Карр, характеризуя эту тенденцию, в частности отмечал: "растущее сосредоточение власти, выраженное в следо­вавших одна за другой конституциях РСФСР и СССР, тенденция к замене фе­деральных форм реальностью унитарного государства и неэффективность кон­ституционного контроля были в определенном смысле уступкой затянувшему­ся чрезвычайному положению в стране. Борьба за существование, исход кото­рой всегда под вопросом, никогда не создает атмосферы, благоприятной для децентрализации власти или для смягчения ее суровости".

В последней Конституции СССР 1977 года в статье 70 - ой было дано концентрированное понимание советского федеративного государства: "Союз Советских Социалистических республик - единое многонациональное госу­дарство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения Советских Социалистических республик". Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не было дано определение самого понятия "со­циалистический федерализм". В научной литературе он трактовался тоже весьма общо. Неясно было, чем отличается "социалистический федерализм" от несоциалистического и как он согласуется с положением о "едином союзном государстве". Неясно также как соотносился суверенитет Союза с суверените­том союзных республик. К тому же уже в 70-« годы стало ясно, что сложив­шаяся чрезмерная централизация по существу лишала союзные республики реальной самостоятельности.

На пороге 80-х годов приобрела особую актуальность дилемма дельнейшего развития советской Федерации: либо повышение самостоятельности со­юзных республик де-факто, либо признание Союза унитарным государством де - юре. Однако ни того, ни другого не произошло.

Ситуация в субъектах советской федерации со временем складывалась таким образом, что сосредоточение власти в центре вошло в противоречие с необходимостью ее децентрализации и передачи больших полномочий на мес­та. Необходимость радикальных изменений в этом направлении, хотя и осоз­навалась определенной частью партийного руководства, вовремя не была осу­ществлена, что вызывало все более недовольство национальных элит, возглав­ляющих союзные республики.

Нельзя утверждать, что вообще не было попытки реформировать совет­ский федерализм. В годы так называемой перестройки вопросы реорганизации Советского союзного государства были предметом острых дискуссий в науч­ной среде и в средствах массовой информации. В это время (коней 80-ых го­дов) были выдвинуты идеи организации республиканского хозрасчета, само­достаточности республиканских территориальных общностей, создания отно­сительно обособленных экономических организмов в пределах народнохозяйственного комплекса СССР, обеспечения республиканского экономическою суверенитета. Особенно интенсивно эти вопросы обсуждались в связи с так называемым "прибалтийским вариантом перестройки", в основе которого ле­жала концепция экономического суверенитета. "Реализация идеи экономиче­ского суверенитета, - отмечал С.В. Четко, - весьма вероятно, повлечет за со­бой серьезные изменения в существующем государственном устройстве СССР. Умеренный, условно говоря, вариант может способствовать регенера­ции федеративных связей, разрушенных в период сталинизма и не восстанов­ленных доныне, А предельно радикальный вариант, включающий установле­ние республиканских таможенных границ и введение собственной валюты и подкрепленный провозглашением республиканского гражданства, антимигра­ционной политикой, формированием собственных военных контингентов и тому подобными мерами, выдвигаемыми некоторыми прибалтийскими интел­лектуалами, может привести к установлению даже не федеративных, а конфе­деративных межреспубликанских связей, предельно облегчит превращение права республик на выход из Союза из чисто теоретического в реальную пер­спективу. Вероятность этой перспективы, - если она вообще, когда-либо про­явится, - будет зависеть от происходящих в стране сложных общественно - политических процессов, от расстановки политических сил. Однако представ­ляется достаточно очевидным, что осуществление всего комплекса политиче­ских мер создаст минимально необходимые экономические и политические предпосылки для обретения союзными республиками полной самостоятельно­сти независимых государств".

Последовавшие вскоре события полностью подтвердили правоту этих выводов и сделанного автором прогноза.

Небезынтересно отметить, что в это же время серьезному анализу сло­жившаяся в стране ситуация была подвергнута зарубежными учеными. В ча­стности издаваемый в Гааге (Нидерланды) ежеквартальный журнал "Плюрали­стические общества" ("Plural Societies") опубликовал в 1989 году ряд статей, посвященных проблемам настоящего и будущего Советского Союза. Этой же проблеме была посвящена книга "Последняя империя. Национальности и бу­дущее Советов" (под редакцией Роберта Конквеста). Некоторые авторы этой коллективной монографии предсказывали распад "советской империи". Так, в статье Терезы Раковской - Гармстоун "Национальные меньшинства сегодня: обзор" содержится вывод, что марксизм - ленинизм не является главной поме­хой для роста национализма меньшинств. Более того, она утверждала, что за последние 20 лет в Кремле не существовало консенсуса по национальному вопросу, что советским властям понадобилось более двух десятков лет, чтобы пересмотреть "псевдофедеральную конституцию". В завершении статьи она приходит к выводу, что в настоящее время все готово для межэтнического взрыва: "им нужна только искра, чтобы вспыхнуло пламя".

Столь же мрачный прогноз содержался и в статье известного французско­го политолога Александра Беннигсона "Национализм советских меньшинств в исторической перспективе".

Близкие к данным выводы были сделаны автором другой книги: "Поли­тика, общество и национальный вопрос в России Горбачева". Один из ее авто­ров - адъюнкт - профессор Колумбийского университета Александр Мотыль обратил, в частности, внимание на то, что "децентрализация побуждает мест­ные элиты преследовать свои собственные интересы. Экономическая децен­трализация в рамках централизованно управляемой социалистической федера­тивной системы объективно поощряет национализм, даже в среде ненациона­листов или антинационалистов". И чтобы сохраниться и выжить децентрали­зации должен быть положен конец. А. Мотыль выделяет три пути выхода из дилеммы "децентрализация - обратная централизация": нынешнюю федера­цию республик должна заменить жесткая унитарная система, в рамках которой будут разведены "территория" и "этнические группы"; Советская Федерация превратится в "подлинную" федерацию, в которой не будет русской гегемонии; в советскую систему должны быть внесены элементы рынка, предотвра­щавшие сверх централизацию, а, следовательно, и возникновение указанной дилеммы. Однако он отмечал, что шансов на проведение в жизнь какого-либо их этих трех сценариев нет и "финляндизация" советской империи окажется лишь вопросом времени.

Сопоставив точки зрения отечественных и зарубежных ученых, можно сделать вывод, что и те и другие видели серьезные недостатки в структуре и способах функционирования государственной власти, но этого упорно не ви­дели (или не хотели видеть) власть предержащие, что и привело, в конечном итоге, к развалу советской системы федеративных отношений и образованию новых независимых государств.

1. Основные противоречия экономического и политического развития СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

2. Противоречивость внешней политики СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

Основные противоречия экономического и политического развития СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

С отставкой Н.С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева завершает­ся процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились пре­образования. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратилась критика культа личности Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режи­ма. Вновь была ужесточена цензура. Ограничивался доступ к источникам ин­формации, 70-е -начало 80-х годов в СССР являются периодом "застоя", для ко­торого характерен умеренно-консервативный курс в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности руководства страны была разра­ботанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма", который тракто­вался как обязательный этап на пути к коммунизму. Коммунистическая перспек­тива не подвергалась сомнению, а существовавшие в обществе недостатки и кризисные явления рассматривались как результат неизбежны: в процессе его развития противоречий. Для периода застоя характерно принятие правительст­вом большого количества законов, но поскольку между этими законами и реаль­ной жизнью наблюдался существенный разрыв, эти законы никто не спешил вы­полнять. В области теории социализма господствовал догматизм; идеологи вме­сто пропаганды идеи коммунизма -осуществляют пропаганда достигнутого уров­ня социализма. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность обще­ственных организаций, но повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах продолжала оставаться под жестким партийным контролем. Начинается постепенное разложение партийно-государственного ап­парата и его смыкание с теневой экономикой. В начале 70-х годов реформа 1965 года постепенно была свернута министерствами. На рубе­же 70-х,-80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Попытки перевести промышленность на интенсивные методы закончились неудачно. Стал сокращаться приток трудовых ресурсов, увеличивались расходы на развитие оборонных отраслей, значительно отставал научно-технический прогресс. Темпы роста экономики в начале 80-х годов резко упали. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая эко­номика. Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Социалистическая экономика оказалась настолько неэффективной, что не могла обеспечить насе­ление страны всей необходимой продукцией. Образовался тотальный дефицит на большинство товаров широкого потребления. Для номенклатуры появились спецраспределители.



В стране возникает оппозиционное движение, оно состояло из движения правозащитников и движения национали­стов в республиках СССР. Правозащитники (иначе их называли диссиденты) стремились к улучшению существующей системы (в частности, выступали за со­блюдение прав человека а СССР), а позднее стали выступать за отказ от поли­тической системы страны. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации, обращения в адрес руководителей страны. Диссидентами была налажена публикация литературных произведений, запрещенных в стране. Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их са­жали в тюрьмы, психиатрические лечебницы, высылали за рубеж. Среди дисси­дентов были видные ученые и деятели культуры: физик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, историк Рой Медведев. Участники националистических дви­жений в республиках СССР выступали за сохранение национальной самобытно­сти, национальных традиций, позднее -за выход своих народов из состава СССР.

Противоречивость внешней политики СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

Единственным исключением из периода "холодной войны" явились 70-е годы (период "разрядки"). Достижение паритета СССР и США по числу межкон­тинентальных ракет заставил государства приступить к переговорам. В 1972г. был заключен договор ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число ра­кетоносителей. Затем был заключен договор ОСВ-2. В 1972г. был урегулирован вопрос вокруг Германии: ФРГ признавала ГДР, оба государства вступали в ООН. Были признаны послевоенные границы в Европе. Пиком периода разрядки яви­лось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) лидеров 33 европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы ут­верждали 10 принципов во взаимоотношениях государств - участников Совеща­ния. В конце 70-х годов между Востоком и Западом вновь усиливается противо­стояние. Смертельный удар разрядке был нанесен интервенцией советских войск в Афганистан в 1979г.

Кардинальные перемены во внешнеполитическом курсе СССР происходят в период "перестройки". М.С. Горбачев выдвигает новые принципы внешней политики: отказ от вывода о расколе мира на противоположные системы (капиталистическую и социалистическую); способ решения международных вопросов - не баланс сил двух систем, а баланс их интересов; признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Конкретные мероприятия СССР подтверждали его готовность сле­довать этим принципам: объявлен мораторий на испытание ядерного оружия, стали выводиться советские войска из Афганистана, ГДР и других стран, началась конвер­сия военного производства и сокращение вооруженных сил. СССР отказался от дик­тата по отношению к социалистическим странам. "Перестроечные" процессы в СССР привели к массовым выступлениям в этих странах за восстановление демократиче­ских свобод. Осенью 1989г. во многих странах Восточной Европы происходят "бар­хатные революции", которые устранили коммунистические правительства и способ­ствовали уничтожению социализма в этих государствах. ГДР в 1990г. объединяется с ФРГ. Социалистическое содружество распалось. Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий "холодной войны", ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.)

В годы "перестройки" М.С. Горбачева происходят коренные перемены в условиях развития производства и методах управления экономикой. Первона­чально была поставлена задача ускорить социально-экономическое развитие страны, которое могло быть следствием использования достижений науки и тех­ники, децентрализации управления, расширения прав предприятий, внедрения хозрасчета, укрепления порядка и дисциплины. В 1987г. была принята реформа в области экономики, главная направленность которой заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но несмотря на все принятые меры, кризис все больше охваты­вал народное хозяйство. В конце 80-х годов была признана необходимость раз­вития рыночных отношений. Разрешалась индивидуальная трудовая деятель­ность, создание кооперативов, широкими правами наделялись предприятия, стали появляться коммерческие и кооперативные банки, расширилось привле­чение в экономику иностранных инвестиций, на селе возникли фермерские и ча­стные крестьянские хозяйства. Но экономическая реформа не улучшила поло­жение дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства продукции, увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица, начались социальные конфликты (забастовки шахтеров). Вместо одной государственной формы собственности в стране появилось несколько форм собственности; это привело к появлению новых социальных групп населе­ния.

Кардинальные перемены в политической системе СССР начинаются с приходом к руководству КПСС М.С. Горбачева. Он осуществляет "перестройку" (1985-1991 гг.), которая привела к демократизации страны. Политика "гласности" ввела свободу слова, печати, митингов и демонстраций. Стали возникать обще­ственные движения, которые позднее переросли в политические партии. Это по­служило основой для формирования многопартийной системы в стране. Форми­рованию многопартийности способствовала отмена в 1990г. 6 статьи Конститу­ции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Начинается новый этап реа­билитации репрессированных людей и целых народов в сталинское время. Ра­дикально меняется отношение к религии и верующим людям. Создаются новые органы власти: пост президента, съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался постоянно действующий Верховный совет. Выборы в советы стали проводиться на альтернативной основе. "Перестройка" М.С. Гор­бачева привела к следующим результатам:

2. завершился советский период в развитии России и период строитель­ства коммунизма;

3.произошел распад СССР - некогда огромного многонационального госу­дарства;

4. возникло 15 самостоятельных республик, многие из которых развива­ются как демократические государства,

Распад СССР произошел в декабре 1991 года.

Российская федерация на современном этапе.

Все вопросы, стоявшие перед суверенной Россией в 90-е годы, сводились к двум крупным проблемам: вывести страну из экономического кризиса и про­должить демократические преобразования общества.

Для выхода из экономического кризиса правительство страны осуществ­ляет переход на рыночные методы хозяйствования. Объявлялось о переходе к рыночным ценам, проведении приватизации, земельной реформы с правом куп­ли-продажи земли, реформировании банковской системы и т.д. В январе 1992г. была проведена либерализация цен. Если до этого цены на все виды продукции устанавливало государство, то теперь они формировались под влиянием спроса и предложения на рынке. Либерализация имела два важных последствия: неко­гда пустые магазины стали стремительно наполняться разнообразными товара­ми, но в то же время стали очень быстро расти цены на товары и услуги: уже к концу 1992 г. они выросли в 100-150 раз (при ожидаемом уровне в 3-4 раза). На­чалась инфляция, снизился уровень жизни населения: в 1994г. он составил 50% от уровня начала 90-х годов. С конца 1992г. началась приватизация государст­венной собственности. К осени 1994г. она охватила треть промышленных пред­приятий и две трети предприятий торговли и услуг. Первый этап ее проводился на основе приватизационных чеков, бесплатно выданных всем гражданам Рос­сии; с осени 1994г. начинается второй этап приватизации - свободная купля-продажа частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу. Происходило преобразование колхозов в производственные паевые товарище­ства и фермерские хозяйства. Однако экономический кризис продолжал углуб­ляться, до конца 90-х годов производство сокращалось и только в конце 1999г. наметился небольшой подъем экономики.

В 90-е годы продолжалась демократизация России. Реальными стали пра­ва и свободы граждан, сформировалась многопартийная система, выборы стали носить реальный характер и осуществляться на основе конкуренции нескольких кандидатов на пост. Главой исполнительной власти стал избираемый всенарод­ным голосованием президент. Высшей судебной инстанцией является Конститу­ционный суд РФ.

Осенью 1993г. происходит конституционный кризис: столкновение испол­нительной и законодательной власти страны. Все недовольные проводимыми реформами в России объединились вокруг Верховного Совета РФ и выступили против президента Б. Н. Ельцина, олицетворявшего новый курс страны. 2-3 ок­тября 1993г. оппозиция организовала в Москве демонстрации, предприняла штурм мэрии и Останкинского телецентра. В столицу были введены войска, вы­ступление оппозиции оказалось подавленным, а Верховный Совет был распу­щен. Конституционный кризис осени 1993г. имел ряд последствий.

1. в России оформилась президентская республика (в отличие от парла­ментской республики);

2. произошла десоветизация страны, Советы были упразднены как органы власти; десоветизация страны, после ее декоммунизации 1991г. в результате подавления путча ГКЧП и роспуска КПСС, поставила последнюю точку в процесс разрушения коммунистического режима, советской формы власти, созданной большевиками;

3. создан новый высший законодательный орган России - Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: верхней - Совет Федерации и нижней -Государственной Думы. Уже 3 раза в Государственную Думу проводились выбо­ры (в 1993, 1995 и 1999 годах) на многопартийной основе. Победившие партии создают в Думе свои фракции, наиболее крупными из них являются фракции КПРФ, «Яблоко», ЛДПР и др.

Одной из сложных проблем внутренней политики России является нацио­нальный вопрос. Особо он обострился на Северном Кавказе. Сепаратистское движение в Чечне привело к необходимости введения федеральных войск на территорию этой республики. Результатом этого явились две чеченские войны:

в 1994-1996 гг. и в 1999-2000гт. Чеченская республика осталась в составе еди­ной Российской федерации.

Внешнеполитический курс РФ носит мирный характер, он направлен на сохранение территориальной целостности и независимости страны и на под­держание дружественных отношений со всеми странами мира. Россия добилась признания себя в качестве правопреемницы СССР в ООН, а также помощи за­падных стран в проведении курса реформ. Важное значение придается разви­тию отношений со странами СНГ (Содружество Независимых Государств), куда кроме России входит еще 11 бывших советских республик. Российское прави­тельство стремилось сохранить интеграционные связи между ними. Отношения между бывшими советскими республиками осложняются вопросами, связанными с разделом имущества бывшего СССР, неурегулированным, в некоторых случа­ях, пофаничным вопросом, а также дискриминацией русскоязычного населения в ряде республик.

Преобразования, происходящие в России в 90-е годы XX века - это по­пытка возврата на европейский путь развития после большевистского (азиатско­го) периода существования.

Материал для лекции «Современная Россия». (в процессе разработки)

Россия в конце XX - начале XXI в.