Примеры международной защиты прав человека. Международное гуманитарное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

План темы:

I. Международно гуманитарное право

1.1 Понятие «международное гуманитарное право»

1.2 Принципы международного гуманитарного права

1.3 Основные положения международного гуманитарного права

II. Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

2.1 Основные нормы международного гуманитарного права, действующие в период вооруженных конфликтов

III. Система международной защиты прав человека

3.1 Международные органы по защите прав человека

3.2 Основные механизмы, используемые международными органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека. Устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

📖 Источники современного международного гуманитарного права.

📖 Всеобщая Декларация прав человека 1948

📖 Международный пакт 1966 о гражданских и политических правах

📖 Международный пакт 1966 об экономических, социальных и культурных правах

📖 Конвенция 1979 о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

📖 Международная Конвенция 1965 о ликвидации всех форм расовой дискриминации

📖 Конвенция СНГ 1995 о правах и основных свободах человека

📖 Женевские конвенции 1949 о защите жертв войны

📖 Другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ;

Принципы международного гуманитарного права.

🔻 Равноправие и самоопределение народов

🔻 Суверенное равенство государств

🔻 Уважение прав человека

🔻 Невмешательство во внутренние дела

🔻 Обязанность государства при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами

🔻 Ответственность государства за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовая дискриминация, апартеид)

🔻 Международная уголовная ответственность индивидов

Основные положения Международного гуманитарного права.

❗️ Защита лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные;

❗️ Предоставление защиты людям, которые непосредственно не являлись участниками военных действий: гражданское население, медицинский и духовный персонал;

❗️ Предоставление защиты объектам, которые не используются в военных целях: жилые дома, школы, места отправления культа;

❗️ Запрещение применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводятся различия между гражданскими и военными лицами и объектами, и которые причиняют им значительные повреждения;

Особенности Международного гуманитарного права (встречается в ЕГЭ):

✔︎ применяется только в период вооруженных конфликтов;

✔︎ направлено на защиту личности (так же как и право прав человека);

✔︎ действует в системе правовых норм (так же как и право прав человека);

✔︎ международное гуманитарное право защищает лиц, которые не участвуют или прекратили участвовать в боевых действиях;

✔︎ нормы международного гуманитарного права вступают в действие с началом вооруженного конфликта;

Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

📝 Лица, вышедшие из строя, а так же лица, не принимающие участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность;

📝 Взятые в плен участники боевых действий (комбататы) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Нападение должно быть направлено только на военные объекты;

📝 Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях;

📝 Раненых и больных следует подбирать и им должна быть оказана медицинская помощь;

📝 Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам;

📝 Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания;

Система международной защиты прав человека.

Основные механизмы, используемые международными органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека.

✔︎ рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует;

✔︎ судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека: 1. Европейский суд по правам человека (в него может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющийся членом Совета Европы. С 1998 г. его защита распространяется на граждан РФ); 2. Межамериканский суд по правам человека ; 3. Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человека);

✔︎ процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады.

1. Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

2. Историческая справка о международном гуманитарном праве. Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

Устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

Военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

Мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

Вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

Запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

Оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914-1918 гг.) и Второй (1939-1945 гг.) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных наций (ООН). Принципы и нормы, выработанные ООН, которые составляют фундамент современного международного права, были следующие:

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Принцип уважения прав человека.

Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

3. Источники современного международного гуманитарного права относятся:

· Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,

· Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,

· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,

· Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,

· четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

· другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

4. Механизмы по контролю за соблюдением прав человека :

Рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует


Судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:

Европейский Суд по правам человека;

Межамериканский суд по правам человека;

Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества)

процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады

5. В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного Суда ООН . Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

6. Основные нормы международного гуманитарного права , применяемого в период вооруженных конфликтов:

Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

2. Научное познание. Основные особенности научного мышления .

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:

а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

б) особым (научным) языком, используемым для их описания;

в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева). На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

Видеоурок:




Лекция:


Международное право


Современный мир, характеризующийся многообразием межгосударственных отношений экономического, политического, культурного, экологического характера, безусловно, нуждается в правовом регулировании. Это регулирование обеспечивается нормами особого значения - международным правом, которое стоит над внутренним законодательством любого государства.

Основными источниками международного права являются:

    международные декларации и конвенции (к примеру, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.),

    международные обычаи (к примеру, беспрепятственный пролёт космических кораблей через воздушное пространство иностранного государства),

    международные договора,

    решения и постановления международных организаций.

Устав ООН занимает особое место среди источников международного права, в нём закреплены основные принципы :

  • гуманизм,
  • справедливость,
  • суверенное равенство государств,
  • невмешательство во внутренние дела государств,
  • нерушимость государственных границ,
  • мирное разрешение конфликтов,
  • сотрудничество государств и др.
Основными функциями международного права являются:
  • координирующая (установление стандартов поведения государств в международных отношениях),
  • регулирующая (обеспечение функционирования всей системы международных отношений),
  • охранительная (защита интересов наций и государств).

С помощью норм международного права государства устанавливают правила совместного существования в мире и общения. Каждым государством разрабатывается своя Концепция национальной безопасности, которая не может противоречить принципам и правилам международного права, также, как и внешнеполитическая деятельность государства.

Международный правопорядок обеспечивается самими государствами и деятельностью международных организаций:

    ООН – Организация Объединённых Наций, созданная для обеспечения сотрудничества государств в различных сферах межнациональных отношений;

    ЮНЕСКО – подразделение ООН по вопросам образования, науки и культуры;

    МОТ – Международная организация труда, регулирующая трудовые отношения. Также является подразделением ООН;

    Совет Безопасности ООН – поддерживающий международный мир, вводящий санкции и применяющий силу в случае возникновения угрозы со стороны какого-либо государства;

    ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека, рассматривающий дела против государств, возбуждаемые физическими или юридическими лицами;

    Международные трибуналы ООН – привлекающие к ответственности лиц, нарушивших нормы международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право


Нормы международного права главным образом действуют в мирное время. Однако на протяжении всей истории человечества происходили войны и как бы ни старались государства - члены ООН избегать их, вооружённые конфликты происходят и по сей день. Однако и во время войны права человека находятся под защитой особого раздела международного права, которое называется международным гуманитарным правом. МГП исходит из того, что даже во время войны должна быть сохранена хоть какая-то толика гуманности и берёт под свою защиту человека. Всё население страны, в которой происходит война, условно делится на сражающихся (комбатантов) и не сражающихся (некомбатантов, к которым относятся медицинский персонал, повара, обслуживающие армию, журналисты и гражданское население). Международное гуманитарное право содержит нормы защиты не только некомбатантов, но и комбатантов.

Источниками международного гуманитарного права являются Гаагская и Женевские конвенции. Гаагская конвенция была принята в 1899 и 1907 годах, она устанавливает права и обязанности воюющих сторон и ограничивает применение средств и методов войны, наносящих чрезмерные страдания и ущерб. Женевские конвенции о защите жертв войны, принятые в 1949 г. устанавливают:

  • то, что медицинские учреждения, транспорт и персонал пользуются защитой, нельзя совершать военные действия против них;
  • обязанность гуманного отношения к гражданскому населению, защита гражданских объектов (жилых домов, больниц, школ и т.д.), запрет вызывать голод среди гражданского населения;

    обязанность армии подбирать на поле боя раненных противников и оказывать им помощь;

    военнопленных нужно регистрировать и сообщать о них государству, за которое они сражались;

    запрет на применение пыток к военнопленным;

    запрет на применение оружия, способного причинить людям чрезмерные страдания;

    запрет на использование "военной хитрости", к примеру, на использование эмблемы Международного комитета Красного Креста для маскировки своего транспорта;

    многие другие правила и законы ведения войны.

Участники Женевских конвенций обязаны привлекать к уголовной ответственности лиц, нарушивших нормы международного гуманитарного права и совершивших военные преступления, к примеру, такие как:

    пытки военнопленных,

    жестокое обращение с мирным населением;

    применение запрещённого оружия,

    бессмысленное разрушение населённых пунктов,

    уничтожение культурных ценностей,

    захват заложников,

    мародёрство и др.

Рассмотрение подобных дел является компетенцией военных судов внутри государства, а также Международных трибуналов ООН. К военным преступлениям не применяется срок давности. То есть лицо, совершившее военное преступление будет привлечено к ответственности в любое время после обнаружения факта совершения преступления.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!